Что такое клавесин в музыке

Клавесин

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

В XVIII веке игра на клавесине считалась признаком изысканных манер, утонченного вкуса, аристократической галантности. Когда в гостиных богатых буржуа собирались знатные гости, обязательно звучала музыка. Сегодня клавишный струнный музыкальный инструмент – лишь представитель культуры далекого прошлого. Но партитуры, написанные для него знаменитыми композиторами-клавесинистами, используются современными музыкантами в рамках камерных концертов.

Устройство клавесина

Корпус инструмента внешне напоминает форму рояля. Для его изготовления использовали ценные породы дерева. Поверхность украшали орнаментами, картинками, росписью, соответствующими модным тенденциям. Корпус устанавливался на ножки. Ранние клавесины были прямоугольными, устанавливались на стол или подставку.

Устройство и принцип работы схожи с клавикордом. Отличие в разной длине струн и более сложном механизме. Струны изготавливали из жил животных, позднее они стали металлическими. Клавиатура состоит из белых и черных клавиш. При нажатии на них, воронье перо, прикрепленное к щипковому устройству с толкателем, задевает струну. Клавесин может иметь одну или две клавиатуры, расположенные друг над другом.

Как звучит клавесин

Первые экземпляры имели малый диапазон звучания – всего 3 октавы. За изменение громкости и тембра отвечали специальные переключатели. В 18 веке диапазон расширился до 5 октав, клавиатурных мануалов стало два. Звучание старинного клавесина отрывистое. Разнообразить его, сделать тише или громче помогали кусочки войлока, приклеенные к язычкам.

Пытаясь совершенствовать механизм, мастера снабжали инструмент наборами струн из двух, четырех, восьми на каждый тон, как у органа. Рычажки, переключающие регистры, устанавливались по бокам рядом с клавиатурой. Позднее они стали ножными, как педали у рояля. Несмотря на динамичность, звук был однообразным.

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

История создания клавесина

Известно, что уже в 15 веке в Италии играли на инструменте с коротким, грузным корпусом. Кто точно придумал его, неизвестно. Изобрести его могли в Германии, Англии, во Франции. Старейший из сохранившихся создан в 1515 году в Лигивимено.

Существует письменное свидетельство 1397 года, согласно которому Герман Полл рассказывал об изобретенном им инструменте clavicembalum. Большинство упоминаний относятся к 15-16 векам. Тогда начался рассвет клавесинов, которые могли отличаться габаритами, типом механизма. Разными были и названия:

Название клавесина происходит от слова clavis – ключ, клавиша. В 16 веке созданием инструмента занимались мастера итальянской Венеции. Одновременно с ними Северную Европу им снабжали фламандские мастера по фамилии Рюккерс из Антверпена.

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

На протяжении нескольких столетий предшественник фортепиано был главным солирующим инструментом. Он обязательно звучал в театрах на оперных представлениях. Аристократы считали обязательным приобретение клавесина для своих гостиных, оплачивали дорогостоящее обучение игры на нем для членов семьи. Утонченная музыка стала неотъемлемой частью придворных балов.

Конец XVIII века ознаменовался популяризацией фортепиано, которое звучало более разнообразно, позволяло играть, изменяя силу звучания. Инструмент клавесин вышел из производства, его история закончилась.

Разновидности

В группу клавишных хордофонов вошли несколько разновидностей инструментов. Объединенные одним названием, они имели принципиальные отличия. Размер корпуса мог отличаться. Классический клавесин имел диапазон звучания 5 октав. Но не меньшей популярностью пользовались и другие разновидности, отличающиеся друг от друга формой корпуса, расположением струн.

У верджинела она была прямоугольной, мануал располагался справа. Струны натягивались перпендикулярно клавишам. Такое же строение и форму корпуса имел мюзелар. Еще одна разновидность – спинет. В XVII веке он стал очень популярным в Англии. Инструмент имел один мануал, струны натягивались по диагонали. Один из старинных видов – клавицитерий с вертикально расположенным корпусом.

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыкеВерджинел

Известные композиторы и клавесины

Интерес музыкантов к инструменту длился несколько столетий. За это время музыкальная литература пополнилась множеством произведений, написанных замечательными известными композиторами. Они часто жаловались, что при написании партитур оказываются в скованном положении, ведь не могут указать уровень звучания «фортиссимо» или «пианиссимо». Но не отказывались от возможности создания музыки для чудесного клавесина с блестящим звуком.

Во Франции даже образовалась национальная школа игры на инструменте. Ее основоположником стал композитор эпохи барокко Ж. Шамбоньер. Он был придворным клавесинистом королей Людовика XIII и Людовика XIV. В Италии виртуозом клавесинного стиля по праву считался Д. Скарлатти. В историю мировой музыки вошли сольные партитутры таких известных композиторов, как А. Вивальди, В.А. Моцарт, Генри Персел, Д. Циполи, Г. Гендель.

На рубеже XIX-XX веков инструмент казался безвозвратно ушедшим в прошлое. Вернуть ему новую жизнь первым сделал попытку Арнольд Долмеч. В 1896 году музыкальных дел мастер закончил работу над своим клавесином в Лондоне, открыл новые мастерские в Америке и во Франции.

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыкеАрнольд Долмеч

Ключевой фигурой в процессе возрождения инструмента стала пианистка Ванда Ландовская. Она заказала одной парижской мастерской концертную модель, много внимания уделяла клавесинной эстетике, изучала старинные партитуры. В Нидерландах возвращением интереса к аутентичной музыке активно занимался Густав Леонхардт. Большую часть жизни он работал над записью церковной музыки Баха, сочинений композиторов барокко и венской классики.

Во второй половине XX века интерес к старинным инструментам становится больше. Мало кто знает, что сын знаменитого оперного певца князь А.М. Волконский уделял много времени воссозданию музыки прошлого и даже основал ансамбль аутентичного исполнительства. Сегодня научиться игре на клавесине можно в консерваториях Москвы, Казани, Санкт-Петербурга.

Источник

Клавесин

КЛАВЕСИН [франц. clavecin, от позднелат. clavicymbalum, от лат. clavis — ключ (отсюда клавиша) и cymbalum — цимбалы] — щипковый клавишный музыкальный инструмент. Известен с 16 в. (начал конструироваться ещё в 14 в.), первые сведения о клавесине относятся к 1511 году; старейший сохранившийся до наших дней инструмент итальянской работы датируется 1521 годом.

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыкеКлавесин произошёл от псалтериума (в результате реконструкции и присоединения клавишного механизма).

Первоначально клавесин был четырёхугольной формы и напоминал по внешнему виду «свободный» клавикорд, в отличие от которого имел струны разной длины (каждой клавише соответствовала особая, настроенная в определённом тоне струна) и более сложный клавишный механизм. Струны клавесина приводились в колебание щипком при помощи птичьего пера, укреплённого на стерженьке — толкачике. При нажатии клавиши толкачик, находящийся у её заднего конца, поднимался и перо зацеплялось за струну (позже вместо птичьего пера использовали кожаный плектр).

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

Устройство и звук

Устройство верхней части толкачика: 1 — струна, 2 — ось освобождающего механизма, 3 — лангетта (от фр. languette), 4 — плектр (язычок), 5 — демпфер.

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

Звук клавесина — блестящий, но малопевучий (отрывистый) – значит, не поддающийся динамическим изменениям (он более громкий, но менее выразительный, чем у клавикорда), изменение силы и тембра звука не зависит от характера удара по клавишам. С целью усиления звучности клавесина применялись удвоенные, утроенные и даже учетверённые струны (для каждого тона), которые настраивались в унисон, октаву, а иногда и другие интервалы.

Эволюция

С начала 17 века вместо жильных использовались металлические струны, увеличивающиеся по длине (от дисканта к басу). Инструмент приобрёл треугольную крыловидную форму с продольным (параллельно клавишам) расположением струн.

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыкеВ 17—18 вв. для придания клавесину динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) ручными клавиатурами (мануалами), которые располагались террасообразно одна над другой (обычно верхний мануал настраивался на октаву выше), а также с регистровыми переключателями для расширения дискантов, октавного удвоения басов и изменения тембровой окраски (лютневый регистр, фаготовый регистр и др.).

Регистры приводились в действие рычажками, находящимися по бокам клавиатуры, или кнопками, расположенными под клавиатурой, или педалями. На некоторых клавесинах для большего тембрового разнообразия устраивалась 3-я клавиатура с какой-либо характерной тембровой окраской, чаще напоминающей лютню (так называемая лютневая клавиатура).

Внешний вид

Внешне клавесины обычно отделывались очень изящно (корпус украшался рисунками, инкрустациями, резьбой). Отделка инструмента соответствовала стильной мебели эпохи Людовика XV. В 16—17 вв. выделялись по качеству звука и своему художественному оформлению клавесины антверпенских мастеров Руккерсов.

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

Клавесин в разных странах

Название «клавесин» (во Франции; арпсихорд — в Англии, кильфлюгель — в Германии, клавичембало или сокращённо чембало — в Италии) сохранилось за большими инструментами крыловидной формы с диапазоном до 5 октав. Существовали также меньшие по размерам инструменты, обычно прямоугольной формы, с одинарными струнами и диапазоном до 4 октав, называвшиеся: эпинет (во Франции), спинет (в Италии), вёрджинел (в Англии).

Клавесин с вертикально расположенным корпусом — клавицитериум. Клавесин применялся как сольный, камерно-ансамблевый и оркестровый инструмент.

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыкеСоздателем виртуозного клавесинного стиля был итальянский композитор и клавесинист Д. Скарлатти (ему принадлежат многочисленные произведения для клавесина); основатель французской школы клавесинистов — Ж. Шамбоньер (популярны были его «Клавесинные пьесы», 2 кн., 1670).

Среди французских клавесинистов конца 17—18 вв. — Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Л. Дакен, Ф. Даидриё. Французская клавесинная музыка — искусство утончённого вкуса, изысканных манер, рационалистически ясное, подчинённое аристократическому этикету. Деликатное и холодноватое звучание клавесина гармонировало с «хорошим тоном» избранного общества.

У французских клавесинистов нашёл своё яркое воплощение галантный стиль (рококо). Излюбленными темами клавесинных миниатюр (миниатюра — характерная форма искусства рококо) были женские образы («Пленительная», «Кокетливая», «Сумрачная», «Застенчивая», «Сестра Моника», «Флорентинка» Куперена), большое место занимали галантные танцы (менуэт, гавот и др.), идиллические картинки крестьянского быта («Жнецы», «Сборщицы винограда» Куперена), звукоподражательные миниатюры («Курица», «Часы», «Щебетание» Куперена, «Кукушка» Дакена и др.). Типичная черта клавесинной музыки — обилие мелодических украшений.

К концу 18 в. произведения французских клавесинистов начали исчезать из репертуара исполнителей. В итоге инструмент, обладавший столь долгой историей и столь богатым художественным наследием, был вытеснен из музыкальной практики и заменен фортепиано. И не просто вытеснен, а совершенно забыт в XIX веке.

Это произошло в результате коренной смены эстетических предпочтений. Эстетика барокко, в основе которой лежит либо ясно сформулированная, либо отчетливо ощущаемая концепция теории аффектов (кратко самая суть: одно настроение, аффект — одна звуковая краска), для которой клавесин был идеальным средством выражения, уступила место сначала мирочувствованию сентиментализма, затем более сильному направлению — классицизму и, наконец, романтизму. Во всех этих стилях самой привлекательной и культивируемой стала, наоборот, идея переменчивости — чувств, образов, настроений. И выразить это смогло фортепиано. Всего этого клавесин не мог сделать в принципе — в силу особенностей своей конструкции.

Источник

Прекрасный клавесин: история музыкального инструмента

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

Известен с 16 в. (начал конструироваться ещё в 14 в.), первые сведения о К. относятся к 1511; старейший сохранившийся до наших дней инструмент итал. работы датируется 1521. К. произошёл от псалтериума (в результате реконструкции и присоединения клавишного механизма).

Первоначально клавесин был четырёхугольной формы и напоминал по внешнему виду «свободный» клавикорд, в отличие от к-рого имел струны разной длины (каждой клавише соответствовала особая, настроенная в определённом тоне струна) и более сложный клавишный механизм.

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

С целью усиления звучности К. применялись удвоенные, утроенные и даже учетверённые струны (для каждого тона), к-рые настраивались в унисон, октаву, а иногда и др. интервалы.

С нач. 17 в. вместо жильных использовались металлич. струны, увеличивающиеся по длине (от дисканта к басу). Инструмент приобрёл треугольную крыловидную форму с продольным (параллельно клавишам) расположением струн.

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

В 17-18 вв. для придания К. динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) ручными клавиатурами (мануалами), к-рые располагались террасообразно одна над другой. Регистры приводились в действие рычажками, находящимися по бокам клавиатуры, или кнопками, расположенными под клавиатурой, или педалями.

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

Внешне К. обычно отделывались очень изящно (корпус украшался рисунками, инкрустациями, резьбой). Отделка инструмента соответствовала стильной мебели эпохи Людовика XV. В 16-17 вв. выделялись по качеству звука и своему художеств, оформлению К. антверпенских мастеров Руккерсов.

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

Создателем виртуозного клавесинного стиля был итал. композитор и клавесинист Д. Скарлатти.

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

Были скованы и композиторы. В нотах музыкальных пьес, предназначенных для клавесина, они не могли указать «фортиссимо», то есть «очень громко», так как знали, что громче какого-то среднего уровня клавесин звучать не может. Не могли указать «пиано» и тем более «пианиссимо», то есть «тихо» и «очень тихо», ибо знали, что на такие нюансы этот инструмент тоже неспособен. Клавесины с двумя и тремя клавиатурами и комплектами струн делались так, чтобы эти комплекты были разными не только по тембру, но и по громкости. Музыкант мог хоть как-то варьировать силу звука, но и этого было уже недостаточно. Два разных музыкальных предложения можно было сыграть с различной громкостью, но внутри предложения звуки были однообразными по силе.

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

Назревала идея нового инструмента, который сохранил бы все достоинства клавесина, а точнее, вообще клавишеструнника, но вдобавок стал бы более послушен то энергичным, то мягким движениям пальцев музыканта. Иначе говоря, мог как угодно гибко звучать и «форте», и «пиано». Стоит ли удивляться, что новый инструмент, воплотивший в себе эту главную идею, так и стал называться — фортепиано?

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

А в наши дни обучение игре на клавесине в России возможно в Санкт-Петербурге, Казани и Москве.

Источник

Что такое клавесин в музыке

Музыкальный инструмент: Клавесин

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

Наверняка на концертах вы замечали музыкальный инструмент, похожий на рояль, но значительно меньший в размерах, с несколькими клавиатурами и совершенно другим, звенящим металлическим звучанием? Название этого инструмента – клавесин. В каждой стране он называется по-разному: во Франции и России это клавесин, в Италии – чембало (а иногда и клавичембало), в Англии – харпсихорд. Клавесин – это клавишный струнный музыкальный инструмент, у которого звук извлекается щипковым способом.

Звук

Звучание клавесина трудно перепутать с каким-либо другим инструментом, оно особенное, блестящее и отрывистое. Как только вы услышите этот звук, сразу же представляются старинные танцы, балы, и знатные придворные дамы в пышных платьях с невообразимыми прическами. Главное отличие клавесина в том, что звук у него не может менять плавно динамику, как другие инструменты. Для того, что бы решить эту проблему, мастера придумали добавлять другие регистры, которые включаются при помощи ручных переключателей и рычажков. Они располагаются по бокам клавиатуры. Чуть позже возникли еще и ножные переключатели, чтобы облегчить игру.

Фото:

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

Интересные факты

Произведения

Конструкция

История происхождения

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

Первые сведения об этом инструменте принято относить к 1511 году, поэтому считают, что возник он в XVI веке. Однако чуть позднее появилась новая информация о том, что в итальянском источнике 1397 года («Декамерон» Дж. Боккачо) также имеются сведения об инструменте. Самое древнее изображение датируется 1425 годом – на алтаре в Миндене.

В свое время, клавесин был очень популярен и его успешно использовали в ансамблях, оркестре. В XVII – XVIII вв инструмент получил широкое распространение именно как сольный. Своеобразный тембр клавесина, как нельзя лучше соответствовал этому галантному времени. К началу XIX века инструмент практически вышел из обихода, пока культура игры на нем не возродилась на рубеже XIX-XX вв.

Разновидности

Название «клавесин» принадлежит клавишным инструментам с диапазоном до 5 октав и имеющих крыловидную форму. Встречаются и более маленькие по размерам разновидности инструмента, которые бывают с одним набором струн, а их диапазон доходит только до 4 октав. Так, среди них выделяются: спинет, у которого струны расположены по диагонали, мюзелар – прямоугольной формы и струнами, расположенными строго перпендикулярно клавиатуре. Кроме того, к разновидностям относится и вёрджинел.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

Сегодня не вызывает никаких сомнений в необходимости изучения и распространение клавесинного искусства, ведь исполнение старинных произведений требует исторических и методологических знаний от исполнителя. Много исследователей проникались темой клавесина и клавесинного искусства. Исполнители постоянно искали способы и методы выполнения, которые бы соответствовали авторскому замыслу исполняемых произведений.

В этой статье мы подробно разберем что такое клавесин, откуда произошел этот музыкальный инструмент и историю его развития. Для этого дня начала нужно познакомиться с понятием клавира.

Что такое клавир?

Трактовка понятия «клавир» не подвергалась серьезным историческим переменам, став довольно изменчивым понятием. В зависимости от исторического развития инструментов и инструментального мышления музыкантов, понятие менялось, модифицировалось и тем самым отражало национальную специфику разных стран. Такое употребляемое в нашей терминологии слово «клавир» пришло из немецкого языка. Там оно всегда имело широкий обобщенный смысл и служило для обозначения разнообразных клавишных инструментов. В Германии с XVI до первой половины XVII века понятием «клавир» называли и клавикорд и орган и клавесин. Позже орган был из него изъят, а вот новый к тому времени инструмент фортепиано — наоборот. В наши дни немцы называют клавиром лишь фортепиано, а фортепианную музыку соответственно клавирной. Похожим выражением в английском языке является «keyboard instuments».

В отличие от упомянутых немецкого и английского, французский и итальянский в ранние времена не разграничивали их применения, поэтому указания об инструменте были весьма приблизительными к тому времени.

Итак, слово клавир как понятие трактуется как собирательное название семейства ранних струно-клавишных инструментов главными представителями которого являются клавесин и клавикорд.

«Предки» клавесина

Любимые инструменты ренессансных музыкантов – клавесин и клавикорд, прошли долгий путь формирований и усовершенствований, ведь струны и клавиши, главные составляющие инструментов, возникли неодновременно и существовали отдельно друг от друга длительное время.

Так, например, струнно-щипковые арфа, кифара и лира были известны уже 5000 лет до нашей эры в Египте. В Ассирии струнно-ударные инструменты использовались три с половиной тысячи лет до нашей эры, а в Индии появляются струнно-смычковые инструменты в 1500- 1000 лет до нашей эры.

Из-за более сложного механизма, добавление и использование клавиш в музыкальных инструментах происходило значительно позже. Их возникновение связано с изобретением органа.

Первый орган был построен в Александрии примерно 250 лет до нашей эры, его изобретение связывают с именем греческого механика Президия. Этот механизм считается первым в мире клавишным многозвучным инструментом. В начале нашей эры орган распространяется в странах, которые входили в состав Римской империи. Позже, после упадка Рима строительство органов сохраняется в Византии, откуда проникает и в Западную Европу, и в Киевскую Русь.

Общее формирование клавиатуры в том виде, который привычен нам, происходило очень медленно, фактически растянувшись на многие века. И лишь в XIV веке появляются первые клавишно-струнные инструменты, в том числе клавесин.

История развития клавесина

Клавесин относится к семейству клавира и происходит от струнно-щипкового инструмента цимбалов (Псалтири). Именно поэтому клавесин и отличается способом извлечения звука и его характером от клавикорда. Механизм извлечения звука (щипок) происходит благодаря цеплянию различных по длине и настройкам струн специальным язычком.

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

Степень твердости материала этого элемента определяет тембр и силу звука, которая будет присуща данному клавесину.

Фото разных клавесинов

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

Что такое клавесин в музыке. Смотреть фото Что такое клавесин в музыке. Смотреть картинку Что такое клавесин в музыке. Картинка про Что такое клавесин в музыке. Фото Что такое клавесин в музыке

Со временем были определены две разновидности клавесина:

клавесин (чембало, флюгель, арпсихорд)

спинет (Эпинет, вирджинал).

Первый вид имел удлиненную форму, похожую на будущее фортепиано, второй – меньшие размеры и продольную форму.

Не смотря на яркий, блестящий звук, металлическую остроту звучания и относительную мало певучесть клавесин имеет характерные особенности, которые всегда учитывались при исполнении на этом инструменте, и композиторами, и исполнителями.

Из-за строения инструмента исполнитель имеет существенные ограничения – он не может влиять на качество и силу отдельно сыгранного звука, также не может сыграть его громче или тише. На это не может повлиять, ни характер прикосновения, ни сила нажима на клавиши. Такая особенность обусловила развитие и создание клавесинов с несколькими клавиатурами (отдельно для рук – мануалы, и ног-педали) что позволяло придать звучанию разнообразия.

Клавиатуры можно было готовить заранее, что упрощало исполнение произведений на клавесине.

Все старинные клавесины, сохранившиеся до наших дней не похожи друг на друга, что объясняется индивидуальностью изготовления клавесинов.

Мастера оставляли общий принцип неизменным, но в каждом инструменте проявляли свою находчивость, тем самым сделав каждый инструмент уникальным. Не смотря на это, общей проблемой всех мастеров вплоть до XVIII века оставались звуковой объем и строй инструмента.

Эти поиски блестяще были завершены в XVIII веке с появлением системы равномерной темперации, представленной в клавирном творчестве И. С. Баха. Старинный клавесин достиг вершины своего расцвета и популярности во Франции XVIII века.

Что же такое клавесин?

Таким образом, под понятием «клавир» следует понимать-собирательное название семейства ранних струно-клавишных инструментов главными представителями которого являются клавесин и клавикорд.

Тембр клавесина, его пригодность для многоголосной музыки, выразительная высотная и ритмическая определенность звука сделали инструмент обязательным участником больших и малых ансамблей.

Возрождение клавесина в XIX-ХХ веке

Последняя треть XIX века ознаменовалась возрождением интереса к старинной музыке и как следствие возрождением исполнительского, композиторского и исследовательского любопытства к клавесину.

Интерес к музыкальному прошлому вызвал спрос на старинную музыку, что в свою очередь привело к обращению к большому количеству документов (нотных рукописей, изданий и др.), вещей музыкальной культуры прошлого и конечно старинным музыкальным инструментам, где особое внимание было приковано к клавесину.

Возрождение клавесина можно поделить на 3 этапа, которые можно кратко охарактеризовать их общими тенденциями в данные периоды:

3 – новые идеалы подлинности (1949 – 1980 рр.).

Важным моментом в возрождении клавесина, стал тот факт, что его производство было прекращено, а количество аутентичных инструментов не отвечало потребностям исполнителей, желавших иметь свой инструмент. Ведь за годы невостребованности дерево стареет, трухлявеет и важные элементы построения, такие как например, дека, почти невозможно восстановить. Многие из сохранившихся инструментов имели лишь декоративную и историческую роль, утратив качества концертного инструмента, другие превращали в фортепиано.

Следует отметить, что некоторые события еще больше уменьшили и без того небольшое количество клавесинов. Во время сильных холодов 1816 года после Великой французской буржуазной революции инструменты, которые были конфискованы у дворянства и хранившиеся в Парижской консерватории были использованы как дрова и сожжены в огне. Среди них было не меньше сотни клавесинов. Таким образом, отсутствие желаемого количества инструментов привело к замедлению возрождения, но в то же время к усилению интереса к клавесину и клавесинному искусству.

В следующем 1889 году, французский пианист Луи Дьемер представил их в «Исторических концертах» циклом клавесинных концертов, происходивших в то время, на Всемирной выставке в Париже. Они были очень успешны и спровоцировали более активный интерес к клавесину. Интерес к новому инструменту почти сразу обнаружили композиторы, они начали писать новые произведения для клавесина, что в свою очередь поддерживало внимание к нему исполнителей.

Не смотря на гомофонно-гармоническую фактуру и почти отсутствие именно клавесинного в аккомпанементе, можно выявить некоторые стилистические особенности французских композиторов ХVІІІ века.

Завершение и переход ко второму периоду отмечается появлением нового типа клавесина. Фирма «Плэель» (под руководством и советами В. Ландовской) создает модернизированную модель концертного клавесина – Grand Modèle de Concert, который имеет широкие технические возможности, но сильно отличается от типичных исторических образцов.

Дальнейшее становление клавесина неразрывно связано с жизнью и творчеством известной пианистки и клавесинистки Ванды Ладновской. Именно она оказала немалое влияние на этот процесс.

Открытие в 1913 году первого клавесинного класса в ХХ веке в Берлинской Высшей музыкальной школе знаменовало собой официальное признание клавесину и начало профессиональной подготовки новых поколений клавесинистов. Одной из первых выпускниц Берлинского класса клавесина стала Алиса Элерс (1887-1981), которая впоследствии стала преемницей В. Ландовской на этом посту и преподавала вплоть до 1933 года. В 1927 году она гастролировала в СССР. С началом 1950-х годов исполнительница начала преподавать класс клавесина в Университете Южной Калифорнии. Среди ее учеников также есть – Э. Ван де Виле, Э. Харих-Шнайдер, И. Неф, П. Олдрич, Р. Керкпатрик и др.

Не все клавесинисты, пропагандировавшие этот инструмент имели профессиональное образование или возможность учиться у профессионалов, поэтому многие из них оставались самоучками. В качестве примера, стоит отметить Франциску Пелтон-Джонс (1863-1946). Это американская клавесинистка, которая много внимания уделяла общему антуражу своих концертов. Она очень кропотливо подбирала свой костюм, стилизованный, обстановку, освещение сцены. Большое количество критиков с 1910-х вплоть до окончания выступлений Пелтон-Джонс и ее ухода со сцены в 1937 году довольно нелестно называли исполнительницу «как бы клавесинисткой». Но наличие таких исполнителей лишь подчеркивает огромное любопытство музыкантов и слушателей к клавесину и старинной музыки в ХХ веке. Этот период можно отметить смелыми экспериментами в модернизации клавесина, интенсивность его использования в неоклассицизме, географическое расширение процесса возрождения клавесина – США, Южная Америка, СССР.

Третий период возрождения начинается в 1949 году, когда Фрэнк Хаббард и Уильям Дауд, выпускники Гарварда начали производить клавесины в точном соответствии с их историческими прототипами.

Именно в это время идет интенсивное и более совершенное изучение исторических клавесинов, сосуществование совершенно разных клавесинов и разных школ исполнения на них. Клавесин проникает в новые, различные жанры музыкального искусства, такие как – алеаторика, джаз, рок. Появляются клавесинные классы, конкурсы, симпозиумы посвящены клавесину и клавесинному искусству.

Подытоживая сказанное отметим, что последняя треть XIX века ознаменовалась возрождением интереса к старинной музыке и как следствие возрождением исполнительского, композиторского и исследовательского интереса к клавесину. Возрождение клавесина оказало большое влияние на общий ход истории музыкального искусства, возродив творчество старых мастеров и спровоцировав новое течение-неоклассицизм.

Как звучит клавесин:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *