Что такое кокпит в машине

Ауди Кокпит (Audi Virtual Cockpit) или классическая приборная панель?

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машине

Сегодня коротко расскажу про чудо-технологию — Audi Virtual Cockpit

Если кто не знает, то это виртуальная приборная панель на автомобилях Ауди (эта технология используется и другими производителями, но речь в этой записи именно об автомоблиях Ауди). Панель приборов автомобиля, оснащенного опцией Audi Virtual Cockpit, представляет собой один сплошной 12-дюймовый дисплей, на который программно выводится тахометр и спидометр. Виртуал кокпит заменяет классическую приборную панель.

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машине

Пространство данного дисплея можно использовать как в классической компоновке (слева большой тахометр, справа большой спидометр, между ними карта/данные/настройки), так и в «расширенной» версии, когда тахометр и спидометр уменьшаются и освобождают пространство дисплея для отображения другой полезной информации — карты и других данных о поездке/автомобиле.

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машине

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машине

Управление кокпитом происходит с помощью многофункционального рулевого колеса или с помощью органов управления мультимедийной системы в центральной конссоли.

Технология воистину революционная, выглядит сногсшибательно. Глядя на то, как работает виртуальный кокпит, понимаешь, что вот теперь-то ты в 21-м веке.

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машине

А вот что можно отобразить на виртуальном кокпите:

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машине

Лучше вместо сотен слов посмотреть 2 ролика, которые коротко показывают, как работает данная технология.


Цена Virtual Cockpit для Audi Q5

Стоимость самой опции «Виртуальный кокпит» для автомобилей Ауди не очень велика. На примере Audi Q5 опция Virtual Cockpit обойдется вам в 35 074 рубля (по состоянию на 27.08.2017), и это было бы сказкой, но…

Маркетологи Ауди не были бы маркетологами, если бы не ввели одно важное ограничение — подключить кокпит можно только вместе с опцией «MMI Navigation plus с MMI touch», то есть навигационной системой вместо стандартной мультимедиа-системы. То есть суммарно за Virtual Cockpit вы отвалите 215 286 рублей.

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машине

Конечно, кому-то «MMI Navigation plus» нужна изначально, тогда сумма вырастет на озвученные выше 35 тысяч и это — адекватные деньги за эффектную опцию.

В России навигация работает не очень хорошо (водители по-прежнему предпочитают Яндекс.Навигатор с его пробками), а в не очень крупных городах — работает совсем плохо, т.к. карты не обновляются и иногда целые районы выглядят как большие пустые поля. Именно поэтому многие и не хотят переплачивать за «MMI Navigation plus» и в этом случае отказываются от кокпита в пользу классической панели.

Вторая проблема — комплектации с виртуальным кокпитом довольно редки у дилеров. В Екатеринбурге, допустим, из Q5 в наличии не было ни одной версии с кокпитом (только версия из шоурума) в обоих центрах города. Но, к слову, среди комплектаций, которые были в пути, присутствовало несколько вариантов с кокпитом.

Третья проблема — комплектации Audi Q5 с virtual cockpit не имеют многих других полезных и общепризнанных опций, поэтому покупая эту опцию, приходится выбирать между большой стоимостью (3.7 млн и выше, значительно выше) или отсутствию других важных элементов (пневматическая подвеска, круиз-контроль, камера заднего вида, отделка кожей, а не кожей+кожзамом, панорамная крыша и даже парктроники и трехзонный климат, не говоря уже о дисках, отделке и других опциях)

Некоторые факты о виртуальном кокпите

1. Блекнет ли на солнце?
→ Все владельцы говорят, что _никаких_ проблем ни на солнце, ни в темноте не испытывают.

2. Долго ли привыкать?
→ Кто-то привыкает за час, кто-то за день.

3. Что, если выключится в дороге?
→ Говорят, что не выключится. Несмотря на это, в одном из роликов одного из обзорщиков на ютубе панель выключилась один раз.

4. Можно ли заказать сейчас авто без навигации и кокпита и потом доустановить?
→ Можно, но дорого. Стоить Навигация+Кокпит на Q5 будет в районе 325 000 руб.

5. Можно ли как-то взять один Кокпит и не брать навигацию?
→ Пишут, что можно. Во всяком случае на Q7 устанавливали на базовую комплектацию, обошлось в 160 000 руб., то есть на 55 000 руб. меньше, чем если бы взяли сразу навигацию + кокпит. Лучше, конечно, брать на старте.

Выводы: брать или не брать?

Выбирать только вам, друзья.

Ниже я выскажу свое мнение об этой опции:

Как минимум нужно посмотреть на Virtual Cockpit, неплохо было бы потестдрайвить машину с установленным кокпитом, а в идеале — покататься на ней подольше и пообщаться с владельцами автомобилей с этой опцией.

Но нужно понимать, что по большому счету это игрушка и, возможно, стоит за эти деньги взять другие опции, которые вам были бы более необходимы. Лично я так и поступил: поигрался с кокпитом в течение получаса и взял комплектацию, которая мне больше подходила без этой функции. Благо, классическая приборная панель так же выглядит тоже очень круто, хотя, конечно, и не так эффектно, как с кокпитом:

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машине

Еще одним плюсом классической панели является механическое движение стрелок. Оно более натуральное как бы. Также необходимо отметить, что спидометр в классической панели более информативен:

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машине

Опять же, если финансовая возможность позволяет, брать нужно однозначно!

В течение ближайших лет виртуальные приборные панели будут встречаться все чаще и возможно придут и в автомобили стандартного (не премиум) сегмента. Приятно опережать время и ощущать себя уже сейчас водителем автомобиля с современными технологиями 21-го века!

Всем удачи на дорогах, друзья!
Буду рад комментариям и даже постараюсь ответить на вопросы, если они будут.

Источник

Почему кабина экипажа («кокпит») называется таким странным словом

«Кокпит» — термин, применяющийся в авиации, автогонках и морском деле, откуда он появился?

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машине

А знаете ли вы, что привычные для нашего слуха иностранные слова, которые мы не привыкли как-либо переводить, на самом деле могут состоять из нескольких и более отдельных слов и даже иметь серьезно отличающийся от привычного перевод, значение? Например, такое обычное для всех нас слово «коктейль». Кто его не знает?

Пожалуй, знают все! От стар до млад — все в курсе, что это слово обозначает некий напиток, смешанный с применением нескольких компонентов. Однако некоторые люди, как ни странно, не знают, что слово это иностранное, а именно пришедшее к нам из английского языка — англ. «cocktail». И более того, оно состоит из двух слов, которые при дословном переводе привносят в него совершенно новый смысл.

Итак, что будет, если разложить слово на составляющие? Получим следующую вещь: слово «cock» — петух, «tail» — хвост. То есть получается, что если бы английское слово cocktail было переведено на русский, оно звучало бы в прямом переводе примерно как «хвост петуха», вероятно, подразумевая, что получаемый напиток обладает насыщенной, разноцветной гаммой:

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машине

И таких слов в английском очень и очень много. Помимо всевозможных аббревиатур, носители английского крайне неровно дышат к подобным «словам-трансформерам», создавая новые значения из привычных слов. Причем о происхождении подобных слов и их потаенных значений не особо задумываются и сами жители США, Британии и других стран, в которых английский является официальным языком. Лишь время от времени вспоминая о странностях местной филологии.

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машине

«Вы когда-нибудь слышали, как слово внезапно теряет свои обычные, ожидаемые ассоциации, — рассуждает на тему Джейсон Торчински, автор зарубежного онлайн-журнала про автомобили и околоавтомобильную тематику под названием Jalopnik, — и раскрывается вам во всей присущей ему странности?»

«Как раз это и произошло со мной в эти выходные, — делится своим опытом наблюдения Джейсон, — когда мне в голову пришло слово «кокпит» (англ. cockpit). Почему мы используем такое вычурное и явно странное слово для обозначения нечто такого серьезного. »

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машине

Со своей стороны, напомним, что слово кокпит обозначает некое помещение, пространство, кабину, в которую помещаются люди. В частности, термин «кокпит» обозначает:

В общем, кокпит — это рубка, кабина некоторых средств передвижения, как на воде, так и в воздухе и на суше. Достаточно распространенный термин в техническом мире. Но почему некоторые англоговорящие парни считают его забавным и интересным? Причина аналогична с коктейлями, ведь слово «кокпит» состоит из двух слов.

Разложите его на составляющие части, и вы получите слова, которые означают: «cock» — петух и «pit» — яма. Как это можно логично связать.

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машине

Как говорят историки, самое раннее использование слова «кокпит» относится к 1580-м годам, когда оно было впервые применено для обозначения ямы или арены, где проводились петушиные бои. Соответственно, это была «арена для петушиных боев». Но не только…

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машине

Впоследствии такими «ямами для петухов» стали называть места для проведения не только петушиных, собачьих боев, но и корриды и других форм кровавого времяпрепровождения прошлого с участием животных… То есть слово родилось из разговорного староанглийского.

Кокпит, значение слова с 1587 года, — арена (небольшая яма или огороженный участок земли) для петушиных боев.

Этимологический словарь Дугласа Харпера.

Переход термина в морскую тематику

Очевидно, что, родившись почти полтысячелетия назад, это словечко далее сначала перекочевало в морскую тематику, став сленговым названием для целого ряда морских терминов.

На морских судах в 1600-х годах существовала должность, известная как cockswain или coxswain. В должностные обязанности этого моряка входило управление вспомогательной лодкой судна (шлюпкой), используемой для перевозки людей с берега/на берег или на борт других судов и обратно.

Здесь явно прослеживается применение слов «cock» и «swain» — архаичного термина для обозначения слуги/прислуги. Сoxswain в переводе на русский язык переводится как «рулевой».

Соответственно, «кокпитом» называли и место рулевого у кормы корабля, а также кокпитом называли небольшое помещение (часто огороженное тряпкой и сундуками), в котором хирург корабля оказывал помощь раненым во время боя.

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машине

С 1706 года термин начал использоваться в еще одном «морском» значении — в качестве каюты корабельного гардемарина под палубой.

Французская этимология слова «кокпит» для обозначения кораблей

В свою очередь, французский термин coque (корпус судна) дает нам альтернативное значение слова «cock» — эквивалент слова «boat» (судно) на английском языке.

К началу 1700-х годов «кокпит» в переносном смысле использовалось для любой арены/сцены битвы или конфликта, особенно если она происходила в замкнутом пространстве, или для зоны интенсивной и важной деятельности.

С моря — в воздух

Как термин перешел в распоряжение пилотов?

Похоже, на то существует две основных точки зрения того, как это могло произойти. Одна из теорий предполагает, что первые пилоты называли кабины своих примитивных самолетов «кокпитами» из-за того, что они были маленькими и тесными, что, возможно, напоминало некоторым из них ямы для петушиных боев.

Но более правдоподобной, по мнению исследователей-лингвистов, является другая теория, в контексте которой применение в авиации термина «кокпит» было использовано в смысле «места, где делаются важные дела», то есть где происходит серьезная, напряженная работа. Кстати, именно в таком варианте чаще всего термин и применялся для каморки морских эскулапов, о чьих кокпитах мы говорили выше.

В итоге термин стал применяться не только для кабины пилота, но и в современных парусных спортивных лодках, гоночных автомобилях и аналогичных транспортных средствах.

Впервые термин «кокпит» появился в печати примерно в 1914 году, с началом Первой мировой войны и применением первых летательных аппаратов.

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машине

фото: Florida Center for Instructional tech

Кокпит в спортивной гребле

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машине

Термин также до сих пор применяется в спортивной гребле. Им в зарубежном спорте называют парня, который сидит в задней части лодки и кричит гребцам о моменте замаха и погружения, — его называют coxswain, или cox. У нас в академической гребле его называют «рулевым», что, как мы уже выяснили, сути не меняет.

Скорее всего, это заимствование прямо взято из военно-морского флота, когда рулевой выполнял аналогичную работу, крича морякам, гребущим в шлюпке. Соответственно, место рулевого в лодке для академической гребли среди спортсменов иногда называют «кокпитом».

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машине

Вот такое забавное и интересное английское слово, прошедшее долгий путь эволюции и перешедшее от кровавого спорта с применением животных к куда более гуманным современным видам спортивных занятий. Ну и не забываем про морское применение. Оно сыграло в судьбе этого слова немаловажную роль.

Источник

avtoexperts.ru

Ответы (2)

кокпит — это то по-другому кабина автомобиля, то что находится перед водителем — передняя панель, приборы все, центральная консоль. Обычно у гонщиков или пилотов есть кокпит, но также его называют и в обычных авто.

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машине

В мире автомобилей кокпит чаще всего означает кабину пилота в гоночном автомобиле. В дословном переводе с английского это слово означает «место для управления пилотом», и пришло оно в автомобильный мир из судостроения и авиации.

Наиболее характерной областью использования этого термина являются именно спортивные автомобили, или их спортивные модификации.

Кокпитом называют именно открытую кабину на гоночных автомобилях, куда пилот залезает сверху. Собственно, кокпит – это вся часть гоночного автомобиля, где размещается гонщик. Следует сказать, что такое устройство кабины – это всегда компромисс между выборами комфорта и безопасности.

Кокпит, как правило, всегда очень тесный, поэтому удобство гонщика здесь должно быть обеспечено, ведь находиться в нём часто приходится не один час. В то же время, устройство такой кабины должно быть выполнено так, чтобы во время аварии, конструкция максимально плотно облегала пилота.

Чаще всего, в процессе разработки кокпита в гоночном автомобиле, пилот собственнолично принимает непосредственное участие перед началом сезона. Учитывая ограниченное пространство и важность расположения центра тяжести в гоночных авто, всё, что находится внутри кокпита, подбирается и разрабатывается с учётом индивидуальных особенностей и пожеланий пилота, для обеспечения максимального комфорта, позволяющего выдерживать огромные нагрузки, получаемые во время гонок.

Источник

Что такое кокпит болида «Формулы-1»?

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машине

Кокпит Формулы 1 (от англ. Cockpit) – это кабина пилота в гоночном автомобиле. Данный термин пришел к нам с английского языка и первоначально обозначал «арену для петушиных боев». Но потом значение кокпита расширилось, и он стал активно использоваться в судоходстве и кораблестроении, а уже потом пришел в автомобильные гонки.

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машине

История развития кокпита

Кабина гонщика Формулы 1 значительно изменилась за последние десятилетия. Водители называют ее своим офисом, ведь это их место работы во время гонки, точно также, как для механиков – это пит-стоп. Пространство в кокпите ограничено, но в нем полно функций, которые позволяют пилотам справляться с гоночными машинами за счет резкого ускорения и торможения, а также боковых перегрузок 5G при прохождении поворотов.

Поскольку средства управления стали сложными, оборудование современного кокпита оказалось бы загадкой для любого поклонника F1, если он сядет за руль. Более того, пилоты Формулы 1 1960-х годов были бы шокированы количеством кнопок и переключателей, а также тем, что в кокпите нет ни одного циферблата или индикатора.

Даже водители 1980-х годов сначала не поняли бы, куда делись рычаг переключения передач и педаль сцепления. У гоночных автомобилей тех лет был такой простой кокпит, что у руля в нем не было никакой другой цели, кроме поворота болида. В 2020 году такое просто невозможно представить.

В самых первых гоночных автомобилях Формулы 1 водители в буквальном смысле сидели на машине, а не в ней. Но уже к чемпионату мира 1950 года машины стали ниже, и водители пересели в широкие кокпиты. Спустя 10 лет двигатели переместились назад, болиды стали еще меньше, а кабина плотнее окружила водителя. Благодаря этому существенно повысилась безопасность.

Но настоящим прорывом стало появление монококов – где, в отличие от более ранних каркасных или рамных конструкций, внешняя оболочка стала основным и единственным несущим элементом.

Современные кокпиты Формулы 1

Современные кокпиты изготовлены из 12 слоев углеродного волокна с дополнительными слоями в углублении для ног. Они отлиты под давлением 6.79 атмосфер при температуре 175 градусов по Цельсию и позволяют водителям выжить в таких авариях, которые оказались бы смертельными еще в начале 1970-х годов.

Защита водителя является задачей первостепенной важности для кокпита, и его не просто так называют капсулой выживания. В случае сильного удара от болида отрывается подвеска вместе с носовым конусом, боковыми подвесками, двигателем и коробкой передач, оставляя только капсулу выживания с водителем, надежно закрепленным внутри.

Один из последних шагов в области защиты кокпита произошел в 1996 году, когда было введено правило, согласно которому верхняя часть боковых сторон кабины должна находиться в пределах 220 мм от верхней части головы водителя. В свою очередь, голова водителя должна находиться на 50 мм ниже воображаемой линии между верхней частью передней переборки и верхней частью рулевого колеса.

Еще более высокие боковые стороны кокпита были введены в 2008 году, чтобы предложить большую защиту от боковых ударов, после того, как Red Bull Дэвида Култхарда переехал Williams Александра Вурца на Гран-при Австралии 2007 года.

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машинеАвария между Дэвидом Култхардом и Александром Вурцем

А после почти смертельной травмы головы Фелипе Массы в Венгрии в 2009 году прозвучал призыв к защитным щиткам или даже к закрытым кабинам, и спустя почти 10 лет (в 2018 году) дополнительная дуга безопасности Halo стала обязательной.

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машинеЖуткая травма головы Фелипе Массы

В разработке и создании современного кокпита обычно напрямую участвует сам пилот гоночного болида. Все, что находится внутри кокпита, должно учитывать индивидуальные особенности и пожелания гонщика, ведь, помимо обеспечения безопасности, ему должно быть комфортно находиться в кабине и управлять автомобилем, а иначе о высоких местах можно забыть.

Источник

Кокпит автомобиля

Торпедо

Торпедо или торпеда?

Видео

Осознание

Для начала напомним, с чего все началось. После смерти Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера была кардинально пересмотрена система безопасности гонщиков: улучшили конструкцию шлема, изменили размещение боковых понтонов и добавили защиту возле головы пилота. Долгое время казалось, что больше ничего не угрожает жизни гонщиков. Но в 2009 году в Брэндс-Хэтче во время этапа Формулы 2 случилось непредвиденное: юный Генри Сертиз погиб после попадания оторванного колеса прямо в шлем.

Тогда FIA всерьез задумалась о закрытых кабинах пилотов в формулах. Так совпало, что уже через несколько дней произошло нечто похожее в Формуле 1, когда во время квалификации Гран-при Венгрии в голову Массы на скорости больше 250 км/ч влетела пружина от подвески болида Баррикелло. К счастью, во многом благодаря современному шлему, и не без доли везения, Фелипе остался жив. Этот случай лишь подлил масла в огонь рассуждений о закрытых кокпитах. Федерация занялась разработкой закрытых кокпитов различных конструкций и спустя некоторое время представила результаты экспериментов.

Фонарь истребителя

За основу были взяты испытания военных истребителей, при которых на скорости более 1000 км/ч в фонарь влетает груз весом 1,8 килограмма — так имитируется попадание в самолет птицы. Чтобы адаптировать тест для Формулы 1, пришлось уменьшить скорость столкновения до 225 км/ч и увеличить вес и размер предмета, который заменили колесом болида. За два года инженерам удалось разработать несколько вариантов, которые полностью выполняют возложенную на них функцию – защиту головы от посторонних предметов. При попадании колеса «в лоб» или по касательной оно меняет свое направление и не задевает шлем пилота.

Кенгурятник

Кенгурятником называют трубчатую конструкцию, которая вешается спереди или сзади автомобиля для защиты элементов кузова и оптики от механических повреждений. Когда-то американские фермеры крепили калитки на свои пикапы для разгона скота. Русскоязычная версия термина «кенгурятник» или «кенгурин» пришла из Австралии, где аналогичные конструкции «roo bar» (в буквальном переводе «кенгуру решётка») вешали дальнобойщики, чтобы уберечь транспортное средство от перебегающих дорогу животных. В частности, от распространенного в Австралии кенгуру. Сегодня кенгурятник превратился в модный аксессуар и чаще применяется в декоративных целях, для тюнинга. В результате борьбы за безопасность пешеходов в «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» были внесены поправки, которые сильно ограничивают применение подобной конструкции.

История развития кокпита

Кабина гонщика Формулы 1 значительно изменилась за последние десятилетия. Водители называют ее своим офисом, ведь это их место работы во время гонки, точно также, как для механиков – это пит-стоп. Пространство в кокпите ограничено, но в нем полно функций, которые позволяют пилотам справляться с гоночными машинами за счет резкого ускорения и торможения, а также боковых перегрузок 5G при прохождении поворотов.

Поскольку средства управления стали сложными, оборудование современного кокпита оказалось бы загадкой для любого поклонника F1, если он сядет за руль. Более того, пилоты Формулы 1 1960-х годов были бы шокированы количеством кнопок и переключателей, а также тем, что в кокпите нет ни одного циферблата или индикатора.

Даже водители 1980-х годов сначала не поняли бы, куда делись рычаг переключения передач и педаль сцепления. У гоночных автомобилей тех лет был такой простой кокпит, что у руля в нем не было никакой другой цели, кроме поворота болида. В 2020 году такое просто невозможно представить.

В самых первых гоночных автомобилях Формулы 1 водители в буквальном смысле сидели на машине, а не в ней. Но уже к чемпионату мира 1950 года машины стали ниже, и водители пересели в широкие кокпиты. Спустя 10 лет двигатели переместились назад, болиды стали еще меньше, а кабина плотнее окружила водителя. Благодаря этому существенно повысилась безопасность.

Но настоящим прорывом стало появление монококов – где, в отличие от более ранних каркасных или рамных конструкций, внешняя оболочка стала основным и единственным несущим элементом.

Кокпит яхты

Любой парусник состоит из двух основных частей: корпуса и парусного вооружения. Парусное вооружение предназначается для передачи судну движущей силы ветра. От корпуса яхты зависят, прежде всего, её остойчивость (сопротивление опрокидыванию на бок) и плавучесть (способность держаться на воде).

Что такое кокпит парусной яхты

Корпус яхты обычно разделяется на три основных части:

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машине

Часто новички задаются вопросом: «кокпит лодки – что это?». В широком смысле слова, кокпитом яхты называется всё внутреннее обитаемое пространство яхты, катера, или лодки. Здесь размещаются все приборы и устройства управления судном: штурвал или румпель, комплект навигационных приборов и устройств связи. Тут же находятся спальные каюты, камбуз, гальюн, ящики для продуктов и шкафы для одежды – всё, что необходимо экипажу для обеспечения комфортного нахождения на борту. На больших яхтах кокпит делится переборками на отдельные отсеки.

Впрочем, на небольших лодках и катерах все вышеперечисленные блага цивилизации могут отсутствовать. В маломерных лодках кокпит зачастую занимает всё внутреннее пространство, в нём находятся не только системы управления и сам экипаж, но и складывается все необходимые принадлежности и грузы. Размер кокпита лодки в этом случае составляет всю её длину от носа до кормы, и всю ширину от борта до борта.

Касательно яхт под термином «кокпит» в узком смысле часто подразумевают лишь пост управления судном, снабжённый штурвалом и навигационными приборами, и местами для отдыха. Это относится, как правило, к яхтам с открытым кокпитам. На них он отделён от закрытых внутренних помещений водонепроницаемой переборкой с дверью. В современном яхтостроении используется несколько вариантов конструкции кокпита яхты. Выбор той или иной модели зависит от личного предпочтения будущего владельца лодки, и от условий, в которых придётся эксплуатировать судно.

Открытый, или средиземноморский вариант

«Средиземноморским» называют открытый кокпит относительно большой площади, смещённый в сторону кормы. Это самый распространённый тип яхт, предназначенных для использования в тёплых морях. В этом смысле подобные лодки можно сравнить с автомобилями-кабриолетами. Яхты с кокпитом открытого типа составляют подавляющее большинство в средиземноморских маринах, отсюда и появилось его неофициальное наименование.

Данный вариант имеет как свои неоспоримые плюсы, так и минусы. К преимуществам открытого кокпита следует отнести возможность наслаждаться морским отдыхом на свежем воздухе, хороший круговой обзор. Среди минусов – опять-таки открытость поста управления всем морским ветрам, что ограничивает использование таких лодок областями тёплых морей, или летним сезоном в более высоких широтах.

У открытого кокпита яхты имеется и другой недостаток, более серьёзный – открытость не только ветрам, но и волнам. А это уже серьёзно ограничивает мореходность судна. При непогоде брызги, а то и целые волны будут неизбежно заливать открытое пространство. В связи с этим — использовать «средиземноморские» яхты для выхода в открытый океан крайне не рекомендуется.

Что такое кокпит в машине. Смотреть фото Что такое кокпит в машине. Смотреть картинку Что такое кокпит в машине. Картинка про Что такое кокпит в машине. Фото Что такое кокпит в машине

Самоотливной кокпит яхты

Конструкторы-яхтостроители, стремясь разрешить проблему с мореходностью «открытых» яхт, разработали концепцию самоотливного кокпита. Увеличение высоты борта в данном случае не приводит к положительным результатам. В случае захлёстывания судна водой — такой кокпит яхты попросту превращается в бассейн, наполненный водой. Чем выше высота борта, тем больше воды в нём может уместиться. А это, в свою очередь, не способствует остойчивости судна.

Для удаления набравшейся воды стенки открытого кокпита снабжают сливными шпигатами – несколькими специальными водоотливными трубками диаметром до 5 см. Это и есть тот самый самоотливный кокпит. Но и в этом случае не всё так гладко: для удаления объёма воды, попавшего внутрь лодки в результате захлёстывания водой, через шпигаты, требуется определённое время. А до тех пор центр тяжести судна из-за набравшейся воды, будет смещён выше ватерлинии.

Чем выше борта, тем выше центр тяжести, и выше вероятность опрокидывания судна при боковом порыве ветра или неудачном манёвре относительно волн. В качестве наилучшего выхода против заполнения открытого кокпита яхты водой, из конструкции корпуса попросту убирают заднюю стенку со стороны транца, а уровень пайолов кокпита поднимают выше ватерлинии. Это, с одной стороны, даёт возможность воде быстро покинуть лодку, но с другой увеличивает опасность смыва за борт инвентаря или даже членов экипажа. Опытные мореходы всё же не советуют использовать для океанских переходов яхты со «средиземноморским» кокпитом.

Закрытый, или скандинавский кокпит

Другой весьма распространённый вариант яхт имеет закрытый водонепроницаемый кокпит, как правило, расположенный по центру корпуса. Подобный тип получил название «скандинавский» среди яхтсменов. Связано это с тем, что первыми разработали и внедрили такую конструкцию скандинавские яхтенные верфи – «Халберг-Рэсси», Najad и т.д.

Подобные лодки лучше приспособлены для океанских переходов из-за своего герметично закрытого кокпита. Он отлично защищает экипаж от всякой непогоды: начиная от штормового ветра и заканчивая сильным волнением. «Скандинавские» яхты неплохо подходят для эксплуатации в высоких широтах и в холодное время года. Ещё один плюс – большая комфортность для пассажиров и членов экипажа. В центральной части яхты морская качка ощущается меньше, нежели на корме или на носу.

Среди минусов «скандинавского типа» – закрытый кокпит яхты имеет худший обзор, по сравнению со «средиземноморским» вариантом. Но подобный минус можно решить, приобретя лодку с так называемым дек-салоном. Это высоко поднятая надстройка с панорамным остеклением. Она позволяет следить за окружающей обстановкой, в то же время, находясь в защищённом от ветра и волн помещении. Другой недостаток – меньший размер кокпита лодки скандинавского типа, что особенно остро ощущается в яхтах и катерах малого класса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *