Что такое колея трактора
Кинематические характеристики МТА (кинематические центр, длина и ширина агрегата, колея и продольная база трактора, центр и радиус поворота агрегата).
Для характеристики кинематики агрегата в эксплуатационных условиях введены некоторые условные понятия и обозначения.
Кинематический центр агрегата или просто центр агрегата (ц.а.) – это точка агрегата, относительно траектории которой рассматривают кинематику всех других его точек.
В качестве центра агрегата условно приняты:
— для агрегатов, составляемых на базе колёсных тракторов и самоходных машин с жёсткой рамой – проекция на плоскость движения середины задней ведущей оси;
— для агрегатов, составляемых на базе гусеничных тракторов и самоходных машин с гусеничным ходом – проекция на плоскость движения точки пересечения продольной оси трактора (самоходной машины) с вертикальной плоскостью, проведённую через середины опорных частей гусеницы;
— для агрегатов, составляемых на базе колёсных тракторов, оборудованных шарнирным остовом – проекция на плоскость движения центра шарнира.
Другими важными характеристиками агрегата, определяющими его кинематику, являются следующие.
Кинематическая длина агрегата (lа) – проекция на плоскость движения расстояния между ц.а. и линией расположения наиболее удалённого рабочего органа при прямо-линейном движении.
Колея трактора (К) – это расстояние между серединами передних и задних колёс.
Продольная база (L) – это расстояние для колёсных агрегатов между осями передних и задних колёс трактора (самоходной машины), а для гусеничных – между осями катков, ограничивающих опорную поверхность гусеницы.
Центр поворота агрегата (ц.п.) – это точка, относительно которой в данный момент совершается поворот центра агрегата.
Радиус поворота агрегата (R0) – это расстояние между ц.а. и ц.п.
Что такое колея трактора?
Колея́ — в транспорте поперечное расстояние между серединами отпечатков шин на дороге. Колея передней оси может отличаться от колеи задней оси.
Как изменяется колея трактора?
Колея трактора с ПВМ с коническими колесными редукторами изменяется ступенчато, в зависимости от величины выдвижения колесных редукторов (размер А) и, соответственно, от отверстия крепления цилиндра ГОРУ (отверстия 1, 2, 3), и может иметь значения 1400, 1510, 1620 мм, а с перестановкой колес с борта на борт – 1740, …
Что такое колея задних колес?
Колея, это расстояние между средними линиями следов оставляемых от правого и левого колеса, расположенных на одной из осей автомобиля. … Движение автомобиля при различных значениях передней и задней колеи на бездорожье будет затруднено тем фактом, что колеса заднего моста должны прокладывать для себя новую колею.
Зачем в тракторе изменяется ширина колес?
Для увеличения колеи переднего моста трактора TYM T353 надо поменять местами правое и левое колеса, но при этом направление протектора остается прежним. Передние колесные диски имеют приваренный фланец к ободу, со смещением от центральной оси примерно на 30%. Этот фактор и способствует изменению ширины колеи.
Что такое агротехнический просвет?
агротехнический просвет: Расстояние по вертикали от опорной поверхности до наименее удаленных от нее элементов конструкции трактора над рядком.
Как определить колею?
Под термином колея автомобиля подразумевается ширина между колесами расположенными на одной оси. Рассчитывается она от середины рисунка протектора левого колеса до середины правого. Когда у автомобиля сдвоенные колеса, ширина так же рассчитывается от середины отпечатков левой и правой пар колес.
Как измеряется ширина колеи ж д?
Ширина колеи — расстояние между внутренними гранями головок рельсов. На железных дорогах и метрополитенах Российской федерации ширина колеи измеряется на расстоянии 16 мм от линии касательной к головкам рельсов, что соответствует 13 мм ниже поверхности катания.
Что значит войти в колею?
войти в колею — входить/войти в колею Возвращаться к привычному образу жизни, деятельности; возвращаться к обычному, нормальному порядку. ≠ Выбиваться/выбиться из колеи.
Как размер колеи влияет на управляемость?
Чем шире колея, тем безопаснее и устойчивее автомобиль в крутых поворотах и при маневрировании. Однако если автомобиль широкий, но короткий, то при попадании на заледенелый участок или глиняную или заснеженную обочину, она может просто слететь с дороги.
Для чего задняя колея уже передней?
Динамика автомобиля при более широкой передней колее гораздо более высокая. 4. Ответ на поворот руля при более широкой передней колее относительно задней будет более быстрым и информативным. При этом придётся потратить гораздо меньше сил на поворот колёс в ответ на движение рулём.
Регулировка колеи трактора
Колея трактора может изменяться в пределах от 1200 до 1800 мм. (1500-1900 мм. для МТЗ-82, МТЗ-82Л) по направляющим колесам и от 1400 до 2100 мм. по ведущим колесам, что позволяет работать во всех стандартных междурядьях пропашных культур.
Колея передних колес тракторов МТЗ-80 и МТЗ-80Л регулируется с интервалами 100 мм. при симметричном и 50 мм. при несимметричном расположении колес. Для установки требуемой колеи направляющих колес выполните следующие операции:
Колея передних колес трактора МТЗ-82, МТЗ-82Л регулируется бесступенчато винтовым механизмом, расположенным на рукавах переднего моста (рис. 113) в трех интервалах (рис. 112): 1200-1500 мм., 1500-1600 мм., 1600-1800 мм. Для изменения колеи поднимите переднюю часть трактора (или поочередно передние колеса), обеспечив просвет между колесами и грунтом, задние колеса затормозите.
Регулировка колеи тракторов МТЗ-82 и МТЗ-82Л (рис. 113)
Для установки колес на ширину колеи 1500-1600 вместо 1200-1500 (или наоборот) отверните гайки крепления обода колеса к диску и поверните колесо так, чтобы кронштейны обода прошли через прорези в диски. В зависимости от требуемой ширины колеи установите соответствующее взаимное расположение обода колеса относительно диска так, как показано на рис. 112.
Схема установки передних колес тракторов МТЗ-82 и МТЗ-82Л на различную колею (рис. 112)
При изменении колеи перестановкой обода на диске и колес с одного борта на другом соответственно измените положение крыльев посредством смены креплений крыльев. Для этого в кронштейнах и опорах крыльев имеются дополнительные отверстия.
Для изменения ширины колеи винтовым механизмом (рис. 113) проделайте следующее:
Вращением регулировочного винта с помощью ключа обеспечивается перемещение в рукавах переднего моста корпусов бортовых редукторов с колесами и получение требуемой колеи в указанных интервалах. Вращение регулировочного винта должно сопровождаться изменением длины рулевых тяг. На левом и правом корпусах верхних конических пар нанесены метки с цифровым обозначением наиболее употребительных размеров колеи: 1350, 1400, 1500, 1600, 1800 мм.
После изменения колеи сходимость передних колес обязательно отрегулируйте заново.
Для изменения колеи задних колес выполните следующие операции:
До 1600 мм. колея получается без перестановки колес.
Для получения колеи свыше 1600 мм. переставьте колеса (см. рис. ниже).
Изменение агротехнического просвета и колеи трактора
Изменение агротехнического просвета трактора.
Перестройка передней оси у таких тракторов производится путем перестановки цапф, имеющих наружное короткое колено, по отношению к оси цапф, установленной в выдвижном кулаке.
Если цапфу поставить коленом вниз и в таком виде соединить ее с осью, агротехнический просвет уменьшится, а если коленом вверх, то увеличится.
Перестановка корпусов конечных передач. У тех же тракторов, у которых переставляют цапфы, корпуса конечных передач, в которых расположены оси задних колес, можно устанавливать в различных положениях.
Изменение ширины колеи у передних и задних колес универсально-пропашных тракторов осуществляется различными способами, а у тракторов общего назначения — одинаково.
Процесс изменения ширины колеи носит название расстановка колес.
Расстановка передних неведущих колес универсально-пропашных тракторов производится передвижением выдвижных кулаков (рис. 1, а) в балке передней оси.
Кулаки фиксируются пальцами, пропущенными через отверстия в балке и кулаках, и болтами, стягивающими разрезанную балку.
При выполнении этой работы нужно иметь в виду, что расстояния между соседними отверстиями, в которые входит палец, составляют 50 мм.
Поэтому колею таких тракторов можно изменять только ступенчато на каждые 50 мм при несимметричной расстановке колес и на 100 мм при симметричной расстановке.При расстановке колес необходимо при помощи гайки изменить длину поперечной рулевой тяги так, чтобы схождение передних колес находилось в пределах нормы (1…12 мм).
Рис. 1. Устройства для расстановки ширины колеи передних колес трактора:
а — ступенчатое; б — плавное; 1 — болт; 2 — выдвижной кулак; 3 — палец; 4 — балка; 5 — рулевая тяга; 6 — корпус; 7 — крышка; 8 — клинья; 9 — червяк.
Рис. 2. Схемы расстановки задних колес:
а, в, — плавное перемещение; б — со ступенчатым перемещением; г — покрышка ведущего колеса; 1 — диск; 2 — ступица; 3 — стойка; 4 — кожух; 5 — силовой цилиндр; 6 — болты; 7 — гильза; / и // — варианты соединения дисков со ступицей.
Расстановка передних ведущих колес универсально-пропашного трактора осуществляется путем перестановки колесных редукторов относительно рукавов переднего моста. Перестановка производится с помощью червяка (см. рис. 1, б), зубья которого входят в зубья, нарезанные на корпусе 6. Червяк закрыт крышкой; корпус верхних конических пар фиксируется после регулировки клиньями. Одновременно на величину перемещения колесных редукторов изменяют и длину рулевых тяг, чтобы не нарушить сходимость передних колес.
Расстановка задних колес трактора на нужную ширину колеи может быть осуществлена у разных тракторов по-разному, например, передвижением ступицы (рис. 2, а) колеса по полуоси и перевертыванием диска выпуклостью вовнутрь или наружу. Кроме этого, можно изменять колею путем перевертывания диска (см. рис. 2, б) и присоединения его к стойкам, асимметрично приваренным к ободу колеса. В этом случае можно получить строго фиксированную величину колеи (ступенчатая регулировка). Колею можно также изменять при помощи силового цилиндра (см. рис. 2, в), предварительно ослабив затяжку болтов 6, соединяющих разрезную часть кожуха 4 заднего моста, в котором перемещается гильза вместе с картером конечной передачи и ведущим колесом.
При любом способе перестановки колес нужно следить за тем, чтобы вращение колес при движении трак-гора вперед соответствовало стрелке, нанесенной на покрышке (см. рис. 2, г). Такое требование вызывается тем обстоятельством, что почвозацепы, входя в контакт с почвой, несколько сходятся к центру шины, уплотняя почву, находящуюся между ними, а затем при выходе из соприкосновения с ней занимают прежнее положение, снижая давление на защемленную почву. Это способствует самоочищению шины от почвы. Кроме того, установка колес не по стрелке приводит к ускоренному износу почвозацепов.
Способы изменения ширины колеи, базы и агротехнического просвета
При обработке пропашных культур ширина колеи трактора должна быть пропорциональна ширине междурядий. При переезде или транспортировке грузов она должна обеспечивать устойчивость трактора и безопасную езду по полям и дорогам.
Ширину колеи ведущих колес тракторов МТЗ-50, МТЗ-52 можно изменять бесступенчато, вращая червяк накладки ступицы колеса при отпущенных болтах крепления накладки.
У тракторов Т-40, Т-40А, Т-25 и самоходного шасси Т-16М колею ведущих колес изменяют ступенчато, поворачивая диск колеса выпуклостью наружу или в сторону заднего моста, а также изменяя положение обода относительно диска (рис. а). При перестановке обода стрелки на шинах с надписью «Направление вращения» должны быть обращены в сторону основного движения трактора.
Способы изменения колеи (а) и агротехнического просвета под задним (б) и передним (в) мостами трактора Т-40
Ширину колеи направляющих колес названных тракторов (кроме МТЗ-52 и Т-40А) устанавливают ступенчато, перемещая выдвижные кулаки. У трактора МТЗ-50 для получения широкой колеи (1700—1800 мм) следует после выдвижения кулаков повертывать диски колес выпуклой стороной внутрь.
Колею передних колес трактора МТЗ-52 устанавливают так же, как у задних колес: ступенчато, изменением положения обода относительно диска и диска относительно фланца вала ведущего колеса и бесступенчато-винтовым механизмом, расположенным на рукавах переднего ведущего моста. У трактора Т-40А колею передних колес изменяют тоже поворотом.
Диска относительно обода и перемещением выдвижных кронштейнов из рукавов переднего моста. Кронштейны фиксируются клиньями — болтами рукавов.
Агротехнический просвет под задним мостом у тракторов Т-40, Т-40А и Т-25 можно изменять поворотом корпусов конечных передач. Одновременно с изменением агротехнического просвета под задним мостом происходит изменение базы трактора.
С уменьшением ее возрастает маневренность трактора, а с увеличением повышается его продольная устойчивость и управляемость. Последнее особенно важно, когда эти тракторы работают с тяжелыми навесными орудиями. Для уменьшения разгрузки передних колес на переднюю часть остова трактора (например, Т-40) прикрепляют балластные грузы.
Просвет под передним мостом изменяют у тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 перестановкой по высоте стоек относительно выдвижных труб передней оси, а у тракторов Т-40 и Т-25 — поворотом фланцев составных поворотных кулаков на 180°.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Колея трактора может изменяться: по управляемым колесам от 1200 до 1800 мм за счет телескопической передней оси, по ведущим колесам от 1350 до 2050 мм за счет перемещения ведущих колес по выступающим концам полуосей и переналадки диска с ободом. Дорожный просвет не регулируется. [1]
Устанавливают колею трактора не менее 1600 мм. [2]
После установки требуемой колеи трактора необходимо отрегулировать сходимость направляющих колес и их наибольших углов поворота. При этом необходимо обеспечить надежную затяжку болтов, стягивающих разрезные концы передней оси, а также равномерный заход резьбовой части наконечников в трубы толкающей и поперечной тяг. [7]
Центральное расположение конечных передач облегчает регулировку ширины колеи трактора путем перемещения ведущих колес по полуосям. [8]
Перед выполнением транспортных работ с полуприцепами и прицепами колею трактора необходимо установить равной или близкой к колее буксируемого прицепа или полуприцепа. При наличии сменных шин целесообразно использовать шины наибольшего размера при движении по полям и грунтовым дорогам в период распутицы или полугусеничный ход. [9]
Существуют конструкции колес, позволяющие изменять вылет диска и соответственно колею трактора в довольно широких пределах, что бывает необходимо при обработке культур с различными междурядьями. [11]
Возможность поворота бульдозерного отвала в плане и выдвижение его в сторону за колею трактора позволяют производить засыпку при движении параллельно траншее, что резко повышает производительность. [13]
Приспособленность к работе в междурядьях пропашных культур характеризуется возможностью изменения в требуемых пределах колеи трактора и агротехническим просветом. [15]