Что такое классическое произведение
Классическая литература
Классическая литература — корпус произведений, считающихся образцовыми для той или иной эпохи.
Полезное
Смотреть что такое «Классическая литература» в других словарях:
КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — В тесном смысле слова: литература древних греков и римлян. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В тесном смысле: литературы древних греков … Словарь иностранных слов русского языка
Литература Таджикистана — литература на таджикском языке. Кратко Письменные и устные произведения, составляющие литературу, сложились на территории современного Таджикистана в 16–20 веках. Таджикскую литературу, возможно, более, чем какие либо другие, кроме иранских,… … Википедия
Литература Турции — литературные произведения, созданные на территории Анатолии, часть культуры Турции. Содержание 1 Древнетюркский период 2 Мусульманский период … Википедия
ЛИТЕРАТУРА — это управляемое сновидение. Хорхе Луис Борхес Литература это новости, которые не устаревают. Эзра Паунд В чем разница между журналистикой и литературой? Журналистику не стоит читать, а литературу не читают. Оскар Уайльд Правду сказать, мы знаем… … Сводная энциклопедия афоризмов
Классическая точка зрения — Классика (от лат. classicus образцовый) Классика период в истории древнегреческого искусства (V в. до н. э. сер. IV в. до н. э.). Классика в широком смысле «образцовый, показательный, характерный, представительный, типичный». Возникший в… … Википедия
Классическая гитара — Классификация … Википедия
Классическая культура Веракрус — и другие важные поселения классической эры … Википедия
Классическая цивилизация Веракрус — Классическая культура Веракрус и другие важные поселения классической эры Пирамида ниш, Эль Тахин Серия стенных рельефных изображений с Южного стадиона для игры в мяч в Эль Тахине, изображающая прин … Википедия
Классическая школа уголовного права — Классическая школа уголовного права направление в уголовно правовой науке, появившееся в XVIII веке. Среди основных положений, выдвигаемых сторонниками данной школы, можно назвать признание уголовного закона единственным актом, который… … Википедия
Классическая гимназия № 1 имени В. Г. Белинского — Классическая гимназия № 1 имени В. Г. Белинского … Википедия
Ведь даже само определение классики вызывает споры, многие люди сами придумывают, что вкладывать в словосочетание «классическая литература», что признавать, а что нет. Так что тут есть что обсудить. Попробуем сегодня выяснить, что такое литературный канон, как эти каноны появляются, нужно ли читать классику и можно ли её не читать.
Но нам же нужно разобраться, что такое классика в литературе.
Как классика соотносится с эпохой?
Понятное дело, что при жизни никого классиками не называют, за очень редким исключением. Так вот, те три грека сами себя никаким литературным каноном не объявляли, так сложилось исторически. Афины расцветали, потом из-за Пелопоннесской войны утратили своё влияние, потом и вовсе были захвачены Александром Македонским, а позже и римлянами. И именно римляне начали в своих школах изучать греческую литературу, хотя тот самый греческий мир на тот момент уже был утрачен.
Скорее всего, у вас нет в запасе пары-тройки сотен лет, чтобы уж наверняка сказать, кто тут классик. Поэтому люди и пытаются научиться определять литературные каноны каким-нибудь другим способом. Так что попробуем рассмотреть подходы к литературным канонам с разных сторон и понять, как эти каноны возникают.
Классика как что-то популярное
Вы согласитесь, что степень классичности писателя очень редко как-то зависит от популярности?
То, что продаётся миллионными тиражами сегодня совершенно не обязательно пополнит список на обязательное чтение будущего школьника. Например, в своё время был очень популярным поэт Евгений Баратынский, живший в одно время с Пушкиным. Но сейчас его знают разве что филологи, многие его фамилию и не вспомнят. Писатель Пётр Боборыкин при жизни издал множество книг и заработал на них немало денег, но вы вообще хоть раз слышали его фамилию?
В противовес всем этим писателям и поэтам можно вспомнить хотя бы Толстого, который был чуть ли не самым влиятельным человеком в России в своё время, и даже спустя сотню лет актуальности не потерял. Более того, он один из тех, кого высоко ценят по всему миру, и его место среди канонических литераторов не подвергается сомнению.
Но что объединяет всех их сейчас? Сегодня их произведения популярны, продаются по всему миру, переводятся на десятки языков и, скорее всего, так будет и дальше. Все классические произведения сегодня, по факту, бестселлеры.
Так что нужно сделать оговорку в первоначальном утверждении: степень классичности писателя очень редко зависит от прижизненной популярности.
Классика как верность традициям
Также традиции могут быть в построении текста или сюжета, в жанрах, в способе рифмовки… да во всём.
А теперь самая интересная часть вопроса о том, как стать классиком с помощью традиций. Ведь, если все готовые формулы уже есть, то может показаться, что проще простого взять и написать книгу, которая будет соответствовать всем традициям. Казалось бы, она должна быть обречена на успех.
Но здесь работает очень интересный парадокс: те, кого впоследствии вписывают в канон, очень часто были в своё время новаторами, дерзкими и наглыми.
Да, традиция важна. Но важна она только в том случае, если автор, вобрав её в себя, переработал, приведя её в соответствие со своей современностью.
Классика как то, что изучается в классах
Но, к сожалению, то, что реально изучается в школах, может серьёзно расходиться с общепризнанным списком классики.
Ещё кардинал Ришелье в семнадцатом веке придумал управлять литературой в государственных интересах. А как управлять литературой? Правильно, придумать канон и поощрять только тех, кто ему соответствует. Тогда, например, было придумано, что трагедия должна обладать «тремя единствами»: места, времени и действия. Сегодня эти правила до сих пор изучаются в школах, а тогда практически породили раскол в писательском сообществе.
В общем, примерно с того времени официальные списки литературы цензурируются государством.
У нас есть гораздо более яркий и близкий пример: изучение литературы в СССР. В Советское время, чтобы попасть в канон, нужно было чтобы автор разделял и горячо поддерживал социалистические взгляды. Поэтому культивировалось пролетарское творчество. Поэтому из тридцати рекомендованных книг пять были про Ленина. Да что говорить, многие, кто учился в Советском Союзе, до сих пор верят, что «Капитал» Маркса это самая классическая из всех классик.
Вот, например, список классической литературы для изучения в десятом (выпускном) классе (1960 год):
Максим Горький. «Старуха Изергиль», «На дне», «Мать», «В. И. Ленин» (в сокращении)
Владимир Маяковский. «Левый марш», «Прозаседавшиеся», «Товарищу Нетте — пароходу и человеку», «Стихи о советском паспорте», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!», вступление к поэме «Во весь голос»
Николай Островский. «Как закалялась сталь»
Михаил Шолохов. «Поднятая целина»
Александр Фадеев. «Молодая гвардия»
Да и само чтение строго контролировалось: вспомните эти многостраничные предисловия, в которых читателю чётко и ясно объяснялось, что хотел сказать автор. Все биографии писателей были прилизаны, если раньше все они были непохожими, разными, живыми людьми со своими слабостями, то в Советском Союзе о них писали исключительно как о блестящих высоконравственных личностях, всю жизнь мечтавших о революции. К сожалению, такой подход встречается и до сих пор.
Классика как культурный код
Несоответствие официальной литературы настроениям общества очень часто порождает негласное разделение на людей, поддерживающих власть и читающих то, что разрешено, и на андеграунд. В Советское время, например, такая подпольная интеллигенция зачитывалась запрещёнкой, стал очень популярен самиздат. Вот как об этом вспоминал в своей книге Лев Рубинштейн:
«Приходит, допустим, в ваш дом малознакомый человек. Ну мало ли по каким делам. Вы провожаете его на кухню (все тогда сидели на кухнях) и почти автоматически произносите: «Мы с тобой на кухне посидим». А он, этот практически незнакомый тебе человек, на таком же автомате продолжает: «Сладко пахнет…» И с этого момента вы понимаете, что неформальное общение возможно. А уж если он, угощаясь на вашей кухне чем бог послал, ещё и скажет: «Вот какие большие огурцы продаются в наших магазинах», то уже и до закадычной дружбы рукой подать».
Это не значит, что нужно читать только классику. В конце концов, что-то, что уже написано сегодня, станет классикой завтра, так почему бы не стать вершителем судеб и не помочь какому-нибудь современному автору заявить о себе?
И да, можно в принципе классику и не знать, это, конечно, ваше дело. Но всё-таки мы живём в обществе, и с его культурным кодом тоже нужно считаться. Да и на самолёте путешествовать легче, чем пешком.