Что такое книжники и фарисеи
Книжники и фарисеи
Книжники и фарисеи
Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 23, ст. 14) сказано: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мулитесь».
«Книжники» — догматические толкователи ветхозаветных законов.
«Фарисеи» — члены древнеиудейской религиозной секты, отличавшиеся крайним фанатизмом и особым рвением в исполнении обрядов, соблюдении правил внешнего благочестия.
Иносказательно: о демагогах, лицемерах, ханжах, прикрывающих, оправдывающих собственные корыстные интересы цитатами из авторитетных источников, постоянными ссылками на них.
Смотреть что такое «Книжники и фарисеи» в других словарях:
Книжники и Фарисеи — (лицемѣры). Ср. Горе вамъ, книжники и фарисеи, лицемѣры, что поѣдаете домы вдовъ и лицемѣрно долго молитесь. Матѳ. 23, 4. Ср. 23; 13 15, 25, 27. Ср. Фарисей, ставъ, молился самъ въ себѣ такъ: Боже, благодарю Тебя, что я не таковъ, какъ прочіе… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
книжники и фарисеи — лицемеры Ср. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь. Матф. 28, 4. Ср. 23; 13 15, 25, 27. Ср. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Книжники и фарисеи — Книжн. Презр. О ханжах, лицемерах, фразёрах. /em> Выражение из Библии. БМС 1998, 266 … Большой словарь русских поговорок
Фарисеи — В буквальном переводе с арамейского: Отделившиеся. Фарисеями называли представителей религиозного течения (секты) в древней Иудее (II в. до н. э. II в. н. э.), которое возникло после выхода евреев из египетского плена. Для фарисеев были… … Словарь крылатых слов и выражений
Фарисеи — Истории еврейского народа … Википедия
фарисеи и книжники — сущ., кол во синонимов: 1 • лицемер (32) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Книжники — см. Учитель (II; IV,1,2) см. Фарисеи см. Саддукеи см. Устав, устраивать, устроенный (устройство, установление, порядок) см. Корван см. Масоретский текст см. Мишна см. Письменность, писец, писать (III,3в) см. Ездра (3) см. Гамалиил см. Павел … Библейская энциклопедия Брокгауза
Книжники — библейское название особого класса людей, о которых часто говорится и в Ветхом, и в Новом Завете (евр. соферим, греч. γραμματεΐς). Знакомые с письменностью или книжностью в древности тем самым выделялись из ряда и получали особенное значение в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Фарисеи — (греч. Pharisaioi, от арамейского перишайя, буквально – отделившиеся) общественно религиозное течение в Иудее во 2 в. до н. э. – 2 в. н. э. (наряду с саддукеями (См. Саддукеи), ессеями (См. Ессеи), зелотами (См. Зелоты), сикариями (См.… … Большая советская энциклопедия
Богоявленский кафедральный собор в Елохове
Поиск по сайту
Календарь
Статьи
Радио онлайн
Мы в соцсетях
ФАРИСЕИ, САДДУКЕИ И КНИЖНИКИ
Кто такие фарисеи, саддукеи и книжники, которых так обличает Господь?
– Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской!
Как закваска бывает кислой и старой, говорит блаженный Феофилакт, так и учение фарисейское и саддукейское, проникнутое как бы кислотой и вводившее древние предания старцев, заражало души слушавших.
И как квас состоит из смешения воды и муки, так и учение фарисейское состояло из слова и жизни растленной.
Ложь в учении, лицемерный образ жизни, лукавство, страшная гордость и самомнение. Мелочная забота о соблюдении разных, вовсе ненужных преданий, вроде омовений, разборчивости в пище. И в то же время развращенность сердца – вот та закваска, от которой Господь предостерегал Своих учеников. Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.
Саддукеи – пишет Святитель Феофан Затворник – образец беспечности. Фарисеи – представители людей, носящих личину ревнителей.
Те ничего не делают, а эти будто и хлопочут, но на деле у них ничего не выходит.
У нас на них походят увлекающиеся идеями гуманности. Послушать, так только и речей что о благе народа. А народу никакого блага от этого не прибывает, ибо только говорят, а не делают.
У них гуманность напускная, показывают только вид, что имеют ее, а в сущности это эгоисты.
Речи не требуют жертв – ну, они и расточают их, а коснись дело до жертв, они и назад.
Нынче почти все лицедеи. Одни пред другими рисуются, как ревнители блага. И все остаются очень довольны, когда успеют засвидетельствовать словом, что они действительно таковы.
Оттого у нас коль скоро появится какое-либо благотворительное начинание – толки подымутся всюду, а дело все-таки не спеется.
Жертв от них не жди. Им нужды нет до других, лишь бы дела их шли хорошо.
Но бывает и так что, не ломая головы над планами облагодетельствования ближних, они жертвуют деньги лишь бы отделаться.
То и другое осудил Господь, а велел нам преисполняться любовью друг к другу, которая не любит рисоваться.
Когда Христос стал предостерегать их от закваски фарисейской и саддукейской, то они подумали, что Господь этим внушает им с осмотрительностью покупать хлеб.
На самом деле, Он внушает, чтобы с ними как врагами Его не иметь никакого общения. Они заботились еще об иудейских очищениях – говорит святой Златоуст. Они соблюдали фарисейскую разборчивость в пище и даже чудесами Господа мало вразумлялись. Потому Господь строго укоряет их в маловерии.
Видишь ли – говорит Златоуст – сильное негодование? Ибо нигде ранее не видно, чтобы Он так укорял их. Для чего же делает это? Для того чтобы отвергнуть предрассудок касательно пищи и других предрассудков. Ибо и кротость не везде уместна. Смотрите же, как Он был строг и вместе снисходителен
В Евангелии мы слышим слова грозного обличения Господом лицемерия фарисеев:
– Горе вам, что строите гробницы пророкам, и украшаете памятники праведникам.
В чем здесь преступление? Фарисеи строили гробницы пророкам, которые были убиты предками их. Поступая так, книжники и фарисеи показывали внешнее уважение к убитым пророкам и праведникам и как бы являли этим свое благочестие.
При этом по видимости, они порицали предков своих, избивавших пророков и праведников, и отрицались от участия в их преступном пролитии пророческой крови.
Их усердие в устроении и украшении гробниц и памятников пророкам и праведникам старательно подтверждало их слова и обманывало народ.
Но Господь говорит им, что они и в этом случае оказываются лицемерами. На самом же деле они еще хуже отцов своих.
История предания, страданий и крестной смерти Господа, преследования Его апостолов, в чем главную роль сыграли именно книжники и фарисеи, подтвердила пророчество Иисуса Христа.
Так же обличал их Иоанн Креститель:
– Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния. И не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам. Ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
Что такое книжники и фарисеи
Отвечает священник Афанасий Гумеров:
Фарисеи (по одно из этимологий: евр. перушим – отделившиеся) были представителями самого влиятельного религиозно-общественного течения в Иудеи. О них впервые говорит евангелист Матфей (3:7-9). Отсутствие упоминаний их в Ветхом Завете дает основание предполагать, что эта секта зародилась значительно позже заключения канона священных ветхозаветных книг (сер. 5 в. до Р.Х.). Убедительно предположение некоторых исследователей, рассматривающих фарисейскую секту как ответ на эллинизм – тенденцию к культурно-историческому синтезу среди народов Средиземноморья. Явление это было последствием успешных походов Александра Македонского (356 – 323 до Р.Х.). Эллинистическое влияние на израильское общество, по-видимому, вызвало к жизни эту партию ревностных защитников отечественных традиций. Иосиф Флавий впервые говорит о фарисеях как одной из трех сект (наряду с саддукеями и ессеями) в 13-й книге Иудейских древностей (13.5:9), рассказывая о деятельности одного из Маккавеев – первосвященнике Ионафане (сер. 2 в. до Р.Х.).
Фарисеи, в отличие от саддукеев, признавали будущее воскресение, существование ангелов и духов. Они проповедовали строгую жизнь, ритуальную чистоту и точнейшее исполнение закона. Представители этого течения боролись против языческого влияния на народ, отстаивали национальную самостоятельность. Все это привлекало к ним людей.
Но чем дальше время удаляло их от боготкровенного источника веры, тем сильнее проявлялось в их учении и действиях человеческое начало. Нарастали формализм и обрядовость. Господь через Моисея запретил вводить новые заповеди и отменять уже данные: «Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые Я вам сегодня заповедаю» (Вт. 4:2). Вопреки этому они ввели 613 новых установлений: 248 повелений (по количеству костей в человеческом теле) и 365 запрещений (по числу дней в году). Нововведениям своим они придавали большее значение, чем заповедям Божиим. За это Спаситель обличал их: «зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (Мф. 15:3); «вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Мк.7:8). Им было свойственно презрительное отношение к грешникам, мытарям, людям некнижным: «этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7:49). Хотя в Израильском обществе во время Спасителя было много грешников, но ни о ком Господь не говорит так обличительно, как о фарисеях. «Горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагонах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» (Лк. 11:42-44). Иисус Христос обличал бездушный формализм фарисеев и книжников, обвинявших Спасителя в том, что Он нарушает субботу, исцеляя тяжко больных людей. Не отменяя закона, Господь ставил дела любви и милосердия к страждущим людям выше обряда: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).
Гордость и мнение о своей праведности вели фарисеев к духовной слепоте и делали их неспособными со смирением признать кого-либо выше, чище и праведнее себя. Чудеса Господа, учение Его, поражавшее народ нравственной высотой, кротость – все вызывало у представителей этой секты ярость. В этом была главная причина, почему они не увидели в Иисусе Христе обетованного через пророков Мессию и добились вместе с саддукеями Его распятия.
Лучшие представители фарисеев, имевшие живую веру, не умерщвленную формализмом, стали христианами: апостол Павел, праведные Никодим, Гамалиил и другие.
Господь наш Иисус Христос предостерегал Своих учеников от закваски фарисейской (Мф.16:11). Фарисейство как духовное состояние представляет опасность для всякого верующего. Оно начинается тогда, когда человек, совершая молитву формально, устами, а не сердцем, по привычке, считает, что он угождает Богу. «У людей, старающихся провождать духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная война через помыслы каждое мгновение жизни – война духовная; надобно быть каждое мгновение всему оком светлым, чтобы замечать втекающие в душу помыслы от лукавого и отражать их; сердце свое такие люди должны иметь всегда горящим верою, смирением, любовью; в противном случае в нем легко поселится лукавство диавольское, за лукавством маловерие или неверие, а затем и всякое зло, от которого скоро не отмоешься и слезами. Потому не допусти, чтобы сердце твое было холодным, особенно во время молитвы, избегай всячески холодного равнодушия» (Св.Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, М., 2002, с.15). Духовная гордыня, уверенность в своей праведности, показное благочестие и лицемерие – все это фарисейство. Святая Церковь в борьбе с опасностью впасть в это состояние предлагает пример кающегося мытаря. С его смиренной молитвы начинается наше ежедневное утреннее правило: «Боже, милостив буди мне грешному».
Мытари, саддукеи, фарисеи, ессеи и книжники
Библия – старинная книга, принадлежащая христианам всех стран. В ней много терминов, которые не используются в повседневной жизни или существуют в измененной форме.Трудно понять значение проповеди или описание истории, не зная, кто такие мытари, откуда взялись ессеи, и как относиться к фарисеям.
Откуда произошли библейские термины
Библейские термины возникли много веков назад. Появлялись истинные поклонники христианства, или люди, которые преследовали верующих. Отношение мирян к ним выражалось через название этой группы. Каждый термин имеет аналог в произношении на каком-то древнем языке.
Мытари
Самое популярное и древнее слово, которое в измененном виде существует и сейчас.
Мытари по своей деятельности являются сборщиками налогов. В период, когда Иудея входила в состав Римской империи и являлась ее провинцией, в каждой области арендаторы собирали пошлины и налоги. Их размер был фиксированным. Арендаторы нанимали налогосборщиков. Они вносили всю сумму, которую должны сдать со своего участка. Но выжимали с крестьян и ремесленников значительно больше, наживаясь на разнице.
Позже, с появлением границ, мытари стали служить на таможне. Слово «мыто» означало пошлинный сбор за провоз товара. В настоящее время у многих славянских народов слово таможня имеет корнем «мыто».
Саддукеи
Слово «саддукей» ассоциируется с современным «коррупционеры», спекулянты от власти. Название произошло от имени Садок. Так звали священнослужителя, возглавлявшего богослужения в Иерусалимском храмеза тысячу лет до Рождества Христова, в период правления царя Соломона.
Саддукеи решили, что они главные в христианском храме, считали себя первосвященниками. Даже во время оккупации римскими войсками территории Иудеи, саддукеи оставались при власти и управляли главным христианским храмом.
Фарисеи
Фарисеи – лицемеры, которые считают себя в праве не просто спорить с Иисусом, но постоянно задавать ему каверзные вопросы в попытке подловить на незнании Закона Божего и других основ христианства.
Они постоянно собирали толпу и делали все напоказ. То подаяние нищим превращали в сборище с демонстрацией своей щедрости, то прикидывались бедными и одевались в лохмотья. На богослужении они становились в первом ряду, отдвигая остальных прихожан как малозначимых и недостойных.
Постепенно фарисеи, стараясь доказать свою преданность Богу, начали толковать его законы, вдаваясь в мельчайшие элементы и искажая главный смысл. Мелочное следование обрядам заменило у них главное – любовь к Богу и исполнение Его заповедей.
Ессеи
В современной религии ессеи воспринимаются как старинная секта сторонников христианства. Они точно соблюдали все Божьи Заповеди. Но имели свой уклад жизни и не принимали к себе чужаков.
Исторический факт существования ессеев подтвердили археологи. При раскопках в 1947 году, неподалеку от Мертвого моря, были найдены останки поселений, рукописи, утварь и другие предметы быта. Многочисленные манускрипты, найденные в тех местах, были преданы огласке и получили название «свитки Мертвого моря».
Ессеи почитали Бога, но не верили в воскрешение Христа. Они всячески стремились к праведной жизни, и греховность больших городов угнетала их.
Постепенно ессеи собрались в большую общину. Они не признавали браки, но принимали и воспитывали «чужих» детей. У них было общим все имущество. Обедали они одним блюдом и хлебом. За столом все молчали. От всех других христианских общин они отличались отсутствием деления на господ и рабов. У ессеев было полное равенство.
Вступить в общину было сложно, каждый желающий должен был доказать верность вере и способность соблюдать традиции. Испытательный срок длился 3 года. Оступившихся, нарушивших законы общины, они изгоняли. Не приспособленные к самостоятельной жизни, соблюдавшие запрет принимать пищу из чужих рук, большинство из них погибали. Были случаи, когда раскаявшегося прощали и принимали обратно.
Книжники
В Новом и Ветхом Завете книжники упоминаются как учителя Закона. Они досконально знали содержание Библии, постоянно переписывали Священное Писание. Книжники хранили в памяти предания, передавая их младшим поколениям. У евреев книжники были юристами и богословами. Они считали, что толкование закона должно быть буквальным. Священнослужители строго следовали всем предписаниям. В религии они были формалистами.
Многие книжники были фарисеями. Большей частью они относились к колену Левина и передавали свои знания и должности по наследству.
Мы рассказали вам о значении основных названиях групп людей и их взглядов, которые чаще всего встречаются в Библии. Именно они влияли на развитие христианства, толковали законы и пытались внедрить свой образ жизни и понимание веры.
Возможно, вы знаете другие значения этих терминов или интересные факты их возникновения. Будем рады ознакомиться с вашей точкой зрения.
Что означает фраза Христа «Горе вам, книжники и фарисеи»?
На литургии в понедельник 11-той седмицы по пятидесятнице читают отрывок из Евангелия, в котором Иисус Христос произносит слова: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры.» Эти слова он обращает к тем, кто слывет в народе очень праведным и соблюдающим Закон Божий. Но эти люди только внешне таковы, а по сути, они, напротив, настолько развращены и испорчены, что Господь предрекает им горе. Он не проклинает их, а пророчествует, что если они не изменятся, то их ждет впереди страшная участь.
И те, кто знал, что Иисус Христос — обычно кроткий и смиренный, впал в гнев, ужаснулись от этих пророчеств. Значит, были особые причины для гнева Господнего.
Фарисеи – лицемеры
Лицемер, в сегодняшнем значении, можно сказать – артист. То есть, человек, исполняющий роль, которая не имеет ничего общего с его личным характером и личными предпочтениями. Таковы и были фарисеи. Они внешне казались бескорыстными, а на самом деле, использовали свое положение для обогащения за счет самых обиженных судьбой людей и вдов. Вместо того, чтобы облегчить их участь путем праведного разделения даров от богатых, фарисеи добивались обращения имущества бедных во владение своего круга. В результате бедность только увеличивалась, а богатые становились еще богаче. И все это делалось под прикрытием благочестия. Видя такую несправедливость, которую сделали законом, Господь испытал праведный гнев.
Он видел, что фарисеи в мелочах строго соблюдают Закон и широко афишируют свою святость, а в главном – пренебрегают законностью, но это они скрывают от народа, не заостряя его внимание. Ведь люди узнают о законности именно от них, не имея возможности получить информацию другим путем. Но от Бога скрыть эти факты невозможно. Вот почему Иисус обличает их, скрывая с них покров благочестия и обнажая всю гниль их сущности.
Предостеречь народ от подражания фарисеям
Иисус Христос также понимал, что народ, который следует за фарисеями, говорящими, что нужно молиться много, как они и соблюдать Закон, как они — подражает лицемерам. Поэтому своими пророчествами «Горе вам», Сын Божий дает понять людям, что подражание приведет к пропасти.
Все, кто делают зло, заслуживают наказания. Но кто делает зло, прикрываясь благочестием, тот будет предан геенне. Фарисеи говорят, что нужно много молиться, как молятся они. Но их молитвы формальны. Эти бесконечные молитвы — лишь способ дать понять народу, кто самый праведный и — кто заслуживает почитания и преклонения. То есть делали вид, что приносят молитвы, но на самом деле этого не делали.
И вот пришел тот, кто видит их насквозь, кто сам готов принять их мольбы и дать ответ на них, видя веру и упование на Господа. Но Он не видит в них этой веры, потому что она отсутствует. Есть лишь желание получить блага и преимущества от своего положения.
Именно в этом предостерегает людей Иисус, обещая горе тем, кто так поступает.
«Сами не идете в Царство Небесное, и людям не даете в него войти»
Вот самое страшное обвинение, произнесенное Господом. Ведь именно книжники и фарисеи были информированы в силу полученного образования о том, что Мессия должен прийти во плоти и срок для этого был назван. Тем более, что Иоанн Предтеча уже провозгласил о его пришествии.
Но, зная о том, что Иисус среди них, зная о его миссии на Земле, книжники и фарисей сами не веровали в него и людям не давали возможности спасения. Они строили интриги и козни против Христа. Чудеса, которые он творил, могли убедить в том, что он Сын Божий, кого угодно. Но, не желая терять свои преимущества, свое высокое положение в обществе, фарисеи уверяли народ, что не стоит следовать за Христом.
Чем все закончится, Господу было известно заранее, он знал о своей страшной участи. Но он хотел, чтобы люди отказались от пути в геенну, идя за «сынами геенны» — фарисеями. Он боролся за каждую душу, давая возможность спасения и вечной жизни всем, уверовавшим в него.
Именно поэтому, предрекая горе книжникам и фарисеям, Христос давал понять, что оно ждет их не из-за его слов, а из-за их грехов, которые они совершают. Отказаться от греха, покаяться и не грешить более – вот путь к спасению. Это актуально и сегодня, ведь многие из людей хотят не быть праведными, честными и следовать Заповедям Божьим. Они хотят лишь казаться такими, что гораздо хуже, потому что так поступали фарисеи.