Что такое класс комплект и класс в школе

«Класс-комплект» — повод для конфликта или для развития?

Могут ли дети разного возраста учиться вместе? Практика показывает: могут. Только нужно грамотно организовать процесс.

Класс-комплект — слишком «чиновничий» термин для образования. Обычно он идёт под руку со словом «оптимизация» и не вдохновляет на человеческий разговор. Так обозначают класс, в котором дети разных годов обучения занимаются с одним учителем в течение одного урока.

Многие федеральные СМИ отметили 1 сентября 2015 года новостью о том, что родители школьников посёлка Ламбасручей в Карелии бойкотировали праздничную линейку в знак протеста против оптимизации малокомплектных школ. При этом вскрылся целый ворох проблем, с которыми сталкиваются учителя не только посёлка Ламбасручей, но и других малонаселённых пунктов республики: недостаточное материальное обеспечение школ, плохие дороги, по которым ходит школьный автобус, неготовность районной администрации вести открытый диалог об образовании и многое другое.

Но с точки зрения образовательных технологий интересен другой момент. В связи с этой новостью часто приводится фраза родителей о том, что обучение в одном классе детей разных возрастов (то, к чему должна в данном случае привести оптимизация школы) — это препятствие для качественного образования. Это утверждение (или опасение?) возникает почти всегда, когда речь заходит о малокомплектных школах.

Что такое класс комплект и класс в школе. Смотреть фото Что такое класс комплект и класс в школе. Смотреть картинку Что такое класс комплект и класс в школе. Картинка про Что такое класс комплект и класс в школе. Фото Что такое класс комплект и класс в школе

В наши представления о школе до сих пор успешно вписываются перо, чернила и строгое расписание классно-урочной системы.

Родители бьют тревогу, узнав о создании классов-комплектов. Юристы дают советы, как этого не допустить. Можно найти немало профессиональных форумов, где и учителя делятся своими бедами при работе с классами-комплектами. Кроме проблем с начислением заработной платы, они говорят о том, что невозможно следовать ФГОСу и давать детям достаточный уровень знаний, когда у тебя рядом сидят, например, пятиклассники и восьмиклассники: за один урок сложно объяснить две темы и уделить всем должное внимание.

Читайте также :

Тем временем, лидеры современного образования считают систему деления на классы по возрастам и годам обучения искусственной и далеко неидеальной. И это не открытие.

Разновозрастное обучение — это естественно

Классно-урочная система с дифференциацией детей по возрасту и году обучения — ответ на необходимость организовать массовое общее образование. Практически сразу после повсеместного распространения этот ответ стал подвергаться критике, а в середине XX века ряд педагогов высказали утверждение, подкреплённое различными исследованиями, что дети усваивают материал с разной скоростью, а значит, это вообще противоестественно — «тащить» группу детей по ступеням образования в одинаковом темпе.

Другая претензия к такой системе — изолированные друг от друга дети разных возрастов лишаются уникального социального и психологического опыта. В разновозрастных детских группах проще развивать ответственность, коммуникативные навыки, толерантность и другие полезные качества. Кроме того, в них легче решаются вопросы иерархии и распределения обязанностей.

Что такое класс комплект и класс в школе. Смотреть фото Что такое класс комплект и класс в школе. Смотреть картинку Что такое класс комплект и класс в школе. Картинка про Что такое класс комплект и класс в школе. Фото Что такое класс комплект и класс в школе

Салман Хан, основатель всемирно известных онлайн-курсов «Академия Хана», представил в своей книге такую «Школу Будущего»: в её классах занимаются дети, каждый из которых находится на своём этапе учебной программы, поодиночке или группами они решают проектные задания или работают с новым материалом. Нет отстающих и «второгодников», потому что у каждого свой образовательный маршрут. Старшие и младшие учатся вместе, потому что каждому возрасту есть чем поделиться с другим возрастом. И это всё становится возможным ещё и благодаря современным технологиям — электронным учебникам, смартфонам и другим устройствам, которые позволяют освободить учителя от обязанности читать лекции. Освобождённый учитель становится наставником и помогает справиться с практическими заданиями.

Например, The Guardian опубликовал в 2013 году статью, посвящённую практике так называемого «вертикального обучения» в школах Великобритании. Суть этого обучения заключается в создании разновозрастных групп, в которых используется принцип «старшие учат младших». Английские колледжи используют такую модель для объединения учеников на занятиях по непрофильным предметам, которые не пользуются большой популярностью «на выбор»: музыке, изобразительному искусству и т.д.. Преподаватели отмечают, что старшие школьники после года совместного обучения становятся более ответственными, а младшие, переходя на следующий год, не так боятся контрольных и экзаменов, потому что им есть, с кем обсудить подготовку. Проблем с дисциплиной на занятиях становится меньше: старшие дети берут на себя функции учителя по части наведения порядка.

Российский опыт

В России с разновозрастными учебными коллективами целенаправленно работает «Общественно-педагогическое движение по созданию коллективных способов обучения» в Красноярском крае. «КСОшники», как называют себя участники этого движения, начали с того, что создали экспериментальную разновозрастную группу на базе обыкновенной средней школы Красноярска в начале 1990-х. Так они решили разобраться с проблемой низкой успеваемости ребят из неблагополучных семей, которые традиционной школе доставляли немало трудностей.

Это может быть интересно :

Разновозрастная группа была определена как сложная самообеспечивающаяся творческая группа, где обучаются дети разного возраста по принципу «каждый работает с каждым, все друг другу помогают». Вместо классов были сформированы сводные отряды по предметам, во время занятий использовались индивидуальная, парная и групповая форма работы. Интересно, что, движимый лишь энтузиазмом учителей, которые были заняты ещё и в основной школе, эксперимент просуществовал недолго. Но в результате остались методические рекомендации, основанные на личном опыте, которыми «КСОшники» готовы делиться с другими.

Сейчас на сайте этого движения можно найти многочисленные работы учителей-практиков и методистов о том, как организовать работу в разновозрастном классе без ущерба качеству образования.

Что такое класс комплект и класс в школе. Смотреть фото Что такое класс комплект и класс в школе. Смотреть картинку Что такое класс комплект и класс в школе. Картинка про Что такое класс комплект и класс в школе. Фото Что такое класс комплект и класс в школе

В сельских школах работа с возрастными группами всегда была актуальной

Некоторые учителя сельских школ, изначально вынужденные работать с классами-комплектами в силу обстоятельств, самостоятельно открыли для себя потенциал такого обучения. Они отмечают, что оно способствует социализации учеников и развитию коммуникативных навыков, а ведь именно такого опыта детям в небольших посёлках и деревнях крайне не хватает, если учесть, что местное немногочисленное население в большинстве своём пожилое.

Такие учителя размещают в Интернете статьи о своих успехах и неудачах, сотрудничают с региональными педвузами для разработки адекватных методик, объединяются для того, чтобы учиться друг у друга работать эффективно в любых условиях. Главная сложность работы в объединённых классах, которую отмечают все — это сложность перехода от классно-урочной системы к новой парадигме. Нужно строить процесс на основе общения детей друг с другом, давать им больше самостоятельности, по-другому посмотреть на учебный материал.

Опыт работы показывает, что если каждый день, из урока в урок, давать ученикам возможность разбираться в новом материале самостоятельно, то, рано или поздно, большинство учеников научатся это делать. Не предоставляя ученику такой возможности и пытаясь ему всё объяснить, мы сами, с самыми благими намерениями, лишаем его возможности научиться самостоятельно мыслить.

Сосновоозёрская школа №1, между прочим, является авторской стажировочной площадкой для учителей сельских школ Бурятии, на которой Жаргалма Аюшеевна и коллеги на практике передают опыт работы с разновозрастными группами.

Всё время прихожу к выводу, что необходимы изменения в структуре учебников, необходима своя, как мне кажется, «семейная» система обучения и воспитания в таких школах, где учатся одновременно дети разных возрастов в одном помещении (классе). Мне кажется, эта организация детей – оптимальная для деревни.

Валерия Игоревна Кудряшова — директор и единственный учитель в своей школе. Кроме неё в образовательном учреждении работают только «печник да тётя Тамара, которая готовит школьникам завтрак».

В школе посёлка Кенг-Кюель, Якутия, учителя реализуют программу с внушающим названием «Организация разновозрастного обучения на основе повторяющегося блочно-модульного построения образовательного процесса в сокращенные сроки в условиях малокомплектной сельской школы».

Что такое класс комплект и класс в школе. Смотреть фото Что такое класс комплект и класс в школе. Смотреть картинку Что такое класс комплект и класс в школе. Картинка про Что такое класс комплект и класс в школе. Фото Что такое класс комплект и класс в школе

Ученики неполной сельской школы в селе Большая Брембола встречают сотый учебный год своей школы.

Но новый взгляд на устоявшиеся вещи бывает необходим, ведь это естественно, что образовательная система подстраивается под изменения реальности. То, что эффективно работает в одних условиях, может оказаться бесполезным в других.

Источник

Что такое класс комплект и класс в школе

Что такое класс комплект и класс в школе. Смотреть фото Что такое класс комплект и класс в школе. Смотреть картинку Что такое класс комплект и класс в школе. Картинка про Что такое класс комплект и класс в школе. Фото Что такое класс комплект и класс в школе

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое класс комплект и класс в школе. Смотреть фото Что такое класс комплект и класс в школе. Смотреть картинку Что такое класс комплект и класс в школе. Картинка про Что такое класс комплект и класс в школе. Фото Что такое класс комплект и класс в школе

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое класс комплект и класс в школе. Смотреть фото Что такое класс комплект и класс в школе. Смотреть картинку Что такое класс комплект и класс в школе. Картинка про Что такое класс комплект и класс в школе. Фото Что такое класс комплект и класс в школеОбзор документа

Письмо Министерства просвещения РФ от 7 сентября 2020 г. № ВБ-1700/08 “О направлении дополнительных разъяснений”

В связи с поступившими вопросами из органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования в субъектах Российской Федерации, и региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования, а также прозвучавшими в ходе августовских педагогических совещаний в субъектах Российской Федерации, Минпросвещения России направляет для использования в работе дополнительные разъяснения по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций, разработанные совместно с Общероссийским Профсоюзом образования.

Приложение: на 9 л. в 1 экз.

Дополнительные разъяснения
по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций

Так, в малокомплектных сельских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся начального общего образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся начального общего образования разного возраста.

Наполняемость классов-комплектов

В таблице 1 указана предельная наполняемость класса-комплекта. В зависимости от конкретных условий и количества обучающихся классы-комплекты в составе 2 классов чаще всего формируются при меньшей наполняемости.

2. Повторно отмечаем важность принятия решения на уровне субъекта Российской Федерации о синхронизации порядка выплаты за классное руководство, производимой из бюджета субъекта Российской Федерации, с порядком выплаты денежного вознаграждения из федерального бюджета, имея в виду, что выплата из регионального бюджета также, как и денежное вознаграждение из федерального бюджета, должна иметь фиксированный размер, не зависящий от количества обучающихся в классе (классе-комплекте).

3. При введении выплаты денежного вознаграждения из федерального бюджета не допускается ухудшение ранее установленных условий оплаты труда, снижение размеров индексации заработной платы, отмена либо уменьшение размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных педагогическим работникам из региональных (муниципальных) бюджетов. В том числе не должно допускаться уменьшение размера денежного вознаграждения в малокомплектных сельских общеобразовательных организациях, в каждом классе которых может обучаться менее 10 обучающихся, а также объединение двух и более классов с малой наполняемостью (за исключением объединения I-IV классов в класс-комплект в порядке, указанном в пункте 1 настоящих разъяснений) с целью установления одной выплаты денежного вознаграждения как за один класс.

4. Согласно пункту 2 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2020 г. N 448, субъектам Российской Федерации, в которых оплата труда работников на работах в местностях с особыми климатическими условиями осуществляется с учетом районных коэффициентов, межбюджетные трансферты в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций из расчета 5 тысяч рублей в месяц, предоставляются с учетом районных коэффициентов к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с особыми климатическими условиями.

Из этого следует, что если в местностях с особыми климатическими условиями для расчета заработной платы работников, включающей ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, применяются районные коэффициенты, превышающие размеры, установленные Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР, то дополнительные расходы в связи с имеющейся разницей в размерах коэффициентов должны осуществляться за счет бюджета субъекта Российской Федерации, а отчетность о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации и достижении значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта, установленного соглашением с Минпросвещения России, должна предоставляться с учетом применения размеров районных коэффициентов, установленных Правительством Российской Федерации или органами государственной власти СССР.

Ответственность за достоверность представляемых в Минпросвещения России информации и документов, предусмотренных Правилами предоставления межбюджетных трансфертов, возлагается на высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Повторно информируем, что согласно пункту 6 Разъяснений от 28 мая 2020 г. денежное вознаграждение является составной частью заработной платы педагогического работника и учитывается при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, как и другие доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Выплата денежного вознаграждения, осуществляемая за счет средств федерального бюджета, учитывается при расчете средней заработной платы по отдельной категории работников в субъекте Российской Федерации и может привести к ее увеличению.

Пунктом 1 Разъяснений от 28 мая 2020 г. предусмотрено, что предоставление и распределение иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение выплат денежного вознаграждения не являются основанием для корректировки межбюджетных отношений в случае превышения в субъектах Российской Федерации целевого показателя повышения уровня средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций, установленного указами Президента Российской Федерации от 2012 года, фактическими размерами средней заработной платы этих работников.

В связи с поставленной задачей обеспечить контроль за полным и своевременным доведением этой федеральной выплаты, имеющей высокую социальную значимость, до ее получателей, обращаем особое внимание на необходимость различать установленный порядок учета выплаты денежного вознаграждения при расчете средней заработной платы педагогических работников и предусмотренный письмом N ВБ-1625/08 (и соответствующими рекомендациями) раздельный учет расходов на ежемесячное денежное вознаграждение педагогических работников за классное руководство по кодам вида финансового обеспечения деятельности государственных (муниципальных) образовательных организаций с учетом различных форм собственности и источников финансирования.

Согласно рекомендациям, направленным письмом ВБ-1625/08, программное обеспечение, в котором осуществляется начисление заработной платы педагогическим работникам образовательной организации, должно быть настроено таким образом, чтобы начисление ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство за счет средств федерального бюджета формировалось в отдельную ведомость для выплаты педагогическим работникам с учетом районных коэффициентов к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с особыми климатическими условиями и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за работу в других районах (местностях) с особыми климатическими условиями, уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, с учетом которых иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство.

8. Денежное вознаграждение учитывается при исчислении среднего заработка для оплаты отпускных, осуществляемого в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (с изменениями и дополнениями) (пункт 9 Разъяснений от 28 мая 2020 г.).

Денежное вознаграждение в размере 5 тысяч рублей выплачивается ежемесячно за полностью отработанное в календарном месяце время.

Если осуществление функций классного руководителя возложено на педагогического работника, например, с 15 числа, то размер денежного вознаграждения будет исчисляться пропорционально отработанному времени.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, тогда как выплата денежного вознаграждения будет осуществляться с 1 сентября 2020 года.

Несмотря на то, что в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом страхового стажа, других особенностей, влияющих на его размер по сравнению с размером оплаты труда в период работы.

Эти и другие вопросы следует урегулировать в положении об оплате труда и (или) закрепить в коллективном договоре общеобразовательной организации, как это рекомендовано в абзаце четвертом пункта 7 Разъяснений от 28 мая 2020 г., не допуская при этом возложения на педагогического работника работы по классному руководству и в дополнительном классе, в том числе временно, без дополнительной оплаты.

11. При решении вопроса об отнесении выплат за классное руководство к виду выплат компенсационного или стимулирующего характера необходимо учесть, что осуществление классного руководства не входит в основные должностные обязанности учителей и других педагогических работников, а является для них дополнительной работой, которая может возлагаться на них только с их письменного согласия и за дополнительную оплату, в том числе в размере 5 тысяч рублей в виде ежемесячного денежного вознаграждения, которое предусматривается из федерального бюджета.

Заместитель Министра просвещения
Российской Федерации
B.C. Басюк
Председатель Профсоюза
работников народного образования
и науки Российской Федерации
Г.И. Меркулова

1 Пункт 4.9 Методических рекомендаций Минобрнауки России по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (письмо от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02).

Обзор документа

Минпросвещения выпустило дополнительные разъяснения по выплате педагогам денежного вознаграждения за классное руководство и указало:

— выплата в размере 5 000 руб. полагается за каждый класс (класс-комплект) независимо от количества обучающихся в нем;

— вознаграждение является составной частью зарплаты и облагается НДФЛ;

— выплата учитывается при исчислении среднего заработка для начисления отпускных;

— классное руководство не входит в основные должностные обязанности учителей, а является для них дополнительной работой, выполняемой только с их письменного согласия и за дополнительную оплату, в т. ч. в размере 5 000 руб. в виде ежемесячного вознаграждения, которое предусматривается из федерального бюджета.

Источник

Что такое класс комплект и класс в школе. Смотреть фото Что такое класс комплект и класс в школе. Смотреть картинку Что такое класс комплект и класс в школе. Картинка про Что такое класс комплект и класс в школе. Фото Что такое класс комплект и класс в школеИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Что такое класс комплект и класс в школе. Смотреть фото Что такое класс комплект и класс в школе. Смотреть картинку Что такое класс комплект и класс в школе. Картинка про Что такое класс комплект и класс в школе. Фото Что такое класс комплект и класс в школе

В нашем варианте номер класса означает год обучения.

На региональном уровне есть нормативный документ, регламентирующий деятельность малокомплектных школ.

Департаментом Образования Вологодской области в мае 2005 года разработано инструктивное письмо «О формировании классов-комплектов и оплате труда учителей начальных классов общеобразовательных школ». (30.№ 03-02/1039).

Приводим его текст полностью

В связи с поступающими в департамент образования обращениями об условиях формирования классов-комплектов и оплате труда учителей начальных классов общеобразовательных школ разъясняем следующее.

В малокомплектных общеобразовательных учреждениях формирование классов-комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02» оптимальным является раздельное обучение обучающихся первой ступени разного возраста.

Допускается объединение обучающихся первой ступени в класс-комплект, при этом отдается предпочтение формированию двух совмещенных классов-комплектов. Оптимальным является объединение в один класс-комплект обучающихся 1 и 3 классов, 2 и 3 классов, 2 и 4 классов.

При необходимости объединения в один класс-комплект обучающихся двух или трёх классов следует применять скользящий график учебных занятий для детей разного возраста с целью проведения в каждом классе части уроков вне совмещения (соблюдение этого требования особенно необходимо для первоклассников).

При составлении расписания и определении учебной нагрузки учителя следует учитывать, что:

— уроки обучения грамоте, русского языка, математики в обязательном порядке проводятся без совмещения классов,

— в условиях полного совмещения классов проводятся уроки физической культуры, трудового обучения, музыки, изобразительного искусства,

— обучение первоклассников осуществляется в условиях пятидневной учебной недели, только в первую смену, при обязательном проведении в середине дня динамической паузы, с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии.

Заработная плата выплачивается за фактическое число часов преподавательской работы в неделю, определяемое согласованными и утвержденными в установленном порядке учебным планом и расписанием занятий.

В настоящее время вопросы, связанные с оплатой труда работников системы образования Вологодской области, регулируются законом Вологодской области « Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета», принятым постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 01.01.2001.№ 000. Органам местного самоуправления муниципальных образований области рекомендовано применять данный закон при подготовке нормативных правовых актов по оплате труда работников муниципальных учреждений.

Вопросы организации образовательного процесса в малокомплектной школе на начальной ступени образования рассматриваются в рамках образовательных курсов повышения квалификации учителей начальных классов « Системный подход к образовательному процессу в классах с малой наполняемостью». Курсы проводятся лабораторией развития начального общего образования БОУ СПО «Вологодский педагогический колледж».

Особенности организации учебно- воспитательного процесса в малокомплектной школе.

Малокомплектная школа имеет свои специфические трудности, обуслов­ленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая ока­зывает далеко не всегда положительное влияние на процесс развития сельского ребенка. Специфика малокомплектной школы описана в ряде теоретических исследований (5;6). Особенности малокомплектных школ:

· низкая информационная насыщенность школ на селе;

· недостаточность научно-методических рекомендаций по управлению начальной малокомплектной школой;

· недостаточное общее развитие сельских детей;

· низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи;

· отдаленность малокомплектных начальных школ от методических центров;

· недостаточность форм взаимодействия муниципальных органов управления образованием и начальных малокомплектных (малочисленных) школ по вопросу совершенствования управления, контроля за качеством обра­зования и др.

Но и при имеющихся трудностях можно и нужно находить новые, бо­лее эффективные средства организации педагогического процесса, оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в ма­локомплектной школе.

Малая наполняемость класса обладает и рядом преимуществ, которые нужно знать и рационально использовать в повседневной практической дея­тельности.(1).

В условиях малой школы учителю легче осуществлять:

· индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;

· личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга;

· практическую направленность учебной деятельности учaщихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т. д.);

Главными отличительными чертами обучения в малокомплектной начальной школе должны стать:

· мотивационный аспект и самостоятельный характер обучения (ученик учится сам, учитель помогает ему);

· активная позиция ученика: он не только получает знания, но и обучается способам добывания знаний;

· увеличение индивидуального общения учителя с учеником;

· создание условий для самоорганизации учебного процесса (планирование, дозирование объема школьных и домашних заданий, регулирование ритма работы и отдыха);

· более прочное усвоение предметных знаний, умений и навыков;

· всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участие старших в обучении младших;

· привлечение учащихся к контролю, учету и управлению учебным процессом.

Организованный таким образом учебный процесс позволит не сдерживать способных учащихся, ускорить темпы их обучения, расширить сотрудничество, естественное общение разновозрастных детей.

Варианты комплектования классов (по материалам ).

При объединении классов в комплекты необходимо учитывать:

· численность учеников в каждом классе;

· степень подготовленности учеников каждого класса к самостоятельной работе на уроке;

· опыт и квалификацию педагога;

· соблюдение педагогической преемственности в работе учителя;

· размер классной комнаты.

Рассмотрим некоторые варианты объединения классов в комплекты. Необходимо заметить, что в любых комбинациях классов есть свои плюсы и минусы.

Вариант 1. В комплект объединены 1 и 2 классы.

Положительно в данном варианте:

· первый класс является пропедевтическим;

Недостатком такого объединения является:

· неумение первоклассников и второклассников работать самостоятельно (слабо сформированы данный навык и навык по технике чтения);

· далеко не все дети (даже 2 класса) могут удержать в памяти и решать поставленную задачу учителем.

Вариант 2. В комплект объединены 1 и 3 классы.

· ученики 3 класса умеют работать самостоятельно;

Недостатком такого объединения является неоправданное увеличение объема и времени на самостоятельную работу третьеклассников со стороны учителя.

Не рекомендуется объединять в один комплект учащихся 1- 4 классов. И первоклассникам и четвероклассникам необходимо уделять много внимания. В конце года четвероклассники должны продемонстрировать знания и умения за весь период обучения в начальной школе. Первоклассники же совсем еще не самостоятельны и внимания им придется уделять много.

Примерное комплектование классов дано в приложении №1.

Режим учебной недели

В современной начальной школе распространены и пятидневная, и шестидневная учебные недели. При составлении расписания в малокомплектной начальной школе необходимо руководствоваться установленными требованиями, которые изложены в санитарно-эпидемиологических правилах САН ПИН.

3.1. Проводить уроки одновременно с двумя, тремя классами, где в комплекте есть первоклассники, очень сложно, т. к. старшие дети остаются в течение почти целого урока без внимания учителя и могут отстать в учении.

Выходом из такого положения для многих учителей стало увеличение числа ежедневных уроков за счет сокращения продолжительности каждого из них до 30-35 минут. За 30-35 минут работы с одним классом учитель сделает больше, чем за 45 минут совместных занятий, учебное время школьников при этом не увеличивается.

Расписание примерно выглядит таким образом:

Как видно из расписания, учащиеся школы начинают занятия не одновременно. Первые два урока учитель работает с одним (1) классом. В это время, как правило, идет подробное, неторопливое объяснение нового материала, формирование общеучебных умений и навыков, индивидуальная работа с детьми.

Ко 2-му или 3-му уроку приходят дети других классов, входящих в комплект, и учитель занимается одновременно с двумя-тремя классами. Затем ученики одного класса (1) уходят домой или в группу продленного дня. В условиях полного совмещения целесообразнее проводить уроки физкультуры, трудового обучения, музыки и изоискусства. Уроки математики и русского языка в большинстве случаев должны проводиться отдельно. В этом случае неделя должна быть для 2-4 классов шестидневной, уроки – 35 минутные.

3.2. О соединении предметов в расписании.

Режим учебной недели (расписание уроков) мог быть разнопредметным и однопредметным. Этот подход сохранился и сегодня. При разнопредметном подходе чтение могло сочетаться с родным языком, математикой и т. д.

Однако многолетняя практика работы педагогов показала, что оправдывает себя однопредметное расписание.

Главное достоинство однопредметных уроков в следующем:

· учителю легче планировать урок и переключать внимание учеников с одного вида занятий на другой;

· осуществлять преемственность в обучении 1-2,2-3, 3-4 классов;

· уроки позволяют увеличить время на работу под непосредственным руководством учителя, развивать активность учащихся;

· учитель имеет возможность создавать условия для речевого развития детей, формирования навыка самоконтроля и оценочной деятельности, повторения и закрепления материала за предыдущие годы (особенно на однотемных уроках), использования современных образовательных технологий.

Приведем пример однопредметного расписания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *