Что такое кобальт в посуде
Кобальт: от химии до искусства
Насыщенный, сочный оттенок синего ещё называют Тенаровой синью. Он схож с небом ранним вечером, такой же глубокий и загадочный. Своё название оттенок носит в честь Луи Жака Тенара, химика, который и изобрёл эту алюминиево-кобальтовую краску. А по составу кобальтовый синий уникален. Он получается в результате прокаливания глинозёма или алюмината натрия, в которых содержатся галоидные или иные соли кобальта. При нагреве и вырабатывается безвредное вещество с характерным цветом.
Пигмент принято использовать при создании масляных и акварельных красок. Но художники иногда выбирают другие оттенки: при вечернем освещении этот цвет выглядит немного грязным, с фиолетовым отливом. Но этот недостаток не всем бросается в глаза, так что кобальтовый синий можно смело использовать при написании картин.
Цветы кобальт на посуде
Кобальтовые цветы на белом фоне у многих ассоциируются с русской Гжелью. Это её отличие от десятков других стилей традиционной росписи, но сине-голубые рисунки на белоснежной посуде характерны не только для отечественной росписи. Другие по стилю, но выполненные в тех же цветах орнаменты можно увидеть в Китае и Голландии. Отличить китайские или европейские узоры от русских довольно просто: отличаются основные мотивы. Сегодня можно без труда найти посуду любого производства и заказать её онлайн.
Мы предлагаем расписанные кобальтовыми цветами тарелки и чашки, а также оригинальный фарфор, покрытый иссиня-чёрным цветом полностью и украшенный витыми золотистыми узорами. Такие наборы ассоциируются с королевской роскошью и непременно произведут на ваших гостей приятное впечатление. На нашем сайте можно заказать оригинальную гжель или благородные тёмно-синие сервизы, состоящие из чашек, блюдец, соусницы, сахарницы и чайника. Мы обязуемся аккуратно упаковать покупку и доставить её в срок по указанному адресу.
Фарфор из кобальта
Фарфор из кобальта узнается по синему рисунку, густо или нежно покрывающему поверхность изделий. Оттенок варьируется от нежно-голубого до темного синего – интенсивность его окраски зависит от концентрации красителя. Краситель – кобальт блеклого черного цвета. Удивительное превращение происходит с ним при высокотемпературном обжиге изделий. Кобальтовая краска не просто меняет цвет – она придает дополнительный объем и глубину посуде, бытовым аксессуарам, впечатывается в фарфоровую массу намертво.
Оттенков много
Черный цвет кобальта – главная сложность для мастеров. Им нужно нанести сырой краситель так, чтобы при обжиге получить нужный оттенок. Лучше всего это удается китайским мастерам – местные заводы используют 7 кобальтовых оттенков для декора фарфоровых изделий. Знаменитая Мейсенская мануфактура в Германии и Императорский фарфоровый завод в России используют 4 оттенка.
Некоторые источники приписывают открытие фарфора из кобальта китайцам, что не удивительно. Ведь производство сервизов и аксессуаров из «белого золота» зародилось именно здесь. Европейцы получили свой рецепт в XVI столетии.
Чудесное превращение
О чудесах превращения красителей было известно еще раньше. Профессор физики и медицины Парацельс (настоящее имя – Филип Ауреол фон Гогенхайм) читал лекции в Базельском университете. В свободное время профессор увлекался живописью. Пейзаж с запорошенными снегом окрестностями Парацельс использовал как экспериментальный предмет. Профессор показывал картину зрителям, затем нагревал ее и – чудо. Зимний пейзаж сменялся весенней зеленью.
В 1527 году это выглядело как чудо, но современного химика таким эффектом не удивишь. Он знает, что хлористый кобальт с примесью хлористого никеля не имеет цвет, но при нагревании кристаллы воды испаряются из соли, а сама она меняет цвет.
«Нечистая» руда
Дело Парацельса продолжил шведский ученый Георг Бранд. Через два века, в 1735 году, он выделил неизвестный металл из «нечистой руды», описал его свойства в диссертации. Металл назвали «кобольдом» — по названию руды. Предыстория такова. В XVIII веке на рудниках Саксонии активно добывали серебро, медь и другую руду. Однажды рабочие наткнулись на новый материал, похожий на серебряную руду. Однако при плавке серебро не выделялось – вместо него появлялся ядовитый газ и травил рабочих.
Суеверные рудокопы списывали происходящее на нечистую силу в лице гнома кобольда, обитающего под землей и угрожающего людям. Родственники рабочих молились за их жизнь, а сами рабочие учились идентифицировать настоящую серебряную руду от «нечистой» — кобольда. Бранд тщательно исследовал состав руды и выделил из нее неизвестный металл. Новому элементу ученый посвятил диссертацию, в которой упомянул возможность изготовления краски из металла. Химик акцентировал внимание на глубоком синем цвете красителя.
Через 2 года, в 1737 года, его коллега во Франции открыл окрашивающее свойство кобальтовых солей при температурном воздействии. Ученый использовал соли как симпатические чернила, проступающие на бумаге при нагревании. Сегодня эта характеристика оксида кобальта широко применяется на фарфоровых заводах – при росписи изделий.
Новгородское «Возрождение»
В России одним из первых начал выпускать «синюю посуду» завод в Новгородской области. Производство зародилось здесь в XVII столетии – сначала это были маленькие кустарные мастерские. Затем их скупил купец Кузнецов, основав Товарищество. После революции предприятия национализировала советская власть. При СССР слава об изящных синих сервизах Новгородского завода «Возрождение» разлетелась по всей стране. За качеством продукции ОТК следил тщательно. Все изделия расписывались вручную – занимались этим учащиеся Мухинского училища, они же и создавали эскизы.
Глину для приготовления фарфоровой массы доставляли на завод с украинских месторождений, а золото для декора – с Дулевского фарфорового завода Московской области.
