Что такое колоратура в музыке

Колоратура

Литература : Goldschmidt H., Die italienische Gesangsmethodedes 17 Jahrhunderts, Breslau, 1890, 1892, его же, Die Lehre von der vokalen Ornamentik, Bd 1, Charlottenburg, 1907, Kuhn M., Die Verzierungskunst in der Gesangmusik der 16 und 17. Jahrh., Beiheft 7 der Publikationen der Internationalen Musik-Gesellschaft, Lpz., 1902, Medicus L., Die Koloratur in der italienischen Oper des 19. Jahrhunderts, Z., 1939 (Diss.); Hausswald G., Instrumentale Zьge im Belcanto des 18. Jahrhunderts, KongreЯ-Bericht, Bamberg, 1953, Wolfl H. Chr., Die Gesangsimprovisation der Barockzeit, там же.

Полезное

Смотреть что такое «Колоратура» в других словарях:

КОЛОРАТУРА — (ново лат., от лат. color). Украшение или фигурация в мелодии, при пении. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОЛОРАТУРА в пении означ. украшение мелодии, состоящее из ряда возвышающихся тонов;… … Словарь иностранных слов русского языка

Колоратура — (итал. coloratura украшение) совокупность орнаментальных приёмов в вокальной музыке, прежде всего в классической опере, особенно итальянской и французской опере периода барокко (XVII XVIII вв.), классицизма (вторая половина… … Википедия

колоратура — См … Словарь синонимов

КОЛОРАТУРА — КОЛОРАТУРА, колоратуры, мн. нет, жен. (итал. coloratura) (муз.). 1. Украшение вокальной партии технически трудными пассажами, руладами, трелями. 2. Способность, свойство голоса воспроизводить такого рода технические пассажи. У этой певицы хорошая … Толковый словарь Ушакова

КОЛОРАТУРА — (итал. coloratura букв. украшение), быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении (чаще у сопрано), содержащие ряд звуков малой длительности … Большой Энциклопедический словарь

КОЛОРАТУРА — КОЛОРАТУРА, ы, жен. (спец.). Быстрые, технически трудные пассажи 2 в пении. | прил. колоратурный, ая, ое. Колоратурное сопрано. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Колоратура — украшение вокальной партии пассажами, руладами и всякимимелизматическими фигурами, дающими возможность певцу выказать своютехнику. К. получила свое начало в Италии, и развилась в XVII, а вособенности в XVIII ст. В первой половине XIX ст. очень… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Колоратура — (итальянское coloratura, буквально окраска, раскрашивание), быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении (чаще у высокого сопрано). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

колоратура — ы, ж. муз. Быстрые, технически трудные виртуозные пассажи в вокальной партии, содержащие ряд звуков мелкой длительности. Исполнение колоратуры. Импровизация колоратуры. Родственные слова: колорату/рный Этимология: От итальянского coloratura… … Популярный словарь русского языка

КОЛОРАТУРА — раскрашивание вокальной мелодии быстрыми пассажами, трелями и другими орнаментальными приемами. Колоратура характерна для итальянской оперы 18 и начала 19 вв., когда голос трактовался скорее как музыкальный инструмент, нежели как средство… … Энциклопедия Кольера

КОЛОРАТУРА — По итальянски «coloratura» значит украшение. Украшения в музыке это виртуозные пассажи, трели и другие похожие на них «музыкальные орнаменты», которые расцвечивают основную мелодию арии или реже романса. Как правило, колоратуры встречаются в… … Музыкальный словарь

Источник

Колоратурное сопрано: определение, разновидности, примеры

Все привыкли слышать термин «сопрано», который характеризует высокий женский голос. Чем же отливается колоратурное сопрано от обычного? Попробуем разобраться.

Колоратура

Что такое колоратура в музыке. Смотреть фото Что такое колоратура в музыке. Смотреть картинку Что такое колоратура в музыке. Картинка про Что такое колоратура в музыке. Фото Что такое колоратура в музыке

Органично исполнять колоратуры могли только легкие и подвижные высокие голоса, которые и стали называться «колоратурными». Нередко исполнение колоратурных партий доверяется такому голосу, как колоратурное меццо-сопрано. Реже музыкальные «орнаменты» встречаются в партиях для низкого голоса. В частности, в «Севильском цирюльнике» Россини одна из арий дона Базилио украшена множественными музыкальными «узорами».

Что такое «колоратурное сопрано»?

Что такое колоратура в музыке. Смотреть фото Что такое колоратура в музыке. Смотреть картинку Что такое колоратура в музыке. Картинка про Что такое колоратура в музыке. Фото Что такое колоратура в музыке

Например, классическое сопрано простирается от ноты «ля» малой октавы до ноты «фа» третьей октавы. Это гибкие легкие голоса, отличающиеся тем самым «блеском» и «переливами». Но существует также драматический высокий голос, который отличается более плотным насыщенным звуком. Можно даже сказать, что он звучит «тяжело», а наиболее красивым и богатым является средний регистр. Верхние ноты драматическое сопрано может брать только на форте.

Лирико-драматический высокий голос соединяет в себе особенности и лирического, и драматического сопрано. Лирическое сопрано звучит задушевно, исполнение верхних нот достаточно гибкое, может происходить с различной силой звука.
Колоратурное сопрано отличается большой виртуозностью в верхних регистрах. Обладатель такого голоса замечательно справляется с исполнением различных украшений, форшлагов и трелей.

Разновидности колоратурного сопрано

Что такое колоратура в музыке. Смотреть фото Что такое колоратура в музыке. Смотреть картинку Что такое колоратура в музыке. Картинка про Что такое колоратура в музыке. Фото Что такое колоратура в музыке

Существует также колоратурное сопранодо – самый высокий женский голос. Большой плюс для обладателя такого голоса – это возможность виртуозно исполнять скачки, а также арпеджио и пассажи, украшенные трелями и форшлагами. В целом этот голос может напоминать слушателю такие инструменты, как скрипка или флейта.
Помимо этого, к колоратурному сопрано также применяют классификацию «драматического» или «лирического» голоса.

Колоратурное сопрано: примеры

Что такое колоратура в музыке. Смотреть фото Что такое колоратура в музыке. Смотреть картинку Что такое колоратура в музыке. Картинка про Что такое колоратура в музыке. Фото Что такое колоратура в музыке

Колоратурные украшения часто используются для того, чтобы подчеркнуть холодность и колкость создаваемого образа. Так, например, поступил Моцарт, работая над образом Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта». Колоратурным сопрано обладали такие мировые оперные дивы, как Антонина Нежданова, Мария Каллас, Амелита Галли-Курчи, Рената Тебальди.

Источник

Что такое колоратура в музыке

Во франц. опере, где музыка, как правило, тесно связана с метром текста, К. нашла ограниченное применение и использовалась гл. обр. в связи со спец. задачами («Лакме»). В нем. опере К. приобретает существенное значение лишь в отд. сочинениях («Волшебная флейта»; «Оберон» Вебера). В течение длительного времени композиторы избегали применять К. Это было связано с влиянием художеств. концепции Р. Вагнера, осудившего К. как элемент «недраматический». Лишь в 20 в. в творчестве Р. Штрауса, возродившего нек-рые оперные формы 18 в., К. вновь становится важным выразит. средством («Ариадна на Наксосе»). Она встречается и в нек-рых оперных сочинениях представителей новых художеств. течений 20 в. («Лулу» А. Берга). Прекрасные образцы глубоко оправданного и осмысленного использования К. имеются в рус. операх («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Глинки, «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» Римского-Корсакова).

В сов. музыке качественно новую трактовку К. получила в концерте для колоратурного сопрано с оркестром Р. М. Глиэра. Здесь она связана с песенно-романсовыми интонациями, в ее орнаментальных узорах претворены черты иск-ва народов Востока, где встречаются своеобразные формы К. (напр., у армянских и азербайджанских ашугов).

Виртуозные пассажи и мелизмы (украшения) в пении. В опере колоратура применялась наиболее широко в 17-19 вв., прежде всего, в итал. школе бельканто. Хотя иногда комп. выписывали все пассажи в партитуре, певцы часто предпочитали импровизировать сверх написанного автором. Нередко эти колоратуры утрачивали худ. значение, превращаясь в самоцель. Наиболее характерные и лучшие образцы колоратурных партий можно найти в соч. Россини, Доницетти, Беллини, отчасти Верди (на ранних этапах его тв-ва). Во франц. и нем. школах, где большее значение имело декламационно-речитативное начало, колоратура встречается реже (напр., партия Лакме в одноим. оп., партия Царицы ночи) и выполняет специфические художественные задачи авт. Колоратурные партии встречаются и в рус. оп. (Руслан и Людмила, Золотой петушок и др.). Развитие оп. в конце 19 в. и нач. 20 в. (во мн. проходившее под влиянием Вагнера, не признававшего колоратуру) привело к почти полному исчезновению колоратуры. Однако в тв-ве Р. Штрауса, особенно в соч., где он использует элементы стилизации, вновь появляется колоратура как худ. прием (партия Зербинетты в «Ариадне на Наксосе»). Колоратурные партии исп. преим. соп. и меццо (хотя в оп. 17-18 вв. колоратура применялась даже в партиях басов-буффа). Среди наиболее выдающихся певиц, мастеров колоратуры, в 19 в. Патти, Курц; в 20 в. Штрайх, Сазерленд (сопрано); Супервиа, Хорн, Бартоли (меццо, преим. в оп. Россини) и мн. др.

Источник

Значение слова «колоратура»

Что такое колоратура в музыке. Смотреть фото Что такое колоратура в музыке. Смотреть картинку Что такое колоратура в музыке. Картинка про Что такое колоратура в музыке. Фото Что такое колоратура в музыке

1. Виртуозные, технически трудные пассажи и мелодические украшения в вокальной партии.

2. Способность голоса легко исполнять подобные пассажи, рулады. Певица с хорошей колоратурой.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Чаще всего колоратура использовалась в партиях для высоких голосов, прежде всего сопрано — первоначально в исполнении певцов-кастратов, а затем для высокого, так называемого колоратурного сопрано в исполнении женщин. Среди характерных образцов оперных партий с широким использованием колоратуры — партии Царицы Ночи в «Волшебной флейте» Моцарта и Лючии в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти. Красочными и чрезвычайно сложными колоратурами изобилуют оперные арии эпохи барокко (Гендель, Вивальди, Кальдара и др.). В период своего расцвета колоратуры широко использовались композиторами в партиях, предназначенных для любого другого певческого голоса помимо сопрано: женского контральто, меццо, мужского тенора, баритона и даже баса, — в частности, колоратура богато представлена в басовых партиях Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини и Осмина в «Похищении из сераля» Моцарта.

Революция в оперном жанре второй половины XIX века, связанная с именами позднего Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини и особенно Рихарда Вагнера, практически вывела колоратуру из активного композиторского употребления, и в дальнейшем она появлялась преимущественно в произведениях, так или иначе связанных со стилизацией (такова, в частности, партия Цербинетты в «Ариадне на Наксосе» Рихарда Штрауса).

В XX веке и по настоящее время, в связи с возникновением и популяризацией аутентичного исполнительства музыки эпохи барокко, к числу голосов, исполняющих колоратуры, прибавился и контратенор, который в рассматриваемом случае исполняет мужские сопрановые партии.

КОЛОРАТУ’РА, ы, мн. нет, ж. [ит. coloratura] (муз.). 1. Украшение вокальной партии технически трудными пассажами, руладами, трелями. 2. Способность, свойство голоса воспроизводить такого рода технические пассажи. У этой певицы хорошая к.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

колорату́ра

1. муз. украшение вокальной партии виртуозными пассажами, руладами и мелизматическими фигурами, а также способность голоса исполнять подобные пассажи ◆ Как правило, колоратуры встречаются в произведениях, написанных для самого высокого, легкого и подвижного женского голоса — колоратурного сопрано.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое колоратура в музыке. Смотреть фото Что такое колоратура в музыке. Смотреть картинку Что такое колоратура в музыке. Картинка про Что такое колоратура в музыке. Фото Что такое колоратура в музыкеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: желтолицый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Колоратура

Что такое колоратура в музыке. Смотреть фото Что такое колоратура в музыке. Смотреть картинку Что такое колоратура в музыке. Картинка про Что такое колоратура в музыке. Фото Что такое колоратура в музыкеЧто является предметом гордости исполнителя-виртуоза? Конечно, технические приемы, которые сложно исполнять – а звучат они очень эффектно, производя неизгладимое впечатление на публику. Можно сказать, что именно здесь проходит та опасная грань, за которой искусство утрачивает свою глубинную сущность и превращается в некое подобие спорта, но поистине велик тот музыкант, который сумеет вовремя остановиться, не перейдя ее, но продемонстрировав свою технику во всей красе. В вокальной музыке категория виртуозности весьма близко соприкасается с понятием колоратуры. Что такое колоратура, и почему она на протяжении веков имеет такое колоссальное значение для певцов? Ведь даже один из женских голосов носит название «колоратурное сопрано».

Словом «колоратура» или «фиоритура» обозначают мелизмы и пассажи, украшающие вокальную партию (различие между этими терминами – впрочем, не принципиальное – заключается в том, что слово фиоритура иногда употребляется (хотя и сравнительно редко) по отношению к инструментальной музыке, а колоратура – только к вокальной). Оба этих слова имеют итальянское происхождение, и первое происходит от слова «coloro» («окрашивать» или «приукрашивать»), а второе буквально означает «цветение». Речь идет о тех приемах музыкальной орнаментики, которыми «приукрашивают» и «расцвечивают» мелодическую линию. Подобные приемы присутствовали еще в тех вокальных жанрах многоголосной музыки, которые родились и развивались в Средневековье и в эпоху Ренессанса: мотет, шансон, мадригал и другие. Уже в то время у колоратур находились противники, утверждавшие, что они мешают восприятию текста. Никто не призывал полностью отказаться от колоратур, но ими старались не злоупотреблять – в каждом фрагменте музыкального произведения их старались использовать только в одном из голосов. Особенно осторожно подходили в этом плане к басовому голосу, составляющему прочную основу музыкальной ткани.

С рождением оперы такая практика пришла и в этот жанр – и здесь для «украшательства» раскрылся еще более широкий простор: ведь в опере на первый план выступил солирующий певец! Правда, термин «колоратура» вошел в обиход не сразу – например, употреблялось слово «диминуция», что в переводе с французского языка означает «размельчение». Применительно к музыке это подразумевает «раздробление» основных звуков, составляющих мелодию, на группы более мелких длительностей, причем зачастую эта «почетная обязанность» возлагалась на самого исполнителя. Правда, некоторые композиторы все-таки выписывали колоратуры – так поступил, например, Стефано Ланди в опере «Смерть Орфея» – но все же чаще всего их импровизировали певцы (как правило, в среднем разделе арий da capo), причем делали это решительно все – от кастратов до басов, но со временем установилась традиция связывать колоратуры преимущественно с высокими голосами.

Разумеется, не обходилось и без преувеличений: импровизация колоратур превращалась в самоцель, в способ демонстрации техники, чуть ли не в трюкачество, заслоняющее собою образное содержание произведения. Вероятно, это вызывало недовольство композиторов, но ничего поделать было нельзя – «королями» были певцы. Они довольно долго продолжали изощряться в импровизации колоратур, пока в XIX столетии Джоаккино Россини не «навел порядок» в этой области. Знаменитый итальянский композитор в своих операх начал точно выписывать все мелизматические украшения – и теперь исполнители должны были не импровизировать их, а точно выполнять указания композитора. Не всем современникам это пришлось по душе – известны случаи, когда Россини во время репетиций требовал, чтобы певцы исполняли его музыку, а не свою собственную (например, импровизация фиоритур Аделиной Патти в арии Розины из «Севильского цирюльника» привела композитора в такое негодование, что он не мог успокоиться несколько дней). Впрочем, певцы могли не стараться, измышляя что-то свое – в вокальных партиях, написанных Россини, вполне достаточно колоратур, сложных для исполнения и завораживающих публику своим блеском.

Когда композиторы «брали в свои руки» колоратуры, оказывалось, что их можно использовать не только ради украшения и «спортивного интереса», но и для выражения чувств героев. Вспомним «Лючию де Ламмермур» Гаэтано Доницетти – именно вокальные сложности передают предельное, нездоровое возбуждение героини в сцене безумия. Появляется колоратуры и в русской опере – именно они делают такими загадочными и ирреальными образы Снегурочки и Волховы в операх Николая Андреевича Римского-Корсакова.

И все-таки колоратура ассоциируется прежде всего с итальянской оперой – во Франции, в Германии и Австрии ее использовали несравненно реже, хотя и там мы можем встретить некоторые образцы («Лакме» Лео Делиба во Франции, «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта в Австрии). Но кто абсолютно отвергал колоратуры, так это Рихард Вагнер, рассматривавший их как нечто «недраматическое». Под его влиянием колоратура уходит из оперы – но возвращается в стилизациях под музыку былых времен (например, в партии Цербинетты в «Ариадне на Наксосе» Рихарда Штрауса). И даже в ХХ веке не были забыты выразительные возможности колоратуры – достаточно вспомнить «Лулу» Альбана Берга. А публику блестящее исполнение колоратур сегодня восхищает не меньше, чем в XVII или XIX веке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *