Что такое кода в музыке

Значение слова «кода»

Что такое кода в музыке. Смотреть фото Что такое кода в музыке. Смотреть картинку Что такое кода в музыке. Картинка про Что такое кода в музыке. Фото Что такое кода в музыке

1. Муз. Заключительная часть музыкального произведения.

2. Лит. Добавочный стих в сонете сверх установленных в нем четырнадцати строк.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Кода следует за последним из основных разделов формы, начинается, как правило, после полного каданса.

Размеры коды непостоянны — от нескольких аккордов (в простых формах) до широко развитых построений (например, в сонатной форме, где со времён Моцарта кода стала почти обязательным элементом).

Она звучит в главной тональности произведения и содержит основные его темы. Она представляет собой распространение и окончательное закрепление и утверждение главной тональности путём использования органного пункта, многократного повторения аккордов тонической функции или аккордов полного каданса, а также посредством модуляционных отклонений, чаще всего — в субдоминантовую сферу и др.

Содержание коды может явиться «послесловием», выводом, развязкой и обобщением тем, развитых в разработке.

КО’ДА, ы, ж. [ит. coda]. 1. Заключительная часть музыкальной пьесы, повторяющая вкратце ее основную тему (муз.). 2. Добавочный стих в конце стихотворения, сверх узаконенного для данной формы числа строк (лит.). Сонет с кодой (в 15 стихов вм. 14).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ко́да I

1. поэт. добавочный стих сверх традиционной формы, например в сонете — сверх 14 строк, в триолете — сверх 8

2. муз. завершающий раздел музыкальной пьесы, дополняющий ее основную часть ◆ Еще одна неожиданность: когда зрители уж попривыкли к веселой драчливости и ждали спокойно новых балетных изворотов, Фомин сделал паузу, и оживленную балетную музыку завершила мрачная, тяжелая кода. Борис Евсеев, «Евстигней», 2010 г. // «Октябрь» (цитата из НКРЯ)

3. спец. в балете: финал акта; общий танец с участием всех персонажей и кордебалета

4. завершающая часть слога ◆ Внутри слога существует три вида асимметрии: между ядром и периферией (последняя включает инициаль и коду); между инициалью (как более привилегированной составляющей слога) и кодой; между слогом в целом и его составляющими. … Инициаль, рифма, ядро и кода — так часто называют части слога. Светлана Бурлак, «Происхождение языка», 2013 г.

1. название нескольких рек в России ◆ А от Коды реки до Кашина порога 2 дни ходу. Чертёжная роспись речных путей от Енисейского острога до верхнего течения р. Илима, пашенных мест, со сведениями о местном населении // «[http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Reisen/XVII/1600-1620/Otk_russ_mor_sev_cost_azii/21-40/24.phtml?id=12081 Дополнения к актам историческим]», т. 2, Спб., 1846 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое кода в музыке. Смотреть фото Что такое кода в музыке. Смотреть картинку Что такое кода в музыке. Картинка про Что такое кода в музыке. Фото Что такое кода в музыкеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: тигровый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что такое кода в музыке

Что такое кода в музыке. Смотреть фото Что такое кода в музыке. Смотреть картинку Что такое кода в музыке. Картинка про Что такое кода в музыке. Фото Что такое кода в музыке

Кода это дополнительная строка (или строки) сверх каноническое количество строк в твёрдых строфических формах; заключительная часть сложной строфы, например, две последних строки октавы или онегинской строфы.

Строение

Кода представляет собой введение дополнительных строк в конце твёрдых поэтических форм, что приводит к удлинению стиха, например, сверх 14-ти строк в сонете, сверх 8-ми в триолете. Кода используется в виде как одиночного стиха, так и строфических форм.

Кода отличается от основной части стиха, например, количеством стоп или рифмами. К примеру, в балладе немецкого поэта И. В. Гёте «Коринфская невеста» 7-строчная строфа содержит различные по длине стихи (5-я и 6-строки – пятисложные, остальные – девятисложные).

Кода также используется в астрофических построениях, где подчеркивается графическим выделением, иным шрифтом и другими средствами.

Содержание

По содержанию кода большей частью – вывод-афоризм, пуант. В этом представлении она близка к музыкальному значению термина: заключительный раздел, который завершает произведение, обобщая его содержание.

Происхождение

Кода восходит к античной традиции добавления метрически обособленных частей в конце лирических стихов. Например, эпод замыкает две части трёхчастной строфы (строфа-антистрофа-эпод) в древнегреческой хоровой песни.

В средневековой итальянской поэзии (XIII-XV вв.) термином «кода» зачастую обозначался один или несколько терцетов (трёхстиший), которые прибавлялись к строфам твердых поэтических форм (сонет, рондо, терцины). Как правило, первая строка коды состояла из 7-ми стоп и связывалась рифмой с последней строкой традиционной части стиха, остальные строки – 11-стопные – рифмовались между собой, не соответствуя рифмам основной части стиха. Кодой дополнялись преимущественно комические сонеты. Ранние коды встречаются в сборнике произведений Д. Алигьери «Новая жизнь» (1295 г.). В русской классической поэзии кода нашла отражение в творчестве поэта В. Я. Брюсова.

Пример коды

Коду представляет собой дополнительная, заключительная строка сонета В. Я. Брюсова «Цветы роняют робко лепестки…» (1918 г.):
«…Чу! осыпается коронка за коронкой…»

Кода в музыке и в балете

Кода, финал, ритурнель

Не стоит смешивать коду с финалом музыкального произведения или танца, поскольку, это не тождественные понятия. Если финал – итог, окончательная часть произведения, то кода – завершающий раздел его части. Иногда кодой выступает ритурнель, при его повторе в начале и в конце произведения.
В широком понимании кода сопоставляется с послесловием.

Слово кода произошло от итальянского coda, что в переводе означает дополнение, окончание (от лат. cauda – хвост, конец).

Источник

Кода (музыкальный термин)

Ко́да (итал. coda — «хвост, конец, шлейф») — дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения и не принимающийся в расчёт при определении его строения.

Что такое кода в музыке. Смотреть фото Что такое кода в музыке. Смотреть картинку Что такое кода в музыке. Картинка про Что такое кода в музыке. Фото Что такое кода в музыке

Кода следует за последним из основных разделов формы, начинается, как правило, после полного каданса в главной тональности и представляет собой распространение и окончательное закрепление главной тональности путём использования органного пункта тоники, многократного повторения тонического аккорда или аккордов полного каданса, а также посредством модуляционных отклонений, чаще всего — в субдоминантовую сферу и др.

Размеры коды непостоянны — от нескольких аккордов (в простых формах) до широко развитых построений (например, в сонатной форме, где со времён Моцарта кода стала почти обязательным элементом).

Содержание коды может явиться и «послесловием», и выводом, и развязкой произведения.

Смотреть что такое «Кода (музыкальный термин)» в других словарях:

Кода музыкальный термин — (coda итал., p é roraison франц.) музыкальный придаток, который прибавляется к концу пьесы. К. применяется в виде предложения, периода, часто имеет ходообразный характер, причем пользуются разработкой мотивов самой пьесы. Н. С … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Кода, музыкальный термин — (coda итал., péroraison франц.) музыкальный придаток, который прибавляется к концу пьесы. К. применяется в виде предложения, периода, часто имеет ходообразный характер, причем пользуются разработкой мотивов самой пьесы. Н. С … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Размер такта — Эту страницу предлагается объединить с Акколада (музыка), Ключевые знаки … Википедия

Список музыкальных обозначений — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Музыкальные термины — В нотах часто применяются обозначения для пояснения характера исполнения музыкального произведения. Большинство из них взяты из итальянского языка. Содержание 1 A 2 B 3 C 4 D 5 E 6 F … Википедия

Реприза (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реприза. Скобки репризы, в которые помещается повторяемая часть. Реприза (фр. reprise, от reprendre возобновлять) музыкальный термин, один из видов музыкальной аббревиатуры,… … Википедия

Клаузула (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Клаузула. Клаузула (от лат. claudere «закрывать», «заключать») музыкальный термин. Содержание 1 Значения термина 2 Примечания … Википедия

Реприза (форма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реприза. Реприза (фр. reprise возобновление, повторение) музыкальный термин, обозначающий часть (раздел) в простых формах, сложных формах и сонатной форме, содержащая повторение… … Википедия

ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе … Энциклопедия Кольера

Форма музыкальная — (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание I. Значение термина. Этимология 875 II. Форма и содержание. Общие принципы… … Музыкальная энциклопедия

Источник

Что такое кода в музыке

Полезное

Смотреть что такое «Кода» в других словарях:

КОДА — (ит. coda, лат. cauda хвостик). 1) прибавление в музыкальной пьесе, содержащее повторение главной темы. 2) мера сыпучих тел в Закавказье. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОДА в музык. пьесах… … Словарь иностранных слов русского языка

кода — заключение, стих Словарь русских синонимов. кода сущ., кол во синонимов: 5 • заключение (51) • … Словарь синонимов

Кода — удлинение. В твердых формах прибавление сверх узаконенных каноном стихов, главным образом одного, возможно и более, и менее. См. «Сонет». Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А.… … Литературная энциклопедия

КОДА — (итальянское coda, буквально хвост), дополнительный заключительный раздел музыкальной формы, сообщающий ей завершенность. Следует после репризы … Современная энциклопедия