Новгородцы выпускали чайные сервизы, блюдца, статуэтки и сувениры-уменьшенные копии местных достопримечательностей. Уникальная продукция – теперь уже история, представленная в экспозиции тематического музея. Он работает на территории Десятинного монастыря. Купить посуду из фарфора-кобальта новгородского производства в России можно разве что в антикварных магазинах или с рук. Как и сервизы с оригинальной кобальтовой сетки Ломоносовского завода.
«Синяя сетка» из блокадного Ленинграда
Узор «Кобальтовая сетка», долгое время украшавший сервизы Ломоносовского фарфорового завода, знают во всем СНГ и многих европейских странах. Сетчатое сочетание белоснежного и глубокого синего цветов смотрится изысканно, элегантно, ненавязчиво и в то же время торжественно. Этот декор стал фирменным знаком завода, а придумала его художница Анна Яцкевич в 1944 году. Она пришла работать на завод в 30-е годы – сразу после техникума. Анна родилась и выросла в Ленинграде, не уехала из города и в голодные блокадные годы – эвакуироваться не захотела.
В 1943 году, когда художественная лаборатория возобновила работу на заводе, Анна Адамовна вспомнила картину: заклеенные крестами окна домов внезапно осветил прожектор, подчеркнув красоту и строгость геометрии.
Картинка врезалась в память – так и появилась кобальтовая сетка. Первая партия сервизов с таким декором понравилась всем, но славы автору не принесла. Популярным узор стал уже после смерти художницы – Анна Адамовна умерла в 1952 году, в возрасте 48 лет.
В 1958 году в Брюсселе проходила Всемирная выставка фарфоровых изделий. Там «Кобальтовая сетка» получила золотую медаль за форму и узор.
История знаменитого узора «Кобальтовая сетка» от ИФЗ
Красивый геометрический узор «Кобальтовая сетка» уже давно стал визитной карточкой Императорского фарфорового завода (г. Санкт-Петербург). Его узнают и заграницей, считая одним из символом русского фарфора. Эту синюю сеточку создала художница завода Анна Адамовна Яцкевич (1904-1952) в 1944 году.
Впервые посуда с таким узором вышла в 1944 году, но была она не синей, а золотой. Но художнице не понравилось, как золотая сетка смотрится на готовой продукции и она изменила цвет на последующих моделях с золотого на насыщенно синий, кобальтовый. Так впервые появился этот узор.
Сервиз именно в таком цветовой исполнении в 1958 году получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе. Это стало большой неожиданностью, так как в отличии от многих экспонатов выставки сервиз не создавался специально для нее, а был в ассортимента завода уже больше 10 лет и являлся примером классической фарфоровой продукции ЛФЗ (тогда еще Ломоносовский фарфоровый завод). С того времени за узором и закрепилось название «Кобальтовая сетка». Сразу после выставки популярность на эту модель посуды в Советском Союзе резко возросла. Многие мечтали иметь на своем столе если уж не сервиз, то хотя бы чайную чашечку со знаменитой синей сеточкой.
А что за стало его прототипом и откуда взяла художница эту идею?
Существует две основных версии как у художницы Анны Яцкевич возникла идея этого рисунка и какая из них правильная спорят до сих пор. По первой версии идея «кобальтовой сетки» была навеяна другим сервизом с сеточкой. Это сервиз XVIII века, созданный самим Дмитрием Виноградовым для Елизаветы Петровы, который носит название «Собственный». В 1944 году фарфоровому заводу исполнялось 200 лет и главный художник Н. М. Суетин посоветовал художникам фабрики подготовить к этому событию изделия на классические мотивы из истории русского фарфора. Он и подсказал Анне Адамовне попробовать сделать рисунок по аналогии с Собственным сервизом Елизаветы Петровны. В этом сервизе на ажурной сетке были вписаны маленькие розовые цветочки.
По второй версии идея кобальтовой сетки возникла у Анны Абрамовны по аналогии с заклеенными крест накрест окнами домов в блокадном Ленинграде. Художница пережила блокаду, потеряла мать и сестру в голодные годы и таким образом хотела увековечить их память. Сами художники в большинстве своем склоняются к этой версии, но пока официальной версией считается первая.
У Анны Яцкевич есть еще один рисунок, известный, пожалуй, каждому, кто хоть раз сталкивался с фарфором ЛФЗ. Знаменитый логотип ЛФЗ ( придуман в 1936г. и ставился вплоть до 2006 года на всех изделиях), изображенный на изделиях, выпущенных на заводе, также принадлежит ей.
К сожалению Анна Адамовна не дожила до дня, когда разработанная ей роспись стала известной и одной из самых любимых, она скончалась в 1952 году.
Кобальтовая сетка всегда рисовалась вручную, но в последнее время завод перешел на декорирование деколью (переводная картинка), чтобы снизить цену на изделия с кобальтовой сеткой и сделать их более доступными. По мнению коллекционеров и любителей фарфора деколь конечно же проигрывает ручной росписи, но это уже совсем другая история.
Не так давно появились и новые интерпретации классической кобальтовой сетки. Это «Сетка Блюз» (красная сетка), «Сетка Джаз» (золотая сетка) и Платиновая сетка. Эти «сетки» так же выполняются с помощью картинок-переводок, а не ручной росписи.
Не знаю как вам, а мне кажется что все-таки самый уютный из всех оригинальный узор Анны Адамовны, тот самый кобальтовый.
Благодарю за внимание к статье и плюсики. Уютного августа!
«Вечный» кобальт на хрупком фарфоре
Синее с белым — традиционное и неизменно впечатляющее цветовое решение предметов uз фарфора имеет давнюю историю, связанную с творческими поисками, открытиями и неустанным будничным трудом. Она начинается на древнем востоке, где были предприняты первые опыты применения в качестве керамической краски кобальта — загадочного Металла, получившего свое европейское название по имени коварных духов гор — кобольдов.
Дающий глубокий и чистый синий цвет, кобальт обладает уникальной способностью выдерживать сильный жар печи, благодаря чему он традиционно используется в подглазурной росписи по фарфору. Кобальтовая краска, имеющая природный черный цвет, наносится на неглазурованный черепок, затем изделия покрываются слоем глазури и проходят высокотемпературный обжиг — заключительную стадию производства, когда рисунок приобретает синее окрашивание. Помимо прекрасных декоративных качеств эта роспись отличается прочностью, так как она надежно защищена от внешних воздействий твердой прозрачной глазурью. Поэтому неудивительно, что красивый и одновременно практичный фарфор с «вечным» кобальтовым декором пользовался спросом во все времена.
Несметное разнообразие сине-белых керамических изделий предоставляет безграничные возможности коллекционерам. Одним из свидетельств того, что таких собраний немало, можно считать многочисленные зарубежные издания, посвященные керамике и фарфору с кобальтовой росписью, среди которых есть и специальные пособия — «гиды» для собирателей. Коллекции могут состоять из старинных произведений дальневосточного фарфора или образцов английской посуды с печатным рисунком и включать в себя драгоценные раритеты. Однако антикварное собрание может быть успешно дополнено предметами современного производства, вполне доступными по цене. Нужно сказать, что даже значительно отличаясь по стилю, разновременные изделия, расписанные кобальтом, неплохо «уживаются» друг с другом и дают возможность владельцу комбинировать их в любых сочетаниях, создавать оригинальные декоративные композиции и уголки домашнего интерьера по своему усмотрению. Ведь, как известно, вкус к вещам сродни музыкальному слуху, и переливы синевы на белоснежном фарфоре определяют эмоциональное звучание окружающего пространства, сообщая ему тепло, уют и нотку респектабельности. Так, хранитель Императорского Эрмитажа барон А.Е. Фелькерзам в своей статье «Лазуревый камень и его применение в искусстве» («Старые годы», 1913) утверждает, что «сам по себе синий цвет, как известно, уже физически действует успокоительно, имея в себе нечто, внушающее чувство довольства и радостности».
В Китае появление керамического красителя на основе кобальта относится к эпохе Тан (618—907) и совпадает по времени с развитием производства фарфора, который вскоре становится одной из главных статей Китай- | ского экспорта в Юго-Восточную Азию, Индию, на Ближний Восток. Фарфор из Срединной Империи произвел огромное впечатление на влиятельные классы мусульманского халифата Аббасидов. Гончарство, долгое время считавшееся здесь ремеслом второстепенным по сравнению с обработкой металлов, приобрело новую значимость. Не : владея искусством китайцев, мастера Месопотамии и Персии изобрели в IX веке вид товара, близкого по внешнему виду фарфору, — керамику с опаковой оловянной глазурью. Она хорошо скрывала недостатки черепка и | могла служить подходящей основой для живописного декора, исполненного синим кобальтом, слегка расплывающимся, «словно чернила на снегу». В XII столетии в крупных гончарных центрах северной Персии — Рее и Каптане был открыт новый материал в подражание фарфору — фриттовая масса, состоявшая из кварца, белой глины и s фритты (сплавленной в печи смеси песка и соды). Позднее эта техника была перенесена в Османскую Турцию, где в XVI веке керамическое ремесло пережило свой блестящий расцвет благодаря мастерам Изника, создавшим неповторимый «изникский» стиль росписи и оригинальную палитру красок, в которой преобладал кобальт.
Кобальт на китайском фарфоре
Первые китайские изделия, декорированные подглазурной росписью кобальтом, появились в период Тан, однако быстрое и самостоятельное развитие эта техника получила во время правления монгольской династии Юань (1280 — 1368), когда активно формировались внешние торговые связи страны и значительно возросло влияние мусульман — купцов и советников при императорском дворе. Мастера заимствовали приемы живописи у иранских гончаров, идя навстречу вкусам иностран- ; ных заказчиков, вероятно, следуя указаниям влиятельной мусульманской общины Китая. При этом в китайском обществе, где издавна ценился белый или «нефритовых» тонов фарфор с рельефным или гравированным декором, не сразу приняли изделия с кобальтовой росписью, рассматривая их как не соответствующие традиции и даже «варварские». Возможно, это было связано с тем, что в качестве образцов гончары использовали предметы ближневосточной керамики с чрезмерно «густым», с точки зрения китайцев, рисунком, затмевающим красоту самого материала. Кобальт юаньского времени имеет разнообразные оттенки синего цвета. Причем в тех местах, где краска положена более плотно, наблюдаются характерные технологические погрешности — вскипание глазури и скопления мелких частичек пигмента, образующих черные пятна. Хотя гончарам Китая со времени Тан был известен кобальт «sumani» («sulimani», «sunipo»), привозимый с Ближнего Востока или из Юго- Восточной Азии, существует версия, что краситель эпохи Юань происходит из месторождений в китайских провинциях Юннань и Ганьсу, где и сегодня ведется добыча кобальта. Крупнейшим центром производства фарфора был город Цзиндэчжэнь (провинция Цзянси), расцвету которого способствовали расположенные в окрестностях залежи первоклассного сырья и выгодное географическое положение. Здесь в XI веке были основаны казенные печи, производившие изделия для нужд двора. В последние годы правления монголов в Цзиндэчжене изготавливались сосуды с синим подглазурным декором, достигавшие весьма внушительных размеров, в том числе высокие храмовые вазы.
Эпоха Мин (1368—1644) — время расцвета производства фарфора с синей росписью. В правление Сюаньдэ (1426-—-1435) эти изделия попадают под императорский патронаж и, получив заслуженное признание знатоков керамического искусства, часто копируются мастерами последующих времен. Начиная со второй половины XV столетия, импортный краситель все больше вытесняется кобальтом местного происхождения, дающим сероватый («туманный») тон из-за примесей марганца, но при этом значительно совершенствуется технология i обогащения сырья и приготовления краски. Мастерские нанимали желающих на временную работу для тщательного растирания пигмента, что обеспечивало занятость даже инвалидам и детям. Благодаря высокому качеству красителя на смену свободному мазку кисти пришла иная живописная техника, при которой художник сначала тонко очерчивал темные контуры рисунка, а затем «заливал» их более светлой краской различных оттенков. ■ Большое значение для развития производства имело открытие в середине XVI века залежей кобальтовой руды расположенных к югу от Цзиндэчжэня. Однако кобальт был достаточно дорог, и лучшими считались художники, в равной степени обладавшие как живописным мастерством, так и умением экономить краску. К концу правления династии Мин количество императорских печей сокращается, многие гончары переходят в частные мастерские, одновременно становится шире круг заказчиков. К 1620 — началу 1660-х годов относятся так называемые мнению, «ко-сомэцкэ» создавались в годы заката Мин, когда жизнь людей была нестабильной, поэтому в нем отразились «чувства опасности, самоотречения и вечного одиночества».
Цзиндэчжэнь сильно пострадал во время войны с маньчжурами, и только в конце 1670-х годов казенные печи были восстановлены по приказу императора Канси (1662—1722) — почитателя древней культуры Китая и покровителя искусств. Фарфор с синей росписью эпохи Канси характеризуется разнообразием форм сосудов, высоким качеством фарфоровой массы и кобальта. Среди самых известных декоративных мотивов периода — изображение веток белых цветов сливы на сине-голубом фоне «ломающегося льда», символизирующее наступление весны. Этот декор стал очень популярным сначала в Японии, а затем и в Европе, где получил название «Боярышник». Важным нововведением было изобретение техники blue poudre (souffle), когда кобальтовый порошок «задували» на влажную поверхность изделия через бамбуковую трубку, конец которой затягивали шелком. При этом краска ложилась неравномерно, что создавало эффект мерцающей, «бархатистой» поверхности. На синий фон наносилась роспись золотом или применялся прием резерважа; рисунки в резервах исполнялись кобальтом или полихромными эмалями. Кобальтом окрашивалась и одна из самых изысканных монохромных глазурей времени Канси — «лунно-белая» (clair de lune), имевшая различные градации цвета от бледно-синего до «лавандового». Из-за высокого спроса на фарфор в конце XVII — начале XVIII века в организации производства происходят изменения, вводятся методы разделения труда, когда ряд живописцев отвечал за различные стадии подглазурной росписи. Это привело к тому, что ее качество, особенно на экспортных изделиях со стандартным рисунком, к концу XVIII столетия заметно снижается. Для повышения художественного уровня производства на казенные заводы Цзиндэчжэня посылались образцы — лучшие старинные произведения из императорской коллекции. При их копировании мастера пытались имитировать даже технологический брак, типичный для изделий раннего периода, а также часто снабжали копии марками воспроизводимых вещей. Эта практика продолжалась и в XIX веке, когда изготавливались предметы в стиле Канси и подражания фарфору эпохи Мин. К началу следующего столетия изделия с подглазурным кобальтовым декором теряют свою прежнюю популярность. Однако они имели важнейшее значение в истории мировой культуры, оказав исключительное влияние на керамическое производство Нового времени.
Кобальт на японском фарфоре
Первый японский фарфор был создан около 1616 года в мастерских керамического центра Арита (провинция Хидзэн). Стимулом к развитию фарфорового производства послужили растущие требования рынка, а также тот факт, что в результате военных экспедиций в Корею, предпринятых в конце 90-х годов XVI века Тоётоми Хидэёси (1536 — 1598), в Японию прибыли корейские ремесленники — иммигранты, в том числе мастера керамики. Уже на начальной стадии производства в японских печах изготовлялся фарфор с синей подглазурной росписью — «сё- ки-Имари» («ранние Имари») с применением корейской технологии. Он представлял собой сравнительно недорогой товар, который должен был составить конкуренцию китайскому фарфору «ко-сомецкэ». Изделия «сёки-Има- ри» не отличаются высоким качеством черепка, глазури и кобальтовой краски, но им свойственна подкупающая свобода росписи и моделировки форм. Эта посуда, хотя и несет на себе следы китайского и корейского влияния, очевидно, более правдиво отражает национальный вкус, чем фарфор, производимый позднее в больших количествах на экспорт. Среди изделий раннего периода встречаются и предметы с синей глазурью, а также с декором в технике «фукидзуми» (близкой методу blue poudre) когда мастер выдувал кобальтовую краску на поверхность экономно, «пятнами», создавая эффектный фон для белого резервированного рисунка. Производство в Хидзэн, получившее поддержку местных князей-даймё и купцов, занимавшихся продажей фарфора, быстро развивалось. В1640-х годах начинается экспорт в Юго-Восточную Азию, а к концу 1650-х годов — в Европу. Центром производства фарфора в середине столетия стала Арита, продукция которой, однако, получила наименование «Имари» — по названию близлежащего портового города, куда свозился фарфор, предназначенный для продажи. Предпосылкой стремительного роста производства в Арита стало падение импорта фарфора из Китая в связи с войнами и экономическим кризисом в стране. В 1650—1660-е годы в Арита было создано много новых мастерских; большинство из них работало на экспорт. По заказу голландской Ост-Индской компании здесь производилось значительное количество изделий с синей росписью в стиле китайского фарфора, на который в Европе был стабильный спрос. Голландцы снабжали местных гончаров привозны ми красками, в том числе — кобальтом, хотя использовался также краситель местного происхождения, сходный по своему составу с китайским. В 1670-е годы японские мастера освоили новые технологии формования и обжига изделий, что сказалось и на качестве подглазурной росписи. Появился вид декора, основу колористической гаммы которого составляло контрастное сочетание кобальта, имеющего темно-синий цвет, иногда фиолетового оттенка, с надглазурной железной красной краской и позолотой. Основным видом продукции были блюда, чаши и вазы, предназначенные для украшения интерьера. В этих изделиях, имевших большой успех в Европе, роспись покрывала всю поверхность предметов, причем поверх кобальта обычно наносился золотой орнамент.
В конце XVII века начинается производство фарфора Набэсима. Изделия этой элитной печи, расположенной вдали от массового производства, предназначались для узкого аристократического круга. В основном здесь изготавливали блюда различных размеров, составлявшие классический набор японской столовой посуды для официально го приема. Мастера Набэсима применяли особый прием кобальтовой росписи — технику «исчезающей краски», заимствованную, предположительно, у красильщиков тканей. Декор наносили на предмет при помощи специального состава и покрывали кобальтом; во время обжига состав вместе с краской выгорал, благодаря чему получался сине-белый рисунок, дополняемый полихромной надглазурной живописью. Безукоризненное техническое мастерство и изысканная роспись изделий Набэсима создали им славу наиболее утонченных и совершенных произведений в истории японского фарфора.
К середине XVIII столетия производство в Арита претерпевает изменения, что связано с возобновлением китайской торговли, появлением европейских фарфоровых заводов и одновременным увеличением внутреннего спроса. Экспорт в Европу значительно сокращается, и гончары начинают в большей мере учитывать вкусы местных потребителей. В XIX веке кобальт в сочетании с красной надглазурной краской встречается в изделиях печей Кута- ни, подглазурная синяя роспись украшает фарфор мастерских Киото и Хирадо, где производится также мелкая пластика с этим же видом декора или с голубовато-фиолетовой глазурью. В 1867 году японский фарфор с успехом был представлен на Всемирной выставке в Париже, что привело к росту новой волны экспортного производства. Интересно, что, начиная с 1880-х годов, японские живописцы по фарфору широко применяли в работе немецкий кобальт. На рубеже XIX—XX столетий большую известность за пределами Японии приобрели изделия мастерских Фу- кагава, а также работы художника Миягавы (Макудзо) ; Кодзана (1842—1916) из Иокогамы, работавшего с цветными глазурями и в технике полихромной подглазурной живописи. В этот период в Японии появились крупные керамические предприятия, но одновременно с ними в стране активно работали и мелкие мастерские кустарного промысла, которые помимо различных видов традиционного товара производили изделия с синей росписью.
В конце XV века португальские мореплаватели на своих торговых судах (карраках) достигли Китая, и европейцам стал доступен фарфор, который в XVI столетии был еще дорог и редок. Известно немало расписанных кобальтом фарфоровых изделий, имеющих драгоценные металлические оправы того времени, выполненные в Европе. Постепенно первенство в дальневосточной торговле перешло к голландской Ост-Индской компании, основанной в 1602 году. Двумя годами позже голландцы захватили португальский каррак «Santa Caterina», шедший в Лиссабон с грузом, значительная часть которого представляла собой китайский фарфор с синей росписью. Фарфор, получивший название «kraakporclein», распродали на аукционе в Амстердаме, где ряд предметов был приобретен для французского короля Генриха IV (1553—1610) и английского короля Якова I (1566-—1625). Название «краак» закрепилось за сине-белыми экспортными изделиями конца XVI — первой половины XVII века с изображением традиционных китайских мотивов, расположенных по стандартной композиционной схеме. Большая часть этого фарфора производилась в Цзиндэчжэне, где мастера быстро освоили методы производства массовой продукции с подглазурной кобальтовой росписью, цвет которой варьировал от бледно-голубого с сероватым оттенком до ярко-синего.
Импорт фарфора «краак» повлиял на деятельность персидских и арабских гончаров, производивших изделия в подражание этому товару, а также на экспортный фарфор Японии. В Европе наибольшее значение он имел для мастеров Дельфта, которые, усовершенствовав традиционную технологию, предложили на рынок новый вид изделий с синей росписью. Их продукция принадлежала типу керамики с оловянной глазурью, перекочевавшему в Европу с Ближнего Востока в эпоху раннего средневековья. Из мавританской Испании, где эту технику применяли для изготовления керамических изделий и изразцов, она перешла к итальянским мастерам майолики; затем в XVI — начале XVII века ее освоили гончары Франции, Фландрии и Голландии. Мастерам Дельфта удалось получить тонкий плотный черепок, похожий на фарфор. Чтобы добиться большего сходства, они тщательно повторяли китайский кобальтовый декор, используя в качестве фона опаковую поливу. При этом в нее добавляли немного кобальта, поскольку глазурь фарфора «краак» имела голубоватый оттенок; затем расписанные изделия покрывали тонким слоем свинцовой глазури, что усиливало их блеск. Вскоре Дельфт стал ведущим керамическим центром в Голландии; мастера успешно копировали японский и китайский фарфор, подражали изделиям эпохи Канси и «переходного стиля». Наряду с этим в формах и декоре продукции Дельфта неизбежно нашли отражение европейские влияния, что было связано с появлением моды на французские орнаменты в стиле Людовика XIV, а также с расцветом местной живописи и гравюры.
Благодаря мастерам из Нидерландов в XVII веке фабрики по производству «дельфта», адаптированного к местным вкусам, появились в Германии (Ханау, Франкфурт- на-Майне, Берлин) и Англии (Лондон, Бристоль, Ливерпуль). В двух главных центрах производства французского фаянса этого периода — Руане и Невере гончары тоже испытали влияние китайского фарфора и продукции Дельф- та. «Отрадный цвет восточного сапфира» играл важную роль в произведениях французских гончаров. В Руане был создан знаменитый «ламбрекеновый орнамент», решенный в синих тонах, и лишь позднее дополненный красной железной краской. В неверских изделиях blue persan роспись «в персидском вкусе» (возможно, навеянная керамикой Изника) наносилась белой и желтой эмалью на окрашенную кобальтом глазурь. Говоря о французском фаянсе, нельзя не упомянуть Бернара Палисси (1510—1589) — не только как выдающегося керамиста и стеклодела, но и как ученого-естествоиспытателя, перу которого принадлежит одно из первых дошедших до наших дней описаний красящих свойств кобальта: «Я не знаю ни растения, ни минерала, ни иного вещества, которое могло бы давать синий или лазуритовый тон, кроме цафры (цафра или сафлор — Zaffer, zaffre, вероятно, от Sapphir — кобальтовое сырье, сложный по составу продукт обжига кобальтовых руд. — Н.П.). Она имеет светло-серый цвет с фиолетовым оттенком, но когда сплавляется со стеклом, дает великолепный цвет лазурита». До 1880-х годов главным поставщиком кобальтового красителя для европейских предприятий были месторождения Рудных гор, расположенных на границе Саксонии и Богемии (Шнееберг, Анна- берг, Иоахимсталь), открытые в конце XV столетия. Этим временем датируются наиболее ранние произведения немецкой керамики, декорированные синей росписью по оловянной глазури. Интенсивная разработка упомянутых месторождений началась при курфюрсте Иоганне Георге! (1611-—1656), и кобальт находил все более широкое применение на европейских керамических и стекольных заводах. Главными покупателями были голландцы, которые перерабатывали саксонское сырье, используя готовые краски не только для нужд собственного производства, но и для продажи. В 1679 году способ приготовления кобальтового красителя подробно описал немецкий алхимик и стеклодел И. Кункель (1630-—1702). Вслед за саксонскими и богемскими в конце XVII — XVIII веке были открыты норвежские и шведские месторождения. В этот же период кобальтовые руды были обнаружены также в Тюрингии, Гессене, Шварцвальде, Силезии (Квербах), Венгрии.
Нужно отметить, что в Италии, Португалии и Испании кобальт появился примерно на столетие раньше, но это был импортный краситель, привозимый предположительно из Персии или Северной Африки.
Распространение китайского и голландского товара способствовало первому расцвету «шинуазри» и появлению моды на «фарфоровые» павильоны и кабинеты. В их отделке, как правило, заметную роль играли синие тона, а главными элементами декорации были изделия из фарфора и фаянса. В 1670 году в Версале был построен Фарфоровый Трианон, фасад которого был декорирован фаянсовыми плитами с сине-белой росписью. К концу XVII века относится описание одной из комнат во дворце английских королей Хэмптон Корт, которая была богато украшена дельфтскими изразцами и китайским фарфором. В 1706 году был оформлен знаменитый «Porzellankabinett» в замке Шарлоттенбург, где коллекция в основном состояла из разнообразных предметов с кобальтовым декором, подаренных английской Ост-Индской компанией королеве Софии Шарлотте Прусской (1668—1705). Одним из наиболее значительных европейских собраний восточного фарфора была коллекция короля Польского и курфюрста Саксонского Августа II Сильного (1670—1733).
Фарфор, голландские изразцы и фаянс включаются в убранство русских парадных и жилых интерьеров начала XVIII века: дворцов Петра I, А.Д. Меншикова, Ф.А. Апраксина, П.П. Шафирова и др. В документах того времени встречаются указания на ввоз в Россию различного керамического товара. Так, в пошлинном тарифе 1724 года упоминается китайский и японский фарфор, а также фаянсы Дельфта. В описи «порцелиновой посуды», приобре- i тенной Петром I для Лакового кабинета дворца Монплезир, насчитывалось более пятисот предметов. Японский фарфор, украшавший русские дворцы, был представлен главным образом изделиями, в росписи которых кобальт сочетался с железной красной краской и золотом. Как уже упоминалось, этот вид фарфора был популярен в Европе, и голландские купцы продолжали его покупать, несмотря j на возобновление (около 1680 года) производства в Цзиндэчжене. Но вскоре китайцам удалось вернуть себе лидирующую роль в европейском экспорте: они предложили по более низким ценам свой вариант фарфора в стиле : Имари, заимствовав у японцев эффектную колористическую палитру.
Интересно, что вплоть до середины XVIII столетия фарфор с синей росписью торговцы рассматривали как наиболее предпочтительный товар, несмотря на появление полихромных изделий, а также на импорт дешевого фарфорового «белья», которое могло быть декорировано в Европе. Иногда европейские мастера «украшали» и фарфор с подглазурным кобальтовым рисунком, дополняя его позолотой и росписью муфельными красками. Вероятно, эти изделия пользовались спросом у покупателей, но были презираемы знатоками. По замечанию С.Н. Тройницкого, французский торговец Gersaint (1747) «довольно резко отзывается о производившейся главным образом в Голландии пестрой росписи китайского бело-синего фарфора».
По иронии судьбы успех фарфора с кобальтовым декором способствовал тому, что он переставал быть редкостью и терял свое обаяние. Развитие европейского керамического производства, введение таможенных протекционистских тарифов тоже сыграли свою роль. К концу XVIII века эти изделия начинают рассматриваться как ординарная посуда для широких слоев населения, и их качество постепенно падает. Несколько дольше, чем в Европе, китайский фарфор с синей росписью сохранял свою популярность в Америке, так как после окончания войны за независимость американцы получили возможность самостоятельно выйти на дальневосточный рынок. В Америке известностью пользовался декор, получивший название «Фитцхью», по имени директора Ост-Индской компании Т.Фитцхью, для которого в 1780 году впервые исполнили! сервиз с этим сложным кобальтовым рисунком. К 1830-м годам появилась недорогая американская керамика, удовлетворявшая спрос на посуду повседневного пользования,и импорт фарфора из Китая пошел на спад.
Во Франции до 1770-х годов единственным видом фарфора был мягкий фарфор из фриттовой массы (pate tendre). Его выпускали заводы в Руане, Сен-Клу, Шантильи, Меннеси. Он отличался прозрачностью, блеском и богатой палитрой красок, но особую славу стяжали цветные фоны мягкого фарфора, неподражаемые по яркости и глубине колеров. На основе кобальта, под впечатлением от китайских изделий bleu poudre и произведений Мейсенской мануфактуры, создавались
знаменитые синие фоны Венсенна и Севра. Самым ранним из них был подглазурный фон blue lapis, вошедший в производство с 1752 года. Иногда он украшался «пудренным» золотом или маленькими золотыми мазками в целях искусной имитации ляпис-лазури. Особенно эффектно на нем смотрелся золотой орнаментальный декор, в частности узоры cailloute («россыпь галечника»), vermicule («в прожилках») и другие. На бархатисто-синем поле часто располагались резервы с полихромными живописными миниатюрами, обрамленными «ювелирными» золотыми рамками. Многие надглазурные фоны Севра, такие как bleu royale, blue nouveau, bleu Fallot тоже создавались красками на основе кобальта. В середине XIX века на Севрской мануфактуре была разработана сложнейшая техника pate-sur-pate — роспись жидкой фарфоровой массой (шликером) по цветному фону, для окрашивания которого, как правило, применяли кобальт.
Великолепные краски Севра оказали значительное влияние на продукцию многих европейских заводов, в том числе на изделия Венской фарфоровой мануфактуры основанной в 1718 году. Здесь роспись кобальтом встречается в сочетании с надглазурным полихромным декором уже в ранний период деятельности предприятия. С 1770-х годов на заводе широко используются цветные фоны с росписью золотом и живописью в резервах. Одна из самых известных фоновых красок Вены «лейтнеровская синяя» на основе мышьяковистого кобальта, открытие которой принадлежит художнику мануфактуры И. Лейтнеру.
Нужно отметить, что сине-белый фарфор был сравнительно недорог в производстве, поскольку для его изготовления требовались только два обжига — утильный и политой, без последующих обжигов, необходимых для надглазурной живописи и позолоты. По этой причине он получил широкое распространение в Англии, где никогда не было государственного фарфорового производства и деятельность мануфактур носила сугубо коммерческий характер. Кроме того, английские фабриканты учитывали требования покупателей, которым импонировала минимальная сине-белая палитра, традиционная для привозного китайского фарфора: помимо прочих достоинств, она позволяла объединить разнородные предметы в комплект. В середине XVIII столетия в Англии была изобретена техника переводной печати на керамике и вскоре она начала применяться для подглазурного декорирования английского мягкого фарфора, в состав которого входили каолин и жженая кость. Легкоплавкая глазурь костяного фарфора придавала краскам особую яркость и блеск, благодаря чему посуда с кобальтовым декором приобретала весьма привлекательный внешний вид. Несмотря на то, что печать значительно ускорила процесс производства и появился массовый ассортимент фарфоровых изделий, продукция второй половины XVIII века (заводы Боу, Вустер, Кофлей, Дерби и др.) отличалась достаточно высоким художественным уровнем. Есть мнение, что большая часть печатного дизайна 1760—1790-х годов лучшего качества, чем типовая ручная роспись, поскольку она монотонно повторялась, и ее качество снижалось из-за многократного копирования, тогда как печатный декор неизменно сохранял достоинства оригинала. Китайский фарфор оказал определяющее влияние на орнаментику английских сине-белых изделий, но при этом в ней преобладают не прямые заимствования, а стилистика «шинуазри» — прихотливый сплав рококо и восточных мотивов. Один из самых известных видов кобальтового печатного декора, названный «ивовым орнаментом» (Willow pattern), появился около 1790 года. Он был создан по мотивам росписи китайского фарфора и стал настолько популярным как в Англии, так и за ее пределами, что предметы с этим рисунком отправляли в Китай в качестве образцов для копирования. Любопытно привести здесь цитату из книги английского исследователя Н. Мура «The Old China Book», изданной в Лондоне в 1904 году. Автор шутливо замечает что, «многие коллекционеры желали бы, чтобы «ивовый орнамент» вовсе не существовал, поскольку его свободно копировали почти на всех мануфактурах». Далее Мур комментирует письмо некоего джентльмена, владельца усадьбы под названием «Ивы», в которой находится три тысячи керамических предметов с «ивовым орнаментом», кроме того, ковры, обои, покрывала и накидки на мебель имеют тот же рисунок: «Поистине, хорошего понемножку!». Успехом пользовалась посуда с печатными изображениями «итальянских» пейзажей, птиц, корзин с цветами и т.д. Многие рисунки прошли проверку временем и входят в сегодняшний ассортимент британских заводов. До начала XIX века, когда были открыты залежи местных кобальтовых руд, английские предприятия зависели от поставок из Европы, главным образом из Саксонии. В 1777 году Дж. Веждвуд (1730—1795) заплатил за фунт кобальтовой краски три гинеи, заметив, что она «стоит любых денег». Кобальт получали также из Швеции, где его добыча началась на рубеже XVII — XVIII веков. В воспоминаниях графа Ф.П. Толстого (1783—1873), относящихся к 1800 году, встречается описание работ на одной из шведских шахт: «Нам в коротких словах объяснили главные действия горного производства. Вырывая куски гранита, содержащие в себе кобальт, толкут их на молотильной машине в мелкие кусочки, вроде дресвы или крупного песку, и добывают чистый кобальт по средством просеивания, что делается также машиною, приводимою в действие водою. [Так] как кобальт гораздо тяжелее камня, то употребляемый здесь способ. весьма удобен».
В 1780-х годах на фабрике Дж. Веджвуда «Этрурия» начинается выпуск знаменитой «яшмовой массы» (jasper ware). «Яшмовые» изделия различных тонов, украшенные белым рельефным декором, были созданы в подражание античным камеям и резному многослойному стеклу, в частности, знаменитой «Портландской вазе», копии которой изготавливались на заводе. Синий цвет различных оттенков получали благодаря примеси оксида кобальта к белой тонкой каменной массе, близкой по своим свойствам фарфору. В XIX веке на английских заводах кобальт часто использовали для крытья, причем в дорогих, богато украшенных изделиях «викторианского стиля» подглазурный синий фон декорировали самыми разнообразными способами. Применяли золочение по протравленной глазури или мастичному рельефу, роспись золотом различных тонов, живопись муфельными красками и эмалями, метод pate-sur-pate. Особенно прославился своими изделиями pate-sur-pate завод Минтон, где эта техника разрабатывалась в начале 1870-х годов под руководством приглашенного из Севра художника М.Л. Солона (1835—1913). В последней четверти XIX века на Севрской фарфоровой мануфактуре были введены многие технические новшества, в том числе в 1884 году здесь была изобретена новая масса, которая за счет снижения температуры обжига позволила значительно расширить декоративные качества фарфора. «Новая масса» (pate dure nou- velle) допускала использование более разнообразной палитры глазурей и красок высокого огня, в том числе сложных красителей на основе алюминатов кобальта (Тенарова синь). Немного позже близкая по свойствам масса (зегеровский фарфор) была получена на Берлинской мануфактуре. Подглазурная роспись на фарфоре более низкого обжига отличалась особой мягкостью, «акварельностью» и значительно отличалась от традиционной муфельной живописи, которая к концу XIX века стала терять свой престиж. В моду вошли цветные потечные, матовые и кристаллические глазури, а также подглазурная полихромная живопись, в области которой бесспорное первенство принадлежало Копенгагенской Королевской мануфактуре. Здесь употребляли краситель из Скуттеруда (Норвегия), где добыча кобальта началась в 1770-е годы. Самым известным кобальтовым орнаментом, украшающим и современные изделия завода, был вариант мейсенского «сухоцвета». Сервиз с этим декором получил название Musselmalet и производился практически без изменений с 1776 года до 1880-х годов, когда его переработал главный художник мануфактуры Арнольд Крог (1856—1931). Под руководством А. Крога, увлеченного искусством Японии, в частности творчеством керамиста Миягавы Кодзана, художники мануфактуры разработали новый метод подглазурной живописи и ее особый стиль, получивший назва ние «копенгагенского». Первые опыты проводились только с кобальтом, затем к середине 1890-х годов к нему добавился ряд других подглазурных тонов. Сначала окрашивание производилось многократным погружением предмета в раствор краски, с частичной прочисткой после каждого погружения. Потом появился новый метод, при котором красящий раствор наносился пульверизатором. Эта техника, позволявшая добиваться исключительной мягкости цветовых переходов и гармонии в сочетании тонов, была подхвачена и развита на рубеже XIX—XX веков живописцами других европейских предприятий.
Следует признать, что подглазурная роспись кобальтом никогда не выходила из моды. Многие заводы и сегодня продолжают успешно тиражировать изделия с традиционными кобальтовыми рисунками, и одновременно в русле тенденции «новая классика» появляются современные интерпретации старых декоров. Так, на s Копенгагенском заводе в 2000 году был создан сервиз «Mega», в котором увеличенные в несколько раз элементы классической росписи Musselmalet декорируют традиционные формы. Аналогичное решение выбрал английский художник Р. Доусон (фирма Веджвуд), раз- 5 работавший декор «After Willow Pattern». Предметы этой серии украшены крупными фрагментами старинного «ивового орнамента». Интересно, что дизайнеры предлагают использовать эти новые версии для сервировки стола наряду с фарфором прежних образцов. Кобальт не теряет своей популярности, продолжает играть заметную роль не только в промышленном производстве фарфора, но и в студийных авторских произведениях. Изделия с кобальтовой росписью по-прежнему вызывают интерес любителей керамики и легко входят в оформление современного интерьера, где сочетание синего и белого не менее актуально, чем на заре «фарфорового века».
К сожалению, рамки этой публикации не позволяют остановиться на истории кобальтовой росписи на русском фарфоре. Известно, что в России еще до возникловения фарфоровых заводов синюю смальту употребляли в качестве красителя в производстве изразцов и майолики. Кобальт рано появляется в продукции фарфорового предприятия Ф. Гарднера, основанного в 1766 году. В эпоху классицизма на многих русских заводах для декорирования фарфоровых изделий применяется кобальтовое крытье с орнаментальной росписью золотом. К середине XIX столетия в моду входят сервизы в стиле «второго рококо», где на синем подглазурном фоне располагаются рокайльные резервы с полихромной цветочной или пейзажной живописью (заводы Братьев Корниловых, Сафронова и др.). В конце XIX — начале XX века кобальт широко использовался в продукции «Товарищества М.С. Кузнецова», но в массовом ассортименте подглазурная синяя, как правило, применяется экономно — для отводок, полос и отдельных мотивов росписи, дополняемых муфельными красками и позолотой. Кобальт был импортным и достаточно дорогим материалом. С 1860-х годов началась разработка Дашкесанского кобальтового месторождения (район современного города Гянджа, Азербайджан). Оно было единственным на всей обширной территории Российской империи, приобретшим некоторый промышленный интерес, однако получаемое здесь сырье отправлялось для переработки на фабрики красок в Германию. Великолепные произведения с синей подглазурной росписью исполнялись на Императорском фарфоровом заводе; она и сегодня украшает многие изделия знаменитого петербургского предприятия, в их числе — широко известный «фирменный» сервиз ЛФЗ «Кобальтовая сеточка». Подробные сведения по истории кобальта на фарфоре старейшего российского завода можно найти в каталоге выставки «Цвет небесный, синий цвет. Кобальт на фарфоре Императорского — Ломоносовского фарфорового завода XVIII—XXI веков», проходившей в декабре 2007 — марте 2008 года в Государственном Эрмитаже.