Что такое клюнийская реформа
КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА
Полезное
Смотреть что такое «КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА» в других словарях:
Клюнийская реформа — Клюнийская реформа, Клюнийское движение движение за реформу монашеской жизни в Западной церкви в X XI веке, центром которого было Клюнийское аббатство. Возникло как протест против падения нравственности монашества и духовенства, против… … Википедия
КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА — преобразования в кон. 10 11 вв. в католической церкви, направленные на ее укрепление. Движение за реформу возглавило аббатство Клюни (Cluny) в Бургундии (Франция). Главные требования клюнийцев: суровый режим в монастырях, независимость их от… … Большой Энциклопедический словарь
Клюнийская реформа — реформы в конце X XI вв. в католической церкви. Центром движения за реформу церкви стало бенедиктинское аббатство Клюни в Бургундии (). Реформа включала реформирование монастырей (., не соблюдавшегося в монастырях, основанного на принципах… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
Клюнийская реформа — преобразования в конце X XI вв. в католической церкви, направленные на её укрепление. Движение за реформу возглавило аббатство Клюни (Cluny) в Бургундии (Франция). Главные требования клюнийцев: суровый режим в монастырях, независимость их от… … Энциклопедический словарь
Клюнийская реформа — совокупность преобразований, осуществленных в конце 10 11 вв. в католической церкви и направленных на ее укрепление. Центром движения за реформу церкви стало бенедиктинское аббатство Клюни (отсюда название движения) в Бургундии (Франция) … Большая советская энциклопедия
ГРИГОРИАНСКАЯ РЕФОРМА — внутрицерковное движение за институциональные преобразования в католич. Церкви во 2 й пол. XI 1 й четв. XII в. с целью освободить ее от власти светских правителей (ликвидация светской инвеституры и частной церкви права), усилить папскую власть… … Православная энциклопедия
Клюнийское движение — Клюнийская реформа, Клюнийское движение движение за реформу монашеской жизни в Западной церкви в X XI веке, центром которого было Клюнийское аббатство. Возникло как протест против падения нравственности монашества и духовенства, против… … Википедия
Западное монашество — В этой статье отсутствует вступление. Пожалуйста, допишите вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи. См. также: Монашество Содержание … Википедия
КИНОВИЯ — (греч. koinobios общежитие, от koinos общий и bios жизнь), общежительное монашество (см. МОНАШЕСТВО), одна из двух основных форм монашества, при которой монахи объединены в общину монастырь во главе с духовным наставником (настоятелем игуменом… … Энциклопедический словарь
Клюни (конгрегация) — У этого термина существуют и другие значения, см. Клюни (значения). Базилика Клюни III (реконструкция) Клюни, Клюнийская конгрегация монашеская … Википедия
Клюнийское движение
Клюнийская реформа, Клюнийское движение — движение за реформу монашеской жизни в Западной церкви в X—XI веке, центром которого было Клюнийское аббатство. Возникло как протест против падения нравственности монашества и духовенства, против вмешательства светских властей в церковную жизнь. Главное требование Клюнийского движения к жизни монахов — строгое соблюдение устава Бенедикта Нурсийского; особое внимание уделялось длительному и торжественному совершению литургии, строгому соблюдению распорядка молитв. Лидеры Клюнийского движения осуждали симонию, требовали строго соблюдения целибата духовенством, на практике добивались освобождения монастырей от власти светских сеньоров и епископов. Клюнийская реформа способствовала созданию в монастырях библиотек и скрипториев и повышению интеллектуального уровня монахов.
В ходе Клюнийского движения сложилась клюнийская конгрегация монастырей. Она была строго централизованной и возглавлялась аббатом Клюни, который напрямую подчинялся папе и не зависел от местных церковных властей. Монастыри, принявшие реформу, выводились из-под власти местного епископата и подчинялись Клюнийскому аббатству. Аббат Клюни считался аббатом всех монастырей конгрегации, а для управления повседневными делами аббат Клюни сам назначал настоятелей в монастыри, получавших при этом звание приора. Если в начале XI века насчитывалось около тридцати клюнийских монастырей, то в первой половине XII в. — уже более тысячи. Строго централизованная, с фактически монархическим управлением клюнийская конгрегация, независимая от светских и местных духовных властей, была мощным орудием в руках папства как в укреплении его власти в церкви, так и в борьбе за независимость от светской власти.
Суть реформы
Основные требования клюнийцев:
реформирование монастырей, введение в них сурового устава, основанного на принципах строгого аскетизма и послушания, жёсткий контроль за соблюдением целибата, запрещение симонии, провозглашение полной независимости реформированных монастырей от какой-либо светской власти и от епископов, непосредственное подчинение их папе.
Клюнийскую реформу поддержал император Генрих III.
Результаты реформы
Результатом реформы стало образование могущественной конгрегации из сотен монастырей на территории Западной Европы под главенством Клюни, укрепление папской власти и католической церкви. Клюнийская реформа стала фундаментом для Григорианской реформы.
Клюнийская реформа: как христианская церковь завоевала мир
В 10–11 столетиях христианская церковь под влиянием новых идей установила господство над средневековым обществом.
Клюнийская реформа: предпосылки и роль монастырской культуры
В начале нового тысячелетия христианская церковь значительно усилила свои позиции в Европе. Фактически закончился первый и самый важный этап христианизации западноевропейского средневекового общества. Начало эпохи «классического Средневековья» отмечено «ренессансом» всех институтов общественной и культурной жизни: церковь, сословная элита, христианская мораль и нормы поведения.
К 11 веку христианский мир обозначил свои границы. Так, Священная Римская империя к закату правления Саксонской династии присоединила Богемию и Моравию, освоила на севере пограничные земли Шлезвиг и Гольштейн, в значительной мере повлияла на христианизацию Польши и Венгрии. Скандинавы приняли христианство во многом из-за работы северной духовной миссии в центре с Гамбургом.
В подобных условиях церковь должна была создать новые, более мощные структуры управления, механизмы, чтобы контролировать земли, которые только недавно попали в лоно истинной веры. Отсюда и распространение монастырской культуры в регионах: подвижничество и появление монастырей в провинции было вызвано нуждой церкви в укреплении своих позиций в границах христианского мира. Религиозное возрождение в Западной Европе 10−11 столетий обязано прежде всего монастырям.
Монастыри становились не столько домом для тех, кто решил посвятить свою жизнь труду, молитвам и аскезе, сколько новыми идеологическими твердынями. Именно они определяли новые задачи церкви. Пожалуй, самым ярким примером было аббатство Клюни на востоке Франции в Бургундии, основанное в 910 году аквитанским герцогом Гильомом I Благочестивым, вассалом короля Карла III Простоватого.
Почему именно Клюни? Бенедиктинское аббатство святых Петра и Павла фактически сразу стало подчиняться римскому понтифику напрямую. Это был исключительный статус для монастыря того времени: светская власть на местах виделась внушительной силой и многие аббатства напрямую зависели от местной знати. Истоки нового движения были связаны, прежде всего, с личностями настоятелей: это были люди, которые не только мужественно переносили аскезу, но и формировали ясное видение задач церковной организации. Одон, Майоль и Одилон стали отцами-теоретиками нового идеологического движения христианской церкви: после себя аббаты оставили хроники, памфлеты и программу духовных преобразований.
Аббатство Клюни в 11−12 вв. (pinterest.com)
Клюнийское движение: путь к преобразованиям
Необходимость преобразований, безусловно, была. Вполне логично, что пробуждение в преддверии страшного судадуха веры, которые должно было объединить всех мирян и духовенство Западной Европы, исходило от обитателей монастырей. Ведь обитель монахов — последний островок спасения, где человек за счёт молитв, покаяния и аскезы мог сберечь свою душу. Да и время для подобных размышлений было подходящее: близился 1000 год, который (как казалось современникам) нес приближение конца.
Клюнийская реформа
Клюнийская реформа, Клюнийское движение — движение за реформу монашеской жизни в Западной церкви в X—XI веке, центром которого было Клюнийское аббатство. Возникло как протест против падения нравственности монашества и духовенства, против вмешательства светских властей в церковную жизнь. Главное требование Клюнийского движения к жизни монахов — строгое соблюдение устава Бенедикта Нурсийского; особое внимание уделялось длительному и торжественному совершению литургии, строгому соблюдению распорядка молитв. Лидеры Клюнийского движения осуждали симонию, требовали строгого соблюдения целибата духовенством, на практике добивались освобождения монастырей от власти светских сеньоров и епископов. Клюнийская реформа способствовала созданию в монастырях библиотек и скрипториев и повышению интеллектуального уровня монахов. Реформу начал второй аббат Клюни — св. Одон Клюнийский.
В ходе Клюнийского движения сложилась клюнийская конгрегация монастырей. Она была строго централизованной и возглавлялась аббатом Клюни, который напрямую подчинялся папе и не зависел от местных церковных властей. Монастыри, принявшие реформу, выводились из-под власти местного епископата и подчинялись Клюнийскому аббатству. Аббат Клюни считался аббатом всех монастырей конгрегации, а для управления повседневными делами аббат Клюни сам назначал настоятелей в монастыри, получавших при этом звание приора. Если в начале XI века насчитывалось около тридцати клюнийских монастырей, то в первой половине XII в. — уже более тысячи. Строго централизованная, с фактически монархическим управлением клюнийская конгрегация, независимая от светских и местных духовных властей, была мощным орудием в руках папства как в укреплении его власти в церкви, так и в борьбе за независимость от светской власти.
Суть реформы
Основные требования клюнийцев:
Клюнийскую реформу поддержал император Генрих III.
Результаты реформы
Результатом реформы стало образование могущественной конгрегации из сотен монастырей на территории Западной Европы под главенством Клюни, укрепление папской власти и католической церкви. Клюнийская реформа стала фундаментом для Григорианской реформы.
КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА
Совокупный термин для обозначения церковной реформы X-XII вв., результаты которой были закреплены в серии Латеранских соборов (1123-1215 гг.)
Клюнийское движение зарождается в контексте кризиса средневековой церковной организации (симония, нарушение монашеской аскезы, конкубинат) и роста эсхатологических настроений в преддверии конца десятого тысячелетия. Идеи возвращения к строгим нормам общежития и обновления монашеского устава были тесно связаны с проблемой выведения монастырей из-под власти местных епископов, зачастую светских ставленников, и непосредственного подчинения Риму. В X-середины XI в. происходит оформление собственно клюнийской конгрегации. Деятельность настоятелей бургундского аббатства Клюни Одона, Майоля и Одилона привели к созданию первых общин нового типа, распространению монашеской проповеди и общему подъему благочестия в регионе: в частности, характерны практики заключения «Мира Божия» (в основном в Сев. Франции и Нормандии). К середине XI в. монастыри Клюни распространились по всей Европе, а общее число их приближалось к 2000. В этот период движение выходит на новый уровень, его поддерживают руководители католической церкви, в том числе кардинал Гумберт Сильва-Кандидский и Петр Дамиани, а также император Генрих III. Основные церковные реформы, осуждающие неблагочестивые практики и закрепляющие нормы аскезы (священнический целибат), порядок избрания пап и централизованную организацию церкви, а также регулирующий отношения между мирянами и священством были проведены по инициативе Григория VII (монаха Гильдебранда), чьи трагические отношения с императором Генрихом III в споре за инвеституру нужно рассматривать как высшую точку клюнийской реформы.
Иллюстрации:
Папа Урбан III освящает церковь в Клюни, средневековая миниатюра;