Что такое клипер на корабле
Клиперы Российского императорского флота
Проблем было много, в первую очередь с паровыми машинами, но их решили, и в январе 1855 года шесть кораблей («Разбойник», «Опричник», «Стрелок», «Пластун», «Наездник» и «Джигит») были заложены в Архангельском Адмиралтействе. Кораблики вышли неплохие:
Но жизнь их оказалась короткой и довольно трагичной. Из шести кораблей погибло два – «Пластун» на Балтике в 1860 году от взрыва крюйт-камеры по неясной до сих пор причине, а «Опричник» в Индийском океане просто пропал, версий много, но истина ушла на дно вместе с кораблём. Остальная четверка вернулась уже в другой Кронштадт и в состав другого Балтийского флота, флота парового и броненосного, где клиперам этого типа места не было. Да и денег на ремонт после труднейшей службы и похода не было, у флота в приоритете были мониторы для обороны Петербурга. В итоге в 1866 году совсем молодые корабли сданы порту, а с 1867 их начали исключать. Один разобрали, два стали мишенями для мин и снарядов, единственный «Стрелок» стал блокшивом и протянул в этом качестве до 1878 года.
Корабли ушли, но начало новому классу кораблей нашего флота было положено.
Вторая серия
Вторая серия парусно-винтовых клиперов оказалась счастливее, может – потому как была «иностранцами» по постройке, да строилась-проектировалась неспешно и не во время войны, а может – потому как опыт эксплуатации судов данного класса уже поднакопился.
«Гайдамак», построенный в Англии в 1860 году, сразу же отправился на Дальний Восток под командованием лейтенанта Пещурова.
Путь был непростым: Бразилия – Батавия – Гонконг – Шанхай, а дальше была служба. Исследование залива Петра Великого и открытие бухты Гайдамак, исследование бухты Находка, поход на Сахалин, где в Дуэ, при погрузке угля, клипер оказался на мели. Корабль хотели списать, но в итоге спасли и служба продолжилась.
Походы в Китай, в Сиам, на Филиппины, на клипере служил будущий писатель Станюкович. Тихоокеанская экспедиция Попова в США для поддержки Севера против Юга (фактически против Англии).
Клипер прошёл множество миль и множество стран, домой же «гайдамаки» вернулись только в 1864 году. Вернулся для ремонта и обучения, дабы в 1869 году снова уйти на Дальний Восток. Второй поход был гораздо скучнее и спокойнее, три года клипер использовали по сути как транспорт.
Был ещё и третий поход, и исследования в Приполярье, и новая экспедиция в США, и включение в состав эскадры Лесовского в 1880 году. Спустя пять лет один из самых знаменитых русских кораблей 19 века списали.
Второй клипер «Абрек», построенный в Финляндии, во многом повторил судьбу «Гайдамака», за исключением финала. После расформирования эскадры Лесовского клипер остался на Дальнем Востоке, охранял котиковые промыслы, потом служил блокшивом во Владивостоке. Косвенно блокшив поучаствовал и в Русско-Японской войне, служа судном-отопителем для отряда подводных лодок. Разобрали блокшив только в 1908 году.
«Всадник», под командованием капитан-лейтенанта Бирилева, оказался менее счастливым, начав службу с посадки на мель ещё во время испытаний на Балтике. В 1866 году он тоже отправился на Дальний Восток, где служил на Сахалине. Второй поход – исследование побережья Чукотки и Вторая американская экспедиция. Списан в 1881 году на Балтике.
Третья серия
«Камушки» («Жемчуг», «Алмаз», «Изумруд», «Яхонт») были построены в России в 1860-63 годах. Ещё чуть больше водоизмещение, выше скорость под парами (13 узлов), выше дальность и современнее вооружение. Судьба их тоже была типичной для кораблей того времени – походы на Дальний Восток сменялись на учения и ремонты на Балтике, дабы снова отправиться на Дальний Восток. Знаменитым стал клипер «Изумруд», участвовавший в экспедиции Миклухо-Маклая. Корабли даже после многолетней службы были надёжными.
Но их время прошло, а тратить деньги на модернизацию и перевооружение деревянных крейсеров никто не стал. Несмотря на добротность постройки и надёжность механизмов, в море уже царили совсем другие корабли.
Четвертая серия
Спустя десять лет после камушков началась постройка клиперов второго поколения – типа «Крейсер». Для своего класса они были совершенством, лишний раз доказав пользу серийной постройки и плавного развития типа корабля от типа к типу, но они опоздали. Вины конструкторов в этом нет: на момент начала постройки «Крейсера» такие корабли были ещё актуальны, к моменту достройки «Опричника», в 1881 году – уже устарели. В ту эпоху, когда корабли устаревали ещё на стапелях, нормальный, в принципе, результат, тем более пользу флоту они принесли, а два из них поучаствовали в русско-японской войне, на ролях, конечно, третьестепенных, но всё-таки в качестве именно боевых кораблей.
Они уже задумывались стальными, но в итоге такими стали только три – дорого и коррозия, с которой ещё эффективно бороться не умели, а корабли эти крейсера, предназначенные для дальних походов и службы там, где нормальных баз нет и не предвидится. В итоге же – после походов на Дальний Восток корабли эти становились учебными, хотя свою страницу в истории флота они написали яркими красками. Например, «Разбойник» совершил две кругосветки, участвовал в основании Анадыря, посещал Англию. «Наездник» ходил на родину данного класса кораблей – Русский Север, где боролся с браконьерами и исследовал местные воды. Те же задачи были и у «Вестника» в 1893 году.
К 1904 году в Порт-Артуре находились два клипера – «Джигит» и «Разбойник», в ранге учебных судов. По понятным причинам яркой страницы давно устаревшие клиперы, переименованные на страх врагам, в крейсера второго ранга не внесли, но их моряки и пушки сражались на суше, а сами корпуса затопили при сдаче крепости.
Остальные же по-тихому списывали, дольше всех прослужил головной «Крейсер», в качестве транспорта «Волхов», а потом блокшива он дотянул до 1925 года. Остальные ушли раньше, как и та эпоха, которая породила парусно-винтовые корабли.
Чайные клипера
Вот удивительно, как обычный для нас повседневный продукт сумел отказать влияние на развитие кораблестроения. Да, самый обычный чай, импортируемый из Индии и Китая в европейские страны, стал причиной развития быстрых судов, именуемых чайными клиперами, и появления чайных гонок.
Разумеется, кораблестроители и торговцы в первую очередь преследовали коммерческие цели с надеждой разбогатеть, но в результате весь мир получил целую плеяду быстрых судов, часть из них известна современным людям как исторические парусники, бороздившие морские просторы с грузом на борту.
Под парусами с грузом чая
В начале 19 века среди жителей Европы и США распространилась мода на чайные посиделки, и ароматный товар стал очень востребованным. Но была одна загвоздка: обычный торговый корабль тратил на доставку ценного груза больше года. За это время чайный лист сильно отсыревал, впитывал морскую соль и в результате приходил в негодность.
Пришлось купцам, стремящимся наладить быструю доставку чайного листа, решать проблему со скоростью торговых судов. И выход был найден. На верфях Балтимора стали строить специальные быстроходные суда, получившие название «чайные клиперы». Чуть позже быстроходные корабли начали сходить с верфей Великобритании.
Первые клиперы начали бороздить просторы морей и океанов в двадцатые годы девятнадцатого века, но настоящий «золотой век» этих судов пришелся на 50-60-е годы.
Это были узкие шхуны с обтекаемым корпусом и большим количеством парусов. Водоизмещение новых судов колебалось от 10000 до 40000 тонн. При постройке клипера применялась формула: длина в шесть раз больше ширины корпуса.
Этот принцип построения корпуса получил наименование «бегущая длина». Сам корпус обшивали деревом, защищая подводную часть от повреждений и наростов медью, а киль и шпангоуты оббивали железными пластинами.
К сожалению, в девятнадцатом веке еще не было возможности снимать яркие моменты жизни и выкладывать видео в Интернет, так что мы можем только догадываться, как великолепно выглядел несущийся под всеми парусами клипер. Очевидцы говорят, что корабль был похож на огромное белое облако, разрезающее морские воды.
Дизайн и количество парусов потрясают воображение! Клипер средней руки имел основные паруса: нижний, нижний и верхний марсели, верхний и нижний брамсели, плюс королевский, небесный и лунный паруса (лунный еще называли «небоскребом»). Но еще были дополнительные боковые паруса – добавочные лисели и стаксели, крепящиеся при попутном ветре.
Существенные преобразования произошли в вопросах механической оснастки судов. Дело в том, что команда матросов, управляющих клипером, численно сократилась, а парусов стало больше. Суда оснастили лебедками, помпами с механизмом и рулевыми приводами. В результате кропотливой работы корабельных дел мастеров со стапелей сходили быстрые, легкие и достаточно прочные суда.
Чайные регаты девятнадцатого века
Разумеется, это не были регаты в современном понимании. Вернее можно сказать, что чайные гонки, ставшие популярными в середине 19 века, можно сравнить с современными безостановочными регатами. Длились эти соревнования в среднем сто дней, и все это время команда (с редкими перерывами на сон и еду) гнала клипер к порту назначения.
Команда перегружала товар в трюмы и как можно быстрее устремлялась в порт приписки. Клиперы соревновались друг с другом в скорости, ведь в конце пути победителя ждал солидный денежный приз.
Маршрут чайной гонки включал переход из Индийского океана в Атлантический, минуя мыс Доброй Надежды, потом суда устремлялись к берегам Великобритании. За время, проведенное в трюме клипера, чайный лист доходил до кондиции и был готов попасть к обожающим чаепитие англичанам.
Купцы платили капитану, первым начавшему выгружать товар, премию в 100 фунтов, команде первого клипера – 10 шиллингов. Чайные гонки проводились несколько лет подряд, стали популярным развлечением для лондонцев и даже имели некий тотализатор.
Кстати, чай – это не единственный груз, который доводилось перевозить чайным клиперам. Легкие и быстроходные суда оценили контрабандисты и старатели, спешившие заработать на золотой лихорадке, разгоревшейся в Калифорнии.
Легкие суда быстро перемещались по морю, доставляя пассажиров на место в кратчайшие для тех времен сроки. В середине века клиперы разлетались как горячие пирожки, а их фрахт приносил очень хорошие деньги.
Капитаны и команда чайного клипера были уважаемыми людьми, по популярности сравнимыми с современными футбольными командами. Но вся их слава и надежда на премию меркли, когда на горизонте появлялась «царица морей» – легендарный клипер «Катти Сарк».
Названный в честь ведьмы в «короткой рубашке» парусник построили, чтобы отнять лавры у клипера «Фермопилы». Трехмачтовый корабль имел 29 парусов и был самым быстрым в своей эпохе, он перемещался из Китая в Лондон за рекордные 67 дней.
А бушприт, украшенный фигурой ведьмы, с конским хвостом в руке, сигнализировал, что обогнать это судно никак не удастся. Кстати, клипер «Катти Сарк», единственный дожил до 21 века. Восстановленная легенда стала музеем.
К легендарным чайным клиперам относятся «Ариэль», «Тайпинг», «Лайтнинг», «Титания», «Сэр Ланселот», «Морская ведьма» и «Летящее облако».
Почти 80 лет клиперы быстро и эффективно выполняли свою миссию по доставке чайного листа из Азии в Европу. Парусные гонки самых красивых и быстрых судов девятнадцатого века навсегда вошли в историю мореплавания. А «Катти Сарк» и в 21 веке остается самым популярным и узнаваемым чайным клипером.
Эпоха легендарных судов, летавших по волнам с полными трюмами чая, закончилась перед самым началом 20 века, принесшего человечеству новые изобретения и ценности. Основной причиной упадка стало открытие Суэцкого канала. Однако чайные клиперы навсегда останутся яркой страницей в истории судоходства.
igornasa
Особенности американской жизни
Что же делало корабль клипером?
В повести в стихах Роберта Бернса Тэм О’Шентер рассказывается о загулявшем фермере, который возвращался домой после ночной попойки. По дороге его занесло к ведьмам, водившим адский хоровод в заброшенной церкви
Восхитившись ее прыжками, Тэм, не сдержавшись, воскликнул:
Weel done, Cutty-sark! (Браво, Катти Сарк!).
Увидев Тэма, нечистая сила бросилась за ним.
Сам фермер отделался легким успугом, значительно хуже пришлось его кобыле Мэгги
Как вздрогнула она, бедняжка,
Когда Короткая Рубашка,
Вдруг вынырнув из-за куста,
Вцепилась ей в репей хвоста!
Женщина на корабле
Считалось, что женская фигура будет успокаивать море, а ее широко открытые глаза найдут безопасный маршрут.
Клипера. Как все начиналось
Такие суда появлялись у всех морских держав. У французов это были люггеры, так называемые «преследователи приливов»
Первыми клиперами стали называть балтиморские шхуны, прославившиеся подвигами в американо-британской войне 1812 года. Один из этих кораблей, парусник Chasseur (Охотник, фр.), захватил 18 британских судов и был переименован в Pride of Baltimore (Гордость Балтимора)
Но балтиморские шхуны еще не являлись подлинным клиперами.
Непосредственным предшественником клиперов принято считать небольшой парусник Ann McKim, построенный в 1832 году
Первым же «настоящим» клипером стал Rainbow (Радуга) (1843 год).
Высокий корабль
Но сами по себе паруса не обеспечили бы такого быстрого движения, если бы не заточенный под скорость узкий корпус с острым носом.
Нос клипера был вогнутым, a не прямым или выпуклым, как на других кораблях
Далеко вперед выступал бушприт (наклонная мачта, устанавливаемая на носу судна), к которому крепились косые паруса.
Катти Сарк (носовая часть и чертеж)
Несмотря на все техническое великолепие клиперов, их полет был бы невозможен без команды.
Команды многочисленной и опытной, состоящей из самоотверженных моряков, готовых и способных вести свой корабль вперед, невзирая на штормы и штили!
Золотой век американских клиперов
В 1848 году в Калифорнии нашли золото, и через год первая золотая лихорадка была в разгаре.
Forty-niners (сорок-девятники), золотоискатели первого года лихорадки, могли добираться до калифорнийского «эльдорадо» тремя способами
— по суше (через континент),
— по морю, по суше и снова по морю (через панамский перешеек)
— по морю (вокруг южно-американского континента, огибая мыс Горн)
Наконец, в 1853 году клипер с поэтичным названием Flying Cloud (Летящее облако) одолел расстояние в 15 тыс. миль за 87 дней и 8 часов, что стало абсолютным рекордом.
Самым главным конструктором клиперов был бостонец Дональд МакКей, родом из Новой Шотландии. Имена его клиперов, романтичные или пафосные, становились известны каждому.
Из клиперов МакКея многие стали рекордсменами:
Оценивали скорость клиперов по разному
(1) в узлах,
(2) в пройденных за день милях,
(3) в затраченных на переход от порта до порта днях.
Во всех трех категориях преимущество американцев было бесспорно. Например, из двенадцати скоростей, превысивших 18 узлов, десять были достигнуты американскими клиперами.
Американская гражданская война 1861-1865 годов прервала триумф янки. На сцену выступили британцы.
Ариэль и Тайпинг, груженные чаем, вышли из Фучоу в одно время. Они встретились в Южно-Китайском море, потом надолго потеряли друг друга из виду. Суда прошли с 6-часовой разницей Зондский пролив, в один и тот же день обогнули Мыс Доброй Надежды и почти одновременно пересекли экватор.
Гонки чайных клиперов
Катти Сарк против Фермопил. С ветрилами, но без руля
Фермопилы и Катти Сарк
Знаменитая гонка происходила в 1872 году. Катти Сарк быстро вырвался вперед, опередив Фермопилы на 400 миль. Увы, в бурю лидер гонки потерял руль. Героическая команда клипера не сдалась, построила временный руль и доплыла до Лондона. Приз, конечно, достался Фермопилам.
С легким паром, или закат парусов
Открытие Суэцкого канала в 1868 году и последовавшая экспансия пара означали конец эпохи самых великолепных парусников.
Самая же необычная судьба ждала Катти Сарк.
Катти Сарк. Зигзаги судьбы
Катти Сарк была неординарной ведьмой
Потом молва о ней гремела:
Она и скот губить умела,
И корабли пускать на дно,
И портить в колосе зерно!
После чайной карьеры Катти Сарк возил австралийскую шерсть, потом переходил из рук в руки, пока не был куплен в 1922 году капитаном Уилфредом Доуменом. Судно было восстановлено и стало учебным парусником.
В 1940-х годах в судьбе Катти Сарк появился «русский след». Существует такой апокриф:
. и, как предсказывалось Ефремовым, действительно поставили «Катти Сарк» на вечную стоянку в сухой док Гринвича.
Более пятидесяти лет лет клипер радовал любителей парусов, пока в 2007 году не сгорел
К счастью, накануне пожара некоторые части парусника были сняты для реконструкции и уцелели. К 2012 году клипер был восстановлен.
Парусник возвышается над павильоном, сине-зеленая крыша которого напоминает океанские волны.
Внутри павильона находится музей.
Клипер — самое быстроходное парусное судно
Клиперы являются самыми скоростными парусниками за всю историю морского флота. Они оснащались четырьмя мачтами, на которых развевались огромные паруса, дающие возможность судну в полной мере использовать мощные ураганные морские ветра. Благодаря быстроходности, такие корабли стали самыми эффективными для дальних путешествий. Многие западные торговцы стали ходить в восточные страны именно на клиперах. Одним из товаров, привозимых с Востока, стал чай, отсюда и пошло название этих суден — чайные клиперы.
«Стригущие волны»
В самом начале XX века в период англо-американской войны 1812-1815 годов в США возникла острая потребность в судне, которое способно было бы прорвать блокаду, выстроенную Англией, и уйти от погони мощных крейсеров противника. Решить эту проблему было доверено судостроительной верфи в городе Балтиморе. А итогом проделанной работы стал новый парусник — клипер.
Судно обладало развитым вооружением, а также важной особенностью, позволившей новым кораблям превосходить остальные парусники в скорости — это острые обводы корпуса и соотношение длины к ширине (6 к 1). Эти нововведения позволили судну развивать немыслимую скорость в 15 узлов (примерно 28 км/ч). Корпус у них чаще всего был композитным: обшивка из дерева с набором из железа, что увеличивало прочность судна.
Что касается парусов, то сначала клиперы оснащались исключительно косыми, которые были эффективны при встречных потоках воздуха. Именно из-за этого эти корабли были прозваны балтиморскими шхунами. Но если косой парус был хорош при встречном ветре, то он значительно уступал при попутном ветре прямому. В итоге после некоторых испытаний судостроители стали оснащать клиперы и прямыми, и косыми парусами. Это решение привело к тому, что данные корабли смогли эффективно лавировать при встречном ветре и быстро идти при попутном, чего не могли сделать тяжелые линкоры Великобритании.
Само название «клипер», что называется, пришло из народа: моряки прозвали суда так за их острый нос и быстроходность, а в море было похоже, словно корабль «стрижет» волны — отсюда и название, которое с английского языка переводится, как «стричь».
Балтиморские клиперы стали представлять очень большую опасность для английского флота. Успехи этих кораблей спровоцировали атаку Британской Империи на Балтимор в 1814 году, которая с успехом провалилась и прославила американцев. Эта битва послужила вдохновением поэту Фрэнсису Скотту, который вскоре создал стихотворение «The cood old flag», прославлявшее доблесть американского народа. Впоследствии это стихотворение было положено на музыку, и так появился государственный гимн Соединенных Штатов Америки.
Торговые отношения Запада и Востока
До того, как эти товары появились на рынке, торговля с китайцами носила исключительно односторонний характер, так как изоляционная политика императорской Маньчжурской династии старалась минимизировать влияние других, в особенности западных стран. Поэтому, в Китае для торговых клиперов открытым был один порт. Также карались попытки изучать местный язык. Эти условия не позволяли западным странам продавать свои товары на китайском рынке. В итоге Британская Империя была вынуждена оплачивать импорт товаров золотом.
Опиумные войны
Чайные гонки
В это же время в среде английской аристократии появилось новое увлечение: пить свежий китайский чай. Раньше суда могли доставить продукт лишь за полгода — естественно, что за это время качество его значительно падало. Но с появлением быстроходных клиперов эта ситуация улучшилась. Вскоре большинство состоятельных людей стали своего рода соревнования: судно, доставившее чай самым первым получало солидное денежное вознаграждение. Эти состязания стали называться чайными гонками и проводились в период с 1859 по 1873 год. Для этих целей клиперы совершенствовали — паруса, корпус, оснастка. Делалось все, чтобы корабль мог прийти как можно раньше. Маршрут чайных гонок начинался в Шанхае и заканчивался в Лондоне, а составлял около 16 т. км. Самый лучший результат доходил до 80 дней.
Закат эпохи клиперов был связан с появлением пароходов, требовавших меньших экономических затрат.