Что такое ключ к тесту
Что такое ключ к тесту
ОТКУДА БЕРУТСЯ КЛЮЧИ К ТЕСТУ
(из цикла «Критерии научности в тестологии»)
в прошлом номере «Школьного психолога» (см. № 47, декабрь 1999 г.) мы с вами обсудили, что такое измерительные тесты, чем они отличаются от авторских, как происходит стандартизация тестовых шкал. Сегодня продолжим разговор о критериях научности психологических тестов. Наверное, большинству читателей известно, что важнейшим критерием научности любой методики, и в частности психологических тестов, является «объективность».
Полное непонимание того, откуда психологи берут ключи к тестам, нередко состоящим из косвенных и проективных вопросов, порой рождает у некоторых испытуемых (привыкших к рациональному контролю событий своей жизни) настоящий протест с элементами агрессивности: «Зачем вы задаете мне этот дурацкий вопрос — о том, покрываю я или нет голову в жаркий день? Какое отношение это может иметь к моей работе в качестве руководителя?!» Впрочем, некоторые боссы с развитой психологической интуицией понимают, что психолог спрашивает про «панамку» неспроста. Руководители, предпочитающие планомерный стиль работы (на основе четко определенных функций и плановых заданий), будут в таком случае стараться отвечать утвердительно на этот вопрос (даже если «панамку» не носят).
На самом деле в тестологии разработаны вполне объективные, независимые от исследователя, экспериментально-статистические процедуры проверки ключа к тесту. Они обеспечивают объективность — наличие связи, существующей вне желаний авторов и пользователей теста, между ответами и определенными свойствами испытуемых.
Профессиональный разработчик научного теста следует особому технологическому алгоритму. Этот алгоритм известен и другим специалистам — его коллегам, поэтому они всегда могут проверить обоснованность «авторского» ключа к тесту. При серьезном обучении психологическому тестированию студенты должны научиться применять этот алгоритм, для того чтобы понимать смысл этого алгоритма на «операциональном уровне» — на уровне конкретных действий с конкретным ключом к конкретному тесту. Так, в частности, организованы занятия по основам психодиагностики на факультете психологии МГУ, которым много лет руководит автор этих строк.
ЗЫБКОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЧВЫ
Внешнее сходство измерительных, профессионально изготовленных тестов с развлекательными вызывает у многих сомнение в том, что за «смешными вопросиками» скрывается какая-то серьезная наука. Казалось бы, чего проще: взять и придумать набор вопросов с предполагаемыми вариантами ответов типа «да/нет» («верно/неверно»). Каждый вариант ответа нужно просто «привязать» к измеряемому свойству психики с помощью «ключа» и. тест готов! Бери и применяй. Подсчет баллов в таком случае сводится, как правило, к суммированию всех ответов «верно» (ключ «+») и всех ответов «неверно» (ключ «–»). Так получается тестовый балл — число, указывающее положение испытуемого на шкале измеряемого свойства.
Чем нелепей связь между содержанием ответа и измеряемого свойства, тем веселее развлекательный тест. Спросим, например, про ваше отношение к серьгам в ушах у молодых мужчин, а вывод сделаем весьма смелый и радикальный — об уровне «скрытого гомосексуализма». Очень весело! Некоторые выводы по результатам «салонных» тестов звучат не менее остро, чем серьезный медицинский диагноз, а это может привести человека к так называемым ятрогениям — внушенным заболеваниям невротического происхождения.
Итак, у большинства читателей есть полная уверенность (я это знаю точно) в том, что связь между «серьгой» и «гомосексуализмом» есть результат авторского произвола. Этот результат обоснован в лучшем случае наблюдательностью автора. Но всегда найдется масса возражений. Например, почему серьга? Разве это признак женственности (как говорят психологи — «феминности»)? Ведь серьгу вдевают в уши и весьма «крутые» парни. Они, может быть, смотрели в детстве фильмы про пиратов и индейцев. Короче, имеется возможность истолковать симптом и так и эдак. В этом проявляются субъективизм и произвол, на которых строятся развлекательные тесты.
ПЯТНА НА СОЛНЦЕ И СКЛОННОСТЬ К АЛКОГОЛИЗМУ
В чем суть алгоритма конструирования научных тестов?
По поводу ключа к каждому вопросу выдвигается статистическая гипотеза. Она затем обязательно проверяется экспериментально на большой выборке испытуемых. Тут применяется точно такая же логика, как и во всех других экспериментальных науках.
Рассмотрим, например, гипотезу — «пятна на солнце есть предвестник магнитных бурь». Как можно действовать для проверки этой гипотезы? Начнем составлять протокол из двух взаимосвязанных рядов наблюдений: в каждой паре клеток этого протокола, соответствующей одному дню, регистрируем информацию о количестве пятен и нестабильности магнитного поля. А затем вычисляем коэффициент статистической корреляции (как это делается, любознательные найдут в любом учебнике по статистике). Высокие значения этого коэффициента указывают на то, что связь существует, то есть количество дней, когда закономерность нарушается, гораздо меньше количества дней, когда закономерность подтверждается.
Ключ к научным тестам — результат выявленной экспериментальным путем статистически значимой зависимости между ответом на конкретный вопрос и реальными событиями и фактами из жизни испытуемого.
Вот, например, вопрос-утверждение из теста на «склонность к алкоголизму»: «Когда я смотрю на вкусную и красиво приготовленную еду, я думаю, что это прежде всего отличная закуска». Как мы проверяем, что ответ «верно» является «ключевым», или сигнальным, по отношению к склонности к алкоголизму? Мы сравниваем между собой частоту появления в эксперименте двух случаев.
1) Отвечающий «верно» имеет обращения за медицинской помощью по поводу чрезмерного употребления алкоголя (объективный факт, зарегистрированный в медицинской карте).
2) Отвечающий «неверно» тоже имеет такие обращения.
Если первые случаи у нас в эксперименте наблюдаются значимо чаще, чем вторые (в статистике разработаны четкие количественные критерии того, что значит «значимо чаще»), то мы считаем данный вопрос «работающим» — выявляющим неслучайный симптом (в данном случае «алкоголизма»).
В ходе психометрического эксперимента нужно не только предложить выполнить тест большому числу людей (минимум 50–60 человек), но и собрать каким-то образом объективную информацию о них (о том факторе или психическом свойстве, которые мы хотим измерить). Эта задача трудна не только методически, но и организационно.
Подчеркнем, что статистический анализ ключа следует производить для каждого (!) тестового задания, включенного в пилотную версию теста. Сейчас такой анализ выполняют на компьютере, но от этого процесс создания теста не становится автоматическим — ведь компьютеры сами по себе не придумывают заданий. Нормальный отсев непригодных заданий — от 60 до 80 процентов. Это приводит к тому, что после отсева остается так мало хороших заданий (ключ к которым обоснован), что приходится создавать новые тестовые задания и проверять их еще в одном психометрическом эксперименте.
Так что проверка ключа к тесту — весьма и весьма трудоемкий процесс. Но без этого невозможно создать ни одного измерительного (экспериментально обоснованного) теста.
Такая научная кухня являет собой нечто совершенно противоположное той легкости и легковесности, с которой у нас привычно ассоциируются «салонные» тесты. Это ведь просто пародия на научные тесты, хотя и имеет их некоторые черты — прежде всего необъяснимую для обыденного сознания связь между вопросом-симптомом и выводом. Действительно, самые ценные вопросы и в научных тестах тем и хороши, что испытуемый не может понять, что на деле означает данный симптом.
Схема эксперимента в случае использования проективных методик еще более сложная и трудоемкая. Здесь недостаточно привлечь многочисленную выборку испытуемых. Нужны еще как минимум десять независимых экспертов-интерпретаторов. Последние должны работать с материалами проективных тестов (рисунками, рассказами, записанными на аудиокассету) по методу независимых судей: эксперты строго независимо друг от друга выносят (в баллах) оценку тому, насколько вероятен тот или иной диагноз (тот или иной промежуточный показатель). Только если мы добились статистически значимой согласованности в работе независимых экспертов, мы можем делать осторожный вывод о том, что приблизились к созданию научно обоснованной проективной методики.
АБСОЛЮТНЫХ ГАРАНТИЙ НЕТ
Любые тесты (в том числе самые серьезные научные) обладают не абсолютной, а только вероятностной надежностью. Необходимо понимать, что есть ограничение, которое накладывается на тесты, разработанные с помощью статистического подхода: они верно работают в отношении большинства людей, но могут давать ошибки в частных случаях. Это ограничение нельзя обойти, даже если в разработке теста участвует современная мощная компьютерная технология.
Раньше на разработку теста уходили годы. Теперь за месяцы и даже за недели можно собрать на компьютере ответы сотен испытуемых на сотни вопросов «пилотной версии» теста. При этом если тестирование производится в режиме диалога с компьютером (как в лаборатории компьютерной психодиагностики в МГУ, которую автор возглавляет), то экономится время и при размножении тестовых брошюр и бланков, и при вводе данных в компьютер оператором. Сегодня Интернет позволяет буквально за один-два дня опрашивать сотни и даже тысячи его пользователей.
После сбора протоколов запускается упомянутый выше статистический алгоритм анализа вопросов (в нашей лаборатории разработана специализированная программа для таких целей — ТЕСТАН, или ТЕСТовый АНализатор). И вот из сотен вопросов выделены десятки тех, которые надежно дифференцируют, например, алкоголиков и трезвенников или шоферов-лихачей и осторожных водителей.
Но и этот мощный современный инструмент конструирования тестов не гарантирует от ошибок в отдельных случаях. Для того чтобы избежать их, мало иметь компьютер и тестовую программу к нему. Обязательно нужен еще и опытный психолог, контролирующий выполнение теста. Так что наличие тестов, прошедших серьезную психометрическую адаптацию, вовсе не отменяет функций опытного психолога, призванного проверять правдоподобность тестовых результатов с использованием параллельных источников информации (включая собственное наблюдение, беседу и т.п.).
Александр ШМЕЛЕВ,
доктор психологических наук,
профессор МГУ
Дешевый аналог ПЦР-теста? Разбираемся, что такое тест на антиген: сроки, точность, цены, можно ли за границу
Близится зима, а с ней и сезон простуд. Но при каждом чихании или недомогании делать ПЦР-тест — дорогое удовольствие. На помощь пришли экспресс-тесты, но корректность их результатов вызывает сомнение. Есть еще вариант — иммуноферментный анализ (ИФА), в простонародье — тест на антиген. Делается он так же, как и ПЦР, но быстрее, стоит дешевле, да и за границу в некоторые страны с ним уже пускают. В особенностях пока еще не слишком известного, но набирающего популярность теста разбирались журналисты Onlíner.
Что еще за тест на антиген?
Для начала попробуем разобраться в том, что такое ИФА, и в сути реакции «антиген — антитело». Антиген — это чужеродная для организма молекула, как правило белкового происхождения, которая может попасть в тело человека вместе с инфекционным агентом. В организме антигены способны вызывать иммунную реакцию, направленную на защиту целостности внутренней среды от чужеродных веществ. Поэтому наше тело синтезирует особые вещества — антитела (иммуноглобулины), способные по принципу «ключ к замку» соединяться с антигенами, связывая их в иммунный комплекс (реакция «антиген — антитело»). Такие иммунные комплексы легче распознаются и уничтожаются клетками иммунитета.
Тесты на антиген определяют наличие в образце свойственных для коронавируса белков. Тест максимально чувствителен в период наибольшего количества вируса в организме — обычно за несколько дней до и в течение 5—8 дней после появления симптомов болезни. Таким образом, положительный результат теста означает, что пациент недавно заболел и может заразить других людей.
— То есть мы определяем специфический белок вируса в организме человека. Суммарно в течение 8—10 дней (2 дня до появления симптомов, 6—8 — после) можем получить положительный тест на коронавирус, — рассказывает специалист медицинской клиники Gravita Family Clinic, где мы и делали тест.
Как делается тест?
Для теста у вас возьмут мазок из ротоглотки и носа, поместят в транспортную среду и отправят в лабораторию, спустя 4 часа результат будет готов. Да, процедура взятия биологического материала, мягко говоря, дискомфортная, но лучше так, чем дырявить себе пальцы.
— Это равнозначный ПЦР-тесту анализ, который помогает определить, есть ли на данном этапе в организме человека коронавирус. Тест на антиген выполняется в течение 4 часов, то есть результат можно получить день в день. Слабые стороны теста такие же, как у ПЦР: почистил зубы, покурил, поел и т. д. — возможен ложноотрицательный результат. Поэтому необходимо соблюдать рекомендации сдачи анализа.
Тут, помимо положительного и отрицательного результата, есть еще и сомнительный — это когда человек только заболевает и белок еще не выработался в нужных для определения объемах. В таких случаях рекомендуется переделать анализ через 5 дней.
Правила сдачи ИФА на ковид
Подготовка к тесту на антиген будет следующей:
Что насчет заграницы, куда пускают?
Многие страны уже начали принимать тест на антиген вместо ПЦР, но срок действия ИФА для каждой страны разный. Существенный минус — в приложение «Путешествую без COVID» результаты теста на антиген не вносятся, в Россию с ним не попасть. Зато можно выехать в некоторые государства Европы с предоставлением справки об отрицательном результате анализа за определенное количество часов до въезда. Вот список:
Результаты исследования можно получить в бумажном виде сразу в Национальном аэропорту на стойке Sars.by круглосуточно. Вот как она выглядит.
Цена вопроса?
Цена теста в Gravita Family Clinic — 23,44 рубля, возможно, есть и дешевле. Очередей на месяц вперед нет, просто многие люди еще не знают об этом тесте.
Рубрика «Вопрос — ответ»
— Если вакцинировался, тест покажет положительный результат?
— Нет. Механизм вакцины работает к другому белку. И несмотря на то что после вакцинации или болезни у нас вырабатываются антитела, их прохождение кругов в организме разное и они не пересекаются.
— Есть ли противопоказания?
— Противопоказаний нет, только если у пациента температура, недомогание и симптомы коронавируса, тогда следует обращаться в поликлинику.
— Сейчас ходит грипп и коронавирус, не спутает ли их тест?
— Тест нацелен выявлять белки исключительно коронавируса, поэтому, если у вас грипп, результат теста будет отрицательным.
— Если тест окажется положительным, об этом сообщат в поликлинику?
— Да, тут тактика точно такая же, как и с ПЦР-тестом. По результату теста на антиген врач может принимать решение об отправке пациента на больничный.
Успеют за 4 часа?
Записаться на тест можно через сайт sars.by или по телефону +375 29 111-2-888. Когда поедете в клинику, не забудьте паспорт: он понадобится, чтобы заполнить анкету, в которой вы даете согласие на отправку положительного результата в поликлинику (про нее тоже спросят) и подписываетесь под тем, что не пили, не курили и не чистили зубы для верности теста. Затем измеряют температуру. Желательно, чтобы была 36,6, но меня пустили с 36,8. В общем, все оформление занимает меньше 10 минут.
Далее врач в скафандре и в двух парах перчаток ковыряет в носу и сунет сваб мне в рот. Палочки с мазком отправляются в пластиковые колбочки, а затем едут в лабораторию, где их будут погружать в специальный реагент.
Правильно пишем тест-кейсы. Памятка начинающему специалисту по тестированию
Когда смотришь на специалистов по тестированию, которые пишут тест-кейсы, то понимаешь, что многие из них даже не имеют представления как это правильно делается. Я не буду приводить множество примеров, которые показывают вопиющие ошибки, а постараюсь озвучить основные принципы того, как надо писать тест-кейсы.
Для начинающих поясним, что такое тест-кейс озвучив определение из глоссария терминов ISTQB:
Тест-кейс — набор входных значений, предусловий выполнения, ожидаемых результатов и постусловий выполнения, разработанный для определённой цели или тестового условия, таких как выполнения определённого пути программы или же для проверки соответствия определённому требованию.
Определение тест-кейса языком обывателя:
Тест-кейс — это чёткое описание действий, которые необходимо выполнить, для того чтобы проверить работу программы (поля для ввода, кнопки и т.д.). Данное описание содержит: действия, которые надо выполнить до начала проверки — предусловия; действия, которые надо выполнить для проверки — шаги; описание того, что должно произойти, после выполнения действий для проверки — ожидаемый результат.
Надеюсь, теперь многим стало понятно, что такое тест-кейс. Теперь перейдём к правилам написания тест-кейсов, которые вырабатывались не один год и показывают свою эффективность до сих пор.
Обязательные атрибуты для заполнения
В зависимости от специфики компании могут присутствовать дополнительные атрибуты для заполнения: приоритет, функциональный блок, программа, ссылка на требование, номер требования и т.д.
Правила написания тест-кейсов
На самом деле правила простые, однако их не так-то просто соблюдать. Если же придерживаться данных правил, то тест-кейсы будут легко поддерживаемыми, легко читаемыми, не будут вызывать отторжения и могут быть использованы всеми участниками команды в процессе разработки программного обеспечения.
Примеры
Для наглядности приведу пару примеров. Рассмотрим на примере сайта, на котором вы сейчас находитесь.
Тест-кейс №1. Корректный
Номер | 1 |
Заголовок | Отправка сообщения через форму обратной связи на странице “Контакты” |
Предусловие | Открыта главная страница сайта victorz.ru. Есть доступ к почте администратора сайта victorz.ru |
Шаг | Ожидаемый результат |
В верхнем меню сайта нажать на ссылку “Контакты” | Открылась страница “Контакты” |
Ввести значение в поле “Ваше имя” состоящее из латинских букв, кириллицы | В поле “Ваше имя” отображается введённое имя |
Ввести корректный email в поле “Ваш e-mail” | В поле “Ваш e-mail” отображается введённый email |
Ввести в поле “Тема” значение состоящее из латинских букв, кириллицы, спецсимволов и чисел | В поле “Тема” отображается введённый текст |
Ввести в поле “Сообщение” значение состоящее из латинских букв, кириллицы, спецсимволов и чисел | В поле “Сообщение” отображается введённый текст |
Ввести в поле капчи требуемое капчей значение | В поле капчи отображается введённое значение |
Нажать под заполняемой формой на кнопку “Отправить” | Под кнопкой «Отправить» появился текст “Спасибо. Ваше сообщение было отправлено.” Все заполненные поля очищены. |
Проверить почту администратора сайта | На почту пришло сообщение, отправленное с сайта через форму обратной связи и содержащее в теле сообщения данные введённые на шагах 1-5. |
Тест-кейс №2. Некорректный
В данном тест-кейсе постарался в каждой строке писать неправильно, чтобы было наглядно. И в скобках добавлял наводящие пояснения.
Номер | 1 |
Заголовок | Отправить сообщение через форму обратной связи (Указываем, что проверяем или что делаем?) |
Предусловие | Перейти на главную страницу сайта victorz.ru (Это не предусловие, а описание шага) |
Шаг | Ожидаемый результат |
Нажать на ссылку “Контакты” (Где она находится?) | Открылась страница (Какая?) |
Ввести имя в поле “Ваше имя” (Какие символы вводить?) | (Ничего не указано в ожидаемом результате, что должно произойти?) |
Ввести email в поле “Ваш e-mail” (корректный или некорректный?) | В поле отображается email (Какой? Введённый? В каком поле отображается?) |
Ввести в поле значение, состоящее из латинских букв, кириллицы, спецсимволов и чисел (В какое поле?) | В поле “Тема” отображается текст (Какой?) |
Ввести в поле “Сообщение” текст (Какие символы вводить?) | Видим в поле “Сообщение” введённый текст (Видим или отображается?) |
Вводим в поле капчи требуемое капчей значение (Помните только безличные глаголы — Ввести). | В поле капчи будет введённое значение (Что будет делать? Танцевать?) |
Нажать под заполняемой формой на кнопку (На какую?) | Появился текст “Спасибо. Ваше сообщение было отправлено.” (Где появится?) |
(Последний шаг не заполнен, а это неправильно, так как мы не проверим действительно ли работает отправка писем через форму обратной связи) |
Во второй части видео (с 8-й минуты) разбираю на примерах создание тест-кейсов:
Главное в нашем деле практика. Практикуйтесь в написании тест-кейсов.
Если вы будете вести тест-кейсы в таблице (к примеру в Excel), то можете скачать шаблон тест-кейсов. В файле две вкладки. На одной шаблон единичного тест-кейса, а на второй пример порядка размещения группы тест-кейсов.
Что такое ключ к тесту
АССОЦИАТИВНЫЕ ТЕСТЫ. РУКОВОДСТВО ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ.
Несмотря на игровую форму, это вполне серьезные тесты, которые часто используются в психологической практике.
Тем, кто любит «подгонять» в тестах свои ответы под «правильные», здесь не смухлевать, так как эти тесты – ассоциативные, рассчитанные исключительно на подсознание, а оно, как известно, лукавить не умеет.
Даже если какие-то выводы показались вам необоснованными, постарайтесь сразу все не отрицать, а прислушаться к голосу подсознания, в нем скрыто огромное количество полезной нам же информации.
Тесты лучше проводить в спокойной обстановке и в расслабленном состоянии.
Не читайте ключ к тесту до тех пор, пока не пройдете его до конца, иначе ничего не получится — ваше подсознание должно работать независимо от вашего сознания!
Чтобы тест дал достоверные результаты, забудьте о реальности — пусть ваше воображение рисует вам любые картины (представьте, что вы в сказке, где может произойти все, что угодно!), и отвечайте первое, что вам приходит в голову; не пытайтесь предугадывать «правильные» ответы.
Представьте себя в ситуациях, которые будут вам предложены, а потом опишите «увиденное», отвечая на вопросы тестов. Чтобы было удобнее расшифровывать результаты, записывайте свои ответы на листе бумаги.
Если вы будете тестировать других, нужно внимательно изучить ключи к тестам и запомнить основные моменты, чтобы ваша интерпретация была интересной. И, конечно же, постарайтесь быть корректными!
Из практики: тесты всегда идут «на ура»: все с удовольствием участвуют, потом с интересом слушают и обсуждают интерпретацию, плюс ко всему хотят продолжения.
ПУТЕШЕСТВЕННИК (ассоциативный тест)
Представьте себя в ситуациях, которые будут Вам предложены, а потом опишите “увиденное”, отвечая на вопросы теста. Чтобы было удобнее интерпретировать результаты, записывайте свои ответы на листе бумаги.
Представьте себе огромное и пустое пространство, наполненное только редкими колючками и бескрайними песчаными холмами. Это пустыня кажется бесконечной, а вы и ваш верблюд, находитесь посередине нее.
2.Умирая от жары и жажды, вы продолжаете путь и вдруг впереди возникает прекрасный оазис. Но кто-то добрался сюда раньше вас. Вы знаете этого путешественника. Кто он? Назовите человека, которого вы знаете.
3.Наконец вы добираетесь до города — пункта вашего назначения. Сложное путешествие подошло к концу. Что вы чувствуете? Опишите как можно подробнее свои эмоции и мысли.
4.Пришло время расстаться с верблюдом, на котором вы проделали огромный путь. И как только вы спешиваетесь, в кресло забирается другой всадник, который занимает ваше место. Вы знаете его. Кто этот человек? Назовите любого человека из вашей жизни.
О ЧЁМ ГОВОРЯТ ВАШИ ОТВЕТЫ
1. Слова сказанные верблюду раскрывают то, что вы скажете самому себе, когда поймете, что любовь утрачена и, долгое время идущие рядом дороги, люди, вынуждены разойтись и расстаться. Слова ободрения: «Мы справимся», «У нас все получится», «Это путешествие скоро закончится», или слова отчаяния: «Я больше не могу», «Все безнадежно, мы умрем здесь».
2.Оазис — это спасительный ключ к решению проблем. Человек, которого вы там встречаете — это тот, кто помог вам, поддержал вас в прошлом, либо тот, на кого вы можете рассчитывать и к кому можете обратиться в будущем.
3.Город в конце путешествия — это внутренний порядок, восстановленный в ваших чувствах и эмоциях, после расставания. Чувства, мысли и эмоции, которые вы выразили при этом — это ваши истинные чувства, которые возникнут у вас когда вы придете в себя после утраты любви.
4.Новый всадник — это человек, по отношению к которому вы испытываете сильное осознанное или бессознательное чувство ревности, соперничества или обиды.
АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ: ПРОГУЛКА
Представьте себя в ситуациях, которые будут Вам предложены, а потом опишите “увиденное”, отвечая на вопросы теста. Чтобы было удобнее интерпретировать результаты, записывайте свои ответы на листе бумаги.
1. Представьте себя загородом, на природе. Вы куда-то идете. Опишите максимально подробно свою дорогу.
2. На своем пути вы встречаете волка. Как этот волк выглядит? Подойдя к нему, вы видите, что зверь угодил в капкан и не может выбраться. Что вы сделаете?
3. Дорога вывела вас из леса к водоему. Что это: озеро, река, болото или даже море? Какого цвета вода? Есть ли на ней волны? Важно описать картинку максимально образно. Что вы будете делать у водоема? Попьете воды, сядете на берегу и станете смотреть, искупаетесь?
4. Вы продолжаете идти и обнаруживаете дом. Заходите и чувствуете чье-то присутствие. Оказывается, это зверь, а не человек. Кто это? Как он выглядит?
5. Выйдя из дома, неподалеку вы увидели очень красивого коня. Подробно опишите его – какой он масти, какой у него за характер? Кстати, может, лошадей оказалось несколько. Что вы будете с ними делать?
О ЧЁМ ГОВОРЯТ ВАШИ ОТВЕТЫ
Дорога – это ваша жизнь, то, как вы воспринимаете его и свой жизненный путь. Для кого-то это тропинка, для других автострада, некоторые идут через чащу напролом.
Волк, попавший в капкан, – это ваш друг, каким вы видите его. И только вам решать, как с ним правильно поступить.
Водоем – это любовь. Вот какая она у вас – бурная и стремительная, а может – чистая и спокойная. Как вы с ней поступите – ограничитесь созерцанием, утолите жажду или нырнете в нее с головой…
Зверь в доме – это сами вы, ваша скрытая от себя и других часть души.
Лошадь или конь – символ второй половинки. Таким он или она видится вам в идеале – вороными, гнедыми, белокурыми, в яблоках; свободными или кому-то уже принадлежащими; покорными или ретивыми. Один или много – это тоже зависит только от вас…
Ассоциативный ТЕСТ на взаимоотношения
с партнером и восприятие жизни.
Сочините и запишите коротенькую историю, в которой использовались бы следующие слова: Cадовник, Cад, Медведь, Лес, Река, Цветы, Ключ.
Долго не думайте, пишите что первое придет в голову.
Важно: Не читайте расшифровку до того как напишите рассказ, будет неинтересно! (расшифровка внизу поста)
*2. Сад – территория садовника. То есть, либо ваш внешний мир (больше присуще экстравертам), либо ваш внутренний мир (для интровертов). Сад может быть, к примеру, чистым и ухоженным, или заброшенным и пустым.
*7. Ключ – способ открыться во взаимоотношениях с партнером и решать возникающие в них проблемы. Например, если вы потеряли ключ, то возможно в жизни есть ситуации, которые вы не знаете как решить в данный момент.
«ВОЛШЕБНЫЕ ДВЕРИ» (Ассоциативный тест)
Мы предлагаем Вам заглянуть за волшебные двери. Куда они ведут, знаете только Вы, вернее, Ваше подсознание.
Представьте себя в ситуациях, которые будут Вам предложены, а потом опишите «увиденное», отвечая на вопросы теста. Чтобы было удобнее расшифровывать результаты, записывайте свои ответы на листе бумаги.
Устройтесь поудобнее и приготовьтесь посвятить немного времени общению с собой.
Представьте себя входящим за белую дверь. Опишите ее: как она выглядит, где находится. Из какого материала сделана эта дверь? Легко ли Вам открыть ее? И, наконец, — что за дверью? Какая обстановка, комфортно ли Вы себя чувствуете? Есть ли там люди, животные или сказочные существа? Они Вам нравятся или, быть может, вызывают страх? Постарайтесь отвечать на вопросы максимально подробно.
Не сдерживайте образы, всплывающие из подсознания: возможно, оно старается донести до Вас важную информацию.
После белой двери, не заглядывая в толкование теста, поочередно представьте: голубую дверь, сиреневую дверь,
черную дверь, красную дверь, зеленую дверь — и себя за каждой из них.
Опишите каждую дверь и помещение за ней. Где Вам понравилось больше всего? Куда хотелось бы вернуться, а куда — нет?
Психологи считают, что каждая из дверей соответствует определенной области жизни. Белая – это Ваше восприятие смерти, голубая – отношение к детству, сиреневая – к религии, мистике и всему потустороннему, черная – к сексу, красная – это Ваше творчество, а зеленая – взаимоотношения с друзьями.
К толкованию результатов стоит подойти творчески. Лучше обращать внимание не столько на детали, сколько на ощущения, возникшие у Вас за каждой из дверей. Вы чувствовали себя расслабленно или, напротив, напряженно? Интересно было или скучно? Весело или тоскливо? И так далее. Большое значение имеют люди, животные и прочие существа, встреченные за дверью. Они знакомы Вам или нет, комфортно ли Вы себя чувствовали в их обществе?
Например, за белой дверью Вы представили больничную палату (такой вариант встречается наиболее часто). Конечно, больницы мало у кого вызывают восторг, но, тем не менее, ощущения за дверью могут быть разными: от спокойствия и даже любопытства до панического страха и неприятия. А некоторые встречают за белой дверью умерших родственников или даже ангелов.
Многие считают самым приятным помещение за голубой дверью. Это подтверждает расхожее мнение о детстве как о самом счастливом периоде жизни. Инфантильные люди вне зависимости от возраста говорят о голубой двери: «Вот за ней-то я и живу!» Материалисты и атеисты, как правило, не могут представить сиреневую дверь, либо населяют помещение за ней мифическими существами («сказки все это»). Замкнутые люди за зеленой дверью остаются в одиночестве.
Конечно, «дверной» тест не претендует на объективность, но, как отмечают прошедшие его, «в нем определенно что-то есть!» Многие охотно пройдут его, поделившись эмоциями и переживаниями с близкими людьми.
Представьте себя в ситуациях, которые будут Вам предложены, а потом опишите “увиденное”, отвечая на вопросы теста. Чтобы было удобнее интерпретировать результаты, записывайте свои ответы на листе бумаги.
———-—
1. Представьте себе, что вы идёте по лесу. Рассмотрите его внимательно. Что вы видите? Какая погода? Какое время года? Прислушайтесь к своим ощущениям. Что вы чувствуете, идя по лесу?
2.Вы вышли на поляну и увидели родник. Какой он? Пойдёте ли вы к роднику? Будете ли пить воду?
3.Вдруг на опушку выбежало животное. Какое оно? Что оно делает? А что делаете вы?
4.Идёте дальше по лесу и выходите к реке. Какая она – широкая, бурная или узкая, со спокойным течением? Как вы будете перебираться на другой берег?
Допустим, вы всё-таки перебрались на другую сторону реки. Там стоит дом. Рассмотрите его внимательно. Какой он? Хочется ли вам туда войти?
Вы подходите к двери. Какая она? На двери табличка и на ней написано ваше имя. Рассмотрите эту табличку и прочтите то, что на ней написано, полностью.
5.Вы вошли в дом. Что вы увидели сразу же? В какой комнате очутились? Какие ещё комнаты есть в доме?
6.Есть ли в доме подвал? Заглянете ли вы туда? Если всё же заглянули – что там увидели?
В доме есть чердак. Поднимитесь ли вы туда, чтобы осмотреть его? Если да, то что вы там увидели? Какой он?
7.Гуляя по дому, вы вдруг оказываетесь в совершенно белой комнате без окон, стены в ней совершенно гладкие. Как только вы туда вошли, дверь за вами сразу же закрылась. Как вы себя почувствуете? Что станете делать?
8.Вы наконец-то вышли из дома и пошли по лужайке. Оказались перед забором. Как переберётесь на ту сторону?
9.Вы продолжаете свой путь по дороге и вдруг увидели нору. Что станете делать?
10. Дорога выводит вас к морю. Вы выходите на берег. Тихо шелестят волны. Над морем летают чайки? Насколько близко они к вам подлетают? Как они себя ведут?
11. Вы увидели, что по морю плывёт корабль. Какой он? Далеко ли он вас? Будете ли вы до него добираться и как именно?
О ЧЁМ ГОВОРЯТ ВАШИ ОТВЕТЫ
ПРОГУЛКА ПО ЛЕСУ символизирует саму жизнь и то, как вы по ней движетесь. Именно поэтому так важно обратить внимание на то, не заблудились ли вы в лесу, комфортно ли вам там гулять, хочется ли идти дальше…
ЖИВОТНОЕ – это то, как вы воспринимаете других людей. Если животное вас испугало, значит и общение с незнакомыми людьми вас пугает. Обратите внимание, как вы себя повели, увидев животное: спрятались ли (избегаете общения), пошли навстречу животному (проявляете инициативу в общении) или же остались стоять на месте…
Река и забор – это символы трудностей. Как вы преодолели их в своём воображении, так вы себя чаще всего ведёте и в жизни – один готов переплыть реку, а у другого лодочка тут как тут, третий же даже в лодку побоится сесть; один перелезает через забор, другой – начинает его крушить….
ДОМ – это ваша жизнь в семье. Поэтому так важно отметить, каким вы восприняли дом в самом начале – светлым, уютным или же мрачным, отталкивающим. То, на что вы обращаете внимание – имеет для вас особенное значение: может, это детская или кухня, или рабочий кабинет, или спальня. Обратите внимание, если какой-то комнаты в доме нет вообще – например, гостинной, где собирается вся семья. Возможно, эту сферу жизни вы игнорируете. Также важно, какой вы увидели дверь – распахнутой, приоткрытой, а, возможно, вообще заколоченной…
Подвал – это ваши стремления, желания, которых вы не осознаёте. Если в подвал вам лезть неохота и вы чувствуете себя там крайне неуютно, значит вас тревожат какие-то страхи.
ЧЕРДАК – это символ знаний, навыков, умений, которые вы приобрели за годы учёбы. Очень хорошо, если там просторно, чисто, всё аккуратно разложено. Хотя у многих чердак, как правило, пыльный, грязный, весь в паутине — соответственно и со знаниями то же самое. Если же вам вообще не хочется подниматься