Что такое киммерия в крыму
Металлоискатели в России / Только белая техника!
КОМПАНИЯ
УСЛУГИ
РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ
Понемногу стали забываться такие, теперь уже старые, фильмы, как «Конан варвар» и «Конан разрушитель», в которых главную роль сыграл Арнольд Шварценеггер.
И уж тем более не помнят, а многие никогда и не знали, откуда родом был главный герой, этот самый Конан. А был он киммерийцем, то есть, как ни смешно это прозвучит, крымчанином.
Несколько лет назад на дне Чёрного моря были обнаружены руины древнего города. Внушительные стены, остатки пирамид, керамика, посуда…
Всё это сразу окрестили Атлантидой. Ну а как же! Раз на дне моря, что же это ещё может быть, как не знаменитый исчезнувший материк, поглощённый океаном (морем, в нашем случае).
И никто не задумался о том, что возможно это и есть столица древней Киммерии! Какие есть на это основания? А никаких!
Нет на ушедших под воду камнях ни надписей, ни каких-либо указаний на принадлежность к той или иной древней культуре. Но, в отличие от мифической Атлантиды, Киммерия была реальной страной, а значит, вполне вероятно, что и города в этой стране были!
Геродот называл Киммерией часть восточного Крыма и Керченский полуостров. Правда, непонятно, почему он называл этот солнечный край «киммериан печальная область».
А в «Одиссее»bГомера, в одиннадцатой песне, написано так:
«Там находится город народа мужей киммерийских
Вечно покрытый туманом и тучами: яркое солнце
Там никогда не блеснёт ни лучами своими, ни светом»
Как бы там ни было, Атлантида это или всё же город древних киммерийцев, факт остаётся фактом – значительная часть Крымас остатками древних городов находится под водой.
Среди общей массы поисковиков не так уж и много людей, которые занимаются подводным поиском. Причём, как раз-таки сравнительно небольшое количество копарей-подводников. Это и есть их неоспоримое преимущество.
Так что всем любителям подводного поиска, как говорится, и карты в руки – восточное побережье Крыма просто кладезь для открытий и находок. Да и разного рода людей, блюдущих законность нашего хобби, на морском дне не часто встретишь!
Кстати, а что ещё известно о Киммерии?
Оказывается, много интересного…
Например, что Киммерия есть не только в Крыму. Так называется обширный регион на Марсе, протяженностью почти 6 тысяч километров.
А ещё считается, некоторыми псевдоучёными, что именно Роберт Ирвин Говард, автор романов о Конане, и придумал Киммерию, несуществующую страну.
Правда возникает вопрос, а как же тогда Геродот?
Есть версия, не выдерживающая никакой критики, впрочем, как и предыдущая, что Киммерию придумал некто Итало Кальвино, и придумал он эту вымышленную страну для своего романа «Если однажды зимней ночью путник».
Но тогда опять возникает вопрос – а как же Геродот и Гомер?
Ну и так далее, и тому подобное…
А для всех любителей поискать древности направление простое – Восточный Крым. Побережье от Коктебеля до… аж до Керчи! Гуляй, где хочешь. Ну, разве что мыс Опук надо немного обходить стороной, слишком часто там стали проводить ракетные стрельбы. В остальном места всем хватит.
Рекомендации для тех, кто хочет посетить эти места, тоже несложные – берите с собой побольше воды. Рек и родников там почти что нет. И не факт, что те немногие роднички, которые отмечены на картах, ещё живы. А жара здесь летом такая, что… ну, в общем, пироги на камнях печь можно!
Так что не забывайте о воде и о головных уборах.
Киммерийцы и тавры в истории Крыма
(конец бронзового века и начало эры железа)
опубликовано: декабрь 2015
обновления: февраль 2016
Киммерия и Таврика в древних документальных источниках
Тавры и киммерийцы появились в Крыму на переломе истории между эпохой бронзы, которая длилась с III тыс. до н. э. по IX в. до н. э., и началом эры железа (VIII в. до н. э.–IV в. н. э.). Предки тавров – люди, которые жили на полуострове в конце бронзового века. В сравнении с другими версиями происхождения тавров, эта кажется наиболее правдоподобной.
Бронзовый век истории Крыма характеризовался распространением изделий из сплава олова и меди. Основными занятиями жителей Таврики были скотоводство и земледелие. У них появились четырехколесные повозки, в которые запрягались быки, позже – конные колесницы. Период, предшествующий эпохе раннего железа, представлен кеми-обинской, катакомбной и срубной культурами.
Тавры
Тавры жили рядом с киммерийцами, а позже были соседями скифов и греков. Период их существования — с X-IX веков до н. э. по II век н. э.
Из «Истории» Геродота мы знаем, что таврские поселения располагались в горах полуострова и тянулись от нынешней Евпатории до Боспора Киммерийского. Страбон рассказал о том, что тавры обитали между Феодосией и Балаклавой. Таким образом, науке известно, что они жили на Южном берегу и в Горном Крыму.
«Страна тавров» именуется разными топонимами. Сегодня употребляются названия Таврида, Таврия и Таврика. Но стоит заметить, что Тавридой чаще всего называли Крым уже после того, как в 1783 г. его присоединили к Российской империи, а о Таврии говорили, где-то с XV в.
Интересно, что древнее название полуострова веками продолжало существовать и после исчезновения тавров. Что же означает слово «тавры»? С древнегреческого языка – быки («таврос»). Сторонники происхождения этой народности от крымских аборигенов объясняют такое название культом быка, который существовал у предков.
О таврах вспоминается вплоть до прихода готов и гуннов. Со скифами они были в добрососедских отношениях, но известно, что отказались помогать им во времена похода Дария I.
Геродот писал, что тавры считали скифов обидчиками персов. В I в. до н. э. эти народности вместе с Митридатом выступили против Рима.
До II в. тавры частично ассимилировались среди представителей античных полисов, еще раньше появилось название «тавроскифы». Этому народу принадлежит самое крупное культовое место Крыма VII в. до н. э.– II в. н. э. — святилище, расположенное у Гурзуфского Седла.
Киммерийцы
Киммерийцы известны в период с IX до VII в. до н. э. Их часто считают первыми жителями Крыма, но это не так. Просто о киммерийцах впервые написано в древних документальных источниках, а их предшественники известны науке в первую очередь благодаря археологическим раскопкам.
Повествуя историю происхождения скифов, о киммерийцах вспоминал Геродот.
О жителях Киммерии говорится в ассирийской «Клинописи», в работе Страбона и в других источниках.
Киммерийцы долгое время обитали в северной части Крыма. Они создали мощный союз племен и при желании могли дать отпор сменивших их скифам. Известно, что воины Киммерии организовывали успешные походы в северные лесостепи, одержали победу в Передней Азии.
Перед приходом скифов большинство киммерийцев покинуло Крым, они отправились в Малую Азию. Этому событию предшествовали разногласия между членами племени. Одна их часть считала, что родную землю надо защищать от нежданных гостей, а остальные пожелали уйти, не проливая крови. Противостояние закончилось тем, что киммерийцы начали бой со своими соплеменниками. Группа воинов, которая одержала победу, похоронила братьев и добровольно уступила Крым скифам.
Переднеазийский период истории киммерийцев описан в многочисленных ассирийских и вавилонских источниках. Выходцы из северной Киммерии (так называемые гамирра) нападали на Мидию и Урарту, от них страдали Лидия и Ассирия. Вскоре они были вынуждены воевать с теми же скифами, от которых бежали из Крыма. Так киммерийцы оказались на южной стороне моря, где в районе г. Синоп их разбило войско лидийского царя Алиатта. Это случилось около 600 г. до н. э.
Ареал киммерийцев остается загадкой. Согласно Геродоту, их поселения тянулись от Дуная до Дона. Другие источники сужают территорию проживания этого племени, называя Керченский, Таманский полуострова и Северо-Западный Кавказ. Находятся ученые, которые считают, что киммерийцы, вообще, обитали на территории современного Ирана. Сегодня доказано, что имена их правителей – Тугдамме (Лигдамис), Теушпа, Сандакшатру – также имеют иранское происхождение. Впрочем, последняя версия не объясняет крымские топонимы, произошедшие от слова «киммерийцы», а их предостаточно.
Быт жителей Таврики и Киммерии.
Религия киммерийцев и тавров, их культура
Тавры строили каменные дома или жилища, стены которых плелись и обмазывались глиной. Изучив поселения кизил-кобинской культуры, историки считают, что основная часть таврских построек – это однокамерные помещения с размерами от 20 до 50 м. кв. Среди них есть квадратные строения и сооружения овальной формы, есть такие, которые углублялись в грунт, и полностью возведенные на поверхности земли. Каменные дома пристраивались к скалам. Как правило, тавры делали глинобитные полы, однако, ученым удалось открыть одно жилище, устланное сланцевыми плитами.
Могилы тавров называют «каменными ящиками». Насколько известно курганных насыпей у них не существовало. Скорченные тела тавры обкладывали тяжелыми плитами. В таких захоронениях покоилось сразу несколько поколений представителей рода. Жители древней Таврики поклонялись Деве. Несмотря на такое нежное название, идолу приносились кровавые жертвы. О них рассказывали ошеломленные греческие путешественники и Геродот с ужасом описывал, как уничтожались моряки с кораблей, захваченных таврами.
Киммерийцы же строили свои жилища на возвышенностях у источников пресной воды. Их дома, как и строения хозяйственного назначения, возводились из камня. Воины-киммерийцы ходили в остроконечных шапках, узких штанах, приталенных рубахах и коротких сапогах. Такой внешний вид объясняется кочевым способом жизни и постоянной верховой ездой. Со временем у киммерийцев большие роды утратили свое значение, военная знать постепенно стала преобладать над другими представителями племени.
На сегодняшний день историкам известно два вида киммерийских погребений. В одном из таких был найден скорченный скелет с ориентацией на восток, во втором покойник также лежал на боку, но в расправленном виде, головой к юго-западу. Захоронения были найдены у села Целинное возле Джанкоя (Черногоровский курган) и у села Зольное под Симферополем (Новочеркасский клад).
Искусство Киммерии дошло до нас в виде предметов повседневного обихода, которые использовались в качестве оберегов. Это бляшки с мальтийским (реже равноконечным) крестом и с ромбовидным значком, вписанным в круг.
Сельское хозяйство, ремесла, торговля у киммерийцев и тавров
Как и их предки, тавры продолжали разводить скот и занимались земледелием. Мотыжный способ обработки земли способствовал выращиванию таких зерновых культур, как ячмень и пшеница. На участках жителей Таврики также произрастали горох и чечевица. Большое значение уделялось отгонному скотоводству. Не менее важная роль принадлежала рыболовству.
Добрососедские отношения порождали активную торговлю между таврами, греками и скифами. Во время раскопок было обнаружено много предметов второй половины V–III в. до н. э. и более ранних, изготовленных представителями других стран и племен.
Если не вникать в древние воспоминания, кажется, что этот народ был трудолюбивым и не мог представлять опасности. Однако все далеко не так, история Крыма тех времен полна неожиданностей. Тавры были пиратами, грабили греческие судна, сжигали их, а потом беспощадно сбрасывали со скалы людей, плывших на этих кораблях. Есть предположение, что жители Таврики и есть те самые устрашающие гомеровские лестригоны, о которых написано в «Одиссее».
В отличие от тавров киммерийцы были кочевым народом. Они также занимались скотоводством, но выращивали в основном лошадей. Образ жизни киммерийцев значительно отличался. В «Илиаде» указано, что в Киммерии живут «дивные доители кобылиц — млекоеды, бедняки, справедливейшие люди».
Тавры делали лепную посуду, гончарного круга еще не существовало. Неровные изделия обжигались на открытых кострах. Как ни парадоксально, в доантичный период в их обиходе преобладали каменно-костяные орудия труда. Умение обрабатывать металл практически не использовалось.
Основная масса киммерийских предметов сделана из бронзы. Это украшения, проколки, шилья и т. д. Жители Киммерии, вероятно, торговали с приезжими купцами. Сохранились образцы киммерийской керамики – миски, чаши, горшки и т. д. Отличительной чертой их утвари является наличие коричневато-серых и черных плоскодонных сосудов с узким горлом, которые использовались для хранения продуктов. Они украшались с помощью рельефных валиков и простых резных геометрических орнаментов. Посуда киммерийцев все еще была лепной.
Как видим, тавро-киммерийский этап истории Крыма – это обширный период, который начался в X в. до н. э. и длился до II в. н. э. Тавры облюбовали Южный берег и Горный Крым. Об их обитании на полуострове напоминают топонимы, существовавшие в разные времена, — Таврика, Таврия, Таврида.
Киммерийцы же появились позже, где-то в IX в. до н. э., и прожили здесь максимум до VII в. до н. э. Долгое время они обитали в северной части Крыма и, вероятно, занимали Керченский полуостров.
Климатические особенности местности, быт, религия и культура тавро-киммерийских племен представлены археологическими находками и письменными источниками того времени. Среди документов, проливающих свет на жизнь киммерийцев и тавров, особое место занимают работы античных авторов — Геродота, Страбона и Гомера.
Тавры не исчезли бесследно, они ассимилировались среди скифов, которые жили на полуострове с конца VII в. до н. э., и обитателей античных городов Крыма. Киммерийцы же ушли с полуострова, добровольно оставив свои земли.
Киммерийцы в Крыму
Киммерийцы – древнейший, известный нам по имени народ Крыма. В IX веке до н.э. эти ираноязычные племена покинули Алтай и расселились на территории от Волги до Дуная, включая Крымский полуостров. Считается, что киммерийцы были первыми настоящими кочевниками, большая часть жизни которых проходила в седле. Это позволило им преодолевать огромные расстояния и побеждать своих пеших противников. Лошадь для киммерийцев была способом передвижения и источником пропитания.
Племена киммерийцев в древнем Крыму — Тавриде
Гомер называл киммерийцев доителями кобыл, и кстати поселил на краю мира, где небо вечно покрыто туманами и тучами, и «яркое солнце там никогда не блеснет ни лучами своими, ни светом». Впрочем, для привыкших к мягкому средиземноморскому климату грекам, окрестности холодного и ветреного зимой Восточного Крыма, и частично замерзающего Азовского моря, наверняка казались крайне неуютным местом.
Киммерийцы — кочевники на Востоке Крыма
В Крыму киммерийцы расселились в степной части, включая Керченский полуостров. Известно более 15-ти курганов в которых упокоились представители этого народа (артефакты, найденные при раскопках, можно увидеть в Центральном музее Тавриды).
Хотя киммерийцы жили на полуострове до появления там греческих колоний, эллины, будучи хорошими мореплавателями, знали об этом народе. Возможно, они получили информацию уже поселившись в Крыму — от скифов, которые и вытеснили киммерийцев из Крыма. Как бы то ни было, греки называли самый южный город Восточного Крыма – Киммериком, Керченский пролив — Боспором Киммерийским, а переправы через него – киммерийскими. Интересно, что в Средние века переправы стали называть хазарскими – в честь другого народа, поселившегося в этих краях – хазар.
Что напоминает о киммерийцах в Крыму
В настоящее время о существовании древней Киммерии в Крыму напоминают немногочисленные курганы, которые ученые уверенно относят к этому народу, городище Киммерик и Киммерийский вал.
Киммерик – это руины древнего греческого города, южного форпоста Боспорского царства. Находится он на западном склоне горы Опук, которая в одиночестве возвышается над черноморским побережьем Керченского полуострова и сейчас полностью входит в Опукский природный заповедник. Несмотря на название, город основали не киммерийцы, а греческие колонисты, прибывшие на берега Понта Эвксинского из города Милета в V веке до н.э.
Но возможно, что ранее здесь было киммерийское поселение. Поэтому новые поселенцы и дали это название своему полису. Киммерик имел высокие каменные стены и вместе с Асандровым валом был частью огромной фортификационной системы, защищавшей Боспорское царство от скифов.
Киммерийский вал (Асандров вал) — циклопическое сооружение, которое пересекает Керченский полуостров почти посередине, длина его 42 км. Когда-то имел у основания ширину 20 м, глубину рва — 5 м, высоту — 7-8 м. К настоящему времени он заметно оплыл, но все равно потрясает и размер сооружения, и объем проделанной работы.
Когда едете по трассе Таврида, обязательно остановитесь у села Горностаевка. Там можно осмотреть и сам вал, и крепость, которая охраняла проход в нем и была раскопана совсем недавно – перед строительством трассы.
По одной из гипотез вал построили киммерийцы для защиты от скифов, что, впрочем, кажется весьма спорным. Сложно поверить, что кочевники, привыкшие к седлу и свободе, решатся на столь тяжкий и монотонный труд. Куда более реальной кажется версия, что вал построили греки-колонисты и защищал он Боспорское царство от кочевников.
Творческая Киммерия
Сейчас, с легкой руки поэта и художника Максимилиана Волошина, большую часть жизни прожившего в Коктебеле, Киммерией называют восточную часть Крымского полуострова от Судака до Керчи. В своих стихах и картинах он смог показать насколько необычен этот край, как отличается от Тавриды — Южного побережья Крыма и Херсонеса Таврического.
Цикл стихотворений «Киммерийские сумерки» по своему настрою перекликается с описанием Гомера,
В гранитах скал — надломленные крылья.
Под бременем холмов — изогнутый хребет.
Земли отверженной — застывшие усилья.
Уста Праматери, которым слова нет!
Столь же печальны пейзажи второго «киммерийца» и друга М. А. Волошина — феодосийского художника Константина Фёдоровича Богаевского. А вот другой цикл Волошина «Киммерийская весна» уже полон радости и оптимизма.
Облака клубятся в безднах зеленых
Лучезарных пустынь восхода,
И сбегают тени с гор обнажённых
Цвета роз и меда.
Сейчас в «Киммерийскую школу живописи» объединили целую плеяду художников, открывших миру Восточный Крым, от уроженца Феодосии Ивана Айвазовского до наших современников, чьими картинами можно полюбоваться в выставочных залах многих крымских музеев.
Куда исчезли киммерийцы
В середине VIII века до н.э. в Причерноморье с Алтая пожаловал другой иранский народ – скифы и постепенно начал занимать в том числе и равнинный Крым. По рассказу Геродота, простые киммерийцы отказались сражаться с завоевателями, предпочтя покинуть обжитые места. Тогда вожди племен (греческие историки называли их царями) перебили друг друга в короткой схватке. Их похоронили в низовьях Днестра. Не захотевшие остаться в Северном Причерноморье киммерийцы перебрались на территорию современной Турции. Там они почти столетие наводили ужас на местное население своими набегами, пока в середине VII века до н.э. не были побеждены и не влились в окружающие народы.
Оставшиеся в Крыму киммерийцы постепенно растворились в таврах (им принадлежали крымские горы), в скифах, занявших степи, и киммерийская эпоха в Крыму закончилась.
Желающим почувствовать атмосферу Крыма времен киммерийцев стоит побывать на особо охраняемых территориях Керченского полуострова — в окрестностях вулкана Джау-Тепе и горы Опук, а также Караларской степи и Осовинской степи. В этих никогда не паханых землях, ярко-зеленых весной и совершенно выгорающих к середине лета, с солеными озерами, грязевыми вулканами и парящими в вышине орлами как-то легко верится, что еще миг и на горизонте покажутся суровые, вооруженные копьями всадники.
Любознательный, общительный, доверчивый, Геродот излагал историю в форме новелл, близких к художественной прозе. Возможные обвинения в неточности он упредил одной крылатой фразой: «Я не обязан верить всему, что мне рассказывают, но записать обязан все». Современные ученые полагают, что Геродот все же слишком доверился перепуганным грекам-мореплавателям, которые вернулись из Тавриды. Цицерон присвоил Геродоту почетное звание «Отца истории».
В представлении привыкших к мягкому климату эллинов, страна киммериян находилась на самом краю света, где-то у входа в подземное царство Аида.
Надо полагать, великий поэт Древней Эллады пользовался рассказами моряков, которые попали в Крым при очень уж плохой но годе, да и вообще им здесь не повезло: местное население в то время еще не прославилось гостеприимством и радушием.
У киммерийцев уже началось социальное расслоение; вождей они называли царями. Перед принятием ответственного решения цари, если верить Геродоту, советовались со своим народом, хотя и не всегда с ним соглашались. В четвертой книге «Истории» мы читаем, проникаясь горьким пониманием и сочувствием:
«С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать перед лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (древнее название Днестра) и покинул свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной».
Согласно Геродоту, киммерийцев из причерноморских степей вытеснили скифы.
Киммерийцы
Древнейшим народом, проживавшим на нашем полуострове, имя которого сохранилось в истории, были киммерийцы. Они населяли огромную территорию Степного Причерноморья от Дона до Днестра и Крым.
Киммерийцы появляются на исторической арене в весьма сложное время. По мнению многих исследователей, на происходившие с середины II тыс. до н.э. процессы значительное влияние оказало не только внутреннее социально-экономическое развитие, но и резкое изменение климата, который в этот период становится чрезвычайно засушливым. В сохранившихся письменных источниках сообщается, что засуха XIII-XII вв. до н.э. стала причиной неурожаев и голода в странах Восточного Средиземноморья. Чрезвычайно тяжелым положение оказалось в степной части Украины, здесь невозможно было заниматься земледелием, а скотоводство существовало только как кочевое.
Очевидно, миграция киммерийцев происходила волнами в различных направлениях. Прежде всего они устремлялись в те регионы, которые менее всего пострадали от засухи. Таким образом они появились в Крыму.
ДРЕВНЕЙШИЕ ИЗВЕСТИЯ О КИММЕРИЙЦАХ
История киммерийцев прослеживается и в археологических материалах и письменных источниках. Самые первые сведения об этом народе сохранились в переднеазиатской клинописи, в трудах греческих историков.
В древнейшей части Библии — «Книге Бытия» киммерийцы упоминаются под именем племени «гиммуру», что означает «слуги Господние» (имя «гиммир» киммерийцам дали ассирийцы).
Самые древние упоминания о киммерийцах сохранились в поэмах Гомера, написанных к VIII в. до н.э. Так в поэме «Одиссея» говорится: «Закатилось солнце и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и область людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами — ни тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными».
Достаточно много сведений о киммерийцах находим в работах древних историков. Геродот, Страбон, Птолемей отмечают, что киммерийцы проживали до прихода скифов в Северном Причерноморье и степном Крыму. Рассказывая о появлении в этом регионе скифов, «отец истории» Геродот сообщает: «Скифы — кочевники, живущие в Азии, вытесненные во время войны массагетами, ушли, перейдя реку Араке, в Киммерийскую землю (именно ее теперь и населяют скифы, а в древности, как говорят, она принадлежала киммерийцам). При нашествии скифов киммерийцы стали держать совет, так как войско наступало большое, и мнения у них разделились. Обе стороны были упорны, но лучшим было предложение царей. По мнению народа, следовало покинуть страну, а не подвергаться опасности, оставаясь лицом к лицу с многочисленным врагом. А по мнению царей, следовало сражаться за страну с вторгающимися. И народ не хотел подчиниться, и цари не хотели послушаться народа. Первые советовали уйти. Отдав без боя страну вторгающимся. Цари же, подумав о том, сколько хорошего они здесь испытали и сколько возможных несчастий постигнет их, изгнанных из отечества, решили умереть и покоиться в своей земле, но не бежать вместе с народом. Когда же они приняли это решение, то, разделившись на две равные части, стали сражаться друг с другом. И всех их, погибших от руки друг друга, народ киммерийцев похоронил в реке Тираса, и могила их еще и теперь видна. Похоронив их, народ таким образом покинул страну, и скифы, придя, заняли безлюдную страну».
Великий историк пишет: «И теперь еще есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийские переправы,
есть и область, называемая Киммерией, есть и так называемый Киммерийский Боспор». Эти сведения подтверждает в своей «Географии» Страбон: «Киммерийцы некогда имели большую силу на Боспоре, вследствие чего и Боспор был назван киммерийским». Он также упоминает о городе Киммерик, Киммерийском поселении и горах Киммерий.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КИММЕРИЙЦЕВ
Киммерийцы были многочисленным и сильным народом, объединившим целый ряд племен. До настоящего времени продолжаются споры о происхождении и языке киммерийцев. Однако большинство исследователей считают, что они говорили на одном или нескольких языках, относящихся к иранской группе индоевропейской языковой семьи. Сложнее вопрос о происхождении киммерийцев. Часть исследователей считает, что известные имена киммерийских царей (Теушпа, Лигдамис, Сандакшатру) имеют иранские корни, следовательно, и возглавляемые ими племена являлись ираноязычными.
Продолжается и дискуссия о происхождении имени «киммерийцы». Существует целый ряд предположений, в частности, от греческого слова «зимние», т.е. люди, живущие в «холодных» странах, от финикийского слова «темные», часть ученых допускает, что киммерийцы являлись восточной ветвью фракийских племен, а название «киммерийцы» переводится как «народ, который проживает на севере от кого-либо». Наиболее интересной (по мнению автора) является версия, объясняющая имя «киммерийцы» на основе древнеиранского языка как самоназвание «подвижный отряд ираноязычного кочевого населения евроазиатских степей».
ЗАНЯТИЯ КИММЕРИЙЦЕВ
Вероятно, первоначально киммерийцы вели оседлый образ жизни, однако целый ряд факторов способствовал тому, что они перешли к кочевому скотоводству. При этом резко возросла роль коневодства, неслучайно в поэме «Илиада» Гомер описывает этот народ как «удивительных дойщиков кобылиц, справедливейших из смертных».
Очевидно, киммерийцы одни из первых установили контакты с развитыми странами Восточного Средиземноморья, овладели техникой производства металлов. Они сыграли значительную роль в распространении железа и в Восточной, и в Центральной Европе.
По имеющимся данным, общественный строй киммерийцев характеризовался наличием патриархальных родов и семьи, которые объединились в племена, племенные союзы во главе с вождями царями.
КИММЕРИЙСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ
До настоящего времени не решен однозначно вопрос, к какой археологической культуре отнести киммерийцев. Памятниками этой культуры являются прежде всего погребения, как правило курганы, в Северном Причерноморье. Археологами исследованы многочисленные захоронения, относящиеся к доскифскому времени. Среди них погребения, открытые у с. Зольное недалеко от Симферополя и в Джанкойском районе у с. Целинное.
«Впускное» захоронение у с. Зольное представляет собой глубокую (2,6 м) прямоугольную яму, которую перекрывает деревянный настил. Умерший был захоронен в вытянутом положении на правом боку головой на юго-запад. Погребальный инвентарь состоял из бронзовых удил, уздечки, железных и костяных наконечников стрел, короткого железного меча, точильного бруска, чернолощеного сосуда.
При исследовании кургана у с. Целинное было установлено, что умершего похоронили на левом боку в скорченном положении. Достаточно разнообразен погребальный инвентарь: железный кинжал, оселок, височные подвески в виде рогов барана, чернолощеная корчага. Рядом с погребенным — остатки напутственной пищи. В насыпи кургана нашли часть известковой стелы, на которой рельефом изображен пояс, горит с луком, кинжал и оселок.
КИММЕРИЙСКОЕ ВОЙСКО И ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ
Мощь киммерийского войска объясняется многочисленностью этого народа, состоящего из целого ряда племен. Образ жизни, наличие огромных конных отрядов давало возможность осуществлять далекие военные походы. Силу этого войска вынужден был признать ассирийский царь Ашурбанипал, говоривший, что киммерийцы «моих предков не боялись и моих, царя, ног не обнимали». Еще откровеннее о могуществе киммерийцев говорится в Библии: «Не будет в нем (народе, дальнем от края земли) ни изнемогающего, ни утомленного; он не будет спать; пояс не снимется с чресл его, и не разорвется ремень у сандалий его; стрелы его заострены и все луки натянуты; копыта его подобны кремню, и колесницы его как вихрь».
Знаменитый киммерийский лук, достаточно известный по письменным источникам и памятникам изобразительного искусства, обладал прекрасной дальнобойностью. Основанная на многовековом опыте технология изготовления стрел позволила добиться высоких баллистических качеств. Вильчатые наконечники стрел из бронзы и кости имели разнообразную форму: ромбовидную, овальную, килевидную с остриями вниз и др.
О киммерийцах перестают упоминать в исторических источниках после того, как Лидия смогла освободиться от их зависимости.
Дюличев В. П. Крым. История в очерках. — Симферополь: «РуБин», ЧП Бинькин, 2008 г. — 496 с.