Что такое коллекция марок
Филателия
Молодые жители постсоветского пространства не застали того филателистического бума, который наблюдался на всем протяжении советской истории, вплоть до начала 1990-х гг. Ушли в прошлое заполненные покупателями магазины «Филателия». Кардинально изменились принципы почтовой связи. Почтальоны с тяжелыми, набитыми до отказа сумками не снуют по улицам городов и сел. В почтовом отделении уже никто не поставит сургучную печать на посылку или бандероль. Неповторимый аромат раскаленного сургуча заменили безликие штрих-коды. А лизнуть марку перед наклеиванием на конверт или открытку… Разве не об этом мечтали дети ХХ века? Тратили отложенные на мороженое 10 копеек на покупку новой марки с таинственной надписью «МОНГОЛ ШУУДАН».
O tempora! O mores! На смену клубам юных филателистов пришли клубы юных финансистов.
Итак, что же такое филателия? Кто такой филателист? Почему еще несколько десятилетий назад филателистом был чуть-ли не каждый второй житель нашей страны? Да и в мире их было немало. А сегодня филателия по факту – забытое хобби. Попробуем разобраться.
Итак, филателией называется изучение почтовых марок и других артефактов, связанных с почтовой доставкой. Термин «филателия» также относится к коллекционированию этих предметов.
Соответственно, филателистом называется коллекционер почтовых марок и других артефактов почтовой связи (почтовых сцепок, блоков, листов, оттисков почтовых штемпелей, почтовых наклеек, бланков, формуляров, конвертов, карточек и т.д.). При этом филателист является не просто собирателем знаков почтовой оплаты и других почтовых материалов, но и отчасти специалистом, изучающим предметы своего коллекционирования, их историю, технологию производства, особенности художественного оформления, символику и др. Он оформляет коллекцию в рамках выбранного направления по определенным принципам филателии.
Слово «philatelie» придумано одним из первых в мире коллекционеров марок, французом Жоржем Эрпеном, который изобрел его путем составления двух греческих слов «φιλος» и «ἀτέλεια», то есть «любовь» и «то, что не облагается налогом». Смысл такой «любви» к чему-то, что освобождено от налогообложения, объясняется следующим образом: почтовая марка позволяла получателю получить письмо бесплатно, что делало его не облагаемым налогом. До появления почтовых марок именно получатель письма оплачивал все почтовые сборы. У слова «филателия» даже есть свой день рождения – 15 ноября 1864 года. В этот день во французском журнале «Коллекционер почтовых марок» была напечатана статья Жоржа Эрпена «Крестины», где автор предложил называть собирательство почтовых марок придуманным им словом «филателия».
Первые почтовые марки для предварительно оплаченных почтовых отправлений письменной корреспонденции были выпущены в Великобритании в 1840 году. Они были детищем сэра Роуленда Хилла (1795-1879 гг.), который успешно предложил использовать почтовые марки в своей брошюре «Реформа почтового дела: ее важность и практическая польза», опубликованной в 1837 году.
В то время почтовые расходы во многом определялись пройденным расстоянием и весом письма, но Хилл аргументированно доказал, что основная стоимость корреспонденции заключалась в обработке и сортировке, а не в доставке. Далее Хилл отметил, что, поскольку большинство писем проходило по почте без оплаты, а почтовые расходы должны были быть оплачены из своих средств получателем при получении корреспонденции, почта несла серьезные убытки, так многие получатели отказывались оплачивать доставленные им письма. Хилл предложил радикальное изменение: предоплату всех почтовых отправлений и доставки почты на любое расстояние в пределах Великобритании по фиксированной ставке, которая, по его мнению, составляла 1 пенни за каждые 1\2 унции веса письма (15,55 г). Оплата письма должна подтверждаться наклейкой особой марки, которая гасится штампом при его доставке, чтобы исключить этим ее повторное применение.
При поддержке Министерства финансов Великобритании Хилл организовал производство конвертов с предоплатой и клейких почтовых марок для тех, кто желает использовать свои собственные канцелярские принадлежности. Конверты с предоплатой перестали использоваться почти сразу из-за их нелепого дизайна, но почтовые марки имели ошеломительный успех. В начале мая 1840 года в продажу поступили марки черного цвета ценой в один пенни («Черный пенни») и марки синего цвета ценой в два пенни («Синий двухпенсовик»). На обеих марках был изображен портрет королевы Виктории.
Ранние почтовые марки печатались на листах бумаги без каких-либо, как бы мы сказали сейчас, лайфхаков, для их удобного отделения друг от друга. Это требовало использования канцелярского ножа или ножниц. Чтобы избавиться от этого неудобства в 1854 году Британский почтовый департамент внедрил в массовое производство почтовых марок перфорационную машину, изобретенную Генри Арчером.
Марки авиапочты, используемые для писем, перевозимых по воздуху, были впервые выпущены Италией в качестве эксперимента в 1917 году, а первый регулярный выпуск начался год спустя в Соединенных Штатах. Первая памятная марка была выпущена Новым Южным Уэльсом (Австралия) в 1888 году в ознаменование 100-летия основания этой британской колонии.
Коллекционирование марок требовало не только каталогов, но и специальных аксессуаров для хранения и изучения марок. Уже во второй половине XIX века начался выпуск альбомов для филателистической продукции, специальных пинцетов и увеличительных приспособлений. Для измерения зубцов марок в 1880 году французским коллекционером Жаком Амаблем Леграном была изобретена специальная линейка-зубцемер. Измерение перфорации и сегодня является важным для точной идентификации почтовых марок. Для этого выпускаются специальные механические и электронные зубцемеры.
Марки, выпущенные между 1840 и 1875 годами, в настоящее время являются одними из самых ценных в мире из-за их редкости и исторического значения. Например, уникальная, известная в единственном экземпляре, розовая марка Британской Гвианы 1856 года ценой в 1 цент была продана в 1970 году на аукционе за 280 000 долларов. Ныне она оценивается в 9,5 млн долларов.
Таких марок известно не более ста экземпляров. Нередко они попадали в неприятные криминальные истории из-за своей редкости и высокой стоимости. Ведь цена на «Перевёрнутую Дженни» может достигать одного миллиона долларов.
Если в 1921 было выпущено всего три серии почтовых марок, то в 1950-1980-х гг. ежегодно выпускалось в среднем уже около 150 почтовых марок. В 1985 году во Всесоюзном обществе филателистов состояло более 200 тысяч опытных коллекционеров, объединенных в 2 тысячи первичных организаций. Такое же число пионеров занималось в 3,5 тысячах клубов юных филателистов. А количество незарегистрированных советских коллекционеров подсчитать и вовсе не представляется возможным. Филателия была признана общественно полезным делом, сочетающим увлеченность, разумный отдых и расширение кругозора.
С развалом СССР, а затем и с широким распространением электронных видов связи, начался спад интереса к филателии. Место бумажных писем, как средства коммуникации между людьми, заняли мобильная связь и электронная почта. Резко снизилось количество коллекционеров марок. Сегодня Союз филателистов России насчитывает только 70 отделений, объединяющих около 50 тысяч коллекционеров. В последние несколько лет средний ежегодный выпуск российских почтовых марок составляет примерно 120-150 позиций.
Особенности и правила коллекционирования марок
Коллекционирование — это увлекательное и интересное занятие, в которое вовлечены и взрослые и дети. Одним из наиболее популярных видов коллекционирование является филателия, которая связана с собиранием и изучением знаков почтовой оплаты. К таким знакам относят: почтовые марки, сцепки, блоки, оттиски почтовых штемпелей, наклейки и т. д. Коллекционирование марок является наиболее популярным направлением филателии. У этого занятия, помимо его увлекательности, есть еще одно преимущество — дешевизна, так как почтовые марки, по сравнению с теми же монетами, являются не такими дорогостоящими. Из-за этого филателией может увлекаться даже школьник.
Альбом для коллекционных марок
Как начать коллекционирование?
Человек, собирающий почтовые знаки, называется филателистом. Как же можно стать коллекционером?
1) Приступить к коллекционированию почтовых марок несложно, главное — знать, как это начать. На начальном этапе можно ознакомиться с необходимой информацией об основах филателии — найти необходимые сведения можно на специализированных электронных ресурсах, в частности, на тематических форумах коллекционеров. На начальном этапе вовлечения в филателию не мешает приобрести несколько почтовых марок, тем самым начав их коллекционирование. Совершить покупку можно у опытных коллекционеров почтовых марок, причем не стоит делать акцент лишь на одном типе или коллекции марок, желательно купить разные экземпляры. Проще и дешевле покупать марки сериями, однако таким образом можно приобрести большое количество однотипных экземпляров. Если есть желание на начальном этапе обзавестись марками, то их следует покупать по отдельности.
2) Покупка щипцов для марок — это обязательный этап вовлечения в филателию. Часто это приспособление путают с пинцетом. Щипцы для марок и пинцет похожи друг на друга и функционируют аналогичным образом, однако специальные щипцы не повреждают бумагу марок: конструкция щипцов позволяет без труда захватывать и поднимать марку даже с плоской поверхности. В продаже можно найти разные модели пинцетов для марок — с острыми, крючкообразными и закругленными концами. Филателисты с большим опытом коллекционирования не советуют покупать пинцет со слишком острыми концами, поскольку такие могут повреждать бумагу, из которой изготовлено большинство типов марок. Можно ли и вовсе обойтись без щипцов — ответ на этот вопрос будет отрицательным, поскольку частый контакт марок с кожей рук приведет к загрязнению первых.
3) Сколько бы ни было марок у филателиста, все коллекционные экземпляры рекомендуется рассортировать по какому-либо признаку. К примеру, это может быть страна-изготовитель или год выпуска. Также можно сортировать марки по изображениям, нанесенным на них, а такой тип коллекционирования будет называться тематической филателией. К примеру, можно сгруппировать марки, на которых изображены исключительно самолеты или знаменитости. Некоторые филателисты сортируют экземпляры исключительно по цвету (размеру и форме).
4) Как только у коллекционера соберется определенное количество марок, ему следует позаботиться о том, как будет храниться коллекция. Неправильное хранение марок приведет не только к их потере, но и к утрате ими привлекательного вида, а, значит, и ценности. Как предупредить такую ситуацию? Если коллекционер собрал небольшое количество экземпляров, то на первое время можно запастись несколькими конвертами, в которые будут складываться определенные виды марок. Однако у этого способа хранения коллекции есть существенный минус — если филателисту придется изъять лишь 1 экземпляр из конверта, то придется доставать все содержимое конверта и искать необходимую марку. Поэтому наиболее оптимальным способом хранения коллекции является размещение марок в специальном альбоме.
В продаже можно найти большой выбор разных моделей альбомов для хранения марок. Они отличаются друг от друга не только размерами и стоимостью, но типом страниц. Однако все альбомы для марок имеют много общего. К примеру, листы всех альбомов изготавливаются из мягкого картона.
Каждая страница покрыта прозрачной пленкой, прилепленной к листу по принципу кармана: сбоку пленка крепится, а снизу — приклеивается к листу. Сам же картон играет роль фона для марок. Он предлагается в черном или белом цвете. Альбомы с черными страницами более дорогие по сравнению с теми, которые имеют листы белого цвета, однако у первых есть преимущество. Главным плюсом альбомов с черными листами является то, что темный фон выгодно оттеняет марки, которые в своем большинстве печатаются на светлой бумаге.
Популярными среди коллекционеров являются альбомы, страницы которых изготовлены из манильского картона. Листы таких альбомов оснащены индивидуальными кармашками, предназначенными для вставки экземпляров коллекции. К тому же альбомы такого типа имеют доступную цену и отменную износостойкость. Однако и минусы у такой модели также есть. В частности, один из них заключается в том, что на страницах такого альбома не видно нижней части марок.
5) Для коллекционирования также придется купить и другой инвентарь. К примеру, лупа является обязательным приобретением для коллекционера, собирающего марки. В продаже можно найти лупы, отличающиеся друг от друга не только диоптриями, но и размерами, а также наличием дополнительных функций (к примеру, это может быть лупа с подсветкой или модель, оснащенная подставкой). Также можно купить фотографическую ванночку, пресс, запасные альбомы для хранения марок, конверты и т. д.
Изучение марки при помощи лупы
6) Если человек решил заняться филателией, то он должен быть готовым к тому, что ему придется часто общаться с другими коллекционерами. К примеру, как только коллекционер рассортирует все экземпляры, он обнаружит, что многие из них повторяются. Выбрасывать или уничтожать такие — не вариант, ведь возможно у других филателистов нет в коллекции именно этих марок. Обмен марками — это распространенная среди филателистов практика, позволяющая не только избавиться от лишних марок, но и пополнить свою коллекцию недостающими экземплярами.
Определение ценности марки
Умение определять ценность марки — это обязательный для каждого филателиста навык. Как определять ценность экземпляров:
Есть марки, которые обладают нулевой ценностью. Прежде всего это касается экземпляров с дефектами перфорации, а также помятые, рваные, грязные и проколотые марки.
Многих филателистов-новичков интересует вопрос о том, где покупать (продавать, оценивать) марки. На самом деле это несложно, ведь в интернете есть огромное количество тематических форумов, посвященных филателии. Здесь можно отыскивать тех, кто покупает и продает марки и предлагать им свои услуги. Что касается оценки экземпляров, то доверить выполнение этой задачи можно коллекционерам или дилерам с опытом. Последние не только осуществляют оценку марок, но и также за отдельную плату найдут клиенту покупателя его марки или продавца, предлагающего желаемый коллекционный экземпляр.
Филателия — это увлекательное для многих коллекционеров занятие, которое не теряет своей популярности на протяжении многих лет. Кроме того, увлечение коллекционированием приносит людям прибыль, что также является преимуществом такого занятия.
Есть коллекция марок? Сожги её прямо сейчас!
Я абсолютно уверен, что в самых сладких грёзах твоя коллекция марок уже была продана за «мучо миллионас песетас». Причём, не один раз. Но поверь моему горькому опыту: с вероятностью 99%, то, что пылится у тебя где-нибудь в шкафу или на антресолях – это не бесценные раритеты, а всего лишь никчёмная кучка разноцветного бумажного мусора. Если тебе действительно интересно, почему это так, постараюсь объяснить максимально доступно. Что называется, на пальцах.
Особенности национальной филателии
За редким исключением, почтовые марки СССР, выпущенные с 1961 по 1991 год, стоят нынче сущие пустяки. Это если верить филателистическим каталогам. В реальности же дела обстоят ещё хуже: продать их практически невозможно. Любой доморощенный эксперт без запинки вывалит тебе тонны информации о гигантских тиражах, которыми в те благословенные времена печатали марки, что, в конечном итоге, и привело к филателистической гиперинфляции. Но вот почему советское руководство решило поступить именно так, об этом молчат все, как рыба об лёд. Хотя ответ на этот вопрос прост и лежит, что называется, на поверхности.
Не секрет, что многие государства мира пополняют свой бюджет значительными доходами за счёт выпуска знаков почтовой оплаты специально для коллекционеров. Советский Союз, как это было принято во времена знатного волюнтариста Хрущёва, решил в этом деле догнать и перегнать всех, кого только можно. К тому же, успешно обкатанная в 50-е годы прошлого века схема изъятия денег у населения при помощи облигаций государственного займа начала давать сбои. Сама она была проста, как три рубля: в день зарплаты многие трудящиеся, независимо от их желания, получали деньгами только 80%-90% от причитающейся суммы. Остальное им выдавали облигациями. Потом проводились мутные денежные розыгрыши, в которых облигации выступали в качестве своеобразных лотерейных билетов. Потом лавочку вообще прикрыли, заморозив выплаты на 20 лет, с обещанием всё когда-нибудь вернуть до копеечки. Тогда-то, видимо, и посетила чью-то светлую сановную голову идея, что в карманах у людей пора бы научиться шуровать более изящно. И в стране развитого социализма грянул одобренный сверху филателистический бум.
Сама по себе идея был очень даже ничего. Но, как обычно, подкачала реализация. Например, альбомы для марок, пинцеты, зубцемеры и прочие жизненно необходимые настоящему филателисту штучки на прилавках специализированных магазинов появлялись довольно редко. Поэтому надо было либо месяцами обивать пороги этих магазинов, либо иметь хороших знакомых среди их сотрудников, либо покупать всё необходимое на барахолке втридорога у тех, кто такими знакомствами уже обзавёлся. Вполне возможно, что в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик никакого дефицита филателистического инвентаря отродясь не было. Но на то они и столицы – бесчисленные провинциальные города им не чета.
Пионер – всем коллекционерам марок пример!
Важно понимать, что основными потребителями советского филателистического ширпотреба были школьники младших и средних классов. А точнее их родители, которые в премудростях коллекционирования были ни в зуб ногой. Многим из них просто почему-то казалось, что тихая возня с марками может уберечь их чадо от дурного влияния улицы. Поэтому в ближайшем киоске «Союзпечать» срочно-обморочно покупался дешёвенький альбом-раскладушка и пара-тройка наборов каких-нибудь кошмарных марок, запечатанных в целлофан. Впоследствии на регулярной основе выделялись небольшие суммы денег для «пополнения коллекции». На этом миссия по приобщению ребёнка к прекрасному считалась выполненной, и он оставался с полупустым альбомом один на один. Как правило, интереса и терпения у юного филателиста хватало ненадолго. Появлялись новые, более яркие увлечения, а альбом либо «терялся» в книжном шкафу, либо сбагривался младшему брату, либо обменивался в школе на какие-нибудь прикольные штуковины.
Некоторому количеству юных неофитов удавалось продвинуться на этом пути чуть дальше. Они активно менялись марками со сверстниками, частенько наведывались в филателистические магазины и на почтамты. Но при этом оставались дремучими невеждами. Они не выписывали журнал «Филателия СССР», не занимались (по крайне мере, долго) в филателистических кружках при Дворцах культуры и Домах пионеров, поэтому не знали о марках даже элементарных вещей. Зато посещали неформальные сходки коллекционеров, проходившие обычно в каком-нибудь городском сквере или парке. Дяденьки, делавшие на этих сборищах свой маленький бизнес, с чистым сердцем сбывали малолетним недотёпам филателистический мусор, который солидному человеку держать у себя в альбоме было стыдно, а выбросить – жаба душила. Обычно это были копеечные российские или зарубежные «стандарты» конца XIX – начала XX веков, отклеенные с конвертов и в очень средненьком состоянии. Но настоящие виртуозы своего дела умели разбередить пионерам душу красивыми историями про редкие почтовые марки. И такие приобретения всегда были главной гордостью любой мальчишеской коллекции.
В крайне редких случаях советские дети занимались собирательством по всем правилам с самого начала. Я, лично, таких вундеркиндов живьём не видел. Возможно, что кто-то из их ближайших родственников хорошо поднаторел на филателистическом поприще, была собрана большая коллекция марок, и теперь готовился достойный продолжатель. Либо, стремление их родителей отвадить отпрысков от улицы было настолько велико, что ни времени, ни средств было уже не жалко.
Мальчик, а ты руки мыл?
Не знаю, как дела обстояли в сельской местности, но, по моим субъективным ощущениям, практически у каждого городского ребёнка в советское время была хотя бы сотня-другая марок. При этом о существовании и предназначении филателистических пинцетов знали только вундеркинды, о которых я упомянул выше. Все остальные без зазрения совести брали марки пальцами. И эти пальцы, как вы сами понимаете, довольно редко были чистыми. Постепенно марки густо покрывались пятнами различных цветов и оттенков. Но это ещё полбеды. Нетерпеливые детские руки во время игрищ с марками частенько оставляли на них надрывы и заломы. А как легко и приятно было украсить ими стены жилых помещений, дверцы шкафов и бог весть чего ещё. Ух, как всё это было весело! Так зачем тогда настоящему пионеру какой-то дурацкий филателистический пинцет, который, к тому же, нельзя было свободно купить в магазине?
Дело в том, что коллекционерами всего мира признаётся только одно состояние марок – идеальное. Даже очень редки экземпляры, получившие, казалось бы, совсем незначительные повреждения, серьёзно теряют в цене. Для почтовых марок позднего СССР, при их и без того низкой стоимости, наличие малейших дефектов просто смерти подобно. А тысячи бывших советских пионеров сейчас спят и видят, как они получат «мучо миллионас песетас» за свои грошовые, измочаленные замарашки. И при этом страшно удивляются, когда в суровой реальности никто не хочет с ними даже говорить о покупке этого добра ни за какие деньги.
Самый серьёзный разрыв шаблона происходит у счастливых обладателей тех самых «редких почтовых марок». Их сознание в принципе не способно адекватно воспринять информацию о том, что ценность марки столетней давности, даже в отличной сохранности, может равняться нулю. А тут ещё нужно как-то переварить тот не совсем очевидный для них факт, что отклеивание марок с конвертов – это тоже искусство. И у него есть свои законы. Например, вода для этой процедуры должна быть определённой температуры, её нужно немного подсаливать, клеевой слой надо смывать очень аккуратно, марки надо уметь правильно сушить и проглаживать утюгом. А те полинявшие, истончённые, местами обгоревшие кусочки бумаги, которые они хранят, как величайшее сокровище, – не что иное, как плоды чьих-то первых робких попыток овладеть этим самым искусством. И больше ничего.
Коллекционные почтовые марки
В отличие от стандартных почтовых марок, коллекционные считаются выгодным объектом для инвестирования. То есть их можно купить по относительно низкой цене, а впоследствии продать в несколько раз дороже. Есть любители, которые рассматривают собирательство только как хобби, без расчёта на какой-либо доход. Но таких среди современных филателистов – меньшинство. Поэтому, начиная коллекционировать марки, важно правильно определиться с тематикой, хронологией и географией, чтобы накопить как можно больше ликвидного материала. Экземпляры, которые не относятся к раритетным, должны находиться в «люксовом» состоянии, любые дефекты, так же как и следы использования, в разы снижают цену.
Филателия России и СССР
Сложно коллекционировать знаки почтовой оплаты и цельные вещи, никак не связывая их с историей страны-эмитента. Поэтому филателисты предпочитают собирать отечественные выпуски, к тому же в этом случае возрастает возможность приобрести значимые раритеты по низкой цене. Стоимость той или иной миниатюры определяется по специализированным каталогам – в России наибольшей популярностью пользуются издания под редакцией В. Ю. Соловьёва и В. Б. Загорского. При этом следует учитывать, что приоритеты меняются и то, что ещё вчера считалось выгодным вложением, завтра может оказаться «неликвидом».
В настоящее время приоритеты распределяются следующим образом:
Период выпуска (гг.) | Филателистическая ценность | Перспективы |
1923 – 1941 | До недавнего времени миниатюры этого периода отличались высокой стоимостью. Среди них встречалось много раритетов, особенно относящихся к первой половине 1930-х годов. | Активный спрос привёл к массовому «выбросу» на рынок реставрированных миниатюр от российских и западных коллекционеров. Устойчиво будут расти в цене только марки без следов восстановления, но найти такие становится всё проблематичнее. |
1942 – 1960 | Экземпляры двоенного времени в состоянии «люкс» считаются наиболее выгодным вложением. Однако собрать генеральную коллекцию – то есть все основные каталожные выпуски, будет затруднительно, из-за «неподъёмной» цены некоторых раритетов. | Большинство почтовых марок, выпущенных до 1958 года, стабильно растут в цене. |
1961 – 1990-е | В течение 30 лет после деноминации 1961 года, в обороте оставались почтовые миниатюры всех эмиссий. Это обусловило массовость тиражей и доступность большинства из них. За исключением некоторых позиций, цена на марки «брежневской» эпохи долгое время была невысокой, но сейчас ситуация меняется. | Пока советская филателия, выпущенная после «хрущёвской оттепели» представляет скорее хронологический, чем инвестиционный интерес. |
После 1998 года | Так называемая «молодая Россия» сегодня не менее популярна, чем филателистические раритеты 1930 – 1960-х годов. Это связанно с ограниченностью тиражей и ростом интереса со стороны крупных коллекционеров. | Точно спрогнозировать дальнейшую востребованность отдельных миниатюр или модных среди современных фалеристов марочных листов – невозможно. Велик риск потратить средства впустую, но можно и быстро продать раритеты в разы дороже первоначальной стоимости. |
Два слова о реставрации
До середины 1960-х годов в СССР не продавались специальные альбомы для хранения марок – кляссеры. Поэтому ценные филателистические раритеты того времени приходили в негодность, даже если не использовались по назначению. Нарушался клеевой слой, миниатюры слипались между собой, деформировались зубцы, выцветали краски и так далее. Кроме того, не существовало культуры обращения с предметами коллекционирования – их многократно передавали из рук в руки, помещали в коробки и вновь доставали, что тоже приводило к ухудшению состояния.
Разница в ценах на марки категории «люкс» и, например, VF привела к массовой реставрации артефактов. Знатоки утверждают, что на филателистическом рынке сегодня почти не встречаются миниатюры довоенных лет, не подвергшиеся восстановительным процедурам. Самые популярные из них – наведение клея, перебивка зубцов и стравливание штемпельных оттисков. Даже крайне редкие сертифицированные миниатюры могут подвергаться реставрации, о чём предупреждают на крупных аукционах.
Опасаться ли подобной тенденции? Коллекционеры не имеют единого мнения на этот счёт. Кто-то готов платить за отреставрированную миниатюру как за «люксовую», если следы проводившихся работ не видны. Особенно это касается артефактов 1920 – 1930-х годов, которые почти не встречаются в идеальном состоянии. На западе реставрацию филателистической продукции стали рассматривать как особое искусство, ничем не уступающее восстановлению живописи или других видов антиквариата. Среди россиян профессионалы высокого класса работают только в Санкт-Петербурге, за рубежом – в нескольких европейских странах, в том числе в Испании. Главное, чтобы почтовые коллекционные марки не заменялись новоделами, которые копируют раритеты прошлого: с отклонениями в цветовой гамме, несуществующими надпечатками или «перевёртышами».
Лучшие почтовые марки для инвестирования
В истории СССР были целые периоды, не представляющие интерес для филателистов. Это – военное время, первые годы революции и некоторые другие, связанные со стагнацией экономики. Сюда же относятся и неиспользованные марки царской России, которые напечатали в начале XX века, а при смене власти и курса рубля не уничтожили. Оставшиеся невостребованными миллионные тиражи, осели «мёртвым грузом» на безымянных складах, а сегодня предлагаются в неразрезанных листах и стоят «копейки».
Аналогичной «ценностью» обладают и миниатюры с гашением, продававшиеся в брежневское время каждым киоском «Союзпечати». Дешёвые экземпляры предназначались для так называемых «пионерских коллекций» и штемпелевались специально, чтобы снизить стоимость. До сих пор ведутся споры о фиктивно погашенных и фантастических знаках почтовой оплаты – правомерно ли их присутствие в серьёзной филателии? Однако есть раритеты, не допускающие двоякого толкования. За ними ведётся «охота» в мировых масштабах, поскольку российская почта относится к числу самых богатых на эксклюзив.
Земские выпуски
Это – уникальное явление в мировой филателии. С 1870 года помимо централизованного выпуска почтовых знаков оплаты, в Российской империи осуществляли печать малых тиражей для каждого уездного земства. Они использовались при оказании частных почтовых услуг в пределах одного региона. Для земских почтовых марок не существовало единого стандарта, главное, чтобы по дизайну они отличались от государственных образцов. Известно свыше 3000 разновидностей подобных миниатюр, но, на самом деле эта цифра ещё больше. Знаки могли быть круглыми, овальными, квадратными, ромбическими, а зубцовка на них наносилась самыми оригинальными способами, например, с помощью швейной машинки.
«Леваневский с надпечаткой»
«Консульский полтинник»
«Зелёный (Токийский) блок»
Этот раритет доступен не только филателистической элите, но и рядовым коллекционерам. «Зелёный блок», названный по основному оттенку рисунка, был выпущен в июле 1964 года и посвящён XVIII Олимпиаде в Токио. Автор миниатюры – художник Е. Д. Анискин изобразил чемпионку по спортивной гимнастике Тамару Замотайлову, выполняющую упражнение на фоне Токийского дворца спорта. Именно этот объект принимал олимпийцев.
«Сталинский блок»
В каталогах это издание называется «К 70-летию Сталина». Блок из четырёх неперфорированных марок был выпущен миллионным тиражом в 1949 году, как сюрприз к юбилею «вождя народов». Ни Ленин, ни Сталин не поддерживали идею своего прижизненного изображения на знаках почтовой оплаты. Однако создатели коммеморативных выпусков находили возможность обойти этот запрет, так или иначе, вписывая действующих глав государства в общий сюжет. В «Сталинском блоке» художник Р. Житков представил четыре изображения, три из которых содержат портрет юбиляра:
«Беззубцовый фестиваль»
В 1957 году в Москве состоялся Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, буквально всколыхнувший СССР. Мероприятие посетили свыше 34 000 иностранцев из 131 страны, что само по себе было непривычным. Однако на этом чудеса хрущёвской «оттепели» не закончились – гостям и хозяевам фестиваля разрешили свободно общаться между собой не только формально, но и в дружеской обстановке.
Сюжет с эмблемой повторяется дважды – на номинале 40 и 60 коп. Художник серии – В. Завьялов, автор большинства самых ценных и раритетных марок советского времени.