Что такое кисет на войне
История одного кисета
Читать «Новости Югры» в
Или почему мужской аксессуар в годы Великой Отечественной войны стал настоящим талисманом для солдат
Кисет, карандаш, ложка, блокнот — вещи для современного человека обычные. В годы Великой Отечественной войны эти и многие другие предметы имели для фронтовиков совершенно иную ценность. В фондах Сургутского краеведческого музея бережно хранятся письма, фотографии, рисунки, документы, а также вещи тех далеких дней. И каждый предмет отражает важное событие из жизни отдельного человека.
К таким уникальным музейным предметам принадлежит фронтовой кисет гвардии старшины медицинской службы Ларисы Ивановны Золотухиной. Однажды в Польше, во время затишья, бойцы принесли ей кусок голубого атласа и попросили сшить кисеты. Она раскроила и нашила столько, на сколько хватило материи. На каждом кисете Лариса Золотухина вышила начальную букву имени бойца и цветочек. Последний получился совсем маленьким, не подходящим для табака. Достался он командиру батареи, Герою Советского Союза, разведчику Николаю Якутику. Возвращаясь однажды в часть после выполнения очередного боевого задания, командир погиб — его настиг осколок разорвавшейся мины. После его гибели боевые товарищи отдали кисет Ларисе Ивановне. В нем находились листочки с текстами песен, одна из них была написана ее рукой. Все послевоенные годы она бережно хранила кисет и вместе с другими реликвиями передала в фонды Сургутского краеведческого музея.
Во время войны кисет был атрибутом бойца Красной армии. Кисет — это мешочек для хранения обычного табака и махорки (курительный табак низшего сорта — прим. автора). Сигареты и папиросы в годы войны были большой роскошью. В качестве пайка махорка выдавалась в пачках, а потом пересыпалась солдатами в кисет. Офицерам же выдавались папиросы: «Беломорканал», «Звездочка», «Казбек», «Дукат». Выглядела махорка как сильно измельченный табак. Из этой табачной пыли делали «самокрутки»: брали клочек бумаги (обычно от газеты), скручивали в трубочку и набивали ее махоркой.
Великой радостью для бойцов было получить посылку из тыла. Почти в каждой был кисет с махоркой. На кисетах — вышивка, по которой сразу видно, кто ее делал — взрослая или детская рука. Пожилые солдаты предпочитали кисеты с детскими вышивками, а молодые парни носили кисеты, которые расшивали девушки. В кисете часто хранились письмо и фотография из дома.
На кисетах вышивали слова:
«Смерть немецким оккупантам!»
«Ждем с победой!»
«Отомсти за моего погибшего отца!»
«Отомсти, солдат, за погибшего моего братика!»
И солдаты, кому доставался такой кисет, обязательно выполняли наказ. Носили эти кисеты на ремнях поверх одежды, чтобы было видно.
Во время войны сургутяне тоже отправили на фронт сотни посылок с подарками для воинов: кисеты, табак, полушубки, валенки, носки, варежки.
Посылки с подарками поднимали дух бойцам. Они чувствовали, что здесь с ними, в окопах, вся наша большая страна…
Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.
Что такое кисет на войне
Кисет – это мешочек для хранения обычного табака и махорки (курительный табак низшего сорта).Сигареты и папиросы в годы войны — роскошь, поэтому было налажено производство махорки.
Советские бойцы курили в основном махорку: «Укртютюн», «Крымтабак», всевозможные среднеазиатские сорта дешёвого табака. Выдавалась в качестве пайка махорка в пачках, а потом пересыпалась солдатами в кисет. Офицерам же выдавались папиросы «Беломорканал», «Звёздочка», «Казбек», «Дукат».
Выглядела махорка как очень сильно измельчённый табак. Из этой табачной пыли делались «самокрутки»: брался кусок бумаги (обычно газета), скручивалась трубочка и набивалась махоркой.
Помимо кисетов, на фронт отправлялись: тёплое бельё, рукавицы и другие предметы одежды.
Пайковая махорка кончалась быстро, поэтому её посылали солдатам в посылках родные. Сами бойцы могли выменять её у сельчан на спирт, ведь тогда почти на каждом огороде растили «самосад».
Немецкую армию снабжали сигаретами: офицеры получали сигареты получше, а солдаты — низкого качества. Нашим бойцам немецкие сигареты не нравились — слишком лёгкие. Немцам же, наоборот, после пробы нашей махорки становилось дурно. Красноармейцы даже ради интереса давали пленным закурить самокрутку, а после дивились тому, как те начинали кашлять и чихать.
Встречались на фронте и портсигары для папирос, но такие чаще всего были уже заводского производства. Если у бойца не было ни портсигара, ни кисета, то махорку носили прямо в кармане.
На портсигарах делали гравировки со своим именем, чтобы те не попали к другому владельцу. Также частенько добавляли рисунки и надписи, которые обычно в шутливой форме напоминали о неприкосновенности чужого имущества или призывали яростней бить врага.
Даже сейчас можно купить на калининградском рынке круглые котелки. Такая утварь выпускалась в начале войны по образцу 20-х годов. Продолговатые котелки — это уже образец 30–40-х годов. Позаимствовали такую форму у котелков немецкой армии. Дело в том, что у немецких солдат котелок традиционно крепился к ранцу, поэтому овальная форма более удобная. Советские солдаты обычно носили котелок поверх вещмешка.
У многих бойцов Красной армии встречались трофейные немецкие котелки — их можно отличить от советских по продолговатым дужкам.
Кстати, после захвата немецкого блиндажа красноармейцы могли ещё полакомиться немецким шоколадом. Многие советские солдаты впервые в жизни пробовали шоколад, ведь большая часть населения СССР — это сельчане. Некоторые парни и поезда впервые увидели, когда их с призывного пункта военным эшелоном увозили.
В данном случае перед нами трофейные ложка и вилка, которые входили в комплект снаряжения немецкого пехотинца. Это сдвоенный прибор образца 1938 года. Такие же вилки-ложки использовались в германской армии ещё во время Первой мировой войны. Их производили и после войны. Аналог прибора, но уже не из цинка, а из нержавеющей стали какое-то время использовался в бундесвере.
Ложку всегда старались подписывать, потому что она также могла запросто перекочевать к товарищу. Опять-таки нередки были гравировки с лозунгами «Смерть фашистским оккупантам! «, «Смерть Гансу и Фрицу! » и тому подобными.
Носили ложки в вещмешке, но ещё чаще их засовывали в голенище сапога.
Ремень — очень важная часть солдатского гардероба, ведь именно на нём крепилось всё снаряжение: гранатный и ружейный подсумки, фляга, малая пехотная лопатка.
На фото — стандартный ремень советской армии. Такие ремни с небольшой пряжкой были введены ещё в русской императорской армии — их использовали кавалеристы. Даже на фотографиях 50-х годов можно встретить на фото военных в точно таких же ремнях.
Пехотинцы же имели ремни с пряжками (в народе — с бляхами). Причём если раньше ремни были только кожаные, то в годы Великой Отечественной войны появились и брезентовые варианты.
Ремни использовали не только как атрибут гардероба, но и для других хозяйственных нужд: закрепить опору самодельного моста, связать что-то. О кожаные ремни точили бритвы.
Если ремень приходил в негодность или терялся, то красноармейцы запросто могли взять ремень у немецкого солдата. Правда, при этом возникала проблема: надо было что-то делать с нацисткой символикой на пряжке. Выйти из положения можно было несколькими способами: затереть орла со свастикой, вырезать его или напаять сверху изображение пятиконечной звезды. Довольно часто прибегали ко второму способу, поэтому попадаются фото, где у солдат на ремне пряжка с вырезом в виде пятиконечной звезды. До сих пор в магазинах и на развалах встречаются в продаже такие пряжки.
Некоторые советские солдаты ходили с иностранными ремнями, привезёнными по ленд-лизу из США. Ходит легенда, что вместе с автомобильной техникой поставляли и шофёрские кожаные куртки. Такие вещи шли начальствующему составу.
История одного кисета
Читать «Новости Югры» в
Или почему мужской аксессуар в годы Великой Отечественной войны стал настоящим талисманом для солдат
Кисет, карандаш, ложка, блокнот — вещи для современного человека обычные. В годы Великой Отечественной войны эти и многие другие предметы имели для фронтовиков совершенно иную ценность. В фондах Сургутского краеведческого музея бережно хранятся письма, фотографии, рисунки, документы, а также вещи тех далеких дней. И каждый предмет отражает важное событие из жизни отдельного человека.
К таким уникальным музейным предметам принадлежит фронтовой кисет гвардии старшины медицинской службы Ларисы Ивановны Золотухиной. Однажды в Польше, во время затишья, бойцы принесли ей кусок голубого атласа и попросили сшить кисеты. Она раскроила и нашила столько, на сколько хватило материи. На каждом кисете Лариса Золотухина вышила начальную букву имени бойца и цветочек. Последний получился совсем маленьким, не подходящим для табака. Достался он командиру батареи, Герою Советского Союза, разведчику Николаю Якутику. Возвращаясь однажды в часть после выполнения очередного боевого задания, командир погиб — его настиг осколок разорвавшейся мины. После его гибели боевые товарищи отдали кисет Ларисе Ивановне. В нем находились листочки с текстами песен, одна из них была написана ее рукой. Все послевоенные годы она бережно хранила кисет и вместе с другими реликвиями передала в фонды Сургутского краеведческого музея.
Во время войны кисет был атрибутом бойца Красной армии. Кисет — это мешочек для хранения обычного табака и махорки (курительный табак низшего сорта — прим. автора). Сигареты и папиросы в годы войны были большой роскошью. В качестве пайка махорка выдавалась в пачках, а потом пересыпалась солдатами в кисет. Офицерам же выдавались папиросы: «Беломорканал», «Звездочка», «Казбек», «Дукат». Выглядела махорка как сильно измельченный табак. Из этой табачной пыли делали «самокрутки»: брали клочек бумаги (обычно от газеты), скручивали в трубочку и набивали ее махоркой.
Великой радостью для бойцов было получить посылку из тыла. Почти в каждой был кисет с махоркой. На кисетах — вышивка, по которой сразу видно, кто ее делал — взрослая или детская рука. Пожилые солдаты предпочитали кисеты с детскими вышивками, а молодые парни носили кисеты, которые расшивали девушки. В кисете часто хранились письмо и фотография из дома.
На кисетах вышивали слова:
«Смерть немецким оккупантам!»
«Ждем с победой!»
«Отомсти за моего погибшего отца!»
«Отомсти, солдат, за погибшего моего братика!»
И солдаты, кому доставался такой кисет, обязательно выполняли наказ. Носили эти кисеты на ремнях поверх одежды, чтобы было видно.
Во время войны сургутяне тоже отправили на фронт сотни посылок с подарками для воинов: кисеты, табак, полушубки, валенки, носки, варежки.
Посылки с подарками поднимали дух бойцам. Они чувствовали, что здесь с ними, в окопах, вся наша большая страна…
Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.
История одного экспоната: как в Великую Отечественную карманные платочки и кисеты становились талисманами
Любовь, хранящая от пуль
Кисетов времен войны среди экспонируемых предметов мало — всего пять. Четыре из них — подарки из тыла. Такие презенты обычно изготавливали девушки: они аккуратно гладью вышивали послания на лицевой стороне мешочка, а внутрь часто вкладывали короткое письмо для бойца. Кисет мог стать причиной рождения любовных отношений, если в письме указывался обратный адрес и между дарителем и получателем позже завязывалась переписка. Но, к сожалению, история нашего экспоната об этом умалчивает…
— Степан Иванович прошел через всю войну и выжил. Этот кисет был его талисманом, который он бережно хранил, — Татьяна Тройнель демонстрирует хлопчатобумажный мешочек пыльно-землистого оттенка размером с ладонь.
Видно, что чехол для хранения табака и махорки сшит вручную и серьезно потрепан с течением времени. Кое-где ткань дырявая, есть заплатка, но украшение кисета в целости и сохранности: на лицевой стороне аккуратно разноцветными нитками вышито «Пусть моя любовь хранит тебя от пули. Вера». Чья заботливая рука изготовила такой подарок — неизвестно. Но заметно, как старалась и спешила девушка: буква «и» в слове «хранит» получилась в зеркальном отражении.
Судьба — часть истории
Известно, что Степан Лаптев родился в 1918 году в Краснодарском крае. Окончил всего 5 классов и стал работать комбайнером. В 1940 году, когда юноше было 22 года, его призвали в Красную армию. Так Степан Иванович стал краснофлотцем. Войну он встретил, когда проходил службу в 120-м особом артдивизионе Черноморского флота в Севастополе.
— Тогда прославились защитники Севастополя. Плечом к плечу держали оборону моряки, красноармейцы и летчики. Сражались 250 дней, хотя противник рассчитывал взять город сразу. Свою лепту в оборону внес и Лаптев, — рассказывает Татьяна Тройнель.
В декабре 1941 года Степана Ивановича серьезно ранили в ногу. Его отправили в эвакуационный госпиталь в Казахстане. Лечиться пришлось долго. Только в ноябре 1942 года Лаптев вернулся на фронт и принял участие в контрнаступлении под Сталинградом.
Позже, в январе 1945 года, началась Висло-Одерская операция — одна из крупнейших стратегических наступательных операций Второй мировой войны. Участвовал в ней и Лаптев.
— Тогда стремительно наступали наши войска. За 20 дней преодолели семь оборонительных рубежей, форсировали две реки. Лаптева снова тяжело ранили: лечиться пришлось вплоть до мая 1945 года. Война к этому времени закончилась, и Степана Ивановича уволили в запас в звании гвардии сержанта, — добавляет собеседница.
Степан Лаптев не жалел себя в борьбе с врагом и был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Севастополя», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», двумя медалями «За отвагу». Все эти ценные награды также находятся в музейном зале № 5, рядом с портретом героя, документами и его кисетом — талисманом, в силу которого он верил на протяжении всей войны. Простой потрепанный мешочек для махорки хранился в семье Лаптевых более 50 лет, уже почти 20 лет он находится в музее.
— После войны, с 1945 года, Степан Лаптев жил и работал в Минске, — подытоживает Татьяна Тройнель. — На пенсию вышел в 1991 году, умер в 2001 году. Но память о Степане Ивановиче будет жить вечно.
История о кисете
— Без кисета, как без рук
— без кисета у махорки
Вкус не тот уже. Слаба!
А. Т. Твардовский. Василий Тёркин.
Что такое кисет? Это небольшой мешочек для хранения вещей, затягиваемый шнурком. В настоящее время такие мешочки используются, например, для переноски мобильных телефонов, MP3-плееров и других небольших гаджетов.
Но я хочу вспомнить их совсем не поэтому. В апреле этого года мы ходили на выставку «Русское войско» в Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации (Музей Советской армии) и после выставки (кстати, очень интересной!) повернули в залы постоянной экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне. Мы уже были переполнены впечатлениями и просто неторопливо шли вдоль витрин.
В одной из них, на полочке скромно лежал выцветший мешочек. Я подошла поближе, чтобы прочитать вышитую надпись: «После горячего боя отдохни и закури».
Этот кисет уральские пионеры подарили младшему сержанту В. И. Накапкину, гласила надпись в витрине.
Все мужчины, которых в работе могли заменить женщины, уходили на фронт. Женщины, старики и дети работали у станков, в поле, на лесоповале.
Всё для фронта, всё для победы.
Песня «Кисет» (фронтовая)
Я ночей не досыпала,
Не гасила долго свет,
Я сидела, вышивала
Мелким бисером кисет,
А на дно того кисета,
В самый дальний уголок,
Я вложила для ответа
Свой короткий адресок.
Отправляла я подарок
Неизвестному бойцу,
Я фамилии не знала
И не знала по лицу.
Канул без вести куда-то,
Затерялся мой кисет,
А вчера из-под Кронштадта
Получила я ответ:
«Вас зовут Елизавета,
Я зовуся Михаил,
Я из вашего кисета
С удовольствием курил».
Кстати, существует художественно-документальный альбом «Давай закурим!» созданный Питерским творческим объединением «Красный матрос». Проект представляет собой попытку предельно аутентичной подачи архетипов (рукотворных портсигаров, кисетов и других, связанных с курением предметов солдатского обихода) в обрамлении фотографий и текстов военной поры. Цель проекта предельно проста: не дать кануть в Лету и небытие данному, как бытовому, так и сугубо человеческому, аспекту жизни русского-советского воина-победителя.