Что такое колево в православии

Кутия, коливо

Кутия́, коли́во (ко́ливо) (греч. κολύβα (колива)) – сва­рен­ные пше­ница или рис, при­прав­лен­ные саха­ром либо медом, иногда сме­шан­ные с изюмом, чер­но­сли­вом или ябло­ками (при­го­тов­ля­ется и потреб­ля­ется в честь какого-либо свя­того или в память об усоп­ших).

Что такое колево в православии. Смотреть фото Что такое колево в православии. Смотреть картинку Что такое колево в православии. Картинка про Что такое колево в православии. Фото Что такое колево в православии

Поми­наль­ную пищу обычно назы­вают — кутьёй; вели­ко­пост­ную — коли­вом.

Кутия при­но­сится в храм в память усоп­ших хри­стиан, постав­ля­ется на пани­хид­ном столе (кануне) с воз­жжен­ной свечой, зна­ме­ну­ю­щей неза­хо­ди­мый Свет вечной жизни, бла­го­слов­ля­ется свя­щен­ни­ком во время заупо­кой­ной службы (пани­хиды или литии) и вку­ша­ется за поми­наль­ным столом с молит­вен­ным поми­но­ве­нием усоп­шего, прежде вку­ше­ния обыч­ной пищи.

Пше­ница, рис и плоды в кутии озна­чают, что усоп­ший вос­крес­нет, подобно как истлев­шее в земле зерно потом при­но­сит обиль­ные плоды, а мед зна­ме­нует сла­дость вечных благ Небес­ного Цар­ства.

При­не­сен­ную в храм кутию (и другие про­дукты) можно или оста­вить на поми­наль­ном сто­лике (кануне), чтобы вку­ша­ю­щие молит­венно помя­нули тех, за кого сде­лано при­но­ше­ние.

В пят­ницу первой сед­мицы Вели­кого поста коливо при­но­сится в цер­ковь в вос­по­ми­на­ние чуда муче­ника Фео­дора Тирона (306 г.). В 362 году гре­че­ский импе­ра­тор Юлиан Отступ­ник в насмешку над хри­сти­а­нами при­ка­зал тайно окро­пить идо­ло­жерт­вен­ной кровью все съест­ные при­пасы, про­да­вав­ши­еся на рынках Антио­хии. Отступ­ник от хри­сти­ан­ской веры хотел таким обра­зом осквер­нить веру­ю­щих, кото­рые строго пости­лись в первую неделю Вели­кого поста. Но вели­ко­му­че­ник Феодор, сожжен­ный в 306 году за испо­ве­да­ние веры Хри­сто­вой, явился во сне епи­скопу Евдок­сию, рас­ска­зал об этом рас­по­ря­же­нии Юлиана и дал совет вместо осквер­нен­ной пищи упо­треб­лять в тече­ние недели коливо.

Этим чином бла­го­сло­ве­ния колива Цер­ковь как бы напо­ми­нает имущим, чтобы они ради празд­ника и в память усоп­ших поде­ли­лись с неиму­щими и от других ястий своей празд­нич­ной тра­пезы, да не остат­ками или отбро­сами, а луч­шими, слад­кими кус­ками, – напо­ми­нает о том, чтобы они в празд­ники вообще усу­гу­били свои добрые дела, умно­жили мило­стыню вся­кого рода, совер­шая ее ради празд­ника и в память усоп­ших, как бы их долю отда­вая неиму­щим, как бы руками этих послед­них пере­сы­лая празд­нич­ное уго­ще­ние доро­гим и люби­мым, подобно тому как было в древ­ней Руси, и как в неко­то­рых местах до послед­него вре­мени сохра­нился обычай в празд­ники отно­сить или посы­лать своим близ­ким и дру­зьям в каче­стве подарка неко­то­рые снеди празд­нич­ной тра­пезы. Отдать неиму­щим то, чем рады были бы уго­стить в празд­ник наших доро­гих усоп­ших, – вот лучший способ празд­нич­ного поми­но­ве­ния их, угод­ный Гос­поду, ука­зы­ва­е­мый и похва­ля­е­мый Святою Цер­ко­вью, отрад­ный для усоп­ших, весьма спа­си­тель­ный и для самих совер­ша­ю­щих его.
свя­ти­тель Афа­на­сий (Саха­ров), испо­вед­ник

1 стакан риса, 100 гр. изюма без косто­чек, 100 гр. меда. Рис отва­рить до мяг­ко­сти. Отдельно сва­рить изюм. Соеди­нить с рисом. Под­сла­стить медом, пред­ва­ри­тельно раз­ве­ден­ным в неболь­шом коли­че­стве кипя­че­ной воды.

Рецепты колива:

Коливо из риса. 1 стакан риса залить кипят­ком (1,5 ста­кана), плотно накрыть кастрюлю крыш­кой и варить три минуты на силь­ном огне, шесть — на сред­нем, три — на малень­ком. Еще 12 минут не откры­вать крышку, давая рису насто­яться на пару. Соот­но­ше­ние всех ком­по­нен­тов для колива сохра­ня­ется. Иногда добав­ляют изюм, но это необя­за­тельно.

Можно также при­го­то­вить коливо из чече­вицы или ячменя. В общем смысле — это скуд­ная пища из зёрен.

Источник

Православная Жизнь

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Мы вошли в Великий пост сквозь Адамово изгнание, ибо мы его дети, отпрыски от корня Адама и Евы. И имеем в себе страшное наследство: грех, словно болезнь, болезнь смертельную, поразившую каждую клеточку нашего существа – болезнь, врачующуюся только Христом. Потому, подражая своему, хоть и грешному, но все-таки святому прародителю, вышли из светлого рая во тьму изгнания, во мрак земного странничества. Ведь даже и одежды и покровы храмов наших переоблачаются в черные цвета, и облачения священнослужителей тоже.

Но, как ни странно, этот мрак оказался не адскою вечною тьмою. В нем есть нечто промыслительное о нас – некая спасительная Божественная благодать. Ведь Господь и этот мрак грехопадения человеческого, и мир, извращенный им, продолжает обнимать, как птица обнимает своих возлюбленных птенцов. Это не тяжелый мрак уныния и обреченности древнегреческого языческого фатума. В этом мраке дышит Бог – Живой и Сущий. Это мрак перед рассветом спасения. В данном нашем постовом конкретном случае – перед Воскресением Христовым. Но мы должны выйти на борьбу со своим ветхим человеком, со страстями да похотями. Войти в этот мрак борьбы! В этот мрак болезни и исцеления (о, такого болезненного!) от нее.

Мы должны войти в темноту Великого поста, но не Богооставленности, но Богоприсутствия, ибо это все промыслительно о нас. И в этой почти ветхозаветной темноте нам рассыпаны звездные карты спасения, чтобы мы не сбились с пути. Как святые судьи и пророки, данные народу Израильскому, словно некие богогласные звонкие трубы, возвещающие о грядущем Мессии, так и нам во мраке Великого поста дана картография спасения, звездная сияющая карта сквозь Святую Четыредесятницу, ведущая нас в верном направлении – к Светлой Пасхе.

Одна из звездочек на этом пути – воспоминание в пятницу первой седмицы Великого поста чуда явления епископу Антиохийскому Евдоксию в 362 году святого великомученика Феодора Тирона, умершего к этому времени довольно давно (около 305 года). Святой явился Архиерею для того, чтобы предупредить его и православных христиан Антиохии о нечестивом замысле императора Юлиана Отступника, который окропил растительную пищу на рынках города идоложертвенною кровью. Святой повелел христианам варить коливо (отварные зерна пшеницы часто с медом) и вкушать это блюдо. С тех пор в Церкви появился обычай по заамвонной молитве Литургии Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы Святой Четыредесятницы читать канон великомученику Феодору Тирону и освящать коливо, раздавая его верующим для восстановления и укрепления сил, для духовной и телесной поддержки в посте. Это уникальная служба, на которой стоит присутствовать. Ведь она служится только один раз в году в вышеупомянутый день.

А в воскресенье мы празднуем Неделю Торжества Православия, в которую вспоминаем событие, произошедшее 19 февраля в 843 году, пришедшееся на первое воскресенье Великого поста. Тогда Святейший Патриарх Константинопольский Мефодий вместе с клиром и народом вышли из храма Святой Софии с крестами да иконами и шагали с торжественными песнопениями по улицам столицы Византийской империи. Это событие наряду с догматом об иконопочитании, установленном на VII Вселенском Соборе 787 года, поставило точку в столетней кровопролитной войне, унесшей тысячи жизней. Ересь, несмотря на кажущееся могущество ее сторонников, была побеждена. Православие восторжествовало. Ибо Бог поругаем не бывает.

И эти два события первой седмицы Великого поста – чудесное коливо святого великомученика Феодора Тирона и Торжество Православия – являются для нас, мне кажется, провозвестниками Воскресения Христова. Господь с нами! Всегда. Он бережет Своих верных. Он ведет нас сквозь пост за руку, как малых детей, ко спасению и печется о нас каждую секунду нашего бытия.

Главное, чтобы мы сами научились воспринимать нашу жизнь как Божье чудо, как постоянное попечение Творца о мире и лично о каждом из нас.

Источник

Как святой мученик Феодор Тирон христианам помог. История колива

Приблизительное время чтения: 9 мин.

Рабочий день на городском рынке Константинополя, новой столицы Римской империи, начинается рано. Еще не взошло солнце, еще спят крепким сном жители. А торговцы уже приходят на рыночную площадь, торопятся занять места в торговых рядах. Ведь прежде чем появятся первые покупатели, предстоит сделать еще множество дел. Развязать тюки с товаром. Разложить его по прилавкам так, чтобы людям хотелось сделать покупку. Накормить и напоить животных — осликов, мулов, верблюдов, — которые помогли привезти продукцию на рынок. Отвести их под навес, где они будут ждать целый день, пока хозяин работает. Заплатить городским чиновникам налог за право торговать на рынке. В общем, много чего нужно сделать. Поэтому так рано встают торговцы и спешат всё успеть, чтобы встретить покупателей радостной улыбкой и призывом:

— Ай, дорогой, не проходи мимо! Лучше, чем у меня, товар нигде не найдешь, точно тебе говорю!

Странный случай на рынке

В предрассветных сумерках раскладывал на прилавке свой товар торговец фруктами. Ему помогал сын — кудрявый мальчик лет десяти.

— Папа, а вот эти яблоки куда лучше положить?

— Эти — розовые. Положи их рядом с ярко-красными, чтобы лучше было видно оттенок цвета.

— Чтобы видно было, что это разные сорта яблок?

— Да, молодец. А дыни разложи возле арбузов, чтобы они не загораживали мелкие фрукты.

— Хорошо, папа, сейчас сделаю.

Вдруг в торговых рядах появились всадники. Это была городская стража. Неспешно ехали они от прилавка к прилавку. За ними старенький мул вез огромную бочку, в каких обычно водовозы развозят по улицам питьевую воду в жаркие дни. Но что же делает водовоз на рынке в такую рань, да еще в сопровождении вооруженных стражников? А делал он очень странные вещи. Когда бочка останавливалась возле очередного прилавка, водовоз кряхтя залезал на бочку, черпал воду ковшом на длинной ручке и разбрызгивал ее так, чтобы она окропила все товары, лежавшие на прилавках поблизости. Потом мул вез бочку дальше, и все повторялось снова. Дошел черед и до фруктового ряда. Водовоз стал брызгать водой на спелые ягоды инжира, темно-красные вишни, лиловые сливы. Мальчик испуганно спрятался за прилавком. А отец спросил у водовоза:

— Уважаемый, скажи — зачем ты обливаешь наш товар своей водой?

Что такое колево в православии. Смотреть фото Что такое колево в православии. Смотреть картинку Что такое колево в православии. Картинка про Что такое колево в православии. Фото Что такое колево в православии

Но вместо водовоза ответил один из стражников:

— Таков приказ градоначальника. Все продукты на рынке и в торговых лавках теперь будут окропляться каждый день.

— Зачем? — удивился отец. — Какой в этом смысл?

— Ты задаешь слишком много вопросов, торговец, — стражник нахмурил брови. — Смотри, как бы не пришлось тебе самому ответить за твое любопытство. Разве тебе мало того, что так распорядился сам градоначальник?

— Нет, мой господин, — отец смиренно опустил глаза. — Я все понял. Вот мой товар, пусть водовоз делает свое дело.

— То-то же… — стражник лениво зевнул. — Думаешь, нам самим нравится в такую рань возиться тут с твоими яблоками? Но приказ есть приказ. Его нужно выполнять, а не спрашивать — «что» и «зачем».

— Да, мой господин, — склонил голову отец. — Приказ нужно выполнять.

Весь его вид изображал полную покорность. Но когда стражники и водовоз двинулись дальше, отец тут же преобразился. Движения его стали быстрыми и точными, а взгляд острым. Он подозвал к себе мальчика, посмотрел ему в глаза и сказал:

— Ты помнишь, где живет наш епископ Евдоксий, сынок?

— Да, папа, помню. Он живет на улице, которая ведет к морю.

— Скорее беги туда, разбуди его и расскажи все, что сейчас видел здесь, на рынке.

— Хорошо, папа. А что это было?

— Я не знаю. Но чувствую, что происходит что-то плохое. Епископ — мудрый человек, пусть он решит, как со всем этим быть.

— Да, папа. Я сделаю так, как ты сказал.

Мальчик развернулся и со всех ног побежал прочь.

Явление святого воина

Дом, где жил епископ Евдоксий, стоял на улице, ведущей к морскому порту Константинополя. Днем здесь непрерывной чередой шли караваны могучих верблюдов, увешанных тюками с поклажей. Огромные быки тянули повозки на деревянных колесах. Повозки доверху были загружены заморским товаром, который прибыл в город на кораблях. Шум, гам, стук колес по булыжной мостовой, мычание быков и рев верблюдов — вот как звучала эта улица днем. Но сейчас, ранним утром, здесь было совсем тихо. Когда мальчик прибежал к дому епископа Евдоксия и тихонько постучал в дверь, ему открыл сам хозяин — пожилой, но статный высокий человек с седой бородой и добрыми глазами.

— Простите, если я разбудил вас. Меня послал отец и сказал, что это очень важно.

Что такое колево в православии. Смотреть фото Что такое колево в православии. Смотреть картинку Что такое колево в православии. Картинка про Что такое колево в православии. Фото Что такое колево в православии

— Не нужно извиняться, — сказал Евдоксий. — Ведь ты исполнял волю отца, как и положено послушному сыну. Ты не разбудил меня. Я встаю рано. Люблю эти утренние часы, когда есть возможность помолиться в тишине. Говори, что отец велел тебе передать для меня?

Отдышавшись от быстрого бега, мальчик стал рассказывать о водовозе и стражниках, которые на рынке зачем-то кропили водой из бочки все съестные припасы. Епископ внимательно слушал его рассказ. Лицо его сделалось строгим и печальным. Когда мальчик закончил, епископ погладил его по голове.

— Спасибо тебе. Ты вовремя принес эту важную весть. Но я и до твоего прихода уже знал о происходящем.

Мальчик с недоумением посмотрел на епископа:

— Что, кто-то раньше меня уже пришел к вам с рынка и рассказал о водовозе?

— Нет, — улыбнулся Евдоксий. — Мой вестник был не с рынка. Но не удивляйся тому, что он тебя опередил. Ведь тебя послал твой отец, а его — Сам Бог.

И епископ поведал мальчику о том чуде, которое произошло с ним этой ночью.

Вот что Евдоксий рассказал: когда он встал на молитву, в комнате вдруг засиял свет и перед ним явился мужчина в воинских одеждах. Он сказал:

— Собери немедленно христиан и прикажи им всем, чтобы никто из них не покупал на городских рынках еду. По приказанию нечестивого царя все продукты на рынках будут осквернены кровью животных, которых принесли в жертву языческим богам. Христианам нельзя есть такую оскверненную пищу.

Епископ в недоумении стал спрашивать, чем же заменить покупаемые на рынках продукты людям бедным, не имеющим домашних запасов еды. Небесный вестник ответил:

— Дай им коливо, и ты избавишь их от затруднений!

Но епископ продолжал недоумевать, так как не знал, что такое коливо. Тогда мужчина сказал:

— Коливо — это вареная с медом пшеница. Так называется это кушанье в Евхаитах — городе, где я жил когда-то. Слушай, как нужно его готовить, — и ночной гость рассказал рецепт колива. Тогда епископ спросил:

— Кто же ты и почему так заботишься о православных христианах?

— Я — мученик Христов Феодор. По Божию повелению я послан вам на помощь.

Сказав это, святой стал невидим — так епископ закончил свой рассказ об удивительном происшествии.

Что такое колево в православии. Смотреть фото Что такое колево в православии. Смотреть картинку Что такое колево в православии. Картинка про Что такое колево в православии. Фото Что такое колево в православии

Подвиг Феодора

— Вот это да! Сам Бог нам помогает, — воскликнул мальчик.

— Да, и Бог, и его святые — все наши защитники и помощники,— подтвердил епископ.— В бочке водовоза, которую ты видел, вода смешана с кровью от жертв языческим божествам. Наш царь Юлиан, видимо, помутился рассудком. Он родился и вырос в христианской семье. Но потом решил, что христианство — неправильная вера. И стал поклоняться идолам — языческим богам. А нас, христиан, всячески притесняет. Вот и теперь он придумал эту хитрую уловку с кроплением продуктов. Ведь если христиане будут есть эту пищу, получится, что и они тоже невольно поучаствовали в служении языческим богам.

— Что же теперь делать? — встревожился мальчик.

— Не бойся, я уже послал своих помощников во все христианские общины города. Сегодня за утренним богослужением христиане узнают о том, что задумал нечестивый царь Юлиан. Ему не удалось осквернить нас. Никто из христиан не станет покупать продукты на рынке, пока не прекратится это безобразие.

— Но кто же такой этот мученик Феодор?

Епископ задумался. Потом сказал:

— Какой он отважный человек, — восхищенно сказал мальчик.

— Да, мученики — отважные люди, потому что они полагались на Бога. А тот, кто с Богом, — непобедим. Однако и нам с тобой пора приниматься за дело.

— Как готовить коливо, пока знаю только я. И нам нужно успеть приготовить его, чтобы христиане могли позавтракать. А после мы расскажем всем, как можно готовить коливо самим.

— Вот это да! Давайте готовить коливо. Но это же, наверное, очень непростое дело — готовить незнакомое блюдо? Справимся ли мы?

— Не бойся, — улыбнулся епископ. Ничего сложного в приготовлении колива нет. Его можешь приготовить даже ты, без помощи взрослых. Сейчас я тебе расскажу рецепт:

Подготовь 500 грамм пшеницы, одну ложку соли и шесть столовых ложек меда. Зерна пшеницы промой и положи в холодную воду примерно на два часа (засекай время!). Потом пшеницу вари на медленном огне до мягкости и не забудь посолить во время варки. Обязательно следи, чтобы зерна сильно не разварились, иначе кушанье получится липким. Теперь сваренную пшеницу необходимо остудить. Поставь ее на несколько минут в холодное место. Настала очередь меда! Добавь его по вкусу, но следи за тем, чтобы получилась не слишком жидкая смесь. Теперь коливо готово! Можно украсить его изюмом и орешками.

Что такое колево в православии. Смотреть фото Что такое колево в православии. Смотреть картинку Что такое колево в православии. Картинка про Что такое колево в православии. Фото Что такое колево в православии

Все это происходило в славном городе Константинополе более чем 1600 лет назад. Нечестивый император Юлиан отрекся от Христа (отчего и получил прозвище — Отступник) и стал преследовать христиан. Тогда шла первая неделя Великого поста. Зная, что в эти дни христиане соблюдают строгий пост и каются в своих согрешениях, он повелел всю неделю осквернять все съестные припасы на рынках. Такова была хитрая задумка императора — испортить христианам весь Великий пост. Но Бог разрушил коварный замысел, послав епископу Евдоксию святого Феодора Тирона с рецептом колива. На этой простой пище христиане и прожили те дни, ничего не покупая на городских рынках. С тех пор у нас в Церкви каждый год в первую неделю Великого поста после богослужения раздают верующим коливо — в память о том, как Небесный Царь защитил свой народ от нечестивого царя земного.

Источник

Чудо колива, или «бессмысленные» традиции

Что такое колево в православии. Смотреть фото Что такое колево в православии. Смотреть картинку Что такое колево в православии. Картинка про Что такое колево в православии. Фото Что такое колево в православии

Об этом чуде святого мученика Феодора Тирона мы вспоминаем каждый год, хотя прошло более 1600 лет с того дня, когда христиане Константинополя были спасены от замышляемого против их веры злодеяния. И освящение колива остается значимой составляющей этого праздника. Но насколько важен для нас этот обряд? Зачем так много традиций далеких веков перенесено в современную жизнь Церкви? Не обросла ли сверх меры всевозможными обрядами наша православная вера?

О практических аспектах древних традиций, притягательной силе церковных обрядов, поиске причин и выборе человека – протоиерей Владимир Пучков, клирик Крестовоздвиженского храма города Винницы, главный редактор газеты «Православная Виннитчина».

Что такое колево в православии. Смотреть фото Что такое колево в православии. Смотреть картинку Что такое колево в православии. Картинка про Что такое колево в православии. Фото Что такое колево в православии

Протоиерей Владимир Пучков

Церковь живет по простому принципу – она ничего никогда не отменяет. Примером могут служить каноны: принимает некий собор какое-нибудь правило, например, в IV веке, проходит столетие или два, и другой собор принимает другое правило, касающееся этого же предмета, но несколько иного содержания – иногда прямо противоположного. Однако предыдущее правило никто не отменяет.

Таким же образом и многие традиции у нас сохранились: когда-то они имели определенное значение, со временем его потеряли. Но поскольку самим традициям было уже несколько веков, отменять их оказалось жалко.

Так, например, получилось с крестными. Изначально восприемник выполнял функцию поручителя за новопришедшего. Когда человек приходил в церковную общину с желанием принять крещение, его сразу не крестили. Пришедшего долгое время готовили, но перед этим кто-то должен был поручиться, что этот человек пришел действительно Христа ради, а не по каким-то меркантильным соображениям или еще почему-то.

Когда в IV веке Церковь перестала быть гонимой и крестить стали многих, подчас целыми семьями, поручаться за отдельно взятых людей уже было сложно. В восприемниках, как поручителях, нужда отпала. Но ведь успела сформироваться целая традиция. И акцент переместился – теперь крёстному вменялась в обязанность не помощь человеку в подготовке к крещению, а попечение об уже крещёном. Таким образом традиция сохранилась, а ее изначальный смысл потерялся.

Очень интересное чудо

С освящением колива наблюдается то же самое. На какой-то момент Церковь переживала это событие как действительно очень значимое. Великий пост, время особого воздержания. И тут император Юлиан повелевает тайно окропить кровью жертвенных животных продукты на рынке, чтобы христиане осквернились, сами того не желая и не подозревая об этом.

Далее происходит чудо – причем чудо очень интересное, особенно если вдуматься, посредством кого действовал Господь. Мученик Феодор Тирон явился, как известно, архиерею. Но архиерей этот был арианином – православного архиерея в городе не было. Причем Евдоксий был еще и человеком, мягко говоря, не очень благочестивой жизни. Профессор Болотов пишет о нём: «человек малопривлекательный, в своих проповедях доходивший до пошлости и балаганства, менявший свои убеждения, как не всякий другой».

Вот такому человеку является мученик только потому, что его, в силу положения, услышат многие.

И христиане выходят из положения простым путем – варят пшеницу и едят ее с медом.

Конечно, для Церкви это событие было значимо. Им было явлено промышление Божие – причем речь ведь шла не о пресечении какого-то серьезного и явного злодейства, а об изобличении подспудного, тайного и подленького замысла. И Господь даже его изобличил и показал, как Он заботится о христианах, не погнушавшись для этого откровенно недостойным человеком – и отсутствие достойных не стало помехой.

Что такое колево в православии. Смотреть фото Что такое колево в православии. Смотреть картинку Что такое колево в православии. Картинка про Что такое колево в православии. Фото Что такое колево в православии

Постное блюдо на скорую руку

Конечно, в нынешнее время само по себе коливо мало что значит. Ведь что такое коливо? Это постное блюдо, которое можно быстро приготовить. У нас и кутью в Навечерие Рождества Христова сейчас чуть ли не сакрализируют, придавая ей особый смысл. А смысл-то ведь простой и чисто практический: в монастырях служба Навечерия Рождества заканчивалась вечером, целый день братия ничего не ела, а скоро нужно идти на Всенощную Рождества. Поэтому готовили то, на что не нужно тратить много времени – варили пшеницу и ели ее с медом.

Это было просто постное блюдо, приготовленное на скорую руку.

Но сегодня быстро приготавливаемых постных блюд очень много, и готовятся они быстрее, чем коливо. Поэтому практический смысл колива пропал. Осталась только традиция, которой много веков. И при том, что она потеряла актуальность, традиция эта дорога многим людям, для них она часть церковной жизни, «так было всегда».

Так и с коливом – традиция эта просто вросла в жизнь Церкви. Это и первый уставной молебен в Великом посту, и освящение пищи при отсутствии праздника, и неплохой повод интересное поучение произнести. Да и просто – написано в Триоди служить, значит надо служить.

Очень тяжело расставаться

Зачем же наша Церковь соблюдает традиции, смысл которых давно утерян?

– Мы соблюдаем традиции просто потому, что мы их соблюдаем. Какого-то практического смысла в них уже давно нет. В Церкви много такого, что давно потеряло первоначальный практический смысл. Например, священническое облачение – это фартук, нарукавники, пояс и плащ. Но со временем они потеряли свое первоначальное предназначение и стали красивыми богослужебными одеждами. Сегодня уже никто не задумывается, что епитрахиль – это фартук.

Или предшествование дьякона со свечой кадящему священнику. Служили ведь поначалу в катакомбах, где было темно и запросто ходить без света было сложно.

Сейчас в наших храмах полы настолько ровные, что можно кататься на них. И, тем не менее, дьякон всё равно предшествует священнику со свечой.

В основе очень многих обрядов – сугубо практический момент. Но практическая составляющая забылась, а обряд, поскольку он красив, остался. А когда традиции очень много веков, с ней всегда очень тяжело расставаться.

Помочь людям понять главное

А не обросла ли за столько веков церковная жизнь обрядами сверх меры?

– А где критерий определения меры? В Церкви есть то, что составляет основу ее жизни – Евангелие и Евхаристия. Всё остальное можно забрать, но наша Церковь всё равно останется Церковью Христовой. Есть вещи главные, есть второстепенные.

Но вот приходит в храм человек с улицы, берет в руки Евангелие – поймет ли он его сразу? И попробуйте ему тотчас объяснить, что такое Евхаристия – всё ли будет ему ясно? Если человек искушенный в знаниях, с высшим образованием – может, ему будет и проще. А как объяснить это бабушке, например, или человеку малограмотному?! А ведь грамотными людьми наши храмы наполнились только в ХХ веке. До этого в храмах, в основном, были люди простые, которые едва-едва читать умели.

Знати и чиновников с образованием на Литургии присутствовало, как правило, несколько десятков человек, не больше. В древности же это соотношение и подавно было не в пользу грамотных. Нельзя было сказать: вот Евангелие – читай. Или: причащайся и не мудрствуй. И, конечно, со временем Церковь, так сказать, обросла вспомогательными средствами, которые помогали этим людям понять главное.

Один из самых простых примеров – икона. Ведь недаром ее называют «богословием в красках». Ту же, например, Троицу Рублёва можно буквально «прочитать». Десятиминутный рассказ о том, что, как и почему изображено на этой иконе, способен открыть достаточное количество богословских истин как воцерковленному христианину, так и впервые переступившему порог храма неофиту.

Конечно, человеку, достигшему определенной духовной высоты, возможно, все эти обряды и не нужны. Но так ли много в наших храмах высокодуховных людей?

Так стоит ли удивляться, что основное внимание Церковь уделяет не тем, кто всё понимает с полуслова и с полувзгляда.

Обрядов в Церкви много в первую очередь для того, чтобы Церковь, в ее существенном и главном, была понятна не только образованным и духовным людям. В конце концов, образованные и духовные вырастают из людей обычных, которым когда-то для понимания элементарных вещей нужны были иконы, обряды и многое другое.

Что такое колево в православии. Смотреть фото Что такое колево в православии. Смотреть картинку Что такое колево в православии. Картинка про Что такое колево в православии. Фото Что такое колево в православии

Человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда

Но ведь сейчас именно обряды для многих становятся главнымлюди приходят в церковь освятить куличи, яйца, вербочки, воду.

– Давайте для начала разделим освящение и благословение. Если воду мы освящаем, то сказать буквально, что мы освящаем куличи, нельзя. Это лишь благословение на вкушение того, в чём мы отказывали себе на протяжении поста. Окончен пост, пришел праздник, и к нему приурочено благословение. Отсюда его торжественность. Но после благословения ни яйцо, ни верба не становятся святыней. Поэтому, кстати, мне совершенно непонятна забота некоторых православных о том, куда девать скорлупу от пасхального яйца или кочерыжку от яблока.

Но ведь абсолютное большинство людей, крещенных в православии, считают, что и яйца, и вербочки, и яблоки после окропления святой водой становятся освященными предметами. И люди, которые приходят на Пасху, Крещение и другие праздники к храмам только для того, чтобы окропить еду, букетики и воду – они идут за освящением, а не за благословением!

– В том-то и беда. Но когда так думают люди нецерковные – это полбеды. Однако, к большому сожалению, и многие наши сознательные прихожане этого не чужды. А всё потому, что в сознании некоторых людей происходит некая подмена: человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда. Это можно сравнить с тем, как маленький ребенок учится ходить.

Без ходунков не обойтись никак, но если, научившись ходить, он не захочет расставаться с ходунками, мы рискуем получить калеку.

Жизнь Церкви укоренена в Евхаристии. Сходясь для совершения Евхаристии, разрозненные христиане собираются вместе и являют собой Церковь. Участвуя в Евхаристии, мы соединяемся с Христом и приобщаемся реальности Царства Божьего. Когда в сознании христианина Евхаристия отходит на второй план, то с нею на второй план отходит Христос.

Традиция возмутительно редкого причащения

Как часто мы причащаемся? Хорошо, если раз в неделю-две, но много ли таких? В основном – раз в несколько месяцев, если не пару раз в год. И это тоже уже чуть ли не традиция. И сформировалась она давно. Еще в синодальные времена, когда Церковь, по сути, была министерством исповедования, и во многих сферах ее жизни царил дух формализма. Чиновникам вменялось в обязанность причащаться не реже раза в год, что они и делали. Со временем эта, с позволения сказать, норма распространилась и на прочий церковный народ. Если кто-то причащался каждый пост – это было уже очень похвально. Так и возникла традиция не просто редкого, а возмутительно редкого причащения. Причащение перестало восприниматься как норма жизни, как жизненная необходимость.

Потом грянула революция, пришли советские времена, с их принудительным безбожием. И традиция возмутительно редкого причащения обрела ореол «дореволюционности», тем более что и новому времени она пришлась впору. Время шло, поколения менялись. В семидесятых редко причащаться было нормой, в девяностых эту традицию даже стали отстаивать в книгах и статьях. Стоит ли удивляться, что на первом месте у многих и многих всё это время были именно обряды – молебны, панихиды, веточки, вербочки и яйца.

Я не говорю, что у всех – в Церкви всегда были люди, понимавшие первостепенность Евхаристии. Откройте книгу «Евхаристия. Таинство Царства» протопресвитера Александра Шмемана, и вы это поймете без лишних слов. Но всегда какое-то количество людей ориентировалось прежде всего на обряд.

А придумывать причины не нужно

Как же православному христианину правильно относиться к множеству обрядов в нашей Церкви?

– Спокойно. С одной стороны, некоторые обряды видоизменились до неузнаваемости, другие не потеряли свой первоначальный смысл. Например, традиция встречать Вход Господень в Иерусалим с ветвями пальмы или вербы в руках по-своему замечательна. Поскольку Церковь не просто вспоминает праздник, воспроизводит его, а переживает его во всей полноте, как будто он совершается именно сейчас, а не когда-то, то, конечно, мы Христа встречаем в храме тоже с веточками. Но на вопрос, что потом делать с освященной вербой, я, признаться, и сам не знаю, как отвечать.

С другой стороны, для нецерковных и несведущих воцерковление зачастую начинается именно с обряда. Необходимость освятить вербу – еще один повод посетить храм. Однако когда достаточно умные люди видят православие сугубо с обрядовой стороны, это более чем досадно.

А еще человек так устроен, что ему хочется всё всегда растолковать. И всегда, что бы он ни испытывал, какие бы проблемы ни решал, он хочет докопаться до причины. Как у Венедикта Ерофеева: «Я знаю многие замыслы Бога».

Так вот, единственное, чего не стоит делать – придумывать собственные толкования обрядам и ждать от них чего-то экстраординарного. А то ведь у некоторых доходит до того, что причины серьезных жизненных неурядиц начинают видеть в не прочитанной четверть века назад молитве сорокового дня. Жизненный принцип «найди всему причину» плох тем, что, не найдя причин, человек с легкостью их придумывает. Важно помнить – церковные обряды для этого не предназначены.

Что такое колево в православии. Смотреть фото Что такое колево в православии. Смотреть картинку Что такое колево в православии. Картинка про Что такое колево в православии. Фото Что такое колево в православии

Всему свое время и место

Так надо ли в Церкви пересматривать старые традиции – что-то отменять, видоизменять?

И да, и нет. Поставить Евхаристию, а с нею и Христа, на первое место в массовом церковном сознании нам жизненно необходимо. И это неизбежно повлечет за собой ослабление внимания к обрядам в целом.

Однако Церковь достаточно консервативная структура, поэтому никакие революционные перемены в ней не приведут к хорошим последствиям. Любые, даже самые необходимые перемены в Церкви, должны происходить эволюционно. То есть необходимо понимать, что это всегда долгий процесс, основа которого – объяснение, разъяснение и т.п.

Постоянно происходит пополнение Церкви новыми людьми – воцерковляющимися разных возрастов, вырастающими детьми, молодежью. И вот этим людям необходимо вложить правильное понятие о центральности Евангелия в жизни Церкви, дать понять, что сердцевина Православия – Евхаристия. И если эти верующие станут носителями именно таких ценностей, со временем естественным образом начнут происходить некие перемены. Никто не будет отменять обряды, никто не будет с ними бороться – просто в сознании церковных людей обряды займут то место, какое они должны занимать, но не более того.

Подготовила Марина Богданова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *