Что такое кис зе вол в дрифте
Словарь дрифта: от Furidashi до Powerslide
Уже в первых числах мая на автодроме Moscow Raceway стартует одно из главных автоспортивных событий страны — «Гран-При Российской Дрифт Серии 2020». Новый, одиннадцатый сезон RDS GP обещает быть насыщенным: семь этапов, новая трасса, новые автомобили. И пока команды готовят боевые машины к первому этапу, предлагаем вам вспомнить (а кому-то узнать впервые) основные термины, которые используются в дрифте.
FURIDASHI
Термин «фуридаши» пришёл из Японии. Что, в общем-то, логично для этой автоспортивной дисциплины. Фуридаши означает инициацию, начало дрифта. Но в то же время фуридаши задаёт темп всему заезду. Это первое вхождение автомобиля в занос после разгонного участка. На каждом этапе судьи чётко обозначают границу входа и пристально следят за его исполнением. Для пилота важно выполнить фуридаши не слишком рано и не слишком поздно, подобрав оптимальную скорость на разгоне.
KISS THE WALL
Да, это практически то, о чём вы подумали. Только, естественно, «целует стену» не сам пилот, а его автомобиль. Kiss the wall — это лёгкий контакт, касание задним бампером автомобиля стены или ограждения на трассе во время заноса. Это один из самых сложных и крутых трюков в дрифте, от безупречного исполнения которого будут в восторге как зрители, так и судьи. «Поцелуй стены», исполненный без вреда для траектории, без дальнейших корректировок, показывает, насколько идеально пилот чувствует и контролирует свой автомобиль. Нередко попытка исполнить kiss the wall приводит к авариям. Когда вместо аккуратного касания задним бампером, чтобы осталась небольшая царапина, автомобиль врезается в стену, а затем, развернувшись по инерции, входит в неё передней частью. Интересно, что в Японии, во времена пика популярности дрифта у молодёжи, многие подростки намеренно затирали углы на задних бамперах своих машин. Наждачной бумагой, металлическими щётками — не важно чем. Главное, создать иллюзию исполнения «поцелуев стены».
BACKWARD ENTRY
Ещё один сложный и крайне зрелищный приём в дрифте, который любят зрители. Набрав высокую скорость, пилот резко бросает автомобиль в отрицательный угол. Со стороны создаётся впечатление, что выйти из такого угла, когда задняя ось фактически опережает переднюю, просто невозможно. Но инерция, правильно настроенная подвеска, выворот передних колёс, оптимальная отдача мотора и, что самое главное, грамотная работа пилота газом и рулём, выравнивают автомобиль. Как и kiss the wall, backward entry может закончиться столкновением или, в лучшем случае, критической потерей скорости и разворотом.
ONE MORE TIME
Здесь никакой интриги. One more time (в трансляциях часто пишут сокращённо — OMT) означает перезаезд. Это полный повтор заезда, в котором каждый из пилотов едет как лидером, так и преследующим. В идеале one more time назначается судьями в случаях, когда они не могут определиться, кто из пилотов проехал лучше. Настолько эмоционально и точно они выступили. Но бывает, что OMT назначают, когда не могут решить, кто из пилотов выступил хуже. По правилам, OMT можно назначать до трёх раз.
UNDERSTEER / OVERSTEER
Understeer и oversteer — термины, распространённые не только в дрифте. Мало того, они и вовсе имеют российские обозначения, известные любому автолюбителю, но пилоты RDS используют именно английские слова. Часто во время просмотра гонки, на трибунах или по видеотрансляции, мы можете услышать что-то вроде «словил андерстир». Understeer — это недостаточная поворачиваемость. Когда из-за слишком высокой скорости по отношению к углу поворота и коэффициенту сцепления с дорогой передние колёса теряют сцепление и автомобиль сносит наружу поворота. Как правило, недостаточная поворачиваемость свойственна переднеприводным автомобилям, но «словить understeer» можно и на машине с задним приводом. Соответственно, oversteer — это избыточная поворачиваемость, когда сцепление с дорогой теряют задние колёса и автомобиль уходит в занос. Закрепим: understeer — снос, oversteer — занос.
POWERSLIDE
Это силовое скольжение. Когда автомобиль срывается в занос не силой инерции, а избыточным крутящим моментом на задних колёсах. При мощной силовой установке и правильно настроенной подвеске пилот не только срывает автомобиль, но и ускоряется в заносе. За счёт обилия дыма powerslide смотрится очень эффектно. Чаще всего к силовому скольжению прибегают пилоты американской Formula Drift.
Мы открыли голосование за пилотов RDS GP 2020. Поддержите любимого пилота, за которого вы болели с первого этапа!
Если он не победит в этом сезоне, то сможет получить приз симпатий читателей журнала «5 колесо». Симпатии болельщиков для спортсменов очень важны.
Отдать свой голос можно здесь
Какой «Цуйсо» без «Сенко» и «Атой»? Словарь дрифта. Часть 2
Первый этап Гран-При Российской Дрифт Серии 2020 на автодроме Moscow Raceway уже не за горами! А значит, пора взяться за самые специфические термины, которые вы можете услышать в RDS GP.
В первой части словаря дрифта мы разобрали такие понятия, как furidashi, backward entry, powerslide и прочие. Теперь мы расширим ваш словарный запас новыми терминами.
РЕСПЕКТ-ЗОНА
«Версус», «раунд»? Нет, это вовсе не место, где собираются рэперы. Да и при чём они здесь… Респект-зоной в RDS GP называется часть разгонного участка после старта, где автомобили участников парных заездов обязаны находиться в базе друг у друга и, соответственно, ускоряться с равной скоростью. Суть респект-зоны в том, чтобы соревнования по дрифту не превращались в дрэг-рейсинг и к моменту «фуридаши» отрыв не составлял 10 корпусов из-за разницы в мощности автомобилей.
ОЦЕНИВАЕМЫЙ УЧАСТОК
Это чётко обозначенная часть трассы от зоны постановки до финиша, за прохождением которой пристально смотрят судьи для начисления баллов. В границах оцениваемого участка судьи размечают «клиппинг-зоны», зоны «тач энд гоу», определяющие правильную с точки зрения задания траекторию движения автомобилей.
CLIPPING ZONE И TOUCH AND GO
Комбинация «клиппинг-зон» и зон «тач энд гоу» определяется судьями и размечается на трассе, чтобы автомобили участников двигались по заданной траектории, а не как им вздумается. Соответственно, проезд мимо этих зон штрафуется. Раньше в RDS GP можно было встретить как внутренние, так и внешние clipping zone, но с переходом на американскую систему судейства остались только внутренние по отношению к движению по трассе «клиппинги». Прохождение «клиппинг-зоны» засчитывается судьями только в том случае, если автомобиль участника заехал в обозначенную зону и выехал из неё через короткие стороны разметки. А вот зона touch and go не столь строга к участникам. Там пилот должен просто обозначиться, заехав в разметку одним или двумя задними колёсами. Как правило, «тач энд гоу» — это внешняя история. Её задача — исключить движение ведущего автомобиля по внутренней части трассы. Такой метод применяется, чтобы лидер всегда оставлял место преследователю.
TANSO И TSUISO
Как Старски и Хатч в мире дрифта. Две неотделимые друг от друга части соревнований. «Тансо» — это одиночные квалификационные заезды (solo run — на английском). Это обязательная часть соревнований, в которой судьи определяют топ-32 участников, допущенных до парных заездов, которые, в свою очередь, называются Tsuiso (tandem run — на английском). Кроме того, по результатам квалификации происходит распределение по сетке: чем больше пилот набрал очков в квалификации, тем потенциально более слабый соперник ему достанется в «Цуйсо». По итогам Tsuiso судьи определяют призёров этапа RDS GP.
HEAT И BYE RUN
«Хит» и «Бай ран» могут происходить исключительно в рамках «Цуйсо». Heat — это два заезда одной пары пилотов. Рауд, если можно так сказать, в котором оба пилота пробуют себя как в роли ведущего, так и в роли ведомого. Bye run же — это сольный проезд, который исполняется, если количество участников, прошедших квалификацию, нечётное или если у соперника технический сход из-за неисправности. А такое случается нередко.
SENKO И ATOOI
«Сенко» — так называют автомобиль, идущий первым в парном заезде. «Атой» — автомобиль, идущий вторым. В переводе на русский — лидер и преследователь.
FURIKAESHI
В первой части мы рассказывали про furidashi. Это инициация, первое вхождение автомобиля в занос после разгонного участка. Так вот, «фурикаеши» — это логическое продолжение «фуридаши», обозначающее смену направления заноса. Проще говоря — перекладка.
PIT STOP И COMPETITION TIME OUT
Пит-стоп — это остановка в строго отведённой судьями зоне для проверки технического состояния автомобиля. По регламенту RDS GP, время на пит-стоп ограничено одной минутой. Competition time out — это хронометрируемая остановка заездов для проведения ремонтных работ, строго ограниченная 5 минутами. Иногда её так и называют — «пять минут». Согласно регламенту RDS GP 2019, competition time out можно использовать только один раз в течение соревновательного дня. Что ж, теперь вы готовы к первому этапу RDS GP 2020!
Мы открыли голосование за пилотов RDS GP 2020. Поддержите любимого пилота, за которого вы болели с первого этапа!
Если он не победит в этом сезоне, то сможет получить приз симпатий читателей журнала «5 колесо». Симпатии болельщиков для спортсменов очень важны.
Отдать свой голос можно здесь
Основные термины в дрифтинге
Дифференциал повышенного трения (Limited slip differential, LSD) — Осевой привод, который позволяет передавать энергию колесу при наибольшем сцеплении с дорогой. Схож с дифференциалом повышенного трения, известным под названием «post traction», который позволяет обоим ведущим колёсам блокироваться и вращаться в то же самое время.
Дрифт-бокс — прибор, который устанавливается в автомобиле, по данным GPS измеряет угол и скорость автомобиля.
Занос (Drift) — Намеренное вызывание превышения пределов сцепления покрышек с дорогой, что проявляется в боковом скольжении, приводящем к условию избыточной поворачиваемости автомобиля.
Зиптай (Zipties) (стяжки) – это пластиковые хомутики, которые продаются в хозяйственных магазинах. Ими можно оторванный бампер прикрепить, или треснутый обвес заштопать, или под капотом трубки поджать. Бывают разных цветов.
Избыточная поворачиваемость (Over steer) — Чрезмерное вращение машины при повороте. Это может вызвать состояние, при котором машина находится на грани вылета с трассы.
Идеальный дрифт ( Backward entry (side breaking drift) – прием, когда происходит срыв задней оси в занос, и задняя часть автомобиля «обгоняет» переднюю, при этом достигается огромный угол заноса. Обычно backward’ы выполняются на очень большой скорости входа, в основном такую технику можно увидеть в D1GP.
Кольцо (Donut) — Водитель позволяет задним колёсам машины жечь резину, заставляя машину вращаться вокруг передних колёс.
Клач-кик (Clutch Kick) — Это технология «отправки» автомобиля в занос. Занос осуществляется за счёт сцепления: его необходимо выжать на стадии приближения автомобиля к повороту или в самом начале скольжения, затем сцепление нужно резко бросить, это обеспечит рывок привода, что нарушит сцепление с дорогой задних колёс.
Клиппинг-поинт (точка срезки) – Это контрольная точка на трассе, указывающая пилоту наиболее точное прохождение траектории, с точки зрения строителя трассы. Пилот должен проехать трассу максимально близко к клиппинг-поинтам. Клиппинг-поинты бывают внутренние и внешние.
Марсель (Marseille) — Денис Трусов. Считается «отцом» дрифта в России, менеджер проекта «Формула дрифт».
Маятниковое скольжение (Choku-dori) — Занос из стороны в сторону, качающийся, обычно используется на прямых участках трека.
Недостаточная поворачиваемость (Under steer) — потеря сцепления с дорогой передними колесами, вызванная чрезмерной скоростью по отношению к углу поворота, в итоге машину выносит наружу поворота.
Парный дрифт – вид состязаний в дрифтинге, когда две машины проходят трассу одновременно. Как правило проходят по правилам «лидер-преследователь», когда одна машина едет впереди (лидер) и ее целью является оторваться от преследователя, а преследователю нужно либо обогнать лидера либо подавить расстояние между ними. Каждый гонщик на протяжении 2-х заездов является и лидером, и преследователем.
Пончик (Donut) – Водитель жжет резину на задний колесах, заставляя машину вращаться вокруг передних колёс.
Противодействие уводу автомобиля (Counter steer) — Корректирующее управление рулём, используемое для балансирования и поддержания условия избыточной поворачиваемости. (Поворачивание руля в направлении, обратном повороту, когда машина достигает избыточной поворачиваемости)
Приём «Пятка-носок» (Heel-toe shifting) — Техника, при которой сцепление нажимается левой ногой, тогда как правая нога нажимает на тормоз носком, а пятка нажимает на педаль газа для того, чтобы увеличить число оборотов двигателя перед тем, как включить понижающую передачу. Эта техника позволяет выполнять плавное включение понижающей передачи на торможении без встряски машины, что позволяет вызвать занос автомобиля из-за перераспределения массы на переднюю ось.
Раскачка (или «Хлыст») Занос, при помощи которого проходятся S-образные повороты (шиканы). Когда занос в одну сторону является подготовкой для поворота в другую
Резкий заворот (Off-camber) — Термин «резкий заворот» описывает повороты, на которых дорога отклоняется от внутренней стороны поворота.
Силовой занос (Powerslide) — Американский гоночный термин, который обычно используется для обозначения использования избыточной мощности для того, чтобы вызвать потерю сцепления с дорогой, приводящую к заносу.
Сильвия (Silvia) — Японская версия модели Nissan 200sx/240sx. Чаще всего используется с двигателем SR20DET, с турбонаддувом и промежуточным охладителем. вк.ком/v_korche Наиболее популярный во всём мире автомобиль для дрифтинга. Получил свою популярность благодаря изначальной предрасположенности к дрифту и высокой доступности тюнинга.
Тоги — извилистые горные дороги. В Японии эти дороги используют местные дрифтеры для тренировок.
Формула Дрифт —
1. Российский чемпионат по дрифту. Проводиться с 2007 года.
2. Проект продюсерского центра «KT-Production», включающий в себя чемпионат «Формула Дрифт», телевизионное шоу, фестиваль и другие элементы молодежного движения.
3. Одноименный чемпионат по дрифту в Америке.
Целующий стену (Kiss The Wall) – это можно назвать «дрифт-трюком» когда пилот скользит очень близко к отбойнику, а иногда и легонько цепляет его задним бампером.
Шикана — последовательность тесных извивающихся поворотов (обычно в форме буквы S) на дороге, используемая в автогонках и на городских улицах для намеренного замедления автомобилей. Обычно они располагаются в конце длинных прямых участков, поэтому они являются лучшими местами для обгонов в современных гонках
Фуридаши (FURIDASHI) — начало дрифта, агресивный вход в занос
Фурикаеши (FURIKAESHI) — смена направления заноса, перекладка
Тансо (ТANSO) — одиночный, квалификационный заезд, обязательная часть соревнований, в которой определяются участники, допущенные к финальной части соревнований.
Цуисо (TSUISO) – парные заезды, обязательная часть соревнований, проходящая по «олимпийской» системе, в которой определяются победитель и призеры соревнований.
Атуй (ATOOI) — автомобиль идущий вторым в TSUISO
Сенко (SENKO) — автомобиль идущий первым в TSUISO
Аникуя (ANIKUYA) — достижение максимальной оценки заезда в 100 баллов.
Фуридаши и аникуя: три японских термина, прижившихся в мире гонок
В гонках никуда без английских слов – но есть одна любопытная дисциплина, где в не меньшем почете язык Страны восходящего солнца…
Порой кажется, что если заболеешь гонками или просто автомобилями – буквально через пару лет начнешь легко болтать на английском. Настолько много англоязычных терминов в любой из автоспортивных дисциплин. Взять хотя бы понятие «старт» или название «стартер» – они пошли от древнеанглийского слова со значением «прыгать». Кстати, стартеры – наряду с генераторами и другими узлами электросистем – есть в ассортименте марки STARTVOLT, которая в этом сезоне поддерживает выступающую в Российской дрифт-серии команды Carville Racing и помогает нам готовить статьи о русском дрифте.
А если погрузиться глубже, то прохода не будет от всевозможных андеркатов, стоп-н-гоу, шорт-шифтингов и прочих трейл-брейкингов… Но одна из гоночных дисциплин, а именно – упомянутый чуть выше дрифт, все-таки стоит особняком.
Хотя самые престижные международные соревнования по езде боком в этом году прошли в Риге, хотя среди главных звезд дрифта сейчас можно встретить пилотов из самых разных стран (включая Россию) – родиной этой автогоночной дисциплины является Япония. Именно на пустынных горных дорогах Страны восходящего солнца стали собираться любители автомобилей и скорости, для которых процесс – езда в глубоком заносе с пробуксовкой – стал ценнее результата (времени прохождения того или иного участка). Первые дрифт-кары, первые соревнования по дрифту, первые специально построенные для дрифта трассы – все это появилось на свет Японии.
Читайте также:
Поэтому японские слова вертятся на языке у фанатов езды боком по всему миру. В том числе у пилотов Carville Racing, которых наряду со STARTVOLT поддерживает марка Airline, поставщик широкого спектра автомобильных аксессуаров. В очередной раз гонщики петербургского коллектива сразятся со своими соперниками в ближайшие выходные – лучших российский дрифтеров и нескольких зарубежных легионеров примет трасса «Атрон» под Рязанью. Какие же японские слова стоит запомнить, чтобы со знанием дела смотреть прямую трансляцию заездов?
Читайте также:
Фуридаши – момент истины
Как бы ни любили дрифтеры езду боком, в самом начале заезда им, как и гонщикам из других дисциплин, приходится разгоняться на прямых колесах – и только набрав нужную скорость, буквально сдергивать задние колеса с траектории. У многих болельщиков именно этот момент вызывает наибольший восторг: машина разом разворачивается под огромным углом – и казалось бы, справиться с таким заносом у гонщика не будет никакой возможности…
Поэтому японское слово «фуридаши», которым обозначается постановка автомобиля в занос, часто произносят с особым придыханием. А в рамках соревнований по дрифту порой устраиваются неформальные фуридаши-батлы, где единственная цель пилотов – как можно агрессивнее и зрелищнее бросить машину в занос (и, конечно же, не потерять при этом контроль над автомобилем).
Лидер Carville Racing Никита Шиков в этом году вывел на трассы Toyota Supra
Фото: Carville Racing
Впрочем, при нынешних скоростях в российском дрифте уход в занос – занятие, скажем так, весьма ответственное. К примеру, на недавнем этапе RDS на трассе «Игора Драйв» Никита Шиков из Carville Racing в момент фуридаши двигался со скоростью в 184 км/ч. А в такой ситуации надо и момент для ухода в занос выбирать очень тщательно, и все действия выполнять крайне четко – ведь ошибки при фуридаши порой могут аукаться до самого окончания заезда…
Кансей – выбор не для середнячков
Способов ухода в занос, кстати, существует немало – и дерганием ручника, с которым у многих ассоциируется дрифт, дело не ограничивается. К примеру, можно резко выжать и снова бросить педаль сцепления – а самые мощные машины позволяют проворачивать колеса простым нажатием на газ до упора.
С мощностью в российском дрифте, кстати, сейчас все в порядке. К примеру, моторы на машинах команды Carville Racing развивают по 800-1000 л.с. Как нетрудно догадаться, такие двигатели весьма требовательны к качеству ключевых узлов электросистемы. И упомянутая марка STARTVOLT использует дрифт-кары не только для рекламы, но и для испытаний своих узлов и деталей, которые предназначены для обычных дорожных автомобилей.
Фото: Carville Racing
Японским же словом «кансей» называют технику, когда пилот резко бросает газ на подходе к повороту и резко поворачивает руль – и разгруженная корма автомобиля срывается в скольжение. Прием считается культовым благодаря японскому комиксу Initial D, который в свое время стал одним из фундаментов популярности дрифта – главный герой совершил решающий обгон именно с помощью техники «кансей». Изрядно озадачив соперника, который (как и положено киношному злодею) оказался впереди только благодаря преимуществу в мощности.
Но одно дело – нарисованная реальность, и совсем другое – пилотаж реальной машины на скорости за 150 км/ч. Контролировать машину, которая ушла в занос под сброс газа, особенно сложно – для этого и сам автомобиль должен быть тщательно сбалансирован, и гонщик должен чувствовать его идеально.
Аникуя – предел мечтаний
Дрифт – редкий вид гонок, где успех не измеряют в секундах. Хотя скорость имеет значение даже при езде боком: во время парных заездов судьи оценивают в том числе, насколько близко к лидеру держится едущий вторым автомобиль. И если у лидера получается «убежать» от преследователя – это повышает его шансы на победу.
В парных заездах система оценки совсем простая. Каждый из трех судей по итогам двух заездов либо отдает победу одному из участников, либо считает необходимым перезаезд. А вот в квалификации, где гонщики проезжают трассу по одиночке, используется система баллов.
Антон Клямко – один из двух пилотов Carville Racing, выступающих на BMW 3 серии
Фото: Carville Racing
Максимальное количество баллов – 100, и именно его называют японским словом «аникуя». Получить их в целом реально – но случается такое редко. К примеру, за два последних года такого не происходило ни разу – хотя четырем гонщикам по разу удалось набрать 99 баллов. Лучший результат пилотов Carville Racing в этом сезоне – 94 балла (его показал Шиков с помощью той самой фуридаши на 184 км/ч). Так что, если после очередного квалификационного заезда все вдруг зашептали или закричали «аникуя!» – знайте, что стали свидетелем исторического события.
Трех слов мало?
Есть и другие. К примеру, формат одиночных квалификационных заездов известен как «тансо», а парные заезды – «цуисо». Машину, едущую первым в парном заезде, называют «сенко», а автомобиль-преследователь – «атой». Но эти термины уже не столь популярны и чаще заменяются словами на родном или на английском языке.
Без англоязычных терминов дрифте, конечно, не обходится. К примеру, участок непосредственно за линией старта называется «респект-зона». Ее машины должны проехать бок о бок – а сделано это, чтобы обладатель более мощного мотора не «убежал» бы от соперника еще на прямой (и не лишил того шансов компенсировать нехватку лошадиных сил более тщательным пилотажем).
Что же, чувствуете себя достаточно подготовленным для просмотра соревнований по дрифту? Тогда не забудьте, что в эти выходные очередной этап Российской дрифт-серии – само собой, с участием пилотов команды Carville Racing – пройдет в Рязани. В полном объеме и прямом эфире следить за заездами можно на платном видеосервисе RDS – а часть контента доступна на Youtube-канале турнира.