Что такое код нвос в декларации о плате за нвос
Отчётность и плата за НВОС: 7 главных новшеств
До 1 марта 2021 года компании должны внести плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), а до 10 марта — сдать отчётность за 2020 год. Но правила расчётов и форма с прошлого года изменились. Мы собрали все важные новшества.
Кто отчитывается и платит за НВОС
Здесь никаких изменений нет. Просто напоминаем на случай, если вы не уверены, что это вас касается.
Условия, при которых компания должна отчитываться за НВОС, и алгоритм постановки на учёт мы описали в статье «Отчётность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать». Если эти критерии выполняются, компании нужно сдавать отчётность и вносить плату за НВОС (за минусом авансовых платежей).
Новшество 1. В декларации будем указывать способ расчёта авансов
С l квартала 2020 года природопользователь может сам выбирать вариант расчёта для каждого вида НВОС, но должен уведомить РПН о том, какой способ он выбрал.
В минувшую отчётность уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. С отчётности за 2020 год способ расчёта авансов на следующий год нужно будет указать в самой декларации. Новый лист введён приказом Минприроды РФ от 10.12.2020 №1043. Он вступает в силу 15 января 2021 года и действует до 14 января 2027 года включительно.
Как считать авансовые платежи по НВОС: 3 варианта
До 1 января 2020 года был один алгоритм расчёта авансовых платежей за НВОС: суммы по каждому виду негативного воздействия за прошлый год делили на 4 и перечисляли в бюджет в положенные сроки.
С 1 января 2020 года ввели три способа расчёта на выбор плательщика (новая редакция Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255):
Новшество 2. Новые коэффициенты к формулам расчёта суммы платежа
Плату за НВОС за 2020 год рассчитываем по формулам с новыми коэффициентами.
Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020). В этом же постановлении приведены формулы расчётов (правила исчисления и взимания платы за НВОС, далее — Правила).
Плата за выбросы и сбросы в пределах норматива (п. 17 Правил)
Формула для расчёта такая, как в прошлые годы. Но есть одно изменение.
Для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения (ЦСВ), ввели коэффициент 0,5. Компании ЦСВ могут его применять, если сбрасывают загрязняющие вещества, для которых не установлены показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод. Исключение — если организация запустила программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды.
Таким образом, в разделе 2 в столбце 15 для организаций ЦСВ нужно проставлять 0,5. Для всех остальных этот коэффициент равен 1.
Было | Стало |
---|---|
Раздел 2, столбец 15 (Кво): для всех коэффициент 1 | Раздел 2, столбец 15 (Кво): для организаций ЦСВ коэффициент 0,5, для остальных — 1 |
Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) в пределах лимитов (п. 18 Правил)
Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Формула в разделе 3 не изменилась.
Плата за размещение ТКО с превышением установленных лимитов (п. 18 (1) Правил)
Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.
С 1 января 2020 года в разделе 3.1 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности с превышением лимитов применяется коэффициент 25. Раньше был коэффициент 5.
Было | Стало |
---|---|
В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 5 | В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 25 |
Плата в пределах временно разрешённых выбросов и сбросов, превышающих нормативы (п. 19 Правил)
Изменился коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в пределах временно разрешённых масс и объёмов: вместо коэффициента 5 теперь применяется 25 (столбец 11, раздел 1 и 2).
Исключение — организации ЦСВ, которые запустили программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды (кроме сбросов в пределах технологических нормативов). Они применяют коэффициент 1 (столбец 11 раздела 2 для ЦСВ).
Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 1.1 — у всех коэффициент 25
Столбец 11 (Квр) раздела 2 — у ЦСВ коэффициент 1, у всех остальных — 25
Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) с превышением лимитов (п. 20 Правил)
Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением ТКО).
С 1 января 2021 года, если лимит превышен, в разделе 3 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности применяется коэффициент не 5, как раньше, а 25.
Было | Стало |
---|---|
Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 5 | Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 25 |
Плата при превышении разрешённых выбросов и сбросов (п. 21 Правил)
Речь о нормативах, которые зависят от категории объектов.
Для объектов I и II категории в столбцах 12 разделов 1 и 2 используем ставки платы за выбросы или сбросы с коэффициентом 100, а не 25, как раньше.
Когда организации ЦСВ проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, они так же, как и остальные, используют коэффициент 25 в столбце 12 раздела 1, а в столбце 12 раздела 2 применяют коэффициент 1.
Есть и те, кто в столбце 12 разделов 1 и 2 применяют коэффициент 25. Это:
Было | Стало |
---|---|
Все превышения нормативов по выбросам и сбросам считались с коэффициентом 25 | По объектам I и II категории в столбцах 12 (Кср/Кпр) разделов 1, 1.1 и 2, ст. 5 раздела 1.2 — коэффициент 100 |
Столбец 6 раздела 1.2 (Кнмм) — коэффициент 0,25 | |
Столбец 12 раздела 2 (Кср/Кпр) ЦСВ: коэффициент 1 | |
По объектам III и II категории с разрешением до 1 января 2019 года и при соблюдении условий в столбце 12 (Кср/Кпр) разделов 1 и 2 — коэффициент 25 |
Плата за выбросы и сбросы при отсутствии КЭР, ДВОС или отчёта о результатах ПЭК (п. 21 (1) Правил)
Речь идёт о компаниях и ИП, которые работают на объектах I категории и с 1 января 2019 года получили или переоформили разрешение или лимит на выбросы и сбросы. Сюда же относится ситуация, когда таких лимитов и разрешений нет.
Коэффициент у них был и остался 25, изменилась платёжная база. Теперь это фактический объём или масса выбросов или сбросов загрязняющих веществ в тоннах или кубических метрах.
Как обычно, исключением служат организации ЦСВ. Когда они проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, то в графе 12 раздела 2 используют коэффициент 1.
Те, кто обязан вносить плату и работает на объектах III категории, с 1 января 2020 года в столбце 12 применяют коэффициент 25.
Плата за размещение утилизированных отходов, кроме ТКО (п. 22 Правил)
Речь о размещении отходов, которые нужно утилизировать. Плата взимается, если компания сама утилизировала эти отходы на своём производстве по технологическому регламенту или передала для утилизации не позднее чем через 11 месяцев. При расчёте платы по таким отходам в столбцах 18 и 21 применяется коэффициент 0.
Платежная база за размещение отходов (за исключением ТКО) j-го класса опасности считается как:
Если компания не сдала отчёт об утилизации, платежная база определяется как фактический объём или масса размещённых отходов.
Плата за выбросы и сбросы в пределах технологических нормативов (п. 17 Правил)
Речь идёт о выбросах или сбросах, равных технологическим нормативам. Сюда же относится случай, когда компания внедрила НДТ. В этих ситуациях в столбце 10 разделов 1 и 2 применяем коэффициент 0.
Новшество 3. Новые коэффициенты к ставкам платы
С отчётности за 2020 год применяем коэффициент 1,08 к ставкам на 2018 год (Постановление Правительства РФ от 24.01.2020 № 39).
Ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля составляет 61 рубль за тонну.
Новшество 4. Зачёт переплаты
Теперь переплату по НВОС можно засчитывать не в счёт только ближайшего предстоящего отчётного периода, но и в счёт других будущих периодов (Приказ Росприроднадзора от 17.07.2020 № 857).
Новшество 5. Новый лист с итоговыми суммами
Теперь в декларации нужно формировать отдельный лист с итоговыми суммами по каждому объекту ОНВ. В таблице напротив категории объекта НВОС нужно будет указать сумму по всем видам негативного воздействия на этом объекте.
Новшество 6. Изменения в листе, где рассчитывается сумма платы
Если вы сверяете расчёты с Росприроднадзором, ведомство может зачесть вам излишне внесённую плату в счёт будущего периода.
Раньше в декларацию просто вносили сумму с корректировкой на переплату, и сотрудникам РПН было сложно выяснить, была ли сверка или плательщик просто взял и снизил себе платёж.
Теперь в декларации появилась графа, в которой нужно указать решение Росприроднадзора о зачёте переплаты:
Новшество 7. ОКТМО объекта
В разделах 3 и 3.1 декларации появилась отдельная строка, в которой нужно указывать ОКТМО объекта размещения отходов.
Это нововведение облегчит работу инспекторов, которые принимают декларации на бумаге. Плата рассчитывается по ОКТМО. Раньше в печатной форме этот код был в расчёте, но не попадал в шапки разделов 3 и 3.1. Инспекторам приходилось смотреть ОКТМО по каждому полигону и проверять, правильно ли рассчитана сумма. Теперь расчёт стал прозрачнее.
Ольга Захарова, эксперт Контура по отчётности в Росприроднадзор
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Отчетность по НВОС за 2020 год: что учесть при заполнении новой формы декларации
До 1 марта организации и ИП, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), должны внести в бюджет плату за НВОС. А до 10 марта — сдать декларацию по НВОС за 2020 год. Декларантов ждет много новшеств: изменился бланк, скорректирован способ сдачи декларации, установлены четкие сроки для представления подтверждающих документов и проч. Расскажем о наиболее важных поправках, которые придется учесть этой весной.
Кто должен платить и отчитываться
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ), плату за НВОС нужно вносить:
Объекты, оказывающие негативное воздействие, поделены на четыре категории. Также есть объекты, которым не присвоена ни одна из категорий, но которые образовывают отходы (в т. ч. бытовой мусор). Они тоже оказывают негативное влияние на окружающую среду. Это, в числе прочего, большинство офисов.
Вносить плату за НВОС и сдавать декларации должны все, кто оказывает негативное воздействие. Но есть два исключения.
Во-первых, компании и ИП, которые заключили с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договор о передаче ему ТКО. Такие организации и предприниматели не обязаны вносить плату за НВОС и отчитываться по ней (письмо Росприроднадзора от 20.11.20 № АА-03-02-32/40618).
Во-вторых, компании и ИП, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории (см. « Какую экологическую отчетность должен сдавать малый и средний бизнес: шпаргалка для бухгалтера »).
ВНИМАНИЕ
Внести плату за 2020 год нужно не позднее 1 марта 2021 года. Представить декларацию за 2020 год — не позднее 10 марта 2021 года. Все, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), в течение года должны вносить авансовые платежи по итогам I, II и III кварталов. Срок — не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября 2021 года соответственно.
Декларацию за 2020 год надо сдать по форме, утвержденной приказом Минприроды от 10.12.20 № 1043 (см. « Утверждена новая форма декларации о плате за НВОС »).
Расчет авансовых платежей
При заполнении декларации по НВОС за 2020 год следует учесть новшества, которые касаются авансовых платежей (их вносят все, кроме субъектов МСП). Изменились правила расчета.
В 2019 году и ранее авансовые платежи считались просто. Величина за квартал равнялись одной четвертой суммы платы за негативное воздействие, начисленной за предшествующий год.
Начиная с 2020 года, квартальный платеж можно вычислить одним из трех способов (п. 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ):
Формулы для каждого из способов приведены в пункте 34 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.17 № 255 (далее — Правила № 255; см. « Плату за негативное воздействие на окружающую среду придется рассчитывать по новым правилам »).
Компания или ИП вправе выбрать любой из трех вариантов и применять его в 2021 году. Свой выбор необходимо обозначить декларации за 2020 год — в разделе «Информация об авансовых платежах, подлежащих внесению в бюджет».
Информация о переплате
Если сверка с Росприроднадзором (РПН) показала, что плательщик (организация или ИП) перечислил излишнюю сумму платы за НВОС, надо заполнить новую строку 166. В ней следует указать номер соответствующего решения о зачете переплаты.
Сведения о сумме, подлежащей уплате в бюджет
Еще одно нововведение в бланке декларации за 2020 год — это таблица, предназначенная для итоговой суммы, подлежащей уплате в бюджет. В ней отражают все объекты. И для каждого указывают сумму платы по всем видам НВОС, которые он оказывает.
Что еще учесть в отчетности за 2020 год
Санкции для нарушителей
Несвоевременная сдача декларации о плате за НВОС влечет штраф по статье 8.5 КоАП РФ:
Способ представления декларации
Он зависит от величины платежа за НВОС по итогам 2020 года.
Если сумма к уплате составляет более 25 000 руб., отчитаться можно только через интернет в форме электронного документа. На нем должна стоять простая электронная подпись (ЭП). Отсутствие технической возможности подключения к интернету не освобождает от обязанности отчитываться в электронном виде.
Если сумма платы составляет 25 000 руб. или менее, плательщик вправе выбрать один из двух вариантов. Первый — отчитаться через интернет. Второй — сдать декларацию на бумаге, и плюс к этому представить электронную копию отчета через «Личный кабинет природопользователя».
Как сдать декларацию по НВОС через интернет?
Можно самостоятельно сформировать отчет, подписать его своей ЭП и загрузить на приемный шлюз РПН.
А можно подключиться к системе для сдачи отчетности, которая поможет заполнить, проверить и передать декларацию. Это избавит от необходимости «стучаться» на приемный шлюз Росприроднадзора. Достаточно отправить отчет на сервер оператора электронного документооборота, и затем робот сам загрузит его на шлюз РПН. Отправитель получит от оператора ЭДО документ, где зафиксировано время доставки. Это позволит подтвердить своевременность представления декларации.
Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду
Автор: Новикова С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Проанализировав нормы и правила действующего законодательства, регулирующего отношения в данной сфере, а также разъяснения официальных органов, мы пришли к выводу, что медицинское учреждение должно рассчитывать и осуществлять плату за НВОС (хотя прямо подобная обязанность законом не установлена) по медицинским отходам, обеззараженным (обезвреженным) надлежащим образом (согласно п. 157 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 это касается отходов класса Б и В), размещенным на полигоне. Как следствие, учреждению нужно подать в территориальный орган Росприроднадзора декларацию о плате за НВОС.
В консультации ответим на вопросы, связанные с расчетом платы за НВОС и сдачей декларации. Кроме того, разъясним порядок зачета (возврата) переплаты за НВОС.
Порядок исчисления и осуществления платежей за НВОС
Начнем с рассмотрения базовых принципов расчета и внесения платежей за НВОС, а также порядка представления отчетности по ним.
Порядок исчисления платежей за НВОС
Платежи исчисляются исходя из объемов и массы сбросов загрязняющих веществ (по каждому в отдельности). При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса сбросов в пределах нормативов допустимых (временно разрешенных) сбросов и сверх нормативов. Затем платежная база по каждому загрязняющему веществу (по классу опасности отходов производства) умножается на соответствующие ставки с применением установленных коэффициентов, после чего полученные величины суммируются (п. 1 – 4 ст. 16.2 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, п. 8 Правил исчисления и взимания платы за НВОС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255). Формулы расчета платы за НВОС приведены в п. 17 – 21 названных правил.
К сведению: с 01.01.2021 также вступил в силу Приказ Минприроды РФ от 08.12.2020 № 1029, которым утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Правила и сроки осуществления платежей за НВОС
Отчетным периодом по данному сбору признается календарный год. Исчисленная по итогам отчетного периода плата вносится не позднее 1 марта года, следующего за этим периодом.
Авансовые платежи по итогам I – III кварталов вносятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала (п. 3, 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). Соответственно, в 2021 году авансовые платежи учреждению следует перечислить не позднее
20 апреля, 20 июля и 20 октября.
Плата за НВОС и авансовые платежи по ней вносятся по месту нахождения объекта выбросов (сбросов).
Порядок расчета авансовых платежей
Как известно, ранее (до 2020 года) авансовый платеж за каждый квартал рассчитывался как 1/4 платы за НВОС за предыдущий год. Соответственно, доплата по итогам года была равна разнице между начисленной за отчетный год платой и авансовыми платежами, перечисленными в бюджет в течение года.
Однако с прошлого года порядок расчета авансовых платежей изменен. Согласно ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ плательщикам (в том числе медицинским учреждениям) дано право выбрать один из следующих вариантов расчета суммы авансовых платежей применительно к каждому типу вредного воздействия и указать его в декларации по НВОС (п. 6 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ):
1/4 части платы за НВОС за прошлый год с учетом корректировки (пп. 1 п. 4);
1/4 части платы за НВОС, при расчете которой базу определяют исходя из объемов или массы выбросов и сбросов в пределах нормативов, лимитов на размещение отходов, а также из временно разрешенных уровней выбросов и сбросов (пп. 2 п. 4);
Обратите внимание: выбранный способ расчета размера квартального авансового платежа на 2021 год учреждению следовало указать в специальном разделе «Информация об авансовых платежах, подлежащих внесению в бюджет» декларации, представленной в территориальные органы Росприроднадзора по итогам 2020 года.
Представление декларации по платежам за НВОС
Срок подачи отчетности
Учреждению нужно сдать декларацию в территориальный орган Росприроднадзора по месту государственного учета стационарного источника загрязнения, являющегося объектом негативного воздействия, не позднее 10 марта года, следующего за отчетным (ст. 16, 16.4 Закона № 7-ФЗ, п. 35 Правил исчисления и взимания платы за НВОС). То есть декларацию за 2020 год нужно было сдать не позднее 10 марта 2021 года.
Декларация формируется плательщиками путем использования электронных сервисов, в том числе предоставляемых на безвозмездной основе Росприроднадзором и территориальными органами.
Расчеты по авансовым платежам подавать не нужно (п. 8 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).
К сведению: за 2020 год декларация должна быть представлена по форме, утвержденной Приказом Минприроды РФ от 10.12.2020 № 1043. Этим же приказом утвержден порядок ее заполнения (далее – Порядок).
Согласно п. 11 Порядка при обнаружении учреждением в представленной им декларации недостоверных либо неполных сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы платы, оно вправе представить уточненную декларацию за данный отчетный год в течение трех лет после представления первичной декларации (но не позднее 10 марта).
Способы представления отчетности
По общему правилу декларация о плате за НВОС подается плательщиками через ТКС в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, через веб-портал приема отчетности Росприроднадзора («Личный кабинет природопользователя»). В этом случае не требуется дополнительно представлять декларацию на бумажном носителе (п. 6 Порядка).
Если плата за НВОС за предыдущий, 2020 год превысила 25 000 руб., то декларация должна быть подана только через Интернет в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью (п. 5, 6 Порядка).
Если плата за НВОС за указанный период составила 25 000 руб. или менее, то у плательщика есть выбор: сдать только электронную декларацию через Интернет или подать декларацию на бумаге. Во втором случае необходимо представить электронную копию отчета через «Личный кабинет природопользователя» (п. 6 Порядка).
Датой представления «электронной» декларации считается дата ее отправки через «Личный кабинет природопользователя» (п. 9 Порядка).
Бумажный вариант декларации может быть представлен непосредственно через уполномоченного представителя плательщика либо может быть направлена в виде почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении (п. 8 Порядка).
Датой представления декларации на бумаге считается (п. 9 Порядка):
отметка территориального органа о ее получении с указанием даты;
дата почтового отправления.
Декларация, представляемая на бумажном носителе, прилагаемый к ней перечень документов подписываются руководителем организации (уполномоченным лицом). При этом декларация должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью юридического лица (при ее наличии). Декларация имеет сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа (п. 10 Порядка).
Правила проверки декларации
Порядком установлено право территориального органа Росприроднадзора запрашивать в ходе проверки декларации документы, подтверждающие правильность исчисления платежной базы. Так, согласно п. 4 Порядка специалисты ведомства могут запросить документы учета отходов производства и потребления, формируемые при осуществлении производственного экологического контроля, в том числе в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 08.12.2020 № 1028.
Обратите внимание: порядком учета в области обращения с отходами установлены требования к организации и ведению юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (см. также Письмо Минприроды РФ от 05.02.2021 № 25-50/1295-ОГ).
Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I – IV категории и (или) по юридическому лицу в целом.
все виды отходов I – V классов опасности, которые образуют юридические лица;
все виды отходов I – V классов опасности, которые получают юридические лица от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Материалы учета используются:
1) при обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
2) при подготовке отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
3) при заполнении формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами;
4) при расчете платы за НВОС (в части размещения отходов).
Учреждение обязано в течение 20 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса направить в территориальный орган Росприроднадзора запрашиваемые документы (п. 4 Порядка), заверив их:
простой электронной подписью руководителя учреждения – если декларация представлялась в электронном виде;
К сведению: специалисты территориального органа Росприроднадзора не вправе требовать представления (п. 4 Порядка):
документов бухгалтерского учета;
документов, которые были представлены ранее;
документов, которые имеются у ведомства и (или) могут быть получены с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
Ответственность плательщика
В случае если учреждение не сдаст декларацию или сдаст ее с опозданием, ему грозит административная ответственность. В силу ст. 8.5 КоАП РФ размер штрафа в таком случае составит:
для должностных лиц – от 3 000 до 6 000 руб.;
для самого учреждения – от 20 000 до 80 000 руб.
Кроме того, при опоздании с подачей декларации на 9 месяцев учреждению выставят требование представить декларацию, погасить задолженность и уплатить пени. В таком случае сдать декларацию и погасить долг нужно будет не позднее 15 календарных дней со дня получения требования. Иначе начнется процедура принудительного взыскания задолженности в судебном порядке (п. 49 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
Правила зачета (возврата) переплаты за НВОС
Сумма излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС согласно п. 36 Правил исчисления и взимания платы за НВОС подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату этому лицу. Здесь же отмечено, что зачет (возврат) данной суммы осуществляется в заявительном порядке, то есть на основании заявления лица, обязанного вносить плату, не позднее трех месяцев с даты получения соответствующего заявления. Но конкретную процедуру зачета (возврата) эти правила не определяют.
Порядок зачета и возврата излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС утвержден Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 № 334 (далее – Порядок № 334) и действует с 07.09.2019. Он введен в соответствии с п. 2 ст. 16.5 Закона № 7-ФЗ.
Заявительный порядок зачета (возврата) переплаты за НВОС
Для зачета или возврата средств учреждению нужно подать в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объектов НВОС соответствующее заявление (п. 4, 6 Порядка № 334). Если заявление подписано представителем плательщика, к нему должна быть приложена копия доверенности, подтверждающей полномочия представителя на осуществление действий от имени плательщика (абз. 4 п. 6 Порядка № 334).
В приложениях 1 и 2 к Порядку № 334 содержатся отдельные заявления на зачет и возврат переплаты за НВОС. Рассмотрим в таблице различия между ними.
Что нужно указать в заявлении
Заявление о зачете переплаты за НВОС (приложение 1)
Заявление о возврате переплаты за НВОС (приложение 2)
1. Реквизиты плательщика (наименование учреждения, организационно-правовая форма, ИНН или КПП, адрес места нахождения)
2. Факты, в соответствии с которыми возникла сумма переплаты за НВОС*
2. Данные о расчетном счете, на который осуществляется возврат денежных средств
3. Информация о том, в счет какого платежа зачесть переплату (в счет будущего отчетного периода или в счет авансового платежа квартала (кварталов))**
3. Сведения о переплате за НВОС:
платежный документ (номер, дата), по которому она была осуществлена или взыскана;
документ, в котором отражено исчисление суммы платы за НВОС (не заполняется, если сумма была перечислена ошибочно);
реквизиты полученного акта проведения контроля исчисления платы либо факт, в соответствии с которым возникла сумма излишне внесенной платы за НВОС
4. Сумма денежных средств, подлежащих зачету, а также КБК и ОКТМО, на которые будет произведен зачет***
5. Период, за который осуществляется зачет
* В данном случае указывается причина возникновения переплаты (например, плата за НВОС ошибочно перечислена в большем, чем нужно, размере).
** Порядком № 334 предусмотрены оба варианта зачета переплаты.
*** Согласно п. 2 Порядка № 334 зачет сумм переплаты производится территориальным органом Росприроднадзора по видам негативного воздействия на окружающую среду (коды бюджетной классификации) и указанным в данном заявлении кодам ОК 033-2013 «Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований», утвержденного Приказом Росстандарта от 14.06.2013 № 159-ст.
Заявление о зачете (возврате) переплаты за НВОС можно представить в территориальный орган Росприроднадзора следующими способами (п. 7 Порядка № 334):
в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью, по каналам ТКС;
на бумажном носителе – лично или посредством почтового отправления (с описью вложения и уведомлением о вручении).
Следует также учесть, что перед обращением за возвратом или зачетом переплаты за НВОС в обязательном порядке проводится сверка расчетов с территориальным органом Росприроднадзора.
Акт сверки расчетов (подписанный обеими сторонами без разногласий) является обязательным приложением к заявлению (п. 6 Порядка № 334). Рекомендуемый образец акта сверки расчетов сумм платы за НВОС приведен в приложении 3 к Порядку № 334. Поэтому при отсутствии акта заявление на возврат будет возвращено плательщику без рассмотрения в течение семи дней со дня поступления такого заявления (п. 8 Порядка № 334). Применительно к обращению за зачетом такое правило не установлено. Но, скорее всего, в этой ситуации проверяющие будут действовать аналогичным образом.
Результаты рассмотрения обращения плательщика
По результатам рассмотрения заявления плательщика и проверки представленных ранее деклараций о плате за НВОС, а также сведений, имеющихся в распоряжении у территориального органа Росприроднадзора (п. 12 Порядка № 334), будет принято одно из трех решений:
1. Решение о зачете переплаты (приложение 4 к Порядку № 334), которое будет направлено плательщику в течение трех рабочих дней после подписания (п. 9 Порядка № 334).
2. Решение о возврате переплаты, которое не направляется плательщику, поскольку его форма не приведена в Порядке № 334. Однако об отказе в возврате переплаты плательщика обязательно проинформируют (п. 12 порядка).
Возврат сумм переплаты за НВОС производится только после зачета сумм переплаты в счет погашения задолженности (недоимки), пеней, начисленных на сумму задолженности, в случае наличия у плательщика такой задолженности (п. 10, 11 Порядка № 334).
К сведению: максимальный срок проведения зачета (возврата) – три месяца с даты получения полного комплекта документов от плательщика (п. 5 Порядка № 334). Если этот срок нарушен, зачет и (или) возврат осуществляются без начисления процентов на засчитываемую (возвращаемую) сумму (п. 14 порядка).
3. Решение об отказе в зачете (возврате) переплаты (приложения 5 и 6 к Порядку № 334), которое с указанием причин отказа территориальный орган Росприроднадзора направляет плательщику не позднее трех месяцев с даты получения соответствующего заявления плательщика (п. 12 Порядка № 334).
Порядок обжалования решений
Согласно п. 13 Порядка № 334 «отказное» решение Росприроднадзора учреждение может оспорить в судебном порядке. Заявление оно может подать в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении его прав и законных интересов (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Пропуск срока на оспаривание в судебном порядке действий государственного органа (в частности, по отказу в возврате излишне внесенной платы за НВОС) при отсутствии мотивированного ходатайства о восстановлении нарушенного срока является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении требования.
С какого момента нужно исчислять трехмесячный срок, в п. 4 ст. 198 АПК РФ не уточняется. А в Определении КС РФ от 02.12.2013 № 1908-О сказано, что начало течения срока, установленного данной нормой, суд определяет в каждом конкретном случае посредством определения момента, когда плательщик реально узнал о нарушении своих прав и интересов.
Считаем, что при ответе на данный вопрос учреждению стоит обратить внимание на Постановление АС ДВО от 27.09.2018 № Ф03-4038/2018 по делу № А16-187/2018. Арбитры указали, что моментом осведомленности плательщика о нарушении его права и законных интересов на возврат переплаты за НВОС признается момент истечения трехмесячного срока, отведенного территориальному органу Росприроднадзора для принятия решения о зачете (возврате). Суд также подчеркнул, что, пропустив этот срок, плательщик не вправе подавать иск о признании незаконным отказа в проведении зачета (возврата) переплаты за НВОС. Но он вправе подать иск о возврате этой переплаты, если, конечно, с момента переплаты не прошло более трех лет, которые предусмотрены ст. 196 ГК РФ. Порядком зачета (возврата) не определен срок давности, в течение которого плательщик может подать заявление на зачет (возврат) переплаты за НВОС. Поэтому плательщик должен руководствоваться общим сроком исковой давности, установленным ст. 196 ГК РФ.