Что такое классический танец
Классический танец
Класси́ческий та́нец — система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы, появилась в 17 веке. Движения стремятся к геометрической ясности, чему способствует принцип выворотности. В 1-й половине 18 века с классическим танцем познакомились на русском придворном театре. Иностранные балетмейстеры воспитывали русских артистов на основе итальянской и французской школ. Самобытность русского исполнительства, соединившего достоинства различных европейских школ и вдохнувшего в него загадочную русскую душу, привела к созданию знаменитого на весь мир русского балета.
Элементы упражнений из классического танца включены в программу обучения художественной и спортивной гимнастике, фигурному катанию, эстрадными танцами, спортивному рок-н-роллу, акробатике, спортивным бальным танцам.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Классический танец» в других словарях:
КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ — система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы. Европейский классический танец сформировался в 16 17 вв … Большой Энциклопедический словарь
классический танец — система выразительных средств хореографического искусства, основанный на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы. Европейский классический танец сформировался в XVI XVII вв. * * * КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ… … Энциклопедический словарь
Классический танец — КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ, исторически сложившаяся, устойчивая система выразительных средств хореографич. иск ва, основанная на принципе поэтически обобщённой трактовки сценич. образа; формировалась на протяжении многих веков и у многих народов. Термин … Балет. Энциклопедия
Классический танец — (от лат. classicus образцовый) танец, опирающийся на обобщенно поэтич. принцип создания образа, имеющий др. традиции. Существуют разные системы К. Т. в Европе и странах Азии. Универсальность европ. К. Т. способствовала его распространению во всем … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Классический танец — канонизированная система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически обобщённой трактовки сценического образа; раскрытие эмоций, мыслей и переживаний средствами пластики. Как термин употребляется в … Большая советская энциклопедия
Классический танец народов Востока — КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ НАРÓДОВ ВОСТÓКА (классический танец народов Азии), понятие, включающее в себя танцы и танцевальные школы (системы), существующие с древних времён в странах Востока (Китай, Корея, Япония) и Юж. Азии (Индия, Шри Ланка, Бирма,… … Балет. Энциклопедия
Шри-Ланкийский классический танец — ШРИ ЛАНКИ́ЙСКИЙ КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ. С древнейших времён танец в Шри Ланке (Цейлон) существовал в двух основных видах. Первый из них, т. н. Танец Дьявола, связанный с анимистическим культом, являлся выражением атавистических страхов и… … Балет. Энциклопедия
Кхмерский классический танец — КХМÉРСКИЙ КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ, кампучийский классический танец. Классическое танцевальное иск во кхмеров имеет сложные истоки. В сельских местностях сохранились танцы, восходящие к ани мистич. культам доисторич. времен. Наиболее характерен… … Балет. Энциклопедия
Кампучийский классический танец — КАМПУЧИ́ЙСКИЙ КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ, см. Кхмерский классический танец … Балет. Энциклопедия
Корейский классический танец — КОРÉЙСКИЙ КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ. Зарождение танц. иск ва в Корее связано с земледельч. празднествами и обрядовыми играми, к рые сопровождались пением и плясками. В их основе аллегорич. воспроизведение явлений природы и трудовых процессов.… … Балет. Энциклопедия
Что такое классический танец
Балет (классический танец) — искусство довольно молодое. Ему чуть более четырехсот лет, хотя танец украшает жизнь человека с древнейших времен. Балет родился в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества, в которых танец занимал важное место. Сельские пляски не подходили придворным дамам и кавалерам. Их одеяния, как и залы, где о ни танцевали, не допускали неорганизованного движения. Специальные учителя — танцмейстеры — старались навести порядок в придворных танцах. Они заранее репетировали с дворянами отдельные фигуры и движения танца и руководили группами танцующих. Постепенно танец становился все более театральным. Термин «балет» появился в конце XVI века (от итальянского balletto — танцевать). Но означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное настроение. Такие «балеты» состояли обычно из мало связанных между собой «выходов» персонажей — чаще всего героев греческих мифов. После таких «выходов» начинался общий танец — «большой балет». Первым балетным спектаклем-представлением стал «Комедийный балет Королевы», поставленный в 1581 году во Франции итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо. Именно во Франции происходило дальнейшее развитие балета.
В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особого великолепия. Людовик сам любил участвовать в балетах, и свое знаменитое прозвище «Король-Солнце» получил после исполне ния роли Солнца в «Балете ночи». В 1661 году он создал Королевскую академию музыки и танца, в которую вошли 13 ведущих танцмейстеров. Их обязанностью стало сохранен ие танцевальных традиций. Директор академии, королевский учитель танцев Пьер Бошан, определил пять основных позиций классического танца.
К середине XVIII века балет завоевывал большую популярность в Европе. Все аристократические дворы Европы стремились подражать роскоши французского королевского двора.Вскоре под влиянием моды женский балетный костюм стал значительно легче и свободнее, под ним угадывались линии тела. Танцовщицы отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкие бескаблучные туфельки. Менее громоздким стал и мужской костюм. Каждое новшество делало танцы осмысленнее, а танцевальную технику — выше. Постепенно балет отделился от оперы и превратился в самостоятельное искусство.
В конце XVIII века родилось новое направление в искусстве — романтизм, оказавший сильнейшее влияние на балет. Пытаясь сделать свой танец более воздушным, исполнительницы старались встать на кончики пальцев, что привело к изобретению пуант. Первой применившей танец на пуантах как выразительное средство была Мария Тальони. Именно она тогда ввела в балет пачку и пуанты.
В России первый балетный спектакль — «Балет об Орфее и Евридике» — поставлен 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Его подготовил иностранец Николай Лима (или Лим).
В 1738 году открылась первая в России балетная школа, и дети из дворцовой челяди стали первыми в России профессиональными танцовщиками.
В начале XIX века русское балетное искусство достигло творческой зрелости.
В середине XIX века в русскую литературу и искусство пришел реализм. Балетмейстеры лихорадочно, но безрезультатно пытались созд ать реалистические спектакли. Начался кризис балетного искусства.
Новый этап в истории русского балета начался, когда великий русский композитор П. Чайковский впервые сочинил музыку для балета. Это было «Лебединое озеро». До этого к балетной музыке серьезно не относились. Она считалась низшим видом музыкального творчества, всего лишь аккомпанементом к танцам. Благодаря Чайковскому балетная музыка стала серьезным искусством наряду с оперной и симфонической музыкой.
Дальнейшее развитие русского балета связано с именем московского балетмейстера А. Горского, который, отказавшись от устаревших приемов пантомимы, использовал в балетном спектакле приемы современной режиссуры. Придавая большое значение живописному оформлению спектакля, он привлекал к работе лучших художников. Но подлинный реформатор балетного искусства — Михаил Фокин, восставший против традиционного построения балетного спектакля. Он утверждал, что тема спектакля, его музыка, эпоха, в которую происходит действие, требуют каждый раз иных танцевальных движений, иного рисунка танца.
В 1908 году начались ежегодные выступления артистов русского балета в Париже, организованные театральным деятелем С. П. Дягилевым. Среди них наиболее выдающейся танцовщицей была несравненная Анна Павлова. «Умирающий лебедь», созданный великой балериной Павловой, — поэтический символ русского балета начала XX века.
Именно тогда, под влиянием мастерства русских артистов, встряхнулся и обрел второе дыхание западный балет.
После Октябрьской революции 1917 года многие деятели балетного театра покинули Россию, но, несмотря на это, школа русского балета уцелела. Пафос движения к новой жизни, революционная тематика, а главное простор творческого эксперимента вдохновляли мастеров балета.
Так возник жанр драматического балета. Это были спектакли, обычно основанные на сюжетах известных литературных произведений, которые строились по законам драматического спектакля. Содержание в них излагалось с помощью пантомимы и изобразительного танца.
В конце 1950-х годов наступил перелом. Хореографы и танцовщики нового поколения возродили забытые жанры — одноактный балет, балетную симфонию, хореографическую миниатюру. А с 1970-х годов возникают самостоятельные балетные труппы, независимые от оперно-балетных театров.
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Как появилась классическая хореография?
Стоит ли говорить, что каждая из многочисленных народностей, населяющих планету, имеет свои специфические танцы, особенности которых связаны с культурными, социальными и бытовыми традициями.
Классическая хореография вобрала в себя самые красивые, изящные и гармоничные движения, которые существовали в танцевальных культурах разных народов.
Предшественниками современных хореографов были танцмейстеры, которые служили при королевском дворе. Именно они разработали те единые стандарты (своего рода «танцевальный этикет»), которыми мы руководствуемся и сегодня.
Классическая хореография включает:
Занятия классической хореографией с ранних лет не только способствуют гармоничному физическому развитию ребенка, тренировке вестибулярного аппарата, формированию правильной, грациозной осанки, но и воспитывает в ребенке дисциплинированность и трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели и стремление к совершенству.
Основные понятия
Классическая хореография для взрослых и детей складывается из одних и тех же элементов, но сложность и техника исполнения будут существенно отличаться. Тем не менее, основные понятия и требования остаются неизменными.
Первым и самым главным условием является хорошая выворотность.
Это способность разворачивать наружу бедренный сустав, что позволяет ноге и стопе, в частности, принимать основные позиции. Даже если данное свойство не дано человеку от рождения, его вполне возможно выработать путем регулярных и усердных занятий.
К основным относят круазе (croisee), эфасе (effacee), экарте (ecartee) и арабески (arabesques).
Позиции ног
Школа классической хореографии, зачастую, начинается с развития выворотности, которая позволяет ногам принимать основные позиции.
Их выделяют шесть:
Позиции рук
Плавные движения рук придают танцу красоту, нежность и выразительность Тем не менее, чтобы добиться результата, важно знать их основные позиции, а именно:
Основные группы движений
Достаточно сложной наукой является хореография. Классический танец требует не только физических навыков, но также теоретических знаний.
Так, выделяют следующие основные группы движений;
Экзерсис у станка
Театр классической хореографии начинается с экзерсиса у специального балетного станка. Это комплекс упражнений, направленный на развитие опорно-двигательного аппарата.
Именно с экзерсиса начинает свое занятие любой танцор.
Комплекс включает в себя следующие основные упражнения:
Стоит отметить, что упражнения делаются так называемым крестом, в ходе которого нога поочередно двигается вперед, в сторону и назад.
При этом в самом начале обучения упражнения выполняются в элементарном базовом характере. Позже могут быть разучены более сложные комбинации, направленные на развитие пластичности и грации.
Классическая хореография для детей
Пожалуй, чаще чем в любые другие секции, родители отдают своих чад в танцевальные кружки. И даже если в будущем ребенок не станет знаменитым артистом балета, эти занятия не пройдут для него даром. Польза для детей от хореографии следующая:
Помимо всего прочего, регулярные занятия хореографией помогают выработать красивую походку, естественную грацию и. конечно же. гармоничную фигуру (что важно как для девочек, так и для мальчиков).
Тем не менее, если имеются проблемы с сердечнососудистой системой, к тренировкам стоит относиться с осторожностью. В некоторых случаях они могут быть противопоказаны.
Это основа хореографии. Танец представляет собой плавную попеременную смену позиций с использованием указанных базовых движений.
Изучение элементов классического танца способствует более тонкому восприятию музыки, наполняет смыслом каждое движение танца, помогая создавать единый образ, передавать чувства в каждом движении тела.
Уроки по хореографии обогащают внутренний мир ребенка, прививает галантные манеры, формирует чувство вкуса. Классический танец всегда ассоциируется с благородством, изяществом и глубиной чувств.
Занятия классической хореографией являются базой для начинающих танцоров, а также неотъемлемой частью самосовершенствования профессионалов.
Путем многократного повторения основных движений оттачивается искусство правильной постановки рук, ног, корпуса и головы. Хореография позволяет мастерски овладеть «языком» тела, чтобы в танце точно передать состояние души.
Классические танцы
Классическими танцами называют виды танцев, включающих в себя систему базовых тщательно разработанных принципов, правил и технических элементов — танцевальных движений, прыжков, вращений и поддержек.
В широком понимании классическими танцами признают такие танцевальные направления, которые базируются на устоявшейся и строго стандартизированной классической хореографии.
А в узком смысле под понятием «классический танец» понимают балет.
Особенности классического танца
Классический танец представляет собой основу танцевального искусства – это профессионально обработанная система принципов и правил танцевания, в которой четко прописаны все основные позиции тела во время танца, виды и характер прыжков, поворотов и силовых поддержек. В этой системе каждая позиция, смена положения корпуса ног и рук имеет свое наименование — сложилась профессиональная терминология. Поскольку академическую обработку классическая хореография получила во Франции, то слова-термины пришли из французского языка.
Эталоном классического танца сегодня признан классический балет, потому что именно в балте проявляются и сохраняются все принципы и правила классического танца. Таким образом балет — это не просто это яркая разновидность театрального искусства, но и академическая или профессиональная школа классической хореографии.
Важной чертой балета является его сценичность — наличие своего сюжета — истории, часто аллегорической, о человеческой жизни и любви, о горе и счастье, о добре и зле. Талант танцора заключается в том, чтобы показать зрителю при помощи пластики ритмичных движений под музыку, а также артистический мимики всю фабулу происходящего. Этот вид сценического танца, характеризуется обобщённой выразительностью телодвижений, использованием танцевальных пуантов, строго регламентированными позициями тела, полной выворотностью ног у танцоров.
Несмотря на свою строгую неизменную форму, классические танцы не утрачивают популярности со времени их возникновения и до наших дней. Многие считают необходимым записать своих детей, даже с раннего возраста, в классические танцевальные школы или в студии по классическим танцам, за время обучения в которых ученики приобретают прекрасную осанку, учатся превосходно владеть своим телом, ювелирно оттачивают движения.
Виды классических танцев
Традиционно к классическим танцам относят:
Обучение детей классическому танцу
Обучение классической хореографии в школах классического танца предусматривает освоение профессиональной терминологии, правильную постановку корпуса, изучение и отработку основных позиций рук и ног, ознакомление с историей балетного искусства, постановку танцевальных сценических композиций — этюдов и отдельных танцевальных партий и спектаклей. Уроки в классической танцевальной школе, а также подготовка к представлениям проводится профессиональными хореографами и балетмейстерами.
Характерной отличительной чертой классического танцора является выворотность всех суставов ног, которая способствует чистоте пластичных горизонтальных линий движений ног, делающая невидимыми углы, образуемые пятками при поднимании ног. А красота вертикальных линий во время танца достигается за счет работы сильной спины — устойчивости во время поворотов и прыжков, удержание баланса при подъеме на пуанты.
Приобретение необходимой выворотнисти, гибкости и постановки корпуса достигается регулярными занятиями. Поэтому классический танец невозможно представить без обязательной хореографической разминки у «станка», состоящей из ряда специальных упражнений с определенной позицией корпуса тела, ног, рук, и головы. Все эти движения имеют свои названия, например: plier — сгибание, полуприседание, glisser — скольжение, releve — подъем на полупальцы, sauter — прыжок, tourner — поворот и т. п.
В каком возрасте начинать заниматься хореографией?
Занятия хореографией для детей начинают даже с 4-х лет. Используя природную гибкость в раннем возрасте, детей учат тянуть носок, выпрямлять спину, держать корпус. Затем им преподают основные танцевальные позиции. Классическая хореография требует терпения, настойчивости, дисциплинированности, и выносливости. Это нередко пугает детей. Но, как и в любом деле, не прекращают обучение самые увлеченные и мотивированные на конечный результат ученики. В балете такой мотивацией является стремление к профессиональной сцене.
Однако это не значит, что для детей, занимавшихся балетом и не вышедших на сцену, уроки классической хореографии бесполезны. За время обучения дети приобщаются к миру прекрасного, получают культурное и эстетическое образование, вырабатывают прекрасную осанку и физические кондиции наравне со спортсменами. А главное, балет закладывает у ребенка именно ту хореографическую основу, которая позволит развиваться в любом из выбранных танцевальных направлений на профессиональном уровне.
Благодаря академизму и универсальности классического танца, даже опытные танцоры других хореографических направлений не прекращают занятий классикой. Кроме того, тренировочные упражнения классического танца являются обязательным элементом подготовки спортсменов в таких видах спорта, как художественная и спортивная гимнастика, фигурное катание и танцы на льду, синхронное плавание.
Танцевальный портал DanceSense
Для тех, кто влюблен в танец
Классический танец
История
К лассический танец является основой балета и его неотъемлемой частью. Он зародился в Италии в 16 веке, затем развивался во Франции, и по прошествии двух веков пришел в Россию, где и получил свою широкую популярность. А в 1738 году, синтезировавший в себе итальянское и французское направления, в Санкт-Петербурге открылась первая танцевальная школа на территории России.
Образ классического танца неразрывно связан с внешним обликом его представителей: изящные и тонкие балерины в белоснежной пачке и пуантах. Партнеры – стройные, гибкие, жилистые, крепкие, способные представить и преподнести партнершу зрителю на руках, в самых высоких и сложных поддержках.
Мариус Лиепа, Рудольф Нуриев, Ольга Лепешинская, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Михаил Барышников и многие другие – перед этими именами легенд балета преклоняются во всем мире.
Обучение классическому танцу
Основная часть обучения классическому танцу проводится на основе экзерсиса. Это основной комплекс хореографических движений и позиций, которые выполняются постепенно и последовательно, в различных комбинациях и вариациях. Программа обучения классическому танцу направленна на развитие выносливости, грациозности, пластичности, выразительности, музыкальности и, безусловно, утонченного художественного вкуса.
Для начинающих освоение классического танца происходит с препарасьона — подготовительного упражнения, когда ноги и руки ставят в нужную позицию. В системе обучения классическому танцу уже давно используются четкие комплексы движений, которые входят в танцевальную структуру: вытягивания, скольжения, прыжки, сгибания и приседания, броски и различные повороты. Каждое из таких упражнений произносится исключительно на французском языке, что является традиционным для классического танца. Поэтому большинство танцоров, проходят обучение в различных странах, что помогает им осваивать новые техники и оттачивать своем мастерство без особых языковых проблем.
Классический танец как основа
Современный и классический балет полностью состоят на основе классического танца. Если классика предполагает строгое соблюдение основ и четкие движения, то модерн представляет более свободную интерпретацию танцевальных движений. В современном балете появились новые движения, которые стали более пластичными и акробатичными. Ценители классического балета по-разному реагируют на эксперименты в хореографии. Кто-то по-прежнему воспринимает исключительно классику и считает, что настоящая балетная постановка должна проходить исключительно в таких местах, как: театр оперы и балета. Однако некоторые танцоры считают, что балет, как и современный мир, должен развиваться, а не стоять на месте. Основы классического танца широко используют не только в классическом балете. На них базируется и обучение современным, бальным, спортивным танцам, эстрадным, а также гимнастике и фигурном катании.