Что такое классификация в психологии
Классификация
* * *
(от лат. classis – разряд facere – делать) – научный метод, заключающийся в разъединении всего множества изучаемых объектов и последующем их объединении в группы на основе какого-л. признака. Признак, наличие, отсутствие или степень выраженности которого выступают критерием отнесения объекта к той или иной группе, называется основанием К. Основными видами К. являются типология, систематика и таксономия. Типология – такой вид К., в основе которого лежит существенный признак классификации объектов. Это наиболее ценный и сложный вид К. Систематика – приведение в систему представлений о некоторой совокупности объектов, части всех объектов, охваченных типологией. Таксономия – теория классификации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение. В ботанике и биологии таксономия считается разделом систематики, учением о системе таксономических категорий, описывающих соподчиненные группы объектов – таксоны. Если основанием для К. является существенный признак объектов, то она называется естественной. Если в исследовательских и др. целях необходимо просто систематизировать, то в качестве основания выбираются признаки, удобные для этого. Они могут быть несущественными для самих объектов. Такая К. называется искусственной. Система понятий в данном словаре организована по искусственному признаку – алфавиту.
Полезное
Смотреть что такое «Классификация» в других словарях:
КЛАССИФИКАЦИЯ — многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. Результатом К. является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, новые понятия видами, видами видов (подвидами), и т.д. Наиболее сложные и совершенные К.… … Философская энциклопедия
классификация — и, ж. classification f. 1. Действие по знач. гл. классифицировать. Заниматься классификацией собранных в экспедиции материалов. БАС 1. Не браните его хронологическую методу издания граммат: для историка современность лучше нежели классы, а индекс … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КЛАССИФИКАЦИЯ — (ново лат. от лат. claseis, и facere делать). Распределение предметов на отделы. См. СИСТЕМАТИКА. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КЛАССИФИКАЦИЯ новолатинск., от лат. classis, и facere, делать.… … Словарь иностранных слов русского языка
классификация — См … Словарь синонимов
КЛАССИФИКАЦИЯ — [аси], классификации, жен. (книжн.). 1. Действие по гл. классифицировать. 2. Система распределения предметов или понятий какой нибудь области на классы, отделы, разряды и т.п. Классификация растений. Классификация минералов. Классификация наук.… … Толковый словарь Ушакова
КЛАССИФИКАЦИЯ — в биологии (от лат. classis разряд, класс и facio делаю), распределение всего множества живых организмов по определ. системе иерархически соподчинённых групп таксонов (классы, семейства, роды, виды и др.). В истории биол. К. было неск. периодов.… … Биологический энциклопедический словарь
КЛАССИФИКАЦИЯ — (от лат. classis разряд и facere делать) распределение, разделение объектов, понятий, названий по классам, группам, разрядам, при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком. Например, классификация отраслей экономики… … Экономический словарь
Классификация — См. ОТЛОЖЕНИЯ ШЕЛЬФА. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 … Геологическая энциклопедия
КЛАССИФИКАЦИЯ — в горном деле разделение частиц измельченных полезных ископаемых на однородные по крупности, плотности и др. продукты (классы). Классификация производится в классификаторах … Большой Энциклопедический словарь
Классификация — в информационном поиске процесс распределения документов по категориям. По английски: Classification Синонимы английские: Classifying См. также: Индексирование Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Классификация и систематизация
Классификация. Классификацией называется подведение отдельных предметов или явлений — на основании присущих им общих признаков — под более общие понятия, обозначающие определенные классы тех или иных предметов или явлений. Отнесение предмета к определенному классу уточняет наши познания об отдельных предметах, позволяет раскрыть не только особенности данного предмета, но и внутренние связи между группами, классами явлений. То, что при классификации химических элементов мы относим серу в группу металлоидов, а цинк — в класс металлов, углубляет наше-понятие об этих химических элементах. Без отнесения в родственные классы на основании сходных признаков понятия о предметах были бы ограниченными, неполными.
Систематизация. Систематизацией называется расположение классов предметов или явлений в определенном порядке, в соответствии с существующими между этими классами взаимосвязями. Благодаря систематизации явления объективного мира отражаются в сознании не разобщенно, а в определенной системе, что позволяет глубже понять их взаимосвязь и правильнее использовать эти знания в практической деятельности.
Примером плодотворной научной систематизации явлений может служить открытие Д. И. Менделеевым периодической системы элементов. Д. И. Менделеев не ограничился уточненным распределением химических элементов на классы по их существенным признакам. Сами классы химических элементов он стремился понять не как случайные явления, а как определенную систему, вытекающую из общих законов природы. Это удалось ему сделать тогда, когда он открыл зависимость качественных особенностей химических элементов от их атомного веса.
Огромное значение систематизации для познания мира видно из того, что она помогает открытию новых явлений и уточненному пониманию связей между ними. Без периодической системы Менделеева открытие новых элементов осталось бы по-прежнему стихийным, каким оно было на стадии только классификации этих явлений. Лишь правильная систематизация позволила предвидеть качественные особенности еще неизвестных элементов и направить научную мысль на их открытие.
Классификация
Наименование: | Классификация (образовано от латинского classis — разряд, класс; facio — делаю, раскладываю). |
Определение: | Классификация — это общенаучный метод систематизации знания, направленный на организацию некоторой совокупности изучаемых объектов различных областей действительности, знания и деятельности, в систему соподчинённых групп (классов), по которым эти объекты распределены на основании их сходства в определённых сущностных свойствах. |
Классификация — это общенаучный метод систематизации знания, направленный на организацию некоторой совокупности (множества) изучаемых объектов различных областей действительности, знания и деятельности, в систему соподчинённых групп (классов), по которым эти объекты распределены на основании их сходства в определённых сущностных свойствах. Класс — это конечная или бесконечная совокупность объектов, выделенная по некоторому общему для них признаку (свойству или отношению), мыслимая как нечто целое. Объекты, составляющие класс, называются его элементами. Основной принцип классификации состоит в том, что каждый элемент совокупности объектов, которую она охватывает, должен попасть в то или иное подмножество. Тем самым, главная цель классификации заключается в определении места в системе любого объекта и установлении между ними наличия некоторых связей, что определяет дальнейшее нормативно-мерное упорядочивание множества, которое разбивается на гетерономные друг по отношению к другу, но гомогенные внутри себя по какому-либо признаку, отделённые друг от друга подмножества. Субъект, владеющий ключом (критерием) классификации, получает возможность ориентироваться в многообразии объектов. Классификация всегда отражает имеющийся на данный момент времени уровень знания, суммирует его, задаёт его «топологическую карту». С другой стороны, классификация позволяет обнаруживать пробелы в существующем знании, служить основанием для диагностических и прогностических процедур. В так называемой описательной науке классификация выступала итогом (целью) познания (например, систематика в биологии, попытки по разным основаниям классифицировать науки и так далее), а дальнейшее развитие представлялось как её усовершенствование или предложение новой классификации. Таким образом, термин «классификация» используется как для обозначения указанной процедуры, так и для обозначения её результата.
Классификация призвана решать две основные задачи: представлять в надёжном и удобном для обозрения и распознавания виде всю изучаемую область и заключать в себе максимально полную информацию о её объектах. Различают естественные и искусственные классификации в зависимости от существенности признака, который кладётся в её основу. Естественные классификации предполагают нахождение значимого критерия различения, искусственные могут быть в принципе построены на основании любого признака. Вариантом искусственных классификаций являются различные вспомогательные классификации типа алфавитных, технических и тому подобных указателей. Разные классификации по-разному справляются со своими задачами. Так, искусственная классификация, в которой группировка осуществляется на основании лишь отдельных, произвольно выбранных и удобно различимых свойств объектов, может решить только первую из указанных задач. В естественной классификации группировка происходит на основании комплекса свойств объектов, выражающих их природу, и таким образом объединяет их в естественные группы, а сами группы в единую систему. В такой классификации число свойств классифицируемых объектов, поставленных в соответствие с их положением в системе, является наибольшим по сравнению с любой другой группировкой этих объектов. Естественная классификация, в отличие от искусственной, основываясь на полноте понимания содержания классифицируемых объектов, является не просто описательно-распознавательной, а пояснительной, объясняющей причины общности свойств классификационных групп, равно как и характер отношений между группами. Известными примерами естественной классификации в науках (см. Наука) являются: периодическая система химических элементов, классификация кристаллов на основе фёдоровских групп преобразований, филогенетические систематики в биологии, генеалогическая и морфологическая классификации языков. В отличие от искусственной классификации, зачастую строящейся на прагматических основаниях, естественная классификация возникает на основе материала наблюдений и массива опытных данных той или иной области знания в результате синтеза эмпирических обобщений и теоретических представлений. В целом, естественная классификация всегда в той или иной степени является содержательно-обоснованной типологией (см. Типология), способной решать содержательные задачи и прогнозировать новые результаты.
Наряду с естественными и искусственными, различают теоретические и эмпирические классификации. Существуют и иные деления классификаций, например на общие и частные (специальные). Общие классификации содержат обзор всей области объектов определённого рода, группируют их на основании свойств, выражающих их природную общность самих по себе, и несут информацию о причине этой общности, то есть о некоторой естественной закономерности. Общие классификации имеют место в фундаментальных науках, главная задача которых состоит в объективном познании действительности через выявление доминирующих в ней законов. Тогда как частные, или специальные, классификации характерны, прежде всего, для прикладных, практических отраслей знания, целью которых является обеспечение деятельности. Предметная область частных, или специальных, классификаций более узкая, чем у общих классификаций. Они также исходят из объективных и зачастую немаловажных свойств классифицируемых объектов, но вся группировка в целом осуществляется здесь в целях удовлетворения определённых прагматических запросов. В целом, специальные классификации дополняют и расширяют то знание, которое дают общие классификации.
В логике (см. Логика) классификация является частным случаем деления — логической операции над понятиями. Деление — это распределение на группы тех предметов, которые мыслятся в исходном понятии. Получаемые в результате деления группы называются членами деления. Признак, по которому производится деление, именуется основанием деления. В каждом логическом делении имеются, таким образом, делимое понятие, основание деления и члены деления.
По своей структуре, то есть типу отношений, в которых находятся составляющие её понятия, а именно отношений субординации и координации, классификация отличается от других форм систематизации знания (см. Систематика), например характерных для математизированного естествознания параметрических систем, где понятия соотносятся своими количественными показателями. В то же время, классификация может осуществляться не только по качественным, но и по параметрическим особенностям изучаемых объектов, имея своим основанием и результатом количественные показатели. Такая группировка широко используется, в частности, в статистике, составляя базу статистических методов, которые, как известно, применяются только к количественно выраженным данным. В таких случаях группировки производятся на основании признаков, поддающихся измерению и поэтому имеющих те или иные численные значения, а весь порядок так образованных групп наводит на некоторое распределение численностей или функциональную зависимость. Когда имеется множество (сотни или тысячи) просто зарегистрированных значений какого-нибудь количественного признака, ум не в состоянии охватить подлинный смысл изучаемого явления. Для того чтобы выявить его характерные черты, необходимо каким-то образом сжато выразить имеющиеся данные, уплотнить их посредством группировки. При этом группировка должна быть такой, при которой была бы не утрачена и не искажена значительная часть собранных данных и в итоге получена достаточно точная картина исследуемого явления. Качественные и количественные классификации не перекрывают друг друга. Даже имея своим предметом одни и те же объекты, они рассматривают их разные аспекты и сосуществуют в общем комплексе исследований этих объектов.
Классификации обычно представляются в форме деревьев или таблиц, которые в конечном итоге могут быть сведены к структуре древообразного иерархического порядка (см. Рис. № 1).
Рис. № 1. Дерево классификации. |
Дерево классификации выглядит как множество точек (вершин), соединённых линиями (рёбрами). Каждая вершина представляет некоторый класс предметов (объёмов понятий), обладающих одинаковыми признаками. Эти классы называют таксонами (таксономическими единицами — см. Таксономия). Рёбра же показывают, на какие подвиды разбиваются данные таксоны. Вершина K0 называется корнем дерева. Она репрезентирует (представляет) исходное множество предметов. Таксоны группируются по ярусам. В каждом ярусе собраны таксоны, полученные в результате применения одинакового числа операций деления к исходному понятию. Те таксоны, которые в данной классификации уже далее не делятся на свои виды, называются концевыми таксонами. Предельной является такая классификация, все концевые таксоны которой представляют собой единичные понятия. Однако в зависимости от целей, которые преследуются при построении классификации, концевые таксоны могут и не быть единичными понятиями.
Логической основой построения различного рода классификаций является операция деления понятий, а потому при классифицировании предметов должны выполняться все правила деления, специфицированные относительно классификации. Так, требование, чтобы деление осуществлялось по одному основанию, сохраняется, но теперь разрешается, чтобы каждый акт деления осуществлялся по собственному основанию, отличному от оснований, которые использовались в других актах деления. Сохраняется и требование, чтобы члены деления исключали друг друга, но теперь это относится только к таксонам одного и того же яруса (ясно, что таксоны разных ярусов этому требованию удовлетворять не могут). Дополнительно вводится ещё одно требование — классификация должна быть соразмерной, то есть она должна быть непрерывной, без скачков (пропусков ярусов).
При построении классификации используются обе разновидности деления — дихотомия и по видоизменению основания. Примером дихотомии может служить так называемое «древо Порфирия», в котором греческий философ Порфирий представил содержание философского понятия субстанции (см. Рис. № 2).
Рис. № 2. «Древо Порфирия», в котором представлено содержание философского понятия субстанции. |
Всякая добротная классификация требует разработки соответствующей ей номенклатуры — системы однозначных наименований для всех классификационных групп. При этом номенклатура должна отличаться уникальностью, то есть каждое наименование должно быть единственным и отличным от других; универсальностью, то есть являть единый набор наименований, принятый всеми специалистами в противовес названиям тех же групп в обычных народных языках; стабильностью, исключающей произвольные изменения наименований, и вместе с тем гибкостью, допускающей неизбежные изменения названий в связи с изменениями в классификации. Проблема создания номенклатуры выступает как специальная научная задача, которая (как это имеет место, например, в биологии), может регламентироваться специальными международными кодексами. Примеры тщательно разработанных и совершенных номенклатур дают химия, ботаника, зоология.
Развитие науки показывает, что становление классификации проходит ряд этапов: от искусственных систем к выделению естественных групп и далее к установлению системы естественной классификации. Так, химические элементы первоначально группировались искусственным образом по отдельным физическим свойствам. Затем сходные элементы объединялись уже в естественные группы на основании многих и разнообразных чисто химических свойств. Открытие Д. И. Менделеевым периодической зависимости свойств химических элементов от их атомного веса позволило упорядочить сами группы в целостной системе естественной классификации. В дальнейшем система Менделеева, которая была глубоким, но всё же эмпирическим обобщением, подверглась теоретической обработке на основе учения о строении атома. Периодичность изменения свойств элементов в зависимости от их порядкового номера в системе была объяснена периодическим изменением числа электронов в наружном слое атомов. Искусственными были и первые группировки в биологии.
Аристотель опирался на качественную классификацию физических тел, которые он делил согласно различию их «природы», определяющей способы их действия. Аристотель был пионером и в деле описания и классификации видов животных на основании систематического рассмотрения их разнообразных отличительных свойств, которые он усматривал не только в строении частей тела животных, но и в их образе жизни и поведении. Правда, таксономическая терминология Аристотеля ограничивалась лишь терминами «вид» и «род». Первый он связывал с конкретными живыми организмами, а вторым обозначал различные степени общности между видами, в связи с чем он говорил о «малых» и «больших» родах. Аристотель разработал и классификацию форм государственного правления. В зависимости от того, кто властвует — один, немногие или большинство и какие цели правления преследуются, он различал три правильные формы правления и три искажённые. В том случае, если властвующие имеют в виду общественную пользу, будут иметь место: монархия, аристократия и полития; если же правители преследуют только своё личное благо, эти три правильные формы власти превращаются в три искажённые: тиранию, олигархию и демократию. В научно-познавательной деятельности Аристотеля метод приведения вида к роду, то есть классификация, приобретал значение универсального метода исследования, и он философски обобщил этот метод, создав теорию классификации, каковой явилась его силлогистическая логика. Классификаторскую деятельность Аристотеля продолжил его ученик Теофраст, с именем которого связаны первая систематика растений, классификация камней, а также описание и определение различных человеческих характеров.
В целом, Аристотелевская традиция и концепция классификации в тех или иных проявлениях дожила до XVIII века и завершилась развёрнутой системой К. Линнея. В «Системе природы» Линнея предлагались описательные систематики всех трёх царств природы — минералов, растений и животных, которые он стремился строить в строгом соответствии с принципами аристотелевской логики. Линней создал целостную, чёткую, практически удобную для ориентировки в многообразии растительных форм, но, как он сам считал, искусственную классификацию. К этому времени в целом ряде областей естествознания — кристаллографии, минералогии, ботанике, зоологии — был собран огромный эмпирический материал, настоятельно нуждавшийся в систематизации. Эволюционная теория Ч. Дарвина, указавшая, что причина сходства живых организмов лежит в общности их происхождения, положила начало естественной, филогенетической систематике, в которой расположение классификационных групп соответствует путям эволюционного развития. Со второй половины XIX века эволюционизм проникает в различные сферы знания и становится почти обязательным компонентом научных воззрений. Это способствует разработке генеалогических и историко-генетических классификаций и в других науках, помимо биологии, и таким классификациям придаётся более высокий научный статус, чем описательным морфологическим систематикам. Вместе с тем, этот род классификаций сразу выводит их из сферы сугубо эмпирического знания и показывает решающее значение для научной систематизации теоретического начала.
В XX веке задачи построения генетических и генеалогических классификаций, а также обращение к глубинным структурным началам как факторам, объясняющим эмпирические общности в химической, кристаллографической, минералогической классификациях, привлекли внимание к теоретическим аспектам классификации, а в последние десятилетия среди специалистов различных отраслей знания стал обсуждаться вопрос о создании теории классификации, долженствующей обеспечить эффективность классификационной работы в науке. При этом одни видели свою задачу в разработке частных теорий классификации, ориентированных на те или иные конкретные области естествознания, другие же задались целью построить общую теорию классификации, приложимую ко всем его областям. Задача первых вписывается в компетенцию тех конкретных наук, классификациями которых они занимаются, цель же вторых измеряется общеметодологическим масштабом (см. Методология) и представляет собой феномен методологии науки (см. Методология науки).
Психологические классификации
Содержание
Исторический экскурс
Логика развития классификационных гипотез в психологии
Вся история исследования человека с системно-классификационных позиций предстает ареной борьбы двух противоположных методологических направлений, цель которых:
1) «уловить» центральное организующее звено, своего рода мотор всей конструкции, и распределить людей, исходя из качественного своеобразия этих центральных звеньев;
«Типологический подход заключается в глобальном восприятии личности и последующем сведении многообразия индивидуальных форм к небольшому числу групп, объединяющихся вокруг репрезентативного типа» (Мейли, 1960).
2) разложить психику на составляющие части, понять работу частей и создать классификацию на основе разницы в составе и качестве частей.
«Надо свести все черты характера к простейшим психическим элементам и к простейшим формам основных психологических законов, выявляя при этом природу обнаруживаемых связей» (Полан, 1894).
На сегодняшний день существует несколько тысяч самых разнообразных психологических классификаций, которые обозначают те или иные различия между людьми или психическими свойствами (качествами, характеристиками).
Классификации различаются масштабом обобщений, степенью внутренней согласованности, классификационными основаниями и т.д.
Классификация людей и классификация психических свойств
«Как только получил общее признание тот факт, что наблюдаемые черты не соответствуют отдельным психологическим сущностям, а являются лишь аспектами личности или поведения, сразу же возникла необходимость выявить фундаментальные переменные, стоящие за этими чертами. Хейманс и Вирсма, а также ряд других ученых после них пытались решить эту проблему. Однако все эти исследования носили фрагментарный характер, их результаты были обусловлены предварительными гипотезами, а выбор черт определялся, как правило, личным вкусом исследователя» Р.Мейли с.228
Пример развития психологии черт (этапы):
1. Выделение типов любви в виде психологических черт. В Античности была очень распространена типология видов любви, в которую входили агапе, сторге, мания, прагма, людус и эрос.
2. Каждый человек, как правило, имеет в своем арсенале все возможные типы любви, но в разной пропорции, что можно выразить профильной характеристикой с пиками и провалами.
3. Типы людей со схожими профильными характеристиками объединяются в классификацию более высокого уровня.
Пример развития психологии типов (этапы):
2. Выделение частных познавательных способностей, связанных с рациональностью и иррациональностью.
3. Создается сетка для профильной характеристики, которая характерна для рационалов и иррационалов.
Масштаб системы психологических типов
Системы взглядов о материальном и духовном мире, основанные на принципах гармонии, единых универсальных закономерностях природы и духа, имеют максимальный масштаб и упорядоченность. Все, в том числе и принцип психологической классификации, имеет математическую точность и ясность. Типология имеет подчиненную роль, она отражает естественную включенность в космическую закономерность.
Классификации, в которых есть устойчивые типы, выделенные на основе какого-либо психологического или анатомо-физиологического свойства относятся к формальным типологиям. Формальные типологии могут иметь самый разный масштаб. Часто это типологии, касающиеся особенностей поведения в какой-либо деятельности.
Witkin в 1954 году выделил типы людей на основе полезависимости и поленезависимости. Поленезависимые не вычленяют простую фигуру из сложного геометрического фона. Поленезависимые умеют вычленять простую фигуру из сложного геометрического фона.
Динамические типологии связаны с изменением и трансформациями человека, с прохождением стадий или этапов в своем развитии (биологическом, психологическом, социальном).
В самопознании, в поиске самости, человек проходит ряд стадий. Карл Юнг называл самость центральным архетипом, архетипом порядка и целостности личности. Индивидуацией Юнг называл способность человека к самопознанию и саморазвитию, слияние его сознательного и бессознательного. Первый этап индивидуации – это анализ персоны. Хотя персона имеет важные защитные функции, она является также маской, скрывающей самость и бессознательное. Второй этап – осознание тени. Если мы признаем ее реальность, то сможем освободиться от ее влияния. Третий этап – встреча с Анимой или Анимусом. Последняя стадия процесса индивидуации – развитие самости. Самость становится новым центром души. Она приносит единство и интегрирует сознательный и бессознательный материал. Все названные стадии пересекаются, человек постоянно вновь возвращается к старым проблемам. Индивидуация может быть представлена как спираль, в которой человек продолжает сталкиваться с теми же фундаментальными вопросами, каждый раз в более тонкой форме.
Моделирование систем психологических типов
В моделировании психологических систем большое место занимает систематика и классификация.
В связи с развитием статистики в описании представленности признака (или типа) в социуме очень важен характер распределения признака (типа). Важно также, носят ли различия в признаках количественный или качественный характер. Для квалифицированной интерпретации практически любого исследования в области дифференциальной психологии требуется понимание определенных фундаментальных статистических понятий.
«Существуют по меньшей мере три различные теории психологических типов, описываемых психологами. Некоторые авторы до сих пор представляют типы как отдельные взаимоисключающие классы. Другие используют теорию типов как более или менее подробную теорию черт, определяя типы как полюса одного континуума, между которыми люди могут быть распределены по законам нормального распределения. Последователи третьего взгляда утверждают, что типы отличаются от черт тем, что имеют мультимодальные распределения, в которых люди группируются в определенных точках, представляя чистые типы». Stagner, 1948.
Распределение признака
Чем более фундаментальна (глубинна) психическая характеристика, тем распределение более устойчиво и не зависит от культурных особенностей. Большинство измерительных инструментов (тестов) построено так, чтобы признак мог быть пронормирован в соответствии с нормальной кривой распределения, если различия носят количественный характер. Так черты, которые входят в фундамент личности под названием Большая пятерка (Big Five) имеют нормальный характер распределения.
Пример: Экстра-интроверсия. Большинство людей имеют амбивертные характеристики по этой шкале.
Строгие множества
Если характеристики имеют не количественные, а качественные различия, то они обычно описываются в рамках строгих множеств.
Пример: Правши, левши. Глухие, слышащие. Типы в соционике.
Нестрогие множества
В психике бывает редко, что какое-либо качество устойчиво отсутствует совсем. Поэтому, в большинстве случаев, полезно в моделировании использовать нестрогие классификации, которые более точно отражают реальный характер распределения.
Пример: Эрнст Кречмер разработал классификацию характеров, на основе нестрогой классификации телосложения человека.
Комплексные модели
Более сложные и системные модели учитывают тот факт, что могут встречаться как количественные, так и качественные различия признаков, распределения этих признаков в виде ясных связей может образовывать типы, которые в свою очередь, имеют достаточно жесткое и устойчивое распределение в социуме.
Пример: Презентация модели Псикосмология в контексте общего, типологического и индивидуального.
Системные классификации
Системные классификации исходили из постулата о том, что целое не есть сумма всех частей, а есть система более высокой организации. Основание классификации часто искалось в законах функционирования космоса. Характеристики классификации: строгость (каждый попадает в один и только один класс и остается в нем всю жизнь), количество классов определяется законами космоса, психические организации есть часть более общей системы функционирования Вселенной. Примеры: Астрологическая (Египет, Вавилон, Греция, Античный мир), резонаторная (древневосточные классификации – Система 12 люй в Китае), астро-музыкальная система типов (Индия).
«Фундаментом для развития практик, известных ныне как “западная астрология”, послужила месопотамская астрология, тогда как китайская традиция стала стержнем систем так называемой “восточной астрологии”. Что же касается астрологических систем индейцев Месоамерики и друидов, то они не дошли до нашего времени в живой традиции и реконструируются лишь с той или иной степенью достоверности. Оригинальные астрологические системы, видимо, возникали и в других регионах мира, но одни из них имели узкорегиональный характер (как, например, астрология инков или самобытная яванско-балийская астрология, базирующаяся на календаре “вуку” ». Денис Куталёв. Астрология как историко-культурный феномен.
Интересное развитие эти идеи нашли в трудах Иоганна Кеплера, который по сути продолжил традиции астро-музыкальных систем, объединив физические и психические законы в теории резонанса.
«В его изложении астрология превращалась в нечто подобное физической теории резонанса: сами по себе небесные светила не оказывали влияния на судьбу человека, но душа в момент рождения человека запечатлевала углы между светилами и впоследствии особым образом реагировала на них» Ю.А. Данилов. Гармония и астрология в трудах Кеплера
Несколько иной поворот к проблемам астрологических знаний можно наблюдать в работах Карла Юнга. Астрология, по словам Юнга, – “вершина всех психологических знаний древности”, суть которых в закреплении символических конфигураций в форме коллективного бессознательного.
“Астрология, как коллективное бессознательное, к которому обращается психология, состоит из символических конфигураций: “планеты” – это боги, символы власти бессознательного” [цит. по: Семира, Веташ, 1994, с. 13].
Доминирование одной из четырех познавательных функций (мышления, рациональной эмоции, ощущения или интуиции) создает основание для классификации, разработанной Карлом Юнгом («Психологические типы» Карла Юнга)на основе большого клинического опыта. Доработка типологии предпринята Аушрой Аугустиновичюте (Соционика) и Изабель Майерс-Бриггс и её матерью Кэтрин Бриггс (Типоведение).
Частные классификации
Чаще всего классификация затрагивала характеристики, связанные со сферой социального взаимодействия, строилась как набор биполярных черт, сильное преобладание какой-то черты создавало некий акцент в характере человека. Характеристики частных классификаций: отсутствие четкой границы между классами, человек может переходить из одного класса в другой под действием внешних и внутренних причин, число классов зависит от установки автора классификации.
Примеры: Социально-характерологическая (Теофраст), социально-политическая (Платон).
Одной из первых типологий человека, основанной на его смысложизненных ценностях является типология Платона, который выделял следующие типы:
1) характеризуется преобладанием высшей стороны души, стремлением к поиску истины;
2) тимократический, отличается сильным развитием честолюбия и наклонности к борьбе;
3) олигархический, отличается скупостью, стяжательностью, сдержанностью и бережливостью;
4) демократический, характерной чертой его является нравственная неустойчивость, и стремление к постоянной смене чувственных наслаждений;
5) тиранический, в котором преобладают самые низшие, животные влечения.
Частные классификации часто строятся практиками на основе конкретной деятельности. В рамках любой деятельности можно найти большое количество самых разных классификаций.
Смешанные классификации
Соединением теоретических предположений и практических наработок стала хрестоматийная типология Гиппократа, который оставаясь на позициях космологов о природе человеческой души, задался вопросами строения и функционирования различных психических и физических организаций человека в социуме и создал типологию темпераментов.
Современные системные классификации связаны с именами К. Юнга, Г. Айзенка, Л.Н. Собчик, Л.Я. Дорфмана, Н.Л. Нагибиной и др. Авторы современных системных концепций стараются максимально обобщить результаты эмпирических исследований индивидуальных особенностей человека в рамках единой типологической модели. Такая модель, как правило, является центром конструкции, объединяющей общие, типологические и индивидуальные психологические характеристики человека.
Примерами такой системной классификации могут служить Теория ведущих тенденций Собчик Л.Н., Псикосмология Нагибиной Н.Л., Концепция мета-индивидуального мира Дорфмана Л.Я.
Теория ведущих тенденций, положенная в основу методологии психодиагностического исследования, позволяет понять сложный личностный конструкт во всей его полноте. Согласно данной концепции, целостный образ личности включает в себя эмоциональную сферу, индивидуальный стиль познавательной деятельности, тип межличностного поведения, силу и направленность мотивации. Сравнительный анализ психодиагностических показателей, полученных при последовательном изучении разных уровней самосознания (бессознательное, объективное, актуально-субъективное и идеальное «Я»), обнаруживает зону внутреннего конфликта, уровень самопонимания и способность индивида к саморегуляции». Л.Н. Собчик. Психология индивидуальности. 2005, с. 15
Выбор классификационного основания
Теоретическое и осмысление и эмпирическая проверка классификационных систем психики предприняты рядом авторов ХХ века (К.Юнг, Г.Айзенк, Р. Мейли, В.С. Мерлин, Л.И. Собчик, Л.Я. Дорфман, Е.П. Ильин, Н.Л. Нагибина и др.).
Конституционные и формально-динамические характеристики как основание для классификации темпераментов
Наиболее распространены среди клинических психологов и психиатров.
Познавательные характеристики как основание для классификации
Таблица 1. Классификации на основе конкретных видов приема и переработки информации (примеры).
Классификационное основание | Интерпретация | Авторы |
---|---|---|
Аналитичные (детализирующие)/ Синтетичные (интегрирующие) | Аналитичные проявляют тенденцию воспринимать скорее отдельные части, испытывая трудности в вычленении целостной структуры и ориентируются на различие. Синтетичные воспринимают явления как интегрированное целое, выделяя сходство между частями. | |
Мыслители / Художники | Мыслители с доминирующей второй сигнальной системой Художники с доминирующей первой сигнальной системой | Павлов, 1927 |
Объективисты / Субъективисты | Объективисты характеризуются устойчивым, узко направленным и точным восприятием. Субъективисты характеризуются более широким полем восприятия с субъективной интерпретацией, дополняющей воспринятое. | Angyal, 1948 |
Концептуальные «активные» / Перцептивные «пассивные» | Концептуальные работают рационально, формулируя гипотезы о верном решении при выполнении классификаций. Перцептивные используют метод проб и ошибок, руководствуясь непосредственным восприятием стимула. Ценностно-мотивационные характеристики как основание для классификации личностейМ. Рокич рассматривает ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико, 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени, 3) ценности организованы в системы, 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности. 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. (Rokeach, 1973, с. 3)
Пример: Н. Лосский выделял три типа характеров (Лосский, 1903): 1) Чувственный тип, у которого преобладают низшие, чувственные влечения, подавляющие все высокие стремления. Люди этого типа всецело находятся под влиянием животной природы. Их «Я» не сформировано. 2) Эгоистический тип. «Я» вполне сформировано и дает окраску всем стремлениям, поступкам и чувствам. «Я» господствует у них в сознании, и они стремятся широко проявить его в своей деятельности. 3) Сверхличный тип. Эти стремления, так же, как и у первого типа, являются как бы данными извне, но источник их находится не в физических потребностях организма, а в факторах высшего порядка, как то: высших, религиозных, научных и эстетических запросах. Такие люди действуют как бы не от себя, а от лица высшей воли, которую они признают руководительницей своих поступков. Лосский указывает, что резкую границу провести между этими типами нельзя, так как существуют промежуточные типы, представляющие собой переход от одной категории к другой. Связанные комплексы познавательных и ценностно-мотивационных характеристик как основание для классификации личностейПример: Э.Шпрангер выделяет шесть типов личности, которые увязывают познание и ценности, соотнося тип личности с познанием мира. — теоретический человек стремится к познанию, руководствуясь такими ценностями как поиск истины, интерес к критическим, рациональным подходам; — экономический человек ищет пользу в познании, познает то, что приносит пользу себе, семье, обществу; — эстетический человек стремится к гармонии, форме, стилю, соответствию ситуации; — для социального человека ценностью является любовь к людям. Человек хочет найти себя в другом, жить ради другого, стремится к всеобщей любви; — политический человек ценит власть, влияние (необязательно в политической форме); Каждому типу соответствует одна доминирующая ценность. Пример: Л.Я. Дорфман, анализируя полидетерминацию жизненного мира и позицию человека, выделяет три способа мышления в зависимости от источника детерминации (Дорфман, 1993, с. 38-43). • Социоцентристсткое мышление, в котором «конкретный жизненный мир отдельного человека поглощается всеобщим, абстрактным». • Социодеятельностное мышление, которое «обосновывает и оправдывает подчиненность активности человека интересам общества. Его бытие мыслится не просто в социальных одеждах, а в самой логике бытия социальной системы». • Антропоцентристское мышление, которое «предполагает, что человек находится в согласии со своей природой и с окружающим миром. Здесь мы имеем дело с жизненным миром свободного человека в свободном обществе, где нет места их взаимному отчуждению». Л.Я. Дорфман отмечает, что каждый из трех потоков детерминации отражает разный характер существования человека в мире, разную степень его свободы.
Современные проблемы психологических классификацийПроблемы психологических классификаций связаны с высокой сложностью и неоднозначностью психической реальности. Классифицировать материальный мир гораздо проще. В психологии мы сталкиваемся с тем, что с помощью сознания мы можем изучать сознание. Здесь открываются новые возможности, но и новые ограничения, связанные, в частности, с субъективностью и ее преодолением. Как известно, в психике человека есть осознаваемые и неосознаваемые компоненты познания. Они работают часто самостоятельно, как два разных оценщика ситуации. Поэтому, оценки с помощью проективных тестов (которые направлены на исследование бессознательного) часто вступают в противоречие с самоооценками с помощью опросников (которые апеллируют к сознанию или осознаваемому поведению). Для оценки психологического типа важно, чтобы измерительный инструмент (тест, методика) был «откалиброван» не на настоящее и актуальное, а на типичное, повторяющееся с большей вероятностью на протяжении жизни. Поэтому для типологов так важны методы, которые позволяют видеть настоящее сквозь призму всего жизненного пути личности: биографический, структурированная беседа, лонгитюдное наблюдение в естественной ситуации. Такие методы хорошо разработаны в клиническоим исследовании. В работе со здоровыми людьми они составляют, скорее, исключение. Пример: Программа исследования личности Лазурского А.Ф. Вопрос подготовки квалифицированного специалиста в области исследования и диагностики типов – самостоятельная проблема. Нужен целый комплекс знаний и умений. Важным для измерения психологического типа является умение диагноста видеть не отдельные фрагменты психической реальности, а оперировать системами (познавательной, ценностно-мотивационной, эмоциональной, волевой) и учитывать их целостный характер, знание устойчивых вариантов этих систем, умение их сравнивать. Сравнение и оценка этих систем осложняются отсутствием проработанной методологической базы: нет единого мнения о том, что сравнивать и как оценивать. Исследователю необходимо уметь работать как с качественными, так и с количественными методами исследования эмпирической реальности, учитывать следующие факторы: СсылкиЛитератураАбульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.,1991. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности. // Психологический журнал, 1985, т.6, №5, с.3-18. Анастази Анна. Дифференциальная психология. М., 2001. Артемцева Н. Г., Губанкова Н. Г., Ильясов И. И., Миронычева А. В., Нагибина Н. Л. Психологические типы. Когнитивные стили. Ч.4. Московский гуманитарный университет, 2003 Артемцева Н. Г., Ильясов И. И., Миронычева А. В.,Нагибина Н. Л. Фивейский В. Ю. Познание и личность: типологический подход. М., Книга и бизнес, 2004 Бубнова С.С. Системный подход к исследованию психологии индивидуальности. М., 2002. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М., 1993. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. «Питер»., 2004. Кеплер И. О более достоверных основаниях астрологии. / Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. М., 1999. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. Когнитивные стили: Тезисы Всесоюзного научного семинара. Таллин, 1986. Кречмер Э. Строение тела и характер / Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. Самара, 1997. Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000. Лазурский А.Ф. Очерки науки о характерах. М., 1995. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. Марутаев М.А. Гармония как закономерность природы. / Золотое сечение. М., 1990, с.130-233. Мейли Р.Структура личности / Поль Фресс, Жан Пиаже. Экспериментальная психология. Выпуск 5, М., «Прогресс», 1975. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную писхологию личности. М., 1985. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования личности. М., 1986. Модели мира. (ред. Д.А.Поспелов). М., 1997. Нагибина Н. Л., Артемцева Н. Г., Грекова Т. Н. Психология искусства. Типологический подход. М., «МосГУ», 2005 Нагибина Н. Л. Психология типов. Системный подход. Психодиагностические методики. Ч.1. М., Институт молодежи, 2000 Нагибина Н. Л., Миронычева А. В. Психология типов. Системный подход. Тело и душа. Ч.2. М., Московская гуманитано-социальная академия, 2002. Нагибина Н. Л., Грекова Т. Н. Психология типов. Стратегии развития. Ч.3. М., Московская гуманитано-социальная академия, 2002 Нейгауз Г. Искусство фортепианной игры. М., 2000 Петров В.М., Грибков В.С., Каменский В.С. Поверить гармонию. экспериментом. / Число и мысль. М., 1980. Вып.3, с.145-168. Платон. Соб.соч. в 4-х тт., Т. 1, М., 1990. Психология индивидуальных различий: Тексты. (Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова), М., 1982. Популярная психология типов Часть 1 /ред. Н. Л. Нагибиной. IIDP, Москва, 2009 Россолимо Г.И. Психологические профили. Методика. М., 1910. Семира и В. Веташ. Астрология в образах и аналогиях мира. Барнаул, 1993. Теплов Б.М., Небылицин В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963, №5. Торшилова Е.М. Можно ли поверить алгеброй гармонию? (Критика «экспериментальной эстетики»). М., 1988. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1, М., 1989. Шадриков В.Д. Способности в структуре психики. / Диагностика познавательных способностей. Ярославль, 1986.
|