КОДА — (итал. coda букв. хвост), 1) дополнительный заключительный раздел музыкального произведения, закрепляющий главную тональность и обобщающий предшествующее музыкальное развитие.2) Добавочный стих сверх схемы в твердых формах, а также заключительная … Большой Энциклопедический словарь

КОДА — КОДА, коды, жен. (итал. coda). 1. Заключительная часть музыкальной пьесы, повторяющая вкратце ее основную тему (муз.). 2. Добавочный стих в конце стихотворения, сверх узаконенного для данной формы числа строк (лит.). Сонет с кодой (в 15 стихов… … Толковый словарь Ушакова

КОДА — жен., муз., итал. хвост, хобот; придаточное повторение общего смысла музыкального сочинения. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Кода — (coda ит., peroraison фр.) музыкальный придаток, которыйприбавляется к концу пьесы. К. применяется в виде предложения, периода,часто имеет ходообразный характер, причем пользуются разработкой мотивовсамой пьесы. Н. С … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Кода — р. см. Кодинский Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

Кода — КОДА удлинение. В твердых формах прибавление сверх узаконенных каноном стихов, главным образом одного, возможно и более, и менее. См. «Сонет» … Словарь литературных терминов

Источник

Что такое кода в музыке

Что такое кода в музыке. Смотреть фото Что такое кода в музыке. Смотреть картинку Что такое кода в музыке. Картинка про Что такое кода в музыке. Фото Что такое кода в музыкеМузыкальный термин «кода» в переводе с латыни звучит довольно прозаично – «хвост»… Впрочем, существует и более изящное значение – «шлейф», сразу представляется длинный шлейф, делающий старинные женские наряды такими величественными… В определенном смысле можно сказать, что кода в музыке играет сходную роль – подчеркнуть значительность, величественность.

Кодой называется заключительный раздел музыкальной формы – это своеобразное дополнение, которое даже не особенно принимают во внимание, анализируя форму (говорят о «трехчастной форме с кодой» или о «сонатной форме с кодой» – таким образом, она воспринимается как нечто, расположенное уже за пределами формы). Если подобрать литературную аналогию, то понятие коды можно сопоставить с эпилогом или даже с послесловием. Тем не менее, коде отводится важная роль в музыкальной драматургии – например, в увертюре Людвига ван Бетховена «Эгмонт» именно кода утверждает то грядущее торжество свободы, о котором мечтает герой, ради которого погибает.

Для чего нужна кода в музыкальном произведении? Она эффектно и утвердительно завершает его («я так сказал – запомните это!»). «Утвердительный» характер коды проявляется в гармонии – в ней преобладает тоника. Чаще всего кода строится на элементах тем, которые уже появлялись в произведении, но это необязательно (например, в коде увертюры «Эгмонт», о которой мы говорили, возникает новая тема). Ее эффектному звучанию нередко способствует ускоренный темп. В произведении для солирующего инструмента – например, в концерте – это еще и повод продемонстрировать высочайший уровень виртуозности, поэтому кода иной раз оказывается самым сложным в техническом отношении разделом произведения (не случайно наставники иногда советуют студентам-музыкантам начинать разучивание произведения с коды).

Но, как всегда в искусстве, нет правил без исключений. Не всегда кода бывает мощной и «утвердительной» – она может быть и «застывшей», и «истаивающей», если того требует логика музыкального развития. Более того, далеко не всегда она довольствуется ролью «шлейфа» – например, в сонатной форме, начиная с произведений Бетховена, масштабы коды расширяются, она насыщается интенсивным развитием – и такая кода фактически берет на себя роль второй разработки, и музыкальные «события», разворачивающиеся в ней, могут оказаться даже более бурными, чем разработка как таковая.

Все права защищены. Копирование запрещено

Подобные посты

Период

Существует множество музыкальных форм. Среди них есть и крупные (например, сонатная), и небольшие – например, двухчастная или трехчастная. Но какая из музыкальных форм является наименьшей? Это форма, которая называется периодом. Можно сказать, что само слово «период» концентрирует в себе основную функцию музыкальной формы – организовывать музыку во времени, ведь за пределами музыкального искусства этим словом […]

Думка

Изучая музыкальные термины, нетрудно прийти к мысли, что все они до единого пришли из итальянского языка. Это не так – итальянских слов в арсенале музыкантов действительно немало, но есть и другие – французские, немецкие и даже славянские. К числу последних принадлежит название думки – жанра, пришедшего из фольклора в профессиональную музыку в эпоху романтизма. […]

Генерал-бас (Basso continuo)

«Для скрипки и basso continuo» – подобную формулировку часто можно встретить в старинной музыке. Что же имели в виду композиторы – кто или что сопровождает скрипку или другой инструмент в таком случае? У этого явления много названий: basso continuo, генерал-бас, цифрованный бас. Речь идет об особом способе сокращенной записи многоголосной фактуры, который начали использовать […]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *