Что такое клиент серверная архитектура
Клиент-серверная архитектура: что это такое и для чего ее используют?
клиент — это некое пользовательское устройство или программа, которая шлет различные запросы серверу и ждет необходимую информацию;
сервер — это еще один мощный «компьютер», который намного мощнее «клиента» и хранит различную информацию.
Но есть еще третье «действующее лицо» — это пути, по которым общаются клиент и сервер, в роли таких путей выступает всемогущий интернет или частная локальная сеть.
Клиент-серверная архитектура — что это?
Клиент-серверное взаимодействие происходит даже тогда, когда пользователи отправляют друг другу электронные письма или общаются через мессенджер. Даже в этих случаях сообщение или письмо вначале отправляется на сервер, где оно проходит небольшую обработку, а потом — получателю. При этом сервер может сохранить отправленный файл, чтобы отправитель и получатель всегда имели к нему доступ: скачали, отредактировали или удалили.
Что такое технология клиент-сервер на практике
В глобальном смысле весь и нтернет — это один большой сервер, а в роли клиента выступает каждое устройство, выходящее в сеть.
Большинство обычных пользователей даже не догадываются, что благодаря архитектуре клиент-сервер обслуживается любой их запрос в поисковой системе. О каждом своем клиенте сервер ы хранят определенную информацию, создавая обезличенный облик своего клиента. В качестве такой информации выступает многое, например:
какие читались новости;
какие скачивались книги;
на каких блогах и какие статьи «клиент» читает чаще всего;
какие фильмы или видео были просмотрены;
список всех посещенных сайтов;
в каких соцсетях «клиент» зависает чаще всего;
на каком контенте в соцсетях «клиент» заостряет внимание: лайки, репосты, комментарии, оценки, группы и т. д.;
с какими друзьями, когда и где общался «клиент»;
какие интернет-магазины посещал и какие заказы делал;
Особенности клиент-серверного взаимодействия
основная работа при такой архитектуре лежит на мощных серверах, а не на клиенте, что снижает нагрузку на последнего;
клиент-сервер — это общая архитектура отношений, где уровни отношений регулируются протоколами, что дает возможность разграничивать уровни доступа клиентов к серверам;
с сервером может работать любое устройство, вне зависимости от его операционной системы;
все команды от клиента обрабатываются сервером, что снижает нагрузку на саму сеть;
важно сохранять работоспособность именно серверов, так как их выход из строя грозит отсутствием работоспособности многих клиентов;
Заключение
Мы будем очень благодарны
если под понравившемся материалом Вы нажмёте одну из кнопок социальных сетей и поделитесь с друзьями.
Архитектура «Клиент-Сервер»
Определение
Архитектура «Клиент-Сервер» (также используются термины «сеть Клиент-Сервер» или «модель Клиент-Сервер») предусматривает разделение процессов предоставление услуг и отправки запросов на них на разных компьютерах в сети, каждый из которых выполняют свои задачи независимо от других.
В архитектуре «Клиент-Сервер» несколько компьютеров-клиентов (удалённые системы) посылают запросы и получают услуги от централизованной служебной машины – сервера (server – англ. «официант, обслуга»), которая также может называться хост-системой (host system, от host – англ. «хозяин», обычно гостиницы).
Клиентская машина предоставляет пользователю т.н. «дружественный интерфейс» (user-friendly interface), чтобы облегчить его взаимодействие с сервером.
Рис. 1. Архитектура «Клиент-Сервер».
Типы клиент-серверной архитектуры
Архитектуру «клиент-сервер» принято разделять на три класса: одно-, двух- и трёхуровневую. Однако, нельзя сказать, что в вопросе о таком разделении в сообществе ИТ-специалистов существует полный консенсус. Многие называют одноуровневую архитектуру двухуровневой и наоборот, то же можно сказать о соотношении двух- и трёхуровневой архитектур.
Постараемся внести ясность в этот вопрос.
Одноуровневая архитектура (1-Tier)
Одноуровневая архитектура «клиент-сервер» (1-Tier) – такая, где все прикладные программы рассредоточены по рабочим станциям, которые обращаются к общему серверу баз данных или к общему файловому серверу. Никаких прикладных программ сервер при этом не исполняет, только предоставляет данные.
Рис. 2. Одноуровневая архитектура «клиент-сервер» (1-Tier).
В целом, такая архитектура очень надёжна, однако, ей сложно управлять, поскольку в каждой рабочей станции данные будут присутствовать в разных вариантах. Поэтому возникает проблема их синхронизации на отдельных машинах. В общем, как можно видеть из рисунка, в этой архитектуре просматривается ещё один уровень – базы данных, что даёт повод во многих случаях называть её двухуровневой.
Двухуровневая архитектура (2-Tier)
К двухуровневой архитектуре «клиент-сервер» следует относить такую, в которой прикладные программы сосредоточены на сервере приложений (Application Server), например, сервере 1С или сервере CRM, а в рабочих станциях находятся программы-клиенты, которые предоставляют для пользователей интерфейс для работы с приложениями на общем сервере.
Рис. 3. Двухуровневая архитектура «клиент-сервер» (2-Tier).
Такая архитектура представляется наиболее логичной для архитектуры «клиент-сервер». В ней, однако, можно выделить два варианта. Когда общие данные хранятся на сервере, а логика их обработки и бизнес-данные хранятся на клиентской машине, то такая архитектура носит название “fat client thin server” (толстый клиент, тонкий сервер). Когда не только данные, но и логика их обработки и бизнес-данные хранятся на сервере, то это называется “thin client fat server” (тонкий клиент, толстый сервер). Такая архитектура послужила прообразом облачных вычислений (Cloud Computing).
Преимущества двухуровневой архитектуры:
Однако, у двухуровневой архитектуры есть и ограничения:
Трёхуровневая архитектура (3-Tier)
В трёхуровневой архитектуре сервер баз данных, файловый сервер и другие представляют собой отдельный уровень, результаты работы которого использует сервер приложений. Логика данных и бизнес-логика находятся в сервере приложений. Все обращения клиентов к базе данных происходят через промежуточное программное обеспечение (middleware), которое находится на сервере приложений. Вследствие этого, повышается гибкость работы и производительность.
Рис. 4. Трёхуровневая архитектура «клиент-сервер» (3-Tier).
Преимущества трёхуровневой архитектуры:
Многоуровневая архитектура (N-Tier)
В отдельный класс архитектуры «клиент-сервер» можно вынести многоуровневую архитектуру, в которой несколько серверов приложений используют результаты работы друг друга, а также данные от различных серверов баз данных, файловых серверов и других видов серверов.
По сути, предыдущий вариант, трёхуровневая архитектура – не более, чем частный случай многоуровневой архитектуры.
Рис. 5. Многоуровневая архитектура «клиент-сервер» (N-Tier).
Преимуществом многоуровневой архитектуры является гибкость предоставления услуг, которые могут являться комбинацией работы различных приложений серверов разных уровней и элементов этих приложений.
Очевидным недостатком является сложность, многокомпонентность такой архитектуры.
Характеристики архитектуры «клиент-сервер»
Практические применения архитектуры «клиент-сервер»
Хорошим примером работы системы «клиент-сервер» является автомобильный навигатор. Приложение навигации на сервере собирает данные с многих смартфонов пользователей, на которых установлены клиенты приложения. Кроме того, приложение навигации использует ещё и данные с сервера базы данных – геоинформационной системы, который предоставляет данные, например, о текущих ремонтах дорог, о появлении новых дорог и пр. Данные со многих клиентов (местоположение, скорость) обрабатывается сервером навигации и выдаётся на смартфоны пользователей в виде информации о средней скорости движения по тому или иному участку маршрута.
Практически любая корпоративная сеть или ИТ-система предприятия, как правило, строится по архитектуре «клиент-сервер». В небольших сетях (3-5 компьютеров в компании) функции сервера может выполнять один из рабочих компьютеров. Если число машин в организации более 10, то лучше сделать выделенный сервер (почтовый сервер, приложений, баз данных и пр.), который будет заниматься обслуживанием клиентов – компьютеров и телефонов сотрудников организации.
В домашних сетях архитектура «клиент-сервер» тоже используется довольно часто. Например, в домашнюю сеть могут быть объединены компьютеры членов семьи, один из которых выполняет функции сервера. В домашнюю сеть также могут быть включены такие устройства, как умные колонки, умные домашние устройства (пылесосы-роботы, фотоаппараты, DVD-плееры и пр.), а также «умные» счётчики (вода, электричество) и т.д. Тогда в системе управления сервера, будут видны все параметры, данные и медифайлы (музыка, видео, фото), а также «умные устройства».
Преимущества и недостатки архитектуры «клиент-сервер»
К преимуществам архитектуры «клиент-сервер» можно отнести:
К недостаткам архитектуры «клиент-сервер» следует отнести:
Заключение
В настоящее время можно встретить термин Serverless Architecture, т.н. «бессерверная архитектура». Однако, по сути, она представляет собой процесс получения функций сервера в виде облачной услуги. То есть, серверы в облаке тоже есть, но для конечного пользователя они не видны, и он получает их сервисы в виде абстрактной «функции как услуги» FaaS (Function as a Service).
Архитектура «клиент-сервер» является основой большинства корпоративных сетей и берёт свое начало от самых первых вычислительных машин, т.н. «мэйнфреймов». Программное обеспечение для локальных компьютерных сетей, подавляющее большинство которых основано на архитектуре «клиент-сервер», начало создаваться около 50 лет назад.
Дальнейшее развитие информационных технологий также будет происходить в значительной степени с использованием архитектуры «клиент-сервер».
Клиент-серверная архитектура в картинках
Знакомая картинка? А вы ведь постоянно сталкиваетесь с этой архитектурой — когда покупаете билет в кино онлайн, бронируете путевку на море или записываетесь к врачу.
На клиент-серверной архитектуре построены все сайты и интернет-сервисы. Также ее используют десктоп-программы, которые передают данные по интернету. Поэтому ИТ-специалисту нужно понимать, что это такое и как работает.
Об этом я и расскажу в статье. Объясню на пальцах, с примерами и забавными картинками =) Если вы больше любите видео-формат, можно посмотреть мой ролик на youtube на ту же тему.
Содержание
Что это и как работает
Вот есть у нас некий Вася, который решил купить машину. Такую, как в рекламе — быструю, мощную, красивую! Только стоит она как хвост самолета, у Васи таких денег нет.
Конечно, Вася может подкопить несколько лет, а потом уже покупать машину. Но ведь хочется здесь и сейчас! Да и средство передвижения нужно…
А еще Вася не умеет копить — получил зарплату, закупился основным, оплатил жилье, всё! Остальное можно потратить. Для таких людей есть банки, куда можно прийти и взять деньги в кредит.
Конечно, потом вы будете переплачивать, возвращая их назад. Проценты-то конские. Но зато уже сейчас можете позволить купить себе что-то дорогое.
Вася подумал, прикинул и сказал:
— Да, хочу именно так! 100 рублей с зарплаты платить в банк могу, а откладывать — нет. Потрачу.
Поэтому Вася идет в банк и говорит:
— Я Василий Иванов, хочу автокредит на 1000р.
У Кати есть специальная программа для проверки данных по клиентам. Эта программа может быть как web, так и desktop:
Катя вбивает в программу «Василий Иванов» и получает информацию по клиенту — есть ли он в черных списках? Была ли кредитная история раньше? И так далее. Но что происходит в потрохах приложения?
Катя ввела данные на клиенте. Но когда она нажала «проверить», клиент отправил запрос на сервер:
— Дай мне информацию по Васе Иванову!
Сервер отправил запрос в БД, базу данных:
— Select * from clients where fio = ‘Василий Иванов’. (Дай мне всю информацию по ФИО ‘Василий Иванов’)
— Вот тебе все, что нашла.
Сервер вернул эту информацию клиенту:
А клиент уже отрисовал ее для Кати:
— Ага, кредитная история хорошая.
И делает предложение Васе:
— Пожалуйста, если хотите взять кредит, то мы готовы выделить 1000р на 12 лет под 80% годовых. Устроит?
— Да, меня всё устраивает, давайте скорее деньги, и я побежал за машиной!
Все счастливы, все довольны.
Катя даже не догадывается, какой путь проделали данные в программе, когда она вбила туда ФИО своего клиента. Но мы с вами должны узнать, что же это за путь такой? И к чему все эти сложности? Почему именно такая структура? Почему есть клиент, почему есть сервер?
Зачем нужен клиент
Тут все просто — с клиентом работает пользователь. Он нужен, чтобы превратить байтики программного кода в красивую и понятную картинку. Пользователь — не программист, он не понимает язык программирования или sql. Он понимает формочки и кнопочки. Их в клиенте и рисуем.
Зачем нужен сервер
Клиентов может быть много. В примере с банком у нас может быть по 10 отделений в 10 городах России, а в каждом отделении по 10 операционисток. Тысяча Катек, и у каждой отдельный компьютер.
А мы ведь хотим, чтобы приложение работало быстро. Чтобы оно не тупило и не зависало, нервируя операциониста и заставляя клиента ждать. Значит, машина нужна мощная. Но если делать мощным каждый компьютер операциониста, денег придется вложить очень много!
Поэтому мы выносим всю основную логику на сервер. И вот его уже делаем мощным! А клиентские машины могут быть дешевыми, потому что на них остается лишь логика в стиле «запросить информацию и красиво отрисовать».
Нет дублирования кода
Если бы у нас были только клиентские машины, на каждой из них хранился бы одинаковый код по обработке логики, лежала вся база данных, все справочники террористов и прочая. Но так как сервер и БД вынесены в отдельные звенья, с клиентской машины освобождается куча места… И кода.
Не надо дублировать код, ведь вся основная логика вынесена на более мощный сервер.
На сервере и в базе хранится информация, недоступная простому операционисту. Это:
Есть операционисты, готовые за денюшку слить информацию о клиентах. Есть нечистые на руку люди, готовые невзначай заглянуть через плечо. А, может, клиент сам такой человек. Представляете, отпихивает Вася хрупкую Катю, садится за ее компьютер, и переводит себе на счет миллионы, пока его не повяжет охрана.
Зачем нужна база
При чем же тут БД? Вот у нас есть наш сервер, пусть он и хранит всю информацию. Бывает и так, иногда база просто не нужна и у нас остается двузвенная архитектура клиент-сервер.
В таком случае все данных сервер хранит в памяти. Вот только если сервер упадет, или просто перезагрузится — вся информация будет потеряна. Все, что было в памяти, стирается при выключении системы.
БД (база данных) — отдельный программный продукт, который позволяет:
Да, базы может не быть. Но когда она есть, мы уверены в сохранности данных и легко можем по ним поискать.
Плюсы архитектуры
Резюмируем плюсы архитектуры:
Минусы архитектуры
Упало одно звено — все отдыхают
Если упал сервер или отвалилась база, то есть испортилось 1 звено — всё, все в ступоре, все отдыхают. Сотни, тысячи, да хоть миллионы клиентов если есть — никто не может работать. Все операционистки грустно смотрят на окно «Простите, что-то пошло не так» и разводят руками перед клиентом.
Именно поэтому в бизнес-критичном ПО архитектуру усложняют и даже дублируют. Банк с тысячами операционистов не может позволить себе простой. Поэтому они используют кластер серверов — один упал, остальные работают.
Как в таком случае клиент понимает, куда ему отправлять запрос?
Перед серверами ставят балансировщик, и клиент шлет запрос туда. Сколько бы серверов не поставили в кластер, клиенту это не интересно. У него есть один URL — адрес балансировщика.
И вот с клиента поступает запрос:
— Дай мне всю информацию по Васе Иванову.
— Ребята, новый запрос! Кто меньше загружен?
— У меня 5 запросов в очереди стоит.
Балансировщик отправляет запрос второму серверу.
Такая схема используется для высоконагруженного приложения — когда запросов поступает так много, что один сервер с ними просто не справляется.
Facebook, amazon, google — туда заходят миллионы пользователей. Один сервер с ними не справится. Поэтому ставят кластер, а балансировщик делит между ними нагрузку. И в таком случае в кластере может быть не 2 сервера, а 10, 15, сколько нужно, столько и ставим.
При этом мы можем точно также балансировать базу данных. У нас может быть несколько копий баз данных на самых разных машинах, и балансировщик отправляет запросы то к одной, то ко второй.
Такая схема называется горячий резерв — когда у нас есть несколько серверов, работающих в параллель, и балансировщик распределяет нагрузку между ними.
При этом может быть и схема холодного резерва — когда у нас второй сервер является резервной копией «на всякий случай». Все запросы идут на первый сервер, второй отдыхает.
Но если с первым сервером что-то случится и он помрет, балансировщик перенаправит нагрузку на второй сервер:
В это время у администраторов будет время разобраться с проблемой на сервере 1.
Схема холодного резерва используется тогда, когда один сервер способен выдержать нагрузку и выдавать хорошую скорость работы. Но приложение при этом бизнес-критичное и простой неприемлем.
Простой может быть не только потому, что случилось что-то плохое. Есть еще штатное обновление приложения. Обе схемы резервирования позволяют обновляться безболезненно. Если в кластере два сервера, обновление будет выглядеть так:
Таким образом, схемы резервирования помогают нам устранить проблему «упало 1 звено — все отдыхают». Клиент никогда не узнает, что один или несколько серверов в кластере сдохли, у него всё как работало, так и работает.
Высокая стоимость оборудования
Сервера стоят дорого. Туда нельзя поставить обычный SSD как для домашнего компьютера. Почему? Потому что к железу для серверов совсем другие требования по надежности + есть поддержка специфичных функций:
— у HDD это специальная микропрограмма контроллера, которая оптимизирована для работы диска в RAID, дома это не нужно.
— у SSD это наличие группы конденсаторов, которые хранят энергию на случай отключения питания, чтобы хватило времени скинуть из DDR кэша данные в энергонезависимую память и данные не побились.
SSD — быстро работающий диск, HDD — обычный. RAID — когда мы N дисков вместе соединили, а DDR кэш — это оперативная память
Плюс у серверных решений гарантия обычно гораздо дольше: 5 лет, а не год.
По цене отличаются в 2 раза. Например, SSD:
Вроде не сильно отличается, да? Но смысл в том, что для дома 1 тб хватает за глаза — и фоточки все влезут, и кино, и куча приложений… А для базы данных иногда и 10 тб будет мало. А если делать кластер, то умножаем стоимость на 2, если не больше. Поэтому и разница в цене кажется огромная, но при пересчете на гигабайт небольшая выходит.
Не забывайте, что дома вам просто надо свои фоточки держать, да и те обычно в облаке. А на сервере бизнес-критичный функционал, который жрет дофига ресурсов и который надо дублировать на случай «вдруг первый сдохнет».
Нужно нанять сисадмина ツ
Нам нужно нанять сисадмина, который будет следить за всеми нашеми серверами приложения и БД. Добавляем его зарплату к стоимости оборудования!
Что тестировать
Чтобы понимать, что тестировать, надо понимать, с чем имеет дело человек.
Пользователь работает с клиентом. Это может быть web или desktop приложение, не суть. Операционистке Кате дали рабочее место, показали какую программу запускать и как с ней работать. Она знать не знает о наличии серверов и БД, она работает только с клиентом.
Поэтому тестировщик в первую очередь проверяет клиент! Потому что сервер может работать идеально, вы можете даже написать тесты на уровне API и они все будут зелененькие, и кажется, что все зашибись! А пользователь загрузит отчет и увидит ошибку. Ой.
Сервер работает, на клиенте ошибка. И плевать на сотни «зеленых» автотестов. У пользователя все равно ошибка. И наша задача — посмотреть с его точки зрения.
Однако, если у вас есть доступ к серверу приложения и его базе данных — стоит проверять и их тоже! Так мы можем увидеть «будущий баг». Например:
— Ну, наверное, их и не заполняли.
А их заполняли! Просто сохранение криво сработало. Поэтому, если у нас только черный ящик, то нужно проверять, «а реально ли сохранились данные?». Сохранили? Откройте карточку в новом окне или вызовете информацию через API-метод.
Если доступ к базе есть — просто проверьте по ней, что все хорошо. Если есть доступ к серверным логам — проверьте их на наличие ошибок.
Помимо простых пользователей бывают злые люди, которые пытаются встрять в наше приложение и своровать деньги / данные. Они используют не клиент или сервер — туда у них доступа нет. Они пытаются перехватить данные в пути от клиента к серверу, или от сервера к БД.
Ну а раз нехорошие люди могут это сделать, то тестировщик тоже должен это уметь! Потому что тестировщик предоставляет информацию о нашем продукте.
Тестировщик изучает уязвимости и потом рассказывает команде:
— Ребята, вот я проверил, у нас есть такие-то и такие-то потенциальные дыры. Давайте подумаем, надо нам их как-то закрывать или нет.
То есть не факт, что исправлять проблему будут. Может, у вас некритичное приложение — данные не утекут, деньги вы не храните. Тогда и заморачиваться лишний раз никто не будет, потому что тестировать на защищенность — дорого, специалистов мало.
Но какие-то базовые проверки типа sql-иньекций или XSS-атак стоит изучить и проверить на своем приложении. Хотя бы чтобы понять их критичность. Ведь если атака сломает клиент — ну и пусть, сам себе буратино. А если атака положит сервер, это уже не очень хорошо. И надо хотя бы знать, от чего это бывает.
Итого
Клиент — та программа, с которой работает пользователь. Он знать не знает, это у него на компьютере программа целиком, или где-то за ней прячутся сервер с базой, а то и целый RAID. Он работает в браузере или с desktop-приложением. И всё, что ему нужно знать — это «куда тут тыкать».
Клиенту не нужно много памяти, места на диске и других ресурсов. Поэтому рабочие места относительно дешево стоят. А это именно то, что нам нужно, особенно если нужно закупить оборудование для тысяч операционисток банка.
Сервер — компьютер, на котором хранится само приложение. Весь код, вся логика, все дополнительные материалы и справочники. Например, справочник адресов ФИАС или справочник юр лиц ЕГРЮЛ — они тоже занимают место, как сами по себе, так и в памяти приложения.
Иногда говорят «сервер приложения» и «сервер БД». Это нормально, ведь фактически сервер — это просто машина, компьютер. А базу и сервер приложения обычно хранят на разных машинах, ради безопасности. В таком случае, если говорят «сервер приложения» — речь о втором звене нашей схемы.
Приложения бывают самые разные. Есть ресурсоемкие, им нужно много памяти и места на диске. Есть «легкие», которые можно развернуть даже на домашнем компьютере.
БД (база данных) — хранилище данных. Тут вы можете легко поискать информацию + уверены в том, что она сохранится, даже если в приложении что-то сломается. Подробнее о ней — в статье «Что такое База Данных (БД)»
Сколько места нужно под базу, зависит от количества данных. Есть огромные базы в банках, где и 1тб будет мало. А есть совсем небольшие, которые вы можете установить на своей машине. Например, XAMPP можно поставить. И врядли вы напихаете туда столько данных, что у вас не останется под них место.
Отдельной базы может не быть, тогда структура станет двузвенной: клиент-сервер. И все!
Схема условная, в реальной жизни у нас как минимум будет больше клиентов. А если приложение высоконагруженное, то будет несколько серверов и несколько баз данных:
PS — больше полезных статей ищите в моем блоге по метке «полезное». А полезные видео — на моем youtube-канале