Что такое киотный крест означает
Значение и виды киотных крестов
Кресты бывают разные по форме и назначению. Киотный крест помещают на полку среди икон. Церковный киот — это ящик или шкаф для образов, который выполняет защитную функцию и украшает храм и дом.
История появления
С появлением христианства на Руси крестом осеняли, благословляли. С его помощью исцеляли и хоронили. Киотный символ появился с традицией осенять вход в дом, ворота.
Кресты были семейными реликвиями, которые передавались по наследству. Святыни брали в поездки и походы. С их помощью устраивали временные алтари.
Киотные кресты делали из разных материалов. Для их изготовления использовали:
Чаще всего кресты делали из меди, бронзы и сплавов. Их покрывали эмалью, черной патиной, которая предохраняла металл от коррозии. Для нательных изделий использовали сплавы олова с медью, серебро и золото.
Литейным промыслом владели в основном староверы. Расцвет появления мастерских — XVIII–XIX столетие. Староверы изготавливали иконы, складни, киотные и нательные кресты. В конце XVII – XVIII веке старообрядцы работали в труднодоступных районах.
Обитель православных раскольников находилась на реке Выге в Карелии. На фабрике в двух горнах отливали складни, иконы и кресты. В другом здании полировали и украшали финифтью.
С середины XIX века обитель закрылась, а дело продолжили мастера Поморья, Урала, Сибири и Москвы. Старообрядческие мастерские были открыты в Поморье в начале XVIII столетия.
Изделия выговских мастерских отличались легкостью, чистотой литья. Старообрядцы передавали на крестах мельчайшие детали. Отливы украшали золочением и яркими эмалями.
В первой половине XIX века мастерские появились в Москве, они не только повторяли поморские изделия. Мастера расширили ассортимент продукции.
Изучение медного литья началось с середины XIX столетия. Исследователей интересовала археология. Публикаций по киотным предметам мало. Исследовали в основном пластику. Первый каталог по медному литью выпустил в 1979 году немецкий коллекционер Стефан Йекель.
В каталог вошли православные изделия, которые попали в Европу после 1917 года. В 1993 году опубликовали работы Гнутовой, которая изучала и систематизировала памятники старины.
Виды крестов
Существует два вида крестов:
Простое изделие — восьмиконечный Голгофский крест без ушка. Размер предмета старины составляет более 20 см.
Расширенный крест имеет дополнительные пластины. На них изображены сюжеты праздников.
Распятия напрестольные, как правило, восьмиконечные, реже — шестиконечные. Эти изделия считают старообрядческими. Древлеправославные христиане признавали восьмиконечный Голгофский крест с распятием посередине.
После религиозного раскола староверы распались на две группы:
Старообрядцы первой группы изображали Бога в виде «Царя Славы». Бог Отец находится в верхней части креста на облаке. Руки его разведены. Дух Святой изображен в виде голубя. Есть также надписи:
Отличия на литье староверов беспоповского толка:
Изделия с расширенной композицией бывают с боковыми пластинами. Киотные кресты с пластинами и клеймами заменяют иконостас. Это сложные сюжеты, которые содержат фигуры и иконы. На них изображены евангельские сцены.
Переносные иконостасы называют патриаршими крестами. В музеях находятся киотные изделия XVIII–XIX века.
Размеры предметов
В мастерских отливали изделия следующих размеров:
Медные изделия староверов считаются уникальным явлением. Такое литье утрачено, а предметы разнообразны и красивы. Они пользуются спросом у коллекционеров.
Как оценить?
Существуют критерии оценки старинных изделий:
В старину иконы и кресты очищали песком. Придавая блеск, хозяева уничтожали рельеф изделий.
Как ухаживать и хранить?
За литьем из меди надо ухаживать без абразивных веществ. Изделия можно помыть, но лучше эту процедуру доверить специалисту. Допускается промыть под проточной водой мягкой щеткой.
Многовековая патина — гарантия подлинности предмета. Она защищает крест от внешних воздействий. Для хранения изделий не используют:
Хранить пластику лучше на деревянных полках в сухих помещениях.
Собирательство — увлекательное занятие, требующее знаний и навыков. Сведений о киотных крестах не так много, и найти новую информацию, как и сами предметы, тем более интересно.
Старообрядческий киотный крест
Небольшое отступление от основной тематики моего ЖЖ.
Являясь потомком старообрядцев (скорее всего, именно поморского согласия), обратил внимание на эту информацию. Вдруг и кого-нибудь еще заинтересует.
Киотный крест «Распятие Христово с предстоящими» (XIX век).
Данный крест был изготовлен в старообрядческой литейной мастерской. В среде приверженцев старой веры меднолитые изделия (в том числе и киотные, не предназначенные для ношения на теле кресты) нередко заменяли собой традиционные живописные иконы. Они почитались как прошедшие очищение огнем, «не руками творенные». В то время, когда официальная церковь указом 1722 года запретила употреблять в церквях и домах «резные и отливные иконы», у старообрядцев медное литье переживало новый расцвет, связанный, прежде всего, с мастерскими в Поморье.
Композиции старообрядческих литых икон стали более подробными по сравнению с древнерусской медной пластикой. В «Распятие» включен ряд деталей, характерных для иконописного изображения данной сцены: в нижней части, помимо главы Адама, изображены башни града Иерусалима и холмистый пейзаж близ Голгофы. На концах средней перекладины креста изображены солнце и луна, по нижнему краю рельефный текст: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим».
Поморцы не изображали на крестах ни Господа Саваофа, ни Святого Духа в виде голубя. Вместо них в верхней части «Распятия» помещен образ Спаса Нерукотворного, что вполне соответствовало древнерусской традиции. Техника медного литья позволила усложнить формы напрестольных и киотных крестов за счет присоединения к ним дополнительных пластин. В рассматриваемой композиции на левой пластине – Богоматерь и святая Марфа, на правой – апостол Иоанн Богослов и мученик Лонгин сотник.
Киотные кресты XVIII – XIX столетий ч.III
Продолжаю серию постов, посвященных истории и культуре старообрядчества.
1. Киотные кресты из Гуслиц.
Гуслицкое литье предназначалось для сбыта среди беднейшего крестьянского населения края и отличалось простотой и некоторой грубоватостью, за которой скрывались архаичные художественные формы. Среди гуслицкого литья большое место занимают различные киотные кресты разнообразной формы и размеров. Характерным признаком гуслицких крестов были шестикрылые херувимы, помещавшиеся по бокам средней перекладины креста.
Количество «шестикрильцев» могло быть довольно большим. В этом случае они размещались на штифтах по верхнему контуру креста, образуя дугу или изломанную линию. Очень красив редкий киотный крест, в котором шестикрильцы расположены в два ряда.
Любопытным изводом небольшого киотного креста является так называемый «процветший» или «огненосный» крест, возникший, вероятно, как попытка увеличить до киотных размеров характерную для рубежа XVII – XVIII столетий форму нательного креста соответствующего типа.
2. Поморские киотные кресты
Поморские мастера, ориентировавшиеся на стилистику Выга, отливали замечательные квадратные кресты, где наряду с предстоящими и праздниками были створки самого распространенного на Севере складня с образами Святой Троицы и Богоматери Знамение.
1.2. Киотные кресты из Гуслиц.
Гуслицкие мастера были первыми, кто стал припаивать к крестам небольшие иконки с образами праздников, архангелов, апостолов и некоторых других святых.
Кресты превращались в сложные композиции, заменяя собой целый иконостас. Похожие кресты впоследствии стали отливаться и в других старообрядческих центрах России, в частности на Южном Урале.
Простор для творческой фантазии был велик. С крестами соединялись самые разные иконы, число «шестикрыльцев» в навершии постоянно увеличивалось. Самая большая композиция, которая в среде коллекционеров называется «большим патриаршим распятием» или просто «лопатой», включает в себя все двунадесятые праздники.
По характеру отливки такой сложной композиции можно уверенно датировать изделие. В наиболее древних из них детали отливались отдельно, а затем спаивались между собой. Более поздние – являются переливками, на которых еще видны следы спайки иконы – прототипа. Самые поздние отливались при помощи цельной матрицы.
3. Московские киотные кресты
Московское литье, которое выгодно отличалось от гуслицкого тщательной проработкой деталей и использованием качественных многоцветных эмалей. Киотные кресты и здесь были самым распространенным видом литых икон. К середине XIX века утвердился самый распространенный тип такого креста: прямой, без предстоящих и праздничных клейм. Такие кресты отливались и переливались по всей России даже в первые послереволюционные десятилетия. Их размеры варьировались от 19 до 32 см. в высоту.
Так в 1868 г. в докладе И. Синицина, одного из чиновников, занимавшихся борьбой с распространением раскола, говорилось:
«у раскольников… прибиты над воротами домов и расставлены в избах восьмиконечные кресты от трех вершков до полуаршина и более длиною, почти все без титла с заменяющею ее подписью «ЦРЬ СЛВЫ ИС ХС СНЪ БЖИЙ»… с Нерукотворенным вверху образом Спасителя вместо изображения Господа Саваофа с солнцем и луною на краях большого поперечника…»