Что такое комическая ситуация
Юмор, комические ситуации
«Организую ужин при свечах. Чубайс».
Юмор вызывает у людей положительные эмоции, сопровождаемые смехом и экспрессией, что самым благоприятным образом сказывается на восприятии рекламы, способствует положительной оценке рекламного сообщения и обеспечивает хорошее его запоминание.
А иногда положительные эмоции от удачной «смешной» рекламы настолько сильны, что люди испытывают потребность рассказать о ней другим людям, стремятся, чтобы другие тоже это увидели.
Юмор, как правило, предполагает или необычное, нестандартное сюжетное развитие, или неожиданный ход мысли,способность увидеть оттенок смешного в обыденной ситуации.
Отличным примером последнего могут быть одностишия (В. Вишневский и другие): «Да нет, до свадьбы он у нас не заикался», «И вновь я не замечен с Мавзолея», «Ах, вы не спонсор?! Положите вилку!», «Попробуй суп, не бойся! Есть лекарства».
Смешное, комичное, забавное улучшает, гармонизирует отношение человека к окружающему миру, позволяет ему избавиться от негативных эмоций: гнева, страха, вины, раздражительности. Для рекламы, которая обрушивается на потребителя в огромных количествах, все это имеет очень важное значение. Заставьте человека засмеяться – и он уже, как минимум, не будет злиться, раздражаться, что в нашем деле очень и очень желательно.
Сюжетный юмор. Он хорошо подходит для теле- и радиорекламы, где есть пространство для развития сюжета. Вариации здесь будут такие: неожиданная развязка («Деньги могут заморозить» и «Ты вообще в чем-нибудь уверен?» – от «БиЛайн», «Ладно, не благодари» – «Тюнс», «Ты где был? Пиво пил» – «Толстяк»); случайный, неожиданный эффект(реклама «с днем жестянщика» от «БиЛайн», открытие теории относительности – пиво «Пит»).
Персонажный юмор. Если сюжетный юмор связан с развитием определенной сюжетной линии, то речь идет о персонажном юморе. Он акцентируется на некотором комическом образе, который вызывает смех. Иногда бывает так, что к этому привлекают известные смеховые фигуры.
Уже известные и очень популярные персонажи
Например, в английской смеховой культуре это Мистер Бин – личность выдающаяся как по числу глупейших ситуаций, в которых он оказывается, так и по оригинальности всех тех методов, с помощью которых он из этих ситуаций выкручивается.
В России несколько лет идет реклама «Балтимор» с привлечением комиков Олейникова и Стоянова, знакомы всем и привлечения ОСП-студии к рекламам «Снежной королевы». А в печатной рекламе я встречал использование персонажей Л. Ярмольника, М. Задорнова и М. Евдокимова.
Карикатурные комичные персонажи
Например, «Масяня» Олега Куваева или «Петрович» Андрея Бильжо. Подчеркну, что речь идет именно о тех персонажах, которые изначально ориентированы на смех.
Расчет здесь крайне прост: раз эти персонажи вызывают большое количество позитивных эмоций, то их присутствие в рекламе неизбежно будет вызывать положительные эмоции у потребителя, а сам товар – «наследовать» эмоциональные переживания, паразитировать на них.
Можно не только создавать новые персонажи, но и эксплуатировать старые: например, в рекламе пива «Три медведя» использованы мультиплицированные персонажи – Никулин, Вицин и Моргунов, а в рекламе обувных магазинов Монро –персонажи из мультсериала «Простоквашино».
А об этом следует поговорить особо. Глобальная смена рекламной парадигмы последних десятилетий: от суперменов и «мисс Вселенных» – к смешным дурачкам и клушам – базируется сразу на нескольких причинах.
Во-первых, по мере того как увеличиваются информационные нагрузки на потребителя, возрастает важность умения ему «запомниться». А необычный, да еще и смешной образ очень хорошо этому способствует.
Во-вторых, в рекламе идет смена приоритетов с иррациональных мотивов увещевания на рациональные. Человеком не движут одни только сексуальные инстинкты и неосознанные желания, как это предполагал Фрейд.
От психоаналитического подхода реклама медленно подходит к социально-психологической, рационально-поведенческой и коммуникативной моделям мотивов поведения потребителей и соответствующим влияниям на них.
В-третьих, это переход рекламы от попыток подсознательного внушения – к социальному манипулированию, от зомбирования – к научению, от программирования – к влиянию и побуждению.
Реклама стала менее иррациональной и более инструментальной, а разница между рекламой прошлого и рекламой настоящего примерно такая же, как разница между «филиппинской хирургией» и нейрохирургической операцией.
Образ придурка не раздражает и часто вызывает добрый смех. И если фотомодельные тела с кожей, более гладкой, чем поверхность холодильника, могут провоцировать в человеке комплекс неполноценности и ущербности (я таким никогда не буду), то придурок такого рода эмоций никогда не вызывает, даже наоборот, позволяет человеку самоутвердиться и почувствовать себя возвышенным.
Каждый придурок – уникален и неповторим, чего не скажешь о хромированных красавцах и красавицах, заполонивших экран и которых не отличишь одного от другого. Придурка вы легко запомните. Придурок не раздражает. Придурок часто вызывает добрый смех. Его не упрекнешь в фальши и искусственности, он естественен и прекрасен своей придурковатой внешностью и манерами. Ему легче поверить. С ним легче почувствовать себя героем. Он вызывает положительные эмоции и придает обыденным ситуациям комический оттенок. На него почти невозможно разозлиться. С ним мир становится чуточку краше и добрее.
Придурок завоевал свое место под рекламным солнцем, и, по видимости, в дальнейшем его «удельный вес» в общей массе рекламных сюжетов будет только увеличиваться. Вам не следует понимать это как руководство к действию (то есть убирать из своей рекламы Клаву Шиффер и ставить на ее место Дуньку Подгузникову), но подумать об этом стоит обязательно.
Примеры: «А мужики-то не знают!» (пиво «Толстяк»); «Сколько вешать в граммах?!» (сеть «БиЛайн»); «Выгоднее всего разговаривать бесплатно» («БиЛайн»); «Ты что, опух?» (батончик «Финт»); сцена у примерочной в магазине одежды «Рондо»; Леня Голубков (МММ) и т.д.
Экспрессивная реклама. В буквальном ее значении – предъявление зрителю эмоции и ее экспрессивного выражения. Классический пример этому – хохочущий мужик, говорящий о «смешных ценах». Другой вариант: это эмоции радостного удивления – «ух ты!», «ах!», «вау!».
Эмоциональные всплески у человека всегда спонтанны, непроизвольны. По своей природе они иррациональны, то есть почти не имеют отношения к познавательной сфере человека: их трудно понимать, их можно только переживать непосредственно. Не имея причин для радости или не понимая их, человек пытается понять, с чем они могут быть связаны, а раз понять их сложно или невозможно, то он очень быстро впадает в противоположные чувства – недоумение, раздражение и враждебность.
Это первая очень большая проблема экспрессивной рекламы. И отсутствие явных причин для восторгов и веселья, надуманный повод для смеха и восхищения – «отличный» способ вызвать в человеке строго противоположные чувства.
Вторая проблема экспрессивной рекламы – это неискренность и фальшь. Эмоция – самый чуткий детектор лжи, с ним не сравнятся никакие логические умозаключения. Поэтому в экспрессивной рекламе степень искренности должна быть максимальной. Можно врать в доводах, аргументах, фактах – но только не в эмоциях. Эмоции всегда должны быть естественными и искренними – и лишь тогда они будут заразительными.
Третья проблема экспрессивной рекламы – это отождествление смеха с продавцом. «Люди не покупают у клоунов», как заметил на этот счет Клод Хопкинс. Смех может вызывать товар, смех может вызывать рекламный персонаж и комическая ситуация, это нормально. Но если сам продавец становится комиком, то для рекламы это уже точно не смешно.
Урок 3. Виды и приемы комического
Неплохо шутить в принципе может любой человек. Но мастером юмора можно назвать только того, кто умеет использовать его в разных формах и применять разные приемы, ведь это позволяет быть более гибким, подстраиваться под любую ситуацию, грамотно вставлять «красное» словцо, попадая прямо «в точку» и никого при этом не задевая.
Наверное, именно по этой причине уже в Древней Греции зародилось комическое как философская категория, которая обозначает эстетически и социально значимое и культурно оформленное смешное. Тогда проблема комического подробно рассматривалась философом Аристотелем, а позже – А. Шопенгауэром, А. Бергсоном, З. Фрейдом, В. Г. Белинским, М. М. Бахтиным, В. Я. Проппом, Ю. Б. Боряевым, А А. Сычевым, А. В. Дмитриевым и другими исследователями.
К области комического можно отнести гротеск, сарказм, иронию, юмор, сатиру и другие виды. Кроме того, оно может проявлять себя во множестве жанров и видов искусства, таких как фельетоны, комедии, скетчи, буффонады, карикатуры, частушки и т.д. Выражается комическое и в каламбурах, шутках, анекдотах. Нередко возникает само по себе во всевозможных ошибках, описках, опечатках, оговорках и недоразумениях.
Далее мы рассмотрим основные виды комического, наиболее часто встречающиеся в жизни и искусстве, а также приведем примеры для каждого вида, а затем расскажем о наиболее популярных комических приемах, которые легко использовать в повседневной жизни, и дадим упражнения на их отработку.
Содержание:
Виды комического
Ниже вы узнаете, что такое:
Обо всем по порядку.
Шутка
Шуткой называют короткий текст или фразу юмористического содержания. Она может иметь различные формы, например, байки, вопроса или ответа. Почти всегда у шутки есть концовка (кульминационный момент), заканчивающая повествование и делающая его забавным.
Анекдот
Лев гуляет по лесу. Встречает жирафа:
— Эй, длинношеий! Кто самый храбрый в лесу?
— Ты, лев!
Лев довольно улыбнулся и идет дальше.
Видит зебру:
— Эй, полосатая! Кто самый красивый в лесу?
— Конечно ты, лев!
Лев, гордый, пошел дальше.
Видит слона:
— Эй, длинноносый! Кто самый умный в лесу?
Слон берет льва хоботом, перебрасывает через свою спину и зашвыривает в болото. Лев вылазит, отряхивается от тины и говорит:
— Ну зачем же так нервничать? Мог бы просто сказать «Я не знаю».
Ирония
Ирония – это использование слов в отрицательном смысле, противоречащем буквальному, в результате чего внешне позитивные высказывания приобретают отрицательный подтекст. Также иронией нередко называют насмешку или даже издевку. Смысл иронии состоит в том, что объекту или ситуации приписываются отсутствующие черты, чтобы почеркнуть это отсутствие. Ирония позволят придать отрицательный или комический характер чему или кому-либо. Кроме того, выделяют антииронию и самоиронию. В самоиронии человек смеется над самим собой, а в антииронии отрицательный посыл предполагает обратный, т.е. позитивный подтекст.
Оксюморон
Оксюморон называют также «умной глупостью», т.е. сочетанием несочетаемых (противоположных по значению) слов. В искусстве часто используется, чтобы создать стилистический эффект.
Пародия
Пародия представляет собой подражание чему-либо известному для создания смешного эффекта. Можно пародировать поведение известных людей, игру актеров, исполнение музыкантов, привычки, речь, мимику, жесты и т.д. В искусстве распространены пародии на музыку, живопись, литературные произведения.
Сатира
Сатира является своеобразным комическим пафосом, суровым обличением и высмеиванием отрицательных явлений в жизни, социальных и человеческих пороков. Иногда сатира бывает несмешной. Юмор же в сатире применяется для того, чтобы сатирическое произведение не воспринималось как прямая критика или проповедь недостатков. Есть несколько разновидностей сатиры: устная, театральная, литературная и графическая.
Сарказм
Сарказмом называют едкие, злобные и язвительные насмешки, желчные замечания, злую иронию над чем-либо порочным и низменным. Как правило, сарказм (как и сатира) высмеивает людские пороки и серьезные злодеяния, особенно совершаемые чиновниками, политиками и высокопоставленными лицами.
Графика
Графика – это особая форма комического, отличающаяся от письменного и устного его выражения. Самыми распространенными видами комической графики являются комиксы, шаржи и карикатуры. Грамотная комическая графика, в частности политическая, направлена на повышение социального самосознания и гражданской ответственности, выявление политических симпатий и антипатий.
И, подводя итог разговору о видах комического, несколько слов об остроумии и юморе.
Остроумие
Остроумием называется любое произведение комического – сам акт творения юмора, анекдота, шутки, сатиры и т.д. Комического не может быть без остроумия. Об остроумии мы подробно побеседуем в следующем уроке, а пока лишь заметим, что оно позволяет человеку шутить, чтобы суть была выражена всего в одной фразе, причем так, чтобы и добавить было нечего. Остроумие отличается наличием шутки, но отсутствием презрения, а также краткостью. Но одной лишь краткостью «остроты» не добиться, т.к. она достигается посредством использования неожиданной мысли.
Юмор можно понимать в двух значения. Первое – это само понимание комического, т.е. способность узнавать и демонстрировать смешное. А второе – это мягкая снисходительная, письменная или устная критика. Юмор предполагает наличие веселости и безобидной насмешки, он не связан со злобой и ехидством, как, например, сарказм или сатира. Маска смешного в юморе скрывает под собой серьезное отношение к объекту смеха, которое не сводится только к одному смешному. Истинные юмористы воспринимают юмор как изящество ума, которое несет добро; отражение творческих способностей интеллекта. Для истинного юмора характерно чувство прекрасного, способность видеть в обычном необычное, высокий вкус, чувство меры, наблюдательность и креативность.
Исходя из этого, и чувство юмора следует воспринимать как способность к пониманию юмора и восприятию смешного; как эмоциональное, интеллектуальное, эстетическое и моральное чувство. Из-за своей редкости тонкое чувство юмора всегда на вес золота, однако его можно и нужно развивать и воспитывать.
Рассмотренных нами видов комического вполне достаточно, чтобы понять, насколько широка и многогранна эта тема. Но в любом случае эта информация носит чисто теоретический характер, ведь любая форма смешного выстраивается на применении ряда специальных приемов, а это уже практика. Поэтому следующим пунктом нашего урока и станут приемы комического.
Базовые приемы комического
Базовые приемы комического необходимы для того чтобы создавать так называемые образы явлений, порождающих смешное. Ниже мы приведем наиболее распространенные приемы, использующиеся в комическом творчестве:
комическая ситуация
Смотреть что такое «комическая ситуация» в других словарях:
ситуация — (от лат. situatio положение) совокупность определенных условий, обстоятельств, в которых развивается конфликт. Ситуация зависит от общественных отношений, противоречий, столкновения стремлений, взглядов, намерений. Характер противоречий… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
комический — ая, ое 1) Относящийся к комедии; комедийный. Комическая опера. Комический сюжет. Пятым и последним обитателем убежища был комический актер Михаленко (Куприн). Антонимы: траги/ческий 2) Смешной, забавный, полный комизма. Комический жест … Популярный словарь русского языка
Цирк — I м. 1. Вид искусства, включающий в себя выступления акробатов, эквилибристов, жонглёров, клоунов, дрессированных животных и т.п. 2. разг. Цирковое представление. 3. перен. разг. Комическая ситуация, смешное событие. II м. 1. Помещение с… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Цирк — I м. 1. Вид искусства, включающий в себя выступления акробатов, эквилибристов, жонглёров, клоунов, дрессированных животных и т.п. 2. разг. Цирковое представление. 3. перен. разг. Комическая ситуация, смешное событие. II м. 1. Помещение с… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
КИНО — КИНО, нескл., ср. 1. То же, что кинематография. Звуковое к. Документальное к. 2. То же, что фильм (во 2 знач.) (прост.). Показывают к. 3. То же, что кинотеатр (разг.). Построено новое к. Сходить в к. 4. перен. Смешное событие, комическая ситуация … Толковый словарь Ожегова
ЦИРК — ЦИРК, а, муж. 1. Вид искусства, объединяющий выступления акробатов, гимнастов, клоунов, эквилибристов, дрессировщиков, фокусников, музыкальных эксцентриков. Традиции русского цирка. 2. Зрелищное предприятие, помещение, где даются представления с… … Толковый словарь Ожегова
Фарс — (франц. farce, латин. farsa) один из комических жанров средневекового театра. В VII веке в церковной латыни farsa (farsia) обозначало вставку в церковном тексте (Epistola cum farsa, Epistola farsita и пр.), позже эти вставки стали обычны в… … Литературная энциклопедия
ГЛУБОКИЕ РОДСТВЕННИКИ — ГЛУБОКИЕ РОДСТВЕННИКИ, СССР, Одесская киностудия, 1980, цв. Лирическая новогодняя комедия. В основе сюжета комическая ситуация, сложившаяся между мужем и женой (оба мечтают о новой семье), которая находит свое благополучное разрешение в… … Энциклопедия кино
Эльфы у Шекспира — Содержание 1 Характеристика 2 «Сон в летнюю ночь» 3 «Ромео и Джульетта» … Википедия
Пэк — Пак, Пук, или Пэк (Puck, Niss Puck, у датчан Pokker) в фольклоре фризов, саксов и скандинавов лесной дух (ср. леший у славян), пугающий людей или заставляющий их блуждать по чаще. Он также считается аналогом домового (Hauskobold), так как, по… … Википедия
КОМИЗМ
Смотреть что такое «КОМИЗМ» в других словарях:
КОМИЗМ — (от греч. komos – «деревенский праздник») означает прежде всего – по тому действию, которое он производит на чувства, – наглядный забавный контраст безобидного свойства. Напр.: высокий полный мужчина, говорящий фальцетом. То, что содержит комизм … Философская энциклопедия
Комизм — Комизм ♦ Comique Искусство вызывать смех. Различают несколько типов комизма: фарс (смех над глупостью или глупый смех); каламбур (смех над явлениями языка); комизм характера (смех над человечеством); комизм ситуации (смех над… … Философский словарь Спонвиля
КОМИЗМ — (фр.). Оттенок смешного в предмете, что либо несообразное в нем. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОМИЗМ оттенок смешного в чем либо. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
КОМИЗМ — КОМИЗМ, комик, см. комедия. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
комизм — Нет в сл. Комисм. Булгарин. В каждой сцене есть непременно персонаж, который в ней владычествует (протагонист) и которому должны помогать, так например, если цель сцены растрогать зрителя, то не должно смешить его неуместным комизмом. 1867. Е.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КОМИЗМ — КОМИЗМ, а, муж. Комическая сторона, комическое, смешное в чём н.; юмор. К. положения. Рассказ не лишён комизма. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
комизм — сущ., кол во синонимов: 1 • юмор (32) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Комизм — м. Комическая сторона чего либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
комизм — комизм, комизмы, комизма, комизмов, комизму, комизмам, комизм, комизмы, комизмом, комизмами, комизме, комизмах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Комизм — Аллегория комедии, Карл Ванло, 1752. Комедия (греч. κωμωδία, от греч. κῶμος, kỗmos, «праздник в честь Диониса» и греч. ἀοιδή/греч … Википедия
Комизм
Аристотель определял комедию как «подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде» («Поэтика», гл. V).
Содержание
К числу видов комедии относятся такие жанры, как фарс, водевиль, интермедия, скетч, оперетта, пародия. В наши дни образцом такого примитива являются многие комедийные кинофильмы, построенные исключительно на внешнем комизме, т. е. комизме положений, в которые персонажи попадают в процессе развития действия.
Различают комедию положений и комедию характеров.
Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) — комедия, в которой источником смешного являются события и обстоятельства. Классическими примерами комедии положений являются пьесы «Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше, «Комедия ошибок» Уильяма Шекспира.
Комедия характеров (комедия нравов) — комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, т. е. высмеивает все эти человеческие качества. Классический пример — «Тартюф» Мольера.
Известные комедии
См. также
Ссылки
Изобразительное • Музыкальное • Повествовательное • Комбинированное
Полезное
Смотреть что такое «Комизм» в других словарях:
КОМИЗМ — (от греч. komos – «деревенский праздник») означает прежде всего – по тому действию, которое он производит на чувства, – наглядный забавный контраст безобидного свойства. Напр.: высокий полный мужчина, говорящий фальцетом. То, что содержит комизм … Философская энциклопедия
Комизм — Комизм ♦ Comique Искусство вызывать смех. Различают несколько типов комизма: фарс (смех над глупостью или глупый смех); каламбур (смех над явлениями языка); комизм характера (смех над человечеством); комизм ситуации (смех над… … Философский словарь Спонвиля
КОМИЗМ — (фр.). Оттенок смешного в предмете, что либо несообразное в нем. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОМИЗМ оттенок смешного в чем либо. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
КОМИЗМ — КОМИЗМ, комизма, мн. нет, муж. Смешная, комическая сторона человека, действия или какого нибудь происшествия. Весь комизм положения заключается в том… Комизм игры актера. С большим комизмом он передразнивал своего начальника. || Свойство вызывать … Толковый словарь Ушакова
КОМИЗМ — КОМИЗМ, комик, см. комедия. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
комизм — Нет в сл. Комисм. Булгарин. В каждой сцене есть непременно персонаж, который в ней владычествует (протагонист) и которому должны помогать, так например, если цель сцены растрогать зрителя, то не должно смешить его неуместным комизмом. 1867. Е.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КОМИЗМ — КОМИЗМ, а, муж. Комическая сторона, комическое, смешное в чём н.; юмор. К. положения. Рассказ не лишён комизма. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
комизм — сущ., кол во синонимов: 1 • юмор (32) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Комизм — м. Комическая сторона чего либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
комизм — комизм, комизмы, комизма, комизмов, комизму, комизмам, комизм, комизмы, комизмом, комизмами, комизме, комизмах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов