Что такое кнм проверка расшифровка
Прокурор разъясняет
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021
№ 604 утверждены Правила формирования и ведения Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
Формирование и ведение единого реестра осуществляются на русском языке в электронном виде с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Единый реестр включает, в том числе, сведения о проводимых контрольными (надзорными) органами мероприятиях; принятых мерах по пресечению нарушений; об актах контрольного (надзорного) мероприятия; о решениях контрольного (надзорного) органа, принятых по результатам мероприятий; о ходе и результатах согласования органами прокуратуры плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год; о ходе и результатах согласования органами прокуратуры внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий; о жалобах и результатах их рассмотрения.
Указанными Правилами также определены сроки внесения в единый реестр сведений в зависимости от вида контрольного (надзорного) мероприятия.
Каждой записи в едином реестре однократно присваивается учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия, который не может быть изменен, а также использоваться повторно.
Контролируемые лица получают доступ к сведениям, содержащимся в едином реестре относительно указанных контролируемых лиц, посредством авторизованного доступа на единый портал государственных и муниципальных услуг и (или) в личный кабинет контролируемого лица в ведомственных информационных системах.
Настоящее Постановление вступает в силу с 01.07.2021.
Прокуратура
Московской области
Прокуратура Московской области
О формировании и ведении Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021
№ 604 утверждены Правила формирования и ведения Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
Формирование и ведение единого реестра осуществляются на русском языке в электронном виде с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Единый реестр включает, в том числе, сведения о проводимых контрольными (надзорными) органами мероприятиях; принятых мерах по пресечению нарушений; об актах контрольного (надзорного) мероприятия; о решениях контрольного (надзорного) органа, принятых по результатам мероприятий; о ходе и результатах согласования органами прокуратуры плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год; о ходе и результатах согласования органами прокуратуры внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий; о жалобах и результатах их рассмотрения.
Указанными Правилами также определены сроки внесения в единый реестр сведений в зависимости от вида контрольного (надзорного) мероприятия.
Каждой записи в едином реестре однократно присваивается учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия, который не может быть изменен, а также использоваться повторно.
Контролируемые лица получают доступ к сведениям, содержащимся в едином реестре относительно указанных контролируемых лиц, посредством авторизованного доступа на единый портал государственных и муниципальных услуг и (или) в личный кабинет контролируемого лица в ведомственных информационных системах.
Настоящее Постановление вступает в силу с 01.07.2021.
Организация и проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий органами ГПН: виды, формы, цели, основания, сроки и периодичность
В государственном пожарном надзоре больше нет привычного нам понятия плановая проверка, на ее смену пришли плановые контрольные (надзорные) мероприятия. Какие требования предъявляются законодательством к порядку проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, каковы их цели, виды, формы, сроки, периодичность и основания проведения? На эти и некоторые другие вопросы, связанные с проведением плановых контрольных (надзорных) мероприятий, мы ответим в данной статье.
1. Общие вопросы организации плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Прежде всего необходимо отметить, что ФЗ № 248 является основополагающим нормативным правовым актом в части регулирования вопросов организации и осуществления некоторых видов государственного контроля (надзора), в число которых входит и федеральный государственный пожарный надзор. Кроме этого, закон закрепляет гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц. Основой этого закона является приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным в целях снижения общего количества проверок.
Основанием для включения планового КНМ в план проведения КНМ является истечение в году проведения КНМ установленной периодичности с даты:
ввода объекта надзора в эксплуатацию;
окончания проведения последнего планового КНМ.
Проведение органами государственного пожарного надзора плановых КНМ осуществляется в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью:
для категории чрезвычайно высокого риска — выездная проверка один раз в год;
для категории высокого риска — выездная проверка один раз в 2 года;
для категории значительного риска — выездная проверка один раз в 3 года;
для категории среднего риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка не чаще чем один раз в 5 лет;
для категории умеренного риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка не чаще чем один раз в 6 лет.
В отношении объектов, отнесенных к категории низкого риска, плановые КНМ не проводятся.
Таким образом, в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, КНМ могут проводиться только в виде выездных проверок, а в отношении объектов категории среднего и умеренного риска — в виде инспекционного визита, рейдового осмотра или выездной проверки (см. рис. 1).
Рис. 1. Схема проведения плановых КНМ (фрагмент из презентации МЧС России).
Рассмотрим каждый из этих видов КНМ, а также действия, которые могут совершаться в ходе их проведения.
2. Порядок организации и проведения инспекционного визита.
Под инспекционным визитом понимается КНМ, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) объекта надзора.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица по месту его нахождения (осуществления деятельности) либо по месту нахождения объекта надзора. При этом контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения.
Срок проведения инспекционного визита не может превышать один рабочий день.
В ходе проведения инспекционного визита инспектором государственного пожарного надзора (далее — инспектором ГПН) могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
2.1. Осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах).
Под осмотром понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в проведении визуального обследования территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Осмотр осуществляется инспектором ГПН в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
По результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений (отсеков), а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для КНМ.
Осмотр не может проводиться в отношении жилого помещения.
Под опросом понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в получении инспектором ГПН устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований пожарной безопасности, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией.
Результаты опроса фиксируются в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений, а также в акте КНМ в случае, если полученные сведения имеют значение для КНМ.
Под получением письменных объяснений понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в запросе инспектором ГПН письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований пожарной безопасности, от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями (далее — объяснения).
Объяснения оформляются путем составления письменного документа в свободной форме.
Инспектор вправе собственноручно составить объяснения со слов должностных лиц или работников организации, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, их представителей, свидетелей. В этом случае указанные лица знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что инспектор с их слов записал верно, и подписывают документ, указывая дату и место его составления.
Под инструментальным обследованием понимается контрольное (надзорное) действие, совершаемое инспектором ГПН или специалистом по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо по месту нахождения объекта надзора с использованием специального оборудования и (или) технических приборов для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований пожарной безопасности, а также подтверждения соответствия продукции (товаров) указанным требованиям.
Под специальным оборудованием и (или) техническими приборами понимаются все измерительные, испытательные приборы и инструменты, мини-лаборатории и переносные аппараты, утвержденные в установленном порядке в качестве применяемого испытательного оборудования, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие в случае необходимости метрологическую поверку, а также государственные и иные информационные системы, программные средства, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По результатам инструментального обследования инспектором или специалистом составляется протокол инструментального обследования.
2.5. Истребование документов, которые в соответствии с требованиями пожарной безопасности должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.
Под истребованием документов понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в предъявлении (направлении) инспектором ГПН контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований пожарной безопасности документов и (или) их копий, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также носителей информации.
Истребуемые документы направляются в контрольный (надзорный) орган в форме электронного документа в порядке, предусмотренном статьей 21 ФЗ № 248, за исключением случаев, если контрольным (надзорным) органом установлена необходимость представления документов на бумажном носителе. Документы могут быть представлены в контрольный (надзорный) орган на бумажном носителе контролируемым лицом лично или через представителя либо направлены по почте заказным письмом.
На бумажном носителе представляются подлинники документов либо заверенные контролируемым лицом копии. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в контрольный (надзорный) орган. Тиражирование копий документов на бумажном носителе и их доставка в контрольный (надзорный) орган осуществляются за счет контролируемого лица. По завершении КНМ подлинники документов возвращаются контролируемому лицу.
В случае представления заверенных копий истребуемых документов инспектор вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Документы, которые истребуются в ходе КНМ, должны быть представлены контролируемым лицом инспектору в срок, указанный в требовании о представлении документов. В случае если контролируемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в указанном требовании срока, оно обязано незамедлительно ходатайством в письменной форме уведомить инспектора о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого контролируемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двадцати четырех часов со дня получения такого ходатайства инспектор продлевает срок представления документов или отказывает в продлении срока, о чем составляется соответствующий электронный документ и информируется контролируемое лицо любым доступным способом в соответствии со статьей 21 ФЗ № 248.
Документы (копии документов), ранее представленные контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган, независимо от оснований их представления могут не представляться повторно при условии уведомления контрольного (надзорного) органа о том, что истребуемые документы (копии документов) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены.
Запрет деятельности объекта за нарушение требований пожарной безопасности (5 ситуаций, когда он может быть применен на практике)
3. Порядок организации и проведения рейдового осмотра.
Под рейдовым осмотром понимается КНМ, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности по использованию (эксплуатации) объектов надзора, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящиеся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц.
Рейдовый осмотр проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющих владение, пользование или управление объектом надзора.
Рейдовый осмотр может проводиться в форме совместного (межведомственного) КНМ.
Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
При проведении рейдового осмотра инспекторы ГПН вправе взаимодействовать с находящимися на объектах надзора лицами.
Контролируемые лица, которые владеют, пользуются или управляют объектами надзора, обязаны обеспечить в ходе рейдового осмотра беспрепятственный доступ инспекторам к объектам, указанным в решении о проведении рейдового осмотра, а также во все помещения (за исключением жилых помещений).
В случае если в результате рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, инспектор ГПН на месте проведения рейдового осмотра составляет акт КНМ в отношении каждого контролируемого лица, допустившего их нарушение.
4. Порядок организации и проведения выездной проверки.
Под выездной проверкой понимается комплексное КНМ, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим объектами надзора и (или) использующим их в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований пожарной безопасности, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа.
Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется посредством заблаговременного, а именно не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала, направления копии распоряжения (решения) о проведении выездной проверки в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу электронной почты контролируемого лица, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен в орган государственного пожарного надзора (подразделение государственного пожарного надзора), и (или) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование вручения.
Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
5. Контрольные (надзорные) действия, осуществляемые при проведении рейдового осмотра и выездной проверки.
В ходе проведения рейдового осмотра и выездной проверки инспектором ГПН могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);
Порядок оформления акта и других результатов контрольных надзорных мероприятий по ФЗ № 248, проводимых органами пожарного надзора
В данной статье разберем, каким образом составляется акт и оформляются иные результаты контрольных (надзорных) мероприятий органов государственного пожарного надзора в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 248).
Вначале еще раз напомним и отметим, что ФЗ № 248 является основополагающим нормативным правовым актом в части регулирования вопросов организации и осуществления некоторых видов государственного контроля (надзора), в число которых входит и федеральный государственный пожарный надзор. Кроме этого, закон закрепляет гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
Что относится к результатам контрольного (надзорного) мероприятия
Итак, в соответствии с ФЗ № 248 и принятым для реализации его требований Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 (в редакции постановления Правительства РФ от 25.06.2021 № 1016) к результатам контрольного (надзорного) мероприятия (далее — КНМ) относятся: оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми они владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка соблюдения контролируемыми лицами требований в отношении видов продукции, установленных техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий», техническим регламентом Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» и Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Дополнительно к результатам КНМ относятся:
создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований пожарной безопасности и (или) прекращения их нарушений;
восстановление правового положения, существовавшего до возникновения нарушений обязательных требований пожарной безопасности;
направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности;
применение контрольным (надзорным) органом мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении КНМ установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов, производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен.
Порядок составления и оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия
По окончании проведения КНМ органами государственного пожарного надзора (далее — орган ГПН), составляется акт КНМ (далее — акт).
В случае если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований пожарной безопасности, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения КНМ в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а также заполненные при проведении КНМ проверочные листы приобщаются к акту.
Оформление акта производится на месте проведения КНМ в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.
Результаты КНМ, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Акт КНМ, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра КНМ (далее — ЕРКНМ) непосредственно после его оформления.
Организация и проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий органами ГПН: виды, формы, цели, основания, сроки и периодичность
Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения КНМ, за исключением следующих случаев:
при проведении органом ГПН документарной проверки;
если составление акта по результатам КНМ на месте его проведения невозможно по причине совершения органом ГПН контрольных (надзорных) действий в виде отбора проб (образцов), испытания и (или) экспертизы.
В этих случаях орган ГПН направляет акт контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 ФЗ № 248. При этом контролируемое лицо подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения КНМ в акте делается соответствующая отметка.
В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте КНМ, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном статьями 39–43 ФЗ № 248.
В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности при проведении КНМ сведения об этом вносятся в ЕРКНМ. При этом инспектор государственного пожарного надзора вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности и провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В случае выявления при проведении КНМ нарушений обязательных требований пожарной безопасности должностные лица органов ГПН в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
Выдать после оформления акта КНМ контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении КНМ установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов, производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен.
При выявлении в ходе КНМ признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности, предупреждению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
Рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В случае если перечисленные выше решения приняты должностными лицами органов ГПН по результатам КНМ, которое проведено с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), то они подлежат отмене органом ГПН. Подробнее об этом читайте в статье, расположенной по указанной ниже ссылке.
В каких случаях результаты проведенной проверки органом ГПН могут быть признаны недействительными
Таким образом, мы рассмотрели основные требования действующего законодательства к оформлению результатов КНМ, проводимых органами ГПН, и решений, принимаемых по данным результатам. Пояснили, что именно относится к результатам КНМ, отдельно остановились на требованиях к составлению и вручению акта КНМ, а также возможности обжаловать результаты КНМ. Информация, содержащаяся в данной статье, должна быть полезна как сотрудникам органов ГПН, так и контролируемым ими лицам.