Что такое кибер школа
Вырастить новое поколение цифровой элиты. О том, как я основала КиберШколу KIBERone
Рассказываю о том, как я создала проект в сфере обучения детей от 6 до 14 лет цифровым технологиям и сделала его крупнейшим в мире.
Бизнес-идея
Сегодня КиберШкола KIBERone работает в 20 странах мира и 151 городе, насчитывает 1 497 сотрудников и 5 600 резидентов, организует туры в Силиконовую долину и приносит около 100 млн рублей ежегодно.
А идея создать такой проект появилась, когда я не смогла найти учебный центр для своего 7-летнего сына, который, как и все современные дети, интересовался цифровыми технологиями и хотел обучаться в этом направлении.
Но выяснилось, что многие компании предлагают обучение в неактуальном и неинтересном формате и не дают тех знаний и навыков, которые могут стать действительно нужными для подрастающего digital-поколения.
Я даже провела аналогию с тем, как меня обучали в институте на факультете математики и информационных технологий.
Направление программирования и цифровых технологий уже на тот момент выглядело очень перспективным, но обучение было абсолютно не адаптировано для детей, их интересы и потребности не учитывались. Мы же следили за интересами собственных детей, наблюдали, как они импровизировали, как будто нажимают цифровое табло перед входом в помещение, насмотревшись какой-то фантастики, фильмов про хакеров. Понимали, чем они хотят заниматься, но такого комплексного предложения на рынке не существовало. Были какие-то отдельные курсы в формате кружка, но не в том долгосрочном формате, который мы в итоге сделали.
Запуск проекта
Команда проекта провела маркетинговое исследование, выявила российские и мировые тенденции, оценила конкурентную среду и эти данные показали, что комплексного предложения нет, есть четыре-шесть-десять краткосрочных курсов с ограниченным предложением, без глубины изучения, без гарантий результатов.
В итоге оценили потенциальный спрос, сформировали концепцию проекта, составили бизнес-план, разработали учебную программу и запустили проект.
На тот момент это были самые дорогие в Екатеринбурге курсы (5 900 рублей в месяц при средней цене по городу 3 500 рублей). Но даже за эту цену тогда на них был самый высокий спрос и большое количество учеников (за 3 месяца набрали 257 резидентов). Рекламная кампания шла нестандартным путем. При этом наблюдалась очень высокая конверсия (70-95%).
Кстати запуск и развитие КиберШколы происходили на собственные средства — мне пришлось продать две квартиры. А от сторонних инвестиций я сознательно отказывалась.
С нами хотели сотрудничать много инвесторов, в том числе из Германии и России, предлагали достойные суммы за участие в проекте (до 100 млн рублей). Мы от всего отказывались. Инвестиции — это не только деньги, но еще и люди, которые их дают, а к людям я отношусь очень избирательно. Все наши партнеры — это мои друзья и знакомые, знакомые знакомых. Подчеркну, что партнерами я здесь называю только тех, кто пишет нам программы.
Изначально предполагалось и то, что проект будет масштабироваться на международном рынке.
Команда проекта
На старте команда КиберШколы состояла из семи человек: основателя, технического директора, директора по персоналу, ученического директора, маркетолога, аккаунт-менеджера и менеджера по сопровождению клиентов. На аутсорсинг к работе привлекали дизайнеров, бухгалтера и юристов.
Сейчас команда насчитывает около 1 500 человек, включая головной офис в России, американский офис в Орландо и европейский офис в Праге, а также 624 педагога, 590 ассистентов, 146 держателей франшизы и 157 сотрудников в филиалах.
Я работаю только с самыми проверенными людьми, а при подборе специалистов всегда обращаю внимание на заинтересованность человека, разностороннее развитие, стремления, а также самостоятельность, ответственность и коммуникабельность. В команде много менеджеров, которые приходили в проект по мере его развития.
Франшиза
Когда в компанию стали поступать обращения с предложением купить франшизу, я проанализировала бизнес-процессы и поняла, что все готово к продаже франшизы.
Мы прописали технологии продаж, пошаговую маркетинговую стратегию, ценность продукта, рекламные макеты и многое другое. На каждый шаг есть инструкция и сопровождение личного менеджера в головном офисе. У нас есть стандарты качества, которых максимально придерживается вся сеть KIBERone. Мы проводим обучение для франчайзи и их сотрудников, создаем еженедельные дайджесты, проводим прямые эфиры и вебинары, которые выходят на все города и страны, где есть наши КиберШколы.
Бизнес по франшизе доверяю только тем, кто имеет управленческий опыт, обладает нужными профессиональными компетенциями, активен и дружелюбен в переговорах, конструктивно коммуницирует.
Мотивация к обучению
Задача KIBERone — перевести пустое времяпрепровождение детей в гаджетах в полезное, прокачать навыки digital-поколения в правильном направлении под контролем специалистов.
Наша задача — показать ученикам возможные направления в цифровых технологиях, чтобы они могли выбрать то, что больше нравится и где получается. Мы показываем ребенку весь спектр «красоты» цифровых технологий, а дальше ему выбирать, во что погрузиться.
Вся сложность — в методике обучения. Главное — сделать этот процесс максимально приближенным к жизни и интересам современных детей. Если будет интерес, будет и результат.
Когда дети видят знакомых героев из популярных игр, это помогает быстрее вникнуть в процесс изучения предмета, понять, что от них требуется и как лучше достигнуть поставленной задачи. Во время обучения в КиберШколе у детей развивается логика, критическое мышление, математические способности, они учатся правильно аргументировать свои идеи и создавать презентации. К тому же они серьезно прокачивают свои языковые навыки. Опыт показывает, что у детей, которые занимаются программированием, улучшается успеваемость в школе и расширяется кругозор в сфере современных трендов.
Чему учат в «КиберШколе»: в Москве стартует новый цикл занятий по киберспорту
В столице стартует образовательный проект «КиберВесна-2021». Новый сезон лекций и мастер-классов от «КиберШколы» Московского центра «Патриот.Спорт» начнется 3 апреля, занятия будут проходить еженедельно по субботам с 10:00. Впервые после перерыва, связанного с пандемией, лекции проекта проведут очно на базе «КиберШколы». Узнать новое о киберспорте, познакомиться с возможностями вселенной «Майнкрафт», обучиться скорочтению и даже развить пластику приглашают столичных школьников 11–17 лет.
«”КиберВесна-2021” — уже четвертый проект образовательных смен для школьников. Главными особенностями этого сезона станут лекции и мастер-классы по новым направлениям. Так, впервые состоятся занятия по скорочтению. На них школьники научатся работать с большими объемами текстов и не тратить при этом много времени. На занятиях по ментальной арифметике ребят обучат совершать арифметические действия с шестизначными числами за несколько секунд. Помимо математических способностей, это поможет развить усидчивость, фотографическую память и воображение», — отметил директор Московского центра «Патриот.Спорт» Марат Кучушев.
Для участников «КиберВесны-2021» организаторы подготовили целую серию образовательных мастер-классов и семинаров. Так, во время обучения на курсе «Интерактивная география киберспорта» дети соберут пазл «Материки вселенной» и узнают, например, почему самые известные киберспортсмены — выходцы из Южной Кореи. А работая в симуляторе Just Dance, дети не только смогут развить пластичность и хореографические навыки, но и познакомятся с техниками релаксации. Кроме того, запланированы уже ставшие традиционными курсы по 3D-моделированию, английскому языку, созданию мобильных приложений, технологиям вселенной «Майнкрафт», а также турниры по FIFA.
Чтобы принять участие в проекте «КиберВесна-2021», необходимо оставить заявку на сайте Мэра и Правительства Москвы и ввести код — 1 308 744.
«Чтобы запуститься, пришлось продать квартиры». Как уральская кибершкола для детей стала лучшей в Европе
Международная КиберШкола KIBERone развивается стремительно. За полтора года с момента запуска — первоначально школа работала в Екатеринбурге, Верхней Пышме и Орландо — KIBERone принимает учеников уже в 70 городах. Не только российских: в географии школы появились США, Германия, Чехия, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Грузия, Армения, Украина. В начале этого года франшиза KIBERone номинирована на Прорыв года на премии Golden Brand 2018 и уверенно вошла в тройку лучших.
Создать школу помогли вузовские связи
Началось все с простого родительского запроса. «Моему сыну было семь лет, когда я начала искать какой-то образовательный центр, где можно было бы полноценно прокачать скиллы по компьютерным технологиям у детей. Я же вижу, что сын все время в гаджетах, это неизбежность, за которой будущее. Значит, нужно как-то в полезное русло повернуть этот интерес. Но найти ничего стоящего не удалось: ИТ-преподавание для детей было на уровне изучения таблиц Excel и уже давно умерших языков программирования — бейсика, паскаля. Я поняла, что надо сделать полноценную школу, посвященную цифровым технологиям», — рассказывает Ольга Апалькова.
Ольгу Апалькову нельзя назвать человеком, совсем не имеющим отношения к ИТ. Она закончила Уральский педуниверситет по специальности «преподаватель математики». Но работала в другой сфере.
— Я — профессиональный маркетолог. Еще на втором курсе университета устроилась на радио — писала сценарии, потом в развлекательном боулинг-центре «Луна» работала менеджером по рекламе, так доросла до маркетолога. Работала в компании «Малахит». Помните, у них была масса культовых заведений, законодатели моды — « Малахит», «МакПик», «Сандей», «Градара», ночной клуб «Истерика» и другие. Мы работали над созданием бренда «Поль Бейкери»: теперь это федеральный бренд, а начинался он тут. Для ресторатора из Екатеринбурга это был большой шаг.
Потом ушла в декрет, а вернулась уже в другую сферу — в «Деловой дом на Архиерейской» (ДДА). Это холдинг, успешно работающий на 10 различных направлениях бизнеса. Скажем, мы с коллегами строили кампанию по развитию «Автомобилиста» — именно с нами команда начала выходить в плей-офф. Из недавнего — завод рыбных консервов в Салехарде. Когда мы начали сотрудничество, это было глубоко убыточное предприятие, а сейчас продукция завода есть во всех гипермаркетах, у них полно заказов.
Свой опыт маркетолога я использовала и при создании кибершколы. Мы сделали срез по всему русскоговорящему сегменту: где какие программы есть, чему учат. Выяснили, что конкурентов у нас практически нет — в основном на рынке представлены курсы, которые не углубляются в программирование и не ставят перед собой задачи научить детей использованию современных технологий. Дают самую базу — на уровне процесса алгоритмизации. Они даже никаких продуктов не создают.
Я же сразу понимала, что моему ребенку — как и тем, кто придет к нам учиться — надо другое: знания, которые они сразу могут трансформировать в какие-то умения. В итоге родилась идея не просто курсов, а кибершколы: со своей программой на каждую возрастную категорию, с разными предметами — от умения пользоваться компьютером и создания презентаций для школы до разработки сайтов и собственных приложений.
Тут я подключила еще один свой ресурс — связи: у меня еще со времен учебы в педуниверситете остались друзья-программисты, некоторые из них сегодня живут в США, работают в Силиконовой Долине. Обратилась к ним: ребята, создайте мне нужные программы.
Но с детскими обучающими программами все не так просто. Надо же сделать так, чтобы это было интересно ребенку, чтобы он не заскучал во время занятий, чтобы постоянно внимание удерживать. Поэтому начали искать психологов, привлекать методистов. Это сложно и дорого. Мне пришлось продать квартиры, в которые я вкладывала деньги, пока работала в «Малахите» и ДДА.
Сейчас в кибершколе 50 разных модулей. Дети изучают программирование, создают сайты, мобильные приложения, чат-боты, игры, делают мультфильмы, работают над 3D-моделями, а еще учатся интернет-продвижению, блогингу, кибербезопасности, блокчейну. «Все знания ребенок получает последовательно. Нельзя выбрать что-то одно. Ты приходишь, и тебя начинают с нуля всему обучать — как в школе. Не зря же мы позиционируем себя именно как кибершкола», — рассказывает Ольга.
Одна программа обходилась в среднем в 100 тысяч рублей. Это только разработка. А еще надо было сделать презентации к ним — это отдельные деньги. Плюс сайт — вначале мы использовали бесплатный конструктор Wix, но это было неудобно. Пришлось переделывать. А еще логотип, название, полиграфия. В общей сложности запуск обошелся миллиона в четыре.
Из «Манхэттена» выросли до резидентов Сколково
От идеи до первого, технического, запуска прошло четыре месяца. Пробный урок провели в бизнес-центре «Манхэттен». Пришли сразу человек 80 — класс не был рассчитан на такое количество, дети стояли, сесть было некуда.
Уже через неделю ребята, которые прошли отбор, начали заниматься. Да, у нас есть своя технология набора детей. Не думайте, что мы готовы брать каждого — лишь бы освоить деньги родителей. Если мы не сможем его научить — пострадает наша репутация. А мы не сможем не потому, что наши методики плохие, а потому что. не его это. Есть дети, которые не приспособлены к такой деятельности — им просто неинтересно. Зачем мучить ребенка и себя? Да еще деньги из родителей тянуть — месяц в школе стоит в среднем 5000 рублей.
Перед поступлением в КиберШколу ребенок проходит пробный урок: дети приходят вместе с родителями, те смотрят, как реагирует ребенок, интересно ли ему. Мы со своей стороны даем обратную связь — есть ли потенциал. Обучаем детей с 6 до 14 лет. Но прийти ребенок может на любом этапе. Просто для маленьких одна программа — учим печатать и основам логики и алгоритмизации. Ребята постарше уже имеют какие-то навыки, поэтому начинают с 3D-моделирования, изучают сайты, мобильные приложения и популярные языки программирования. Результатом каждого модуля становится какой-то ИТ-продукт.
Но мы не только утилитарные знания даем. Сейчас в интернете много глупости, пошлости, мы стараемся вложить понимание — что хорошо, что не очень. Чтобы дети за норму не принимали то, что нельзя назвать нормой. И вообще наша задача — вырастить молодое сообщество интеллектуалов с прокаченными скиллами, расширить кругозор. Рассказываем о том, какие технологии есть. Например, умные дороги. Автомобиль сломался, остановился — и дорога сама сообщает в ремонтный пункт, что произошло то-то и то-то. Дети постоянно понимают, куда движется человечество и где эффективно можно приложить свои силы.
Сейчас в Екатеринбурге работает семь наших классов — в них обучаются примерно 240 детей. Чуть меньше — 200–220 — учатся в Верхней Пышме. Там мы интегрированы в Техуниверситете УГМК. В прошлом году мы еще арендовали у них помещения, а в этом они сказали: давайте будем партнерами. Такая коллаборация интересна и им, и нам: получается, они с детства ребят приучают к университету. А для нас это качественные, оборудованные помещения.
Еще один статусный партнер — Сколково. Причем мы сотрудничаем как на региональном, так и на федеральном уровне. Началось с местного отделения — технопарка «Университетский». Я встретилась с генеральным директором, рассказала о нас, заявила, что хотим быть резидентами и размещаться в технопарке. Он ответил, что проект нужно защитить перед комиссией. В итоге была собрана регулярная комиссия, мы сделали презентацию и получили статус резидента. Нам дали локацию в технопарке — сегодня это самый лучший класс. Уже позже начали сотрудничать с федеральным Сколково.
В феврале 2019 года Европейская Ассоциация вузов и преподавателей высшей школы HiSTES признала Международную КиберШколу KIBERone лучшим образовательным учреждением на территории Евросоюза в сфере обучения информационным технологиям детей от 6 до 14 лет. «Это только кажется, что в Европе суперобучение. Мы с этой точки зрения более продвинуты. У них там то забастовки, то зарплаты низкие. Они все что-то требуют, а мы работаем», — поделилась своим видением Ольга Апалькова.
Открыть свой KIBERone можно за 350 тысяч рублей
Когда запускали школу, о франшизе не думали. Но почти сразу после открытия стали получать запросы. Схема примерно одинаковая: были в Екатеринбурге, попали с ребенком на ваши занятия, хотим у себя такую же школу. Мы сначала не уделяли этому внимание, потом звонков стало больше и больше, начали подключаться люди из других стран. Тогда поняли, что это интересно с социальной точки зрения: в конце концов, наша миссия — сделать мир лучше, обучая детей нужным навыкам. Ну и с точки зрения доходности не самый плохой вариант.
Вот тут мне пригодился весь опыт по запуску франчайзинговых проектов, который накопился, когда работала с «Поль Бейкери» и «Пицца миа». Я знаю все больные места франшизы, и мы подстраховались по всем параметрам. Наши франчайзи получают пошаговый план открытия, пошаговый маркетинговый план — чтобы не тратили деньги впустую. Мы готовим все юридические документы, даем технологию — что говорить, как говорить, с какой интонацией. Естественно, брендбук — без этого никуда. Полиграфию тоже делаем сами — на местах только адреса меняют. У каждой франшизы есть личный ассистент в головном офисе и множество инструментов для успешной работы.
За интеллектуальную собственность и возможность пользоваться брендом мы берем паушальный взнос — 350–370 тысяч рублей в зависимости от города. Есть два варианта развития проекта: можно делать собственные компьютерные классы — как, скажем, у нас в «Университетском», а можно арендовать помещения. Если собственный компьютерный класс —это плюс 300 тысяч рублей. Но мы рекомендуем развиваться на арендованных площадях.
Штат у одного класса минимальный: преподаватель — у нас он называется тьютор (практикующий разработчик) и ассистент. В офисе должен быть один менеджер по продажам, аккаунт-менеджер и администратор. В первый месяц приходят по самому пессимистичному плану 35 детей. Обучение стоит от 4000 до 7000 тысяч — зависит от географии. В ноль франчайзи выходят в первый же месяц.
Сейчас в нашей сети порядка 70 городов в десятке стран: 40 или чуть больше запущенных, остальные готовятся к запуску. В одном городе может быть только один франчайзи — это наше условие.
Основное наше требование — тьютором может быть только реальный разработчик, теоретиков мы не берем. Поэтому, кстати, мы так серьезно занимаемся программами: показываем психологам, методистам, постоянно переписываем и актуализируем. Да, наши тьюторы — программисты, которые могут передать реальный опыт. Но детей они никогда не учили. Поэтому мы им сначала даем им азы педагогики. Хотя в паре с тьютором обязательно работает ассистент с педобразованием: он знает, как переключить внимание, когда надо поиграть, когда серьезной работой заняться.
Кстати, у нас есть и бесплатные места — для талантливых детей. К нам, бывает, обращаются, говорят: вот есть такой мальчик/девочка, но там сложное финансовое положение в семье. Мы смотрим: если действительно так, они учатся бесплатно. Пока это действует только в Екатеринбурге — у нас трое таких детей. Но в других городах тоже планируем открыть такие места — скорее всего, со следующего учебного года они уже будут.
Планы у нас глобальные, готовим еще два проекта, но об этом сможем рассказать чуть позже, будет интересно и очень полезно.
Программирование для детей в Москве!
Мы даем детям и подросткам современные техники программирования. Создаем собственные проекты в сфере высоких технологий. Наши резиденты с первых шагов совершают большой рывок в успешное будущее!
KIBERone является учебным заведением, квалифицированным корпорацией Майкрософт.
Лучшее образовательное учреждение 2018 года на территории Евросоюза.
Началось все с простого родительского запроса.
„Моему сыну было семь лет, когда я начала искать
образовательный центр, где можно было
бы полноценно прокачать скиллы по
компьютерным технологиям у детей. Но найти
ничего стоящего не удалось. Я поняла, что
нужно создать кибершколу, посвященную
цифровым технологиям, где ребенок будет
обучаться несколько лет по системной программе”.
Апалькова Ольга, основатель компании KIBERone.
Член Российской Гильдии Маркетологов.
Образование высшее: Математика и информационные технологии, МВА. Запуск более 20 успешных федеральных start-up проектов.
Путин одобрил киберспорт в российских школах. Что это значит для школьников, родителей и индустрии в целом?
Киберспорт теперь официально «в законе»
Россия была первопроходцем в признании киберспорта как спортивной дисциплины
Важно отметить, что именно Россия была первой страной мира, которая признала киберспорт на официальном уровне в качестве спортивной дисциплины. Произошло это еще в 2001 году. Однако спустя некоторое время это решение скомкали и замяли, и киберспорт еще на полтора десятка лет перестал упоминаться как вид спорта и на сайте соответствующего министерства, и в любых других источниках.
Только в 2016 году, когда всем стало очевидно, что киберспорт — это большие контракты, огромное комьюнити и масштабные соревнования на суперсовременных аренах с многотысячными трансляциями, в России вернули первоначальное решение. За это время идея признания киберспорта уже перестала выглядеть такой прогрессивной — весь мир осознал его силу еще в «нулевых». Сегодня в составе международной организации киберспорта IESF уже более 70 национальных федераций.
Киберспорт становится едва ли не единственным «безопасным» видом спорта, соревновательная деятельность в котором не прекращается даже в ковидную эпоху. Фото Ирины Анисимовой
Очевидно, что сегодня, в 2020-м, когда киберспорт становится едва ли не единственным «безопасным» видом спорта, соревновательная деятельность в котором не прекращается даже в ковидную эпоху, он привлекает все большее внимание государства. Хотя бы потому, что в играх и на стриминговых трансляциях сидит значительная доля молодежного электората, который либо уже имеет право голоса, либо получит его через пару-тройку лет.
Киберспорт перестает быть «абсолютным злом» в глазах родителей?
Возвращаясь к выступлению Владимира Путина на Всероссийском открытом уроке отметим, что он, по сути, легитимировал киберспорт в школах, поспособствовав разрушению клише в головах многих родителей о том, что компьютерные игры — это зло в чистом виде.
Это клише, к слову, до последнего времени вполне успешно распространялось и в СМИ. Можно вспомнить программу Владимира Соловьева «Полный контакт» на «Вести ФМ» в 2018 году, в эфире которой выступил приглашенный эксперт Филипп Гросс-Днепров, обвинивший в громкой керченской трагедии некую игру «Дока 2», где нужно «убивать зомби».
Путин декларировал, что киберспорт безусловно «является в высшей степени полезным» только если процесс проведения киберспортивных турниров «правильно организован». Фото kremlin.ru
Киберспорт и игровая индустрия станут привлекательными для отечественных инвесторов
В продолжение предыдущего пункта отметим, что путинский «знак качества», как правило, служит неким сигналом для бизнеса, в том числе для фигур из мирового списка Forbes. Напомним, Михаил Прохоров и Алишер Усманов именно таким образом пришли к финансированию биатлона и фехтования соответственно.
«Меня это вообще не интересует. Это мои молодые бизнесмены, они что-то находят, говорят, это будет интересно, я им даю деньги, они вкладывают. Компанию ESforce продали Mail.ru, получили хороший трафик для киберспорта. Mail.ru выгодно — все, кто там играет, сидят в Mail.ru», — заявил тогда Усманов.
Наверняка это обновление коснется «железа», мониторов и остальных девайсов, чтобы удовлетворить самые минимальные требования геймера. Фото Ирины Анисимовой
Российские школы получат новое компьютерное оборудование и девайсы
В том числе, и даже в первую очередь, это касается закупок компьютерного оборудования и комплектующих. Большой проблемой российских школ является как раз давно устаревшее оборудование в классах информатики, на котором дети вынуждены писать коды. А поскольку президент особо подчеркнул, что соревнования должны быть организованы наилучшим способом, профильному министерству и школам придется подумать над обновлением этой материальной базы.
Наверняка это обновление коснется «железа», мониторов и остальных девайсов, чтобы удовлетворить самые минимальные требования геймера, учитывая системные требования сегодняшних «игрушек». Понятно, что модернизация не пройдет в одночасье, но очевидно и то, что заявление Путина дает серьезный толчок этому процессу в российских школах.