Что такое кип и ктг
эксплуатация автомобильного транспорта
3. Показатели работы транспорта.
Показатели работы транспорта.
1. Коэффициент технической готовности (КТГ) характеризует степень готовности технически исправного грузового автотранспорта выполнять перевозки:
а) для одиночного АТС
Дт – число дней, в которые единица подвижного состава была технически исправна (за месяц, квартал, год);
Дк – число календарных дней за месяц, квартал, год;
б) для всех АТС за один день работы
Ат – число автомобилей, готовых к перевозкам;
Аи – списочное число автомобилей;
в) для парка АТС за любой период времени
2. Коэффициент выпуска подвижного состава (Кв) характеризует выпуск АТС на линию:
а) для одиночного АТС
Дэ – число дней эксплуатации АТС за любой период;
Дк – число календарных дней за такой же период;
б) для всех АТС за любой период времени
3. Продолжительность работы АТС на линии (время нахождения в наряде):
Тдв – время движения АТС;
Тпр – время простоев АТС для погрузки и выгрузки грузов и оформления документов.
4. Техническая скорость V т (средняя скорость за время нахождения АТС в движении):
L – пробег АТС в км;
Тдв – время движения АТС в часах;
5. Эксплуатационная скорость V э характеризует среднюю скорость АТС за все время нахождения его в наряде:
6. Общий пробег АТС включает:
а) пробег с грузом (производительный пробег);
б) пробег без груза (непроизводительный пробег);
в) нулевой пробег – подача АТС от места стоянки под первую погрузку, следование от пункта разгрузки к месту стоянки в конце работы, заезды на ТО, ремонт, заправку и т.д. – непроизводительный пробег.
7. Коэффициент использования пробега характеризует степень использования пробега АТС:
Lпр – пробег АТС с грузом;
Lоб – общий пробег АТС.
8. Коэффициент использования грузоподъемности (К гр.):
Gф – количество фактически перевезенного груза, т;
Gв – количество грузов, которое может быть перевезено при полном использовании грузоподъемности АТС, т;
9. Средняя длина ездки с грузом:
nгр – количество ездок с грузом (км).
10. Среднее расстояние перевозки грузов:
Р – фактическое количество тонно-километров;
G – количество фактически перевезенного груза.
11. Время простоя АТС под погрузкой и выгрузкой
Исчисляется в зависимости от способов погрузки и разгрузки, грузоподъемности АТС и вида грузов в соответствии с нормами времени на перевозку грузов автомобильным транспортом.
12. Число ездок с грузом
Тн – продолжительность работы АТС на линии (время в наряде);
tе – время, затрачиваемое на одну ездку.
13. Производительность АТС – объем перевозок и транспортная работа, выполненная в единицу времени:
где q – номинальная грузоподъемность АТС, т.
КТГ (кардиотокография): показатели, результаты и расшифровка, нормы
Кардиотокография (КТГ) – метод оценки, основанный на фиксации сердечного ритма тонуса матки и плода, которые регистрируются одновременно. Исследование проводится всем беременным при необходимости и отличается высокой безопасностью, несложным осуществлением и хорошей информативностью.
Расшифровка кардиотокографии важна не менее самого проведения исследования, ведь от интерпретации результатов зависит и дальнейшая деятельность врач по отношению к беременной. Расшифровывать КТГ должен только компетентный в данной отрасли специалист. При выявлении отклонений он перенаправляет на прочие анализы, тесты и исследования, которые смогут или подтвердить, или опровергнуть предварительную диагностику КТГ.
Как функционирует сердце плода: подробнее
Ввиду того, что сердце считается одним из важнейших органов, формирующихся у эмбриона к тому же одним из первых, его детальная диагностика порой является обязательной для предотвращения развития многих врожденных патологий.
Впервые отследить ритм сердца возможно ориентировочно на 5-й неделе жизни плода. Происходит это посредством самостоятельного генерирования импульса в тканях сердца, что приводит к мышечному сокращению. Но на совсем еще ранних сроках работа такого мышечного органа, как сердце, у эмбриона нервной системе еще не подчиняется.
Как устроен прибор, что показывает, как работает?
Такого рода прибор, как кардиотокограф, предусматривает разнообразные типы датчиков в виде:
От каждого датчика при его применении на кардиомонитор поступает информация, регистрирующая все текущие изменения. Также данная информация фиксируется и на термобумаге за счет специального устройства. Скорость и термобумага у каждого кардиотокографа разные.
Осуществляется же кардиотокография с придерживанием определенных правил как со стороны специалиста, проводимого исследование, так и со стороны самой беременной. Это необходимо для большей информативности. Заключаются эти правила в следующем:
Показатели
Информативность такого диагностического метода, как кардиотокография, заключается в регистрации показателей в виде:
Подготовка
Каких-либо особенных подготовительных мер такой метод диагностики, как КТГ, не предусматривает. Но, из-за того, что подобная манипуляция отличается продолжительностью в 40-60 мин., моральная подготовка все же важна. Для этого врачи советуют продумать, чем можно будет «убить» время во время КТГ, взяв с собой, например, книгу или журнал. Побеспокоиться стоит также и о том, чтобы не чувствовать голод или же, наоборот, чувство перенасыщения во время проведения кардиотокографии. Необходимо также и сходить в туалет накануне, чтобы эти естественные желания не потревожили во время процесса регистрации ритма.
Помимо прочего, умоститься также важно удобно, чтобы была возможность в спокойном положении пролежать на протяжении длительного времени. Ведь лежать, к примеру, на спине нельзя, так как это вероятно скажется на итоговом результате диагностики.
КТГ при беременности
Хорошая кардиотокограмма во время вынашивания предусматривает признаки по типу базального ритма 120-160 уд\мин., отсутствующей децелерации, присутствующей акцелерация (5 и более – на протяжении 45-60 мин. во время самой записи), а также вариабельности 5-25 уд\мин.
Но такая идеальная картина встречается довольно-таки редко, ввиду чего допускаются варианты норм при таких показателях: базальный ритм с нижней границей в 110 уд\мин., а также присутствие единичных кратковременных децелераций продолжительностью не больше, чем 10 сек. в амплитуде не более 20 ударов (и после них сердечный ритм должен полностью восстановиться).
Патологической же КТГ считается если:
К тому же, показатели кардиотокографии не всегда отображают верную реальность, касающуюся состояния плода на текущий момент. Даже если характер регистрируемой записи покажется несколько тревожным ввиду недолгого нарушения кровотока (из-за сжатия сосудов пуповины головкой плода), сам ребенок в утробе не пострадает. Иногда наблюдается и другая картина, когда при длительной гипоксии кардиотокограмма отображает вполне приемлемые показатели. Вследствие этого для уточнения параметров проводимой кардиотокографии назначаются дополнительные исследования.
КТГ во время родовой деятельности
Важно, что КТГ при беременности и при родах – два разных исследования. Из-за чего расшифровка кардиотокографии и проводится по-разному. Происходит это ввиду того, что схватки, провоцируя сокращение мышечных волокон в матке, провоцируют и спазмы сосудов, которые локализуются слоях миометрия. Это, соответственно, способствует существенному ухудшению маточно-плацентарного кровотока, а также наличию небольшого кислородного голодания (гипоксии).
Если роды проходят нормально, то ребенку, как показывает практика, хватает ресурсов, чтобы преодолеть родовые пути. Однако, при довольно-таки экстремальных ситуациях активность его систем и органов увеличивается и при патологическом состоянии матери провоцируется нехватка кислорода. Такое состояние, будучи чреватым сбоями в работе всего организма, способствует нарушениям обменных процессов в тканях и органах. Это, в свою очередь, зарождает необратимые процессы и резко понижает адаптационные возможности плода.
Отметим, что гипоксию различают на острую и хроническую. При первой развитие наблюдается именно во время самого родового процесса. А при второй – в период беременности. Кроме гипоксии тяжелые состояния могут проявляться и в виде ускоренного сердцебиения (ишемия), а также отмирания тканей некоторых органов (некроз).
Норма КТГ при родах проявляется в:
Ненормальные показатели проявляются в:
Методика проведения КТГ, являясь совершенной безопасной и безвредной, не имеет противопоказаний. Ее целесообразность определяет врач, ведущий беременную, исходя из ее индивидуальных особенностей. В обязательном порядке во время родов ее осуществляют в три этапа: сразу, как только пациентка попала в родильный зал, затем – при отхождении вод, после – уже при первых потугах.
Оценка кардиотокографии
Если была проведена кардиотокография плода, расшифровка требует субъективности и точности. Именно для этого и была разработана такая система оценки этой диагностики, которая предусматривает присвоение баллов каждому из показателей.
Если показатели граничат с нормой или патологией
Когда по окончанию КТГ результат не соответствующий норме, стоит:
Заключение
Кардиотокография в значительной степени помогает врачу при ведении беременной, так как от нее зависит и то, насколько правильно будут проведены роды. Если же КТГ при родовой деятельности сомнительная, то у врача будет не более 40 минут, чтобы скорректировать план действий, а именно – возможно отменить окситоцин и прочие некоторые препараты, в срочном порядке провести ультразвуковую диагностику для оценки состояния плаценты (нет ли отслоения), ввести препараты для текучей и вязкой крови, а также обозначить положение малыша в утробе и есть ли сдавливание пуповины. Эффективность же КТГ зависит от ее грамотной интерпретации.
Итоговые результаты КТГ – это не единственное основание для постановки того или иного диагноза. Ведь состояние ребенка внутри утробы, как при беременности, так во время непосредственного рождения, может меняться, причем за довольно-таки короткий период. Составить общую картину с помощью кардиотокографии рекомендуется наряду с дополнительными анализами, а также УЗИ и допплерометрией.
КТГ при беременности
Услуги и цены
Кардиотокография (КТГ) — это метод функциональной диагностики, основанный на регистрации частоты сердцебиения плода и сократительной способности матки во время беременности и родов. В основе кардиотокографии лежит эффект Доплера и принцип ультразвука. От датчика исходит ультразвуковая волна, которая отражается от пульсирующего сердца плода, изменяет частоту и направляется обратно. Электронная система монитора регистрирует и преобразует сигнал. Такая запись называется кардиотокограммой.
На животе беременной закрепляют два датчика. Для лучшего контакта с кожей передней брюшной стенки наносится специальный гипоаллергенный гель. В точке наилучшей слышимости сердечных сокращений (обычно в районе пупка) прикладывается кардиодатчик, который регистрирует сердцебиение плода. Если пациентка беременна двойней, то используют сразу два датчика или проводят измерения по очереди. Тензодатчик регистрирует сократительную активность матки и двигательную активность плода.
Иногда запись шевелений малыша производится дополнительным датчиком. Во время исследования прибор издает громкие звуки, которых не стоит пугаться. Это сердцебиение малыша. Плод может поменять свое положение во время исследования, что приведет к неправильной записи. Однако благодаря звуковой составляющей процедуры, доктор может контролировать правильность расположения датчиков и вовремя их переставить вслед за ребенком.
Кардиотокография, совместно с результатами других исследований, позволяет распознавать серьезные нарушения, среди которых фетоплацентарная недостаточность, внутриутробная гипоксия плода, различные аномалии развития сердечно-сосудистой системы плода, косвенные признаки внутриутробных инфекций, угроза преждевременных родов.
Когда делают и как часто проводят обследование?
Исследование проводят не ранее 32 недели. Именно к этому сроку нервная и сердечно-сосудистая системы достигают определенной зрелости. К 8 месяцам формируется миокардиальный рефлекс — взаимосвязь между сердечной деятельностью и двигательной активностью плода. В это же время устанавливается цикл активность-покой. Ритмичные смены сна и бодрствования плода следуют друг за другом в течение всего оставшегося периода беременности.
Кардиотокография обязательно выполняется 2 раза в течение 3-го семестра. Однако частота проведения исследования определяется доктором исходя из анамнеза мамы, истории беременности, результатов других обследований и факторов риска.
Показания к исследованию
Целью кардиотокографии является своевременная диагностика и выявление нарушений состояния плода. Опираясь на данные целого ряда функционально-диагностических исследований, таких как УЗИ, КТГ, допплерометрия, анамнеза, доктор акушер-гинеколог выбирает тактику ведения беременности, лечения, оптимальный срок и метод родоразрешения.
Показаниями к проведению дополнительной кардиотокографии может служить:
Подготовка к процедуре
Исследование не требует специальной подготовки. Однако стоит учитывать длительность процедуры. Маме будет важно расслабиться и быть спокойной. Накануне процедуры беременной рекомендуется хорошо выспаться и отдохнуть. В день исследования за 1-2 часа стоит позаботиться о легком приеме пищи. А непосредственно перед процедурой сходить в туалет. Во время КТГ будущую маму не должно ничего отвлекать и тревожить. С собой можно взять книжку или журнал, а вот электронные устройства, включая телефон, придется выключить, так как техника создает помехи на записи.
Сколько длится КТГ
Процедуры длится от 30 до 60 минут в зависимости от активности малыша. После 32 недели для плода характерно наличие периодов сна и бодрствования. Активное состояние длится 50-60 минут, тогда как спокойное 20-30 минут. При оценке кардиотокографии ведущим является период бодрствования плода. Поэтому длительность исследования может варьироваться.
Показатели КТГ
При анализе КТГ учитывают ряд показателей.
Кардиодатчик регистрирует частоту сердечных сокращений, а кардиотокограф рассчитывает среднюю частоту сердечных сокращений плода, сохраняющуюся неизменной за 10 и более минут. Этот показатель получил название базальный ритм. В норме частота сердцебиение плода подвержена небольшим изменениям.
О вариабельности ритма говорят по количеству и амплитуде отклонений от базального ритма.
Акцелерация — это период увеличения частоты сердечных сокращений плода на 15 и более ударов в минуту на протяжении 15 и более секунд по сравнению с базальным ритмом.
Децелерация представляет собой эпизоды замедления ЧСС на 15 сердечных сокращений в минуту и более продолжительностью 15 секунд и более. Децелерации обычно возникают в ответ на сокращения матки или движения плода.
Рекомендации ВОЗ критериями нормальной кардиотокограммы являются следующие показатели:
Если показатели вашей КТГ не совпадают с критериями ВОЗ, то это не говорит о патологии. Кардиотокография — очень чувствительный ко внешним воздействиям метод. Правильная интерпретация результатов обследования возможна только специалистом в совокупности с другими данными.
Расшифровка результатов
Первично производится визуальная интерпретация КТГ. Однако, для уменьшения субъективности оценки, принято использовать шкалы оценивания. Существует две методики: шкала Готье и математический анализ.
Десятибалльная шкала Готье представляет собой опросник, где врачу предлагается оценить базальный ритм, вариабельность, число акцелераций, децелераций и шевеление плода. Каждому из показателей ставится оценка от 0 до 2 баллов.
По сумме баллов формируют заключение и рекомендации для дальнейшего наблюдения. Эта шкала имеет множество модификаций.
Второй метод оценки — математический. При интерпретации данных, обработанных компьютером, используют показатель состояния плода (ПСП).
Баллы выше 2 говорят об опасном состоянии, которое требует госпитализации в родильный дом.
Метод КТГ, как и любой другой, имеет свои недостатки и погрешности. В ряде случаев потребление плодом кислорода может снижаться вне зависимости от наличия патологии. Например, сдавление плодом пуповины вызывает кратковременное нарушение кровотока. В таком случае кардиотокография зарегистрирует гипоксию плода. Однако данные изменения временные и при изменении положения плода кровоток восстановится. Поэтому заключение по результатам КТГ не является диагнозом, а производить оценку и интерпретировать показатели кардиотокограммы должен только врач.
Влияние процедуры на плод
Кардиотокография — это исследование, основанное на действии ультразвуковых волн, безопасность которых доказана многочисленными исследованиями и не вызывает сомнений. Процедура не имеет противопоказаний. При необходимости мониторирование показателей с помощью КТГ может проводиться несколько раз в день или непрерывно, как во время родов.
Что такое кип и ктг
Ивашко В.С., д.т.н., проф., Гурский А.С., к.т.н., Мальцев А.Н.
Белорусский национальный технический университет
Введение
В условиях острой конкуренции на рынке автомобильных перевозок особую значимость приобретает вопрос об оценке эффективности использования магистральных автомобилей и автопоездов. В последние годы для решения этой задачи, стали применять системы дистанционного контроля расхода топлива [1] и навигационные системы и технологии спутникового мониторинга транспорта (СМТ) [2]. Однако и в этих условиях проблема оценочных показателей эффективности использования осевой нагрузки и расхода топлива автомобилей и автопоездов, связанных с магистральными перевозками грузов, остается достаточно актуальной.
Целью исследования является определение возможности применения современных навигационных систем СМТ для повышения объективности оценки эффективного использования осевой нагрузки и расхода топлива коммерческих автомобилей и разработка комплексного показателя, который играл бы такую же роль для оценки полезного использования осевой нагрузки и расхода топлива грузовых автомобилей и магистральных автопоездов как КПД для машин.
Исходя из поставленной цели необходимо:
Теоретическая часть и результаты эксперимента
Выбор оценочных показателей использования автомобилей связаны с определением критериев сравнительной оценки эффективности использования транспортного средства. Работа автомобилей характеризуется следующими технико-эксплуатационными показателями: коэффициент технической готовности парка, коэффициент использования парка, коэффициент использования рабочего времени, эксплуатационная скорость движения, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности.
Коэффициент технической готовности (КТГ) определяют по формуле:
(1)
где: Аи — количество исправных автомобилей; Ас — списочное количество автомобилей.
Коэффициент использования парка (КИП) определяется по формуле:
(2)
где: АДр — количество автомобиле-дней работы автомобилей;
АДс — количество автомобиле-дней списочных автомобилей.
Коэффициент использования рабочего времени вычисляется по формуле:
(3)
где: Тд — количество часов в движении;
Тн — общее количество часов пребывания в наряде (на линии).
Эксплуатационная скорость — средняя скорость движения автомобиля за время нахождения его в наряде (на линии) определяют по формуле:
(4)
где: S — пройденный путь, км; Тн — время нахождения автомобиля в наряде, ч.
Коэффициент использования пробега определяют по формуле:
(5)
где: Sгp — пробег с грузом, км; Sо.пр — общий пробег автомобиля, км.
Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля (КИГ) определяют по формуле:
(6)
где: Гф — фактически перевезенной груз, т;
Гн — номинальная грузоподъемность автомобиля, т.
Путевой расход топлива на 100 км, определяемый по формуле:
(7)
где: Q –расход топлива за время движения, л;
S – пройденный путь (пробег по одометру), км.
Представленные показатели не является универсальным и не позволяют провести комплексную оценку полезного использования автомобиля, т.к. не отражают в полной мере реальную загрузку и эффективность использования конкретного автомобиля в конкретный период времени или на протяжении рейса, которые связаны, прежде всего, с использованием сцепной массы и реального расхода топлива для совершения полезной работы. В данной области с применением транспортной телематики, современных навигационных систем и технологий СМТ открываются огромные возможности по определению характеристик транспортного процесса и общего диагностирования транспортных средств.
Сила тяги колеса на дорожной поверхности, имеет предел, зависящий от качества сцепления шин. При этом основным фактором, влияющим на силу тяги по сцеплению, является нагрузка на ведущее колесо [3]. Увеличение нагрузки на колесо пропорционально увеличивает силу сцепления с дорожной поверхностью. Из этого следует, что сила тяги по сцеплению Pφ прямо пропорциональна осевой нагрузке ведущих колес Pос.
Эти положения нашли отражение в процедуре проведения испытаний по определению топливной экономичности автомобилей в соответствии с ГОСТ Р 54810-2011 и приняты за основу при проведении исследований.
Исследования выполнялись применительно к грузовым автомобилям и автопоездам для магистральных перевозок грузов и проводились на базе данных мониторинга работы седельного тягача МАЗ-5440Р9.
Исходными и контролируемыми параметрами используются показатели осевой нагрузки Pос ведущей оси (эквивалента сцепной массы), средней скорости Vср и среднего путевого расхода топлива Qs седельного тягача МАЗ-5440Р9, которые были получены при проведении контрольных испытаний в соответствии с ГОСТ Р 54810-2011 для внесения в заводские ТУ и данные полученные в реальных условиях эксплуатации указанного седельного тягача в составе автопоезда с грузом и в сцепке с порожним полуприцепом с использованием навигационной системы GPS/ГЛОНСС мониторинга транспорта.
Средняя скорость движения Vср (км/ч) и средний расход топлива Qs (л/100 км) в системе СМТ определяется согласно требованиям п. 6.2 ГОСТ Р 54810-2011, а именно:
(8)
(9)
где: S – длина участка пройденного пути, км;
t — среднее время, затраченное на проезд измерительного участка, ч;
Q – абсолютный расход топлива, полученный за время движения, л.
При этом длина участка пройденного пути, скорость и среднее время, затраченное на проезд измерительного участка (время в движении) определялись одновременно по данным навигационных спутников GPS/ГЛОНАСС и по датчику штатно-установленного на тягаче цифрового тахографа DTCO 3181 ф. VDO Kinzle, абсолютный расход топлива по данным из шины CAN электронного блока двигателя (EDC-7 ф. Bosch). В качестве эталонных данных для сравнительного анализа и расчетов приняты параметры взятые из заводских ТУ, т.е. полученные при контрольных дорожных испытаниях автомобиля МАЗ-5440Р9 по ГОСТ Р 54810-2011 при заданной скорости движения 80 км/ч.
Используя выражения (8) и (9) можно определить удельную реализуемую мощность по сцеплению на единицу путевого расхода топлива как:
(10)
где: Pφ — сила тяги по сцеплению, равная осевой нагрузке Pос приходящейся на поверхность дороги от колес ведущей оси (эквивалент сцепной нагрузки), кг;
Vср — средняя скорость движения, определяемая по формуле (8), км/ч;
Qs — путевой расход топлива на 100 км, определяемый по формуле (9), л/100 км.
Так как при определении топливной экономичности по ГОСТ Р 54810-2011 испытания проводятся при полной технически допустимой максимальной массе АТС на ровном участке дороги без проскальзывания (пробуксовки) колес, указанное значение сцепной нагрузки может быть принято для сравнительного анализа и расчетов как максимально возможное значение, которое может быть реализовано на практике при оптимальном расходе энергии сжигаемого топлива для совершения полезной работы в процессе движения. Таким образом, использование реализуемой мощности при контрольных испытаниях по ГОСТ Р 54810-2011 можно принять за 100% и используя формулу (10) представить значение реализуемой мощности на единицу путевого расхода топлива в виде:
(11)
где: Pос (к) — максимальная технически допустимая осевая нагрузка ведущей оси при контрольных испытаниях по ГОСТ Р 54810-2011 (эквивалент сцепной нагрузки), т;
Vср. (к) – средняя скорость движения, определяемая по ГОСТ Р 54810-2011, км/ч.
Qs (к) – контрольное значение путевого расхода топлива, определенное по ГОСТ Р 54810-2011 (внесенное в ТУ производителя АТС), л/100 км;
Соответственно значение реализуемой мощности на единицу путевого расхода топлива в реальных условиях эксплуатации может быть определено по формуле:
(12)
где: Pос (э) — средняя осевая нагрузка ведущей оси за выбранный период времени в эксплуатации (эквивалент сцепной нагрузки), т;
Vср.(э) — средняя скорость движения за выбранный период времени в эксплуатации, км/ч.
Qs (э) – значение среднего путевого расхода топлива за выбранный период времени в эксплуатации, л/100 км. Определяется по формуле:
(13)
где: Qоэ — значение общего эксплуатационного расхода топлива за отчетный период, л;
Qвп – среднее значение израсходованного топлива за время простоя с включенным двигателем в отчетном периоде, л;
Sср – среднее значение пробега за отчетный период.
Коэффициент полезного использования осевой нагрузки и расхода топлива, который определяется на основе данных современных навигационных систем СМТ по формуле:
(14)
Полученная формула подтверждается экспериментом. Как видно из таблицы 1, при полной технически допустимой, т.е. максимальной массе АТС МАЗ-5440Р9 в сцепке с полуприцепом, осевая нагрузка, приходящаяся на поверхность дороги от колес заднего ведущего моста тягача согласно ТУ завода производителя составляет 11,5т. Контрольный расход топлива при указанной осевой нагрузке и скорости движения 80 км/ч на мерном участке составляет 32,9 л/100 км.
Таблица 1. Результаты испытаний МАЗ-5440Р9 полученные при определении контрольного расхода топлива в соответствии с ГОСТ Р 54810-2011 и внесенные в ТУ
Модель | Полная масса, т | Распределение полной массы | Скорость Vк, км/час | Контрольный расход Qк, л/100км | |
Передняя ось, т | Задняя (ведущая) ось, т | ||||
МАЗ-5440Р9 | |||||
Груженый | 18,5 [38] | 7,0 …7,3 | 11,5 | 80 | 32,9 |
Снаряженный | 7,75 | 5,2 | 2,55 | (i = 3,45) |
Примечание: В квадратных скобках указана полная технически допустимая масса автопоезда с грузом.
На рис. 1 приведены данные в виде отчета системы СМТ о работе подконтрольного автомобиля МАЗ-5440Р9 в реальных условиях эксплуатации за месяц (а) и график осевой (сцепной) нагрузки ведущей оси тягача за тот же период (б).
а)
б)
Рисунок 1. Отчет о работе МАЗ-5440Р9 в реальных условиях эксплуатации за месяц (а) и график осевой (сцепной) нагрузки ведущей оси тягача за тот же период (б).
Из отчета по движению системы СМТ (рис. 1, а), средняя осевая нагрузка Pос (э) ведущей оси или полезная сцепная нагрузка за весь контрольный период составляет 7,1 т. Из графика нагрузки ведущей оси (рис. 1 б) видно, что в течение месяца (с 1 по 31 июля 2014 г.) тягач находился большую часть времени в сцепке с полуприцепом (нагрузка на ведущую ось превышает значение 2,55 т для тягача МАЗ-5440Р9 в снаряженном состоянии, табл. 1). Расцепка производилась только 2 раза (кратковременное снижение осевой нагрузки на графике до 2500 кг). При этом осевая нагрузка ведущей оси (сцепная масса) в период с 7 по 11 июля составляла около 9100 кг (79% от максимально допустимого значения (11,5 т.), оговоренного в ТУ на объект МАЗ-5440Р9 и около 6700 кг (58 % от максимально допустимого значения) в период с 15 по 21 июля 2014 г. В остальное время тягач находился в сцепке с практически незагруженным полуприцепом (осевая нагрузка в пределах 3400 — 3600 кг). На рис. 2 представлен сводный отчет о работе подконтрольного автомобиля.
Рисунок 2. Сводный отчет о работе подконтрольного автомобиля МАЗ-5440Р9 за месяц.
Как следует из сводного отчета, средний пробег (пройденный путь) МАЗ-5440Р9 за период с 1 по 31 июля составляет 4048,8 км по сигналам спутниковой системы GPS и 4098,0 км по датчику штатно установленного на тягаче цифрового тахографа, средняя скорость движения, соответственно 74 км/ч и 77 км/ч. Таким образом, с достаточной степенью достоверности, можно принять, что средний пробег за месяц составляет среднее арифметическое значение от двух независимых источников информации, т.е. Sср. = 4073,4 км, а средняя эксплуатационная скорость Vср.(э) = 75,5 км/ч. При этом, как видно из сводного отчета, израсходовано топлива 1247,9 л и суммарное время простоя автомобиля с включенным двигателем составило 11 часов 56 минут.
То есть примерно 12 часов, или 18% от общего времени работы, составляет время простоя с включенным двигателем при среднем часовом расходе топлива от 2,7 до 5,2 л/ч (см. значения в сводном отчете при нулевом пробеге за 3, 12-14, 21 и 22 июля), что предположительно связано с процедурами прогрева двигателя, погрузки/разгрузки и прохождения границ,
Средний часовой расход определяется как q = (2,7 + 5,2)/2 = 3,85 л/ч.
Среднее значение израсходованного топлива за время простоя автомобиля с включенным двигателем за месяц определяется по формуле:
(15)
Используя вычисленное значение израсходованного топлива Qвп = 12*3,85 = 46,2 л за время простоя автомобиля с включенным двигателем можно определить соответствующее значение путевого расхода топлива в движении за контрольный период по формуле (13):
Расчетные значения параметров, полученные по результатам эксперимента с использованием установленной на автомобиле МАЗ-5440Р9 навигационной системы СМТ приведены в табл. 2.
Таблица 2. Расчетные значения параметров, полученные по результатам эксперимента с использованием на контролируемом объекте МАЗ-5440Р9 навигационной системы СМТ
Модель | Средняя осевая нагрузка ведущей оси, т | Средняя скорость, км/час | Путевой расход топлива в дви-жении, л/100 км | Контрольный период |
МАЗ-5440Р9 | ||||
Груженый | Pос (э)г = 7,1 | Vср.(э)г = 75,5 | Qs(э)г = 29,5 | 1 месяц |
В сцепке с п/прицепом без груза | Pос (э)н = 3,6 | Vср.(э)н = 66 | Qs(э)н = 28,0 | 1 рейс |
Подставив числовые значения Qs (э), Pос (э) и Vср.(э) определенные с использованием СМТ (рисунки 1, 2, таблица 2) и соответствующие значения из таблицы 1, а именно Qs (к) = Qк = 32,9 л/100 км, Pос (к) = 11,5 т и Vср.(к) = Vк = 80 км/ч, в формулу (14) вычислим коэффициент полезного использования осевой нагрузки и расхода топлива груженого магистрального автомобиля МАЗ-5440Р9 за контрольный период, т.е. за месяц:
Указанное значение может быть представлено в процентах. При средней осевой нагрузке ведущей оси 7,1 т за контрольный период, КПИос/Qг автомобиля МАЗ-5440Р9 составит 64,9 %.
Таким образом, разработанный комплексный показатель, кроме использования осевой нагрузки, учитывает среднюю скорость доставки груза и экономичность расхода топлива в процессе движения.
Аналогично, используя данные отчетов СМТ о работе других автомобилей в реальных условиях эксплуатации вычисляем коэффициенты полезного использования осевой нагрузки и расхода топлива указанных транспортных средств
Таким образом, результаты проведенных исследований показывают, что использование современных систем и технологий СМТ позволяет определить и применить на практике, в дополнение к существующим показателям, более объективный комплексный показатель для оценки эффективности использования магистральных автомобилей, такой как коэффициент полезного использования осевой нагрузки и расхода топлива, основанный на объективных данных, полученных в реальных условиях эксплуатации. Считывая параметры с шины данных транспортных средств и обрабатывая должным образом можно производить общее диагностирование автомобилей, что позволит предотвратить возникновение неисправностей в процессе эксплуатации [4].
Заключение:
Современные навигационные технологии и системы GPS/ГЛОНСС мониторинга транспорта, наряду с решением традиционных задач, могут использоваться для более объективной оценки эффективного использования автомобилей и автопоездов для магистральных перевозок, в частности определения коэффициента полезного использования осевой нагрузки и расхода топлива.
Разработанный комплексный показатель, основанный на измерении параметров в реальных условиях эксплуатации с использованием современных технологий СМТ и использовании контрольных испытаний по ГОСТ Р 54810-2011, может быть принят в качестве оценочного показателя эффективности использования осевой нагрузки и расхода топлива в эксплуатации и, по физической сути, может выполнять такую же роль для оценки полезного использования грузовых автомобилей и магистральных автопоездов как КПД для машин.
Список использованных источников
1. Патент РФ №62235 на полезную модель «Система контроля расхода топлива транспортного средства», 27.03.2007. Авт. Мальцев А.Н.
2. Учебно-исследовательский комплекс для подготовки специалистов по направлению “Современные технологии контроля расхода топлива и спутникового мониторинга транспорта”. Ивашко В.С., Иванис П.В., Мальцев А.Н. Белорусский национальный технический университет (БНТУ), — Научная публикация – “Изобретатель” № 12 (204) 2016, г. Минск, декабрь 2016.
3. Техническая эксплуатация автомобилей: учебное пособие. В 3 ч. Ч.3. Ремонт, организация, планирование, управление / Е.Л. Савич. – Минск: Новое знание; М. : ИНФРА-М, 2015. – с. 442-449.
4. Ярошевич В.К., А.С. Гурский. Особенности диагностирования приборов электрооборудования автомобилей, оснащенных сетью передачи данных. 66-наукова конференцiя професорьского-викладацького складу, аспiрантiв, студентiв,та працiвнiкiв вiдопремлених структурних пiдроздiлiв унiверситету. К: НТУ. – 2010. Ст. 73.
Журнал «Изобретатель» включен ВАК Республики Беларусь в перечень научных изданий для опубликования результатов диссертационных исследований.
Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на izobretatel.by.
Copyright © 2016-2021 Журнал «Изобрататель?». All Rights Reserved.