Что такое киотный крест означает

Значение и виды киотных крестов

Кресты бывают разные по форме и назначению. Киотный крест помещают на полку среди икон. Церковный киот — это ящик или шкаф для образов, который выполняет защитную функцию и украшает храм и дом.

История появления

С появлением христианства на Руси крестом осеняли, благословляли. С его помощью исцеляли и хоронили. Киотный символ появился с традицией осенять вход в дом, ворота.

Кресты были семейными реликвиями, которые передавались по наследству. Святыни брали в поездки и походы. С их помощью устраивали временные алтари.

Что такое киотный крест означает. Смотреть фото Что такое киотный крест означает. Смотреть картинку Что такое киотный крест означает. Картинка про Что такое киотный крест означает. Фото Что такое киотный крест означает

Киотные кресты делали из разных материалов. Для их изготовления использовали:

Чаще всего кресты делали из меди, бронзы и сплавов. Их покрывали эмалью, черной патиной, которая предохраняла металл от коррозии. Для нательных изделий использовали сплавы олова с медью, серебро и золото.

Что такое киотный крест означает. Смотреть фото Что такое киотный крест означает. Смотреть картинку Что такое киотный крест означает. Картинка про Что такое киотный крест означает. Фото Что такое киотный крест означает

Литейным промыслом владели в основном староверы. Расцвет появления мастерских — XVIII–XIX столетие. Староверы изготавливали иконы, складни, киотные и нательные кресты. В конце XVII – XVIII веке старообрядцы работали в труднодоступных районах.

Обитель православных раскольников находилась на реке Выге в Карелии. На фабрике в двух горнах отливали складни, иконы и кресты. В другом здании полировали и украшали финифтью.

С середины XIX века обитель закрылась, а дело продолжили мастера Поморья, Урала, Сибири и Москвы. Старообрядческие мастерские были открыты в Поморье в начале XVIII столетия.

Изделия выговских мастерских отличались легкостью, чистотой литья. Старообрядцы передавали на крестах мельчайшие детали. Отливы украшали золочением и яркими эмалями.

В первой половине XIX века мастерские появились в Москве, они не только повторяли поморские изделия. Мастера расширили ассортимент продукции.

Изучение медного литья началось с середины XIX столетия. Исследователей интересовала археология. Публикаций по киотным предметам мало. Исследовали в основном пластику. Первый каталог по медному литью выпустил в 1979 году немецкий коллекционер Стефан Йекель.

В каталог вошли православные изделия, которые попали в Европу после 1917 года. В 1993 году опубликовали работы Гнутовой, которая изучала и систематизировала памятники старины.

Виды крестов

Существует два вида крестов:

Простое изделие — восьмиконечный Голгофский крест без ушка. Размер предмета старины составляет более 20 см.

Расширенный крест имеет дополнительные пластины. На них изображены сюжеты праздников.

Распятия напрестольные, как правило, восьмиконечные, реже — шестиконечные. Эти изделия считают старообрядческими. Древлеправославные христиане признавали восьмиконечный Голгофский крест с распятием посередине.

После религиозного раскола староверы распались на две группы:

Старообрядцы первой группы изображали Бога в виде «Царя Славы». Бог Отец находится в верхней части креста на облаке. Руки его разведены. Дух Святой изображен в виде голубя. Есть также надписи:

Что такое киотный крест означает. Смотреть фото Что такое киотный крест означает. Смотреть картинку Что такое киотный крест означает. Картинка про Что такое киотный крест означает. Фото Что такое киотный крест означает

Отличия на литье староверов беспоповского толка:

Изделия с расширенной композицией бывают с боковыми пластинами. Киотные кресты с пластинами и клеймами заменяют иконостас. Это сложные сюжеты, которые содержат фигуры и иконы. На них изображены евангельские сцены.

Переносные иконостасы называют патриаршими крестами. В музеях находятся киотные изделия XVIII–XIX века.

Размеры предметов

В мастерских отливали изделия следующих размеров:

Медные изделия староверов считаются уникальным явлением. Такое литье утрачено, а предметы разнообразны и красивы. Они пользуются спросом у коллекционеров.

Как оценить?

Существуют критерии оценки старинных изделий:

В старину иконы и кресты очищали песком. Придавая блеск, хозяева уничтожали рельеф изделий.

Как ухаживать и хранить?

За литьем из меди надо ухаживать без абразивных веществ. Изделия можно помыть, но лучше эту процедуру доверить специалисту. Допускается промыть под проточной водой мягкой щеткой.

Многовековая патина — гарантия подлинности предмета. Она защищает крест от внешних воздействий. Для хранения изделий не используют:

Хранить пластику лучше на деревянных полках в сухих помещениях.

Собирательство — увлекательное занятие, требующее знаний и навыков. Сведений о киотных крестах не так много, и найти новую информацию, как и сами предметы, тем более интересно.

Источник

Старообрядческий киотный крест

Небольшое отступление от основной тематики моего ЖЖ.
Являясь потомком старообрядцев (скорее всего, именно поморского согласия), обратил внимание на эту информацию. Вдруг и кого-нибудь еще заинтересует.

Киотный крест «Распятие Христово с предстоящими» (XIX век).

Что такое киотный крест означает. Смотреть фото Что такое киотный крест означает. Смотреть картинку Что такое киотный крест означает. Картинка про Что такое киотный крест означает. Фото Что такое киотный крест означает

Данный крест был изготовлен в старообрядческой литейной мастерской. В среде приверженцев старой веры меднолитые изделия (в том числе и киотные, не предназначенные для ношения на теле кресты) нередко заменяли собой традиционные живописные иконы. Они почитались как прошедшие очищение огнем, «не руками творенные». В то время, когда официальная церковь указом 1722 года запретила употреблять в церквях и домах «резные и отливные иконы», у старообрядцев медное литье переживало новый расцвет, связанный, прежде всего, с мастерскими в Поморье.

Композиции старообрядческих литых икон стали более подробными по сравнению с древнерусской медной пластикой. В «Распятие» включен ряд деталей, характерных для иконописного изображения данной сцены: в нижней части, помимо главы Адама, изображены башни града Иерусалима и холмистый пейзаж близ Голгофы. На концах средней перекладины креста изображены солнце и луна, по нижнему краю рельефный текст: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим».

Поморцы не изображали на крестах ни Господа Саваофа, ни Святого Духа в виде голубя. Вместо них в верхней части «Распятия» помещен образ Спаса Нерукотворного, что вполне соответствовало древнерусской традиции. Техника медного литья позволила усложнить формы напрестольных и киотных крестов за счет присоединения к ним дополнительных пластин. В рассматриваемой композиции на левой пластине – Богоматерь и святая Марфа, на правой – апостол Иоанн Богослов и мученик Лонгин сотник.

Источник

Киотные кресты XVIII – XIX столетий ч.III

Продолжаю серию постов, посвященных истории и культуре старообрядчества.

1. Киотные кресты из Гуслиц.

Гуслицкое литье предназначалось для сбыта среди беднейшего крестьянского населения края и отличалось простотой и некоторой грубоватостью, за которой скрывались архаичные художественные формы. Среди гуслицкого литья большое место занимают различные киотные кресты разнообразной формы и размеров. Характерным признаком гуслицких крестов были шестикрылые херувимы, помещавшиеся по бокам средней перекладины креста.

Количество «шестикрильцев» могло быть довольно большим. В этом случае они размещались на штифтах по верхнему контуру креста, образуя дугу или изломанную линию. Очень красив редкий киотный крест, в котором шестикрильцы расположены в два ряда.

Любопытным изводом небольшого киотного креста является так называемый «процветший» или «огненосный» крест, возникший, вероятно, как попытка увеличить до киотных размеров характерную для рубежа XVII – XVIII столетий форму нательного креста соответствующего типа.

2. Поморские киотные кресты

Поморские мастера, ориентировавшиеся на стилистику Выга, отливали замечательные квадратные кресты, где наряду с предстоящими и праздниками были створки самого распространенного на Севере складня с образами Святой Троицы и Богоматери Знамение.

1.2. Киотные кресты из Гуслиц.

Гуслицкие мастера были первыми, кто стал припаивать к крестам небольшие иконки с образами праздников, архангелов, апостолов и некоторых других святых.

Кресты превращались в сложные композиции, заменяя собой целый иконостас. Похожие кресты впоследствии стали отливаться и в других старообрядческих центрах России, в частности на Южном Урале.

Простор для творческой фантазии был велик. С крестами соединялись самые разные иконы, число «шестикрыльцев» в навершии постоянно увеличивалось. Самая большая композиция, которая в среде коллекционеров называется «большим патриаршим распятием» или просто «лопатой», включает в себя все двунадесятые праздники.

По характеру отливки такой сложной композиции можно уверенно датировать изделие. В наиболее древних из них детали отливались отдельно, а затем спаивались между собой. Более поздние – являются переливками, на которых еще видны следы спайки иконы – прототипа. Самые поздние отливались при помощи цельной матрицы.

3. Московские киотные кресты

Московское литье, которое выгодно отличалось от гуслицкого тщательной проработкой деталей и использованием качественных многоцветных эмалей. Киотные кресты и здесь были самым распространенным видом литых икон. К середине XIX века утвердился самый распространенный тип такого креста: прямой, без предстоящих и праздничных клейм. Такие кресты отливались и переливались по всей России даже в первые послереволюционные десятилетия. Их размеры варьировались от 19 до 32 см. в высоту.

Так в 1868 г. в докладе И. Синицина, одного из чиновников, занимавшихся борьбой с распространением раскола, говорилось:

«у раскольников… прибиты над воротами домов и расставлены в избах восьмиконечные кресты от трех вершков до полуаршина и более длиною, почти все без титла с заменяющею ее подписью «ЦРЬ СЛВЫ ИС ХС СНЪ БЖИЙ»… с Нерукотворенным вверху образом Спасителя вместо изображения Господа Саваофа с солнцем и луною на краях большого поперечника…»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *