Что такое клезмерская музыка

Клезмер

Юго-Восточная Европа, в основном Молдова, Бессарабия, румынская часть Буковины, Южная Украина

Что такое клезмерская музыка. Смотреть фото Что такое клезмерская музыка. Смотреть картинку Что такое клезмерская музыка. Картинка про Что такое клезмерская музыка. Фото Что такое клезмерская музыка

Что такое клезмерская музыка. Смотреть фото Что такое клезмерская музыка. Смотреть картинку Что такое клезмерская музыка. Картинка про Что такое клезмерская музыка. Фото Что такое клезмерская музыка

Кле́змер (из идиш קלעזמער кле(й)змер, сложносоставное слово из двух корней, восходящих к ивр. כְּלִי ‎ [клей] инструменты и זֶמֶר [земер] напев [1] ) — традиционная нелитургическая музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения. Исполнители музыки в этом стиле — кле́змеры (идиш קלעזמער — ед.ч. кле(й)змэр, мн. ч. клезмо́рим/кле́змерс/кле́змер).

Содержание

Происхождение и история

Музыкальные формы

Влияние на другие музыкальные жанры и культуры

Ссылки

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Клезмер» в других словарях:

КЛЕЗМЕР — Устаревшее слово. В настоящее время заменено синонимами лабух; музыкант. Ах, клезмер шпилт. А ну! На скрипке. Что ты сник? За дырку в бублике не дать с утра валюты. ■ Это же такой клезмер, что ему нужно называться клизмер … Большой полутолковый словарь одесского языка

КЛЕЗМЕР — музыкант … Язык Одессы. Слова и фразы

Еврейские фамилии (профессии) — Немецкие и еврейские фамилии, значение которых связано с профессиями список фамилий, связанных с профессиональной деятельностью … Википедия

Клезмерская музыка — Клезмер (из идиш קלעזמער кле(й)змер, сложносоставное слово из двух корней, восходящих к ивр. כְּלִי‎ [клей] инструменты и זֶמֶר [земер] напев[1]) традиционная нелитургическая музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения.… … Википедия

Клезмеры — Клезмер (из идиш קלעזמער кле(й)змер, сложносоставное слово из двух корней, восходящих к ивр. כְּלִי‎ [клей] инструменты и זֶמֶר [земер] напев[1]) традиционная нелитургическая музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения.… … Википедия

Клейзмерская музыка — Клезмер (из идиш קלעזמער кле(й)змер, сложносоставное слово из двух корней, восходящих к ивр. כְּלִי‎ [клей] инструменты и זֶמֶר [земер] напев[1]) традиционная нелитургическая музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения.… … Википедия

Клейзмер — Клезмер (из идиш קלעזמער кле(й)змер, сложносоставное слово из двух корней, восходящих к ивр. כְּלִי‎ [клей] инструменты и זֶמֶר [земер] напев[1]) традиционная нелитургическая музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения.… … Википедия

Клецмер — Клезмер (из идиш קלעזמער кле(й)змер, сложносоставное слово из двух корней, восходящих к ивр. כְּלִי‎ [клей] инструменты и זֶמֶר [земер] напев[1]) традиционная нелитургическая музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения.… … Википедия

Сойбельман, Леонид — Леонид Сойбельман Дата рождения 20 июля 1966(1966 07 20) (46 лет) Место рождения Бельцы, Молдавская ССР Годы активности 1987 наст.вр … Википедия

Сойбельман — Сойбельман, Леонид Леонид Сойбельман (р. 20 июля 1966, Бельцы Молдавской ССР) экспериментальный рок музыкант, гитарист виртуоз, заметная фигура современного европейского аванга … Википедия

Источник

Клезмер

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Клезмер (клейзмер) (от ‏כּלֵי‏‎ [клэй] — инструменты и זֶמֶר [зэмэр] — напев) — так называли еврейских народных музыкантов, которые играли чаще всего в странствующих ансамблях («капеллах») из трех-пяти исполнителей на свадьбах, бар-мицвах, праздничных гуляньях, ярмарках. Клезмерская музыка получила распространение в местах проживания евреев в «черте оседлости». Практически исчезнув в Европе после Катастрофы, клезмерская музыка возродилась в США и Израиле. Музыкальную основу клезмерских песен чаще всего составляют скрипки, кларнеты, флейты, а также аккардеон, цимбалы и труба (подробнее — см. ниже в разделе «Инструменты»).

Оглавление

Появление и развитие клезмерской музыки [↑]

Клезмерами впервые стали называть в XIV—XV вв. музыкантов в еврейских общинах Германии и соседних стран.

В XVII веке пражские клезмеры образовали свою гильдию и сопровождали народные торжества в дни Симхат-Тора и Пурим, а также шествия несущих новый свиток Торы в синагогу.

По мере сближения быта евреев с бытом окружающих их народов в Западной и Центральной Европе центр творчества клезмеров переместился к Востоку. Искусство клезмеров наиболее ярко проявилось на Украине, в Польше, Литве, Галиции, Бессарабии в конце XVIII — первой половине XX вв.

Творчество клезмеров испытало влияние фольклора и профессионального искусства народов, живших по соседству с евреями: немцев, украинцев, поляков и особенно — румын и жителей Бессарабии, чьи народные мелодические обороты очень характерны для искусства клезмеров.

Со временем в клезмерской музыке появились жанры, соответствующие разным торжественным событиям. Основным направлением их деятельности было и остаётся по сей день музыкальное оформление хупы — обряда еврейской свадьбы. Ни одна сколько-нибудь значимая свадьба не обходилась без клезмерской музыки.

При встрече гостей клезмеры играли «Гас-нигн» («Уличный напев»), перед хупой — «Базецн ди кале» («Посажение невесты»); после хупы — «Мазл-тов» («Счастья вам»), во время свадебной трапезы — «Тиш-нигн» («Застольный напев»). Наступали танцы, и вот уже клезмеры играли «Мехутоним-танц» («Танец сватов»), «Бройгез-танц» («Танец обиды») или «Шолем-танц» («Танец примирения»), отражавшие возможные взаимоотношения породнившихся семей. Потом уже и «Шер» («Ножницы»), «Бейгеле» («Бублик»), «Фрейлехс» («Веселое»), «Хосид» («Хасид»), а также чардаши, польки, мазурки, коломейки — в зависимости от местности. Когда приходило время проводов гостей, звучали «Зайт гезунт» («Будьте здоровы») и «Добранич» (по-украински — «доброй ночи»).

Неизменно ассоциирующийся с еврейской культурой танец «хора» — тоже играли клейзмеры на свадьбах, они же и сделали еврейским этот своеобразный румынский танец с необычном ритмом 3/8.

Особые мелодии, обычно исполнявшиеся солистом-скрипачом или кларнетистом, предназначались на случай, если невеста или жених были сиротами. Различным был также репертуар для богатых, среднего достатка и бедных свадеб.

Для бар-мицвы, Пурима, внесения свитка Торы — для каждого случая у клезмеров были подходящие музыкальные произведения.

Инструменты [↑]

Ведущий инструмент, обычно — скрипку, дополняли цимбалы, контрабас, кларнет, труба, флейта, барабан с тарелками. Выбор инструментов для клезмерского ансамбля был связан с его мобильностью. Музыка была необходима для различных частей свадебной церемонии, которые проходили в разных комнатах или дворах, и ансамбль должен был быстро перемещаться.

Кроме того, клезмеры были бродячими музыкантами, которые странствовали из города в город. Поэтому те инструменты, что держались в руках (кларнет, скрипка, флейта) или поддерживались ремнями, переброшенными через шею или плечи музыканта (аккордеон, барабан) были предпочтительнее тех, что ставились на пол, как виолончель, не говоря о любых клавишных инструментах, для перемещения которых потребовалось бы несколько человек.

Особенности клезмерской музыки [↑]

Клезмерам присуща экспрессивная манера игры, неожиданные ускорения или замедления темпа, внезапные импровизированные вставки в мелодию («дрейдлах»), что повышает эмоциональное воздействие их музыки.

Клезмерская музыка часто похожа на человеческий голос, который то поет, то смеется, то плачет, и это неслучайно: клезмерский стиль подразумевает имитацию канторского и паралитургического (то есть близкого по стилю к молитвенному, но молитвой не являющегося) пения.

Обычно ведущая партия предоставляется скрипке, а другие инструменты создают гармонию, ритм и контрапункт.

Музыканты [↑]

Несмотря на то, что большинство клезмеров не знали нотной грамоты и не записывали произведения (которые, как правило, сами сочиняли или импровизировали), их музыка с годами фольклоризировалась, а имена клезмеров вошли в историю еврейской музыки как имена творцов народного искусства.

Скрипач Йосл Друкер из Бердичева, прозванный Стемпеню (1822—1870 гг.), был прославленным представителем большой семьи клезмеров: его отец Шолем Берл был кларнетистом, дед Шмуэль — трубачом, прадед Файвиш — цимбалистом, прапрадед Эфраим — флейтистом. Его шурин Вольф Чернявский (1841—1930 гг.), скрипач, стал последователем и наследником Стемпеню.

Аарон Моше Холоденко из Бердичева, прозванный Педоцур (1828—1902 гг.), был известен как скрипач-виртуоз; он был одним из немногих клезмеров, знавших нотную грамоту, благодаря чему установлено авторство части его сочинений, в том числе популярной поныне «Люли» («Колыбельная»).

Среди других известных клезмеров были Исраэль Моше Рабинович из Фастова (1807 г. или 1810 г.—1900 г.), Авраам Ицхак Березовский из Смелы (1844—1888), Йехиэль Гозман (или Гойзман), прозванный Алтер из Чуднова (1846—1912).

В Иерусалиме на свадьбах и в дни Симхат-Тора в 1850—1860-х гг. играли Хаим Файфер (то есть флейтист), Черновицер (видимо, выходец из города Черновцы), Моше Пойкер (барабанщик), Хаим Шиши-Кларнетист и его два сына барабанщика. По предписанию некоторых раввинов, в пределах стен Старого города в Иерусалиме не разрешалось играть, а лишь «барабанить».

Из семей клезмеров вышли всемирно известные музыканты: композитор и педагог Михаил Гнесин (заведовавший кафедрой композиции в учрежденном его сестрами знаменитом музыкальном училище им. Гнесиных) был внуком клезмера.

В клезмерской «капелле» играл отец и первый учитель одного из величайших скрипачей XX-го века Яши Хейфеца. Основатель одесской школы скрипичного искусства Петр Столярский был сыном клезмера и в начале своей музыкальной карьеры играл в «капелле». Иоахим Стучевский, израильский композитор, виолончелист и музыкальный писатель, был сыном руководителя клезмерской «капеллы» в Ромнах Полтавской губернии.

Веками складывалось так, что молодые клезмеры учились у своих старших родственников. Но было несколько страшных периодов в истории, когда передача традиции трагически прерывалась. Катастрофа европейского еврейства уничтожила практически все клезмерские династии.

Среди многих клезмеров, погибших в годы Второй мировой войны в гитлеровских лагерях смерти, наиболее известными были Саша и Меир Ступель из Вильно, братья Таубе из Лодзи, братья Кош и Оскар Шац из Львова, Миша Шабтай из Слонима.

Клезмерские традиции в классической музыке [↑]

Интонация и элементы клезмерской музыки претворены в оркестровой сюите «Еврейский оркестр на балу у городничего» (1929) Михаила Гнесина, фортепианном трио «Клезмерская свадебная музыка» (1955) Иоахима Стучевского. Мотивы музыки клезмеров использовал Сергей Прокофьев в «Увертюре на еврейские темы» (1919), Дмитрий Шостакович в фортепьянном трио «Памяти Соллертинского». В произведениях Леонарда Бернштайна, Аарона Копланда, Джорджа Гершвина звучат клейзмерские интонации как последние нити, связывающие их с еврейством.

После Катастрофы [↑]

После уничтожения европейского еврейства и еврейских местечек, чья жизнь неразрывно была связана с клезмерами, клезмерская музыка стала постепенно возрождаться в США. В середине 80-х в Америке начался так называемый «еврейский Ренессанс». Один за другим в США начали появляться высококлассные коллективы («клезмер-бэнды»). Потомки тех самых клезмеров, что эмигрировали в начале XX-го века в Америку, не дали ашкеназской культуре кануть в небытие. Они возложили на себя большую ответственность, взявшись возрождать из пепла окончательно утраченную, казалось, культуру европейских евреев.

В Америке начали появляться так называемые «клезкемпы» — своеобразные лагеря, куда могли приехать и приобщиться к еврейской музыке все желающие исполнять клезмерскую музыку. Набрав силу в Америке, возрождение идишкайта перекинулось в Европу.

Вскоре во многих европейских странах появились клезмерские капеллы, а в конце восьмидесятых, после более чем полувекового перерыва, — даже и на территории СССР. Сначала в Казани образовался клезмерский коллектив «Симха», а в Самаре — «Алия». К середине девяностых в странах бывшего Советского Союза насчитывалось свыше полутора десятков профессиональных клезмер-бэндов.

В 1996-м году произошло событие, ставшее отправной точкой для образования большого количества клезмерских коллективов, состоящих из совсем ещё молодых музыкантов — «Клезфест в Петербурге», настоящий семинар по изучению клезмерской музыки. В 1999 году аналогичный фестиваль появился в Киеве. Из года в год на эти фестивали в качестве участников съезжаются лучшие клезмеры стран СНГ и ближнего зарубежья.

Клезмерская музыка в Израиле [↑]

В Израиле музыка клезмеров получила название «Нигуней Мерон» («Мелодии горы Мерон») из-за своей связи с традиционным паломничеством к могиле раби Шимона бар Йохая в Лаг ба-Омер. Эти мелодии отличаются от обычного клезмерского репертуара влиянием музыкального фольклора нееврейского населения Эрец-Исраэль (арабов, друзов, турок).

С 1988 года ежегодно в августе на севере Израиля, вблизи горы Мерон, в необыкновенно живописном городе Цфат — городе с удивительной историей, архитектурой и атмосферой — проходит ежегодный фестиваль клезмерской музыки — музыки, затрагивающей самые сокровенные струны еврейской души.

Вход на все концерты, мастер-классы и мероприятия традиционно свободный. Фестиваль ежегодно посещают десятки тысяч гостей со всего мира. Среди участников много русскоязычных музыкантов, в том числе — даже преподавателей и сотрудников Толдот Йешурун. [↑]

Источник

Романтика народной песни: клезмерская музыка

Возможно, для тех, кто не очень близко знаком с еврейской историей и культурой, всегда было непонятно – кто же эти загадочные клезмеры? Однако, будьте уверены, что даже они хотя бы несколько раз слышали какой-то из общеизвестных клезмерских напевов.

Слово “клезмер” составляют два слова из иврита: “кле” – инструмент, и “змер” – песня. Клезмерская музыка поначалу была по большей части музыкой еврейских свадеб – без нее нельзя представить себе ни одну хупу. Чуть позже, по мере развития песенной традиции, без этой музыки не обходилось вообще ни одно еврейское торжество – бар-мицвы, праздники в домах состоятельных евреев. Это, по сути своей, светская музыка.

Свое начало клезмерская музыка берет в еврейских местечках – штетлах, где мальчики часто становились музыкантами не столько ради искусства, сколько для того, чтобы вместе с отцом прокормить семью. Клезмеры не знали нотной грамоты, понятия не имели о сольфеджио – их никто этому не обучал, и зачастую профессия эта передавалась строго по наследству – от деда к отцу, от отца – к сыну. Это были артисты, которым была не чужда импровизация на ходу. Довольно часто к клезмерам предвзято и недоброжелательно относились их религиозные соплеменники.

Как правило, клезмеры выступали в оркестрах из трех-пяти музыкантов – капеллах. Исполняли традиционные и фольклорные мелодии. Одним из любимых музыкальных инструментов клезмеров была скрипка, однако нельзя сказать, что ей одной всегда отдавалось предпочтение. Уникальной и многогранной клезмерскую музыку делала также игра на контрабасе, флейте, кларнете, цимбалах. Тот, кто скажет, что клезмеры были музыкально неграмотны, будет тысячу раз неправ – артисты, всегда зная особенности обрядов того или иного торжества, неуклонно придерживались определенной очередности исполнения песен. Неотъемлемой частью работы клезмера было знание последовательности мелодий, когда и какую именно нужно исполнять.

Что такое клезмерская музыка. Смотреть фото Что такое клезмерская музыка. Смотреть картинку Что такое клезмерская музыка. Картинка про Что такое клезмерская музыка. Фото Что такое клезмерская музыка

Клезмеры XIX столетия

Исторически так сложилось, что клезмерская музыка впитала в себя музыкальные традиции тех территорий, где находились штетлы, где жили и творили еврейские музыканты: она немыслима без украинского гопака, молдавского булгара, немецких и балканских этнических мотивов, германских военных маршей. Есть основные жанры клезмерской музыки: песенные импровизации «дойна», медленный танец «хусидл», прерывисто ритмичный «турецкий» танец, зажигательный танец в круге «булгар» с подниманием почётного гостя на стуле («фрейлекс»).

К середине XIX столетия клезмерская музыка оформилась в самостоятельное культурное явление. Одним из самых ярких примеров клезмерского творчества является знаменитый на весь мир гимн еврейства “Хава Нагила”.

С наступлением XX столетия в юго-западных регионах Российской империи клезмерская музыка очень сильно повлияла на развитие и становление русского городского романса и жанра «блатной» песни.

Что такое клезмерская музыка. Смотреть фото Что такое клезмерская музыка. Смотреть картинку Что такое клезмерская музыка. Картинка про Что такое клезмерская музыка. Фото Что такое клезмерская музыка

Клезмерская капелла в 20-е годы

Дальнейшие события бурного и неспокойного XX века, в частности, массовые алии евреев, только способствовали дальнейшему распространению и популяризации клезмерской музыки. В 70-е годы наблюдался значительно возросший интерес к этому музыкальному стилю, особенно в странах Европы и Северной Америки. Клезмерскую музыку ждали успех и признание.

На территории Советского Союза, как и всюду, клезмерские мотивы в музыке распространялись через композиторов-евреев. Так, что-то от клезмера было в творчестве Исаака Дунаевского. Однако в стране, где музыкой заправлял Союз советских композиторов, клезмерская музыка была объявлена антисоветской. Играть ее было небезопасно, поэтому клезмеры уезжали в Европу, США, Канаду.

Вообще, история клезмерской музыки очень напоминает историю джаза: появившаяся изначально как национально-этническое явление, она стала больше, чем просто музыка. Она стала чем-то вроде музыкального языка.

В современном мире клезмерская музыка не теряет своей актуальности, и даже наоборот – ее популярность только растет! Современные клезмеры в мире, где безвозвратно разрушен традиционный уклад и забыты традиционные ценности, создают что-то, что напоминает о том, как было в старые времена, но вместе с тем обогащают клезмерскую музыку новыми ритмами и звучанием. Многочисленные клезмерские фестивали, или клезфесты, создают живую традицию, а среди современных клезмеров есть достаточно неевреев. Но таков путь музыки и культуры вообще – у нее не будет развития, если не будет обновления, которое обеспечивается через взаимодействие культур.

Современная клезмерская музыка – очень перспективный и динамично развивающийся жанр, о котором все больше узнает мир и который становится популярным не только среди еврейской публики.

Источник

Клезмерская музыка полет души!

Клезмерская музыка — полет души!

Очерк Бориса Турчинского

И, вглядываясь в прошлого потемки,

Отыскивают свет его потомки,

Пытаясь что-то важное понять.

В нем жизни и души моей основа,

И я спешу к нему вернуться снова,

Чтоб этот свет в душе не потерять.

Кларнет умеет плакать и смеяться

Клезмерскую музыку, музыку еврейских народных местечковых музыкантов-клезмеров, евреи всегда называли полётом своей души! Полётом не только в прошлое, в родные местечки черты оседлости – к радости и горю нашего народа. Это полет души, который не хочется остановить.

Если музыкальный фольклор еврейский, то среди всех инструментов обязательно должен присутствовать кларнет. Он всё время соревнуется с другим самым еврейским инструментом – скрипкой за это самое звание, звание самого еврейского инструмента. Он умеет плакать и смеяться, вздыхать и хрипеть, дрожать и скользить. Кларнет страшно гордится своим искусством подражать человеческому голосу.

Инструменты в еврейском оркестре должны уметь не только играть, но и делать «крехтц». Этот звук действительно больше всего похож на кряхтенье или жалобный выдох. Научиться издавать «крехтц» может практически каждый инструмент, но тут кларнету нет равных.

Еврейский народный оркестр называется клезмерским, а музыканты – клезмерами, от древнееврейского слова «кле-земер» – музыкальный инструмент. В идишском произношении к слову «клезмер» полагается ещё «й» в средине. Клезмеры (клейзмеры) играли и играют не только в театре, но и в домах, и на улицах. Без них никогда не обходился и не обходится сейчас ни один еврейский праздник.

Представляю вам: Герман Гольденштейн выдающийся еврейский кларнетист клезмерского направления, собиратель инструментальной клезмерской музыки.

Он издал семь бесценных сборников еврейских мелодий. За свою творческую жизнь выступал на одной сцене со многими известными музыкантами. Перечисление всех знаменитостей, с которыми он работал в тех или иных проектах, заняло бы не одну страницу.

Родился 2 сентября 1934 года в Атаках Сорокского уезда Бессарабии. Умер 10 июня 2006 года в Нью-Йорке. Его можно считать последним ярким представителем бессарабской клезмерской традиции.

Все, что нужно знать о клезмерах. Немного истории

Еврейские народные музыканты играли чаще всего в бродячих ансамблях («капеллах») из трех-пяти исполнителей на свадьбах, бар-мицвах, даже на балах, о чём нам напоминает оркестровая сюита М.Гнесина «Еврейский оркестр на балу у городничего» (1929), на праздничных гуляньях, ярмарках.

Ведущий инструмент (скрипку, реже какой-либо иной) в различных сочетаниях дополняли цимбалы, контрабас, кларнет, труба, флейта, барабан с тарелками. По некоторым сведениям, «клезмерами» впервые стали называть в 14–15 веках музыкантов в еврейских общинах Германии и соседних стран.

В Польше 16-го века клезмеров не принимали в цехи музыкантов-христиан, в 17 веке клезмеры Праги образовали свою гильдию, они сопровождали торжества (вне синагоги) в дни еврейских праздников Симхат-Тора и Пурим, а также шествия несущих новый свиток Торы в синагогу.

Привлечение клезмеров к участию в придворных церемониалах (Прага – 1678, 1716, 1741 годы (об этом имеются письменные свидетельства); Франкфурт-на-Майне, 1716) вызывало враждебность музыкантов-христиан, вследствие чего пражские клезмеры еще в 1651 году были вынуждены добиваться у властей подтверждения привилегий, данных им в 1640 году.

В пародии музыканта-христианина на еврейский танец (1554) и в нотных записях танцев, мелодий клезмеров, одну из которых сделал в 1724 году хаззан Иехуда Элиас из Ганновера, а другие опубликовал Э.Х.Кирххан из Фюрта в сочинении «Симхат ха-нефеш» («Радость души», 1727), а также в «Ганноверском компендиуме» (1744, язык немецкий; 302 записи) наряду с явным влиянием музыки барокко имеются музыкальные обороты (идиомы), характерные для еврейских напевов.

По мере сближения быта евреев с бытом окружающих их народов в западной и центральной Европе центр творчества клезмеров перемещается к востоку. Искусство клезмеров наиболее ярко проявилось на Украине, в Польше, Литве, Галиции, Бессарабии в конце 18 века и в первой половине века 20-го.

Еврейское местечко – удивительный мир!

Для того, чтобы лучше понять нам, что такое еврейская народная клезмерская музыка, не помешает знать и что такое еврейское мечтечко, где она зародилась и жила. Местечки – это удивительные маленькие миры, разбросанные когда-то по просторам Восточной Европы и России, оставшиеся в том прошлом, которое переплело между собой счастье, страх, любовь, надежду, нищету, гордость, отчаяние и музыку. Музыку, которая лилась из кларнетов клезмер-музыкантов и струилась из-под пальцев скрипачей на свадьбах и других еврейских торжествах

Выдающиеся клезмеры прошлого

Несмотря на то, что большинство клезмеров не знали нотной грамоты и не записывали произведения, которые, как правило, сами сочиняли или импровизировали, их музыка с годами фольклоризировалась, а имена клезмеров (порой полулегендарных) вошли в историю еврейской музыки как имена творцов народного искусства.

Так, скрипач Йосл Друкер из Бердичева, прозванный Стемпеню (1822–1870), был прославленным представителем большой семьи клезмеров: его отец Шолем Берл (1798–1876), был кларнетистом, дед Шмуэль — трубачом, прадед Файвиш — цимбалистом, прапрадед Эфраим — флейтистом, шурин Вольф Чернявский (1841–1930), скрипач, стал последователем и наследником Стемпеню.

Ахарон Моше Холоденко из Бердичева, прозванный «Педоцур» (1828–1902), известен как скрипач-виртуоз; он был одним из немногих клезмеров, знавших нотную грамоту, благодаря чему установлено авторство ряда его сочинений, в том числе популярной поныне «Люли» («Колыбельная»).

Среди других известных клезмеров были Исраэль Моше Рабинович из Фастова (1807 или 1810-1900 гг.), Аврахам Ицхак Березовский из Смелы (1844–88), Иехиэль Гозман (или Гойзман), прозванный «Алтер из Чуднова» (1846–1912). Как клезмер, начинал свою музыкальную деятельность пользовавшийся европейской известностью М.И.Гузиков, так и не освоивший нотной грамоты.

Известные последователи клезмеров

Немало клезмеров, овладев нотной грамотой, стали играть в оркестрах (чаще всего — еврейских театров). Порой их дети и внуки, получив образование, становились солистами, дирижерами и композиторами. Из семей клезмеров вышли некоторые всемирноизвестные музыканты: композитор Михаил Гнесин был внуком клезмера и бадхана; скрипач М.Эльман приходился племянником скрипачу К.Каплану из Голованевска; виолончелист Э.Фойерман рос семье клезмера; в клезмерской «капелле» Я.Эвена из Вильно, ученика и последователя Гузикова, играл отец и первый учитель известного скрипача Яши Хейфеца; сын клезмера из Львова Х.Вольфсталя (1853–1924) Бронислав (1883–1944) учился у отца, затем в Вене, Лейпциге и Берлине и стал дирижером и пианистом; выдающийся П.Столярский, основатель одесской школы скрипичного искусства, был сыном клезмера и в начале своей музыкальной карьеры играл в «капелле»; Давид Кракаэр,И.Стучевский, израильский композитор, виолончелист и музыкальный писатель, был сыном руководителя клезмерской «капеллы» в Ромнах.

Среди многих клезмеров, погибших в годы Второй мировой войны в гитлеровских лагерях смерти, наиболее известными были: Саша и Меир Ступель из Вильно (погибли в лагере Дахау), братья Таубе из Лодзи, братья Кош и Оскар Шац из Львова, Миша Шабтай из Слонима…

***
Традиции клезмерской музыки, почти исчезнувшие в Европе, приобрели известную популярность в США в период между двумя мировыми войнами (так называемые теркише — турецкие — и булгар — болгарские — музыканты).

В Израиле музыка клезмеров получила название «Ниггуней Мерон» («Мелодии горы Мерон») из-за своей связи с традиционным паломничеством к могиле Шимона бар Йохая в праздник Лаг ба омер с непременным участием клезмеров. Эти мелодии отличались от обычного хасидского репертуара влиянием музыкального фольклора нееврейского населения земли Израиля (арабов, друзов, турок). Вблизи горы Мерон, в городе каббалистов Цфате, ежегодно летом ныне проходят фестивали клезмерской музыки.

В самом начале войны вся наша семья была депортирована румынскими оккупационными властями в гетто города Могилев-Подольского Винницкой области, где мои родители погибли в 1942 году. Мы, четверо братьев, остались сиротами. Жили впроголодь, просили подаяния, рылись на помойках в поисках отбросов еды. В поисках ночлега скитались по развалинам и подвалам.

В гетто согнали всё еврейское население города. Проживание людей в маленьких домах с большой скученностью, отсутствие всяческих элементарных человеческих условий, в голоде и холоде – всё это приводило к инфекционным заболеваниям, унесшим жизнь многих.

Электронная еврейская энциклопедия.

«Немецко-румынские войска оккупировали Могилёв-Подольский 19 июля 1941 г. Части еврейского населения удалось эвакуироваться. В этот день было убито около 60 евреев. Евреям было предписано носить отличительный знак: белые повязки с продольными голубыми полосами вверху и внизу и шестиконечной звездой между ними. Был образован юденрат. 15 августа 1941 г. в Могилёве-Подольском было создано гетто, в котором в декабре 1941 г. было 3733 местных еврея. Могилёв-Подольский вошел в румынскую зону оккупации Транснистрию. Осенью 1941 г. в город были депортированы более 15 тысяч евреев из Бессарабии и Буковины, которых сначала разместили в казармах бывшего пехотного полка, а затем перевели в гетто. В конце 1941 г. в гетто началась эпидемия сыпного тифа. Из официально зарегистрированных больных умерло 1254 человека. Многие обитатели гетто Могилёва-Подольского были депортированы в румынский концентрационный лагерь Печора в Винницкой области. Заключенные были размещены под открытым небом, их не кормили. Много людей умирало каждый день. В 1942 г. депортированные из Бессарабии и Буковины стали получать помощь от еврейской общины Румынии. В начале 1944 г. депортированные из Бессарабии и Буковины были возвращены в Румынию. Уцелевшая часть местных евреев была освобождена советской армией 19 марта 1944 г.».
***
В марте 1944 года Красная армия освободила гетто, и Красный крест отправил оставшихся несколько сотен человек в Румынию,- продолжает свой тяжёлый рассказ Герман. Затем нас должны были переправить в Палестину. Один из моих братьев потерялся, и оставшиеся трое сбежали с судна его искать. В Палестину не попали… Дальше наш путь лежал в Одессу, в детский дом. Детдом находился на 9-10 станции Большого Фонтана.

Детдом, конечно, это не улица, не так голодно, но детки там попадались разные. Были тихие как мы, немного «затурканные», испуганные и благодарные, что условия жизни в детдоме были лучше, чем в гетто. Но была и шпана, таким палец в рот не клади! С такими было опасно связывается, и мы сторонились их.

В один из дней нас собрали и сказали, что с нами хотят поговорить военные музыканты. Зашли двое военных и сказали, что отбирают в школу военно-музыкантских воспитанников подходящих ребят, которые желают обучаться музыке. После проверки музыкальных данных выбрали десять человек, и с этого момента начался мой путь в музыке, в 1946 году. Меня определили на кларнет, а брата Мишу на баритон. Что касается еще двух братьев Мони и Эли, то они были постарше, и их призвали на срочную службу в Красную армию.

Первый преподаватель кларнета

В те годы майор П.С.Глушкин был уже немолодым, а может мне только так казалось. Добрый человек и мудрый преподаватель. Мы, его воспитанники знали, что изначально он был военным дирижёром, а затем его направили на преподавательскую работу. Именно он привил мне и многим мальчишкам любовь к музыке, благодаря этому, большинство его питомцев выбрали музыку своей профессией на всю жизнь.

Особенная любовь у Петра Семеновича была к еврейской музыке. В свое время он играл во многих еврейских театрах. И в Одессе он совмещал преподавание в школе музыкантских воспитанников с работой в театре. Брал меня на спектакли и сажал меня оркестровой яме, рядом с собой. Так для меня открылся новый мир музыки, танцев и актёрского мастерства. Но первое – музыка – мне было ближе всего.

В театре шли и спектакли еврейских авторов, отсюда потянулась ниточка, которая привила мне любовь к еврейской музыке.

Кстати, Петр Семенович в своё время брал уроки у самого Римского-Корсакова, был дирижёром в оркестре бригады Г.Котовского. А как он выразительно играл на кларнете сольный эпизод из 6-й симфонии Чайковского в составе нашего педагогического оркестра! А в нём играли и привлечённые лучшие музыканты из оркестров одесского гарнизона, и делавшие успехи воспитанники.
***
Многочисленной «черновой работой» занимался в оркестре замечательный дирижер Юрий Петрович Бондовский. Разучивал с нами оркестровые и репетировал. И только, когда было всё окончательно готово к выступлению, оркестром дирижировал наш начальник одесской военно-музыкальной школы, не менее талантливый военный музыкант подполковник Михаил Абрамович Палумбо.

Эти выдающиеся имена – и Бондовского, и Палумбо, мне знакомы, я уже писал об этих людях в своих очерках. И решил для полноты картины добавить к воспоминаниям Германа Гольденштейна воспоминания другого выпускника этой школы, Ильи Рабиновича.

Вспоминает Илья Рабинович

Первая половина дня у нас была музыкальная и военная, а вторая общеобразовательная. В школе был большой педсостав во главе с Григорием Тимофеевичем Солтановским. Конечно же, были математика, физика, биология, иностранный язык.

Очень хорошо помню многих наших преподавателей по разным дисциплинам и хочу их сейчас назвать, отдавая им долг благодарной памяти.

Преподаватели: майор Наумов (труба), Н.Крыжановский нач.курса,Гинзбург преподаватель теории,Александр Иванович Гершон (туба), Зиновий Борисович Пятигорский, и – светлой памяти, конечно же, Глушкин Пётр Семёнович. А еще заботливый, как отец к нам относившийся, старшина-хозяйственник, фронтовик Лепешкин и общий старшина школы Николай Сычев, тоже фронтовик, служивший до школы в боевых частях. Русский язык преподавала Фаина Наумовна Берлага, медсестрой школы была Рахиль Владимировна

Памятны годы учёбы в военно-музыкальной школе Одессы были наполнены встречами со многими выдающимися людьми, которые организовывал наш начальник – прекрасный воспитатель М.А.Палумбо. У нас были в гостях Королёв – чемпион мира по боксу, герои Советского Союза, Александр Свешников – знаменитый хормейстер, прославленные музыканты И.О.Дунаевский, А.И.Хачатурян, Д.Д.Шостакович, М.Л.Ростропович, Р.М.Глиэр.
***

Не так давно я прочел в современной газете «Одесский листок», которая продолжает традиции газеты 19-го века с аналогичным названием, сообщение о том, что будет отмечаться 65-летие двух одесских спецшкол – военно-морской и военно-воздушной. И сразу нахлынули воспоминания… Ведь по такому же образцу в 1937 году в Одессе была создана и описываемая военно-музыкальная школа (ОВМШ), воспитанником которой был и Герман Гольдейнштейн.

Генерал-майор Семен Александрович Чернецкий, один из основателей военно-оркестровой службы СССР. В 1937 году по его инициативе были организованы три средние военно-музыкальные школы, одна из которых – Московское военно-музыкальное училище имени генерала Валерия Халилова действует и поныне. Менее чем за пять лет более трёх с половиной тысяч беспризорников обучились в таких школах, а затем были направлены в военные оркестры в качестве воспитанников. Многие из них стали затем руководителями военных оркестров.

В одесскую военно-музыкальную школу С.А.Чернецкий лично отбирал ребят из местных детских домов. Также школы военно-музыкантских воспитанников были созданы в Баку, Ташкенте, Ростове-на Дону, Новосибирске, Иркутске, Уфе, Москве, Ереване, Рязани, Свердловске, Воронеже.

«Сам маршал Жуков часто приезжал к нам в школу проверить быт. Ведь с его легкой руки были созданы 13 школ музыкантских воспитанников по всей стране»,- вспоминает композитор Марк Штейнберг, соученик Германа Гольденштейна, тоже кларнетист и ученик преподавателя майора Петра Семеновича Глушкина.

1947 год. Герман принимает участие в военном параде в Одессе. Маршал Георгий Жуков приветствует своих любимых юных музыкантов.
***
После окончания школы музыкантских воспитанников с 1949 года Герман играл в различных воинских коллективах. А первый военный оркестр, куда был послан молодой музыкант Герман, был в городе Бельцы, который он вспоминал с больший теплотой. Оркестр возглавлял опытный дирижер, который добился хорошего звучания коллектива и еще вспоминал Герман, ребята были очень дружные.

«Дирижёром у нас был Александр Холодовский. Изначально он был музыкантом оркестра, но начальство заметило, а и мы тоже, что он был человеком образованным, как в музыкальном плане так и по другим вопросам жизни. Ему поручили возглавить оркестр и через некоторое время присвоили начальное офицерское звание младшего лейтенанта. По пустякам к музыкантам не придирался, сам недавно из них вышел. Знаю по рассказам друзей, что закончил он свою карьеру военного дирижёра в одном из оркестров Симферополя в звании майора,что совсем неплохо.

Кроме концертного и служебно-строевого репертуара, что было положено по уставу играть в подобных воинских коллективах, ребята были буквально «заражены» любовью к фольклорной музыке – молдавской, цыганской и еврейской. Дирижер не перечил их желанию, нравится – играйте на здоровье. Правда, и в репертуаре оркестра было много произведений на молдавские темы, так как приходилось выступать с концертами не только перед военнослужащими, а и перед трудящимися Молдавии. Помню моих друзей музыкантов оркестра: Сергея Штефанца, Анатолия Цесаря, Василия Брозинского…»,- рассказывает Герман Гольденштейн.
***
В 1956 году Герман демобилизовался и вернулся в родной Могилев-Подольский. Военного оркестра,как и другого городе не было, и он пошёл работать на завод. Сначала учеником токаря, затем получил разряд.

Из воспоминаний Германа

После окончания киевского техникума работал инженером-техником по обработке металлов. С музыкой не порывал, много занимался на кларнете, совершенствовался. Организовал ансамбль клезмерской музыки с тем, чтобы немного денег заработать, ну а больше для души. Не мог он жить без музыки!

«Не скрою, через короткое время мы с ребятами добились больших успехов. О нас заговорили далеко за пределами нашего городка, стали приглашать на концерты, свадьбы и другие мероприятия. На музыкальном жаргоне это называлось «халтура», но поверьте, мы не халтурили. Мы играли настоящую еврейскую и молдавскую музыку высокого исполнительского образца!».

Ну, а с 1994 года была Америка.

Материалы интернета (перевод с англ.).США

«Герман Гольденштейн отличается несравненной исполнительской манерой игры на кларнете, а уникальные нотные записи, которые он привез из Союза, произвели фурор в кругах местных клезмерских музыкантов. Гольденштейн с успехом провел мастер-классы, организованные под эгидой консерватории Новой Англии (New England Conservatory of Music), и на фестивалях клезмерской музыки».

Музыка для него – это было все!

Вспоминает дочь Германа Гольдштейна, Клавдия

Мой отец был тонкая, можно сказать, артистическая натура. В то же время широкой души человек, оптимизма не занимать! Музыка для него это было все! Самое важное в жизни. Он видел в ней свою главную роль, и как музыкант исполнитель, и как учёный-музыковед, человек, по крохам собирающий еврейские мелодии, везде, где бы он ни находился и на протяжении всей жизни. В этом он видел основную миссию, своё предназначение.

Конечно, для него на первом месте была и семья со всеми ее проблемами и заботами, но. Безумно любил кларнет и обожествлял его, из неодушевлённого предмета переводил своим творчеством в одушевленный. Кларнет для него это было что-то такое, что имеет душу, нежную и трепетную.

Ну, а как он заботливо за ним ухаживал – это счастье было наблюдать и умилятся. Разные протирки, масла. Изредка разбирал кларнет полностью, снимал клапаны, каждый тщательно до блеска начищал.

Кларнет у него был деревянный и старенький. Обожаемый. И однажды, вот что случилось.

Мы только эмигрировали в новую для нас страну. Отец с первых же дней начал искать в Америке единомышленников-клезмеров. Довольно быстро освоился, обзавёлся многими новыми друзьями. Кстати, нашлись и земляки. И вот, наступил долгожданный день первого выступления.

Нам с мамой по хозяйству нужно было остаться дома, заодно и не хотели отца отвлекать. Для него это было и так очень волнительно. Но случилось что-то неожиданное и ужасное. Вечером пришёл отец, на нем лица не было. Неужели неудача? Ни с кем не разговаривая, резко зашёл в свою комнату и так же резко, через некоторое время вышел.

Мы терялись в догадках. Что случилось? Не буду вас томить длинным рассказом. Случилось вот, что. Задник сцены (штанкет), как раз в том месте, где выступал отец, упал своим тяжелым весом прямо на стул, где лежали папин дорогой его сердцу кларнет и саксофон. Благо, что сам он стоял в стороне.

Отец вернулся домой под утро. Оказывается, всё это время он искал и нашёл музыкального мастера, который пытался инструмент отремонтировать, но всё тщетно.

В Австрии у нас большая родня, семья Блитштейн. Узнав от нас о таком несчастном случае, собрали со всех деньги и прислали нам новый японский кларнет Ямаха.

Скорее всего, он был качеством лучше старого, но… сами понимаете. Сколько лет отец играл на своём стареньком любимом кларнете! Он был частью уже его самого.

«Аркаша весь в Германа!»

Рассказывает Аркадий Гольденштейн, племянник
Германа Гольденштейна.

Аркадий Гольденштейн (род. 1963) — кларнетист в стиле клезмер. Много выступает со своим ансамблем как в Израиле, так и за границей. Совместно с композитором Эмилем Крейтором издал несколько сборников клезмерской музыки.

А еще Аркадий мой коллега и друг. Благодаря его многим интересным рассказам о своем знаменитом дяде, у меня и родилась мысль перенести все это на бумагу.

-Аркадий, именно благодаря твоему известному дяде у тебя в жизни появился кларнет или я ошибаюсь?

-Всё верно. На кларнете я стал играть благодаря дяде Герману. Первый раз кларнет я услышал в его исполнение, и это меня пленило на всю жизнь. Он был превосходным музыкантом. У нас с ним были очень близкие отношения, и, наверное потому, что он видел как я тянусь к музыке. Почти каждой день я приходил к нему в гости. Стоило мне не прийти пару дней, как на меня обижался. Очень обрадовался, когда узнал, что я поступил в музыкальную школу, а еще больше, что это решение принял я сам. Где-то раздобыл мне старенький киевский пластиковый кларнет и подарил мне его, со словами «Ты мне самый близкий племянник, и я верю, что станешь ты настоявшим музыкантом!».

С малых лет я подхватил традицию моего дяди, играл в клезмерских ансамблях и не без успеха. Все в городе говорили: Аркаша весь в Германа! И я этим гордился. Дядя работал инженером-машинистом и параллельно играл в оркестре бессарабских еврейских музыкантов. Оркестр или вернее ансамбль, специализировался на клезмерском исполнении бессарабского музыкального фольклора, играл на свадьбах и других торжествах в городках и сёлах Украины и Молдавии.

С 1994 года, мой дядя переехал на постоянное жительство в США,где собрал школу последователей и почитателей, играл на ежегодных фестивалях в Торонто, Кракове, Веймаре и Нью-Йорке, в том числе в составе «трио Германа Гольденштейна» (The German Goldenshteyn Trio) и «Красноармейской клезмер-капеллы» (The Red Army Klezmer Band) в сопровождении таких известных музыкантов этого направления как Майк Алперт (Michael Alpert, скрипка), Фрэнк Лондон (Frank London, труба), Алэн Берн (Alan Bern, аккордеон), Стюарт Бротман (Stuart Brotman, туба), Джефф Варшауэр (Jeff Warschauer, гитара, мандолина, бас-саксофон), Дебора Страусс (Deborah Strauss, скрипка) и других.

В декабре 2005 года на 21-м ежегодном фестивале KlezKamp в Катскильских горах Гольденштейн с оркестром с помощью передвижной звукозаписывающей студии записали ряд клезмерских композиций для планируемой серии компакт-дисков, первый из которых вышел посмертно в июле 2006 года.

Ежегодно в Нью-Йорке на «Хануку» проходит фестиваль клезмерской музыки. Один из фестивалей был посвящен Герману Гольденштейну. На фестивали приезжают лучшие клезмерские коллективы со всего мира. В Нью-Йорке в начале 2000-го был организован, не без участия Германа, фестиваль клейзмерской русской улицы и назывался он просто и убедительно: «Наши традиции».

Замечательный фестиваль был в Хельсинки 2009 году, где я выступал вместе со своим ансамблем «Клезмершпиль», исполнял ряд его мелодий. Один ансамбль в Лондоне носит название «Трио Герман Гольденштейн». Для меня участие в этих фестивалях, где все помнят и ценят моего кумира дядю Германа, было очень ответственно, волнительно и почетно. Памятно и мое участие на фестивале «КлезКанада» (два года подряд, Монреаль, 2007-2008 годы). В этом фестивале должен был участвовать мой дядя, но, увы, он не дожил…

Мы, все участники фестиваля, почтили его память. Мое первое выступление там и называлось «Ми дор ле Дор» (от поколения к поколению).

Сейчас фестивали нашей музыки проходят по всему миру, собирая обширную аудиторию любителей еврейских мелодий: Москва, Санкт-Петербург, Львов, Одесса, Харьков. В Германии их не счесть. Также Вена, Краков, Варшава. Но центральным фестивалем все-таки был и остается израильский Цфат. И в цфатских фестивалях я принимаю самое активное участие.

Не могу, Борис, не добавить, что и мой сын Наум, хотя и играет классическую музыку, однако с удовольствием исполняет и музыку клезмеров. Удается ему это легко, и он достиг в этом хороших результатов. Так что можно смело говорить о династии кларнетистов Гольденштейнов!

-Я это знаю. И тоже дам ему слово!

Сегодня музыка клезмеров увлекла и выдающихся кларнетистов, таких как Мартин Фрост.

На пирамиде всего этого искусства находится израильский кларнетист, признанный во всем мире – непревзойдённый интерпретатор и пропагандист нашего фольклора Гиора Фейдман.

-Что ж, послушаем и его тоже!

«В этой музыка главное – свобода!»

Вот, что рассказывает о цфатском фестивале известный израильский кларнетист-виртуоз, с мировым именем, Гиора Фейдман, его организатор и создатель.

Цфат – город Каббалы, хасидизма и клезмерской музыки. Своего рода второй Иерусалим. В нем такая же духовная сила, такая же духовная энергия. Только в Иерусалиме больше трагизма. Цфат окружен зелеными горами. Он красив мягкой, несколько женственной красотой. Иерусалим – мужчина. Цфат – женщина. И музыка – она тоже женщина. Цфату клезмерская музыка очень к лицу!

Я вижу новое поколение клезмеров в Америке, в других странах. Главное, что есть в самом характере этой музыки, – свобода! Все равно, где играть: на улице, на свадьбе, в оперном театре, главное – играть свободно. Где бы ты ни был, создавать духовный уют обществу. Клезмер должен утешать общество. Свободно играть не ради самовыражения, но ради общества. Клезмерская музыка для меня – микрофон моей души. В ее будущем, как и в ее прошлом и настоящем, – свобода игры, исполнения.

Однажды я сказал Астору Пьяццолле: «Ты – в своей музыке, особенно в своих танго, великий клезмер!». Он засмеялся и ответил: «Для меня это великий комплимент».

Музыка евреев Европы изначально интернациональна

Свой первый настоящий расцвет она получила в Америке начала ХХ-го века. Уже тогда клезмер стал смыкаться с джазом. Еврейский репертуар имел большое значение для Дэйва Тарраса, Бенни Гудмена и других классиков джаза. Песни из репертуара Аарона Лебедева, Молли Пикон и других звёзд еврейской эстрады стали интернациональными хитами. Одна из таких песен — «Ба мир бисту шейн». Как известно, она была многократно переведена на русский язык.

Потом был некоторый упадок этой культуры. Он связан со многими факторами: прежде всего, конечно, с Катастрофой, а также с процессами ассимиляции и, не в последнюю очередь, с появлением государства Израиль. Там сформировался особый менталитет, новая культурная идентификация. Для первых поколений репатриантов музыка клезмер и язык идиш ассоциировались с поражением еврейства, с эпохой рабства и слабости. На смену им пришел другой язык и другая музыка. Но, к счастью, эта эпоха проходит. В новом поколении израильтян, более свободном от известных стереотипов, многие с интересом относятся с культуре рассеяния, к движению возрождения языка идиш и к клезмерской музыке.

В последние десятилетия в западную музыку пришла «новая клезмерская волна», связанная с интеллектуальным, пост-авангардным направлением в джазе. Под влиянием Фрэнка Лондона, Энтони Коулмена и других выдающихся джазовых музыкантов, клезмером в восьмидесятые годы заинтересовался Джон Зорн, впоследствии создавший лейбл «Tzadik» и серию «Radical Jewish Culture».

Одним из центров для современных музыкантов, экспериментирующих в области клезмера, долгое время был нью-йоркский клуб «Knitting Factory?», теперь этот центр передвинулся в клуб «Tonic».

Сегодня есть понятие «новая волна клезмерской музыки». Это — Фрэнк Лондон, Энтони Коулменом. Певцы и собиратели песен, создатели известного диска песен гетто Адриана Купер и Залмен Млотек (США), известные кларнетисты Мерлин Шеперд (Великобритания) и Кристиан Давид (Германия). Композитор Майкл Альперт — один из самых ярких представителей новой клезмерской волны, полиглот и полиинструменталист, большой знаток еврейской песенной традиции.

Только две встречи…

Однако, вернёмся к нашему герою Герману Гольденштейну. Рассказывает Наум Гольденштейн, кларнетист, преподаватель (Нью Йорк).

Своего знаменитого родственника Германа Гольденшейна (я ему прихожусь внучатым племянником) я видел несколько раз. Первый раз во время его посещение Израиля, на моей Бар-Мицве.

Конечно, до этого я много слышал о нем от отца. Масса интересных рассказов! Мы сделали пару репетиций и вместе исполнили несколько произведений. Год 2000-й. Это было замечательно и незабываемо. Отец боготворил Германа, как исполнителя и как человека. И я его тоже полюбил, при этом почувствовав не только родственную связь, а нечто более глубокое. После первой встречи мы начали часто общаться через скайп.

Вторая наша встреча произошла, когда я был уже более зрелым музыкантом. Так что о ней у меня более яркие впечатления.

Герман был представителем старой традиционной школы клезмеров. Всё у него было выверено в игре и ничего лишнего. Всё в меру. Это относится к мелизмам, глиссандо, вибрато и прочим атрибутам этого жанра.

Музыкальный текст, который он исполнял, строго соответствовал той нотной записи, откуда это было взято. Кстати, это присуще исполнителям старой школы клезмеров. Можно сказать консервативного направления этого жанра, в хорошем смысле слова.

Большинство исполняемой им музыки – это были его нотные записи, которые он делал на протяжении всей жизни.

Человек он был очень скромный, выдержанный, тактичный и культурный.

«Наум, буду рад видеть тебя возле себя в Америке»,- сказал он мне во время второй нашей встречи. «Вижу в тебе своё продолжение, многое хочу тебе передать».

Увы, этому не суждено было случится. Я оказался в Америке, в которой моего дорогого человека уже не было.

Его богатое наследие

Объявление в микрофон на известном фестивале «KlezKanada»: «В нашем фестивале принимает участие израильский кларнетист Аркадий Гольденштейн, племянник мастера бессарабской клезмерской музыки Германа Гольденштейна, который на протяжении многих лет был краеугольным камнем нашего музыкального сообщества! Принимая участие в наших фестивалях, он тем самым продолжает традиции Германа Гольденштейна!».

Важное, приятное дополнение! Но Аркадий продолжает традиции дяди Германа не только своим личным участием в клезмерских фестивалях. Он – хранитель наследия Германа Гольденштейна.

За несколько десятилетий творчества и музыкальных странствий Герман Гольденштейн собрал более восьмисот традиционных мелодий края, подавляющее большинство которых никогда прежде не были зафиксированы в нотной форме. Первое время записи велись исключительно в утилитарных целях, но впоследствии, осознав их историческую ценность, Гольденштейн занялся каталогизацией и упорядочением.

Герман Гольденштейн оставил последующим поколениям музыкантам четыре сборника, где он записал каждый еврейский напев, что встречался ему на жизненном пути. Это наследие бесценно!

В 2006-2007 годах в США и Германии вышли семь сборников из коллекции традиционных клезмерских композиций Гольденштейна; оставшиеся звуковые записи в настоящее время готовятся к выпуску на лейбле Living Traditions (Нью-Йорк) известными музыкантами Майком Алпертом и Фрэнком Лондоном. Два компакт-диска с мемориального концерта памяти Германа Гольденштейна, записанные 25 декабря 2006 года во время фестиваля KlezKamp в Катскильских горах штата Нью-Йорк были выпущены в начале 2007 года.

Вот, что говорят участники ансамбля «German Goldenshteyn Trio»: «Изначально мы играли собранную музыку Германа в домашней обстановке. И эта музыка настолько запала нам в душу, настолько она прекрасна, что мы решили её опубликовать. Это должны знать и этим должны пользоваться широкие круги музыкантов и любителей нашего жанра. Вся выручка от продажи четырех книг предназначается вдове Мине Гольденштейн».

KlezKamp является ежегодным фестивалем клезмерской музыки и еврейской культуры, который проходит в конце декабря в штате Нью-Йорк. Основан в 1984 году. Участие принимают клезмеры со всего мира. Но больше всего участников с восточного побережье Соединенных Штатов и Канады. Это неделя погружения в культуру и возможность учиться у более опытных музыкантов на мастер-классах.

Тридцать лет назад клезмерская музыка была умирающим искусством. Ее исполняли в основном старые музыканты на случайных свадьбах или бар-мицвах. Все это начало меняться к концу 1990-х годов и можно считать клезмерскоим возрождением. В этом несомненная заслуга фестиваля KlezKamp, одного из первых клезмерских фестивалей. Он стал репетиционной площадкой для новых музыкантов.

Подробнее с информацией о фестивале можно ознакомится здесь:
***

Стоит перечислить издания, которые осуществил Герман Гольденштейн. С ними, безусловно, захотят познакомиться почитатели клезмерской музыки и исследователи. Это:

German Goldenshteyn «A Living tradition» (компакт-диск). Living Traditions: Нью-Йорк, 2006.

KlezKamp-2006: German Goldenshteyn, Memorial Concert (два компакт-диска). Living Traditions: Нью-Йорк, 2007.

From The Repertoire of German Goldenshteyn (книга с транскрипцией ста танцевальных мелодий, собранных Гольденштейном — булгар(яска), фрейлехс, хусидл, хонга и жок. Нью-Йорк, 2007.

«Шпилт клезморимлэх, клинген золн ди гэсэлэх» (идиш: играйте, клезмеры, чтоб звучали улицы): свадебные мелодии, собранные Гольденштейном, в трёх томах. Книга первая — 52 мелодии; книга вторая — 65 мелодий; книга третья — 67 мелодий. Германия, 2007.

К этому немалому наследию надо еще прибавить, назвать три сборника, которые по разным причинам, в том числе чисто техническим, не были изданы.

Для всех тех, кто ищет новые клезмерские мелодии, это поистине настоящее сокровище. Среди этого богатства есть произведения, доселе неизвестные музыкантам и любителям музыки. «Вот, думаю, как лучше всем этим богатством распорядиться»,- говорит Аркадий.

Мир еврейской музыкальной культуры – ширится!

Мне показалось, что не помешало бы присовокупить к очерку тексты газетных публикаций, афиш, объявлений Америки, где приглашают бывших наших соотечественников, и не только, на встречи с музыкой Гольденштейна. Вот они без прикрас. По-моему, тексты эти более чем красноречиво говорят нам о том, насколько исполнительское мастерство прекрасного клезмера Германа Гольденштейна горячо и любимо сегодня.

«Празднуем вместе с бессарабским кларнетистом Германом Гольденштейном.

Добро пожаловать в еврейский центр Шорфронт! Здесь вы сможете прикоснуться к богатым культурным традициям еврейской свадьбы. Сегодняшний праздник стал возможным благодаря инициативе группы энтузиастов-евреев, выходцев из бывшего Советского Союза при Центре Традиционной Музыки и Танца и при содействии Шорфронт УМ-У>УНА.

Этот фестиваль знаменует собой четвертый год деятельности проекта «Культурная инициатива евреев, выходцев из бывшего Советского Союза», группы артистов, преподавателей, музыкантов и журналистов, которые регулярно встречаются, чтобы обсудить, изучить и представить культурные традиции еврейских общин из бывшего Советского Союза. Фестиваль «Наши Традиции» объединяет широкий спектр культурных традиций, присущих иммигрантам из России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии, Центральной Азии и Кавказа, представляя богатые артистические и культурные традиции одной из самых быстрорастущих иммигрантских групп Нью-Йорка.

В то время как прошлые фестивали демонстрировали бухарскую и горскую еврейские традиции, в этом году представлены традиции еврейской свадьбы восточноевропейских евреев, которые праздновались в бывшем Советском Союзе. Наш праздник посвящается клезмерскому музыканту Герману Гольденштейну – настоящему сокровищу с украинско-румынской границы, который за последние сорок шесть лет собрал более семисот мелодий!

В добавление к динамичным выступлениям вас ожидают встречи-семинары, которые продемонстрируют кулинарные традиции молдавской и украинской еврейских свадеб, еврейского свадебного ритуала украинских Карпат, искусство устного разговорного творчества на идиш в роли бадхэна на свадьбе, клезмерская музыка и еврейский танец!».

«Маленький уголок идишкайт.

Герман и Мина Голденштейн олицетворяют мир еврейской культуры.

В Бруклине, на границе между районами Флатбуш и Шипсхедбей, есть маленький уголок идишкайт, перенесенный с западных равнин бывшего Советского Союза. Его центр находится в доме Германа и Мины Гольденштейн, приехавших в Нью-Йорк семь лет назад из городка Могилев-Подольский, что на украинско-молдавской границе… Как множество пожилых иммигрантов-евреев из бывшего СССР, Герман и Мина привезли с собой наследство еврейской семьи и традиций общины, которая связывает нас с еврейским миром довоенной Восточной Европы и СССР 1950-60 годов. В то же время глубина и жизнеспособность их вовлечения в эти традиции уникальны, и делают их опыт национальным достоянием, экстраординарным проявлением культурных традиций.

Приезд Германа в Соединенные Штаты положил начало возрождению восточно-европейской еврейской музыки клезмер в этой стране и во всем мире. В дополнение к своим выступлениям Герман активно готовил новое поколение исполнителей мастерству этого жанра искусства».

Очень лестные отзывы о деятельности четы Гольденштейн в Америке. Но самый главный фрагмент я приберёг, чтобы выделить его. Вот он.

«От их маленькой, ничем не примечательной бруклинской квартиры, веет теплом старинной восточно-европейской еврейской музыки, кухни и языка идиш. Здесь сосредоточено богатство еврейских традиций, яркие лучи которых расходятся по всему Нью-Йорку».

И по всему еврейскому миру, добавил бы я. И не только по миру еврейскому. Ведь музыка клейзмер интернациональна, как мы с вами это уже понимаем. Значит, она объединяет людей. А это главное!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *