Что такое кейс в педагогике

Кейс-технология — интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций

Что такое кейс в педагогике. Смотреть фото Что такое кейс в педагогике. Смотреть картинку Что такое кейс в педагогике. Картинка про Что такое кейс в педагогике. Фото Что такое кейс в педагогике Киселева Мария
Кейс-технология — интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку.

Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

К кейс-технологиям, активизирующим образовательный процесс,относятся:

метод ситуационно-ролевых игр;

метод разбора деловой корреспонденции;

метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций,

ситуационные задачи и упражнения😉

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода — поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

2. Метод ситуационно-ролевых игр

Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

3. Метод разбора деловой корреспонденции

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы.

4. Игровое проектирование

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

6. Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади; фото-кейсы; кейс-иллюстрации);

В практике дошкольного образования можно широко использовать кейс-иллюстрации, кейс-фото.

Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

Для чего нужен кейс?

Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Кейс-метод

Метод «Case study» относится к одному из «продвинутых» активных методов.

Метод имеет свои сильные стороны,к которым можно отнести:

возможность работы группы на едином проблемном поле;

использование структурированной информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени;

использование принципов проблемного обучения;

возможность получения учащимися не только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций;

возможность создания новых продуктивных моделей деятельности;

выработки навыков простейших обобщений.

дает знакомство с реальной жизнью;

заставляет углубиться в процесс принятия решений;

тренирует остроту реакции обучаемого на проблемы;

По действующим субъектам кейса:

личностные кейсы,в которых действуют конкретные личности: менеджеры, политики, руководители;

организационно-институциональные кейсы отличаются тем, что в них действуют организации, предприятия, их подразделения;

многосубъектные кейсы обычно включают в себя несколько действующих субъектов.

сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц и организаций;

бессюжетные кейсы, как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение. Внешне они представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета.

По временной последовательности материала:

кейсы с естественной временной последовательностью событий (от прошлого к настоящему) позволяют хорошо выявлять причинно-следственные связи.

кейсы-воспоминания характеризуются тем,что время в них прокручивается назад: герои что-то вспоминают, сами воспоминания отрывочны, часто несистемные, фрагментарны, что затрудняет восстановление временных цепочек.

мини-кейс

кейс средних размеров

макро-кейс

Виды «кейсов».

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Что может содержать «кейс»?

Текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты)

Иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи

Как разработать “кейс”?

Существует ряд типовых шагов для создания Кейса:

1. Определение темы и вопроса исследования;

2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;

3. Определение контекста;

4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала;

5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;

6. Описание и редактирование кейса;

7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.

Обучающиеся (специалисты, школьники, студенты, и т. п.) изучают полученные материалы и анализируют ситуацию в группах. После чего в каждой группе генерируются различные идеи по поводу решения данной проблемы, затем принятые предложения оформляются для презентации всей аудитории;

На следующем этапе работы проводится презентация, в ходе которой каждая группа предлагает всей аудитории решение данной проблемы с обоснованием своих аргументов;

Презентация оттачивает многие глубинные качества личности: волю, убеждённость, целенаправленность и т. п. ; она вырабатывает навыки публичного общения, формирования своего собственного имиджа.

После презентации материалов всех групп проводится пресс-конференция, в ходе которой обучающиеся делятся своими выводами о ходе групповой работы и сути решенной (или решаемой) проблемы.

Оценивание презентуемых решений является важнейшей проблемой кейс-метода. Самое главное – объективность. Нужно создать условия, в которых бы максимально точно выявлялись знания педагогов, предъявлены к ним единые требования и справедливое отношение к каждому.

Как написать хороший “кейс”?

Структура кейса:

название (интригующее, проблемное)

контекст (значимые данные об окружающих (внешних) факторах которые помогают понять и интерпретировать кейс);

случай (это определенная вещь, которая нас интересует и как она связана с главным вопросом исследования);

факты (объективная информация (статистика, отрывки из документов, результаты анкетирования, экспертные мнения, фото и пр.);

решения (вариативная часть кейса которая может содержать рефлексию, комментарии, сценарий).

Работа старшего воспитателя с педагогами в доу

Если коротко описать наиболее распространенную технологичную модель деятельности в режиме кейс-метода (кейс-технология,то она будет содержать несколько шагов-этапов:

• Старший воспитатель подбирает, готовит тему или вопрос исследования;

• Старший воспитатель вместе с педагогами выбирают объект исследования «конкретную ситуацию»;

• Старший воспитатель, как правило, определяет контекст, после этого педагоги планируют кейс-исследования, собирают материал и анализируют;

• Педагоги ищут пути решения, обсуждают возможные сценарии дальнейшего развития ситуации;

• Описывают и редактируют «кейс»;

• Старший воспитатель совместно с педагогами подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).

Что не является «кейсом»?

Хью МакЛин выделяет три признака:

Не актуальный и не вызывающий интереса материал (отсутствие загадки, отсутствие вопроса, отсутствие противоречия)

Материал, в котором отсутствует изложения контекста

Отсутствие в описании материала определенных живых элементов: истории, интервью.

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обученияне должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.

И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться.

Источник

КЕЙС – МЕТОД как педагогическая технология

как педагогическая технология

Ибрагимова Наталья Владимировна,

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.

В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Сегодня мы поговорим подробно о кейсе и его практическом применении. И познакомимся с методами кейс – технологии.

Методы кейс – технологии достаточно разнообразны. Чтобы подробно в них разобраться потребуется немало времени. Сегодня я хочу остановиться на использовании кейс –технологии в начальной школе

Потенциал метода кейсов

Способствует развитию умений:

Выбирать оптимальный вариант решений.

Составлять план осуществления решений.

Высокая эффективность кейс-метода

1) развитие навыков структурирования информации;

2) освоение технологий выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);

3) актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;

4) эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;

5) разрушение стереотипов и штампов в организации поиска верного решения;

6) стимулирование инноваций за счет синергетики знаний — развитие системного, концептуального знания;

7) повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.

1) повышение мотивации учения у обучающихся;

2) развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности

Использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ:

—У учащихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

—В жизни ребятам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

—Достоинством кейс- технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности

Методы кейс – технологии достаточно разнообразны. Сегодня я хочу остановиться

При использовании кейс –технологии в начальной школе

Развитие навыков анализа и критического мышления

Соединение теории и практики

Представление примеров принимаемых решений

Демонстрация различных позиций и точек зрения

Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

Требования к содержанию кейса

1.Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).

2.Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.

3.Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.

Результаты, возможные при использовании «Кейс-метода»:

1. Усвоение новой информации

2.Освоение метода сбора данных

3.Освоение метода анализа

4. Умение работать с текстом

5. Соотнесение теоретических и практических знаний

Создание авторского продукта

2. Образование и достижение личных целей

3. Повышение уровня коммуникативных навыков

4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Действия учителя в кейс – технологии:

1) создание кейса или использование уже имеющегося;

2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

4) организация презентации решений в малых группах;

5) организация общей дискуссии;

6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

7) оценивание учащихся учителем.

Работа ученика с кейсом

1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап — выделение основной проблемы (проблем),

3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей

Кейс – метод возможно использовать
и в качестве экзаменов или зачетов:
Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.

В начале нужно ответить на три вопроса:

— Для кого и чего пишется кейс?

— Чему должны научиться дети?

— Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

-Структурирование учебного материала

-Выбор организационных форм, методов и средств обучения

Реальные жизненные ситуации , детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

Виды кейсов по способу представления материала Кейс – это единый информационный комплекс.

Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Источники формирования кейсов

Большая часть кейсов может базироваться на местном материале. Учащиеся чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах, им значительно тяжелее обсуждать, например, американскую среду, поведение и мотивы американцев.

Они могут играть роль непосредственного

инструмента для диагностики ситуации, в

качестве материала для расчета

показателей, которые наиболее

существенны для понимания ситуации.

Материалы могут быть размещены либо в

самом тексте кейса, либо в приложении.

Научные статьи, монографии.

Научные публикации выполняют две функции:
1) выступают составляющими кейса,
2) включаются в список литературы, необходимой для понимания кейса.

Примерная структура кейса

1.Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни

3.Комментарий ситуации, представленный автором

4.Вопросы или задания для работы с кейсом

Каковы характеристики «хорошего кейса»?

1.Хороший кейс рассказывает.

2.Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес.

3.Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет.

4.Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания героям кейса.

5.Хороший кейс включает цитаты из источников.

6.Хороший кейс содержит проблемы, понятные ученику.

7.Хороший кейс требует оценки уже принятых решений.

Организация работы с кейсом

1 . Ознакомительный этап – вовлечение учащихся в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

2.Аналитический этап – обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы учащимися и подготовки вариантов решения.

3.Итоговый этап – презентация и обоснование варианта решения кейса.

Что дает использование кейс- технологии

Доступ к базе современных учебно-методических материалов

Организация гибкого учебного процесса

Сокращение затрат времени на подготовку к урокам

Беспрерывное повышение квалификации

Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время

Работа с дополнительными материалами

Постоянный доступ к базе консультаций

Возможность самому готовиться к аттестации

Общение с другими учащимися в группе

Освоение современных информационных технологий

Методы кейс – технологии

— метод разбора деловой корреспонденции

— ситуационно ролевая игра

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода — поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло. ».

Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»)

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.

Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.

Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.

Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

10 основных правил для анализа кейса

Двукратное чтение кейса: один раз, чтобы иметь общее представление и второй раз, чтобы хорошо разобраться в фактах.

Кроме того, должны быть внимательно проанализированы таблицы и графики.

Составить список проблем, с которыми придется иметь дело.

Если предлагаются цифровые данные, нужно попытаться их оценить и объяснить.

Узнавание проблем, к которым можно применить имеющиеся знания.

Составление основательного анализа имеющейся ситуации.

Поддержка предложений решения проблемы посредством основательной аргументации.

Составление схем, таблиц, графиков, которые дают основание для собственного «решения».

Составление списка приоритетов собственных предложений, принимая во внимание, что в реальности будут довольно скудные ресурсы

Контроль собственного плана действий, чтобы проверить, действительно ли разработаны все сферы проблемы.

Не предлагать решений, которые обречены на провал и тем самым могут иметь губительные последствия.

И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.

Источник

Немного теории

Трактовка понятия “кейс”

Кейс – слово многозначное, переводится с английского языка как случай, инцидент, казус, дело, ящик, чемодан, фактические обстоятельства, история болезни, версия, прецедент и др. Все эти значения имеют определенное отношение и к трактовке понятия “кейс” в области образования.

Кейс – это уникальный случай, происшедший с конкретными людьми в реальной ситуации. Он может быть воспринят как пример удачно найденного выхода из конкретной проблемы в данной сфере деятельности, как прецедент, на основе которого могут решаться какие-либо другие родственные проблемы.

Незавершенный кейс – сложный случай в конкретной области, на основе которого организуется дискуссия в учебной аудитории с целью личностного и профессионального совершенствования, подготовки к обоснованному принятию решений в проблемных ситуациях.

Что такое кейс в педагогике. Смотреть фото Что такое кейс в педагогике. Смотреть картинку Что такое кейс в педагогике. Картинка про Что такое кейс в педагогике. Фото Что такое кейс в педагогике

Педагогический кейс – это изложение конкретного случая в практике работы педагога, в котором описан процесс возникновения и развития определенной проблемы, конфликта. В кейсе подробно представлены фактические обстоятельства, детали происшедших событий, даны характеристики участников, отражена суть проблемы и рассмотрены действия по ее разрешению с оценкой их эффективности.

К кейсам могут быть приложены документы, статистические данные и др. материалы.

Кейс-метод в образовании: история и современность

Кейс-метод впервые применил в 1870 г. декан юридического факультета Гарвардского университета, профессор права Христофор Колумб Лэнгделл.

Что такое кейс в педагогике. Смотреть фото Что такое кейс в педагогике. Смотреть картинку Что такое кейс в педагогике. Картинка про Что такое кейс в педагогике. Фото Что такое кейс в педагогике

Он поставил перед собой задачу приблизить академическую подготовку студентов к области их будущей профессиональной деятельности и заменил проведение традиционных лекций обсуждением реальных случаев из юридической практики (кейсов). Профессор предлагал студентам подготовиться заранее к занятию, изучив объемные папки с документами.

Что такое кейс в педагогике. Смотреть фото Что такое кейс в педагогике. Смотреть картинку Что такое кейс в педагогике. Картинка про Что такое кейс в педагогике. Фото Что такое кейс в педагогике

Этот опыт был признан на факультете перспективным и использовался в дальнейшем некоторыми другими преподавателями.

К 1915 г. кейсы применяются в учебном процессе в некоторых юридических вузах США. К 1920 г. ряд последователей Лэнгделла используют кейс-метод в преподавании не только права, но также медицины и делового администрирования. Однако широкому кругу специалистов кейс-метод остается неизвестным.

В 20-е гг. ХХ в. осуществляется внедрение кейс-метода в Гарвардской школе бизнеса. В этот период в Гарварде издаются первые сборники кейсов в области менеджмента. Поэтому во многих исследованиях по истории создания кейс-метода именно эти годы связывают с его возникновением.

Что такое кейс в педагогике. Смотреть фото Что такое кейс в педагогике. Смотреть картинку Что такое кейс в педагогике. Картинка про Что такое кейс в педагогике. Фото Что такое кейс в педагогике

До середины ХХ века кейс-метод остается прерогативой Гарвардской школы бизнеса. Однако успешный опыт использования кейсов постепенно становится известным в широких академических кругах США и стран Западной Европы. К 70-80 гг. его начинают активно использовать в бизнес-образовании, он получает распространение в отдельных университетах стран Северной Америки и Европы. В 80-90-е гг. ХХ в. кейс-метод внедряется в практику подготовки преподавателей в области менеджмента, юриспруденции, медицины, экономики, политологии. В ряде университетов организуются курсы по подготовке преподавателей данных дисциплин к применению в учебных аудиториях кейс-метода, создаются международные ассоциации по разработке и применению кейсов в бизнес-образовании, издаются сборники кейсов. В начале ХХI в. в американской системе педагогического образования ставится задача широкого использования кейс-метода в профессиональной подготовке учителей.

В России впервые информация об «американском методе казусов» прозвучала на конференции преподавателей экономических дисциплин в советских партшколах в 1926 году. На данной конференции шла речь о зарубежных методах практического обучения. Однако до конца 70-х годов прошлого столетия данный метод не нашел применения в российском образовании. В 80-е гг., когда стали интенсивно развиваться экономика, менеджмент, появилась западная переводная литература, интерес к кейс-методу стал неуклонно повышаться. В этот период он используется в высшем и последипломном образовании отдельными преподавателями в области экономики и менеджмента. В 90-е гг. кейс-метод получил распространение в бизнес-образовании, создаются первые отечественные кейсы в области юриспруденции, экономики, менеджмента, медицины. В 2000-е гг. начинается его внедрение в процесс подготовки преподавателей социально-экономических и юридических курсов, предпринимаются попытки применения в колледжах и школах.

В настоящее время существуют различные подходы к пониманию кейса. В соответствии с одним из них, исторически более ранним, кейс представляет собой пакет документальных источников, содержащих информацию по конкретному случаю из профессиональной практики. Существенно более распространенным является понимание кейса как изложения проблемной ситуации в определенной сфере деятельности. Возможно также комбинирование этих двух подходов, предполагающее, что к изложению кейса дается приложение в виде ряда документов, содержащих фактическую, цифровую информацию, схемы, таблицы, графики и т.д.

Применение кейс-метода в обучении предполагает интенсивное взаимодействие преподавателя и учащегося, а также учащихся в группе, в результате которого осуществляется моделирование процесса принятия решений в профессиональной деятельности.

Что такое кейс в педагогике. Смотреть фото Что такое кейс в педагогике. Смотреть картинку Что такое кейс в педагогике. Картинка про Что такое кейс в педагогике. Фото Что такое кейс в педагогике

В образовании могут применяться различные формы представления кейса: текстовая; видео-презентация; ситуационно-моделирующая игра, комбинированная.

В текстовой форме объем кейса может значительно варьироваться. В американской версии он составляет от 10 до 30 страниц машинописного текста, в европейской содержит от 2 до 10 страниц. Причем примерно треть от общего объема кейса в американской версии составляют приложения. Описание кейса содержит определенную проблему из данной профессиональной области, которая не имеет однозначного решения, нередко ее формулируют в виде дилеммы. Кейсы заранее должны быть проанализированы студентами, а на занятии преподавателем организуется дискуссия, на которой каждый учащийся может высказать свою точку зрения на причины возникновения данной проблемы, эффективность предпринятых действий по ее разрешению, выдвинуть альтернативные варианты решения, оценить риски, составить прогноз дальнейшего развития ситуации.

Видео-презентация может быть как самостоятельным представлением конкретной проблемной ситуации, так и дополнением к кейсу в текстовой форме. В видео-презентации могут быть представлены мнения различных участников событий по данной проблеме, изложена предыстория возникновения проблемы, показаны отдельные сюжеты, характеризующие особенности места, времени и других значимых деталей конкретной ситуации. Возможно также и представление видеокейса, где ход событий фиксируется либо с документальной точностью (что встречается крайне редко), либо восстановлен посредством художественной интерпретации сюжета.

Ситуационно-моделирующая игра организуется и проводится преподавателям в студенческой аудитории на основе сценария, составленного по кейсу. Число участников может варьироваться от 10 до 25 человек. Причем возможны варианты: сценарий может быть законченным, тогда студенты полностью проигрывают готовую ситуацию или незавершенным, при этом войдя в образ участников событий, они самостоятельно принимают решения о выходе из сложившейся проблемной ситуации.

Что такое кейс в педагогике. Смотреть фото Что такое кейс в педагогике. Смотреть картинку Что такое кейс в педагогике. Картинка про Что такое кейс в педагогике. Фото Что такое кейс в педагогике

Комбинированная форма предполагает использование в процессе работы над кейсом различных способов представления кейса.

Реализация кейс-метода дает целый ряд преимуществ как преподавателю, так и студенту. Преподаватель, использующий кейс-метод получает возможность существенно повысить качество профессиональной деятельности, реализовать свой творческий потенциал, установить эффективную обратную связь со студенческой аудиторией, а также проводить на основе кейсов научные исследования. Кейс-метод позволяет активизировать интеллектуальную деятельность студентов, развить у них исследовательскую активность, креативность, критическое мышление, навыки коммуникации, сотрудничества.

Несмотря на огромный потенциал, который представляет собой использование кейс-метода в педагогическом образовании, следует отметить и ряд проблем:

Базовые идеи и принципы реализации кейс-метода в образовании

Основные направления применения кейсов в образовании

Технология разрешения профессиональных проблем в области образования

Дидактические преимущества кейс-метода

Потенциал кейс-технологии в развитии личности и профессионала

Структура педагогического кейса

Требования к разработке педагогических кейсов

Основные направления реализации кейс-метода в воспитании

Этические кейсы как средство воспитания

Этические кейсы предполагают обсуждение педагогом каких-либо моральных проблем с воспитанником или группой. Они содержат краткую характеристику и описание действий одного или нескольких участников событий, которые приводят к возникновению моральных дилемм. Педагог знакомит обучающихся с содержанием кейса, а затем предлагает ответить на прилагаемые к кейсам вопросы и высказать свою точку зрения на решение поставленной в нем проблемы. Он при этом стремится задействовать всех участников в дискуссии и инициирует обоснование каждым из них собственного мнения. От того, на сколько обучающийся осознает справедливость того или иного нравственного запрета и необходимость его безусловного исполнения, будет зависит траектория его дальнейшего морального развития. Кейсы для школьников, в отличие от кейсов для взрослых, могут быть представлены в виде притчи, сказания, художественного повествования.

Особое значение в нравственном воспитании может иметь инсценировка кейсов. Проигрывая с обучающимися различные спорные в этическом аспекте ситуации, педагог дает возможность им лучше, ярче, образнее представить описываемые события, их участников, себя на месте персонажей кейса, глубже осознать суть поставленных в нем моральных дилемм. Сюжетные игры, основанные на этических кейсах, представляют собой своего рода упражнения в совершении морального выбора. Систематическое обсуждение этических кейсов с обучающимися, проигрывание проблемных в аспекте морали ситуаций, просмотр фильмов с моральными дилеммами, доступными для понимания представителями данной возрастной группы, несомненно, будут способствовать моральному развитию подрастающего поколения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *