Что такое колдовство у первобытных
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ
Объясните значение слов: пещерная живопись, колдовство, душа, «страна мёртвых», религиозные верования.
1. Как была открыта пещерная живопись?
В 1879 году испанский археолог-любитель Марселино-Санс де Саутуола, вместе со своей 9-летней дочкой, в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира в Северной Испании, своды которой были украшены множеством рисунков животных, сделанных древними людьми. Не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Впоследствии произведения первобытного искусства были найдены и во многих других пещерах, в которых жили древние люди.
2. Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?
Древнейшие художники рисовали зверей, на которых они охотились. Авторам удавалось передать точный облик и характер зверей: олени показывались чуткими и настороженными, лошади — быстрыми и стремительными, мамонты — массивными, тяжелыми с высоким выпуклым затылком. Эти звери играли огромную роль в жизни первобытных людей, которые использовали их мясо в пищу, жилы — в качестве крепежного материала, кости — для изготовления наконечников и других орудий труда, шкуры — для изготовления одежды.
3. Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?
Древние люди верили в охотничью магию, в душу человека и «страну мертвых», куда отправляются души предков.
4. Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мёртвых»?
Подумайте и обсудите
1. О чём хотел рассказать художник, создавший сцену с бизоном и поверженным охотником (см. рис. на с. 22)? Догадайтесь, что предшествовало тому, что изображено.
Вероятно, художник запечатлел историю одной из охот, в которой погиб член общины, но был повержен бизон, при этом охотники сумели избежать встречи с носорогом. Возможно, это часть так называемой первобытной «охотничьей магии», и рисунок символизирует и предсказывает удачную охоту, избежание опасности от более крупных животных, но показывает и неизбежность жертв во время охоты.
2. Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере?
Возможно, так первобытные художники стремились показать власть человека над животным, т.е. прирученное животное.
3. С какими целями археологи раскапывают древние могилы? Что и почему в них можно найти? (См. рис. на с. 22.)
Подведём итоги и сделаем выводы
Кого называют первобытными людьми? Где и когда, по предположениям учёных, жили древнейшие люди?
Первобытными людьми называют представителей многочисленных человекоподобных видов, живших до эпохи изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Человек прошел долгий путь эволюции от примитивных обезьян, австралопитеков, человека умелого (Homo habilis), человека прямоходящего (Homo erectus) до человека разумного (Homo sapiens).
Эволюция человека насчитывает 5 млн. лет. Древнейший предок современного человека – человек умелый (Homo habilis) появился в Восточной Африке 2,4 млн. лет назад. Он умел добывать огонь, строить несложные укрытия, собирать растительную пищу, обрабатывать камень и пользоваться примитивными каменными орудиями труда. Множество каменных орудий труда различной формы и размеров были найдены в Олдувайском ущелье (Танзания).
Человек умелый жил только на территории Африки. Первым покинул Африку и проник в Азию, а потом в Европу человек прямоходящий (Homo erectus). Он появился 1,85 млн. лет назад, а исчез 400 тыс. лет назад. Удачливый охотник, он изобрел множество инструментов, обзавелся жилищем и научился пользоваться огнем. Орудия, которыми пользовался человек прямоходящий, были крупнее, чем орудия ранних гоминид (человек и его ближайшие предки). При их изготовлении применялась новая технология – оббивка каменной заготовки с двух сторон. Они представляют следующую ступень культуры – ашельскую, названную по первым находкам в Сент-Ашеле, предместье Амьена во Франции.
Сравните древнейших людей и людей разумных. В чём между ними различие? В чём сходство?
Древний же человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик. Походка у людей была еще не вполне прямая, прыгающая, длинные руки свисали ниже колен. Люди еще не умели разговаривать. Человек разумный отличался от древнейших людей рядом анатомических особенностей, относительно высоким уровнем развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению.
Однако у древнейших людей и людей разумных были и сходства. Все они жили группами, осуществляли совместную деятельность по добыче пропитания, обустройству жилищ и защите от хищников.
Кого изображали древнейшие на Земле художники? Что вы знаете о религиозных верованиях первобытных людей?
ВЗГЛЯД НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ. Магия в первобытном обществе.
МАГИЯ. Деятельная связь с духами является древнейшей формой человеческой культуры. Как человек овладел магией – неизвестно; можно лишь утверждать, что самые утончённые её способы были распространены ещё в первобытную эпоху. В процессе развития общества они помалу упрощались и забывались.
В вопросе классификации типов первобытной магии среди учёных нет единого мнения. Наиболее удобной и теоретически обоснованной представляется система российского антрополога С.А. Токарева, считавшего, что магические обряды необходимо рассматривать в аспектах методов воздействия магической силой на что-либо или кого-либо, и функций этих обрядов.
Способов воздействия на объект насчитывается несколько. Суть самого элементарного из них – инициального – заключается в том, что шаман мысленно представляет объект, и осуществляет в его сторону посыл разрушающей или исцеляющей силы. Парциальный вариант магического влияния является более изощренным, и здесь воздействие на объект производится через принадлежащие ему вещи – одежду, остатки его еды, слюну и т. д. Парциальная магия активно используется в охоте – преследователи зверя совершают обряды над его следами, экскрементами, каплями пролитой крови. Контактная магия практикуется в случаях, где существует возможность непосредственного прикосновения к объекту – при излечении, например. Вербальный способ в виде заговоров, заклинаний, нашёптываний – едва ли не самый распространённый в магической технике. Впрочем, как мы понимаем, не существует доминирующих приёмов воздействия – все они используются одновременно, чем и повышается эффективность обряда. Основную работу во время камлания совершают, напомним, всё же духи-помощники; шаман является лишь организатором действа и энергетическим посредником между двумя реальностями.
По функции, или по роду назначения, магия также делится на несколько видов. Вредоносная форма магии призвана наводить «порчу» на объект. Этим видом магии в эпоху первобытного строя заниматься было небезопасно. Общинники жили в компактных группах среди родственников; и малейшее подозрение кого-либо во вредоносной практике влекло за собой обвинение человека в колдовстве и изгнание его за пределы «материнской» земли. Вряд ли шаманы, вследствие соображений этического характера, занимались нанесением вреда сородичам – хотя единичные случаи, безусловно, были – об этом сообщают этнографы. Поскольку вредоносная магия имеет злокачественно окрашенную специфику, примеры из этой области приводить не будем.
Военная магия используется во время проведения каких-либо боевых операций. В чем-то она напоминает вредоносную – с тем отличием, что вредоносная направлена только против одного индивида, а военная – против всего враждебного сообщества. Войны, в раннюю эпоху развития обществ, длятся недолго – несколько часов или несколько дней. Вот в этот момент мобилизации духа каждый сородич чувствует свою долю ответственности в контексте быстро меняющейся ситуации. Шаман бодрствует в течение всей военной кампании: он поддерживает огонь в ритуальном святилище, камлая время от времени и призывая духов помочь воинам; он пьёт только те напитки, которые возбуждают его дух. Воины, идущие на битву, устраивают ритуальные пляски, изображая своих тотемных зверей-покровителей; гортанно речитативами произносят заговоры и имитируют броски копий в предполагаемого противника. Во время столкновения с противником, они отдаются воле своего тотемного животного и всем поведением демонстрируют боевую решимость победить. Жёны и сёстры воинов в некоторых родах танцуют в буквальном смысле всё время, пока не разрешен конфликт – они едят во время танца и даже дремлют, не останавливая выбивания ногами мерного ритма, который призван укрепить дух мужчин. Женщины на островах королевы Шарлотты могут нападать поутру на спящих детей, вязать их и избивать – в данном случае производится имитация возможных действий воинов. Женщины часто разрубают палками плоды деревьев, представляя вражеские головы. Мужчины, оставшиеся дома для охраны селений, по мере сил пытаются помочь войску. В некоторых индейских племенах, например, они высчитывают час предполагаемой битвы, затем раздевают двух юношей донага и секут их что есть мочи. Юноши терпят – от силы их духа зависят отвага и доблесть ушедших на войну сородичей.
Погодная магия предназначена для изменения климатических условий на конкретный день. Для вызывания дождя могут быть использованы обряды, имитирующие это явление природы – разбрызгивается вода, расплёвывается слюна, расхлёстывается кровь из предварительно вскрытой
вены на руке шамана или его помощника; всё это, конечно же, сопровождается заклинаниями и всеобщими ритуальными играми. Чуть сложнее обряды, целью которых является призыв к солнцу занять своё место на небосводе – например, берётся ветка специального, с магическими свойствами, дерева, которая разжигается от ритуального огня. Под аккомпанемент плясок, заговоров, подбрасываний в воздух лепешек, кокосов и прочих округлых предметов, её укрепляют на самой высокой точке местности – верхушке дерева или вершине сопки.
Лечебная магия также сильно развита в первобытном обществе. Схемами лечения являются контактные массажи, натирания тела маслами, «высасывание» духов болезней или их изгнание через опосредованные предметы, окуривание благовониями и т. д. Вот как, например, в некоторых племенах производится помощь роженице. В одном помещении (шалаше, пещере, землянке) располагаются одновременно и шаман, сидящий рядом с беременной женщиной, и его дублёр-ученик. Друг от друга шаманы разделены лёгкой перегородкой. Дублеру привязывают к животу огромный камень; он, расставив ноги, лежит на спине и ждёт указаний «акушера». При приближении схваток у роженицы, дублёр начинает метаться, кричать и подталкивать свой камень в известном направлении. «Рожает» он с женщиной одновременно, теряя при этом энергии едва ли не больше, чем она сама; и тут же начинает орать уже за младенца. Именно таким образом он снимает с беременной часть болезненной энергии, привлекая злых духов к себе; от них же спасает новорожденного, поскольку, по представлениям первых людей, в момент родов дитя беззащитно и у него легче всего похитить душу. Некоторые шаманы умудряются высосать духов болезней у всего рода – в этнографической литературе описаны случаи, когда общинники в считанные часы избавлялись от моровой инфекции. Отождествляет ли шамана при камлании свой род с одним человеком или применяет какие-либо специальные методы – неизвестно; можно, однако, представить всю апокалиптичность картин битв злых и добрых духов во второй реальности в момент проведения лечебного сеанса.
Половая, или любовная, магия практикуется двояко: во-первых, она направлена на возбуждение сексуального влечения в каком-либо объекте воздействия или на уничтожение этого влечения (то, что по-русски называется «привораживание-отвораживание», «приворот-отворот», «присушка-отсушка»); во-вторых, её могут использовать в хозяйственных целях – как способ повышения урожайности некоторых растений. Приёмов привораживания в любой первобытной культуре существовало множество. В актах, чаще всего, участвовали элементы гардероба жертвы сексуальных притязаний; эти вещи перемешивались с пожитками субъекта магического воздействия, и над ними проговаривались ритуальные речитативы. Субъект также мог поймать определённой породы птичку – придерживая её трепещущее тельце в руке, он представлял милый сердцу образ и нашептывал ласковые магические слова. Австралийский туземец, надевая на голову специально заговорённую, густо выбеленную глиной шерстяную повязку, становился на тропинке, ведущей к шалашу возлюбленной, и яростно произносил любовные заклинания. Если в этот момент желанная видела парня во всей красе его героической позиции, должно было случиться обыкновенное чудо – в сердце девушки не могла не разгореться ответная страсть. Женщины часто отправляли маленьких девочек помазать привораживающими снадобьями грудь и подмышки спящих мужчин, представители сильного пола для тех же целей посылали к женщинам мальчиков; субъекты обряда в это время сидели у ритуального огня, усиливая эффект действа энергичным заговором. «Отсушка» надоевших поклонников производилась по похожей схеме, но с намерениями другого качества. Специфическая разновидность «отсушки» встречается по сей день в Сербии и Болгарии, где загулявшая на стороне жена, не желая дать супругу повод усомниться в её верности, укладывает на глаза умершему камешки или монеты, которые затем кидает в кувшин с жидкостью, часто употребляемой мужем. Как покойник ничего не видит на этом свете, так и супруг, отведавший настойки, будет закрывать глаза на все закулисные похождения жены.
В сознании первобытного человека очень прочно укоренены представления о прямом взаимовлиянии различных факторов жизни природы и сексуальной практики людей. Если у пары рода баганда в Африке родились близнецы (неплохой показатель плодовитости), эти мужчина и женщина должны были ритуально совокупляться у банановых деревьев, дабы передать им эту магическую способность приносить вдвое больше урожая. Если кто-то страдал бесплодием, он с партнером приходил к тем же деревьям, стараясь заразиться от них силой плодоношения. Все попытки зачатия, понятно, производились втайне, поскольку сородичи не приветствовали обряды, в результате проведения которых могли окончательно исчезнуть бананы.
В магической практике существуют ритуалы и погребального характера.
КОЛДУНЫ ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ
КОЛДУНЫ ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ
Они существовали уже в позднем палеолите. Изображения их встречаются на стенах пещер: в большинстве это люди в звериных масках. Так, в пещере Трех Братьев в Южной Франции изображен колдун: одну ногу он выставил вперед, у него конский хвост, тело закутано в шкуру какого–то хищного животного, на голове оленьи рога и длинные уши, а на лице с длинной заостренной бородкой видны только большие круглые глаза, глядящие очень проницательно. В той же пещере найдено и другое изображение колдуна: он одет в бизонью шкуру, играет на флейте и танцует. «Изображение» колдуна, выгравированное на высоте 10 футов над полом в конце зала, находящегося на расстоянии 1625 футов от дневного света, занимает почетное место в естественном амфитеатре: у его ног длинная процессия животных, выгравированных на камне — львы, тигры, северный олень, бизон, медведи, джигитан, носящие следы стрел, дубинок, одним словом, весь ассортимент охотничьего колдовства» (Кастере Н., с. 17). В пещере Альтамира были обнаружены человеческие фигуры со звериными головами, удлиненными и переходящими в удивительный клюв. Найденные рисунки наводят на мысль, что именно в пещерах происходили древние «святочные» маскарады — люди наряжались животными и подражали их движениям.
Значит, колдовство — это самая древняя форма религии, и колдуны были ее первыми тайными слугами.
Кем же были они — первые колдуны, маги, жрецы и чародеи? Исследователь Р. Бриффолт в монографии «Матери» (R. Briffoult. The Mothers. London, 1927) приводит многочисленные этнографические свидетельства того, что первоначально функции колдовства и жречества принадлежали… ЖЕНЩИНЕ, и что позднее мужчины насильственным путем лишили женщин этих почетных и влиятельных функций и присвоили их себе. Одна из главных функций колдовства состояла в борьбе с болезнями, причем врачевание проводилось преимущественно с помощью лекарственных растений, собиранием которых занимались женщины. Что же касается колдовских ритуалов («высасывание» болезни, заклинания и так далее), то они имели главным образом психологическое значение.
Так, у даяков Борнео до недавнего времени религиозные функции исполнялись исключительно женщинами; если же к исполнению религиозных обрядов иногда допускался мужчина, то он обязан был надевать женский наряд. У даяков есть легенда, согласно которой колдовское искусство было завезено на их землю женским божеством по имени Тайпа, которая обучила колдовству даякских женщин.
Любопытный факт: культовые одежды жрецов и священнослужителей во все времена и у всех народов — это именно женская одежда. Еще недавно, когда зулусские вожди совершали магическую церемонию вызывания дождя, они надевали нижнюю женскую юбку. На Мадагаскаре жрецы одеваются по–женски. На острове Таити и Маркизовых островах священнослужители красили лицо в светлый цвет, как это делают местные женщины, а также подражали их манерам. У всех племен северо–американских индейцев колдуны во время магических церемоний одевались в женский наряд. То же и в Центральной Америке. Древнеримский писатель Тацит (ок. 55 — ок. 120 гг. н. э.) сообщает, что у древних германцев жрецы при исполнении религиозных церемоний одевались в женскую одежду. В древнем Вавилоне жрецы богини Иштар также одевались в женские одежды.
Вероятно, эта традиция указывает на женский приоритет в области магии.
Позже функции колдовства перешли к мужчинам, но женщины еще долго сохраняли свое влияние в этой области: так, на протяжении веков наряду с колдунами существовали колдуньи, наряду с жрецами — жрицы. И лишь в более поздних религиях, например христианстве, в отправлении обрядов мужчины полностью вытеснили женщин.
Так кем же все–таки были первобытные колдуны? Что привлекало к ним людей: колдовство? или действительная польза?
Одни исследователи полагают, что первобытный колдун был прежде всего носителем какой–то сверхъестественной, чудесной, магической силы и на этом было основано его влияние на людей. Не исключено, что колдунами становились те, кого в настоящее время называют экстрасенсами. И не исключено, что первыми экстрасенсами были именно женщины, обладающие более тонкой, чем у мужчин, нервной организацией.
По мнению других, колдун действительно оказывал помощь, в частности больным. При этом он пользовался обычными лечебными средствами, которые отбирались практическим путем в течение тысячелетий. Это были целебные травы, коренья, присыпки, прижигания и так далее. Вероятно, имела место и психотерапия, которую первобытные колдуны постигали интуитивно и сами не могли объяснить ее эффекта (что, в свою очередь, усиливало веру в возможности колдовства и магии).
Если бы деятельность колдуна была сплошным шарлатанством, он быстро бы потерял доверие. Очевидно, колдун помогал в большинстве случаев в силу своих знаний, опыта, умения предвидеть ход болезни или событий, интуиции. Шарлатанство возникло позже. Первобытный же колдун был авторитетом, от него зависели жизнь и здоровье соплеменников. Недаром в библейские времена пророки и спасители (Иисус Христос и другие) обладали Даром излечивать людей.
Колдуны и маги занимали в родовом обществе выдающееся положение. Нередко этот вид деятельности передавался от отца к сыну, от матери к дочери. А методы и приемы действий совершенствовались из поколения в поколение.
Как ни странно, но человек гораздо более раб традиций, чем привычек. С самом деле, все наши удовольствия и развлечения берут начало от первобытных инстинктов. Так, многие, несомненно, современные танцы — видоизменения древней религиозной пляски, клятва — не что иное, как «комические порождения трагического искусства заклинания», а многие игры сохранили элементы игр, что устраивались на празднествах в честь богов. Пикники и путешествия удовлетворяют до сих пор живущий в нас инстинкт кочевника, фехтование и бокс — инстинкт бойца, а охота — охотничий инстинкт далеких предков, убивавших, однако, не ради удовольствия, а чтобы насытиться.
Таким образом, культура не только сохранила, но и в значительной мере усвоила первобытные понятия об окружающей мире. По сути, человек не изменился и продолжает мыслить, как и прежде. И тогда становится понятным, почему во всех религиях такое огромное значение придается ритуалам.
Ничто в установленном распорядке различных церемоний не должно нарушаться, иначе человек рискует быть неуслышанным.
Первобытная магия — явление сложное, и загадки ее еще ждут своего решения. Несомненно одно: она явилась питательной средой, вскормившей ростки будущих религий.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Колдуны – это очень серьезно
Колдуны – это очень серьезно «Испокон веков люди побаиваются своих собратьев, наделенных колдовскими чарами… Колдуном или ведуном называют того, кому ведомы заветные заговорные слова и кто умеет пользоваться ими на практике», – пишет известный русский фольклорист
Колдуны и колдовство – вчера и сегодня
Колдуны и колдовство – вчера и сегодня Колдуны и ведьмы И раньше и поныне колдуны и ведьмы были и существуют в основном трех типов: от рождения, с приобретенными навыками и невольные. Колдун от рождения имел при себе свою родословную: ведьма рожала девочку, та,
Колдуны и ведьмы
Колдуны и ведьмы И раньше и поныне колдуны и ведьмы были и существуют в основном трех типов: от рождения, с приобретенными навыками и невольные. Колдун от рождения имел при себе свою родословную: ведьма рожала девочку, та, в свою очередь, потом рожала свою дочь,
Посвящение в колдуны
Посвящение в колдуны Что касается посвящения в колдуны, то оно, как правило, сопровождалось специальными обрядами, результатом которых являлось отречение от Бога и передача своей души черту. Для этого достаточно было снять с шеи крест и спрятать его под правую
Посвящение в колдуны на Руси
Посвящение в колдуны на Руси Ко времени христианства по большей части благие цели знахарей-волхвов были уже отринуты, и место Велеса занял нечистый. Вначале выполнялось отречение от Бога. Оно проводилось в течение трех ночей перед сном, перед перевернутой церковной
Целители и колдуны
Целители и колдуны Часто люди сравнивают силу целителей и колдунов и задаются вопросом: почему целительские практики сильнее колдовских? Потому что положительное направление, которое целители инициируют, всегда сильнее отрицательного. И поэтому любой колдун должен
Колдовство и колдуны
Колдовство и колдуны Два КолдунаАвтор: дрозофила, 9.11.2001Снились мне два колдуна. Интерьер: внутренности некого замка, огромный зал, всё (стены, пол, потолок) в тёмном камне, полумрак. Короче, довольно мрачно. В центре зала стоят напротив друг друга два колдуна. Я всё время
V. КОЛДУНЫ, КОЛДОВСТВО И ОБОРОТНИ
Существуют ли на свете Колдуны?
Существуют ли на свете Колдуны? Да.Черные маги сплошь и рядом. Причем это могут быть совершенно миролюбивые на первый взгляд люди. Но источают они потаенную злобу и зависть. Тем самым наводят черные и мрачные силы на людей успешных.Колдуны замыкают течение жизни по кругу.
КОЛДУНЫ И ЗНАХАРИ
КОЛДУНЫ И ЗНАХАРИ В повседневной жизни нет четкого разграничения между колдунами и знахарями. Как правило, один и тот же человек сочетает лечение болезней и оказание помощи жертвам колдовства с практикой вредоносной магии. В представлении аборигенов знахарь и колдун
АФРИКАНСКИЕ КОЛДУНЫ
АФРИКАНСКИЕ КОЛДУНЫ Фигура африканского колдуна и по сей день остается загадочной и таинственной. Откуда берутся эти люди? Как становятся они колдунами?Сами африканцы утверждают, что колдовство может передаваться по наследству или быть благоприобретенным. «Мамбила в
Колдуны от демократии
Колдуны от демократии В течение семидесятилетнего советского периода в русской истории плюрализм взглядов отсутствует фактически и чуть ли не… законодательно. «Буржуазные» идеалистические философские теории можно было только «клеймить», не имея даже возможности с
КОЛДУНЫ, НАСЫЛАЮЩИЕ ДОЖДЬ
КОЛДУНЫ, НАСЫЛАЮЩИЕ ДОЖДЬ Есть в Ветхом Завете рассказ (3-я Книга Царств, 18:17–40) о том моменте в истории, когда астральный культ Венеры, унаследованный от хананеев, впервые уступил культу Яхве. Пророк Илия беседовал с царем о спорах, идущих среди людей, о том, какой религии
Волки и колдуны
Волки и колдуны Начиная с XV века, ликантропия постепенно приобретала некоторую популярность в деревенской среде. Считается, что маги и колдуны обладали способностью заключать договора со злыми духами, особенно с демонами, и посредством этих сущностей им удавалось