Что такое коллектив в обществознании

Коллектив и группа – что это такое и отличия

Что такое коллектив в обществознании. Смотреть фото Что такое коллектив в обществознании. Смотреть картинку Что такое коллектив в обществознании. Картинка про Что такое коллектив в обществознании. Фото Что такое коллектив в обществознании

Мы привыкли, что некоторое число людей, объединенных какими-либо связями, называют коллективом или группой. И даже не делаем различия между этими понятиями. Однако термины не являются синонимами. Между ними существует разница. Какая? Читайте об этом в статье.

Группа: что это такое?

Группа – это некоторое количество людей, выделенных из социума согласно определённым признакам. Между этими индивидуумами существует взаимосвязи, распределение ролей и обязанностей. Каждый из них осознает сопричастность к группе и питает определённые ожидания относительно действий своих одногруппников. Обычно в таких объединениях наличествует выраженный лидер.

Каждой группе присущ свой психологический климат. Постепенно в таких объединениях возникает система общих норм и санкций. Члены групп объединены целями и стремлениями. В процессе жизнедеятельности объединения у каждого из его участников образуется перечень обязанностей и функций, от качества выполнения которых зависит успешность всего конгломерата.

В группах присутствует такое явление, как групповое давление. Под его действием члены объединения могут даже менять какие-то свои установки и убеждения.

Участником группы может быть лишь тот субъект, который способен к согласованным действиям.

У каждой группы есть свои цели. Именно они влияют на особенности организации: ее размер, структуру, срок существования. Эффективность группы во многом определяется типом и качеством сложившихся в ней отношений.

Группы классифицируются по разным признакам:

Группа может распасться по разным причинам: достижение цели ее создания (получение диплома, например) или же невозможность дальнейшего существования объединения из-за нездорового внутреннего климата, возникновение множества противоречий между участниками и т.д.

Что такое коллектив

Коллектив – это более узкое понятие, чем группа.

Группа в процессе своей жизни проходит несколько этапов развития. И коллектив является одним из них – самым совершенным и высоко организованным.

Не каждая группа способна стать коллективом. Для того, чтобы лучше разобраться в нюансах этого понятия, стоит рассмотреть несколько подробнее развитие группы до стадии коллектива.

Изначально люди, объединенные общей целью, собираются в группу. Они еще мало знакомы друг с другом, поэтому не спешат сближаться и полностью раскрываться. На этом этапе преобладает рационализм, изучение других членов группы, приспособление к новым условиям. Субъекты пока еще не показывают свои слабости и чувства, не открывают друг другу душу, стараются не демонстрировать открыто особенности своих личностей. В этот период люди пытаются сориентироваться и найти свою социальную роль в объединении.

На следующем этапе, когда члены группы уже лучше знают друг друга, начинается «притирка». Происходит столкновение мнений и интересов, что неизбежно ведет к возникновению конфликтов и, соответственно, поиску выходов из них и генерации оптимальных решений. Для этой стадии характерна критика, преодоление предубеждений относительно определённых членов группы, сближение субъектов со схожими ценностями и взглядами. При условии грамотного подхода и умелой корректировки действий возникают условия для появления коллектива.

Коллектив характеризуется наличием между его членами доверительных отношений. Люди уже хорошо знают друг друга, они вместе преодолели многое. Поэтому общение становится открытым, взаимосвязи упрочняются. На место формализму приходят теплота и расположение. Соперничество, характерное для начальных стадий, заменяется разумной кооперацией.

Разница между коллективом и группой

Оба этих термина обозначают объединение людей по каким-либо признакам для выполнения общей задачи. Но коллектив являет собой высшую стадию развития группы. Соответственно, между организациями существует ряд принципиальных отличий:

Источник

Коллектив это. Функции и виды социальных коллективов

Одной из важных потребностей человека является потребность в общении. Для того чтобы мы могли выполнять свои социальные функции, нам необходимо общаться с себе подобными. Дефицит коммуникаций может приводить к таким последствиям, как апатия, угнетённое состояние, депрессия и даже стресс. Длительное отсутствие возможности общения для здорового человека чревато страшным исходом – необратимым расстройством психики.

Но к счастью, все мы коллективные существа, что даёт возможность каждый день контактировать с окружающими, таким образом восполняя свою потребность в общении. Мы общаемся с семьёй, сотрудниками, друзьями. Каждая из этих социальных групп – коллектив, к которому мы принадлежим.

Коллектив и его функции

Коллектив – это объединение людей, созданное на основе общих целей, стремлений, задач. Предназначением таких социальных групп является достижение определённой миссии или исполнения конкретных функций.

Что такое коллектив в обществознании. Смотреть фото Что такое коллектив в обществознании. Смотреть картинку Что такое коллектив в обществознании. Картинка про Что такое коллектив в обществознании. Фото Что такое коллектив в обществознании

Коллективу как составляющему элементу организованного общества отводится важная роль. Основными его функциями являются:

Пример коллектива в обществе

Каждый из нас состоит в нескольких коллективах, даже не задумываясь об этом. Самая первая социальная группа, в которой мы растём и воспитываемся – наша семья. Позже мы знакомимся со своей группой в детском саду, со школьным классом, со студенческой общиной. В детском и подростковом возрасте почти каждый становится участником клубов по интересам, это может быть вокальный хор, танцевальный коллектив, спортивная секция. Взрослые люди большую часть жизни проводят на работе, всё время при этом находясь в коллективе сотрудников.

Что такое коллектив в обществознании. Смотреть фото Что такое коллектив в обществознании. Смотреть картинку Что такое коллектив в обществознании. Картинка про Что такое коллектив в обществознании. Фото Что такое коллектив в обществознании

На формирование личности может влиять одновременно несколько коллективов, частью которых она является.

Признаки коллектива

Формирование коллектива может производиться сплочённо и практически одномоментно (формальные коллективы) либо же планомерно (на протяжении некоторого времени). Организованная группа людей становится коллективом тогда, когда начинает приобретать признаки, отличающие её от остальных социальных структур. Такими признаками являются:

Виды коллективов

Социальные группы могут иметь множество различий. Основные из них положены в основу классификации коллективов.

Что такое коллектив в обществознании. Смотреть фото Что такое коллектив в обществознании. Смотреть картинку Что такое коллектив в обществознании. Картинка про Что такое коллектив в обществознании. Фото Что такое коллектив в обществознании

По способу организации бывают:

По времени действия коллективы делят на:

Кто такой лидер в коллективе

Наличие лидера – это одна из особенностей и отличительных черт любого коллектива. Формальные коллективы нуждаются в руководителях, которые смогут правильно организовать и контролировать целенаправленную деятельность.

Что такое коллектив в обществознании. Смотреть фото Что такое коллектив в обществознании. Смотреть картинку Что такое коллектив в обществознании. Картинка про Что такое коллектив в обществознании. Фото Что такое коллектив в обществознании

Даже если главный не утверждён внутренними правилами или документами, рано или поздно в любом организованном объединении людей непроизвольно выделяется тот, кто будет иметь большее влияние на остальных его членов. Такого человека считают неформальным лидером.

Социально-психологический климат

Коллектив – это основа для формирования личности каждого его члена. В каждом коллективе создаётся уникальная социально-психологическая среда, которая в дальнейшем может повлиять на существование коллектива и выполнение им поставленных функций и задач. Эта же обстановка имеет прямое влияние на всех без исключения членов социальной группы.

Налаживание психологической атмосферы в коллективе – важнейшая задача организаторов, лидеров группы и каждого её участника.

Что такое коллектив в обществознании. Смотреть фото Что такое коллектив в обществознании. Смотреть картинку Что такое коллектив в обществознании. Картинка про Что такое коллектив в обществознании. Фото Что такое коллектив в обществознании

Социально-психологический климат имеет три составляющие:

Каждый из нас как часть коллектива должен стараться по максимуму способствовать формированию благоприятного климата, ведь в дальнейшем эта социально-психологическая среда будет осуществлять на нас непосредственное влияние, и становиться основой нашего настроения и душевного состояния.

Источник

Социальные группы

Что такое коллектив в обществознании. Смотреть фото Что такое коллектив в обществознании. Смотреть картинку Что такое коллектив в обществознании. Картинка про Что такое коллектив в обществознании. Фото Что такое коллектив в обществознании

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Что такое социальные группы и как они появились

Социальные группы — это устойчивые группы, людей в которых объединяют одни и те же определенные признаки и функции. Например, интересы, положение в обществе, ценности и т. д.

Людей можно назвать социальной группой, если они:

понимают, что входят в конкретную группу;

признают, что другие члены этой группы — тоже ее часть;

взаимодействуют друг с другом внутри своей социальной общности.

Что такое коллектив в обществознании. Смотреть фото Что такое коллектив в обществознании. Смотреть картинку Что такое коллектив в обществознании. Картинка про Что такое коллектив в обществознании. Фото Что такое коллектив в обществознании

Виды социальных групп

Разделить социальные группы на виды можно по нескольким признакам. Всего их 5:

по характеру взаимодействия;

по факту существования;

по способу организации;

по социальному положению.

Рассмотрим, какие бывают группы, в отдельных таблицах.

Люди связаны тесной формой взаимоотношений и заняты общим делом. У всех членов одни и те же цели, поведение и психологические черты. Эта группа — элементарная ячейка общества.

Люди имеют общие цели и деятельность, но не так тесно общаются друг с другом.

Большое количество людей, которое занимает одинаковое положение в обществе и из-за этого связано общими интересами.

Семья, компания друзей, класс в школе и т. д.

Коллеги на работе, соседи по подъезду или улице, население города.

Нация, народность, класс и т. д.

По характеру взаимодействия

Люди внутри группы поддерживают друг друга и связаны личными отношениями.

Люди внутри группы связаны деловыми отношениями и общей целью.

Малые социальные группы — это семья, друзья, одноклассники и т. д.

Средние и большие группы — это коллеги, политические партии, профсоюзы и т. д.

По факту существования

Сообщество людей создали искусственно для учета статистики.

Группу создали по реальным признакам, которые осознают люди.

Пассажиры троллейбусов, покупатели конкретного магазина или товара и т. д.

Жители деревень, школьники, мужчины, женщины, дети и т. д.

По способу организации

Группа, которая существует только в пределах организации.

Группа, которая возникает за счет системы личных отношений и интересов людей.

Группа в университете, одноклассники, коллеги и т. д.

Читательский клуб, музыкальная группа, кружок гончарного искусства и т. д.

По социальному положению

Группа сложилась на конкретной территории. Люди внутри нее связаны общими чертами: языком, культурой, ценностями и т. д.

Нация, народность, раса, племя.

Группа людей, которые живут на одной территории и ведут схожий образ жизни.

Жители города, деревни и т. д.

Группа, внутри которой люди схожи по полу или возрасту.

Мужчины, женщины, молодежь, родители, дети и т. д.

Совокупность людей, в которой члены связаны одной профессией.

Врачи, актеры, инженеры, повара и т. д.

Группа людей, имеющих общие религиозные взгляды.

Синтоисты, христиане, католики, буддисты.

Что такое квазигруппа

В ряду социальных групп разных типов существует и еще одно понятие — квазигруппы. Это название происходит от латинского quasi — мнимый.

Квазигруппа — это малоустойчивая неформальная группа людей, которые взаимодействуют между собой только одним или немногими способами. У такой группы нет четкой структуры, норм и системы ценностей.

Виды квазигрупп

Люди, которых объединяет общий кумир: музыкальная группа, актер или актриса, киберспортивная команда и т. д.

Люди, которые связаны приемом-передачей одной и той же информации в конкретный момент: слушатели в концертном зале, болельщики на стадионе, зрители в кино и т. д.

Временная группа людей, которых объединяет интерес или событие.

Признаки и свойства квазигрупп отличаются от тех, что характерны для других социальных объединений. Рассмотрим их подробнее.

Анонимность. Люди в квазигруппе часто не знакомы между собой, они не ощущают контроля и ответственности перед группой.

Внушаемость. Членам такой группы проще внушить какую-либо идею, чем людям за ее пределами.

Социальная заражаемость. Люди внутри квазигруппы быстрее подхватывают эмоции от других членов и с той же скоростью меняют их.

Бессознательность. Человек внутри квазигруппы становится менее осознанным как личность, поддается инстинктам толпы и может быть непредсказуемым.

Как социальные группы влияют на человека

Мы уже выяснили, какие существуют социальные группы и что они значат в жизни всего общества. Осталось разобраться, что они значат для каждого из членов. Рассмотрим в таблице обе стороны медали — положительные и отрицательные последствия.

У членов группы формируются социальные ценности, каждый учится следовать нормам.

В группах правит мнение большинства. Ради общей цели ее члены могут пожертвовать интересами отдельных людей.

Люди внутри групп развивают коммуникативные навыки: учатся говорить, слышать и слушать.

Группы редко ставят свежий взгляд выше привычного, поэтому подавляют идеи одаренных и творческих членов.

Члены групп помогают друг другу правильно оценивать свои поступки и воспринимать свое «я».

Некоторые члены групп вынуждены идти на внутренний конфликт и соглашаться с ее идеями, которые сами не поддерживают.

В группе человек ощущает, что причастен к общему делу, и более уверен в себе.

Проверь себя

Давайте проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в теме статьи. Ниже мы собрали 10 примеров групп людей. Ваша задача — указать виды социальных групп, к которым эти люди принадлежат. Напоминаем, что их может быть сразу несколько.

Коллектив бетонного завода.

Зрители постановки в оперном театре.

Одногруппники в университете.

Прохожие, которые остановились посмотреть на аварию.

Прихожане мечети Кул-Шариф.

Любители музыкальных групп в жанре k-pop.

Пассажиры междугороднего поезда.

Социальные группы во всем их многообразии — это сложная система, в которой предстоит разобраться каждому выпускнику. Чтобы облегчить задачу, предлагаем изучить эту тему вместе с репетиторами Skysmart. На курсах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию вы сможете отыскать пробелы в знаниях о социальных группах, познакомиться с заданиями экзамена и сдать его без стресса. Вводный урок — бесплатно.

Источник

Организация работы службы управления персоналом

Понятия группы, команды, коллектива. Их сходство и различия.

ГРУППА – КОМАНДА – КОЛЛЕКТИВ

Понятия группы, команды, коллектива. Их сходство и различия.

Группой называется ограниченная общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков. Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности. Сформировавшиеся в группе отношения влияют на эффективность групповой деятельности.

Группы достаточно давно стали предметом изучения и имеют достаточно разветвленную классификацию:

– по общественному статусу выделяют: формальные (официальные)

и неформальные (неофициальные) группы;

– по размеру: большие, малые, микрогруппы (диады, триады);

– по непосредственности взаимосвязей: реальные (контактные) и условные;

– по уровню развития: низкого уровня развития (ассоциации, корпорации, диффузные группы) и высокого уровня развития (коллективы);

– по значимости: референтные группы и группы членства и т. д. Практически каждый вышеназванный вид группы имеет свои разно

видности. Так среди формальных групп выделяют трудовой (производственный) коллектив, выполняющий определенную общественно-значимую работу. Трудовым коллективом может называться как группа, объединяющая всех сотрудников большого завода, фабрики или учреждения, так и группа, включающая членов небольшой бригады, звена, отдела. К разновидностям подобного типа коллективов можно отнести коллективы студентов и учащихся вуза, техникума, училища, школы, учебной группы, класса. К формальным группам относятся также рабочие (целевые) группы, создаваемые с целью и на время выполнения определенного задания; комитеты и комиссии – специальные и постоянные группы, которым делегированы отдельные полномочия по управлению, координации деятельности; команды – соподчиненные группы руководителя – лидера и его сотрудников и т. п.

А. В. Петровский и К. К. Платонов предложили свое видение иерархии контактных групп, которая предполагает постепенное усложнение и изменение взаимоотношений и возрастание уровня опосредованности взаимодействия индивидов в зависимости от характера их межличностных взаимоотношений.

I. Диффузная группа – межличностные отношения существуют, но не опосредуются содержанием групповой деятельности.

III. Корпорация – межличностные отношения опосредуются личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.

IV. Коллектив – межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

Несколько иные этапы развития группы как коллектива предлагал Л. И. Уманский. Начальную точку формирования коллектива он называл группа-конгломерат, называя так любую впервые собравшуюся в одно время на одном пространстве, не имеющую даже формального наименования. На следующем этапе, после получения названия (например «Пятый отряд») появляется номинальная группа, в процессе осознания и принятия целей деятельности становящаяся группой-ассоциацией, после чего начинается этап автономизации группы, на котором происходит формирование довольно высокого внутреннего единства, происходит идентификация членов со своей группой. На этом этапе определяется: станет ли группа коллективом, определив себе социально значимые цели и приняв на себя достаточно серьезные обязательства по реализации этих целей, или она выберет путь группы-корпорации, изолированной от других групп общества и начнет осуществлять свои цели любой ценой, нередко за счет других групп общества. Исследования Л. И. Уманского, А. Г. Кирпичника, А. В. Лутошкина, В. Я. Подорога, М. С. Резниковой, И. М. Чернышова и др. показали, что далеко не все группы одинаково проходят все эти этапы. Деятельность некоторых групп нередко останавливается уже на втором или третьем этапе. Другие группы очень быстро проходят все этапы, достаточ-но быстро превращаясь в группы-корпорации или достигая уровня настоящего коллектива. Этот процесс не происходит линейно и равномерно. Какие-то группы, быстро достигнув более высокого уровня, могут затем откатиться на более низкий уровень или из группы-коллектива превратиться в группу-корпорацию.

В качестве иллюстрации всех вариантов развития группы очень показателен опыт Коммуны юных фрунзенцев, действовавшей при ДПШ (дом пионеров и школьников, ныне Дом детского и юношеского творчества) Фрунзенского района Ленинграда, созданная в 1959 году научным сотрудником НИИ педагогики И. П. Ивановым и его единомышленниками: каждую из 30 школ района пришла телефонограмма из Дома пионеров школьников с просьбой тогда-то, туда-то (с указанием конкретного времени и места) прислать пионера с цветочком. Больше никаких разъяснений и указаний на класс, пол, успеваемость, увлечения и т. п. не было. Собрались совершенно случайные люди, не знающие ни друг друга, ни того, зачем они пришли, что надо делать. Образовалась группа-конгломерат. Буквально в первые минуты после своего прихода они прошли стадию номинальной группы, разбившись на несколько команд, тут же придумав названия и девизы своих команд и выбрав временных командиров. Еще через несколько минут, обсудив полученные от старших предложения подумать о том, как сделать школьную жизнь интереснее решив не только подумать, а придумав еще и включиться в осуществление задуманного, они перешли на стадию группы-ассоциации. На этом этапе начинается единая жизнедеятельность группы, появляются проявления структурирования группы, определения возможностей каждого ее человека, входящего в нее, проявляются первые ростки настоящего группообразования.

На этом этапе, после совместно осуществленного поиска путей достиже-ния общей цели, разработки плана совместных действий, определения необхо- димых средств, сроков и ответственных за выполнение каждого пункта плана, согласования и координации своего плана с соответствующими службами, группа, осознав свою специфику и отличие от других формальных и неформальных групп, осуществив буквально за несколько часов с момента прихода «с цветочком» групповую самоидентификацию, вновь возникшее объединение, перешло на этап автономизации группы. В процессе подготовки первой не-формальной школы ученического актива Фрунзенского района группа «пионеров с цветочком» и нескольких взрослых за несколько встреч превратилась в настоящий коллектив, который в мартовские каникулы 1959 года организовал грандиозный сбор. На этом сборе за несколько дней очень интенсивной трудовой, интеллектуальной, культмассовой, спортивной и другой разнообразной творческой совместной деятельности более 450, прежде разрозненных представителей разных классов всех школ района, превратились в дружный, инициативный сложноструктурированный коллектив. Он объединил, в качестве структурных подразделений, 15 постоянных отрядных коллективов (в которые входили ребята их нескольких школ) и множества временных сводных команд (включавших ребят из разных отрядов и школ), возникающих в зависимости от конкретных задач, решаемых сводным и отрядными коллективами. В конце, на подведении итогов сбора (как сказали бы современные американизированные «тренеры»: «Проводя дебрифинг и шеринг»), не желая расставаться, ребята решили этот временный коллектив сделать постоянным и назвать его «КЮФ – Коммуна юных фрунзенцев». А еще через два года, побывав во Всероссийском лагере «Орленок», фрунзенцы передали свой опыт представителям самых разных регионов СССР и к 1962 году, благодаря «Орленку» и поддержке газеты «Комсомольская правда», в Советском Союзе насчитывалось уже более 500 подобных объединений, живущих по законам КЮФа.

Осенью этого же 1962 года КЮФ отказался от предложения И. П. Иванова распространить опыт Фрунзенского района на весь Ленинград. Методист ДПШ Ф.Я.Шапиро не захотела «работать на чужие ДПШ», ее поддержали некоторые старшие вожатые, а ребята, узнав, что вся их жизнь была «научным экспериментом» И. П. Иванова, оскорбились и, не желая быть «подопытными кроликами», фактически изгнали главного инициатора и организатора. С этого момента КЮФ из бурно развивавшегося многоуровневого, ориентированного на улучшение общественной жизни коллектива стал быстро превращаться в корпоративную, изолированную от общества, практически сектантскую группу, замкнувшуюся в высокомерном ощущении своей исключительности и, в конце концов, окончательно прекратившую свое существование.

Так, переключившись от общественно важных задач на свои узковнутренние интересы, прежде уникальный, мощно развивавшийся коллектив прошел пик своего развития, превратившись в небольшую и недолговременную группу-корпорацию, затем деградировав в периодически встречавшуюся ассоциацию бывших кюфовцев, живущих с гордостью за воспоминания своего детства и юности.

Понятия КОЛЛЕКТИВ и КОМАНДА выходят за пределы понятия формальных групп и рассматриваются как наиболее высокий уровень развития группы. В определении этих понятий гораздо больше общего, чем различий. Они характеризуют группы, достигшие высшего уровня сплоченности, действующие как единая общность, в которой сочетаются преимущества формальных и неформальных групп при отсутствии их недостатков, обеспечивается наиболее эффективное достижение результатов организации и удовлетворение личных и социальных потребностей их членов.

Первое понятие – «коллектив» – как высший уровень развития группы – использовалось в официальной и неофициальной отечественной науке и практике управления, второе – «команда» – преимущественно в зарубежной. После распада Советского Союза и поспешного отказа не только от прежней идеологии, но и того, что ее напоминало, произошла трансформация, доходящая до совершенно некорректной подмены понятий. Не принимая или не зная отечественный опыт формирования и развития группы до уровня коллектива, некритично переводя или пересказывая по чужим переводам зарубежный опыт, некоторые авторы невольно или сознательно передергивают понятия, и тогда с удивлением приходится читать в учебниках, как то «авторитарный», то «органический» тип управления и организационной культуры называют «коллективным» или «коллективистическим» типом управления.

Групповые процессы в коллективе образуют стратометрическую структуру, основой которой является совместная деятельность, обусловленная личностно и социально значимыми целями. Первый уровень (страта) структуры коллектива образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Второй уровень – межличностные отношения, опосредованные совместной деятельностью. Третий уровень – межличностные отношения, опосредованные ценностными ориентациями, не связанными с совместной деятельностью. Закономерности, действующие на третьем уровне структуры коллектива, не проявляют себя на втором, и наоборот, поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам, экспериментально полученным в пределах третьего уровня, не могут быть перенесены на характеристику второго уровня и коллектива в целом.

Коллективы, созданные А. С. Макаренко, имели одну специфическую особенность, кардинально отличавшую их от подавляющего большинства других трудовых коллективов, даже от тех, которые можно отнести к IV высшему уровню развития группы. На всех уровнях управления коллективом, от первичных «отрядов» до высшего Совета Колонии или Коммуны, не было постоянного назначенного или выбранного руководителя. Руководители всех уровней избирались на общем собрании коллектива не более, чем на полгода. На общих сборах происходило обсуждение

и принятие всех основных управленческих решений. На них же давалась оценка деятельности каждого члена коллектива. Подобная организация управления трудовыми коллективами была в демонстрировавшей (до смерти И. Б. Тито и последовавшего вскоре распада страны) впечатляющие успехи Югославии, где руководитель за принятие решения без обсуждения с трудовым коллективом снимался с должности. Аналогичная система управления существует сегодня в израильских кибуцах, признанных одними из наиболее эффективных в мире аграрных предприятий.

Коллектив, по А. С. Макаренко, представляет собой «целенаправленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива». Понимание общей цели является одним из ключевых для формирования коллектива. Основываясь на огромном практическом опыте, А. С. Макаренко утверждал, что если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации.

Причем, в настоящем коллективе цели личные не вступают в противоречие с целями первичного, «неделимого» коллектива, а эти цели определяются целями, идеологией всего общества. А. С. Макаренко писал: «Коллектив наших воспитанников. это прежде всего ячейка социалистического общества, обладающая всеми особенностями, правами и обязанностями всякого другого коллектива в Советской стране». Он справедливо считал, что замкнутый в своих границах первичный коллектив стремится отойти от интересов общего коллектива.

Потому-то сегодня отказываются от термина «коллектив», подменяя его понятием «команда», что нет у современного общества идеологии, понимаемой и принимаемой обществом, следовательно, нет понятной общей, единой цели, а потому и не формируются, как говорил Макаренко, «отношения ответственной зависимости», определяющие организационную структуру коллектива. Понятие «команда» оказывается более соответствующим современным российским реалиям, характеризующимся раздробленностью общества, отсутствием идей, объединяющих разные социальные группы.

Основное отличие понятий «коллектив» и «команда» все же не в наличии или отсутствии идеологии, а в степени автономности, независимости от уровня организации, от общества. Как только что отмечалось, коллектив – «это прежде всего ячейка общества», он не может действовать независимо от общества, не разделяя его интересов, а тем более вопреки целям общества. Команда же может быть совершенно автономной, а может входить как структурное подразделение в команду более широкого уровня. Ее цели могут соответствовать целям общества, а могут находиться с ними в антагонистических отношениях. Если коллектив – по определению – не может быть асоциален, то команда может быть совершенно асоциальна, т. е. ее действия могут быть направлены во вред окружающим. По всем другим характеристикам понятия «коллектив» и «команда» практически идентичны.

Вот как сегодня различные ученые описывают понятие «команда» и ее признаки.

Базаров Т. Ю.: «Команда – группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Это особая форма организации людей, основанная на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей команды и владеющих отработанными процедурами взаимодействия».

Томпсон Л.: «Команда – группа людей, которые зависят друг от друга в отношении информации, ресурсов, навыков и которые стремятся объединить свои усилия, для того, чтобы достичь общей цели».

Американские специалисты Д. Л. Брэдфорд, Дж. Р. Катценбах, Д. К. Смит выделили достаточно жесткие различия между рабочими группами в организации и собственно командами, которые приведены в таблице 1.

Различие между рабочей группой и командой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *