Что такое керамические катализаторы
Как отличить керамические автомобильные катализаторы от остальных
Современные автонейтрализаторы изготавливают из металла и керамики – каждое изделие имеет свои преимущества и недостатки, а также требует особых условий эксплуатации. Керамические изделия применяются чаще, что объясняется их доступной стоимостью. Однако такие детали чаще выходят из строя, поскольку характеризуются низкой устойчивостью к различным повреждениям. Мы расскажем, как отличить керамические автомобильные катализаторы от металлических и стоит ли их приобретать.
Особенности керамических автомобильных катализаторов
Главное отличие керамического автокатализатора от металлического – внутренний элемент из керамики. Такие устройства подходят далеко не для всех транспортных средств. Например, на иномарках с дизельным типом двигателя целесообразнее устанавливать запчасти из металла. По конструкции изделия практически не отличаются друг от друга и состоят из двух основных частей – прочный корпус из стали, защищающий внутренние части нейтрализатора от механических повреждений, и носитель, покрытый напылением из сплава родия, палладия, платины. Ячеистая структура обеспечивает большую площадь соприкосновения выхлопных газов с поверхностью, в результате чего катализатор эффективнее справляется со своими задачами.
Плюсы и минусы катализатора из керамики
Главное преимущество керамического автокатализатора – ценовая доступность. Позволить себе новое устройство может даже автолюбитель со скромным бюджетом. Рекомендуется приобретать запчасти импортного производства, поскольку зарубежные производители не экономят на драгоценных металлов. Нейтрализаторы, насыщенные дорогостоящими компонентами, отличаются функциональностью и длительным сроком эксплуатации.
Теперь о недостатках. В первую очередь, это хрупкая структура. Автонейтрализаторы из керамики плохо выдерживают удары и встряски, вызываемые ездой по дорогам низкого качества. Из-за постоянных вибраций соты разрушаются, и деталь быстро приходит в негодность. Причинами преждевременного износа керамического катализатора также могут послужить:
Чтобы предотвратить поломки керамической запчасти, старайтесь не ездить по бездорожью, не заезжать в глубокие лужи. О том, что изделие вышло из строя, говорит резкое увеличение количества выхлопов. В этом случае стоит позаботиться о правильной утилизации фильтра. Сдавая нам отработанные керамические катализаторы, вы избавляетесь от ненужного мусора и получаете хороший доход. Принимаем запчасти, независимо от степени износа, количества и внешнего вида.
Какой катализатор лучше керамический или металлический?
Автомобильный катализатор (каталитический конвертер-нейтрализатор) – это специальное устройство, устанавливаемое в выхлопной системе автомобиля, предназначенное для сокращения выбросов в окружающую среду токсичных компонентов, содержащихся в отработанных газах, а именно:
• СО (окись углерода – весьма токсичный газ, не имеющий цвета и запаха, также имеет название «угарный газ»);
• CH (углеводороды, представляющие собой летучие органические соединения и являющиеся главными компонентами, которые в преобладающем количестве образуются за счет неполного сгорания топлива);
• NO и NO2 (оксиды азота, провоцирующие такие неприятные явления в атмосфере, как смог и кислотные дожди).
По причине крайней вредности выхлопных автомобильных газов для окружающей среды, на сегодняшний день все марки автомобилей, выпускаемые в развитых странах мира, в обязательном порядке оснащаются катализаторами.
Современный автопром устанавливает на автомобили два типа катализаторов:
• Керамические (с керамическим носителем) – работают по принципу механической очистки выхлопных газов. Конструктивно такие катализаторы состоят из тонких керамических пластин, на поверхность которых наносится слой активных благородных металлов платиновой группы.
• Металлические (с металлическим носителем) – внутренности таких катализаторов представляют собой мелкоячеистую конструкцию в виде сот с таким же рабочим напылением из дорогих металлов. Главным отличием металлических катализаторов является их более высокая упругость, следовательно, конструкция таких устройств всегда выигрывает по надежности в сравнении с керамическими собратьями.
Далее рассмотрим отличительные особенности обеих разновидностей катализаторов.
Керамические катализаторы
Толщина стенок сот в современных керамических катализаторах составляет 0,05…0,1 мм. При этом поверхность керамического носителя перед напылением дополнительно покрывается промежуточным слоем активаторов в виде оксидов алюминия и магния, а также силикатов, что обеспечивает увеличение реальной площади поверхности до нескольких тысяч раз.
Недостатки керамических катализаторов:
• сравнительно небольшой ресурс работы (в среднем около 100 тысяч километров пробега, а при условии использования топлива плохого качества – 70…80 тысяч);
• чувствительность к импульсным механическим воздействиям (керамические компоненты склонны покрываться трещинами под действием ударных нагрузок, что приводит к разрушению сот);
• нельзя допускать попадание воды на катализатор в процессе движения – резкие перепады температур на устройстве также способны повредить керамику (по этой причине не рекомендуется передвигаться по плохим дорогам или заезжать в глубокие лужи, если автомобиль оснащен керамическим устройством).
Металлические катализаторы
Корпус металлического катализатора, как правило, изготавливается из коррозионностойкой стали, что обеспечивает оптимальную защиту устройства от появления ржавчины под действием влаги, образующейся в процессе преобразования токсичных компонентов выхлопных газов в нейтральные соединения. Благодаря тому, что внешняя часть металлического катализатора изготовлена из качественной хромо-никелевой стали, имеющей высокую стойкость не только к появлению коррозии, но и воздействию кислотных сред и повышенной температуры, средний срок службы выхлопной системы и самого катализатора продлевается до 3…5 лет.
Внутренности металлического катализатора изготавливаются из тонкой металлической фольги толщиной 0,05 мм в виде структуры, напоминающей пчелиные соты – все это запрессовывается в металлическую трубу-носитель. Каталитические процессы оптимизируются за счет добавления к материалу фольги таких металлов как иттрий и гафний, которые несколько повышают электрическую проводимость и надежность тонких листов металла. Такие листы фольги соединяют между собой и трубой-носителем посредством пайки.
Как и в керамических катализаторах, в металлических катализаторах производится напыление на поверхность сот дорогими металлами-каталитиками (платиноидами).
Несмотря на то, что принцип действия катализаторов как на керамических, так и на металлических носителях является одинаковым, именно металлические катализаторы имеют ряд важных преимуществ:
• устойчивость к механическим воздействиям и колебаниям;
• низкий порог чувствительности к повышенным температурам (в ряде случаев катализаторы на металлических носителях способны выдерживать 1600 градусов);
• минимальное аэродинамическое сопротивление за счет тонких стенок металлического носителя;
• сокращение расхода топлива;
• повышенный срок эксплуатации (до 150 и более тысяч километров пробега) и пр.
Главным недостатком катализаторов на металлических носителях является более высокая стоимость, в сравнении с керамическими катализаторами, а также более усложненная конструкция.
Надеемся, что рассмотренные особенности помогут Вам разобраться, какой катализатор лучше – керамический или металлический.
Обзор по сдаче катализаторов. Как сдать дорого и что иметь в виду!
Когда чувствуешь, что денег на жизнь не хватает, то начинаешь искать разные варианты из заработка. Порой, деньги лежат прямо под ногами в прямом смысле этого слова!
Я вспомнил про снятые свои катализаторы ( читайте тут как я менял передние катализаторы ), благо их я не выбросил и не оставил за ТАК в сервисе.
Полезно знать, что в катализаторах и сажевых фильтрах содержатся драгоценные металлы, такие как родий, палладий, платина и другие. Конечно, со временем содержание драгоценных металлов в них уменьшается, но даже в отработавших катализаторах все еще остается какое-то количество ценных элементов, поэтому не спешите их выбрасывать.
Я знал, что катализаторы, которые я заменил были не в самом плохом состоянии. Запаха выхлопа «жигулей» я не чувствовал, а стало быть содержание ценных элементов должно быть еще высоким. Один катализатор начал немного разрушаться, это я увидел уже потом, когда обследовал его эндоскопом ( читайте тут ). По нему выскакивала периодически ошибка. Второй же катализатор был снят в рабочем состоянии.
Я потратил пол часа времени, чтобы неспешно выкрутить все 4 кислородных датчика и вырезать болгаркой катализаторы. Кстати, все кислородные датчики рабочие, их буду выставлять на продажу за недорого. Может быть кому-то пригодятся, т.к. знаю, что новые стоят немало.
Вырезал катализаторы так, чтобы сохранить геометрию трассы.
Парень из Volvo-Обухов центра, напиши мне, эти железяки тебя ждут — отдам за пару банок импортного пива ))))
Оба катализатора были вырезаны и вот они в руках.
Взвесил общий вес катализаторов и принялся изучать спрос, т.к. сдать задешево не хотелось.
После переписки с несколькими контрами я определился куда поеду. Сразу скажу, что я не стал связываться с лицами, которые на вопрос «какие у вас расценки на керамические катализаторы?» отвечали так: «поверьте, хорошие…». Я понимаю, что цена зависит от содержания драг.металлов, но после того как я показал фото, дал информацию с какой машины они сняты, можно же было дать примерный диапазон цен или дать котировки, по которым они сегодня принимают драг металлы. Ну да ладно.
Я поехал сдавать в Autokat Recylce, тут ссылка на их сайт
Фирма серьезная, сайт понятный, на вопросы отвечали четко, быстро.
В общем приехал к ним. На всю процедуру от оценки до получения денег ушло минут 10-15. Сама оценка происходила как я и предполагал — по каждому катализатору сделали 3 замера (спереди, в центре, взади). После предварительных замеров стало ясно, что по концентрации они оба однородные, затем раскололи их, также сделали несколько замеров внутри.
Мне сообщили, что они оба в одинаковом состоянии и очень хорошем. То есть внешне один был немного разрушен спереди, но содержание драг.металлов он не потерял.
И тут мне стало реально интересно. Сколько денег.
При моей концентрации мне озвучили стоимость в 20 800р/кг, итого в переводе на сданный вес я выручил 14 150 рублей! я ожидал, что будет меньше.
Как оказалось в моих катализаторах была концентрация Родия
На самом деле как я посмотрел сдача катализаторов это серьезная сфера — оборот драг.металлов как никак.
Если вы сдаете на сумму более 260 тыс рублей, то даже придется платить налоги государству! имейте в виду.
Надеюсь кому-то помог с информацией. Когда искал информацию по данной теме, то на ресурсах drive2 я не нашел обзора на эту тему.
Катализатор прощай и здравствуй новый!
Добрый день, уважаемые!
Прежде чем вы приступите к чтению, хочу предупредить, что данный материал сохранен для истории! На данный момент я не рекомендую проделывать процедуру замены на основании данной статьи!
Буквально день назад я озадачился сбором статистики по вышедшим из строя катализаторам. Процент крайне не велик, но случаев достаточно если сравнить с аналогичными проблемами у конкурентов. Многие испугавшись выбивают катализатор и ставят пламегаситель, а ленивые вообще ничего не ставят, что зря на мой взгляд. Кто то решается на более серьезные переделки, и заказывает паука или покупает готовые решения. Так же люди чипуют свой авто под Euro-2. В итоге автомобиль становится чуть резвее, но пахнет как жигули. Мне все эти способы не нравятся, т.к. идеологию автомобиля я принял давно, мне достаточно его резвости и экологичности. И тут я наткнулся на одно видео, которое заставило меня действовать. Вот оно:
Я позвонил в фирму «Глушители на Неве» и проконсультировался по поводу данной работы. Оказывается уже многие Сидоводы, да и не только, обращались по поводу выбивания катализатора с установкой пламегасителя. Но меня заинтересовал вариант замены штатного катализатора на катализатор с металлической основой стандарта Euro-4. Чем такой катализатор интересен? Обратимся к информации от исследовательской группы ИНФОМАЙН, которую обнаружил и любезно предоставил alskvor
Нейтрализаторы с керамическим и металлическим носителями
Распространены два типа подложки-носителя: керамические и металлические монолиты.
Керамические монолиты представляют собой пористые керамические тела из термостойкого магниево-алюминиевого силиката, пронизанные несколькими тысячами мелких каналов по которым пропускают отработавшие газы. Несмотря на то, что керамика сделана достаточно огнеупорной (выдерживает температуру до 800-850ºС), при неисправности системы питания и длительной работе на переобогащенной рабочей смеси монолит может не выдержать и оплавиться, что влечет за собой выход нейтрализатора из строя.
Металлический монолит, являющийся альтернативой керамическому, изготовлен из мелкогофрированной металлической фольги толщиной 0,05 мм и закреплен методом высокотемпературной пайки. Благодаря тонкостенной структуре, на одной и той же площади размещается больше газовых каналов.
Это позволяет увеличить площадь рабочей поверхности, получить меньшее противодавление, ускорить разогрев каталитического нейтрализатора до рабочей температуры и, главное, расширить температурный диапазон до 1000-1050ºС.
На поверхность каналов как керамического, так и металлического нейтрализаторов нанесен активный каталитический слой – абсорбционный слой из Al2O3 с покрытием из благородных металлов. Абсорбционный слой увеличивает эффективную поверхность каталитического нейтрализатора в 7000 раз. Общая площадь поверхности каталитического слоя может достигать 20 тыс. м2. При этом масса катализатора, нанесенного на эту площадь, составляет всего 2-3 грамма.
Керамические автокатализаторы менее дорогие, чем металлические, однако имеют существенный недостаток – они более хрупкие. Поэтому в состав керамического автокатализатора входит эластичная термоизоляционная прокладка, которая помимо защиты от вибрации, ударов и других механических воздействий, служит для компенсации различия термического расширения корпуса и носителя. Такая прокладка может изготавливаться в виде проволочной сетки из нержавеющей термостойкой стали или из волокон силиката алюминия с добавкой слюды.
Ещѐ один неприятный момент – это керамическая пыль. Керамический блок стареющего катализатора, невзирая на его внешнюю целостность и сохранность своих основных свойств, понемногу разрушается, и появляющаяся при этом керамическая пыль попадает в цилиндры камеры сгорания, что приводит к преждевременному их износу и, соответственно, к более раннему ремонту двигателя.
Следует отметить, что и керамический, и металлический автокатализаторы могут терять свои свойства в результате долгой работы двигателя на холостом ходу, использования некачественного или этилированного бензина, «левых» технических жидкостей для промывки топливной системы, переобогащѐнной топливной смеси, а также попадания в камеру сгорания масла или антифриза.
Вышеназванные факторы, помимо потери способности катализатора дожигать вредные примеси, способствуют засорению каналов, что приводит к уменьшению их общего проходного сечения, потере мощности и к перегреву самого нейтрализатора.
Из всего вышесказанного главный плюс в том, что даже при поломке такого катализатора ничего не полетит в ДВС! Двигатель просто перестанет тянуть и потребуется замена катализатора. Все это мне крайне понравилось, но остались вопросы. Нужно ли прошиваться? Как на это отреагируют датчики кислорода стоящие до и после катализатора? Оказалось, что вообще ничего не будет изменено! По факту автомобиль останется точно таким же окромя того, что родной керамический катализатор будет заменен на новый металлический. Цена вопроса — 15000 руб. Хорошо. Позвонил ОД KIA и поговорил с инженером по гарантии на вопрос, как они расценят данное событие и на чем я и что потеряю. Катализатор у меня и так уже не на гарантии, единственный вопрос может возникнуть по датчикам. ДВС так же не при делах если умрет не по причине катализатора. В итоге принял решение о замене! В сервис на пр.Обуховской Обороны 125-127 я ездил раньше, доверие было. Позвонил, договорился и поехал. Все время находился в ремзоне рядом с мастером Игорем, наблюдал как и что он делает, фотографировал и старался не задавать много вопросов. Сняли выпускной коллектор, выкрутили датчик кислорода и смотрим…
Фокус к сожалению не навелся на поверхность катализатора, но вся поверхность была в дырках различного калибра. Обломки катализатора, слава Богу, в двигатель не попали и на том спасибо! Выпускная сторона катализатора была девственно чиста, на просвет все хорошо. Приступили к выпиливанию катализатора из выпускного коллектора. Вырез делали строго по длине нового катализатора. В итоге вынули центральную часть и выскребли остатки катализатора из двух половинок.
Вот такая вот рабочая поверхность старого керамического катализатора на пробеге 35500 км.
Старый катализатор находился плотно в колбе коллектора, где уплотнителем служила термоизоляционная прокладка. Все вычистили, продули принесли новый каталитический блок, производитель ООО «РосЭко».
Данный катализатор собран на металлическом носителе немецкой компании Emitec. Носитель состоит из тончайших гладких гофрированных листов легированной стали. Металлический носитель катализатора устойчив к высоким температурам (до 1100 ° С) и нечувствителен к механическим нагрузкам. Краткое техническое описание взято тут. Размеры Ø113х85мм. Блок целиком приваривается в место выреза к частям штатного коллектора и вот, что в итоге получилось.
Стенки каталитического блока стали стенками коллектора. Все сварочные швы обработаны специальной термостойкой краской.
Все собрали, закрепили и проверили. Итого 15000 руб. с учетом работ и материалов. Гарантия полтора года, подарили банку стеклоомывайки и я поехал. Что поменялось? Ничего не поменялось! Выхлоп не воняет, автомобиль работает ровно как и раньше, но главное — спокойствие по поводу ДВС.
Думайте сами, решайте сами — иметь или не иметь! (с) «Ирония судьбы или С легким паром»
Почему так важен керамический катализатор в машине?
Важность каталитического нейтрализатора
Многие автомобилисты интересуются, что такое автомобильный катализатор. Ведь об этой детали автомобиля можно слышать все чаще. В настоящее время многие современные автомобили, преимущественно иномарки, оборудованы данной деталью. Делать это стали для того, чтобы хотя бы частично решить проблему с экологическим состоянием планеты. Автомобилисты неоднозначно относятся к катализатору и необходимости его установки на свой автомобиль.
Дело в том, что частой причиной поломки автомобильного катализатора является использование некачественного топлива. А, как известно, качество российского топлива оставляет желать лучшего. Так нужен ли катализатор двигателю автомобиля на самом деле или можно обойтись и без него?
Устройство и назначение автомобильного нейтрализатора
Автомобильный катализатор является частью выхлопной системы транспортного средства. Основная функция его заключается в том, чтобы очищать выхлопные газы автомобиля. В результате в атмосферу попадают уже обезвреженные газы. Необходимость создания катализатора для автомобиля особо остро ощущалась в 60-е годы ушедшего века. Ведь именно тогда общество озаботилось проблемой охраны окружающей среды. В то время количество автомобильных выбросов не регулировалось законами.
Когда в 70-е годы прошлого века были установлены стандарты, которые определяют уровень токсичности выхлопных газов автомобиля, то стало ясно, что транспортное средство необходимо оборудовать специальным устройством, которое должно нейтрализовать вредные вещества, входящие в состав выхлопов. Именно с этого времени автомобильные катализаторы стали обязательной частью транспортных средств.
В настоящее время выделяется несколько типов каталитических нейтрализаторов, которые устанавливаются на транспортные средства:
— керамические, в которых выхлопные газы очищаются механическим способом. В их конструкцию входит керамическая пластина, которая покрывается слоем ценных металлов. Поэтому внутренности катализатора продать можно достаточно выгодно. Такой катализатор будет работать на протяжении 100 000 км. Но если использовать некачественное топливо, то срок эксплуатации детали уменьшается до 80 000 км пробега.
— металлические, которые состоят из сот, изготовленных из металла. Такие изделия обладают повышенным уровнем упругости. Конструкция катализаторов прочнее и надежнее керамических;
— спортивные, которые являются самыми надежными из всех. Но и стоят они тоже дороже всех вышеназванных видов. Спортивные КН изготавливаются из металла, но отличаются большим уровнем пропускной способностью.
Все катализаторы устроены одинаково, отличие лишь в том, из какого сырья изготовлены соты, которые располагаются внутри детали. Но, независимо от того, из какого материала они изготовлены, КН покрывают слоем ценных металлов: платина, иридий, палладий. Именно поэтому катализатор бу высоко ценится. В настоящее время существуют большое количество организаций, куда продать катализаторы можно и нужно с выгодой для себя.
Почему скупают автомобильные нейтрализаторы бу?
Продать катализатор автомобильный бу можно даже после того, как он придет в негодность. В Глобальной сети можно найти довольно много объявлений о скупке катализатора. Многие организации скупают катализаторы из-за того, что в них содержится определенное количество ценных металлов. Объем ценных металлов определяется в зависимости от модели и веса нейтрализатора.
В среднем из одного катализатора можно получить:
— палладия 0,05-5 грамм;
— платины до 1 грамма.
Иридий, который также присутствует в катализаторе, обычно из него не извлекают. Дело в том, что в катализаторе он содержится в малом количестве, а для того, чтобы его добыть требуются существенные затраты.
Извлечь ценные металлы можно только с помощью специального оборудования и с использованием соответствующих реагентов. Поэтому старый катализатор, замена которого должна производиться вовремя, лучше всего сдать в соответствующую организацию, которая специализируется на переработке данной детали. А вот в домашних условиях производить извлечение ценных металлов из катализатора не рекомендуется.