Что такое коэффициент инфляции
Коэффициент инфляции
При слове «инфляция» у многих людей возникают примерно одинаковые ассоциации. Они даже объяснят это явление правильно, но своими словами. Однако, как сделать так, чтобы инфляция не сильно повлияла на сбережения, знает не каждый. Рассмотрим подробнее, что такое инфляция, в суть коэффициента инфляции, как его посчитать?
Что такое инфляция?
Она представляет собой сложный экономический процесс, который оценивает покупательную способность денег. В первую очередь она выражается в том, сколько товаров можно купить на одну и ту же сумму в разные периоды времени. Например, если пять лет назад на 100 рублей можно было купить 10 батонов, то сейчас – только 4 батона. Исходя из этого, люди воспринимают инфляцию, как негативный процесс. Но нормальная работа экономики невозможна без баланса между количеством товара и денежной массой.
Таким образом, под инфляцией подразумевается падение покупательной способности денег и поднятие цен на продукцию.
Что такое коэффициент (индекс) инфляции (КИ)?
Он используется для анализа темпа обесценения денег и определяет разницу цен настоящего и прошлого периодов времени. Другими словами, КИ показывает, как изменилась цена определенного состава продуктов на текущий момент по сравнению с прошлым, а также характеризует интенсивность и скорость инфляционных процессов в экономической среде. Этот показатель можно рассчитать за любой период (месяц, квартал, год и т.д.). КИ рассчитывается по следующей формуле:
Он включает в себя перечень потребительских продуктов продовольственного и иного назначения. Этот состав является единым для всех регионов России. Данный показатель рассчитывается федеральными органами и подлежит обязательной периодической публикации в средствах массовой информации. В России этим занимается служба госстатистики. На основании показателей КИ оценивается уровень жизни населения, поскольку за базу берется потребительская корзина, в которую включен большой список услуг и продуктов.
Рассчитаем КИ с учетом, что в корзину входит три базовых товара (хлеб, сахар и оплата за свет):
Из полученных расчетов видно, что цена потребительской корзины из 3х продуктов увеличилась на 28,95%. Однако, на практике расчет КИ производится с более широкого набора товаров и услуг. Чтобы сгладить скачки инфляции на продукты в весенне-летний период, в этот список могут включаться, например, коммунальные расходы. Поскольку отопительный сезон заканчивается, то размер оплаты снижается, что влечет за собой снижение КИ.
Методология расчета КИ до сих пор остается спорным моментом, касательно набора потребительской корзины. Стандартно в нее включаются: определенный набор питания, стоимость электроэнергии, одежды, медобслуживание, стоимость образования и отдыха, расходы на содержание помещения и автомобилей и проч.
Со временем данный набор меняется. Так, еще десять лет назад расходы на мобильную связь и интернет не имели массового потребления и не включались в корзину. Для современного человека игнорировать эти расходы уже не предоставляется возможным. Изменения в пропорциях набора корзины приводит к тому, что сопоставлять ее с предыдущими периодами просто нельзя. Однако, если набор продуктов держать одним и тем же, что показатель теряет свой реальный эффект и не сможет отражать динамику затрат.
Изменение коэффициентов инфляции можно проследить на рисунке (расчеты производились на основании значений потребительских цен, опубликованных службой госстатистики):
Таким образом, инфляция характеризуется снижением стоимости национальной валюты и ростом цены на продукты и услуги. Коэффициент инфляции служит важным показателем жизни граждан страны.
Базисом для его расчета является потребительская корзина, в которую включается большой список наиболее потребляемых продуктов. Высокие значения КИ делают долгосрочные вложения невыгодными. При значении КИ ниже 10%, что считается нормальным для стабильного государства, у людей появляется стимул вкладывать их и получать доход.
Коэффициент инфляции
Понятие инфляции и коэффициент инфляции
Уровень инфляции равный 3% в год считается нормальным, в таком случае масштаб инфляции легко поддается контролю и корректировке.
Коэффициент инфляции чаще всего используется в анализе уровня инфляции. Коэффициент инфляции представляет собой показатель, характеризующий соотношение цен в предыдущем и отчетном периоде. Этот показать носит иногда название индекса инфляции, индекса цен. Коэффициент инфляции отражает изменение стоимости соответствующего набора продукции и услуг. Он определяет возможность оценки инфляционных процессов в экономике.
Формула коэффициент инфляции
Для того чтобы рассчитать коэффициент инфляции необходимо воспользоваться определенной формулой:
ИИ = (Цтп * ВПтп) / (Цбп * ВПбп)
Здесь ИИ – индекс или коэффициент инфляции,
Цтп и Цбп – сумма цен базисного и текущего периода,
ВПтп и бп – выпуск продукции в базисном и текущем периоде.
Коэффициент инфляции рассчитывается периодически централизованным характером и публикуется в средствах массовой информации. В России такими расчётами занимается Федеральная служба государственной статистики. Вычисления проводят каждый год, за базовый период выбирают декабрь предыдущего года. Коэффициент инфляции рассчитывается за месяц, как база принимается месяц, который предшествует расчетному.
Анализ коэффициента инфляции
Когда проводят анализ коэффициента инфляции, во внимание принимают стержневой индекс цен, которой определяется без учета цен на электрическую энергию и продукты питания. Это связано с тем, что данные элементы могут в существенной мере меняться с каждым месяцем, чем искажают значение основного показателя.
Коэффициент инфляции представляет собой основной показатель жизни общества, поскольку основанием для его вычисления является потребительская корзина. В состав потребительской корзины включено большое количество продукции и услуг, которые фиксированы потребительскими ценами.
Индекс потребительских цен представляет собой исключительные показатели изменения цен, а не стоимости жизни. Он не способен учесть изменения структуры текущего потребления общества.
Индекс инфляции
Инфляция представляет собой процесс долговременного характера. В этом случае происходит снижение покупательной способности денег. Коэффициент потребительских цен является индексом инфляции, отражая изменение цен на продукцию и услуги. Индекс инфляции (индекс цен) в соответствии с методом его расчёта может быть индексом цен производителей, индексом потребительских цен и индексом дефлятором ВВП.
Существует фиксированный список потребительского набора продукции и услуг, включающий самые важные для потребления домашними хозяйствами продукцию и услуги. Такой список утверждается Росгосстатом, статистическим органом Российской Федерации.
Коэффициент инфляции способен отразить рост или изменение стоимости продукции из этого списка в текущем месяце или году в сравнении с предыдущим. Чем выше этот показатель, тем с более серьезными экономическими проблемами может столкнуться государство и общество.
Формула коэффициента инфляции
Для определения коэффициента инфляции необходимы статистические сведения о стоимости рыночной корзины расчётного, текущего года. Далее нужно определить отношение стоимости этой корзины в базовом году. Формула коэффициента инфляции выглядит следующим образом:
ИИ = (СКтг / СКбг) * 100%
Показатель коэффициента инфляции используется специалистами при расчете реальных доходов населения и темпа инфляции. Эти показатели способны определить уровень снижения качества жизни в сравнении с базовым периодом.
Показатель инфляции или коэффициент инфляции применяется для оценки количества инфляции, с которым производители или потребители столкнутся на определённый момент времени. Коэффициент инфляции рассчитывают для определения темпа или уровня инфляции.
Примеры решения задач
1) Потребительская корзина,
2) Номинальные доходы граждан,
3) Реальные доходы граждан,
4) Уровень ВВП в стране.
1) Кратковременный характер,
2) Рост общего уровня цен,
3) Уменьшение общего уровня цен,
4) Увеличение покупательской способности денег.
Копирование материалов с сайта возможно только с разрешения
администрации портала и при наличие активной ссылки на источник.
Что такое инфляция
Инфляция — это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Обратный процесс — снижение общего уровня цен — называют дефляцией.
Индекс потребительских цен как показатель инфляции
Об изменении цен в экономике дают представление различные показатели ценовой динамики — индексы цен производителей, дефлятор валового внутреннего продукта, индекс потребительских цен. Когда говорят об инфляции, обычно имеют в виду индекс потребительских цен (ИПЦ), который измеряет изменение во времени стоимости набора продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством (т.е. стоимости «потребительской корзины»). Выбор ИПЦ в качестве основного индикатора инфляции связан с его ролью как важного показателя динамики стоимости жизни населения. Кроме того, ИПЦ обладает рядом характеристик, которые делают его удобным для широкого применения — простота и понятность методологии построения, месячная периодичность расчета, оперативность публикации.
Периоды, за которые измеряется ИПЦ, могут быть различными. Наиболее распространены сравнения уровня потребительских цен в определенном месяце года с их уровнем в предыдущем месяце, соответствующем месяце предыдущего года, декабре предыдущего года.
Статистическое наблюдение за ценами, необходимые расчеты и публикацию данных об ИПЦ в России осуществляет Федеральная служба государственной статистики.
Особенности российской потребительской корзины
В России, как и в целом в странах с формирующимися рынками, характерной чертой потребительской корзины является достаточно высокая доля в ней продовольственных товаров (в 2014 г. — 36,5%). Цены на них отличаются достаточно высокой изменчивостью. В значительной степени колебания инфляции на рынке продовольствия определяется изменениями объемов предложения, в первую очередь — урожая сельскохозяйственных культур в нашей стране и в мире, который существенно зависит от погодных условий. Поскольку доля продовольственных товаров в потребительской корзине высока, колебания цен на них могут оказывать значительное влияние на инфляцию в целом.
Другой особенностью российской потребительской корзины, используемой для расчета ИПЦ, является наличие в ней товаров и услуг, цены и тарифы на которые подвержены административному воздействию. Так, государством регулируются тарифы на ряд услуг коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, связи, некоторые другие. Кроме того, цены на табачные изделия, алкогольную продукцию существенно зависят от ставок акцизов.
Потребительский спрос удовлетворяется за счет товаров и услуг как отечественного, так и иностранного производства. Статистические данные о доле импорта в ИПЦ отсутствуют, но представление о ней в части товаров может дать удельный вес импорта в структуре товарных ресурсов розничной торговли (в последние годы — около 44%). Заметная доля товарного импорта в потребительской корзине обусловливает значимость влияния на инфляцию изменений обменного курса рубля.
Факторы инфляции
Цены могут расти быстрее или медленнее. В первом случае говорят о повышении инфляции, во втором — о ее снижении. Существуют различные причины изменения инфляции. Рассмотрим их на примере ускорения роста цен. Если уровень спроса на товары и услуги превышает возможности предложения по его удовлетворению, говорят о проинфляционном влиянии факторов со стороны спроса. В отдельных случаях на опережающий рост спроса могут повлиять слишком доступные кредиты, ускоренный рост номинальных доходов экономических субъектов. Часто эти источники избыточного спроса называют «монетарными факторами инфляции» — давлением на цены в связи с созданием излишнего количества денег.
Инфляция может расти и тогда, когда дисбаланс на рынке товара или услуги возникает по причине недостаточного предложения, например, из-за неурожая, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа, действий монополиста.
Инфляция может быть вызвана ростом издержек на производство и реализацию единицы продукции — из-за удорожания сырья, материалов, комплектующих, повышения расходов предприятий на заработную плату, налоги, процентные платежи и других затрат. Повышение издержек может привести также и к снижению объемов производства и, далее, к формированию дополнительного проинфляционного давления из-за недостаточного предложения.
Рост цен на импортируемые компоненты затрат может быть обусловлен как повышением мировых цен, так и снижением курса национальной валюты. Кроме того, ослабление национальной валюты может напрямую влиять на цены конечной ввозимой из-за рубежа продукции. Общее воздействие изменения обменного курса на динамику цен называют «эффектом переноса» и часто рассматривают как отдельный фактор инфляции.
Экономическая теория выделяет как особый фактор инфляционные ожидания — предположения относительно уровня будущей инфляции, формируемые субъектами экономики. Ожидаемый уровень инфляции учитывается производителями при принятии решений, касающихся установления цен на их собственную продукцию, ставок заработной платы, определения объемов производства и инвестиций. Инфляционные ожидания домохозяйств влияют на их решения о том, какую часть средств, имеющихся в их распоряжении, направить на сбережение, а какую — на потребление. Решения экономических субъектов влияют на спрос и предложение товаров и услуг и, в конечном счете, на инфляцию.
Негативные последствия высокой инфляции
Высокая инфляция означает понижение покупательной способности доходов всех экономических субъектов, что негативно отражается на спросе, экономическом росте, уровне жизни населения, настроениях в обществе. Обесценение доходов сужает возможности и подрывает стимулы к сбережению, что препятствует формированию устойчивой финансовой основы для инвестирования. Кроме того, высокой инфляции сопутствует повышенная неопределенность, которая затрудняет принятие решений экономическими субъектами. Все вместе это отрицательно влияет на сбережения, потребление, производство, инвестиции и в целом — на условия для устойчивого развития экономики.
Преимущества ценовой стабильности
Ценовая стабильность означает сохранение низких темпов роста потребительских цен, таких, которыми экономические субъекты пренебрегают при принятии решений. В условиях низкой и предсказуемой инфляции население не боится сберегать в национальной валюте на длительные сроки, поскольку уверено, что инфляция не обесценит их вклады. Долгосрочные сбережения, в свою очередь, являются источником финансирования инвестиций. В условиях ценовой стабильности банки готовы предоставлять ресурсы заемщикам на длительные сроки по сравнительно низким ставкам. Таким образом, ценовая стабильность создает условия для роста инвестиций и, в конечном счете, — для устойчивого экономического развития.
Как считают инфляцию
И почему всегда кажется, что статистики не правы
Но верится с трудом: например, бензин за год подорожал почти на 10%. Мы разобрались, как рассчитывают инфляцию, что влияет на рост цен и можно ли верить Росстату.
Что такое инфляция
Когда денег у населения и на счетах компаний больше, чем товаров на прилавках и складах, начинает расти спрос и продавцы повышают цены. В результате деньги обесцениваются: на ту же сумму спустя некоторое время можно купить меньше товаров. Общий прирост цен — это и есть инфляция. В России этот показатель считает Росстат. На языке статистиков его называют индексом потребительских цен.
Фактически сейчас в стране существует два вида денег: наличные — купюры и монеты; а также безнал, который находится на счетах государства и банков. Все денежное обращение в России контролирует Центральный банк. Если там считают, что стране нужно больше денег, то Центробанк заказывает на Гознаке больше наличных и параллельно с этим снижает ключевую ставку — процент, под который государство кредитует коммерческие банки.
Бывает такое, что цены не растут, а падают. Этот процесс называется дефляцией. Но ничего хорошего в дефляции нет: производить товары становится невыгодно и экономика замедляется. Самый известный кризис, происходивший на фоне дефляции, — Великая депрессия в Америке тридцатых годов. Идеальная ситуация для экономического роста в стране — небольшая инфляция 1—2%.
Как Росстат считает инфляцию
Для расчета инфляции статистики используют потребительскую корзину. В ее состав входит около семисот товаров и услуг: от хлеба, круп и овощей до бытовой техники и автомобилей. Ежемесячно статистики во всех регионах страны отслеживают цены на эти товары и услуги в магазинах, на рынках и напрямую у производителей, а потом выводят среднее значение по стране.
Методология расчета инфляции РосстатаDOCX, 307 КБ
Состав потребительской корзины статистики меняют ежегодно, изучая реальные расходы российских семей. В 2018 году 37,5% расходов россиян приходилось на продукты питания, 35,2% — на непродовольственные товары, 27,3% — на услуги. Внутри этих трех категорий распределяются траты на отдельные товары.
Список товаров для расчета инфляции, приказ РосстатаPDF, 738 КБ
Например, по данным статистиков, 9,3% расходов приходится на мясо, 9,9% — на коммунальные услуги, 1,5% — на образование. В состав корзины включены и крупные покупки: путешествия, стройматериалы, компьютеры.
Пересматривают состав корзины и ее структуру еще и потому, что на прилавках появляются новые товары, а на какие-то вещи россияне начинают тратить больше. Например, в 2006 году бензин занимал 2% в составе потребительской корзины, а в 2018 уже 4%. А цены на смартфоны 12 лет назад не учитывались вообще.
Кроме этой большой потребительской корзины Росстат отдельно считает изменение базового индекса потребительских цен. Это набор из 83 товаров, цены на которые меньше всего зависят от внезапных изменений экономической ситуации или сезона: например, мясные продукты, хлебобулочные изделия, коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте. Изменение стоимости такой базовой потребительской корзины статистики используют при расчете еженедельной инфляции.
Есть и третья потребительская корзина — с минимальным набором товаров, в которую входят 33 продукта питания. Изменение цен на минимальный набор используют при расчете прожиточного минимума.
Что влияет на инфляцию
На рост цен влияет целый комплекс факторов, в том числе ситуация на мировых рынках и внутренняя политика государства. Вот некоторые из причин инфляции.
Погода — в плохой год аграрии соберут маленький урожай, и, как следствие, стоимость продуктов вырастет.
Большие военные расходы — все деньги уходят военным заводам, а предприятия, которые выпускают гражданскую продукцию, вынуждены снижать объемы.
Развитие инфраструктуры — между двумя регионами построили дорогу, усилилась конкуренция, а предприниматели, подстраиваясь под новые условия, снижают цены.
Колебания курсов валют — из-за этого растут цены у производителей, закупающих сырье и оборудование за рубежом. Сырье дорожает — растут себестоимость и конечная цена товара.
Тарифы — в цене большинства товаров заложены расходы на транспортировку по железной дороге, платежи за тепло и электроэнергию. И железнодорожники, и энергетики обычно монополии. Как только они повышают тарифы, это сразу же сказывается на ценах на почти все товары.
Экономические прогнозы — в Центробанке даже используют специальный термин «инфляционные ожидания». И эти ожидания могут ускорять или замедлять инфляцию.
Например, если какой-то эксперт заявит на главном канале страны, что возможен резкий рост цен, то зрители побегут в магазины скупать товары впрок. На фоне ажиотажного спроса вырастут цены. Если производители будут ждать высокой инфляции, то они начнут заранее поднимать стоимость своих товаров. В итоге само ожидание роста цен станет причиной этого роста.
Государство регулирует инфляцию, ограничивая количество денег в экономике. Этим занимается Центробанк. Его главный инструмент — ключевая ставка. Если Центробанк снижает ключевую ставку, банки могут выдавать кредиты людям и предпринимателям под низкий процент, ведь им самим деньги обходятся дешево. Параллельно с этим ставки по вкладам падают — привлекать депозиты у граждан становится невыгодно, ведь проще занять у государства.
В итоге количество денег в экономике растет: все берут дешевые кредиты, активно тратят накопления, так как класть их на депозиты нет смысла. Спрос растет, а вслед за ним и цены. Инфляция повышается.
Чтобы снизить инфляцию, Центробанк, наоборот, повышает ключевую ставку. Тогда банки занимают не у государства, а у населения, повышая ставки по вкладам. Люди перестают тратить и начинают копить. Проценты по кредитам растут. Денег в экономике становится меньше, инфляция снижается.
Почему кажется, что Росстат не прав
Среднестатистический потребитель, портрет которого рисует Росстат, собирая продуктовую корзину, — абстрактный персонаж. У каждой российской семьи своя уникальная корзина, которая не совпадает со статистической. Например, бедные люди большую часть доходов тратят на еду, в то время как продукты питания занимают всего 37,5% от официальной корзины.
Кроме того, показатель инфляции отличается в разных регионах. Например, в ноябре 2018 года в Брянской области цены, по данным Росстата, выросли на 0,9%, а в Ямало-Ненецком округе, наоборот, снизились на 0,2%. В целом же по стране стоимость продуктовой корзины увеличилась на 0,5%. Но не считать общероссийскую инфляцию нельзя: государству важно понимать, что происходит с экономикой в целом и получается ли регулировать цены в стране.
Опросы ВЦИОМа показывают, что последние 14 лет больше половины россиян считают, что в стране очень высокая инфляция. Например, в марте 2018 года, по данным Центробанка, большинство населения считало, что инфляция в России составляет 9,2%. По официальной информации, этот показатель составлял 2,35%. В Центробанке считают, что так происходит из-за того, что мы просто привыкли жить в стране с высокой инфляцией.
Кто еще считает инфляцию в России
Кроме Росстата изменение цен в отечественных магазинах считают еще несколько организаций.
X5 Retail Group совместно с Росстатом рассчитывает индекс «Пятерочки», основываясь на ценах на продукты в своей торговой сети. Компания отслеживает цены только на 33 товара, входящих в минимальный набор Росстата. Индекс «Пятерочки» практически совпадает с официальной инфляцией.
Индекс-дефлятор «Ромир» показывает, как ежемесячно меняются расходы среднестатистической российской семьи на потребительскую корзину
Чаще всего данные «Ромира» и Росстата расходятся: например, в сентябре 2018 месячная инфляция по Росстату составила 0,16%, а «Ромир» зафиксировал дефляцию в 0,33%.
Ученые Массачусетского технологического института и Гарвардского университета в 2008 году запустили проект «Миллиард цен». Исследователи ежедневно собирают цены на товары в интернет-магазинах 70 стран, в том числе и в России, чтобы отслеживать инфляцию.
До 2016 года индекс инфляции «Миллиарда цен» публиковался в открытом доступе и совпадал с данными Росстата. Сейчас авторы проекта предоставляют информацию только за деньги.
Верить ли официальным данным
В 2017 году Центр макроэкономических исследований Сбербанка выпустил доклад, посвященный методам, которые использует Росстат для расчета инфляции. Авторы признали, что в целом статистики придерживаются международных стандартов, но есть и недостатки.
Например, Росстат не учитывает цены в сельской местности, рынок аренды жилья и не принимает во внимание скидки. Если бы статистики использовали данные, которые продавцы передают в налоговую при помощи кассовой техники, мониторинг цен был бы точнее. Но почти все альтернативные расчеты инфляции в России не сильно отличаются от официальных данных, поэтому в принципе данные Росстата отражают действительность.
Что такое инфляция?
СМИ регулярно вещают нам о постоянно растущей инфляции. Даже совершенно не разбирающийся в экономике обыватель, слыша ото всюду это страшное слово, подозревает: «все подорожает!». И предчувствие его не обманывает.
Уровень инфляции
Уровень инфляции принято выражать в процентах и означает он, если говорить понятным языком, скорость удешевления денег, ну, или подорожания товаров за определенный промежуток времени.
При подсчитывании уровня инфляции, экономисты берут среднестатистическую стоимость потребительской корзины текущего года относительно этого же показателя в базовом году, и выражают результат в процентном отношении.
По итогам этих вычислений экономисты отчитываются, говоря о том, что уровень инфляции составил N% процентов от прошлого года, или просто констатируют, что все подорожало в N раз.
Индекс инфляции
Индекс инфляции показывает, насколько подорожали для населения те или иные товары за какой-то определенный период. Чаще всего выводят индексы инфляции для трех категорий товаров:
Но это деление условно и не является обязательным. Можно подсчитать индекс инфляции отдельно для молочных продуктов и для услуг клининговых компаний. На практике индекс инфляции выводится на основе жизненно необходимых населению товаров и услуг. Выражается индекс в процентном отношении, и его величина прямо пропорциональна экономическим проблемам населения.
Коэффициент инфляции
Коэффициент инфляции показывает насколько изменились цены текущего года или другого временного промежутка относительно заданного.
Скажем, нужно вычислить коэффициент инфляции текущего года (КИ) относительно прошедшего (он будет базовым).
Теперь вы можете самостоятельно посчитать коэффициент инфляции.
Темп инфляции
Если в стране инфляция умеренная, то есть темп ее не превышает 10% в год, то можно с уверенностью смотреть в будущее. Если же инфляция растет со скоростью от 10 до 200%, то ситуация перестает быть оптимистичной и правительство обязано принимать меры. Благо, при таком темпе рост инфляции еще прогнозируем. Ну, а если этот рост превысил 200%, то можно во весь голос кричать об обвале национальной валюты и глобальном кризисе.
Инфляция в России
Так уж сложилось, что в нашей стране высокая инфляция уже стала привычной. Причин такой «депрессии» несколько. Принято считать, что на темпы инфляции в России влияет большая доля государственных расходов в бюджете, завышенные налоги, частое включение печатного станка и, конечно же, коррупция.
За последние десятилетия рекордный уровень инфляции зафиксирован в 1992 году. Он составил 2508,8%. А самым благополучным в этом плане был 2011 год – всего 6,1%. 2015 год показал результат в 12,91%, а по итогам трех прошедших месяцев 2016 года уровень инфляции составляет 2,06 процента.