Что такое клинок в ножнах
Значение слова «ножны»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона — Ножны, старорусское слово — влагалище для ножей, мечей, сабель, шпаг, кончаров, тесаков и кинжалов.
Ножны на штык (штыковые ножны) — Наштычник.
НО’ЖНЫ, жен и (простореч.) жо́н, жнам и (простореч.) жна́м, ед. нет. Футляр для вложения шашки, шпаги, сабли, кинжала и т. п.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ножны
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова ватага (существительное):
Кинжал – сердце воина
О кинжале слагали песни и стихи, его упоминали в пословицах и народных сказаниях.
Без кинжала кавказец чувствовал себя голым и беззащитным, буквально теряющим основу основ под ногами.
Считалось, что кинжал олицетворяет дух мужчины.
Ему приписывали магические, целебные и совершенно невероятные свойства, наделяли его душой.
Обнаженный ради победы над врагом, восстановления справедливости, защиты родины, спасения слабого или кровной мести, кинжал олицетворял свет и могущество
народа.
Казаки. Иностранная гравюра, XIX век.
Кавказские кинжалы имели характерные черты. Поверхность прямого двухлезвийного клинка разделялась долами, число которых с каждой стороны могло доходить до четырех и даже до шести. Долы облегчали вес клинка, увеличивали его прочность и одновременно служили неким декоративным элементом.
Некоторые мастера украшали их серебряной всечкой, писали на них слова молитв, пожелания владельцу, ставили свою подпись или имя хозяина кинжала.
К концу XIX века наибольшее распространение на Кавказе получил простой прямой клинок от 45 до 50 см — классическое «золотое» сечение, когда размер кинжала целиком (клинка с рукоятью) равен размеру локтя (плеча). В этом есть мудрая народная эргономика. И это классика, все остальное — бесконечные, но не менее интересные вариации.
Так, если классические черкесские кинжалы можно охарактеризовать строгой геометрией, шестигранной пятой, ромбическим сечением и средним размером (общая длина в ножнах до
50 см), то кинжалы дагестанские — это небольшие, изящные, узкие и легкие клинки, достигающие в длину 36–40 см.
Читайте материал «Женский взгляд на нож»
Что касается тифлисских кинжалов, то они настолько разнообразны, что выделить какой-то единый стиль практически невозможно. Связано это в первую очередь с тем, что многие тифлисские мастера были «отходниками» — переселенцами из других районов Кавказа, и изготавливали клинки по образу и подобию своих национальных кинжалов.
А во-вторых, в Тифлисе отоваривались не только отдельные покупатели, но и целые группы русских офицеров или казачьих частей. А для таких заказчиков создавались кинжалы с совершенно особенной отделкой и геометрией клинка.
УМРИ ЗЛОДЕЙ ОТ РУКИ МОЕЙ!
Еще чаще встречалась другая надпись: «Я кинжал, хозяину защита, врагу смерть» Впоследствии именно эти слова на свои клинки ставили тифлисские мастера, знающие, что` пользуется большим спросом у заезжих русских офицеров.
ВЕЧНО ВООРУЖЕН
Военный историк Г.Н. Прозри-телев выделил два вида черкесских кинжалов: небольшой узкий кабардинский и широкий шапсугский, от которого рана была наиболее опасной. На самом деле видов черкесского кинжала было гораздо больше, но не будем привередливы.
Отделка рукояти кавказского кинжала. Вид сбоку. Фото автора.
Роскошно отделанный кинжал был непременной принадлежностью черкесского костюма и вызывал естественную зависть у казаков и линейных офицеров.
«Молодые люди нарезали своими большими кинжалами мясо и бросали его в котел; они вместо ножа пользуются кинжалом», — писал в своих воспоминаниях немецкий ботаник Карл Кох, путешествующий по Кавказу в 1837–1838 гг.
МАСТЕРСТВО И ТРАДИЦИИ
В конце XIX века знаменитые дагестанские «кинжальные» мастера часто уходили на заработки в крупные населенные пункты Закавказья, Северо-Западного и Центрального Кавказа, и там «подстраивали» свои умения под вкусы и традиции местного населения. В результате для дагестанских кинжалов характерно много форм, клейм, видов закалки и отделки.
Амузгинско-кубачинские кинжалы отличались особым орнаментом. Клинки изготовлялись в Амузги и других селениях Дагестана, а уже для отделки отправлялись в Кубачи. Кубачинцы были высококлассными отделочниками, изумительными мастерами по серебру. Их работы — истинное украшение многих музеев мира.
По размерам амузгинские кинжалы были либо небольшими, легкими и изящными, либо крупными, с массивными клинками длиной до 48 см. На многих клинках, как правило лишенных каких-либо украшений, над долами арабской вязью были выгравированы надписи на даргинском, лезгинском, аварском, осетинском, или на турецком языке.
Казак на псовой охоте. ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ АРХИВА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДАРВИНОВСКОГО МУЗЕЯ
До сих пор из дальних районов Дагестана всплывает на антикварном рынке России и зарубежья до десяти оригинальных кинжалов в год. Само селение Амузги давным-давно разрушено неумолимым временем, а его знаменитые клинки еще живут.
В изготовлении кинжалов немало было занято и лакских мастеров, — как клиночников, так и серебреников. Они также работали по всему Кавказу, чаще всего в больших городах. Как водится, мастера подстраивались под вкусы местных покупателей, поэтому среди их изделий практически не встречаются большие дагестанские клинки.
Лакские кинжалы преимущественно невелики, с ножнами, богато украшенными гравировкой, чернью и позолотой. Иногда поверхность клинков окрашивалась в черный цвет, но такие кинжалы — большая редкость.
На свободной от долов части клинка обычно выбивалось имя мастера. Сами долы покрывались травлением, растительным орнаментом или зигзагами, имитирующими рисунок сварочной стали.
Читайте материал «Тайна якутского ножа»
На некоторых клинках вдоль дола или ребра делались арабские надписи, содержащие выдержки из сур Корана, дату изготовления по Хиджре или имя мастера. Примечательно, что на многих клинках можно встретить вытравленные изображения двуглавого орла, царского вензеля или рисунки с растительным орнаментом в русском стиле, а также имена мастеров, выбитые штампом на русском языке.
О тифлисских кинжалах трудно говорить, как о каком-то отдельном стиле. Скорее, речь может идти о смешении всех направлений рисунка, дизайна, методов украшения и декорирования в одном общем котле, из которого черпали свое вдохновение тифлисские мастера.
Кинжал грузинский, цельносеребряный. Фото автора.
Кинжалы выковывались из сварочной стали, с широкими или узкими долами (или ребром), с узором дамаска или орнаментом в долах; длина могла варьироваться от 35 до 60 см. Рукояти были самой разнообразной формы, из кости, рога, серебра, железа, дерева. Прибор и рукояти или богато украшались, или не украшались совсем.
Клинки других грузинских кинжалов имеют существенные отличия и характерные особенности. Обычно они небольшие, узкие, с ребром по центру или с одним долом.
Мингрельские кинжалы характеризуются узким ромбовидным клинком. На каждой стороне клинка четыре плоскости, грани которых составляют крест святой равноапостольной Нины (напомню: крест святой Нины был сделан из двух изогнутых веточек виноградной лозы и связан волосами святой).
Кинжалы зугдидские и сухумские отличаются простым массивным ромбовидным клинком и смещенным прямым долом. Они богато украшены серебром и золотом с использованием техники филиграни и зерни.
Для гурийских клинков характерны либо квадратные рукояти, как у кинжалов Черноморского казачьего войска (ЧКВ), либо круглые, на манер ранних тифлисских.
В кутаисских кинжалах на ножнах повсеместно используется ложная зернь в крупных декоративных элементах: змейки, зигзаги или иной геометрический орнамент.
Клинок с игольчатым кончиком, предназначенным для раздвигания колец кольчуги.Фото автора.
Я видел несколько армянских клинков, и самые интересные из них украшены всечкой золота и серебра или латунью вдоль долов. Всечка сделана необычным способом. Вся плоскость клинка просекалась тоненькой решеткой, в поверхность вбивалась проволока, создающая примитивный рисунок: животные, растения, геометрические фигуры.
Считается, что клинки армянских кинжалов крупные и тяжелые, длина от 40 до 62 см, вес от 325 до 900 г. Иногда поверхность клинка украшена вытравленным узором. Обе голомени почти параллельны и резко сужаются к острию на последней трети длины клинка, сам кончик игольчатый — для раздвигания колец кольчуги.
С правой стороны выбивались фигурные клейма, внутри которого арабскими буквами выбивалось имя мастера. Клинки украшались местным орнаментом и картушами, арабскими надписями (пожелание победы в бою, смерти врага, обещание помощи владельцу кинжала) или монограммой хозяина.
Легенды повествуют нам о старинных чеченских кинжалах, которые перерубали любую сталь, протыкали самую прочную кольчугу и были способны рассечь пополам всадника вместе с конем. Разумеется, это поэтическое преувеличение, однако вспомним, что чеченские кинжалы были знамениты и среди наших казаков. Как там они пели?
Традиционно чеченские кинжалы подразделялись на два типа: вороненые и полированные до зеркального блеска. До XX века они были большими и напоминали по форме и размерам римские мечи.
О способах ношения меча
И ещё сразу же пройдусь по поводу ножен. Они обязаны быть. Во-первых, сталь почему-то не очень любит грязь и прочую сырость. Во-вторых, ваши товарищи не оценят болтающуюся на вас оттопыренную железяку, которая так и норовит кого-нибудь уколоть. А уж ваша лошадь вас просто возненавидит! И, наконец, в третьих, вот просто представьте — вы выходите к противнику с заткнутым за поясной ремень обнажённым клинком, рывком выдёргиваете его… И у вас падают штаны! Потому что ремень случайно перерезали. Обидно, да?
Кстати, ещё о лошадях. По легенде один персидский царь (Камбис его звали) тоже эксплуатировал меч с то-ли неисправными, то-ли отсутствующими ножнами. И при попытке забраться на коня так сильно порезал ногу (подозрительный мужик с кинжалом тут совершенно не при чём и просто проходил мимо!), что умер через несколько дней. Не будьте как Камбис, носите меч в ножнах!
Ладно, теперь серьёзно и по теме. Меч в разное время носили:
Собственно самый-самый традиционный способ. Ножны меча прикреплялись посредством узлов, колец и прочих ремешков либо к поясному ремню, либо к портупее (перевязи, хотя это слово не совсем правильное) через плечо. В принципе, можно и вовсе не заморачиваться креплением и попросту заткнуть ножны за пояс. Кстати, в гражданской жизни самураи эпохи Эдо чаще всего так и поступали.
На первый взгляд кажется, что портупея удобнее всего, поскольку нагрузку лучше давать на плечо и вообще пояс будет перекашивать и всё такое. Не совсем так. Недлинный клинок не намного тяжелее, скажем, фляги с водой и оттягивает ремень не то, чтобы прям сильно. Зато при беге и прочей акробатике он (по сравнению с креплением на портупее) гораздо меньше болтается. Короче, дело вкуса.
— Вертикально слева. Самый технически простой, но не слишком удобный способ. Подвесить меч так легко даже с помощью обычной верёвки, но при этом готовьтесь к тому, что он будет жестоко бить по ноге при каждом шаге. Кроме того (специально попробовал!) его довольно трудно быстро обнажить. Сперва нужно довольно извратно изогнуть руку, затем наклонить рукоятью вперёд и только потом вытаскивать. Печаль… Про быстрые удары из ножен и прочее яйдзюцу можно сразу забыть.
— Слева по диагонали (рукоять меча смотрит вперёд-вверх, а клинок назад-вниз). Для этого нужен специальный подвес, удерживающий ножны в наклонном положении. Но зато извлекать клинок можно гораздо быстрее и удобнее, а при ходьбе он почти не мешает. Исторически именно этот способ оставался самым популярным.
— Вертикально справа. Именно так носили меч римские легионеры. На самом деле способ довольно удобен — не нужно тянуться правой рукой к левому бедру, а извлечённый из ножен меч сам собой оказывается в удобной позиции для укола вперёд. Единственное «но»! Способ годится только для очень коротких мечей или кинжалов. Вытащить висящий таким образом длинный клинок получится только взяв его обратным хватом. А это… Штука, мягко говоря, неоднозначная.
3. За спиной вертикально или по диагонали рукоятью вверх.
Ещё один источник непрекращающихся споров и я тоже в него влезу. Некоторые говорят, что извлечь расположенный за спиной рукоятью вверх меч невозможно. Это не правда. Специально для этой статьи я попробовал это проделать с клинком длинной в мою руку, расположив устье ножен на уровне правого плеча. И мне это удалось. Но! Во-первых, это чертовски неудобно. Будь меч раза в два короче, было бы легче, но хоть на ладонь длиннее — уже ничего бы не вышло. Про большие двуручные мечи вообще молчу. А во-вторых (оно же главное) — вложить его обратно оказалось почти нереально.
Вообще-то исторически такой способ ношения меча всё равно использовался — но сугубо в спокойной обстановке, когда поводов пускать его в дело не намечалось. Говоря по-современному — это транспортное положение, для удобства на марше. При угрозе же встречи с противником меч со спины снимали, а дальше либо вешали на пояс или портупею, либо (если речь о больших двуручных мечах) извлекали из ножен и попросту несли в руках.
4. За спиной вдоль пояса, рукоятью вправо.
А вот это уже куда более реалистичный и удобный способ. Хотя подходит он скорее для больших ножей или кинжалов.
Как-то так
клинок (режущая часть) и хвостовик (на него насаживается рукоятка).
Помимо этого отдельные части клинка и рукоятки охотничьего ножа имеют следующие устоявшиеся названия.
Лезвие — острое ребро клинка. Это основная режущая часть ножа.
Обух — тупое ребро клинка, противоположное лезвию. Можно встретить название этой части как спинка клинка.
Скос обуха — наклон обуха к острию клинка.
Острие — место, в котором сходятся лезвие с обухом. Оно может быть выше линии обуха (спинки) клинка — взлетающее или ниже — падающее.
Долы — углубления в виде идущих вдоль клинка желобков. Назначение — придание жесткости клинку и одновременно облегчение веса. В обиходе часто считают, что долы служат для стока крови. Это мнение ошибочно.
Ребро клинка — место наибольшего сечения клинка.
Пятка — основание плоскости клинка у нижней части рукояти. Часто именно на пятку наносятся клейма и иная маркировка.
Изгиб лезвия — кривая часть клинка, идущая от лезвия к острию.
Плоскость клинка — плоская часть боков клинка. Часто эту часть называют по немецкому звучанию — фухтель. Иногда именно плоскость клинка используется вместо его пятки для нанесения маркировки и клейм.
Брюхо — лезвие, которое не имеет прямой части, а изогнуто полностью от пятки до острия. Чаще всего является принадлеж-ностью охотничьего ножа с падающим острием.
Рукоять — приспособ-ление для удерживания и действия клинком. Может насаживаться на хвостовик или прикрепляться к нему другим способом.
Ограничитель — деталь ножа, служащая для упора кисти руки и не позволяющая ей соскальзывать на него. Ставится в плоскости клинка у его пятки перпендикулярно рукояти. Может быть односторонним или двусторонним, тогда его называют крестовиной. Иногда дужки ограничителя называют «перьями».
Обоймицы — прокладки в виде колец, ставящиеся на хвостовике для предохранения концов самой рукояти от раскалывания. Могут ставиться или только внизу рукояти, или только вверху ее, или одновременно в двух местах.
Оковка — деталь, назначение которой то же, что и у обоймицы. Иногда может изготовляться вместе с ограничителем.
Торец — часть рукояти, которая крепится к хвостовику не всадным способом, а клепаным.
Щит (для монограммы) — вставка на рукояти в виде щитка, на который наносятся инициалы владельца, его подпись или иной рисунок.
Ножны — футляр для клинка. Предназначены для предохраненияклинка от повреждений и одновременно обеспечивают безопасное ношение ножа охотником. Изготавливаются из совершенно различных материалов. У ножен охотничьих поясных ножей обязательно должно быть поясное кольцо или отверстие, при помощи которых они крепятся к ремню. Сами ножны состоят их двух стенок, непосредственно устья, верхней обоймицы и наконечника. Последние присущи в большей степени ножнам, имеющим металлический прибор, на кожаных они встречаются редко.
Форма клинка
Назначение рукояти заключается в обеспечении действия клинком. От нее зависит комфортность руки (степень утомляемости), маневренность ножа и эффективность выполняемой работы. Размеры, форма и внешний вид рукояти зависят от функционального назначения данного ножа. Рукоять может ставиться параллельно клинку или под углом, который чаще всего зависит от формы клинка.
Способов крепления рукояти к хвостовику по сути дела только два: всадной и клепаный. При всадном способе хвостовик делается достаточно узким и на него, как на стержень, насаживается рукоять и закрепляется в таком положении. При клепаном способе хвостовик делается шире, обычно повторяя конфигурацию рукояти, и к нему с двух сторон крепятся пластины (часто их называют «щечки»). Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки.
Всадной способ дает возможность сделать рукоятку ножа более привлекательной внешне, практически не ограничивает ее формы и размеры, уменьшает вес ножа в целом. Хвостовик при этом способе может быть достаточно длинным и выходить из рукояти. Тогда она закрепляется на нем с помощью гайки (ее еще называют головкой, набалдашником, замыкающей гайкой) или расклепыванием выступающего конца хвостовика. Рукоять как бы затягивается на стержне хвостовика и может состоять из нескольких частей (пластин), которые накладываются одна на другую при насаживании. Такие рукояти принято называть «наборными». Чаще всего этот способ крепления используется на охотничьих ножах с рукоятью параллельной клинку. При всадном способе крепления конец хвостовика может и не выходить за торец рукояти, а быть чуть короче. Тогда рукоять закрепляют на хвостовике при помощи клея или иного фиксирующего материала. Так чаще всего крепят рукояти, стоящие под углом по отношению к клинку. При креплении к хвостовику с помощью гайки рукоять для предохранения от раскалывания на обоих концах снабжается обоймицами (металлическими, кожаными или иными). Помимо практического назначения, обоймицы несут и декоративную функцию.
К любой рукояти охотничьего ножа предъявляют несколько требований: она должна быть прочной, удобной по форме (по руке), комфортабельной на ощупь (не холодить руку, не липнуть в крови, не примерзать к пальцам в мороз и прочее), обеспечивать вместе с клинком баланс всего ножа, красивой (в охотничьем ноже это одно из непременных требований). Все эти требования обеспечиваются в той или иной степени материалом рукояти, а таковых великое множество. Есть старые проверенные временем, так сказать, традиционные натуральные материалы: рог, кость, дерево. До настоящего времени равных заменителей им найти трудно. Для рукояток охотничьих ножей из рогов диких животных чаще всего используют рога благородных оленей и лосей, реже косуль. Самым красивым сырьем принято считать рог благородного оленя. Этот материал прочен, хорошо обрабатывается, декоративен. Его основной недостаток — холодит руку в мороз. Рог лося имеет те же характеристики, но более тяжел и при полировке приобретает серый цвет. По этой причине чаще всего рог оленя и лося используют в виде накладок при клепаном способе. Рог северного оленя, карибу и американского белохвостого оленя используют редко из-за их пористой структуры. Иногда на рукоятки идет рог домашних животных, который приемлем только при особой промышленной обработке. Редко можно встретить рукояти из слоновой кости или иных бивней животных. Материал считается чисто декоративным, но не прочным, так как кость имеет тенденцию к усыханию и старению; обычно такие рукоятки со временем покрываются трещинами.
Изредка ножны изготовляют из кожи средней толщины, но с деревянными вставками; они также работают хорошо. Ножны из пластмасс непрочны, легко режутся, имеют тенденцию к старению. Оправданы они только на рыбацких типах ножей, так как не подвержены воздействию влаги и чаще всего не тонут.
Сталь клинка
Небольшой оселок всегда нужно иметь с собой на охоте, чтобы вовремя подправить заточку ножа в процессе работы. Лучше, если это будет металлический или керамический оселок или небольшой мелкозернистый точильный камень. Носить их следует в специально пришитом к ножнам карманчике.
- Что такое клиновидный эффект
- Что такое клинсер в маникюре