Что такое клубная деятельность

Эволюция понятия «клубная деятельность» в историко-педагогическом процессе

Что такое клубная деятельность. Смотреть фото Что такое клубная деятельность. Смотреть картинку Что такое клубная деятельность. Картинка про Что такое клубная деятельность. Фото Что такое клубная деятельность

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Дата публикации: 17.06.2017

Статья просмотрена: 934 раза

Библиографическое описание:

Торшина, А. В. Эволюция понятия «клубная деятельность» в историко-педагогическом процессе / А. В. Торшина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12645/ (дата обращения: 09.12.2021).

Слово «клуб» впервые было использовано во времена королевы Анны (1702–1714). Английское слово «club» происходит от англосаксонского глагола «cleafan», означающее «делиться с кем-либо, разделять что-либо с кем-либо» [6, с. 958]. В конце 18 века Сэмюэль Джонсон определил значение «клуба» как «собрание добрых друзей, объединившихся на известных условиях». Торговые отношения между Лондоном и Москвой возникли во второй половине 16 века. Во времена Петра I в Петербурге жили британцы. Это были люди разных профессий — купцы, моряки, ученые. Письменные свидетельства Петровского времени знакомят с сообществом «Великобританский монастырь» — место для развлечений и веселья. Членами данного сообщества были британские купцы и промышленники. Это сообщество существовало в Петербурге и Москве до 1720 года. В 1769 году слово «клуб» было впервые использовано на русском языке. Граф Владимир Орлов писал из Санкт-Петербурга своим братьям: «…здесь много веселья, балы — маскарады, при дворе ставят комедии, устраивают ассамблеи в дворах дворян каждую неделю». В царской России сначала не допускались никакие клубы. Аристократические клубы разрешались как исключение. Так, Екатерина II разрешила «Санкт-петербургской английское собрание» (1770 год), лозунгом которого были «согласие и веселие».

В 1772 году жившие в России англичане основали Московский Английский клуб. Государственные деятели считали за честь состоять в клубе и общаться с равными себе по положению. В энциклопедии Брокгауза и Эфрона сказано: «Быть членом английского клуба — значит преуспевать» [6, с. 959].

В историческом Английском клубе впервые в России были введены принципы демократического управления общественной организацией: он был учрежден самим обществом и жил по уставу клуба. Ежегодно выбирали руководство клуба — Старшин. Этот принцип сохранен и в настоящее время. В историческом клубе обсуждались важнейшие стороны политической и общественной жизни страны. Специальная комната для политических дискуссий во дворце Английского клуба (на Тверской улице) именовалась «говорильней» или «умной комнатой». Сюда, по выражению Н. М. Карамзина, съезжались, «чтобы узнать общее мнение».

В конце 19 — начале 20 –го века как социальное и педагогическое явление появляются детские внешкольные учреждения, возникновение которых связано с именами И. Беневского, Н. А. Бартошевича, К. Н. Венцеля, А. У. Зеленко, А. Кокошина, П. Ф. Лесгафта, А. Третьякова, С. Т. Шацкого, К. А. Фортунатова и других прогрессивных деятелей, которые, используя уже существующий опыт организации деятельности учреждений внешкольного образования, а также заимствуя положительный опыт подобной деятельности в Северной Америке и ряде европейских стран, обосновывали необходимость организации внешкольной работы с детьми и реально осуществляли попытки создания внешкольных, в том числе и клубных, объединений для детей рабочих и служащих. По мнению первых идеологов и создателей внешкольных учреждений, клубные объединения должны были решать задачи снижения отрицательного влияния среды, в которых находились дети беднейших слоев городского населения и в то же время способствовать их просвещению и разноплановому развитию через привлечение к организованным формам досуга [4, с.7].

Революция 1905 года потрясла основы феодально-буржуазной России. К этому времени относится зарождение рабочего клуба в России. Клубы возникли как последующая ступень митингов, собраний и широких массовых выступлений, ставя перед собой задачей разъяснение и углубление тех лозунгов, которые выдвигались рабочей партией. Подлинно рабочие клубы продержались с трудом не долее, чем до 1914 года в промышленных центрах (Санкт-Петербург, Москва). Начиная с 1912 года рабочие клубы России стали вновь приобретать значение очагов массовой революционной агитации» [5; 492].

1914 год — начало мировой войны (1914–1918) — ликвидирует все организации открытого рабочего движения. Но ценные особенности рабочего клуба (рожденного в эпоху первой русской революции) сохранились как традиция. «Клуб вошел в историю революционного рабочего движения России, как одна из массовых, политико-просветительских организаций, при этом выросшая и резвившаяся на основе самодеятельности самой массы» [5, с. 595].

Февральская революция (1917) возродила рабочие клубы. С еще большей силой в клубах стали вестись политические дискуссии. Организуется художественная самодеятельность рабочей массы, развивается библиотечная работа. В целом клубы явились одним из участков революционного фронта. Октябрьская революция стала поворотным пунктом в истории развития рабочего клуба. Фабрично-заводской клуб становится важнейшим типом клуба, по которому равняются клубы красноармейский и советские (при учреждениях). В связи с развитием рабоче-крестьянской революции и новыми задачами меняется содержание и формы клубной работы. Клуб стал средоточием агитации, разъясняющей широким массам значение гражданской борьбы.

Новая экономическая политика рабоче-крестьянской власти (период нэпа 1921–1931) тяжело отразилась на клубах, существовавших до того на государственном снабжении. В некоторых клубах танцы стали платными, развивались азартные игры. Ослабление самодеятельности клубов, резвившееся в первый период нэпа, вызвало серьезное внимание к советскому клубу со стороны партийных, политико-просветительских и профсоюзных органов. Рядом организационно-методических мероприятий они перевели клуб на правильное направление художественной самодеятельности, индивидуального членства, сближения с профсоюзами, обслуживания интересов рабочей массы, как главной цели клубной работы.

К началу 1930 года в СССР существовали клубы: профессиональные, красноармейский, территориальные. Вся работу в клубах стремились построить на близком подходе к быту рабочего, к условиям его трудовой и семейной жизни. Вместе с тем клуб должен был удовлетворить естественное стремление рабочего к отдыху и развлечению после рабочего дня. Важным было сочетание политико-просветительной работы с культурным отдыхом (индивидуальное и хоровое пение), справочно-консультационная работа, радио, вечера вопросов и ответов, политигры (политлотерея, политрулетка), семейные вечера, организация комнат. Сюда необходимо отнести работу библиотеки-читальни, ведущей не только снабжение книгами читательской массы, но и работу с читателями путем пропаганды книги, рекомендации ее читателю. Кружки в клубах носили временный или длительный характер.

Клубная работа основывалась:

– На сочетании теории с практикой;

– На массовой основе;

– На основе самодеятельности;

– С полным учетом особенностей и интересов различных слоев населения и групп;

– На отражении жизни данного района, союза, завода, предприятия, учреждения;

– На основе непрерывности, плановости, систематичности.

Значимость клуба заключалась в том, что клуб считается растущим центром воспитания, барометра культурной самодеятельности, содействовал ускорению культурной революции.

Главным в клубной работе 30-х годов являлось создание атмосферы идейного единомыслия, устремленности в «светлое будущее», жизнеутверждающей «духоподъемности», пропаганда патриотизма и готовности к самопожертвованию во имя социалистической Родины.

Основное назначение клубной деятельности в период Великой Отечественной войны — разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным положением. Перестройка клубной работы с мирного на военный лад началось с первых дней войны. Количество клубов сократилось наполовину. Фактически остались в прошлом массовые формы клубной работы: вечера, смотры художественной самодеятельности, праздники. Проводилась групповая и индивидуальная работа с населением: беседы, читки о положении на фронте. В клубах пропагандировались героические подвиги советских людей в тылу и на фронте. Тема патриотизма стала ведущей в их деятельности. [3, с. 46].

Послевоенное десятилетие вошло в историю нашей страны как апогей сталинизма. Важнейшая задача клубов — помощь в восстановлении хозяйства.

1956–1964 годы были отмечены всплеском социальной активности, в том числе активности клубов, начало которому положило разоблачение культа личности Сталина. Происходит массовый рост рядов комсомола. В атмосфере общественного подъема, возрождения веры с «светлые идеалы», провозглашенные партией и правительством, возросла трудовая активность советских людей [5, с. 751].

Таким образом, до 18 века клуб представлял собой общественную организацию, объединяющую людей с общими интересами на добровольной основе с целью общения, отдыха, развлечения (преимущественно для потомственных дворян). В начале 19 века (время развития салонов, кружков, обществ различной направленности) клуб — это общественная организация, объединяющая людей с общими интересами различных сословий для камерного времяпрепровождения (художественные, литературные, музыкальные).

С начала 20 века клуб — это организация, в которой принимало активное участие купечество. Появляется новая форма досуга — совместные обеды в дорогих ресторанах. Кроме этого, в клубах осуществлялось самообразование рабочих. В настоящее время клуб — это образовательное объединение обучающихся — единомышленников, созданное в целях обучения, воспитания, общения, совместной деятельности и досуга детей, их разностороннего развития и самореализации, объединенных научными, художественными, спортивными или другими интересами. Клубу присущи следующие особенности: добровольность членства, наличие элементов самоуправления (общее собрание, Совет), единство цели, камерность, наличие клубной символики и атрибутики (название, девиз, песня, форма, эмблема, значок).

Похожие статьи

Английский клуб как форма и средство создания языковой среды.

Но мы осознаем, что влияние социальных структур всегда имело, имеет и будет иметь место в общественной жизни. А значит, в каждом мероприятии английского клуба

Станиславский К. С.Работа актёра над собой. — Москва: Художественная литература, 1938. — 264.

Дворцы Cоветского периода | Статья в сборнике международной.

IV международная научная конференция «Технические науки в России и за рубежом» (Москва, январь 2015). Дата публикации: 22.12.2014.

Среди новых типов общественных зданий большое значение приобрели Дворцы культуры и рабочие клубы.

Любительский музыкальный коллектив в системе образования.

Художественная самодеятельность становится мощным инструментом в руках советской власти: через творчество народных масс велась идеологическая работа с народом по

Клубный самодеятельный коллектив — динамическая и развивающая организация.

Досуговые предпочтения воспитанников подростковых клубов

Требуя от подрастающего поколения ответственного отношения к труду, к учебе, к общественной работе, взрослые совершенно

В клубах работает 2392 кружков и секций, места свободного общения есть в 214 подростково-молодёжных клубах г. СанктПетербурга.

Театрализация как художественно оформленная деятельность.

Поэтому отсутствие коллективного, художественно оформленного действия самой массы не

Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба.

Шулунова Л.И. Художественно-массовая организация досуга.-Шымкент, 2009.

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм.

Любая клубная деятельность — это объединение на равных и детей, и взрослых. Это сотрудничество и тех и других.

В организации работы клуба применяются разнообразные формы: анкетирование, опрос, тестирование, проведение родительских собраний.

Реализация культурной политики в Ставропольском крае.

Участие в ней рабочих, колхозников, интеллигенции

Многие клубы и библиотеки проводили массово-политическую работу вне связи с

Основные термины (генерируются автоматически): художественная самодеятельность, библиотека, работа, учреждение культуры, район края.

Студенческое самоуправление | Статья в журнале.

. системность, целенаправленность, независимость, самодеятельность, автономность и др.

но это не всё, так же формой может выступать, какой-либо студенческий клуб, спортивные

Россия, студент, английский язык, российский вуз, программа, показатель, вуз, университет.

Студенческое самоуправление как особая форма общественной.

В качестве внешней среды могут выступать различные формы студенческой самодеятельности, клубы по интересам, общественные студенческие организации, спортивные секции и другие общественные и структурные формирования вуза.

Источник

Статья по педагогике на тему «Клубная форма организации деятельности подростков в школе»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Хорошев Дмитрий Владимирович

Учитель географии ГБОУ СОШ № 553 с углубленным изучением английского языка

Статья рекомендована к публикации к.п.н. Гутник И.Ю.

Клубная форма организации деятельности подростков в школе

Влияние клубной деятельности на воспитание и жизнь подростков нельзя переоценить, эти вопросы интересуют общество и людей, связанных с педагогикой. Часто можно встретить освещение темы в кинематографе, достаточно вспомнить фильм «Хористы» Кристофа Барратье или «Общество мертвых поэтов» Питера Уира. В художественной литературе клубная деятельность также представлена очень хорошо, чего только стоит книга Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». В педагогическом сообществе изучением формирования личности в рамках школьных клубов занимались следующие ученые: М.А Ахметова, О.С. Газман, Н.П. Маслова, В.В. Полукаров, С.В. Христофоров.

В современной системе образования существуют различные факторы, которые указывают на необходимость использования клубов в воспитательном и образовательном процессе. Из основных можно выделить такие, как:

школьная деятельность далеко не всегда реализует интересы учащихся, а также не развивает творческий потенциал;

система образования значительно отстает от новых вызовов времени по причине долгого реагирования и долгой подготовки всех участников образовательного процесса к ним;

неформальные группы молодежи получают огромное распространение в связи с простотой общения внутри группы, а также возможности самовыражаться и реализовать себя.

Именно эти причины, а также ряд других выливаются в ряд проблем, связанных с отсутствием личностного самоопределения и отчуждения ребят от школы.

Перед тем как дать общую информацию по становлению и разнообразию клубной деятельности в России, необходимо разобраться, как следуют понимать определение «клуб», а также выделить различия в клубных объединениях. Клубные объединения в школе разнообразны: собственно клубы, кружки, студии, секции, общества. Каждое из них имеет свои особенности, но все они добровольные объединения учащихся по интересам.

Следует отметить, что главное отличие клуба от других клубных объединений — это отсутствие привязки к какому-либо предмету или тематической деятельности, на передний план в случае с клубом встает общение с близкими по интересам людьми.

Несмотря на различия, во всех клубных объединениях существует и много общих признаков, таких как: добровольное вхождение в объединение, общедоступность для всех учеников школы, относительная стабильность состава, диалектическое единство личной значимости.

Данную часть параграфа стоит посвятить небольшому экскурсу в историю клубной деятельности, для понимания преобразования клубной деятельности с течением времени.

Опыт дореволюционных клубов доказывает, что именно в них возможны агитационная и просветительская работа, развитие самодеятельности, активности интересов ребят, их трудовое воспитание, организация разнообразного досуга. Этот опыт сильно повлиял на становление деятельности советских клубов.

Изначально идеей организации клубной работы в школе была потребность в том, чтобы раз в неделю дать детям «ряд разумных развлечений (игры, чтение, музыка)», но именно под контролем школы. Клубом в те годы называли детское общество, «если оно организовано на основе самодеятельности, самоуправляется, распадаясь на ряд активных групп, имея для своих занятий помещение и инвентарь, и преследует общественно-просветительские задачи» .

Задачи школы и клубной работы, которые должны были удовлетворять, и запросы, составляющие жизненные потребности детей, воспитывать их социальные навыки, устойчиво-положительное отношение к труду. Клубная работа в школе была направлена на удовлетворение интеллектуальной потребности учащихся при помощи живого слова: лекции, чтения, бесед, диспутов. Отличительной особенностью клубов являлось построение работы через инициативу учащихся.

В школьных клубах Ленинграда двадцатых годов наиболее распространёнными были кружки, организованные на основе интересов самих школьников, причем приоритет был отдан клубам полито-просветительского направления. Помимо них встречаются кружки изобразительных искусств, физической культуры, редко встречаются производственные кружки.

Организация работы школьного клуба была четко разработана. План работы любого школьного клуба включал в себя планы кружков, принимался и утверждался Учкомом и включался в общий производственный план школы. Каждый кружок имел свой производственный план, составляемый на год или на определенную тему, если это была временная группа. Ответственным за работу кружка, кроме руководителя, являлось бюро кружка, избираемое на общем собрании. Начало Советского периода является расцветом для развития клубной деятельности.

Воспитательный потенциал школьных клубов заключается в его богатейших возможностях в формировании личностного самоопределения.

Вне зависимости от периода, в котором использовалась клубная деятельность, ее основной чертой было общение, а также субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и воспитанников. Тематика клубов существует разнообразная, мы предлагаем рассмотреть возможности именно литературного клуба.

Идея создать пространство для общения учеников, обсуждения наиболее острых вопросов, формирования ценностей, а также интеллектуального развития подростков обусловила возникновение литературного клуба, деятельность которого целиком строится на использовании библиотерапии.

Многих специалистов объединяет мнение, что эта библиотерапия находится одновременно в плоскостях медицины и библиотечного дела и позволяет активно использовать чтение на основе объединения различных ситуаций с целью решения личных проблем того или иного человека.

Педагогическое воздействие библиотерапии преследует следующие библиотерапевтические цели:

информировать читателя о возможных проблемах;

помочь осознать суть проблемы;

обсудить новые ценности и отношения;

помочь осознать, что другие люди тоже сталкивались с подобными проблемами, показать, как они эти проблемы решали.

В основе воспитательных задач лежит оказание помощи в формулировании ими смысла жизни в условиях кардинальных социально-экономических трансформаций, новых форм хозяйственной деятельности; становление и развитие у учащихся чувства собственного достоинства, постоянного стремления к духовному совершенству.

Занятия литературного клуба проходят один раз в неделю. Средняя продолжительность занятий колеблется от двух до трех часов, в зависимости от того, какие проблемы будут подниматься в процессе работы. Причем участники клуба могут по своему усмотрению и своей занятости приходить и уходить в любое время. Форма проведения встреч литературного клуба — это круглый стол, основным методом работы является дискуссия. Условно занятие клуба можно разделить на три части. Сначала все участники клуба делятся своими общими впечатлениями о прочитанной книге, говорят о положительных и отрицательных эмоциях, пытаясь обосновать их. Во второй части занятия выделяется основная проблематика книги и обсуждаются вопросы, наиболее интересующие ребят. В заключительной третьей части происходит попытка анализа, как произведение повлияло на наше отношение к миру и мировоззрение в целом, в каких жизненных вопросах помогло разобраться. На данных занятиях каждый участник задействован в диалоге и дискуссии, каждый участник является важным вне зависимости от возраста и продолжительности пребывания в клубе. Для того чтобы понять, к чему стремится литературный клуб, необходимо выделить основную цель и задачи:

Цели достигаются при выполнении следующих задач.

Развитие личностного самоопределения. Формировать свое мнение и понимать себя, принимать свое собственное я не всегда удается современному ученику. Поэтому одной из главных задач является развитие личностного самоопределения. Обладать своей точкой зрения, обоснованной и подкреплённой аргументами, а не перенятой у кого-либо. Дискуссия формирует личностное самоопределение через отстаивание своей точки зрения, а также через понимание основной проблематики произведения, перекладывания морали книги на собственную жизнь и опыт, размышляя, как бы поступил «я» в той или иной ситуации.

Развитие коммуникативных умений. Уметь слушать и принимать точку зрения другого человека не всегда просто. Для достижения этой задачи мы создаем условия, где каждое мнение индивидуально, ценно и важно, где все участники равны. Где нет единого мнения, где каждая точка зрения имеет право на существование.

Создание условий для проявления творческих способностей. Под впечатлением от проведённых занятий учащиеся по желанию пишут различные творческие работы, главной формой выражения своих эмоций являются стихи. Для поддержания творческого потенциала детей регулярно проводятся поэтические вечера, на которых участники делятся своими творческими успехами, показывают свое отношение к миру, свои ценности. Для примера можно привести стихотворение, посвященное падением социальных ценностей под названием «Сейчас» ученицы 11 класса Василисы Т.

Сейчас резоннее быть реалистом,

Жизнь проносится под пулевым свистом,

А войны уже, как жужжащая муха.

Сейчас удобнее быть мазохистом,

Подставлять свою спину под громадную палку.

Каждый день проживается с риском,

И платим за всё огромную плату.

Сейчас всем лучше быть королями,

Проходить с бездушием мимо без действа,

Вошло нынче в моду прослыть всем глупцами,

Науки не стали теперь интересны.

Сейчас уже более тысячи принцев,

И таких же принцесс, и как на подбор,

Лживые все улыбаются лица,

Принцесса твоя, если ходишь тузом.

Сейчас так часто происходят убийства,

Не выудить правды или признанья,

Никто никогда не разбирается быстро,

Хоть есть преступление, но нет наказанья.

Сейчас угоднее быть фаталистом,

Верить: судьба поведёт всё сама,

Лентяем проще теперь становиться,

Ведь виною всему снова станет судьба.

Сейчас так много всяких артистов,

Жизнь, как театр. Тень надевать.

Все хотят стать палачами. Убийства.

Моя же задача такою не стать.

«Погружение» в увлекательный мир литературы. Существует очень много достойных произведений, не включённых в перечень изучения школьной программы, задача клуба состоит в том, чтобы это исправить. Произведения выбираются исходя из заинтересованности ребят, при использовании библиотерапии.

Клуб состоит из 14 человек, 5 мальчиков и 9 девочек. Возраст участников 15-17 лет, у всех представителей развиты коммуникативные способности, у всех развиты моральные принципы, правильно сформированы ценности, коллектив постоянен, взаимодействие происходит не только на занятиях, но и за его пределами.

Интересы участников очень разнообразны, два человека окончили музыкальную школу, 1/3 ребят пишет стихи. В клубе учеников объединяет неравнодушие к литературе и благоприятная обстановка.

Для того чтобы понять, как воспринимают клуб участники, мы попросили их написать небольшие отзывы о «Литературной гостиной». В этих отзывах некоторые ученики старались ответить на следующий вопрос: «Чем для меня является литературный клуб?».

Что такое Литературный клуб? Это горячий чай, хорошая компания и новая книга каждую неделю. На каждом заседании обсуждаются самые различные темы, где каждый может свободно высказываться, не боясь какого-то недовольства со стороны остальных. Мне нравится в Литературном клубе больше всего свобода общения. Совершенно необязательно затрагивать только те проблемы, которые были отражены в той или иной книге, можно говорить и на отвлеченные, но не менее важные темы. Сама обстановка заседаний дружеская, и нет никакого напряжения. Все просто разговаривают по душам. И это здорово!

Лично я не могу дать конкретное определение значению литературного клуба в моей жизни, но с уверенностью говорю, что без него она не сложилась бы так благополучно, как сейчас. Это место играет гораздо большую роль, чем порой можно себе представить. Несомненно, это в первую очередь благоприятное окружение, в котором человеку доступно многое: возможность раскрыться, высказать или же сформировать своё персональное мнение по поводу обсуждаемых вопросов, найти родственные души, с которыми мы, возможно, могли бы сопровождать друг друга в дальнейшем, и, безусловно, попробовать найти себя в этой жизни. Литературный клуб, пожалуй, единственное место, в котором я на сегодняшний день могу найти единомышленников, а также почувствовать себя самим собой, снимая некие «маски», во многом мешающие мне ориентироваться на свои моральные ценности, и не принимая во внимание чужие мечты, глупые амбиции или общественные стереотипы. Если же продолжить с небольшой предыстории, то пришёл я туда совершенно спонтанно, причем не так уж и давно, но уже в первое время для меня было ясно, что такая обстановка подходит мне как нельзя лучше. Смотря на всех, кто там присутствовал, я видел счастливых людей, которые, вне всякого сомнения, дорожили этим. Вскоре это начало очень сильно влиять на мои мысли, впрочем, ровно, как и на поведение, я начал чувствовать себя в своей тарелке. На данный момент я премного благодарен, как и членам литературного клуба, так и нашему руководителю, ведь, возможно, без них мне бы было сложнее преодолевать препятствия, они действительно помогли выбраться мне из ямы, не смотря на то, что вырыл ее себе я сам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *