Что такое классическое образование
Классическое образование
Полезное
Смотреть что такое «Классическое образование» в других словарях:
КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — КЛАССИЧЕСКОЕ образование, тип общего среднего образования, в котором главными предметами были древние языки и математика. Возникло в Западной Европе в эпоху Возрождения. В 19 в. учебные заведения с классической программой (гимназии, лицеи и др.)… … Современная энциклопедия
КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — тип общего среднего образования, в котором главными предметами были древние языки и математика. Возникло в Зап. Европе в эпоху Возрождения. В 19 в. учебные заведения с классической программой (гимназии, лицеи, и пр.) были основным типом средней… … Большой Энциклопедический словарь
Классическое образование — КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, тип общего среднего образования, в котором главными предметами были древние языки и математика. Возникло в Западной Европе в эпоху Возрождения. В 19 в. учебные заведения с классической программой (гимназии, лицеи и др.)… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — образование, основанное на изучении древних языков и вообще греческой и римской древности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
классическое образование — тип общего среднего образования, в котором главными предметами были древние языки и математика. Возникло в Западной Европе в эпоху Возрождения. В XIX в. учебные заведения с классической программой (гимназии, лицеи и прочие) были основным типом… … Энциклопедический словарь
◘ классическое образование — Основано на изучении греческого и латинского языков и античной литературы. ► И она. за ужином говорила с родителями Саши о том, как теперь детям трудно учиться в гимназиях, но что все таки классическое образование лучше реального. //… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
Классическое образование — тип общего среднего образования, ориентированный на изучение древних языков и математики в качестве гл. предметов. К.о. сформировалось в эпоху Возрождения. Идеологи педагогических гуманистических концепций провозгласили идеалом воспитания… … Педагогический терминологический словарь
КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — тип общего среднего образования, предусматривающий систематич. изучение древних языков и математики в качестве гл. предметов. Совр. теория К. о. основывается на психол. способности переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую… … Российская педагогическая энциклопедия
Классическое образование — тип общего среднего образования, характеризующийся сохранением преемственной связи с дореволюционным гимназическим образованием с его высоким уровнем академичности и гуманитарности. Основой содержания классического образования является изучение… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Классическое образование — система общ. образования, содержание к рого изучение др. греч. и лат. яз., а также математики. Возникло в Зап. Европе в эпоху Возрождения. Осн. задача К. О. развитие мышления, эстетич. вкусов, формирование мировоззрения. В России идеи К. О.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Что такое:: классическое образование
К сожалению, в наши годы классическое образование (в том смысле, в котором его понимали раньше), получить практически невозможно. Хотя, еще остались учебные заведения, которые способны его предоставить.
В чем суть?
Классическое образование — это среднее образование, основанное на изучении древних языков (латынь, древнегреческий) и литературы. Наиболее приближенным к классическому образованию по содержанию сейчас является филологическое образование. Классическое образование противопоставляют реальному образованию, которое направлено на изучение естественных и точных наук.
Современное классическое образование основывается на том положении, что знания и умения из одной сферы можно применять в другой. Во главу угла становится саморазвитие, самостоятельное получение новых знаний.
Предпосылки
Как нетрудно догадаться, предпосылки установления классического образования возникли в Древней Греции и Риме. В Древнем Риме каждый свободный мужчина обязан был получить образование, то есть уметь читать и писать на латыни, греческом, знать классическую литературу, уметь выступать в суде или народном собрании, разбираться в философии, математике, музыке.
Как ни странно, владение различными искусствами и ремеслами не ценилось, а, напротив, было неприемлемым для свободного человека, так как ручной труд был уделом рабов. Простая же грамотность (умение читать и писать) была распространена повсеместно даже среди рабов. Но это не мешало некоторым рабам быть преподавателями в школах с классическим образованием.
В Средневековье же основой классического образования стали искусства. Появилось понятие семи Свободных искусств: логика, риторика, грамматика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Искусства преподавались на латинском языке. По окончанию обучения ученик получал степень бакалавра в университетах.
Но общее число образованных людей в Средневековье было незначительным, что связано с общим упадком. Хотя церковь побуждала использовать латынь во всех делах, литературе, богослужении и науке. Национальный же язык часто отодвигался на второй план. Но постепенно основание многих школ и университетов поспособствовало широкому распространению классического образования.
Классическое образование в разные эпохи
Эпоха Возрождения знаменательна возрастанием интереса к античности. Соответственно, возвращается и интерес к древним языкам. Появляются первые классические школы гуманистов.
В Новое Время (середина 18 века) возникла потребность в большом количестве широко образованных кадров. Распространение идей неогуманизма поспособствовало увеличению числа классических учебных заведений, к которым относились гимназии, грамматические школы и лицеи. Классическое образование вновь перестало чисто гуманитарным, так как в учебную программу вошла математика и естественные науки.
Обучение в классических учебных заведениях было платным, позволить его себе могли только выходцы из господствующего класса. К XIX веку система обучения приобрела классно-урочную форму.
Но уже в ХХ веке классическое образование в чистом виде перестало существовать, число классических учебных заведений уменьшилось, в учебных планах упор сделали на естественные науки и гуманитарные дисциплины. Произошло это по ряду причин. Во-первых, банально не хватало учительских кадров для поддержания высоких стандартов классического образования.
Во-вторых, стали более востребованы узкоспециализированные кадры, например, в техническом направлении. В-третьих, тоталитаризм и многочисленные революции повлияли на то, что классическое образование стало считаться пережитком прошлого и вообще несоответствующим современным запросам. И в-четвертых, на учебные заведения лег дополнительный груз задач и обязательств.
Классическое образование в России
Изначально классическое образование в России имело религиозный и всесословный характер. Древние языки преподавались в школах и коллегиях при монастырях. Эти учебные заведения были нацелены на подготовку религиозных кадров, способных помочь в условиях обострения религиозной борьбы. Кроме древних языков преподавались семь свободных искусств, богословие и диалектика.
Петровские реформы придали классическому образованию светский характер. Учебную программу расширили, добавили иностранные языки, медицину, физику, философию и другие науки. Открылись первые гимназии. Правда, классическими их назвать было нельзя, так как они сочетали признаки формально-грамматического, неогуманистического и реально-практического образования. Государственные гимназии, доступные для всех сословий, так же не были классическими в полной мере, так как на изучение древних языков у них отводилось не так уж и много времени.
Расцвет классического образования в России произошел в 1828 году, когда были установлены сословные ограничения, строгая дисциплина в гимназиях. Изменилась учебная программа: увеличено время, отведенное на преподавание древних языков, введен греческий язык и Закон Божий, исключена философия, политическая экономия, право.
В последующие годы классическое образование не претерпевало значительных изменений, но после революции, с установлением советской власти, классическое образование как таковое, под давлением идеологии, перестало существовать на долгие годы.
И лишь не так давно в России начали появляться учебные заведения, предлагающие приближенное к классическому образование. В остальном мире ситуация примерно такая же: учебных заведений, имеющих в программе древние языки, довольно мало.
Тем не менее, классическое образование не исчезло как таковое, а лишь изменило свою форму, в соответствии с требованиями времени.
Что такое классическое образование
Часто приходится слышать, что в гимназиях дают не простое, а «классическое» образование. Но что это означает напрактике? Уклон в гуманитарные дисциплины или нечто иное? Об этом рассказывает директор московской классической гимназии при греко-латинском кабинете Елена Шичалина.
С.Бакалеева
Е.Ф.Шичалина
С.Бакалеева
— Ваша школа называется классическая гимназия, а что это такое? И что такое вообще классическое образование?
Е.Ф.Шичалина
— Классическое образование – это образование традиционное для России, которое было у нас до революции. Классическое образование в высших учебных заведениях было восстановлено в советское время, существовали кафедры классической филологии Московского университета, кафедра древних языков исторического факультета. Но, форма гимназии как таковая начала возрождаться в 1990-е годы, в частности наша инициатива греко-латинского кабинета была по воссозданию традиционного для России учебного заведения.
С.Бакалеева
— А сейчас есть еще классические гимназии кроме вашей?
Е.Ф.Шичалина
— Классическая гимназия как таковая есть в Петербурге замечательного уровня, но она государственная и построена немножко на других принципах, она скорее проводит традицию немецкого классического образования, школа не православная, и поэтому немножко другой аспект. Наверное, есть и другие классические гимназии, но, насколько я знаю, древнегреческий язык в таком объеме, только в нашей гимназии преподается.
С.Бакалеева
— А древнегреческий – это обязательная часть такого образования?
Е.Ф.Шичалина
— Древнегреческий и латинский – это обязательная основа классического образования, к которому обязательно добавляется еще и блок математики, и естественных дисциплин, современные языки, ну, и конечно, тот цикл, который в себя включает закон Божий и предметы с ним связанные, как-то, церковное пение, например. Классическая гимназия наша предполагает именно такое изучение древних языков, которое к концу курса, ну а именно к девятому классу предполагает чтение подлинных авторов, таких, как Ксенофонт, Платон, Цицерон, Цезарь, поэты – Вергилий, Гораций, чтение духовных текстов.
С.Бакалеева
— Изучение античных авторов, не противоречит ли православному воспитанию, которое ваша школа тоже дает?
Е.Ф.Шичалина
— Вы знаете, то, что не противоречит – это безусловно, достаточно вспомнить, что наши вселенские учители – Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, в чью честь был наш храм открыт, во имя этих трех святителей, они же учились в Афинах, они учились на тех самых образцах, которые мы даем детям. Я должна сказать, что если мы возьмем русскую литературу, то, наверное, и здесь, совсем не все тексты будут подходить для православного воспитания. Это можно говорить о любой литературе, любых текстах. Но ведь вопрос не в том, чтобы уберечь детей от чего-то, что все равно попадет к ним в руки, или попадет под глаза. Вопрос в том, как сформировать их отношение к тому, что они читают, или видят.
С.Бакалеева
— А вы что-то по программе из литературе обычной, общеобразовательной выбрасываете по этому признаку, вот по этому критерию, что это не нужно детям?
Е.Ф.Шичалина
— Обычно я сторонница того, чтобы не изучать в православной школе, в классической гимназии в частности, сочинение Булгакова «Мастер и Маргарита». Это сочинение очень, с одной стороны, безусловно гениально талантливо, очень серьезное. С другой стороны, мне кажется оно порочным по своей сути. Объяснить это детям в возрасте, когда они еще… даже заканчивают гимназию, мне кажется, рано. Поэтому, можно ограничиться другими сочинениями, я просто привожу конкретный пример,
С.Бакалеева
— Но в целом, Вы предполагаете, что дети должны сами сделать выбор с помощью учителя, да?
Е.Ф.Шичалина
— Конечно, дети делают выбор и с помощью учителя, и с помощью родителей, ну, главным образом, конечно, с помощью тех, кто им преподает. И, в данном случае, любое образование, в особенности классическое, оно основано на выборе материала. Собственно говоря, специфика нашей школы заключается в том, что мы стараемся преподавать детям на классических замечательных образцах, на которых вся Европа учила всегда своих детей. На Гомере, на Данте, на французских классических авторах – Мольер, Лафонтен, на Байроне, если взять англичан. Это, на самом деле, их не так много, не так много сочинений в мировой литературе, о которых можно сказать, что без них нельзя, так сказать, сформировать культурного человека. А есть целый ряд сочинений маргинального характера, которые дети могут прочитать сами, могу не прочитать, и уже на своем сформированном, так сказать, отношении к вопросу, они сделают правильные выводы.
С.Бакалеева
— То есть, дело не в том, чтобы оградить их, а научить делать выбор, правильно я понимаю?
Е.Ф.Шичалина
— Безусловно, оградить вообще ни от чего нельзя, я в этом абсолютно уверена. Очень многие родители расстраиваются глубоко, когда их дети в возрасте пятого-шестого класса вдруг начинают какие-то слова нехорошие употреблять, или начинают интересоваться вещами, которые с точки зрения родителей совершенно невозможны с обликом их ангелоподобного ребенка. Ребенок живой, он растет, он воспринимает действительность вокруг себя в ее полном объеме, и должен воспринимать в полном объеме. А мы взрослые, педагоги в первую очередь, и родители, не знаю, кто раньше, и те и другие, равным образом, как мне кажется, должны все время четко указывать, что хорошо, что плохо и почему.
С.Бакалеева
— Неужели действительно классика помогает делать этот самый выбор, ведь современный мир настолько, на мой взгляд, далек от классики, каким образом это происходит?
Е.Ф.Шичалина
— Он далек от классики только потому, что людям не приходит в голову обращаться к древним текстам и читать их. Когда же мы их читаем, то оказывается, что нет ничего более актуального, чем рассуждения Цицерона об обязанностях, например, или того же самого Платона, или Аристотеля. Ведь люди были очень мудрые, у них было очень много времени для того, чтобы осмыслять, что они писали, они не спешили. И восприятие этих мыслей, оно помогает воспринимать мир таким, как он есть, они…
С.Бакалеева
— То есть, дети выходя за ваши стены, не чувствуют противоречия, что вот в школе было одно, одни выходят и совершенно видят другой мир?
Е.Ф.Шичалина
— Вы знаете, то, что меня немножко волнует, то, что меня расстраивает, и не может не расстраивать, как и всех, они часто испытывают тоску, когда они уходят из школы. Они испытывают тоску по тем разговорам, которые были в школе, по той серьезности отношения к вопросу, который был…
С.Бакалеева
— Не хватает глубины, да?
Е.Ф.Шичалина
— Да, некоторые уходят из высших учебных заведений, потому что они не удовлетворены тем, как строится учебный процесс. Некоторые, слава Богу, находят себя сразу и попадают в хорошие руки и тогда действительно себя полностью реализуют, есть и такие, конечно. Но, многие не могут найти общего языка со своими сверстниками, потому что интерес на уровне журналов, модных групп и прочего, оказывается для них не слишком интересен, не слишком плодотворен. Они хотят большего. Вот здесь сложно, потому что приходится, ну мы с радостью работаем с выпускниками, с ними много беседуем, они обращаются к нам, приходят в школу, некоторые преподают.
С.Бакалеева
— Поддерживают ли отношения они друг с другом?
Е.Ф.Шичалина
— Друг с другом поддерживают.
С.Бакалеева
— Может быть в этом выход?
Е.Ф.Шичалина
— И в этом есть выход, безусловно. Конечно, хотя разные годы, выпуски, они же ведь оказываются разного возраста и оказываются в разных пластах что ли временных, но тем не менее, наверное надо этим заниматься еще больше и еще раньше, начиная уже с пятого класса объяснять детям и показывать, как строить свою жизнь таким образом, чтобы она была интересная и полноценная. Чем можно заниматься помимо своей непосредственной специальности. И я обращаю внимание на такую тоже вещь, которая очень пугает, расстраивает, вот, дети очень часто не видят ничего вокруг себя, это очень трудно, обратить их взор на то, что вокруг них есть – природа, люди, что все люди нуждаются постоянно во внимании других людей.
С.Бакалеева
— Этого нет у них в природе, этому нужно научить?
Е.Ф.Шичалина
— Наверное, в природе у всех все есть, но все это надо развивать и все это надо показывать и объяснять, нужно объяснять какие-то предельно простые вещи. И наверное, в этом собственно воспитание и так сказать… Когда Вы говорите о православном воспитании, то здесь, пожалуй, ключ к такому формированию ребенка заключается в том, что православие прежде всего, во-первых, обращает нашу душу к любви, то есть, убирает из нее все элементы агрессии, в каком бы то ни было направлении. А с другой стороны, дает нам возможность некоторых ограничений в нашей жизни сознательных, которые невероятно важны в особенности в детском возрасте. В нашей школе для детей пост соблюдается почти условно, детям нужно пить молоко, им нужно хорошо питаться, они занимаются. То есть, это идет на уровне отказа только от мясных продуктов.
С.Бакалеева
— Но это практикуется, такой пост?
Е.Ф.Шичалина
— Это практикуется, безусловно, и я знаю детей, которые постятся очень серьезно и очень глубоко, но это их право, это их дело, я говорю о позиции школы. Но даже вот этот небольшой ограничительный момент, в особенности, если он поддерживается дома – это невероятно воспитывающий момент, потому что он воспитывает прежде всего терпение, терпимость, учит владеть собой, а Цицерон еще говорил, что самое сложное – это управлять самим собой. И именно в этом и состоит, собственно говоря, воспитание.
С.Бакалеева
— Мало где и мало в чем еще можно потерпеть в нашем мире, и никто не предлагает себя в чем-то ограничивать, наоборот, все предложения свои выполнить желания.
Е.Ф.Шичалина
— Меня в общем поражает то, что в основном сейчас люди занимаются, ну так, по моим наблюдениям, раньше мы стремились как-то себя как можно больше реализовать в своей специальности, например, в своей профессии. Сейчас я сталкиваюсь с тем, что очень многие молодые люди, которым предлагаешь работу, прежде всего выясняют сколько это будет занимать времени, останется ли у них время, как они говорят, на что-то другое. Это конечно верно, оно безусловно нужно всем время, но как-то… вот не видишь этой полной отдачи своему делу, потому что люди все время хотят отдыхать и развлекаться, отдыхать и развлекаться, а в общем-то, отдых, он прежде всего, на мой взгляд, в смене деятельности. Вот, когда люди увлекаются чем-то помимо своей работы, то это всегда дает очень хорошие результаты.
С.Бакалеева
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Восстановление классических гимназий способно поднять уровень школ
Беседа с заведующим кафедрой древних языков и древнехристианской письменности богословского факультета ПСТГУ Юрием Анатольевичем Шичалиным
Который год государство, система образования и родители школьников не могут найти общей позиции по стратегическому для страны вопросу. А в результате страдают школьники, уровень знаний которых зачастую оставдяет желать лучшего. У России есть хороший опыт классического гимназического образования, обращение к которому может в значительной степени повлиять на ситуацию. О том, какую роль играют гимназии, рассказывает доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой древних языков и древнехристианской письменности богословского факультета ПСТГУ, директор греко-латинского кабинета Юрий Анатольевич Шичалин.
– Что такое классическое гимназическое образование и соответствуют ли современные гимназии этому стандарту?
– Какие основные блоки дисциплин в классической гимназии?
– Еще раз отмечу, что классическая гимназия – это не специальная школа с гуманитарным уклоном, а общеобразовательная школа, готовящая на любое отделение университета. Поэтому в классической гимназии важное место занимают математика, физика, биология, география – все то, что позволяет ученику, получающему общее образование, уверенно ориентироваться в этих областях знания.
Гимназисты изучают два или три новых языка: третий – по желанию и по выбору (в нашей школе помимо английского, французского и немецкого преподают новогреческий). Изучение языков подкрепляется участием детей в международных образовательных программах, в связи с которыми мы принимали учащихся из Европы и посылали наших детей в школы партнеров из Германии, Греции, Дании. Как уже было сказано, наши гимназисты также изучают церковнославянский в курсе Закона Божия. Серьезное внимание уделяется литературе и истории, занятия которыми поддерживаются регулярными спектаклями, походами по Москве, поездками по городам России, а также Греции и Италии.
– Почему обязательными предметами классической гимназии являются древнегреческий и латынь?
– В их пользу и против них есть много стандартных доводов: например, против древних языков обычным аргументом служит то, что они – «мертвые» и потому бесполезны в практической жизни, а в пользу латыни обычно говорят, что она развивает логическое мышление. Но логическое мышление развивает и математика, а «мертвыми» греческий и латынь оказываются только для того, у кого крайне узкий интеллектуальный горизонт, свойственный обычно нетребовательному исполнителю, который очень редко задается вопросом «почему».
Но стоит сознательному ученику задаться этим вопросом, как он понимает, что без древнегреческого и латыни ему не обойтись. Первые вопросы возникают уже в связи с происхождением, названием и составом нашего алфавита. Затем хочется узнать, откуда пришли названия основных изучаемых в школе дисциплин: «математика», «арифметика», «геометрия», «физика», «география», «биология», «история», «литература», «риторика», «физкультура»? Что означают термины «лингвистика», «грамматика», «синтаксис», «орфография»? Что означают сами эти слова «школа» и «дисциплина», а также «директор», «педагог», «класс», и пр., и пр.? Без древних языков нельзя понять не только отдельные слова, происходящие из греческого и латыни (хотя и их слишком много, чтобы сколько-нибудь внимательный ученик не обратил на них внимания при изучении русского языка или, например, английского, в котором 80% латинских корней), но и происхождение и историю развития наук, ставших основными школьными предметами: большинство из них возникло в Греции в VI–IV веке.
Наконец, мы не поймем, почему из поколения в поколение европейцы (а теперь и японцы, китайцы и прочие восточные народы) переводят Гомера и Платона, тексты Ветхого и Нового Завета и отцов Церкви. Не поймем, почему те же отцы Церкви получали великолепное «языческое» образование и заботливо сохраняли европейскую образованность, в своих основных чертах сформировавшуюся уже к IV веку до Р.Х. Почему в монастырях переписывали классических авторов, благодаря чему тексты классиков и дошли до наших дней. Почему на Западе стремились перевести все греческое наследие на латинский язык, а в России ученые и богословы считали знание латыни обязательным.
А учителя объяснят этим вдумчивым ученикам, что из 30 веков существования европейской культуры самым распространенным в течение 25 веков был греческий, а вторым – латинский, который живет уже 23 века и сейчас в Европе переживает расцвет именно как разговорный язык (недавно, например, мы получили из Брюсселя Дневник Европейского сообщества на латинском языке, где к своему удивлению обнаружили упоминание о нашей гимназии). Объяснят, что полноценное общение предполагает уважение к собеседнику, которое выражается и в том, что мы знакомимся с тем языком, на котором он говорит. Объяснят, что наши самые важные собеседники, великие учителя и святители Церкви, небесные покровители нашего гимназического храма свт. Василий Великий, свт. Григорий Богослов и свт. Иоанн Златоуст, говорили как раз на греческом; что европейская наука, включая богословие, усвоив греческие научные дисциплины и создав соответствующую терминологию, предпочитала латынь…
Именно классические гимназии позволяют формировать не только хороших исполнителей (так называемых «технарей»), а действительно свободно и самостоятельно мыслящих людей. Тех, которые в силу широкого кругозора лишены агрессии и многих вредных предрассудков (в том числе атеистических), которые прекрасно понимают, что никакое творчество немыслимо без следования в русле сознательно избираемой традиции, и которым дается возможность правильно эту традицию выбрать. Главная беда современной ситуации в нашем образовании – засилье как раз «технарских» подходов, унаследованных от советской эпохи, сознательно и последовательно отказавшейся от классического образования.
– Какую пользу могут принести сегодня гимназии?
– В каждой стране классические гимназии, где они есть, являются замечательным и единственным в своем роде инструментом отбора самых способных детей и их добротного воспитания и образования. Этим инструментом искусно пользуются во всех цивилизованных странах: при всей демократизации образования в Европе и Америке никто не отказывается от своих традиционно сильных классических школ, и с их помощью производится отбор и формирование политической, административной, дипломатической и ученой элиты. Но наши чиновники, занимающиеся образованием, до сих пор не понимают ни того, что такое классическое образование, ни того, зачем нам в России нужно восстановить развитую сеть классических гимназий.
А именно восстановление классических гимназий, этого краеугольного камня всякой осмысленной системы среднего образования в любой развитой стране, является важнейшей задачей, от решения которой зависит успех или неуспех всех прочих предпринимаемых попыток принципиально поднять уровень наших средних и высших школ.
Между тем, именно классические гимназии, обучение в которых было условием поступления в университет, обеспечили не только расцвет науки и культуры царской России в конце XIX – начале XX века, но и научную и образовательную базу для коммунистического режима. Но сегодня мне известен только один чиновник высокого ранга, который не только продемонстрировал понимание этого вопроса, но и сделал практический шаг, способствующий восстановлению у нас классического образования. Я имею в виду нынешнего министра юстиции А. В. Коновалова, который еще в качестве полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе создал в Нижнем Новгороде на базе лингвистического университета славяно-греко-латинский кабинет для развития классических штудий и подготовки и переподготовки гимназических преподавателей. В открытии кабинета принял участие архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, создавший в Нижегородской епархии восемь гимназий, которые должны постепенно освоить классическую программу.
– Какой процент гимназий должен быть в общей массе общеобразовательных учебных заведений, чтобы подготовить по-настоящему хороших абитуриентов для вузов?
– Некое на сей день фантастическое соотношение школ разного типа могло бы быть таким: 10% от общего числа школ – классические гимназии, теснейшим образом связанные с университетами; 20% специальных школ, связанных с политехникумами; 70% общеобразовательных школ, творчески использующих методики как гимназий, так и спецшкол для подъема и совершенствования общего среднего образования в стране. Я говорю о фантастическом соотношении потому, что классических гимназий в России единицы, а специализированных школ менее 10%.
– Для классических гимназий необходимы преподаватели. Где их взять?
– Я возглавляю кафедру древних языков и древнехристианской письменности богословского факультета ПСТГУ. Наши выпускники получают специальность теолога и дополнительный сертификат по древним языкам и древнехристианской письменности. На мой взгляд, это сочетание программ богословского и классического образования позволяет сформировать специалистов редчайшего и при этом важнейшего, на мой взгляд, профиля. Выпускники нашего отделения в принципе могут быть идеальными преподавателями классических гимназий.
– Кафедра была создана относительно недавно. Каковы предпосылки ее появления?
– Кафедра и отделение древних языков и древнехристианской письменности (ДЯ и ДХП) на богословском факультете ПСТГУ была создана в 2004 году; но еще в 2001 году был проведен набор в группу, которая занималась по специальной программе, предполагавшей серьезную подготовку в древних языках и чтении авторов; помимо первого выпуска группы 2001 года кафедра провела еще два выпуска. В настоящее время у нас есть студенты на всех пяти курсах. Ректор Свято-Тихоновского протоиерей Владимир Воробьев, предложил мне работать в институте еще до создания отделения, что было связано с изменением программы по древним языками в духовных школах. Дело в том, что в духовных семинариях была очень скромная программа по древним языкам: греческому языку уделялось всего одно занятие в неделю в течение года, так что студенты едва успевали научиться читать по-гречески, а знакомство с греческими текстами в подлиннике сводилось к заучиванию нескольких молитв и началу Евангелия от Иоанна. По инициативе архиепископа Верейского Евгения, ректора Московской духовной академии и семинарии, на заседании ректоров духовных школ весной 2001 года было принято решение отвести на изучение древних языков больше времени. Руководство Свято-Тихоновского института также считало необходимым усилить преподавание двух первых языков Церкви. Не нужно объяснять важность знания греческого и латыни для богословов и историков Церкви: без владения этими языками все наши рассуждения о верности святоотеческой традиции будут в лучшем случае благими пожеланиями, и в наших интерпретациях мы будем слепо зависеть от западных богословов, не отменявших изучение древних языков и продолжающих исправно издавать святоотеческие тексты. Но тем не менее приходилось и приходится по сей день объяснять необходимость серьезного преподавания греческого и латыни, выделение на них большего количества часов, и т. д. Поэтому очень важно, что старейшая духовная школа России, Московская духовная академия, и одно из молодых православных учебных заведений, ПСТБИ, сделали первые шаги по восстановлению полноценного духового образования.
– Как решалась проблема с подбором «дефицитных» кадров для кафедры?
– Специалистов по древним языкам, получившим приличное образование в области классической филологии, очень немного, поскольку в России после революции только две кафедры в Москве и Ленинграде выпускали филологов-классиков. Именно на выпускников кафедры классической филологии Московского университета легла главная нагрузка в преподавании греческого и латыни в Свято-Тихоновском институте, где еще до образования кафедры и отделения ДЯ и ДХП работали филологи-классики Андрей Викторович Вдовиченко, Лидия Павловна Горбунова, Наталья Алексеевна Кулькова, Екатерина Павловна Ореханова, Наталья Андреевна Старостина. Некоторое время на кафедре работал иерей Михаил Асмус. Последние несколько лет курсы латинского языка и авторов ведет почтеннейший Николай Алексеевич Федоров. Латинских авторов и курсы по истории языка для наших студентов читают нынешний заведующий кафедрой классической филологии Алексей Иванович Солопов и доцент кафедры Ольга Михайловна Савельева; новогреческим языком занимается Татьяна Игоревна Самойленко.
Но сейчас на кафедре работают уже и наши выпускники. При этом очень важно, что кафедра также связана с ученым советом МГУ по классической, византийской и новогреческой филологии: два сотрудника кафедры защитили здесь кандидатские диссертации, сейчас к защите в этом совете подготовили свои работы еще две наши аспирантки.
– Министерство образования каким-то образом изучает опыт современных гимназий?
– У меня пока нет сведений о самом элементарном интересе Министерства к этому опыту. Между тем наша гимназия существует 17 лет, дает хорошие результаты и накопила достаточный опыт, которым мы делимся со всеми интересующимися школами и педагогами, в том числе из других городов, в частности, мы сотрудничаем и с коллегами из Нижнего Новгорода, бывали и в тамошних школах, и в духовной семинарии. Ваш покорный слуга выступал на открытии славяно-греко-латинского кабинета, с которым мы также сотрудничаем. По изданным греко-латинским кабинетом учебникам, словарям, пособиям, фундаментальным переводным трудам по истории философии, педагогики, литературы занимаются по всей России. К сожалению, – преимущественно в высших учебных заведениях, а не в классических гимназиях, для которых предназначена немалая часть наших изданий.
– О каких удачных примерах реализации классического гимназического и университетского образования можно говорить сегодня?
– Я уже говорил о том, что сегодня некоторые выпускники отделения начали преподавать у нас же, но и выпускники гимназии также возвращаются к нам. Это воспроизводство кадров на сей день – самая важная задача, которая стоит перед уже существующими учебными заведениями, занимающимися по классической программе. Но не следует забывать и о том, что часть выпускников кафедры древних языков защищают свои дипломы на других кафедрах богословского факультета, и их умение читать оригинальные тексты повышает уровень их работ. Что касается специально нашей классической гимназии при греко-латинском кабинете, то наши выпускники поступают на самые разные факультеты Московского университета (биологический, ВМК, географический, исторический, физический, филологический, химический, экономический, юридический), а также учатся в МАИ, МАРХИ, МГИМО, 1-м медицинском, РГГУ и других.