Что такое когнитивные чувства
Когнитивность
Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая акт познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.
Содержание
Когнитивность в господствующих направлениях психологии
Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивных процессов), находится под серьёзным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».
Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.
Хотя практически никто не отрицает, что природа когнитивных процессов управляется мозгом, теория когнитивности далеко не всегда рассматривает эти процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями (ср. нейрокогнитивность). Теория когнитивности часто всего лишь описывает поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).
Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism ).
Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х гг.
В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:
Нерешённые проблемы когнитивной теории
Когнитивная онтология
На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин — когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.
На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.
Когнитивный — это какой, как развивать когнитивные функции и способности, чтобы потом не было их нарушений и искажений
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверное, большинство из вас обсуждали, можно ли вашего знакомого или соседа назвать умным человеком. После этого вопроса, как правило, начинается дискуссия, а по каким критериям, собственно, судить?
Умный – это тот, кто владеет большим объёмом знаний? Но он просто является носителем информации, и может не использовать её на практике и в жизни.
Когда учёные пытаются дать определение интеллекту, то всегда говорят о познавательных способностях человека – когнитивных функциях. Что они собой представляют, как их развивать, и что делать при «поломке»? Будем разбираться и становиться умнее за нашего знакомого.
Когнитивные функции, способности и процессы
Когнитивные функции – это процессы в головном мозге, которые задействуют при изучении нами окружающей среды.
Информация, которая поступает через наши анализаторы, подвергается обработке. Мы её интерпретируем и переводим в знания. Они хранятся в памяти, накапливаются со временем становясь жизненным опытом.
Когнитивные способности это:
Если человек на протяжении всей жизни развивает эти когнитивные характеристики, то его можно считать умным и интеллектуальным.
Поскольку он способен воспринимать информацию из разных источников в большом объеме и длительное время; помнит её, воспроизводит; делает выводы; имеет логическое мышление; может представить самые яркие образы на основе увиденного или услышанного.
Как развивать когнитивное мышление
Сразу после рождения ребенок начинает воспринимать и изучать мир. Но делает это на своём уровне в зависимости от возраста и того, занимаются ли с ним родители.
Различают такие виды когнитивного мышления:
Но что делать взрослому человеку? Неужели тот уровень развития памяти или мышления, который есть на данный момент – это предел? Нет, даже в 40 или 60 лет можно продолжать заниматься своими когнитивными способностями.
Любовь к познанию окружающего мира и себя способствуют усовершенствованию этих функций головного мозга.
Некоторые рекомендации, которые прямо направлены на развитие мышления:
Когнитивные нарушения и расстройства
Чем больше человек занимается интеллектуальным развитием, тем больше возникает связей между нейронами, которые тоже, в свою очередь, развиваются. Это создаёт когнитивный резерв.
Если какой-то участок головного мозга перестанет адекватно работать из-за травмы или старения, то другой возьмёт на себя ответственность (что это такое?) за выполнение важных функций.
В Гарварде провели эксперимент, где на протяжении многих лет наблюдали за 824 людьми. Они были разного уровня воспитания, социального обеспечения и интеллектуального развития.
Результат показал, что люди, которые активно развивали свои когнитивные способности, смогли и в старости логически мыслить, помнили малейшие детали, вели себя адекватно.
Когнитивные расстройства возможны по такой причине:
В зависимости от того, что послужило фактором возникновения дисфункции, будут разные симптомы и дефициты когнитивных способностей. Давайте рассмотрим на примере старческой и сосудистой деменции.
Деменция, которая появляется после 65 лет, называется болезнью Альцгеймера. Основным симптомом выступает развитие забывчивости. В дальнейшем прогрессирует ухудшение памяти вплоть до того, что человек может не помнить своего имени, и где живёт. Также начинаются проблемы с ориентацией в пространстве. Поэтому за такими пациентами нужен постоянный присмотр.
Нарушается речь. Человеку сложно произносить слова, повторяет их. Дальше появляются проблемы с логическим мышлением, которое также заметно при разговоре с больным. Они становятся озлобленными на всё вокруг, очень чувствительными и плаксивыми.
Сосудистая деменция развивается из-за недостаточного кровообращения в головном мозге, ишемии, инсультов. Нарушение памяти не выходят на передний план, как при Альцгеймере. Сразу заметно снижение внимания, его концентрации. Пациентам сложно выделять сходство и различия между объектами, замедленное мышление, сложно произносить слова.
Лечение прописывается только после тщательной диагностики причины. Если это последствие таких болезней, как инфекционные, онкологические, сахарного диабета, то терапия направлена на избавление или корректирование основного заболевания.
При болезни Альцгеймера выбирают ингибиторы ацетилхолинэстеразы. При сосудистых нарушениях внимание врачей направлено на улучшение кровообращения: ингибиторы фосфодиэстеразы, блокаторы кальциевых каналов, блокаторы a2-адренорецепторов.
Для того чтобы улучшить состояние интеллекта при заболеваниях, часто используют препараты с метаболическими и антиоксидантными свойствами. Экспериментами также был доказан позитивный эффект ноотропов. Но стоит помнить, что они помогают только тогда, когда есть проблема. Не улучшают когнитивные способности здоровым людям.
Когнитивные искажения (диссонанс)
Когнитивный диссонанс – это не просто мудреное словосочетание, которое имеет отношение только к учёным и профессорам. Мы сами в повседневной жизни часто с этим сталкиваемся.
Это состояние, при котором возникают противоречия:
Во время когнитивного искажения человек испытывает смятение, тревогу, неловкость, стресс, чувство стыда и вины, или даже злость – психологический дискомфорт. Например, в пешеходном переходе сидит попрошайка, которой вы дали немного денег. Она тянется за ними, а на руке показываются дорогие часы.
Вы сначала сбиты с толку, поскольку думали, что человек нуждается в финансовой поддержке. А выходит, что он может быть богаче, чем вы сами. Сначала оказываетесь в ступоре, который потом может перейти в агрессию, поскольку вас одурачили.
Диссонанс (что это такое?) возникает по таким причинам:
Что делать, если с вами произошёл этот непонятный когнитивный диссонанс? Для начала нужно уменьшить значимость этого состояния. Ведь всему есть объяснение, которое просто на данный момент вам недоступно.
Для этого нужно поискать новую информацию о предмете когнитивного искажения. Изучить более детально, или поговорить об этом с другими людьми. Возможно, у вас просто был небольшой кусочек познаний, и выпала отличная возможность его расширить.
Не стоить иметь очень скованных убеждений. Вы должны впитывать и замечать информацию различного формата, изучать всё вокруг. При таком подходе к жизни вряд ли что-то сможет удивить или сильно задеть. Просто наткнётесь на новые знания, которые тут же возьмете себе на заметку.
Когнитивная психология
В психотерапии существует много направлений, которые индивидуально подбираются для клиента в зависимости от его типа личности и актуальной проблемы. Одним из часто применяемых методов является когнитивно-поведенческая терапия.
Суть направления заключается в том, что причина проблемы, скорей всего, находится в самом человеке, а не в окружающем мире. В его мышлении в частности.
Поэтому психолог вместе с клиентом пытаются изучить его, узнать, на каких утверждениях построено и какой опыт лёг в основу проблемы.
Психотерапевт находит ложную установку, которая вызывает негативные чувства у человека, ощущение невозможности одолеть сложившиеся трудности. И показывает это со стороны. Объясняет, почему она неправильная, и как стоит мыслить более эффективно. Но при этом специалист не навязывает свою жизненную позицию.
Когнитивная терапия подходит для таких ситуаций:
Автор статьи: Марина Домасенко
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Мало кто из людей среднего возраста продолжает самообразование, только учёные всё время нагружают свой мозг, потому они до самой смерти находятся в ясном уме.
Простые же люди, да ещё и без высшего образования, даже в лучшие годы не развивают свои когнитивные способности, куда уж там им в старости этим заниматься.
Когнитивные способности — термин с ускользающим смыслом. Умственные способности, мыслительные способности — сразу понятно и не вызывает вопросов. Это как «конгруэнтные» фигуры. Сразу не понятно. А это просто равные фигуры. Околонаучное умничанье.
Когнитивные функции. Что это такое и как они нарушаются?
Американский Национальный институт старения рекомендует ряд профилактических мер для поддержания когнитивного здоровья и профилактики деменции.
Деменции могут предшествовать легкие когнитивные (нейрокогнитивные) нарушения. Так называют состояния, при котором когнитивные способности человека хуже, чем предполагает возрастная норма, но еще не соответствуют деменции. Это нарушение не обязательно переходит в деменцию.
При легких когнитивных нарушениях чаще доминируют отклонения со стороны памяти, но нарушаться могут речь, зрение и другие функции. Сайт клиники Mayo описывает возможные симптомы следующим образом:
Их могут сопровождать депрессия, тревожность, апатия, раздражительность и агрессивность.
Во время разговора врач может задавать человеку вопросы, которые позволяют в общих чертах оценить память и мышление человека. Если специалист сочтет нужным, он может назначить пациенту специальные тесты. Основные из них:
В научных исследованиях могут использоваться более узкие и специфические когнитивные тесты.
Самая известная причина когнитивных нарушений – деменция (слабоумие). Существует несколько типов этого расстройства, например, болезнь Альцгеймера, сосудистая деменция, деменция с тельцами Леви. Чаще они манифестируют в пожилом и старческом возрасте. Необратимые когнитивные нарушения также могут развиваться после инсульта и повреждений головного мозга.
Когнитивные нарушения могут быть временными, обратимыми. В такой форме они могут встречаться, например, при инфекциях, тяжелом дефиците витаминов, сильном обезвоживании, под действием лекарств.
К когнитивным функциям относят психические процессы, которые нужны для приобретения знаний (поэтому их часто называют познавательными), работы с информацией и рассуждений. Они отвечают за восприятие, внимание, обучение, память, владение речью, принятие решений.
Когнитивным здоровьем называют способность четко мыслить, учиться и помнить. Эти способности важны для повседневной жизни, выполнения рутинных задач. Когнитивные функции помогают нам адаптироваться к новым условиям, пользоваться имеющимися знаниями.
В новостях и исследованиях также можно встретить термин «исполнительные функции». Так называют те когнитивные функции, которые отвечают за контроль поведения, определение целей, способность к планированию и контролю внимания.
Когнитивный диссонанс: как прекратить «гражданскую войну» в своей голове
«У меня когнитивный диссонанс», — слышим мы при любом описании несоответствия ожидания и реальности. Этот термин уже настолько широко вошел в обиход, что не каждый задумывается о его истинном значении. Давайте разберемся.
Автор статьи — Ангелина Дука, кандидат психологических наук, когнитивно-поведенческий психолог, специалист сервиса подбора психологов Alter
Что такое когнитивный диссонанс
Когнитивный диссонанс — это внутренний конфликт, который возникает у человека при столкновении противоречащих друг другу убеждений. Этим диссонанс вызывает чувство напряжения; человек испытывает неприятные эмоции: тревогу, злость, стыд, вину — и будет стремиться избавиться от дискомфорта разными способами. Понятие «когнитивный диссонанс» пришло к нам из социальной психологии.
Теория когнитивного диссонанса
Впервые понятие когнитивного диссонанса введено социальным психологом Леоном Фестингером. Он предположил, что при наличии противоречивых убеждений люди будут испытывать эмоциональный дискомфорт. В своем исследовании веры в слухи Фестингер сделал вывод, что люди всегда стремятся к внутреннему равновесию между личными мотивами, определяющими их поведение, и информацией, получаемой извне. Теория Фестингера описывает то, как люди пытаются рационально обосновать свое поведение. Диссонанс возникает в том случае, когда человек одновременно сталкивается с двумя несовместимыми, но одинаково значимыми суждениями — когнициями. Что это такое? Иногда под когнициями подразумеваются мысли, но на самом деле это понятие намного шире: сюда следует включать мысли, идеи, мнения, оценочные суждения. В некоторых ситуациях они обеспечивают стабильность психики, защищая нас от интенсивных переживаний. Однако иногда эта защита достигается своеобразным способом — путем самообмана.
Все ли одинаково проживают когнитивный диссонанс? Нет. У разных людей разная терпимость к неопределенности, поэтому и степень испытываемого диссонанса будет отличаться по интенсивности. На силу диссонанса также влияет и то, как сильно затрагиваются личные ценностные убеждения.
Почему возникает когнитивный диссонанс
Исследователи в области социального поведения Энтони Пратканис и Эллиот Аронсон предположили, что мыслительная деятельность любого человека во многом определяется двумя принципами, объясняющими иррациональность некоторых поступков.
Принцип мыслительных стереотипов
Наш мозг снижает затраты там, где это представляется возможным. Мы стремимся сохранить так называемую когнитивную энергию, сократив ее расход до минимума и используя везде, где только можно, мыслительные стереотипы. Этот принцип оказывает как положительное, так и отрицательное влияние. С одной стороны, мы, например, создаем алгоритмы для решения типовых задач и тем самым упрощаем себе работу. А с другой, в целях упрощения сложных проблем часто выбираем не обоснованный вывод, а тот, который не требует глубокого осмысления. Говоря образно, мы ищем ключи не там, где потеряли, а там, где светлее.
Критические размышления требуют дополнительных ресурсов так же, как преодоление любой сформированной привычки подразумевает приложение усилий. Игнорируя всестороннюю оценку ситуации, некоторые много раз повторяют прошлые ошибки и приводят себя в состояние изматывающего стресса.
Принцип рационализации своего поведения, или принцип самообъяснения
Любому из нас свойственно давать своим действиям разумное обоснование, чтобы они казались логичными как нам самим, так и нашему окружению. Самообъяснение выступает как ориентир, как идеологическая основа: «Я это делаю, потому что…» — продолжение фразы у каждого будет свое. Человек должен воспринимать собственное поведение как разумное и понятное — в противном случае возникает угроза целостности его «я». Однако то, как мы объясняем свои действия, не всегда соответствует реальности: очень часто, пытаясь себя успокоить, мы выдаем желаемое за действительное путем самообмана и рационализации.
Эти принципы иллюстрируют то, как человек рационализирует свое поведение, чтобы избежать дискомфорта.
Примеры когнитивного диссонанса
Рассмотрим на простом примере, как можно столкнуться с когнитивным диссонансом. Выбирая, скажем, автомобиль, мы сравниваем разные модели и делаем выбор в пользу одной из них. Мы довольны покупкой и считаем, что сделали лучший выбор из возможного. Если же после покупки машины мы столкнемся с информацией, подвергающей сомнению правильность нашего решения, то будем ее игнорировать, даже если она будет соответствовать действительности. Или мы будем оправдывать себя, говоря: «Моя машина все равно лучше». Или, рассуждая о других машинах, будем вспоминать примеры того, как они плохи в эксплуатации, искать подтверждения на форумах, среди друзей. Тем самым мы стремимся уберечь себя от дискомфорта и сохранить положительное отношение к самому себе. При этом, находя информацию, подтверждающую правильность нашего выбора, мы непременно будем ее замечать и испытывать положительные эмоции, поскольку неосознанно будем воспринимать ее как говорящую в пользу нашего позитивного представления о себе.
Русская классическая литература полна примеров когнитивного диссонанса, когда герой делает непростой выбор. Так, Шолохов в «Тихом Доне» через призму семей Мелеховых, Коршуновых и других персонажей показывает, как личности принимают сложные решения в переломные моменты и справляются с когнитивным диссонансом.
Как преодолеть когнитивный диссонанс
На примере типичных моделей поведения можно понять, как справиться с дискомфортом от когнитивного диссонанса.
Избегание либо обесценивание фактической информации
Эта стратегия помогает людям продолжать поддерживать поведение, с которым они не полностью согласны (например: знаю, что курить вредно, но продолжаю это делать). Чтобы уменьшить когнитивный диссонанс, человек может ограничивать доступ к новой информации, которая не соответствует его убеждениям, обесценивать эти факты, воспринимая их как ложные, избегать изучения дополнительных источников и ситуаций, в которых можно столкнуться с альтернативными точками зрения.
Рационализация
Оправдание себя, попытка увериться в том, что внутреннего конфликта не существует. Люди начинают искать поддержки среди тех, кто разделяет подобные взгляды, или пытаться убедить другого в том, что новая информация неточна; ищут способы оправдать поведение, противоречащее их убеждениям. К сожалению, часто за объяснениями, которые кажутся нам рациональными, на самом деле стоят иррациональные убеждения, содержащие логические ошибки, не подкрепленные фактами, и это причиняет нам страдания.
Изменение своего поведения
Дискомфорт может подтолкнуть человека изменить свое поведение так, чтобы действия соответствовали его убеждениям. В результате когнитивного диссонанса многие люди сталкиваются с конфликтом ценностей, разрешив который они могут привнести позитивные изменения в свою жизнь, приблизиться к идеалу, в соответствии с которым хотят жить, — это тот случай, когда когнитивный диссонанс может оказать положительное влияние. Например, человек ежедневно ест много сладкой жирной пищи, при этом у него есть риск сахарного диабета и он в курсе последствий. Испытывая дискомфорт от когнитивного диссонанса, он в конце концов меняет поведение: корректирует свое питание, тем самым делая шаг в направлении своей ценности — здоровья.
Развитие критического мышления
Установить истину возможно с помощью анализа аргументов каждой из сторон когнитивного диссонанса.
Для этого надо ответить на вопрос, логично ли так думать, в чем заключается логика суждений.
Затем с помощью эмпирических фактов следует взвесить две точки зрения и спросить себя:
Как можно догадаться, первые две стратегии не очень продуктивны — может, они и принесут временное облегчение, но не избавят от дискомфорта. Третья и четвертая модели — самые конструктивные: здесь внутренний конфликт действительно разрешается.
Итак, когнитивный диссонанс — это явление, с которым встречается каждый. Он влияет на наши решения в самых разных сферах. И хотя когнитивный диссонанс может показаться отрицательным эффектом мышления, он может помогать развиваться и меняться в лучшую сторону, подталкивая нас к тому, чтобы совершать поступки, соответствующие нашим ценностям.