Что такое комментарий в сочинении
Как написать сочинение в задании С1? Часть 3
Комментарий — это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.
Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт вам свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача — понять их, расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.
Различают два типа комментария.
В любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст!
Типы информации в тексте
Комментирование предполагает умение работать с различными типами информации текста. Информация, содержащаяся в тексте, неодинакова по значимости и способу выражения. Обычно выделяют три типа текстовой информации: фактуальную, концептуальную и подтекстовую.
Фактуальная информация — это сообщение о фактах, событиях, процессах, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности.
Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. Этот вид информации раскрывает замысел писателя, рисует картину мира такой, какой он её себе представляет. Концептуальная информация не всегда ясно и чётко выражена словами. Она часто выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Более того, концептуальная информация, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.
Подтекстовая (скрытая) информация не обозначена словами, а только подразумевается. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста содержать в себе скрытый смысл.
В комментарии нас прежде всего интересует концептуальная информация, поскольку если мы и упоминаем какие-то факты из текста, то только для того, чтобы связать их с авторским видением проблемы. Если же мы воспроизводим только факты из текста, комментарий превращается в пересказ.
Выявление подтекстовой информации — авторского глубинного смысла высказывания — требует широты знаний, умения находить ассоциативные связи, проводить аналогии с другими текстами.
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы
Введение цитат в текст сочинения
В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Цитирование ради увеличения объёма работы сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли.
Однако важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит ко многим ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.
Прямая речь — это точная, дословная передача чужой речи от лица того, кто её произнёс или написал. Используя прямую речь, обращайте внимание на знаки препинания. При цитировании стихотворного отрывка «в столбик» кавычки обычно не ставятся, текст цитаты начинается с новой строки.
При цитировании «в строчку» ставятся кавычки, а текст цитаты по-мещается на той же строке: В конце стихотворения Марины Цветаевой образ рябины становится символом родины, напоминанием о том, что родина является неотъемлемой частью каждого из нас, а за многоточием скрывается целая буря невысказанных чувств: «Но если по дороге — куст встаёт, особенно — рябина. ».
Косвенная речь представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Она удобна тем, что не требует точной, дословной передачи исходного текста — достаточно сохранить общее со-держание. При замене прямой речи косвенной необходимо местоимения и глаголы в форме 1-го или 2-го лица заменить формами третьего лица.
При использовании вводных конструкций (по мнению автора, по словам Солоухина и т. п.) цитата начинается с маленькой буквы, а кавычки используются в том случае, если в высказывании нет форм 1-го лица. Например: По мысли С. Соловейчика, «успех в одной работе не проходит бесследно для другой». В любом случае не увлекайтесь цитированием! Помните, что каждая цитата должна быть уместной, т. е. служить иллюстрацией какой-либо вашей мысли.
Типичные ошибки при формулировании проблемы
Рассмотрим фрагменты из ученических сочинений, написанных по тексту Ю. Лотмана, с ошибками при комментировании проблемы.
Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману )
Что проверяет эксперт?
1) насколько полно прокомментирована проблема (выделено ли всё, что важно для понимания данной проблемы);
2) насколько верно прокомментирована проблематика исходного текста (нет ли искажений информации текста, неточностей, противоречий);
3) нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста.
Высшая оценка (2 балла) ставится, если проблема исходного текста прокомментирована верно, без искажений. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, нет.
Как писать комментарий на ЕГЭ по русскому-2022?
Алина Косова
Новость об изменениях в ЕГЭ по русскому языку взбудоражила всех этой осенью. Куда делись аргументы? Как теперь писать комментарий? Что с нами будет?
Эти и другие вопросы мучили каждого одиннадцатиклассника. Однако потом интерес к сочинению ЕГЭ немного угас – впереди Итоговое сочинение, которое полностью захватило всеобщее внимание. Но скоро уставшие ребята получат свои долгожданные «зачёты» и столкнутся с суровой реальностью: до ЕГЭ меньше полугода, подготовку откладывать больше нельзя.
Хотите круто подготовиться к экзаменам? Записывайтесь на бесплатный пробный урок в MAXIMUM! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ-2022, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и узнаете, как устроена подготовка к ЕГЭ в MAXIMUM.
И чтобы вы не сходили с ума в поисках правды о том, как же всё-таки писать этот замысловатый новый комментарий в 27-ом задании ЕГЭ по русскому языку, в этой статье я соберу для вас всю актуальную информацию, а также расскажу о мифах и легендах, которые путешествуют по просторам интернета и сбивают учеников с толку.
Мифы о том, как писать комментарий
Миф 1. Нужно писать про актуальность
Многие ученики, оформляя комментарий, используют клише про актуальность и злободневность проблемы (клише взяты из интернета):
1. Данная проблема затрагивает глубинные струны души читателя. Действительно, проблема очень серьезная. Этот вопрос довольно часто поднимается в сферах общественной жизни.
2. Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Автор затрагивает злободневную проблему, которая никого не может оставить равнодушной. Она в большей или меньшей степени касается каждого из нас.
Это комментарий? Нет!
Для эксперта это «бла-бла-бла», сплошная вода, общие фразы и ничего по делу. НИКОГДА не пишите в сочинении по русскому языку про актуальность проблемы, этого слова вообще не должно быть в вашем сочинении. Все проблемы, поставленные в текстах ЕГЭ, и так актуальны, эти фразы можно написать абсолютно к любому тексту, поэтому они не несут в себе никакой ценности, а только будут раздражать эксперта.
Миф 2. Можно списать комментарий из задания про средства выразительности
Если в комментарии вы начинаете анализировать эпитеты, метафоры и проч., будьте уверены, вы потеряете баллы. А если решите переписать текст рецензии – это гарантированный ноль, т.к. эти рецензии лежат перед глазами у проверяющих.
Миф 3. В комментарии нельзя писать номера предложений
Можно, более того, НУЖНО, чтобы проверяющий увидел чёткие отсылки к тексту. Можно оформлять примеры
Если вам говорят, что это запрещено и т.д. – это ничем не подкреплённое желание что-либо запретить, как раньше в аргументах ЕГЭ запрещали приводить «Гарри Поттера» (хотя можно было!)
Как на самом деле надо писать комментарии ЕГЭ-2022
За комментарий ставят 6 баллов. Основные его компоненты:
Если все эти 5 пунктов присутствуют в работе, ученик получает 6 баллов.
Комментарий должен быть объёмным и подробным. Допустим небольшой пересказ (особенно если пишете сочинение по художественному тексту!), но не увлекайтесь. Каждый пример должен быть раскрыт и проанализирован.
Используйте клише
По факту вы анализируете, ЧТО делает автор, чтобы донести до нас суть проблемы, заставить прочувствовать её важность.
Чтобы проанализировать примеры, можно использовать следующие клише:
Больше нет никаких секретов, премудростей, подводных камней и т.д. Остальное – дело практики. Подробный разбор комментария и примеры эталонных работ часто показывают преподаватели образовательного центра «MAXIMUM» на бесплатных мастер-классах про ЕГЭ и профориентации (на выбор). Можно зарегистрироваться и задать преподавателю вопросы прямо на вебинаре.
Однако всё то, что было описано выше, уже должно очень сильно вам помочь написать идеальный комментарий ЕГЭ на 6 баллов.
Что такое комментарий в сочинении
Копылова Татьяна Олеговна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии №209
Центрального района Санкт-Петербурга
«Павловская гимназия»
Что такое «комментарий к проблеме»?
Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблеме текста.
Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, проследил за ходом авторской мысли.
Объем комментария небольшой: трех – четырех развернутых фраз будет достаточно.
· Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?
· Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?
· Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?
· С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).
· Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.
· Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?
Требования к комментарию:
1. Комментарий должен быть написан с опорой на прочитанный текст.
2. Комментарий должен отражать ход мыслей автора исходного текста.
3. Комментарий должен связывать сформулированную проблему с авторской позицией.
4. В комментарии должно быть 2 (два) примера из предложенного текста.
Чего нельзя делать при написании комментария?
1. Нельзякомментировать проблему без опоры на прочитанный текст.
2. Нельзяпересказывать прочитанный текст.
3. Нельзяцитировать большие фрагменты из прочитанного текста.
На каком материале автор может раскрывать проблему текста?
1. Собственный жизненный опыт, наблюдения
2. Исторические факты
3. Афоризмы, пословицы, поговорки
4. Мнение авторитетной личности
5. Статистические данные
6. Литературные источники и т.п.
Комментарий выстраивается по определённой схеме:
Композиция комментария
Примеры типовых конструкций (клише)
1. Зачин
Раскрывая проблему, автор. Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни … Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений (кого с кем) … Проблема раскрывается автором на примере… и т.п.
2. Развитие
В качестве примера, подтверждающего актуальность данной проблемы, автор (ФИО) приводит. Продолжая выстраивать систему аргументов, актуальных для данной проблемы, автор говорит, … и т.п.
3. Вывод (концовка)
В заключение автор приходит к выводу. В заключение автор делает вывод о том, что.
Примерные вопросы, которые помогут написать комментарий к проблеме
Вариант 1 (по тексту публицистического стиля)
Вопросы
Образец рассуждения
1.На каких примерах автор раскрывает проблему?
Раскрывая проблему дружбы, автор размышляет над отношениями между людьми в современном обществе.
2.Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?
Иван Ильин обращает внимание на то, что настоящей дружбе сегодня часто предпочитают кратковременные бездуховные отношения.
3. Какие высказывания автора заслуживают особого внимания?
Автор с горькой иронией пишет о«дружбе злословия», «дружбе преферанса» и даже «дружбе собутыльничества»: люди случайно сталкиваются друг с другом, «подобно деревянным шарам», и снова остаются одинокими.
4.В чём значимость этих высказываний? (В чём убеждает нас автор?)
Так Иван Ильин убеждает нас в том, чтотолько истинная дружба, основанная на духовной близости, способна преодолеть одиночество человека.
Вариант 2 (по тексту художественного стиля)
Вопросы
Образец рассуждения
1.На каком примере автор раскрывает проблему?
Писатель раскрывает проблему на примеревзаимоотношений отца и сына. Автор искренне сочувствует старику-отцу, который по первому зову сына, несмотря на преклонный возраст и непогоду, отправляется в город, чтобы быть рядом, при необходимости помочь.
2.Каково отношение автора к поступку героя?
С.Турсун выражает сожалениепо поводу того, что сын не задумался о последствиях своего телефонного звонка, заставил старика волноваться и отправиться в трудный для него путь.
3. Какие чувства героев описаны автором и каким образом?
Через внутренний монолог автор передаёт целую бурю чувств, которые вызвал поступок сына в душе отца: боль, обиду, разочарование.
4.Какие слова (мысли) героев имеют особое значение?
5.В чём убеждает автор читателей?
Так автор пытается достучаться до наших сердец и напомнитькаждому из нас о необходимости беречь своих родных, заботиться о тех, кто подарил нам жизнь.
Можно выделить два типа комментария проблемы: текстуальный и концептуальный (концепционный).
Тeкстуaльный кoммeнтaрий прeдстaвляeт сoбoй oбъяснeниe тeкстa, слeдoвaниe зa aвтoрoм в рaскрытии прoблeмы.
Кoнкрeтизирoвaть сoдeржaниe кoммeнтaрия мoжнo с пoмoщью слeдующиx вoпрoсoв:
1) Кaк, нa кaкoм мaтeриaлe aвтoр рaскрывaeт прoблeму?
2) Нa чeм зaoстряeт внимaниe? Пoчeму?
3) Кaкиe имeнa (фaкты, сoбытия) упoминaeт aвтoр? Для чeгo?
4) Кaкиe эмoции aвтoрa вырaжeны в тeкстe?
5) Кaк вырaжeнo oтнoшeниe aвтoрa к изoбрaжaeмoму? В чeм этo прoявляeтся?
6) Кaкиe срeдствa вырaзитeльнoсти пoмoгaют выявить aвтoрскoe oтнoшeниe к прoблeмe?
2. При кoнцeпциoннoм кoммeнтaрии в цeнтрe внимaния интeрпрeтaция прoблeмы тeкстa, ee aктуaльнoсть, стoлкнoвeниe рaзличныx мнeний пoдaннoму вoпрoсу и т.п. Нaйди oтвeты нa слeдующиe вoпрoсы:
1) К кaкoму типу принaдлeжит этa прoблeмa? (Сoциaльнaя, филoсoфскaя, экoлoгичeскaя, нрaвствeннaя и т.п.)
2) Aктуaльнa ли этa прoблeмa в нaши дни? В чeм ee знaчимoсть для oбщeствa?
3) Кaк чaстo мы стaлкивaeмся с этoй прoблeмoй? Кaсaeтся ли oнa кaждoгo из нaс или тoлькo людeй oпрeдeлeннoгo вoзрaстa, рoдa зaнятий и т.п.?
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы
Текстовый комментарий (художественный текст)
Текстовый комментарий (публицистический текст)
Концептуальный комментарий (публицистический текст)
Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни …
Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений (кого с кем) …
Не случайно писатель изображает (кого, что)…
Поступок героя свидетельствует о том, что …
Слова (мысли) героя показывают, что …
Автор осуждает (одобряет) поступок героя …
Автор восхищается (чем, кем)…
Автор сочувствует своему герою …
Симпатии автора на стороне …
Так автор пытается достучаться до наших сердец…
Автор вложил глубокий смысл в слова …
Проблема раскрывается автором на примере…
В качестве примера автор рассматривает …
Автор заставляет читателя задуматься над …
Автор текста обращает внимание на…
Автор вспоминает случай, когда …
В размышлениях автора звучит мысль о том, что …
Автора заинтересовала мысль о том, что …
Автор убеждён в том, что …
Автор разделяет мнение (кого)…
Автор упоминает о том, что …
Автор предупреждает читателей о том, что…
Автор не на шутку встревожен (чем)…
Особое удивление автора вызвано тем, что …
Автор искренне восхищён (огорчён) (чем) …
Автор приводит нас к выводу о том, что…
Не случайно автор завершает текст …
По мнению автора, …
Проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.
Данная социальная (нравственная и т.п.) проблема имеет многовековую историю.
Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).
Как и большинство из нас, автор считает, что …
Вопреки мнению большинства автор считает, что …
Автор полемизирует (с кем)…
Автор подробно рассматривает …
Автор обращает наше внимание на …
Автор убеждает нас в том, что…
Автор (что делает?)
Введение цитат в текст сочинения.
В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Цитирование ради увеличения объёма работы сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли.
Однако важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит ко многим ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.
Используемые материалы:
Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» Легион, 2012
Как написать комментарий в сочинении ЕГЭ по русскому языку?
Что такое комментарий к проблеме?
Комментарий пишется именно по той проблеме, которую выбрали вы. В текстах ЕГЭ можно выделить от двух проблем. Обычно их гораздо больше. Комментарий неодинаков для каждой их них, хотя пишется по одному и тому же тексту. Способ формулировки проблемы не влияет на комментарий.
Требования к комментарию
Баллы за комментарий к проблеме исходного текста ставятся в соответствии с критериями оценивания сочинения.
1. Комментарий должен быть написан по исходному тексту (из КИМа).
2. При комментировании ученик должен указать не менее двух примеров, важных для понимания проблемы. Примеры берутся из исходного текста.
3. Комментарий не должен содержать фактических ошибок: экзаменуемый должен правильно интерпретировать содержание текста.
При правильном выполнении выполнении всех пунктов можно получить три первичных балла.
Но! Если ученик изначально неправильно выделил проблему, комментарий оценивается нулем баллов.
С чего начать писать комментарий?
Следует добиться полного понимания текста. Нужно прочитать его еще несколько раз, подчеркивая важные факты, высказывания, события, поступки. Именно они и будут примерами из исходного текста.
Задайте себе несколько вопросов:
1. Что пытался сказать автор, написав данный текст?
2. Как я понял, что он придерживается именно этой точки зрения?
3. О каких фактах, событиях, историях упомянул автор? Зачем он это сделал? Почему это важно?
Клише для написания комментария
Вспомогательные фразы для написания комментария и других частей сочинения приведены на странице с шаблоном. Они нужны в силу ряда причин. Во-первых, чтобы не переходить на пересказ. Во-вторых, чтобы помогать эксперту проверять сочинение. В-третьих, чтобы сохранять логичность формулировок, разбавляя предложения словами-связками. Ниже приведем список некоторых фраз.
Нам важно выделить, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМИ СПОСОБАМИ автор показал читателю.
Объем комментария
Примеры комментариев в сочинениях ЕГЭ
Советы по написанию комментария
Подготовка к ЕГЭ. Пишем комментарий к проблеме текста.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Возникает вопрос, с чего начать работу по подготовке учащихся? Прежде всего, учащиеся должны хорошо представлять, что от них требуется.
Сначала внимательно читаем задание 27.
«. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. »
Что такое комментарий?
В качестве комментария можно использовать:
Структура комментария
1) Пример-иллюстрация из текста.
2) Пояснение примера.
3) Пример-иллюстрация из текста.
4) Пояснение примера.
5) Смысловая связь между примерами.
6) Анализ смысловой связи.
является проблема, сформулированная учащимися. Комментируя проблему, следует привлекать информацию из текста, значимую для раскрытия данной проблемы (предложения, абзацы, ключевые слова, метафорические словосочетания и т.д.) Однако комментарий не должен сводиться к пересказу
■ выбрать части текста, связанные со сформулированной проблемой;
■ отобрать в тексте конкретный текстовый материал (цитаты, микротемы) для двух примеров-иллюстраций;
■ написать пояснения: что делает автор? для чего? с какой целью? как данный конкретный пример связан с проблемой? и т.п.
■ выявить связь между примерами-иллюстрациями:
■ объяснить, как взаимодействуют эти примеры-иллюстрации, помогая понять авторское отношение, его позицию, характер и поведение героя и т.п.
Комментарий зависит от стиля текста, поэтому комментировать тексты того или иного стиля надо по-разному. Сначала задайте вопросы:
На каких примерах автор раскрывает проблему?
Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему?
Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость?
Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
Как автор строит рассуждение?
Какие использует аргументы? Какие приводит примеры? В чём их значимость?
Кого цитирует автор? Зачем? В чём значимость этих цитат?
Какие мысли автора заслуживают особого внимания? Почему?
Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
1.Чтобы перейти от проблемы к комментарию, необходима логическая подводка Можно начать комментарий так: «Размышляя над поставленной проблемой, автор. «. Логическая подводка нужна для того, чтобы рассуждение выглядело последовательным и связанным.
2. Под примером-иллюстрацией понимается отражение проблемы исходного текста в привлечённом текстовом материале (в цитате, во фрагменте текста, в указании на его сюжетный элемент), т.е. комментируется содержание. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.
Пример-иллюстрация №1 Можно вставлять цитаты, но следует избегать чрезмерного цитирования. Не нужно включать в кавычки два или одно длинное предложение. Достаточно выписать несколько слов, которые важны для понимания проблемы. Можно вообще не цитировать предложения из текста. Но тогда следует указать на номера предложений, откуда вы берёте эпизод.
Пример-иллюстрация №2 Другой эпизод, который тоже раскрывает проблему. Он не должен быть из того же абзаца, что и первый пример.
Ø В центре внимания автора случай…
Ø Писатель изображает (кого? что?)
Ø Герой говорит: «цитата»
Ø Следует обратить внимание на слова (поступки, мысли) героя…
Ø Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…
Ø Симпатии автора на стороне героя, который…
Ø Автор делает акцент на том, что…
Ø Автор рассматривает проблему на примере…
Ø Автор раскрывает проблему, описывая….
Ø Проблема раскрывается автором на примере (чего?)
Ø Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…
Писатель не случайно приводит слова (кого?) «цитата».
Ø Автор разделяет (не разделяет) мнение (кого?), который утверждал: «цитата».
Ø Публицист спорит (с кем? и почему?)
Ø Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что (и почему?)
Ø Особого внимания заслуживает мысль автора о том, что… (и почему?)
Ø Автор сопоставляет (что? – разные точки зрения…)
3. Пояснение к примеру-иллюстрации
• Цель пояснения : выявить смысл авторского
• какого-либо приёма в тексте,
Главное – ответить на вопросы, анализируя содержание обоих примеров:
зачем? с какой целью? по какой причине? для чего? почему? чем вызвано…? чем объясняется…? какая связь между…?
Пояснением к примерам-иллюстрациям из текста художественного стиля могут стать разъяснение смысла, оценка, анализ
Ø мотивов поведения героя (-ев);
Ø монологов (в том числе внутренних), диалогов;
Ø их личностных особенностей;
Ø взаимоотношений с окружающими;
Ø внутреннего состояния;
Ø отношения к себе и к миру и т.д.
Пояснением к примерам-иллюстрациям из текста публицистического стиля могут стать разъяснение смысла, оценка, анализ
Ø фактов, мнений, настроения автора,
его комментариев и размышлений;
Ø авторских аргументов, доводов;
Ø различных точек зрения на проблему;
Ø авторских (и не только) высказываний и т.п
Ø Автор, как мне кажется, не случайно обращает внимание на… (поведение героя, его поступки…на диалог героев)
Ø Поступок героя, на мой взгляд, свидетельствует (показывает)…
Ø Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…
Ø Эти события, на мой взгляд, писатель описывает, чтобы…
Ø Мне кажется, поступок героя позволяет понять, что…
Ø Писатель, как мне кажется, хочет сказать, что…
Ø Этот пример, думаю, показывает, что…
Ø Смысл высказывания, на мой взгляд, заключён в том, что…
Ø Эти слова, я уверена, убедительно доказывают, что…
Ø Я думаю, этим примером писатель хотел показать, что…
Ø Приведённые слова, думается, содержат глубокий смысл: (какой?)
Что такое смысловая связь между частями текста? Чтобы написать о связи между микротемами, нужно знать, какой эта связь бывает:
Приёмы, которые могут лежать в основе смысловой связи.
Как определить вид связи
сопоставительная или противопостави-тельная
(В тексте сравнительная (сопоставительная, противопоставительная связь помогает понять характер героя (явления, события и т.д), его состояние или мотивы поведения;
настроение, эмоции героя; чувства, мысли героя или автора;
авторскую оценку героя, предмета или явления и т.п.)
Возникает в том случае, когда смыслы примеров-иллюстраций сравниваются, сопоставляются или противопоставляются друг другу.
Какие события (факты) сравниваются (сопоставляются, противопоставляются) и почему? Как это помогает понять проблему текста?
Что противопоставлено в примерах?
С чем и почему это сравнивается (сопоставляется)?
В чем автор видит сходство (различие) сопоставляемых (противопоставляемых) явлений? и т.д
В этом противопоставлении (сопоставлении) особо ярко можно увидеть (что?)…
Если сопоставить поведение героев, то (пояснить, к каким выводам можно прийти)…
Сопоставляя (противопоставляя) эти события, нельзя не отметить, что (раскрыть своё видение роли этой смысловой связи) ….
Сравнивая эти события (факты), нельзя не увидеть, что…
Противопоставляя факты, автор подчеркнул главное: (что именно и зачем?)
Сопоставляя (поведение героев, разные мнения, точки зрения и т.п.)…, автор обращает внимание (на что и зачем?)…
Пояснительная, уточняющая (Эти виды смысловых отношений дают возможность получить полную, исчерпывающую информацию о чём-либо; при этом пояснительные отношения как бы расшифровывают и уточняют идею первого примера.
Уточняющая связь – это переход от более широкого понятия к более узкому, а пояснительная – это обозначение одного и того же понятия другими словами.)
Второй пример-иллюстрация поясняет, иллюстрирует, характеризует, описывает, оценивает, дополняет, уточняет то, о чём говорится в первом примере-иллюстрации
Как и для чего автор поясняет (иллюстрирует, характеризует, описывает, оценивает, уточняет то, о чём говорится в первом примере-иллюстрации)?
Чем это событие (поступок, действие, факт) можно объяснить?
Какими примерами автор подтверждает сказанное?
Что это даёт для понимания сформулированной проблемы текста?
Что можно привести в качестве подтверждения?
Как содержание второго примера помогает лучше понять содержание первого?
Что нового вносит содержание второго примера в понимание первого?
Продолжая свою мысль, автор уточняет, детализирует (что и зачем?)…
Это событие (характеристика, поступок, поведение и т.п) дополняет (как?) представление о…;
Эти примеры иллюстрируют (что и для чего?)….
Уточняя сказанное, автор (что делает и зачем?)…
Эта ситуация поясняет, уточняет (как?) содержание предложения… (указать номер первого примера-иллюстрации) и помогает понять (что и каким образом?)…
Автор…. разъясняет (дополняет, уточняет) (что и зачем?) :…
Эти виды смысловых отношений дают возможность получить полную, исчерпывающую информацию о чём-либо; при этом пояснительные отношения как бы расшифровывают и уточняют идею первого примера.
Уточняющая связь – это переход от более широкого понятия к более узкому, а пояснительная – это обозначение одного и того же понятия другими словами.
Причина и следствие представляют собой логическое единство. При этом под причиной понимается явление, обстоятельство, обусловливающее другое явление или действие, которое называется следствием. Причинно-следственная связь — это сцепка причин, событий и последствий, к которым все это привело.
Почему это произошло?
Что стало причиной события (поступка, поведения и т.п.)?
В силу чего это случилось?
Что из этого следует?
Какие последствия повлекло это событие?
Как это повлияло на дальнейшие события?
Что из этого, по мнению автора, следует?
К чему это привело (приведет)?
Как это сказалось (скажется) на дальнейшем ходе событий?
Эти примеры называют причины, по которым…
Причиной такого поведения является…
Следствием такого отношения к окружающим стало…
(указать результат и пояснить свой вывод)
Этот пример помогает увидеть последствия эгоистичного отношения к миру: (что и как изменилось?
Как сказалось на судьбе героя (-ев), событиях и т.п.)
1. Наиболее лёгкий для написания приём – это приём противопоставления, то есть приём контраста или приём антитезы. Поэтому, после прочтения текста, необходимо посмотреть, есть ли в нём противопоставления (поступков героев; разных точек зрения; разного отношения к одному и тому же явлению, разных временных отрезков, социальное неравенство и т.д.). Если есть, то можно писать комментарий к проблеме, основываясь на приёме противопоставления (мужество // трусость; роскошь // бедность и т.п.)
2. Если противопоставления нет, посмотрите приём аналогии или сопоставления: сравнивается ли одно с другим, похожи ли сравниваемые предметы // явления // действия?
3. Если этих приёмов нет, смотрите приёмы подтверждения, выделения, причинно-следственную связь. Думайте, как вы будете строить свой комментарий к проблеме.
4. Потом, если не нашли вышеуказанных приёмов, попробуйте при внимательном чтении текста найти детали. Не забывайте, что не всё, о чём пишет автор, является деталью.
1) деталь интерьера,
3) деталь предметная (указание на вещь);
4) деталь бытовая (указывает на обстановку, жилище, вещи, мебель, одежду, гастрономические предпочтения, обычаи, привычки, вкусы, склонности действующего лица);
5) деталь портретная – изображение внешности героя.
1) состояние внутреннего мира героя,
2) движения мысли, помыслы, желания,
3) страхи, фобии, мании.
Запомните: Указания на него приём, лежащий в основе ваших примеров-иллюстраций, не должен «падать с потолка». вы должны сделать в комментарии к проблеме.
5. Проанализировать смысловую связь – это значит определить, как связаны по смыслу приведённые примеры-иллюстрации, выяснить ЗНАЧЕНИЕ этой связи для понимания сформулированной проблемы!! В этом учебном году за смысловую связь выпускники могут получить два балла. Что из этого следует? Во-первых, надо не только глубоко отразить мысль, но и объёмно её оформить.
Алгоритм выявления смысловых связей между примерами-иллюстрациями
В соответствии с формулировкой проблемы и авторской позицией
а) найти смысловые отношения между частями текста: сравнительные, противопоставительные, сопоставительные, причинно-следственные, целевые, условные и др.;
б) вычленить в этих частях примеры, отражающие (иллюстрирующие) сформулированную проблему;
в) продумать, как выбранная смысловая связь помогает понять, раскрыть, прояснить проблему, авторскую позицию, характер героя и т.п.;
в) сформулировать высказывание, указав и проанализировав смысловые отношения между найденными примерами-иллюстрациями.
Текст для работы
. На фотографии Иван Михайлович кажется серьезным, даже суровым. Это и понятно — снимок-то сделан для заводской Доски почета. А мне прислан по уговору. Должен же врач узнать, так ли заметен след от хирургической операции на лице пациента. Фотографию бережно храню. Она нередко обращает мою память к Ивану Михайловичу.
В пятиместной палате койка его стояла напротив другой, несколько дней пустовавшей. И если кто-либо обращал внимание на нее, Иван Михайлович неизменно повторял: «Так слава Богу, как говорится, одним больным на свете и поменьше. » Сам он после операции, а оперировали его дважды, мог лежать в постели три-четыре дня. Остальные проводил в заботах. Нет, не о себе, а о соседях. Особенно много внимания он уделял Алеше — парнишке в большой гипсовой повязке. Ухаживал за ним, как нянечка. И всем другим в палате помогал: умоет тех, кто пока сам не может этого сделать, чаем свежезаваренным напоит, грелку нальет, кому понадобится, одеяло поправит, у кого сползет. Взял он на себя множество хлопот, которые обычно входят в обязанности младшего медицинского персонала.
Благодаря Ивану Михайловичу Алеша прямо-таки переродился. Войду в палату — он, подражая Ивану Михайловичу, теперь улыбается, приветливо говорит «доброе утро». Закончу осмотр, определю более сложный комплекс гимнастических упражнений —«спасибо» скажет. Раньше такой общительности за ним не замечалось.
Больница в избытке вмещает в себя страдания многих людей, и умерить их способен не только врач, но и больной человек, окажись среди них хотя бы один с сердцем отзывчивым, как у Ивана Михайловича. Постепенно и у других досада на болезнь начнет сглаживаться.
Все же пришел тот день, а вернее ночь, когда долго не занятая в палате койка понадобилась. На нее положили молодого мужчину — моряка, накануне вернувшегося из длительного плавания. Он куда-то торопился, вскочил на ходу в вагон, сорвался с подножки и ногой попал под колесо. Дежурные хирурги несколько часов боролись с травматическим шоком, а когда вывели больного из тяжелого состояния, ампутировали ему раздробленную голень. Медицинская сестра не отходила от него до самого утра. Иван Михайлович весь остаток ночи провел без сна и во многом помог сестре. Притихшими нашла я своих подопечных на утреннем обходе.
— У нас пополнение. Вот Володя поступил, несчастье-то какое произошло. — нарушил тишину Иван Михайлович, поднимаясь со стула и направляясь к двери, где я продолжала стоять, ориентируясь, какой след оставила здесь бессонная ночь.
Повязка на лице Ивана Михайловича сбилась, глаза выражали усталость. Остальные лежали молча, уткнувшись головой в подушку. Алеша забыл поприветствовать меня. А Володя словно застыл. Он смотрел в одну точку и вряд ли что видел или слышал. Остывший завтрак стоял на тумбочке нетронутым.
Я говорила слова утешения, призывала его собрать все силы, чтобы пережить горе. Называла имена известных людей, перенесших подобную трагедию, но сумевших подняться над ней, рассказывала о солдатах с тяжелыми ранениями, полученными на фронтах Великой Отечественной войны, изувеченных, но определивших для себя место в жизни. Повернул ко мне лицо Володя: высокий лоб, большие глаза. Красивый парень! Сказала ему об этом.
Еле слышно ответил: «Что делать, на протезе ходить буду. » В этот момент я внезапно вспомнила одно давнее дежурство в клинике. Мне, начинающему хирургу, пришлось ампутировать обе голени крепкому, богатырского сложения моряку, тоже очень молодому. После операции полдня проплакала, так жалко было его. Тогда я еще плохо разбиралась в целительной силе доброго слова. Позднее поняла, что, идущее от души, оно действует лучше многих успокоительных лекарств. А слезы врача — разве они больному человеку могут помочь?
Постоянно при осмотре и перевязках сестры и врачи старались, как могли, утешить Володю. Я заходила в палату по несколько раз в день.
Теперь уже не могу вспомнить точно, когда в палате появились первые приметы восстановленного покоя. Алеша снова начал произносить «доброе утро», и все обитатели палаты вторили ему. Однажды утром, войдя к ним, сразу обратила внимание на стол. Из простенка он был передвинут к кровати Володи. Иван Михайлович расставил на нем какие-то вкусные припасы. Глаза его с лукавой хитринкой будто говорили: «Смотри и любуйся». Я смотрела и любовалась. Готовился завтрак в честь окончательного появления у Володи радости жить.
Опираясь ладонями на край накрытого стола, на котором лежали и бумажные салфетки с зеленой каемочкой (трогательный намек на домашний уют), Иван Михайлович произнес слова, простые и мудрые:
— Что я Володе-то говорю. Живой остался, вот и ладно. Парень молодой, собой пригожий, специальность есть и морская, и земная. Протезы ноне делают, паря, — от здоровой ноги не отличишь. Живи, говорю, да радуйся всему, что на свете белом есть. Нечего горевать. Что случилось, не воротишь. Летом приедешь к нам в Устюг Великий. Отдохнуть у нас можно. А невесты-то у нас до того хороши, что нигде таких, паря, нету.
— Иван Михайлович все верно говорит. Он так много сделал для меня в эти тяжелые дни. А жениться к Вам в город приеду, Иван Михайлович,— приподнявшись на локти и весело улыбаясь, добавил Володя. Чтобы вот так улыбнулся он, сколько было всего переговорено в пятиместной палате за долгие дни, вечера, а, может быть, и ночи. И слова Ивана Михайловича показались мне в то утро более значимыми для Володи, чем все мои. Он поверил в себя снова. Как повезло ему, что имел он возможность в беде своей оказаться рядом с Иваном Михайловичем.
* Надежда Ивановна Батыгина (1919-1990) – хирург, кандидат медицинских наук, писатель.
Пример сочинения по тексту
К1 Формулировка проблемы. Надежда Ивановна Батыгина (1919-1990) – хирург, кандидат медицинских наук, писатель – рассуждает в тексте над проблемой доброты, над тем, какое влияние она оказывает на человека.
К2. Проявление милосердия и доброты мы можем рассмотреть на примере отношения к людям Ивана Михайловича.
1 пример-иллюстрация. Герой произведения, несмотря на то что вот-вот перенёс операцию и не до конца восстановился в силах, помогает своему соседу по палате, заботится о нём, «ухаживая за ним, как нянечка» Благодаря стараниям Ивана Михайловича Алёша смог переродиться.
Пояснение. Этот пример показывает, как проявление доброты может помочь человеку преобразиться после пережитых несчастий и болезней.
2 пример- иллюстрация. В качестве второго примера рассмотрим случай, когда в палату поселили нового больного. Мужчина попал ногой под колесо, после чего ему её пришлось ампутировать. Володе было тяжело пережить это горе, он был потерян. И тогда Иван Михайлович обратился к нему с простыми и мудрыми словами поддержки. Разговаривал с больным так, будто никакой трагедии не произошло, тем самым помог вернуть ему радость жить, заново обрести смысл жизни. То, что казалось непреодолимым горем, стало неприятностью, с которой можно жить
Пояснение. Этот пример показывает, как правильно сказанные добрые слова могут творить чудеса, исцеляюще воздействовать на человека.
Смысловая связь. Оба фрагмента текста тесно связаны между собой. Сопоставляя эти два примера, делаем вывод, что такое качество характера как доброта обладает огромной силой, способной помочь человеку в трудные моменты жизни.
К3 Позиция. Позиция автора ясна. Проявление доброты оказывает благотворное влияние на людей, помогает преодолевать жизненные невзгоды
К 4. Отношение к позиции автора + обоснование
Невозможно не согласиться с мнением автора, ведь человеческая доброта способна излечить душевные раны, помочь найти в себе силы жить и бороться, искать выход из сложных ситуаций. В подтверждение своей мысли приведу пример из художественной литературы. Так в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», является символом доброты и жертвенности. Она жалеет и поддерживает всех: отца-пьяницу, мачеху, сводных братьев и сестер. Своей добротой Соня спасает Раскольникова. Она пробудила в нем совесть, помогла исцелить душевные раны и вернуть желание жить.