Что такое кикимора болотная
Кикимора болотная — как выглядит и как от нее защититься
Она может становиться невидимой. Она насылает кошмары, морок, заманивает людей в болотную трясину, имитируя детский плач. Как вы уже могли догадаться, уважаемые читатели, сегодня мы предлагаем поговорить о таком персонаже славянской мифологии, как кикимора.
Существует немало противоречивых преданий и легенд, почти все они сходятся в одном: это создание способно воздействовать на физический мир, прямо или косвенно причинять человеку вред.
Кто такая кикимора
Любители славянской мифологии хорошо знают о том, что она богата мелкими духами и существами – с самым разным поведением. В числе представителей самой слабой нечисти – шишиморы или кикиморы. Почти все они довольно безобидны, от них легко избавиться с помощью молитвы или амулета.
Но существует разновидность, представляющая особую опасность для человека, – кикимора болотная! Она любит издеваться над людьми: способна затягивать их на дно болота или трясины. Может она похищать маленьких детей – по ночам кикиморы проникают в дома. Распознать присутствие этого злого духа можно по мокрым следам на полу.
Как выглядит кикимора болотная
Разумеется, ни одного снимка этого удивительного существа никто еще не сделал. А вот народных описаний предостаточно. Если верить им, кикимора – это сгорбленная старушка невысокого роста. Вместо одежды на ней рваные, грязные тряпки, она вся покрыта мхом, а в волосах у нее трава.
Людям болотная кикимора показывается в крайних случаях, куда чаще она принимает облик дикого зверя. Но те, кто увидел ее, рассказывают: она отличается чрезмерной худобой, у нее длинные мохнатые конечности с острыми кривыми когтями, огромный нос, выпученные глаза.
Поговаривают и о наличии хвоста, рожек, на теле кикиморы есть шерсть или перья, лицо «украшают» бородавки. Волосы обычно длинные, зубы отсутствуют. На спине старухи некоторые замечали горб, из-за которого она казалась еще ниже ростом. Поговаривают, что кикиморы умеют говорить на человеческом языке, но предпочитают просто имитировать звуки.
Происхождение кикиморы болотной
Никакой информации о том, как именно появилась первая болотная кикимора, до наших времен не дошло. Исследователи предполагают, что кикимора – дочь одной из богинь Воды, малышку или похитила какая-то нечисть, или же она сама попросту утонула в болоте. А вот говоря о появлении остальных кикимор, специалисты по паранормальным явлениям выдвигают несколько версий. Согласно самым распространенным кикиморами могли стать:
Существует и две вариации появления имени. Первое, «Шишимора», было образовано от слов «шиш», что можно перевести как «черт», и «мора» – в честь Морены, которую славяне считали богиней смерти, увядания, болезни. А вот «кики» расшифровывается как «горбатая», что как нельзя лучше описывает страшного женского духа.
Внешний облик
Не стоит думать, что вы легко можете узнать злой дух. На самом деле кикиморы способны принимать совершенно разные обличья. О том, что они перевоплощаются в животных, мы уже сказали. В кого еще превращается эта нечисть? Вариантов немало. К примеру, кикимора может показаться в образе знакомого вам человека, показывается она в виде ничем не примечательного мужчины или женщины. А может и вовсе перевоплотиться – и стать необычайно красивой девушкой с длинными распущенными волосами.
Сверхъестественные способности
Любая шишимора обладает рядом нечеловеческих умений. К ним можно отнести следующие:
Образ жизни
Казалось бы: ну чем может заниматься кикимора? Скорее всего, и днем, и ночью она сидит в своём болоте, заманивая людей. На самом деле, говорят легенды, у этой нечисти немало дел: к примеру, болотная кикимора способна покидать свой родной дом и отправляться погостить к своей сестре – шишиморе домашней. Вместе с ней она очень любит безобразничать и пакостничать: вдвоём они способны вредить скоту, портить коровье молоко.
Шишимора домашняя
Среди её мелких пакостей – прядение. Занятие такое кикимор увлекает невероятно, однако не так-то просто сделать работу качественно – мешают длинные когти и мохнатые пальцы. А потому хозяйкам после того, как их дом посещало это страшное создание, приходилось всю работу переделывать.
Помимо запутывания пряжи, нечисть могла её пачкать, греметь, разбивать посуду, выдирать шерсть у домашних животных или волосы у людей. Однако самое жуткое, на что способна болотная кикимора, оказавшаяся в доме, – похищение ребёнка. Она относила младенца на болото и больше его никто никогда не видел.
Находиться в таком доме было просто невозможно, а любые попытки переехать из жилища, где полюбила появляться кикимора, были крайне неудачными. Вместе с хозяевами она тоже меняла место жительства. Правда, существовала возможность избавиться от злого духа: необходимо было найти куклу или любую вещь, похожую на человека, и сжечь ее.
Обзавестись друзьями кикиморе мешал непростой характер. Только леший мог терпеть проказы и капризы нежити. Наши предки считали, что именно он помогал заманивать путников поближе к болотам, чтобы кикимора могла затащить его в трясину и утопить.
В славянской мифологии
Если верить славянским преданиям, с самого своего появления кикимора была крайне отрицательным персонажем, обладающим негативной энергетикой, которая обычно была направлена на хозяйку жилища, где она появлялась. Дух мешал вести домашние дела, налаживать быт.
Наши предки предполагали, что лесная кикимора могла выйти замуж за домового и стать домашней, а вот если ее избранником становился леший, болото навеки оставалось для неё родным домом. Однако стоит отметить, что для своего поселения шишиморы выбирали самые разные места: им по душе были бани, хлева, курятники, кабаки.
Самым главным ориентиром было огромное количество негативной энергетики. Лучшее место для них – грязные углы, где были свалены старые ненужные вещи.
Люди считали, что встреча с кикиморой – знак беды или скорой смерти. В том случае, если она начинала шуметь, бить посуду, следовало ожидать неприятностей.
Кстати, образ вредной старухи, которая обожает путать пряжу, современные исследователи сравнивают с греческой мойрой, плетущий нити судьбы.
Кикимора и человек
В лесу этот злобный дух издает детский крик или плач, может смеяться. Кикимору не видно, на глаза она не показывается, но всегда присутствует ощущение, что кто-то находится рядом и наблюдает. Обычно, когда человек слышит плач ребенка, он бросается его спасать – и попадает в ловушку, приготовленную ему злобным существом.
Причём, чем сильнее он сопротивляется, тем быстрее уходит в трясину. Перед тем, как человек уйдет на самое дно, появляется сама болотная женщина. Ее злобный смех и страшный вид пугают человека, лишают его последних сил.
Для того, чтобы запутать людей, эта нечистая сила способна образовывать светящиеся огоньки, которые напоминают оконный свет. Люди, заблудившиеся в лесу, идут на эти огоньки и сбиваются с пути, чтобы больше не найти выхода из леса.
Славяне говорили о том, что вредничает кикимора не просто так: она якобы наказывает людей, которые нарушили границы природы, пришли в лес без уважения. А детишек уводит или уносит лишь тех, к которым родители невнимательны, – чтобы научить их заботе. Бытует мнение, что если родители вовремя начнут искать свое чадо, шишимора вернёт его живым и невредимым, одарив способностью понимать тайны леса.
Средства против кикиморы
Чтобы обезопасить себя от нечистой силы, люди с давних пор используют различные средства и обряды. Так, справиться с кикиморами, которые обитают на болотах, помогали волховские заговоры. Применялись и обереги, которых шишиморы боялись как огня:
Справиться с расшалившейся болотной нечистью пытались и с помощью даров. Их подносили лешим и водяным с просьбой угомонить жен-кикимор. В борьбе нередко использовалась молитва «Отче наш», а также ругательства.
Образ кикиморы в культуре и литературе
Кикимора в художественной литературе появилась еще в 1825 году. Тогда в свет вышла книга Вильгельма Кюхельбекера «Ижорский». Правда, здесь она не особо похожа на своих болотных сестер – это, скорее, русифицированный эльф.
Особую роль играет этот персонаж славянской мифологии и в сказочно-историческом романе под названием «Светославич, вражий питомец», вышедшем из-под пера Александра Вельтмана.
С застенчивой кикиморой можно познакомиться в рассказе Николая Лескова «Пугало», а с нечистью, желающей стать человеком, – в романе «Иверень», написанном Алексеем Ремизовым.
Кстати, у Ремизова кикимора-проказница встречается на страницах сборника сказок «Посолонь». Здесь она сплетает обманы, строит мелкие проказы и хохочет.
Героине из сказки «Кикимора», входящей в сборник «Русалочьи сказки», приходится сражаться с болотной нечистью, которая похитила сестру. Кстати, Кикиморы, нападающие на людей, описаны и в «Саге о Ведьмаке», выпущенной Анджеем Сапковским.
Кроме того, дух фигурирует в таких произведениях, как «Золотые рога», «Руслан и Людмила», появляется в мультфильмах «Как поймать перо Жар-Птицы», «Глаша и кикимора», «Бабка Ёжка и другие». Образ зачастую комический, даже немного жалкий.
Доводилось ли вам сталкиваться с проделками этого представителя темных сил? Рассказывайте свои истории в комментариях ниже. А так же делитесь статьей в социальных сетях и непременно подписывайтесь на обновления сайта. Уверяем, вас ждет немало интересного!
Что такое кикимора болотная
Кикиморы бывают разного происхождения:
Кикиморы, как правило, поселяются в помещениях, если под ними был зарыт труп ребёнка, повешенный или неотпетый покойник, также в доме, где по какой-либо причине умерло дитя. Может быть наслана колдуном.
Кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляются в виде покинутого на пути ребенка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Её представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное поленце. Присутствие её в доме можно было легко определить по мокрым следам. От кикиморы можно было защититься словом молитвы, призыванием имени Божьего или же, наоборот, бранью.
Любимое занятие кикимор — тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель, оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках. Эта особенность в занятиях кикиморы роднит ей с языческой богиней Мокошью, влияние культа которой, вероятно, оставило свой след в образе этого домашнего духа. Изредка кикимору даже считали женской помощницей в выпечке хлеба, мытье посуды, по уходу за скотиной и в убаюкивании детей.
Пойманную кикимору можно было превратить в человека, если выстричь на её темени волосы в виде креста. Однако навсегда останется какой-либо напоминающий о прошлом недостаток: заикание, сутулость, слабый ум.
В лице кикиморы мы имеем остаток какого-то низшего божества древних славян. Вера в них, вероятно, находится в связи с культом душ усопших предков. Некоторые отожествляют кикимору с французским духом cauchemar.
Внешний вид и описание
Народ представляет себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище — тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви — это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные. По другим описаниям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится что её унесёт ветром, а потому не покидает дом. Изредка кикимору представляли в облике мужчины. Изредка в облике девы с распущенными волосами или длинной косой, совсем неодетой или в одноцветной рубахе. Изредка — в облике замужней женщины в повойнике. Есть поверья, что кикимора показывалась похожей на собаку, свинью, утку, а также подобной зайцу, хомяку.
Занятия и образ жизни
По сродству с домовыми духами, кикиморы обычно живут за печкой, под полом, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, в хлеву, на гумнах, в курятнике; даже — в кабаке. Днём от людей прячется, активна ночью, порой надоедают хозяевам шумом и вознёй. В тихие ночи бывает слышно, как они подпрыгивают, прядут и сучат нитки. Может допрясть оставленную пряжу, вот только не слева направо, а наоборот, но чаще обрывает и мусолит нити, жжет кудель, запутывает шерсть, которая была брошена без благословения. Шьёт плохо, стежки кикиморы — неравномерные, неровные: «От кикиморы рубахи не дождешься» (русская пословица).
Проделки кикиморы
Появляясь в доме, кикиморы являются постоянным источником неприятностей, творят мелкие пакости: мешают спать шуршанием, воем, писком, плачем, разбивают посуду, кидают из подполья луковицы, сбрасывают одежду, загоняют по ночам лошадей, стригут перья у кур и шерсть у овец:
У одного хозяина кикимора сильно мучила овец, выстригала у них шерсть, и как ни старались избавиться от нее, ничего не выходило. Тогда хозяева решили переехать в другую деревню. Надеялись, что кикимора на старом месте останется. Как вещи на подводу уложили, хозяин спрашивает: «Все взяли из дома?» А с подводы раздался тоненький голос: «Все ли вы взяли, не знаю, а я свои ножницы взяла!»
Иногда в припадке шаловливости кикиморы, подобно домовым, наваливаются на хозяев и душат их по ночам, могут дергать за волосы. Была популярна следующая быличка:
В одной избе завелась кикимора, она ходила целые ночи по полу и сильно топала ногами. Потом она стала греметь посудой и бить плошки. Хозяевам пришлось уехать из этого дома, и он остался в запустении. Через некоторое время там поселились цыгане с медведем. Кикимора, не зная, с кем связалась, набросилась на медведя, но тот сильно помял ее. Кикимора убежала из этого дома. Когда хозяева узнали, что в доме перестало «пугать», они вернулись туда. Через месяц подошла к дому кикимора в образе обычной женщины и спросила у детей: — Ушла ли от вас большая кошка? — Кошка жива и котят принесла, — ответили ей ребята. Кикимора пошла обратно, бормоча на ходу: «теперь совсем беда, зла была кошка, а с котятами к ней вообще не подступишься».
Пословицы
Есть русская пословица «От Кикиморы рубахи не дождешься».. Вероятно этот образ накладывается на общее представление о бестолковых хозяйках, которые бросают незаконченной свою пряжу, шьют неопрятно, а по хозяйству копошатся без видимых результатов.
Обитает Кикимора за печкой, на чердаке, под полом в сарае и в заброшенных домах. Поселившись в доме, она бьет посуду, разбрасывает лук, выщипывает шерсть овец и перья кур.
У разных народов в мифологии существует один и тот же образ духа, который приходит по ночам и душит человека. Это Ночной кошмар, обличенный в образ Кикиморы, сновидения, мучения, беспокойства. Кикиморе приписываю эти проделки – удушье хозяев во сне.
Если же печнику и плотнику не заплатили за работу, обиженные, они могли бросить между бревнами сшитую растрепанную куклу – маленькую Кикимору. Тогда хозяевам мерещились то кошки, то собаки, и разные наваждения. Чтобы прекратить это, нужно было найти и сжечь «насаженную кикимору».
Народный календарь
По народному календарю 15 января в Сильвестров день чистят курятники, и вешают в них оберег, называемый куриным богом. Он бережет кур от домовых и Кикимор.
Сильные запахи прогоняют прочь всякую нечисть. Поэтому, чтобы оградить свой дом от Кикимор люди оплетали солонки можжевельником, мыли посуду настоем из папоротника, либо раскладывали по углам верблюжью шерсть и ладан.
17 марта по народному календарю отмечается день Герасима-грачевника – это единственный день в году, когда по русскому народному поверью из дома можно выгнать злой дух – кикимору, еще известную в народе как кикимра, кукимора, кикиморка, шишимора, шмышка, игонь.
Поверьем называют всякое укоренившееся мнение в народе, которое передается из уст в уста и принимается на веру, без доказательств. Русские поверья были как истинными, так и ложными, которые называются суевериями. К поверьям в старину относились очень серьезно, особенно к тем, которые жили в народе многие века, зародившись еще во времена языческой Руси. Самыми распространенными поверьями были рассказы о различных таинственных существах – домовых, русалках, леших, кикиморах. Причем, это были именно поверья, а не суеверия, так как в старину многие люди готовы были поклясться, что они лично разговаривали с домовым, а в лесу встречались с лешим.
Иногда кикимору считали женой домового, и когда он отлучался из дома, на нее возлагалась его обязанность присматривать за хозяйством. Также кикиморой называли и жену лешего – звали ее лешачихой или кикиморой болотной. Ее изображали в образе маленькой сгорбленной старушки. Вот такое разнообразие образа кикиморы представлено в древнерусских поверьях.
Слово «кикимора» – сложное и состоит из двух частей. «Кики» – имеет значение «крик», а «мора» – имя древнеславянского злого духа Мары (Моры), близкого по описанию и своим качествам к кикиморе. Это одна из версий происхождения слова «кикимора».
Русичи верили, что кикимору насылают люди недобрые, желающие хозяевам дома зла. Ее могли «напустить» при строительстве дома плотники или печники. Подкладывали ее в дом тайно в виде фигурки куклы, изготовленной из щепок и тряпочек, отчего со временем в доме заводилась кикимора. Но кикимора могла завестись и сама, такой дом называли неблагополучным.
Проживала она в доме за печкой, днем занималась прядением и ткачеством, а по ночам начинала хулиганить. Била посуду, топала ногами, раскидывала вещи, но наутро хозяева находили все вещи на своих местах в целости и сохранности. Еще она любила досаждать хозяевам своим шуршанием, воем, плачем, мешая спать, и пакостить домашним животным, выстригая у них шерсть, а у птиц выщипывая перья.
В старину считалось, что если кикимора показалась на глаза, то стоит ждать беды в доме. Она была предвестником смерти кого-нибудь из членов семьи.
Кикимор не любили и старались от них избавиться любыми способами, что было чрезвычайно трудно. Как раз на Герасим-день считалось, что они становились тихими и безобидными, и тогда их можно было выгнать из дома. В другие дни люди защищались от кикиморы с помощью молитв и оберегов.
Наилучшим оберегом от кикиморы, чтобы она не прижилась в доме, служил «куриный бог» – камень с естественным отверстием, созданным природой. Также использовали горлышко от разбитого кувшина с лоскутом красной ткани, которое вешали над куриным насестом, чтобы кикимора не мучила птиц.
Боится кикимора можжевельника, веточки которого развешивали по всему дому, особенно тщательно защищая солонки с солью, чтобы ночью она не просыпала соль, которая в старину стоила очень дорого. А если кикимора досаждала грохотом посуды, то надо было ее перемыть водой, настоянной на папоротнике.
При изгнании кикиморы знахарь, который выгонял ее из дома, использовал специальный заговор:
Выходи ты, кикимора-домовая из горюнина дома,
а не то задерут тебя калеными прутьями,
сожгут огнем-полымем,
зальют черной смолой.
Слово мое твердое. Аминь.
Обязательно в доме надо было отыскать куклу или посторонний предмет, с помощью которого наслали кикимору на семью. Этот предмет следовало аккуратно вынести из дома и выбросить, а лучше всего сжечь. До сих пор существует примета, что если человек хочет другому нанести вред, то оставляет в его доме заговоренный предмет, и чтобы снять порчу, необходимо избавиться от этого предмета.
По народным поверьям, если в доме подметать полы веником из полыни, то нечистая сила не заведется, в том числе и кикимора. В основе поверья – отношение к полыни как одному из оберегов. В народе считалось, что резкий запах этой травы отпугивает нечистую силу и злых людей.
Легенда o Кикиморе:
По мифологическим представлениям восточных славян — злой дух дома. По определению в словаре Владимира Даля, кикимора — это вид домового. Некоторые исследователи быта русского народа полагают, что кикимора — жена домового.
Пращуры наши считали ее злым божеством ночных кошмаров, а позднее — недобрым духом крестьянской избы. Родятся кикиморы от Змея Огненного, и нечистая сила переносит их за тридевять земель, к злым колдунам, где они обучаются всякому недоброму волшебству. С виду кикимора тоненькая, маленькая, голова с наперсточек, а туловище не толще соломинки.
Вместе с тем люди верили и в то, что умелым хозяйкам кикимора помогает, а вредит только ленивым и нерадивым.
Что такое кикимора болотная
Кики́мора (кики́мара, шиши́мора, шиши́мара, ма́ра) — восточнославянский женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям. В Лечебнике XVIII в. кикимора именуется сусе́дка.
Происхождение названия
Название персонажа кикимора (также с.рус. кикимра, кукимора, кикиморка) состоит из двух компонентов. Этимология первого компонента кик связывается то с глаголом *kykati «кричать, издавать резкие звуки», то с сущ. kyka «хохол», «чепец» (Фасм.; Череп.). Более обоснованной представляется связь этого компонента с балтослав. корнем kik/kyk/kykc общим значением горбатости, скрюченности, ср. названий слав, и балтийских демонов: рус. кука «леший, живущий в бане», лит. kaukas «домовой, гном» и др. Вторая часть слова мора восходит к общеслав. mora (см. Змора).
Вторая часть слова «кикимора» — «мора», а также близкое ему в славянских языках слово «мара» мот быть именами самостоятельного мифологического персонажа, тоже домашнего духа, и восходят к общеславянскому корню моръ-, означающему «смерть» или «мор» — мрачность, темнота, туман, призрак. В местных огласовках имя кикиморы могло звучать как «шишимора». Это слово ученые связывают с глаголом «шишить», существующем в народных говорах и имеющим значение «копошиться, шевелиться, делать что-то украдкой». Нельзя не отметить, что смысловые оттенки всех приведенных корней и слов соотносятся с соответствующими характеристиками образа кикиморы в традиционных представлениях.
Название шишимора возводят к глаголам шишить, шишать «копошиться, шевелиться, делать украдкой» (Череп.).
Термин кикимора может обозначать и др. мифологич. персонажи: жену домового (олонец., вологод.), жену лешего (вятск.), русалку (сибир.), полудницу (вологод.), оборотня (новгород., архангел.) и др. Ср. также вологод. название праздника св. Мариамны (2.III) Меремьяна-Кикимора (Череп.). Кикиморой называли антропоморфную фигуру, сжигавшуюся на масленицу (вологод.).
Подобные лексемы известны и в з.слав. языках: пол. kikimora, kicimora «привидение», словац. kykymora «домовой у древних славян», хотя комплекс представлений, соответствующий в.слав. персонажу, в этих традициях отсутствует.
В некоторых местностях кикимора представлялась как лихорадка (Яросл.) или дух, вызывающий кликушество (Перм.). В поверьях Вятской губернии кикимора — «бес более легкого порядка, входящий в кликушу»; «в Орловском уезде (Вятской губернии) кликуши, по имени сидящего беса, называются кикиморами» (Попов, 1903). В Олонецкой губернии болезни олицетворяются в виде женщин-кикимор, «которых почитают или стараются прогнать угрозами; с лихорадкой надо, говорят, поступать серьезнее, с оспою же — ласковее» (Демич, 1899).
В историко-литературных памятниках о кикиморе упоминается начиная с XVII в. В поверьях XIX в. и особенно XX в. образ кикиморы становится обезличенным: кикиморами могут именоваться самые разнообразные опасные, неприятные и нелюдимые существа.
Внешний облик
Кикимора представляют в виде маленькой, безобразной, скрюченной старушки, смешной, уродливой, неряшливой, одетой в лохмотья (с.рус.). Она так мала и суха, что не выходит на улицу, боясь быть унесенной ветром (вологод.). Ср. описание старух, ряженых «кикиморами»: «одевались в шаболки (т. е. рваную одежду) и с длинной заостренной палкой садились на полати, свесив ноги с бруса, и в такой позе пряли. Прялку (копыл) они ставили меж ног. Девушки смеялись над шишиморой, хватали ее за ноги, а она била их палкой (костром., Череп.). Редко кикимора имеет облик девушки в белой или красной рубахе (вологод.), замужней женщины в повойнике, мужика (в.сибир.). Белорусы представляли кикимору в виде маленьких девочек. Иногда кикимора имеет зооморфный вид: свиньи, собаки, зайца, утки (в.сибир.), хомяка (в сказке).
Особенностью кикиморы являлась невозможность отражаться в зеркале. Дух зеркала — Зеркалица не любит нечистой силы и нипочем не желает принимать её облик, оттого домовые, кикиморы, вострухи, намные и прочие нечистики, а также привидения в зеркале не отражаются. Если это все-таки происходит, значит, Зеркалица порчена злым колдуном, попала в его полную власть и сделалась враждебна людям.
Происхождение
Деятельность кикиморы
Присутствие кикиморы в жилище человека расценивалось как признак того, что в доме неблагополучно, «нечисто». Появляясь в доме, кикимора творит мелкие пакости, наносит ущерб хозяйству: бросает и бьет горшки, мешает спать, стучит вьюшкой, кидается из подполья луковицами, с печи — шубами и подушками (с.рус.); выдергивает волосы у хозяина, перья у кур, стрижет шерсть у овец и делает из этой шерсти постели для скота (вологод., олонец.). Досаждает людям воем, писком, шумом (в.сибир., бел.). Пересчитывает скотину, но считать умеет только до трех (вологод.). Считается, что если кикимора завелась в доме, то в нем не жить — обязательно выживет хозяев (перм.). Ср. вят. быличку о кикиморе, поселившейся в доме, построенном на месте погребения неотпетого покойника: «никого не видно, а человеческий голос стонет, а как сядут за стол, слышится голос: «Убирайся-ка ты из-за стола-то!», а не послушают — начнет швырять подушками. Так и выжила кикимора хозяев из дому». Иногда считалось, что кикимора, насланная в дом колдуном, может погубить человека, свести его со света; она также мучает скотину, гоняет лошадей (в.сибир.).
Одна из проделок кикиморы описана в романе Алексея Толстого «Хождение по мукам»:
В редких случаях представления о кикиморе смешивались с образом жены домового. Полагали, что кикимора может помогать хозяйке печь хлебы, качать детей, мыть кринки, заботиться о скотине <вологод., костром., в.сибир.). С этим, вероятно, связан запрет вносить в дом чертополох, чтобы не выжить домового (см.) и кикимору (вологод.).
Основным признаком кикиморы является ее связь с прядением, шитьем. По ночам она играет с прялкой, веретеном и пряжей (ярослав.), может допрясть за хозяйку, но чаще рвет, мусолит и путает шерсть, жжет кудель, оставленную на ночь без благословения (Новгород., вологод., бел.). Прядет кикимора на голбце, постоянно подпрыгивая, при этом сучит нить не слева направо, а наоборот (костром.). Кикимора также пытается шить, но швы, ею сделанные, неровные (бел.), ср. рус. пословицу: «От кикиморы рубахи не дождешься».
Доможириха, схожая с кикиморой, «сидит у кросон перед прибытком»: «Вот я раз ночью выйтить хотела, встала, смотрю, месяц светит, а на лавки у окоска доможириха сидит и все прядет, так и слышно нитка идет: «дзи» да «дзи», и меня видала, да не ушла. А я сробела, поклонилась ей да и говорю: «Спаси Бог, матушка!» А потом вспомнила, как меня мать учила относ делать. Взяла щанечку да около ей и положила. А она ницего — все прядет. А собою как баба, и в повойнике. Только смотреть все-таки страх берет. А она ницего — все прядет. И много у нас тот год шерсти было. » (Арх.).
По некоторым поверьям, кикимора прядет не совсем обычным способом: она подпрыгивает (Яросл.) или сучит нитки «наоборот» (Костр.). Подобное прядение (не только в поверьях о кикиморе) может иметь особый, колдовской смысл.
Кикимора, в отличие от людей, иногда прядет только в Святки, в те двенадцать дней января, которые определяют ход всего будущего года. Очевидно, прядение кикиморы (когда она не вредит хозяйству) — это прядение «нитей судьбы» дома и его обитателей. Она персонифицирует судьбу, рок.
В Вологодской губернии крестьяне полагали, что на Святках кикимора рождает демонов-шуликунов, которые тут же вылетают через печную трубу на улицу, где пребывают до Крещения, а затем уходят в воду.
Иногда по поведению кикиморы можно судить о будущем: она появляется перед смертью кого-либо нз членов семьи (ярослав.), предвещая беду, выходит из подполья или плачет (рус.); кикимора отвечает стуком на заданные ей вопросы (в.сибир.).
Считалось, что если поймать кикимору и выстричь крестообразно у нее на темени волосы, она навсегда останется человеком, но на всю жизнь сохранит какие-нибудь недостатки: кривизну, заикание, слабый ум (бел.).
Место и время появления
Кикимора обитает в доме (рус., бел.), реже — во дворе, бане, хлеву, на гумне (рус.); в пустых домах (перм.), в кабаке (в сказке; самар.). В доме живет в местах, связанных с культом умерших: за печкой, на чердаке (рус.), на печи, в подполье (бел.).
Кикимора появляется и проявляет себя по ночам (рус., бел.), иногда только на святках или в ночь перед Рождеством (новгород.), до святок живет на улице, потом уходит неизвестно куда (вологод.). На святках она рожает детей — шушканов, которые вылетают в трубу и живут на улице до Крещенья (вологод.). Считалось, что на Герасима Грачевника (4/17.III) кикиморы становятся смирными.
Кикимора болотная
Кикимора болотная или лесная (лешачиха, лесовая русалка) — злой, дух болот и леса в славянской мифологии, близкая подруга лешего. Живет в лесу или болоте. Маленькая женщина, которая любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Но людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. Ворует маленьких детей, затаскивает зазевавшихся путников в трясину, где может замучить их до смерти. Если кто-либо из домочадцев долго не возвращался из леса, на ночь на столе в комнате, где спят, ставили пирог «для кикимор», в надежде, что человек выберется из топи и вернется домой.
Кикимора-пустодомка
Кикиморы-пустодомки получили своё название из-за местопребывания — они живут в банях и неосвященных избах. Они «некрасивы, с ног до головы покрыты волосами, говорить не могут, только поют без слов и пляшут. [Померанцева, 1975]. По поверьям они тревожат исключительно детей, не дающий им спать. См. Пустодомка.
Обереги и способы избавления
Кикимора — существо достаточно непредсказуемое, поэтому в поверьях отмечено мало способов задобрить ее или вступить с нею в договорные отношения. Если кикимора начинала греметь посудой или бить ее, крынки перемывали водой, настоянной на папоротнике (считая, что кикимора после этого оставит посуду в покое). От проказ кикиморы помогали подвешенные в курятнике камень «куриный бог», горлышко разбитого кувшина, старый лапоть, кусочек кумача. Оберегая от кикиморы скот, в хлеву (под ясли) клали «свинобойную» палку. В доме, остерегаясь кикиморы, засовывали под печной шесток верблюжью шерсть с ладаном, не оставляли неблагословленными пряжу, веретена, прялки, коклюшки.
Защитой от кикиморы является молитва, упоминание Божьего имени, а в некоторых случаях — ругань (сибир.). Оберегом от кикиморы служит «куриный бог» — камень с дыркой, который вешают над насестом, чтобы кикимора не мучила кур. У рус. населения Эстонии такой камень называется кикимора одноглазый (Череп). Кикимора боится можжевельника, пояском из которого опоясывают солонки, чтобы кикимора не могла запустить туда свою мохнатую лапку (костром.) Избавиться от кикиморы чрезвычайно трудно: ср. средство из лечебника XVIII в.: «от кикиморъ в доме положить верблюжью шерсть, когда суседка (тож кикимора) давить — лечба та же, шерсть с рясным ладоном клады под шесток». Кикимору можно было изгнать и с помощью заговора: «Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее» (Сибир.) или выжить из дому на Герасима Грачевника (4/17.III). Кикимору, насланную колдунами, можно уничтожить, отыскав в доме куклу или другой предмет, с помощью которого навлекли кикимору (сибир.). Этот предмет следовало выбросить за пределы усадьбы или сжечь.
«Напущенную», «насаженную» кикимору-куклу отыскивали и изгоняли с помощью колдунов, стараясь задобрить «насадивших» ее мастеров.
Кикимора между баснословными божествами России занимал ту же почти степень, какую Морфей у греков, с тем только различием, что русские представляли его себе ужасным привидением; а напротив того, греческий бог возбуждал кроткие, приятные сновидения.
Господин Болтин говорит: «Иные утверждают, что Кикимора-младенец, похищенный дьяволом из чрева матери, после как она его прокляла». Легко видеть можно, что эта баснь происходит из новейших времен.
Всем славянам известно существо, которое мучит спящих людей. У чехов оно называется мура, мурак; у словаков — кикомора; у сербов-лужичан — мурава, морава, мырава, вурлава; у поляков — мора, мара, змора, морус; у южных славян — мора и т. д.
Это живое существо, мужчина либо женщина, от которого по ночам уходит душа, принимает различные виды и мучает спящих людей.
У русских мора, мара, маруха, кикимора, шишимора отождествляется со смертью. Держа голову под мышкой, она блуждает ночью под окнами домов и называет имена хозяев либо домашних; кто отзовется, тот должен умереть.
По представлениям болгар, мора — это душа умершего без крещения ребенка; она душит людей во сне.
По поверьям чехов и поляков, мура отличается от людей тем, что имеет густые черные брови, сросшиеся над носом; кроме того, по представлению чехов, мура имеет остроконечную голову и плоскую ступню.
По народным поверьям, мурою (морою) человек бывает от рождения. Ребенок, родившийся со сросшимися бровями или с зубами, — это будущий мора и т. п.
Покидая на время, с 12 до 3 часов ночи, тело человека и возвращаясь затем обратно к нему же, мура, по польским поверьям, принимает различные виды: стебель соломы, белая длинная тень, белая кошка; у сербов-лужичан, кроме того, кожаный мех, кость, белая мышь, змея, кот; у поляков — муха, мышь, собачонка и др.; у сербов — белая шерсть, мотылек, муха или какой-нибудь зверек.
По представлениям сербов-лужичан, мура может принимать вид также белого мужчины либо черной женщины, которые имеют жесткий язык, грубое, как полотно, тело и ездят на козле.
В поверьях поляков мара представляется в виде молодой девушки; у сербов — в виде белой лошади. Мара проникает сквозь щели, поэтому укрыться от нее невозможно. Она душит спящих людей и высасывает у них кровь. По поверьям поляков, имеется семь мар: одна ездит на коне, другая — на быке или на корове, третья — на изгороди, четвертая — на терновнике, пятая — на метле, шестая — на свинье, седьмая — на человеке. По поверьям лужичан, мура обладает большою силою и повредить ей чем-либо нельзя. Однако, по народным представлениям, имеется целый ряд средств, которыми можно от нее избавиться.
У русских мора, мара, маруха представляются в виде маленьких существ женского пола, которые сидят за печкой и ночью прядут пряжу, а у женщин иногда портят кудель; в спящих людей любят бросать кирпичи. В русских поверьях они отождествляются с кикиморами, маленькими существами женского пола с головою в наперсток и с телом, как солома. Кикоморы живут за печкой. Они происходят от детей, умерших некрещеными или проклятых родителями. По русским поверьям, мары, таким образом, принадлежат к числу домашних божков.
Кикимора, кикимор, кикиморка, кукимора (шишимора) — дух в облике женщины, появляющийся в доме, на подворье, в пустых постройках.
«А у них там ботинки были связаны, старшей-то сестры. Никто не знал, где они и лежали. А кикимора имя — раз! — тещу по голове. Не знаю, пошто» (В. Сиб.); «Спи, девушка, мать за тебя вычтет, а кикимора спрядет»; «От кикиморы не дождешься рубахи» ; «Герасим грачевник грача на Русь ведет, а со святой Руси кикимору гонит» ; «От нас-то близко она была, кикимора. Где магазин, мы тамака жили» (В. Сиб.).
Образ кикиморы в поверьях — один из самых многоплановых и «неуловимых». Как и многие другие духи дома и крестьянского подворья, кикимора редко показывается людям. Оставаясь невидимой, она дает знать о себе шумом, различными проделками.
Кикимору обычно представляют существом небольшого роста — крохотной старушкой (Яросл.), девочкой (В. Сиб.) или маленькой женщиной: «В каждой избе хозяйка есть — кикимора. Вышла из подполья, маленького роста, с причетами» (Волог.); кикимора так мала, что не появляется на улице из боязни быть унесенной ветром (Волог.).
Кикимора может иметь облик обычной женщины (Волог., Олон., В. Сиб.); нагой девушки с длинной косой (В. Сиб.). Крестьяне Вологодчины представляли кикимору очень уродливой, неряшливой; в этой же губернии рассказывали, что кикимора — девушка в белой рубахе (или в другой одежде).
В крестьянских повествованиях кикимора представляется и одетой в рвань, лохмотья, и в обычную женскую одежду; и с распущенными волосами, и с бабьим повойником на голове: «Повадилась кикимора у мужика ездить по ночам на кобыле и бывало загоняет ее до того, что оставит в яслях всю в мыле. Изловчился хозяин устеречь ее рано утром на лошади.
Сидит небольшая бабенка, в шамшуре [головном уборе — волоснике], и ездит вокруг яслей. Я ее по голове-то плетью. Соскочила и кричит во все горло: „Не ушиб, не ушиб, только шамшурку сшиб!“» (Волог.).
В поверьях ряда районов России кикиморой иногда именуется кукла (обрубок дерева, щепка). Она помещается в разных уголках дома и, «оживая», появляется в обличье девочки, девушки, «мохнатого старика», мужика, попа, поросенка, собаки, быка, зайца, утки (В. Сиб.): «Напротив нас дом был. Старинная печка там с целом стояла. Вдруг стало из-за печки понужать. Как трахнет — старику попало в голову. То из-за печки вдруг заяц выскочит, то щенок. Тогда один богатый дед говорит: „Тут клад есть“. Они тогда выкочевали и стали печку рушить. И в той печке кукла оказалась, как живая, смотрит. Привели тогда попа, иконы поставили, давай везде служить. Тогда утка вылезла, закрякала и ушла» (Читин.).
Появляясь в доме, кикимора выходит из подполья, помещается за печью, на печи или в голбце, ср.: кикимора днем сидит за печкой, ночью — на голбце (Яросл.).
В некоторых районах России были уверены, что кикиморы существуют только в Святки (Новг., Волог.) или «одну ночь против Рождества» (перед Рождеством) (Новг.). Кикимора — дух, имеющий вид девушки в белой рубахе, «живет в гумнах до Святок, а после Святок куда-то уходит. Видеть ее случается очень редко» (Волог.).
На Вологодчине считали, что кикиморы во время Святок рожают: их дети называются «шуликуны», они вылетают через трубу на улицу и живут там до Крещения (19 января).
Наиболее распространено представление о постоянном пребывании кикиморы в доме. Обычно невидимая, она обнаруживает свое присутствие главным образом ночью. Поселившись в пустом доме, она бросает во входящих камнями из развороченной печи (Том.); в жилых избах кикимора растворяет двери и перебегает из комнаты в комнату; тревожит скотину (Перм.); топает, свистит и пляшет, стонет, стучит, гремит посудой, бьет ее, кидается из подполья луковицами, проказит с печной вьюшкой, мешает спать детям, щиплет перья у кур (Арх, Олон., Волог., Новг., Яросл., Вятск., В. Сиб.). Кикимора мучит по ночам животных, стрижет на Святках овец (Новг.); беспокоит, гоняет скотину (Перм., В. Сиб.); гладит скот, ухаживает за ним, но, рассердившись, стрижет овец, выстригает шерсть у скота, волосы хозяев (Арх., Олон., Волог.).
«Метящая» таким образом скот кикимора напоминает мокушу северных поверий, покровительствующую, по мнению ряда исследователей, овцеводству, прядению, «бабьему хозяйству». Любовь к прядению и ночным проказам сближает образы кикиморы и мары, а также ночной, полуночницы (последнее прослеживается в поверьях менее явно) (см. МОКОША, МАРА, НОЧНАЯ, ПОЛУНОЧНИЦА).
Но я теперь сразу — одного, другого… Но, все насторожились, значит, слушам: играт музыка, да прямо так громко, и пляска така, говорит, идет! Чиркнул спичку — нету никого, все спокойно. Потом он нам таку мигулечку, лампу, дал хозяин: на случай, говорит, зажгете…
Зажгли эту светилку. Вот я лег. Потом расстроился — уснуть-то не можем. Вот пока эта светилка горит — ниче, все спокойно, никого нет. Как только угасим светилку, лягем — опеть така штука!»
Кикимора ночью невидимо прядет в избе (Новг.); прядет, сидя на голбце (Яросл.); перед бедой она плетет кружева в подполье и дает знать об этом громким стуком коклюшек (Волог.); иногда она может «упрясть за хозяйку», но обычно мусолит, путает, рвет и жжет пряжу, которую оставили не перекрестив, не благословив (Олон., Волог.). Шишимора прядет чаще всего под праздники, но путая (Костр.); кикимора выходит по ночам прясть — «свист веретена раздается по всей избе», «но себя она мало когда показывает» (Новг., Белоз.) (особый, громкий, пронзительный звук веретена кикиморы нередко подчеркивается в рассказах о ней).
Все это проделки незримой кикиморы. Видеть ее нежелательно, показывается она к несчастью (Яросл., Волог.), к переменам в доме.
Доможириха, схожая с кикиморой, «сидит у кросон перед прибытком»: «Вот я раз ночью выйтить хотела, встала, смотрю, месяц светит, а на лавки у окоска доможириха сидит и все прядет, так и слышно нитка идет: „дзи“ да „дзи“, и меня видала, да не ушла. А я сробела, поклонилась ей да и говорю: „Спаси Бог, матушка!“
А потом вспомнила, как меня мать учила относ делать. Взяла шанечку да около ей и положила. А она ницего — все прядет. А собою как баба, и в повойнике. Только смотреть все-таки страх берет. А она ницего — все прядет. И много у нас тот год шерсти было…» (Арх.)
По некоторым поверьям, кикимора прядет не совсем обычным способом: она подпрыгивает (Яросл.) или сучит нитки «наоборот» (Костр.).
Изготовленные в праздники (под праздники) «оборотные нитки» играли важную роль в домашнем обиходе, обрядности. Так, в Великий четверг бабы сучили нитки «наобоко» и перевязывали ими затем в случае болезней руки и ноги (Сиб.); «четверговою нитью» (напряденной при вращении веретена в обратную сторону) перевязывали руки при острой боли в предкистном сухожилии (Влад., Новг.); при опахивании от повальных болезней из «засученных от себя» ниток делали вожжи (Влад.). В ночь на Великий четверг крестьянка «прядет шерстяную нить и конопляную нить, а затем берет равной длины две нити шерстяных и одну конопляную и „ссыкает“, то есть скручивает и сучит все три нити в одну нить, при этом поставляется в обязательное условие, чтобы все нити — шерстяная и конопляная — прялись не на правую сторону… а в обратную сторону, то есть в левую, и таким же способом следует „ссыкать“ нити» — «четверговая нить» (шнурок), которой опоясывались по голому телу и наглухо завязывали, предохраняла «от порчи, испуга, озевища, уроков и призоров» (Тобол.) (согласно верованиям многих районов России, «четвергов шнурок», надетый на поясницу или запястья, предотвращал болезни и защищал от вредоносных действий колдунов).
В. Н. Добровольский отмечает: «Часто выводится в песне прядущая, снующая и ткущая богатырша; она выполняет свою работу посредством огромных и необычайных инструментов» (с веретеном и прялкой в обрядовой лирике могут изображаться и весна, деревья).
По тому, как она навивает на веретено нити, могли судить о будущей жизни девицы, ср.: «Если девица, прядя лен, туго и правильно вьет на веретено нитки, то будет хорошо жить со своим мужем; если девица худо вьет свою пряжу на веретено и крестами, то будет худо жить и с мужем; если девица слабо вьет пряжу на веретено, то оба, и муж и жена, будут жить нехорошо» (Яросл.).
Запреты для людей прясть и ткать по большим праздникам (или в дни, посвященные ведающим рукоделием божествам и духам) указывают на небытовой, сакральный смысл этих занятий, ибо в «поворотные», «переходные» моменты (полночь, Рождество, Святки и т. п.) мир может быть правильно (или неправильно) «свит, сплетен или спряден, соткан». «О Святки не метают вечером ниток, чтобы рожь не смоталась» (Волог.). «О Святках гнутой работы не работают (например, не гнут дуг, не делают колесных ободьев и т. п.); а то приплода скоту не будет» ; беременным нельзя в праздники шить, перематывать нитки, а то ребенок родится обмотанным пуповиной (Том.); летом на закате солнца не мотают ниток, чтоб не продлилась дорога в морском пути — за противными ветрами (Арх.), и т. п.
Действиями кикиморы-судьбы, не только прядущей, объясняли и болезни скота, и различные заболевания кур, а также несчастья, неполадки в доме и хозяйстве, причины которых непонятны.
В восточносибирской быличке кукла-кикимора (правда, напущенная, наколдованная) губит парня: «…И вот, были вечерки раньше, собирали на вечер дома и девок и парней, всех… На балалайках играют, пляшут, вальс танцуют — по старинке.
Кончилось это в двенадцать часов уже, идти домой надо. Идет мой парень, племянник-то. Дошел до ворот и стал. Видит: кукла пляшет. Как пройти домой? Кукла пляшет и все. Как она жива! Он: — Ай, черт побери! Че она мне, эта кукла-то?! — Ворота-то открыл, только пошел — она стук ему сюда! В голову. Пришел домой, лег спать. У него жар поднялся. Вот заболел, заболел. Высох он, и вот уже осталось ему два дня или три, как помереть. Он сказал:
— Мама! Я умру — вы вот этот столб выкопайте и посмотрите, что там есть. Меня кукла раз в голову тут ударила, может, я из-за этого и хвораю…
Он умер. Они столб-то выкопали, там кукла. Мать-то потом узнала, вот, это наколдовали, это по злобе».
Кикимора именуется иногда «женой домового» (ср.: «у домового жена кикимора, волосы у нее растрепаны, живет под полом, выходит по ночам прясть» — Волог.), но скорее всего кикимора — исходно вполне самостоятельный мифологический персонаж.
«Своенравная, как судьба», кикимора не столько помогает, сколько вредит. Так, например, хотя на Вологодчине камень с отверстием («куриный бог» называли кикиморой одноглазым, подвешивали его в курятнике именно охраны птиц от кикиморы.
Подобно всем проклятым, заклятым, кикимора может стать человеком: «…стоит только подойти и на кикимору накинуть крест, как она тут и останется» (Новг., Белоз.). В симбирской быличке кикимора — проклятый родителями младенец; став взрослым, он невидимо обитает в кабаке, отцеживая по ночам вино и выживая целовальников до тех пор, пока не заключает договор с одним из них, оказавшимся самым смелым и «знающим». (Через год, по окончании договора, проклятый и целовальник прощаются; на прощание проклятый показывается чернобровым, черноглазым молодцем — «в щеках как будто розовые листочки врезаны».)
— Сколько чужестранных, из чужой деревни-то, здесь? — Стукнет — точно!
— А сколько наших? — То же само.
А дядя Вася, папкин-то свояк, чудной был:
— Но, ты бы хоть взыграла „краковяк“ или „коробочку“.
„Располным-полна коробочка…“ — выигрывала, стуком на половицах-то».
Многозначность образа кикиморы отражена в самом ее имени, двусложном (кики-мора) и трактуемом различно. Первая его часть, возможно, возникла из звукоподражания, ставшего названием и птичьих криков, и самих птиц, a также причитания, плача: «кикать», «кикнуть» означает «кричать» (о птицах), «плакать, причитать» (о людях); «кикарика» — это и крик петуха, и сам петух; кроме того, «кика», «кикиболка» — «женский головной убор», в ряде губерний России напоминающий своей формой птицу.
Вторая часть названия — «мора», «мара» — может быть и наименованием самостоятельного мифологического персонажа (мара — дух в доме, привидение, домовой) (см. МАРА).
Таким образом, в двусложном имени кикиморы отразились представления о ней как о существе, связанном с птицами (о курином боге? о куриной смерти?), и, возможно, о существе плачущем, причитающем перед бедой, а также о привидении, ночном кошмаре, персонифицированной судьбе, смерти (заслуживает внимания и то, что один из дней «на стыке» зимы и весны — 1 марта — в крестьянском календаре именуется днем Маремьяны праведной или Маремьяны-кикиморы).
Одна из трактовок этого образа принадлежит Д. К. Зеленину. Он полагает, что кикимора — щепка, кукла — трансформация специально изготавливаемого вместилища (лекана), куда должен вселяться (переселяться) дух, необходимый или вредоносный: «Наличие лекана почти с необходимостью предполагает и наличие духа. У русских жителей Алтая зложелатель, при перестройке дома, вкладывал в паз вместе со мхом куклу, обрубок дерева или даже щепку, „и этого было достаточно, чтобы в доме поселилась злая кикимора“ (Том.) Понимать это нужно так: в лекан обязательно вселится дух, лекан не останется пустым» (антропоморфные леканы у ряда народов Сибири могли иметь вид женских фигурок — покровительниц семьи, рода, «хозяек» дома; человекообразную фигурку изображал иногда и куриный бог — «кикимора одноглазый» — у русских).
Кикимора-судьба — существо достаточно непредсказуемое, поэтому в поверьях отмечено мало способов задобрить ее или вступить с нею в договорные отношения. Если кикимора начинала греметь посудой или бить ее, крынки перемывали водой, настоянной на папоротнике (считая, что кикимора после этого оставит посуду в покое).
Оберегая от кикиморы скот, в хлеву (под ясли) клали «свинобойную» палку. В доме, остерегаясь кикиморы, держали у полатей в воронце верблюжью шерсть, не оставляли неблагословленными пряжу, веретена, прялки, коклюшки.
«Напущенную», «насаженную» кикимору-куклу отыскивали, изгоняли с помощью колдунов; старались задобрить «насадивших» ее мастеров-строителей (найденную кикимору необходимо было сжечь, бросив в огонь наотмашь) (В. Сиб.).
Изгнать кикимору можно было и окропив дом святой водой, и с помощью заговоров. В некоторых губерниях России кикимору «для профилактики» выпроваживали из дома 17 марта, в день Герасима Грачевника. Изгнание кикиморы сопровождалось приговорами типа: «Ах ты гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем и черной смолой зальют» (Ю. Сиб.).
В поверьях XIX в. и особенно XX в. образ кикиморы часто обезличен: кикиморами могут именоваться самые разнообразные опасные, неприятные и нелюдимые существа.