Что такое келья в монастыре

Значение слова «келья»

Что такое келья в монастыре. Смотреть фото Что такое келья в монастыре. Смотреть картинку Что такое келья в монастыре. Картинка про Что такое келья в монастыре. Фото Что такое келья в монастыре

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В русских монастырях келья, как правило, представляет собой комнатку на одного-двух монахов с минимальным внутренним убранством: столом, стулом, кроватью или жестким топчаном. Очень часто в монастырских кельях встречается полка для книг, а также индивидуальный иконостас, состоящий из бумажных иконочек. Монастырская традиция предполагает, что все то время, которое монах не занят на послушаниях или монастырских службах, он проводит в своей келье за молитвой, рукоделием и чтением духовных книг. Согласно уставу общежительного монастыря, в братский корпус вообще, и в келью в частности, не рекомендуется заходить посторонним людям, а лицам противоположного пола — запрещено категорически (исключение делается разве что для родственников, и то, только в самых крайних случаях).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Келья

ке́лья

1. религ. отдельная комната или отдельное жилище монаха, монахини в монастыре ◆ В этой самой келье, может быть уже сорок или пятьдесят лет, ещё при прежних старцах, собирались посетители, но всегда с глубочайшим благоговением, не иначе. Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы», 1880 г.

2. перен. небольшая комната одинокого человека ◆ Духи: Рухните, своды Каменной кельи! С полной свободой хлынь через щели, Голубизна! И. В. Гете, «Фауст», 1774—1831 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое келья в монастыре. Смотреть фото Что такое келья в монастыре. Смотреть картинку Что такое келья в монастыре. Картинка про Что такое келья в монастыре. Фото Что такое келья в монастыреПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: стабильность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Келья

Ке́лья (от греч. κέλλα, κέλλη, κελλίον, лат. cella, cellula) – жилое поме­ще­ние в мона­стыре. Обычно келья пред­став­ляет ком­натку, где монах живет и пре­да­ется молитве. В уставы пра­во­слав­ных мона­сты­рей входят спе­ци­аль­ные поло­же­ния: «О келей­ном пре­бы­ва­нии», «О внеш­них посе­ти­те­лях и вза­им­ном посе­ще­нии келий».

Что такое келья в монастыре. Смотреть фото Что такое келья в монастыре. Смотреть картинку Что такое келья в монастыре. Картинка про Что такое келья в монастыре. Фото Что такое келья в монастыре

Пре­бы­ва­ние в кельи должно при­но­сить монаху духов­ную пользу. Келья – место испол­не­ния келей­ного молит­вен­ного пра­вила, чтения душе­по­лез­ных книг и выпи­сы­ва­ния из них важ­ней­ших нази­да­тель­ных мыслей.

Следуя мона­стыр­ским уста­вам, «люби­мой настоль­ной книгой инока должна быть Святая Библия с тол­ко­ва­ни­ями на нее».
из Устава Свято-Тро­иц­кого Тюмен­ского муж­ского мона­стыря. Глава 8. О келей­ном пре­бы­ва­нии

Среди духовно-нрав­ствен­ной лите­ра­туры к келей­ному чтению уставы пра­во­слав­ных мона­сты­рей обычно реко­мен­дуют сле­ду­ю­щие подвиж­ни­че­ские писа­ния: «Аввы Доро­фея, Васи­лия Вели­кого, Иоанна Лествич­ника, Ефрема Сирина, Гри­го­рия Бого­слова, Иоанна Зла­то­уста, Вар­со­но­фия Вели­кого, Афон­ский Пате­рик, Симеона Нового Бого­слова, Аввы Исаии, Тихона Задон­ского, Димит­рия Ростов­ского, труды епи­скопа Фео­фана Затвор­ника, епи­скопа Игна­тия Брян­ча­ни­нова, епи­скопа Петра, пять томов Доб­ро­то­лю­бия, Древ­ний Пате­рик, Луг Духов­ный, Пролог, Киев­ский Пате­рик, житие и настав­ле­ния пре­по­доб­ного Алек­сандра Свир­ского Чудо­творца, житие и настав­ле­ния Сера­фима Саров­ского, Сергия Радо­неж­ского, Паисия Велич­ков­ского и другие духовно нрав­ствен­ные сочи­не­ния».
из Устава Свято-Тро­иц­кого Алек­сандра Свир­ского муж­ского мона­стыря IX. О келей­ном пре­бы­ва­нии

В келье монах испол­няет заня­тия, пору­чен­ные насто­я­те­лем или кем-либо из началь­ства, в виде послу­ша­ний. Келья служит местом руко­де­лия в пользу оби­тели. При­ня­тие в келиях внеш­них посе­ти­те­лей допус­ка­ется лишь по бла­го­сло­ве­нию мона­стыр­ского началь­ства. Лица жен­ского пола не допус­ка­ются к пре­бы­ва­нию в келиях муж­ских мона­сты­рей, а лица муж­ского пола в келиях жен­ских мона­сты­рей.

Источник

Келья

Что такое келья в монастыре. Смотреть фото Что такое келья в монастыре. Смотреть картинку Что такое келья в монастыре. Картинка про Что такое келья в монастыре. Фото Что такое келья в монастыре

Что такое келья в монастыре. Смотреть фото Что такое келья в монастыре. Смотреть картинку Что такое келья в монастыре. Картинка про Что такое келья в монастыре. Фото Что такое келья в монастыре

Что такое келья в монастыре. Смотреть фото Что такое келья в монастыре. Смотреть картинку Что такое келья в монастыре. Картинка про Что такое келья в монастыре. Фото Что такое келья в монастыре

Что такое келья в монастыре. Смотреть фото Что такое келья в монастыре. Смотреть картинку Что такое келья в монастыре. Картинка про Что такое келья в монастыре. Фото Что такое келья в монастыре

В русских монастырях келья, как правило, представляет собой комнатку на одного-двух монахов с минимальным внутренним убранством: столом, стулом, кроватью или жестким топчаном. Очень часто в монастырских кельях встречается полка для книг, а также индивидуальный иконостас, состоящий из бумажных иконочек. Монастырская традиция предполагает, что все то время, которое монах не занят на послушаниях или монастырских службах, он проводит в своей келье за молитвой, рукоделием и чтением духовных книг. Согласно уставу общежительного монастыря, в братский корпус вообще, и в келью в частности, не рекомендуется заходить посторонним людям, а лицам противоположного пола — запрещено категорически (исключение делается разве что для родственников, и то, только в самых крайних случаях).

На Афоне келлией также называют отдельную постройку из нескольких комнат, не находящуюся в подчинении скита. [1]

Содержание

Ислам

В исламе подобные помещения называются худжра, располагаются они в духовных училищах и обителях отшельников.

Примечания

См. также

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Келья» в других словарях:

КЕЛЬЯ — (ново греч. kelleion, от лат. cella комната). Жилище монаха. В переносном значении: маленькое, скромное помещение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КЕЛЬЯ комната монаха или монахини. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

келья — См … Словарь синонимов

КЕЛЬЯ — КЕЛЬЯ, кельи, род. мн. келий, жен. (от греч. kellion с латин). Отдельная комната монаха (церк.). || перен. Комната одинокого человека (шутл.). Вот моя студенческая келья. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КЕЛЬЯ — Кузмин, крестьянин, св. XV в. А. Ф. I, 16. Келья, холоп в Стародубе. 1539. А. Ф. I, 64 … Биографический словарь

КЕЛЬЯ — (греческое kellion, от латинского cella комната), жилое помещение в монастыре для одного или нескольких монахов … Современная энциклопедия

КЕЛЬЯ — (греч. kellion от лат. cella комнатка), отдельная жилая комната монаха … Большой Энциклопедический словарь

КЕЛЬЯ — КЕЛЬЯ, и, род. мн. лий, жен. 1. Отдельная комната монаха, монахини в монастыре. Монашеская к. 2. перен. Уединённое и скромное жилище, комната (устар.). | уменьш. келейка, и, жен. | прил. келейный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И … Толковый словарь Ожегова

келья — келья, род. мн. келий … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Келья — (греческое kellion, от латинского cella комната), жилое помещение в монастыре для одного или нескольких монахов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

келья — и; мн. род. лий, дат. льям; ж. Жилище монаха, монахини в монастыре (отдельная комната или отдельное жилище). // чья или какая. Трад. поэт. Небольшая комната одинокого человека. * Моя студенческая келья Вдруг озарилась (Пушкин). ◁ Келейный (см.).… … Энциклопедический словарь

Источник

Келья монаха – его жилище в монастыре

Монастырь – это не только каменное или деревянное религиозное сооружение. В монастыре живут люди – послушники, монахи. И у каждого из них есть своё небольшое жилище – келья.

Значение слова келья

Похожие по звучанию и значению слова есть во многих языках. В греческом языке есть слово κελλίον, в латинском языке – сеllа, в древнерусском – келиа. Все они обозначают примерно одно и тоже. Значение слова келья — небольшая комната, скромное жилище монаха.

Что такое келья в монастыре. Смотреть фото Что такое келья в монастыре. Смотреть картинку Что такое келья в монастыре. Картинка про Что такое келья в монастыре. Фото Что такое келья в монастыре

Скорее всего, в русский язык это слово попало во времена крещения Руси. Поскольку Русь крестили по образцу Греческой Православной церкви, то и само слово имеет, видимо, греческое происхождение.

Монашеские кельи

Кельи располагаются в специальных зданиях – братских корпусах или общежитиях. В русских монастырях в кельях проживают один или два монаха. Комнаты имеют простенький вид. Из мебели обычно есть стол, стул или табурет и кровать. Вместо кровати может быть топчан.

Часто в монастырской келье есть небольшой индивидуальный иконостас из небольших иконок. Почти в каждой комнате находится полка для книг. Это монастырские и религиозные книги. Всё своё свободное время, коего у монаха немного, он проводит в келье. Здесь монахи проводят время в молитвах, занимаются рукоделием или чтением духовных книг.

Что такое келья в монастыре. Смотреть фото Что такое келья в монастыре. Смотреть картинку Что такое келья в монастыре. Картинка про Что такое келья в монастыре. Фото Что такое келья в монастыре

Собственно, монашеская жизнь на протяжении веков почти не меняется. Обычно монахи заняты на послушаниях или молитвах. Послушания, говоря простым языком – это хозяйственные работы. Монастыри поддерживают свои здания и сооружения в годном состоянии собственными силами. Лишь на специальные или опасные работы привлекаются специалисты со стороны.

Иногда, особенно в стародавние времена, монастыри располагались в укромных местах, иногда в пещерах и горах. И, соответственно и кельи вырубались в скалах. Наиболее известным таким сооружением является Киево-Печерская Лавра. Конечно, сегодня в этих пещерах монахи уже не живут.

Монахи – летописцы

Когда не было в Русском государстве книгопечатания, книги писались вручную. И писали их именно монахи в своих кельях. На изготовление – написание одной книги уходили месяцы и даже годы. Писали их на отдельных листах, которые потом скреплялись и закрывались крепкой обложкой.

Книги не только писались заново, но и переписывались. Это были своеобразные типографии. С одной книги делали много её копий. Тиражи, конечно были не миллионные, как сейчас. Это всё равно были единичные экземпляры. Вручную ведь много не напишешь.

И вообще, в давние времена образование было сосредоточено в монастырях и церквях. До сих пор при монастырях существуют воскресные школы. А когда-то это был основной вид образования, доступный основной массе населения страны. Тогда это были церковно-приходские школы.

Что такое келья в монастыре. Смотреть фото Что такое келья в монастыре. Смотреть картинку Что такое келья в монастыре. Картинка про Что такое келья в монастыре. Фото Что такое келья в монастыре

В монастырской келье узкой писались не только книги. В келье монаха – летописца записывалась история страны. Именно из таких летописей сегодня и возможно узнать, что происходило в те далёкие времена.

Самым известным монахом летописцем является Нестор. Этот монах проживал в упомянутой выше Киево-Печерской лавре. Именно благодаря его трудам появилась на свет в 1113 году “Повесть временных лет”. В ней рассказана история русского государства с 852 года по 1117 год. Впоследствии летопись много раз переписывалась и дополнялась.

Мужские и женские обители

В кельи монашеские не рекомендуется заходить посторонним людям. А лицам противоположного пола это строжайше запрещено. Именно поэтому монастыри строятся по половому признаку. Существуют мужские и женские монастыри.

Монастыри – это комплекс зданий и сооружений культового и хозяйственного назначения. Как правило на территории монастыря действуют несколько церквей и храмов. И поддерживают их в рабочем и безопасном состоянии – монахи. Они живут здесь же, на территории монастыря, в кельях, расположенных в отдельных, специальных зданиях.

Как люди попадают в монастыри? По-разному. У каждого человека, решившего посвятить свою жизнь служению богу, своя судьба. И у пришедших в монастырь, редко спрашивают причины, приведшие его к этому. Если только человек сам не пожелает рассказать об этом.

Что такое келья в монастыре. Смотреть фото Что такое келья в монастыре. Смотреть картинку Что такое келья в монастыре. Картинка про Что такое келья в монастыре. Фото Что такое келья в монастыре

Как и у людей у монастырей своя история. Многие монастыри были разрушены во время событий начала прошлого века. Это было время гражданской войны и красного террора, когда религия была вне закона. В то время главенствовал атеизм. Две мировые войны тоже внесли свою немалую лепту в разрушение монастырей страны.

Сегодня количество монастырей растёт. Восстанавливаются ранее заброшенные монастыри. Строятся новые обители. Строятся и новые кельи для вновь постригшихся в монахи. И быть может скоро мир узнает новых Несторов – летописцев.

Прочтите:

В наше время туристы имеют палатки, шатры и другие временные укрытия. Ну, а если человек оказался. »

Пещера – жилище первобытного человека Самое древнее жилище первобытного человека – это пещера. »

Ещё пятнадцать – двадцать лет назад, маленький дачный домик для большинства населения нашей. »

Сегодняшние тенденции развития общества, техники, безусловно наложили свой отпечаток и на современный. »

Источник

КЕЛЬЯ

В восточной монашеской традиции

В связи с угрозой нападения кочевников или грабителей в монашеских поселениях возводили укрепление. В рассказе о мученичестве 49 монахов Скита упоминается башня, в к-рой спаслась часть иноков. Подобные набеги совершались в V и VI вв. Скорее всего в сер. VII в., после очередного разграбления, монастыри Скита были обнесены стенами, в пределах к-рых существуют поныне ( Реньё. 2008. С. 64).

Что такое келья в монастыре. Смотреть фото Что такое келья в монастыре. Смотреть картинку Что такое келья в монастыре. Картинка про Что такое келья в монастыре. Фото Что такое келья в монастыре

Со временем лавры стали трансформироваться в общежительные мон-ри, и к VIII в. разница между ними практически исчезла, а название «лавра» стало закрепляться за крупными мон-рями ( Talbot A. M., Kazhdan A. Lavra // ODB. Vol. 2. P. 1190-1191).

В столичном Студийском мон-ре, вероятно, не было индивидуальных К., кроме К. игумена или старших монахов, остальные насельники спали в общих помещениях (κοιμητήριον) (см.: Theod. Stud. Iambi de var. arg. 20). Поведение в К. регламентировалось: «Если кто… переменит свое место в спальне или останется вне [ее] без разрешения игумена, тот должен быть отлучен на одну неделю» ( Idem. Poen. monast. II 24 // PG. 99. Col. 1752). После повечерия монахам не дозволялось общаться и выходить из К. без крайней нужды. Это время предназначалось для келейной молитвы и сна ( Доброклонский А. П. Прп. Феодор, исповедник и игумен Студийский. Од., 1913. Ч. 1. С. 520).

Что такое келья в монастыре. Смотреть фото Что такое келья в монастыре. Смотреть картинку Что такое келья в монастыре. Картинка про Что такое келья в монастыре. Фото Что такое келья в монастыре

Что такое келья в монастыре. Смотреть фото Что такое келья в монастыре. Смотреть картинку Что такое келья в монастыре. Картинка про Что такое келья в монастыре. Фото Что такое келья в монастыре

В 1062 г., при преемнике прп. Антония прп. Феодосии Печерском, когда число братии Киево-Печерского мон-ря достигло 100 чел., были возведены надземная ц. Успения Пресв. Богородицы, многочисленные братские К. и ограда. В монастыре был введен студийский общежительный устав. Киево-Печерский мон-рь стал первым известным рус. мон-рем, организованным на основании общежительства. По правилам монашеской жизни прп. Феодосия инокам не позволялось держать в К. пищу, одежду, кроме положенной уставом, и к.-л. личное имущество. Келейные занятия состояли из молитвы, чтения и рукоделия. После повечерия инокам было запрещено посещать друг друга. Прп. Феодосий каждую ночь обходил все К., следя за соблюдением благочиния ( Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 185). Идеал личной бедности и строгой дисциплины сохранялся в традиции рус. общежительных мон-рей и зафиксирован в различных уставах или духовных завещаниях известных основателей обителей, таких как прп. Иосиф Волоцкий, свт. Дионисий Суздальский, прп. Кирилл Белозерский (Там же. Кн. 3. С. 137-138). В одном из первых документов этого типа, правилах монашеской жизни, составленных, вероятно, прп. Афанасием Высоцким Старшим в 1381 г., говорится: «И ничто же имей в кельи, не сбирай тайных имений. но делай рукоделье монастырю на потребу. и делай рукоделье не сребролюбно, елико точью тело свое питаеши, а инем не стяжай» (ГИМ. Син. № 193. Л. 220; Клосс. 2002. С. 63-65).

Что такое келья в монастыре. Смотреть фото Что такое келья в монастыре. Смотреть картинку Что такое келья в монастыре. Картинка про Что такое келья в монастыре. Фото Что такое келья в монастыре

Наряду с общежительным в рус. обителях XII-XV вв. был распространен т. н. особножительный устав (см. в ст. Особножительный монастырь), при к-ром каждый монах самостоятельно заботился как о своей К. и материальном положении, так и об аскетическом делании ( Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 136). Вместе монахи собирались за богослужением и имели единого духовного руководителя. Напр., к «особь сущим» относился московский в честь Богоявления муж. мон-рь. Троицкая обитель прп. Сергия Радонежского в первый период своего существования (до введения общежительного устава в 50-х гг. XIV в.) была особножительной. Преподобный не возбранял желающим совместного подвига и наставления селиться рядом с ним. Новоприходящий насельник мог один или при помощи братьев строить для себя К. в мон-ре (Там же. С. 111).

Что такое келья в монастыре. Смотреть фото Что такое келья в монастыре. Смотреть картинку Что такое келья в монастыре. Картинка про Что такое келья в монастыре. Фото Что такое келья в монастыре

Что такое келья в монастыре. Смотреть фото Что такое келья в монастыре. Смотреть картинку Что такое келья в монастыре. Картинка про Что такое келья в монастыре. Фото Что такое келья в монастыре

Со 2-й пол. XVII в. в связи с борьбой с расколом пустынножительство не поощрялось. Начиная с правления имп. Петра I, гос-во стремилось контролировать все формы монашеской жизни. Постановлением, содержащимся в «Прибавлении к Духовному регламенту» 1722 г., строго запрещалось строительство «скитов пустынных»; отшельники-одиночки стали подвергаться гонениям как со стороны гос-ва, так и со стороны монастырских властей. Появилась тенденция к укрупнению мон-рей. «Прибавление. » запрещало игуменам держать в обителях «затворников-ханжей». После смерти монаха его К. и др. имущество переходило во владение мон-ря. Новый монастырский порядок исключал любые возможности самовольного отшельничества. Монастырский приказ был обязан разыскивать беглых и бродячих монахов и заковывать в кандалы.

В западной монашеской традиции

Формирование монашества как института в зап. части Римской империи традиционно относят к кон. IV в. Первые отшельники Запада старались подражать в образе жизни анахоретам египетской пустыни, в первую очередь прп. Антонию Великому. Его Житие, написанное свт. Афанасием Александрийским, было адресовано «к монахам, пребывающим в чужих странах», т. е. к зап. аскетам, с которыми свт. Афанасий познакомился во время изгнания ( Athanas. Alex. Vita Antonii. Prologus // SC. N 400. P. 124). Латинский перевод Жития был сделан в Египте еще при жизни свт. Афанасия. Переводчик не употреблял слов cella, cellula и monasterium в смысле индивидуальной К. Жилища прп. Антония названы общими или описательными терминами: singularis sua mansio (его уединенное пристанище), in quo habitabat (место, в котором он обитал), loca (места), domus (дом), locum monachorum (местопребывание монахов) ( Vogüé A., de. Histoire littéraire du mouvement monastique dans l’Antiquité. P., 1991. Vol. 1. P. 18). В письмах блж. Иеронима Стридонского употребление cellula в смысле К. носит устойчивый характер: так называется и К. самого блж. Иеронима ( Hieron. Ep. 22. 7 // CSEL. 54. P. 152-154), и жилища египетских отшельников (Ibid. 22. 33 // Ibid. P. 195-196).

Свт. Мартин Турский († 397), основатель первых мон-рей в Галлии (Лигюже, близ Пуатье; Мармутье, Тур), жил в хижине из досок. Его ученики, селившиеся поблизости, использовали в качестве К. пещеры в скалах ( Sulp. Sev. Vit. Mart. 10 // PL. 20. Col. 166). Свт. Евхерий, еп. г. Лугдун (ныне Лион, Франция) († ок. 450), восхваляет св. старцев, первых монахов Леринского монастыря, к-рые, построив отдельные К. (divisis cellulis), ввели в Галлии традиции египетского монашества ( Eucher. Lugd. De laude heremi // PL. 50. Col. 711). Испан. церковный писатель Вахиарий (V в.) в соч. «О падшем», написанном предположительно вскоре после 411 г., говорит о маленькой и тесной монашеской К. (cellula monasterii parua vel modica), в к-рую должен быть заключен в качестве наказания один согрешивший диакон ( Bachiarius. De lapso. 15 // PL. 20. Col. 1054). Вероятно, речь здесь идет об отшельнической К., а не о комнате в общежительном мон-ре. К. первых мон-рей в горах Юра (Вост. Франция) также представляли собой отдельно стоявшие сооружения (иногда 2-этажные), возможно сделанные из досок (Vita Patrum Iurensium. I 3; III 18 // MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 133, 146). В Житии свт. Илария Арелатского († 449) упоминается об индивидуальных совмещенных К. (cellae coniunctae), расположенных под одной крышей (S. Hilarii Arelatensis vita. 20 // PL. 50. Col. 1236). Благодаря прп. Иоанну Кассиану Римлянину галльские монахи были знакомы с принятым на Востоке правилом не покидать без необходимости К. и с отрицательными примерами нарушения этого правила ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. 10. 2-6 // SC. N 109. P. 384-392; Idem. Collat. 24. 5 // SC. N 64. P. 174-176). Тем не менее существовала практика странничества. Сульпиций Север говорит о бродячих анахоретах, к-рые в принципе не считали для себя необходимым жить на одном месте ( Sulp. Sev. Dial. I 15-17 // PL. 20. Col. 193-195).

Что такое келья в монастыре. Смотреть фото Что такое келья в монастыре. Смотреть картинку Что такое келья в монастыре. Картинка про Что такое келья в монастыре. Фото Что такое келья в монастыре

В Бретани, Ирландии и Шотландии сохранились руины монастырей VII-IX вв. Судя по данным археологии, почти все они представляли собой ряд изолированных К., расположенных вокруг небольшой церкви и обнесенных каменной оградой. По мнению ряда исследователей, некоторые из таких монастырских комплексов изначально были сооружены язычниками и являлись остатками древних крепостей. Монахи лишь приспособили их для своих нужд ( Brown G. B. The Arts in Early England. L., 1903. Vol. 2. P. 20). С внешней стороны типичная К. ирл. монахов имела круглую, иногда овальную форму. Примером может служить К. VII в. на о-ве Инишмарри (у сев.-зап. побережья о-ва Ирландия), построенная с использованием т. н. циклопической кладки, т. е. сложенная из камней разного размера без связующего раствора. Она имеет круглую форму (внутренний диаметр 3,96 м) и достигает в высоту 4,26 м, небольшое окно служило для вентиляции и в качестве дымоотвода (см.: Heraughty P. Inishmurray: Ancient Monastic Island. Dublin, 1982). Сохранились монашеские К. IX в. на о-ве Скеллиг-Майкл (у юго-зап. побережья о-ва Ирландия), расположенные на крутом скалистом утесе. Монастырский комплекс состоит из церкви и 8 К., 7 из к-рых внутри имеют прямоугольную форму и, по-видимому, служили жилищем. Восьмая К., круглая внутри, с крестом над входом, вероятно, была еще одним помещением для молитвы ( Horn W., Marshall J. W., Rourke G. D. The Forgotten Hermitage of Skellig Michael. Berkeley, 1990). Сооружения подобного типа, именуемые обычно «хижинами-ульями» (англ. beehive hut; ирл. clochán), широко распространены в Юго-Зап. Ирландии (более 400). Вопрос об их происхождении остается открытым. Нек-рые из них были монашескими К., по поводу предназначения других высказываются различные мнения (погребальные часовни, небольшие церкви, хозяйственные помещения). Первые письменные упоминания о хижинах, сложенных из камней, встречаются в памятниках средневек. ирл. права, в частности в поэме VII-VIII вв. «Críth Gablach» (Разветвленное приобретение), посвященной вопросам статуса людей внутри племени ( Binchy D. A. An Archaic Legal Poem // Celtica. Dublin, 1971. Vol. 9. P. 152-168). Согласно распространенному мнению, к-рое не подтверждается источниками, каменные хижины начали строить еще в V в. ученики св. Патрикия Ирландского. Форма этих хижин повлияла на более поздние сооружения культового предназначения, такие, напр., как ораторий Галларус (X-XII вв.), расположенный на зап. оконечности п-ова Дингл, в ирл. графстве Керри. Ораторий представляет собой простое здание, сложенное из отесанных камней, с острой крышей, со входом в зап. части и с окном в восточной. По поводу назначения этого здания ведутся споры. Схожую по архитектуре форму имели К. монастырей на п-ове Бретань (Франция) и на близлежащих островах. Многие из монахов были ирландцами по происхождению и заимствовали архитектурные особенности распространенных в Ирландии «хижин-ульев». На о-ве Моде сохранилась одна из таких К., построенная предположительно в VI в. прп. Маудетом, ирландцем по происхождению, основавшим здесь монастырь. В VII в. подобного рода К. существовали в Англии и были также построены по типу «хижин-ульев», как это следует из хроники монастыря Абингдон (близ Оксфорда, Англия) (Chronicon monasterii de Abingdon / Ed. J. Stevenson. L., 1858. Vol. 2. P. 272).

Что такое келья в монастыре. Смотреть фото Что такое келья в монастыре. Смотреть картинку Что такое келья в монастыре. Картинка про Что такое келья в монастыре. Фото Что такое келья в монастыре

Что такое келья в монастыре. Смотреть фото Что такое келья в монастыре. Смотреть картинку Что такое келья в монастыре. Картинка про Что такое келья в монастыре. Фото Что такое келья в монастыре

Что такое келья в монастыре. Смотреть фото Что такое келья в монастыре. Смотреть картинку Что такое келья в монастыре. Картинка про Что такое келья в монастыре. Фото Что такое келья в монастыре

В средние века Устав прп. Венедикта оказал значительное влияние на др. монашеские уставы. Не только ордены, непосредственно происшедшие от бенедиктинского (валломброзиане, цистерцианцы, трапписты и др.), но и др. монашеские конгрегации с общежительным уставом (францисканцы, доминиканцы и др.) использовали дормитории вместо индивидуальных К. Монахи спали в больших залах на полу, покрытом соломой, или на кроватях. В К. жили только аббаты нек-рых мон-рей. Иногда дормитории разгораживали на отдельные спальные места завесами или деревянными стенами. В отдельных К. жили отшельники и затворники. Индивидуальные К. были характерны для орденов с отшельническим и полуотшельническим уставом, в которых большое значение придавалось уединению и личной молитве (камальдулов и особенно картузианцев). В главном мон-ре картузианцев, Ла-Гранд-Шартрёз (Франция), соблюдается устав, предполагающий почти постоянное уединение и молчание. Каждый монах живет в своей К., состоящей из неск. помещений: небольшой галереи для прогулок, маленького садика, сарая, мастерской и жилой комнаты. Вместе члены общины собираются только для 3 ежедневных богослужений (утреня, месса и вечерня), прочее время они проводят в К., к-рую нельзя покидать без разрешения настоятеля. Правилам поведения в К. посвящен ряд картузианских произведений: 6 глав «Устава картузианцев», написанного Гвиго I, пятым приором Ла-Гранд-Шартрёз ( Guigonis Cartusiae maioris prioris V. Consuetudines. 28-31, 57 // PL. 153. Col. 693-703, 737-739), «Письмо картузианцам Мон-Дьё» Вильгельма из Сен-Тьерри (Epistola ad fratres de Monte Dei // PL. 184. Col. 325-326), трактат Адама Картузианца «О четырехчастном упражнении в келье» (De quadripertito exercitio cellae // PL. 153. Col. 799-884). В этих произведениях К. восхваляется как центр жизни картузианского монаха. Вне К. монах должен чувствовать себя как рыба на суше. К.- это место молитвы, работы, чтения, а также, за исключением неск. дней в году, место приема пищи.

Начиная с XIII в. отдельные К. появляются у регулярных каноников (штатных священнослужителей кафедрального собора, состоящих членами капитула и соблюдающих общий устав). Примерно с XVI в. обособленные спальные помещения для монахов были устроены в общежительных монастырях, в т. ч. бенедиктинских. Дормитории существуют в большинстве монастырей ордена траппистов, строго следующих Уставу прп. Венедикта.

Осмысление К. в монашеской литературе

В святоотеческих наставлениях относительно выходов из К. содержится и неск. иная мысль. Пребывание в К. и вне ее составляет как бы 2 грани жизни монаха: «сидение» в К. является подготовкой души к выходу к людям, а нахождение вне К., среди искушений, обнаруживает неискорененные страсти и слабые стороны аскета. Об этом пишет авва Дорофей: «Отцы говорят, что в духовной жизни пребывать в келье есть половина и посещать старцев также половина… когда он (монах.- П. Д. ) пребывает в келье, он молится, поучается [в Писании], занимается немного рукоделием и, по силе своей, печется о помыслах своих. Когда же идет куда-нибудь, он замечает [за собою] и рассматривает свое устроение: получает ли он пользу от встречи с братиями или нет и может ли без вреда возвратиться в свою келью, и если видит, что он в чем-либо потерпел вред, то познает из сего свою немощь. возвращается в свою келью, каясь, плача и молясь Богу. Потом опять идет к людям и наблюдает за собою. Так должны поступать и мы и для этого посещать [других], а когда возвращаемся в кельи наши, должны испытывать себя и узнавать, от чего мы получили пользу или от чего вред» ( Doroth. Ep. 1). По словам прп. Иоанна Лествичника, как бы ни был велик подвиг пребывания в К. и терпения телесных и духовных трудностей, еще большим подвигом является способность сохранять среди молвы и шума «неподвижное сердце» и, внешне пребывая в обществе людей, внутренне оставаться наедине с Богом ( Ioan. Climacus. Ad Pastor. 9).

Среди наиболее тягостных помыслов, мешающих «сидеть» в К., св. отцы называют уныние, вместе с которым приходит отвращение к К. и возникает навязчивое желание выйти. Из 8 главных грехов уныние прп. Иоанн Лествичник называет тягчайшим ( Ioan. Climacus. Scala. 13. 10). В борьбе с ним обнаруживаются настоящие подвижники (Ibid. 13. 12). Отшельника уныние преследует непрестанно: «. до кончины его всякий день будет бороть его» (Ibid. 13. 4). Это «полуденный бес», упомянутый в псалмах (Пс 90. 6). Евагрий Понтийский очень ярко описывает внутреннее состояние егип. монаха в середине дня, когда жара становится особенно тягостной: «Бес уныния… приступает к монаху около четвертого часа и осаждает его вплоть до восьмого часа. Прежде всего этот бес заставляет монаха замечать, будто солнце движется очень медленно или совсем остается неподвижным, и день делается словно пятидесятичасовым… Еще этот бес внушает монаху ненависть к [избранному] месту, роду жизни и ручному труду, а также [мысль] о том, что иссякла любовь и нет никого, [кто мог бы] утешить его. К этому бес прибавляет, что угождение Господу не зависит от места, говоря, что поклоняться Ему можно повсюду (Ин 4. 21-24). Присовокупляет к этому воспоминание о родных и прежней жизни. И, как говорится, он пускается на все уловки, чтобы монах покинул келью и бежал со [своего] поприща» ( Evagr. De octo vit. 12).

Выход из К. во время духовной брани означает для монаха поражение, а терпение делает душу более опытной и крепкой: «Не должно во время искушений оставлять кельи, изобретая какие-нибудь благословные предлоги, но надо сидеть внутри и терпеть, мужественно встречая всех нападающих, особенно же демона уныния, который тягостнее, правда, всех, но зато более всех делает душу и опытною. Если бегать или обходить борьбу, то ум останется неопытным, робким и легко обращающимся в бегство» ( Idem. Pract. 19). Признаком уныния является не только желание выйти, но и чувство радости, когда приходят гости: «Если ты радуешься о том, что люди приходят к тебе в келью, то знай, что ты занят унынием, а не службою Богу» ( Ioan. Climacus. Scala. 27. 63). Для того чтобы преодолеть гнет соблазна, нужно ободрять себя: «Сидя в келье своей, собери ум свой, вспомни о дне смерти, представь себе тогдашнюю мертвость тела, подумай об этом несчастии, приими труд [подвижничества], осознай суету мира сего, возымей попечение о кротости и усердии, дабы мог ты всегда пребывать в том же самом рвении к безмолвию и не впал бы в немощь» ( Аммон, прп. Фрагмент Б // Творения древних отцов-подвижников. 2012. C. 86).

«Сидение» в К. не было уделом только монахов-отшельников. Общежительная монастырская традиция предполагает, что все то время, к-рое монах не занят на послушаниях или монастырских службах, он проводит в своей К. за теми же занятиями, что и отшельник: молитвой, рукоделием и чтением духовных книг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *