Что такое казначейский счет для юридического лица
Счет в Казначействе: кому нужен и как открыть
Для чего нужен казначейский счет
Это инструмент, с помощью которого функционирует распределение денег между распорядителями и получателями средств из бюджета РФ. Финансы, выделяемые из бюджета РФ, не могут поступать на обычные расчетные счета в коммерческих банках. Поэтому государство обязывает открыть счет в казначействе юр лицу, которое получает финансирование из бюджетов разных уровней.
Он используется для всех видов финансовых операций бюджетных и автономных учреждений, а в государственных закупках — как счет в казначействе для обеспечения исполнения контракта. Потенциальные поставщики обязаны направлять государственным и муниципальным заказчикам обеспечение госконтрактов в рамках закупочной деятельности по 44-ФЗ именно на него (Письмо Минэкономразвития России № Д28и-2613 от 11.09.2015).
Кто должен открывать
Все участники бюджетного процесса обязаны открывать казначейский счет. Для бюджетных и автономных учреждений он называется лицевым. Это дополнительный реквизит к банковским реквизитам (основному Р/С) организации. По нему и осуществляются потоки финансирования в бюджете.
Лицевой счет индивидуален для каждого получателя средств из бюджета. Доведенное на основании лимитов бюджетных обязательств и ассигнований финансирование поступает на Л/С. Все платежи бюджетников по расчетам с государством и контрагентами списываются именно с этого казначейского реквизита. Добровольные пожертвования и доходы от внебюджетной деятельности также поступают на счета, идентифицирующие конкретного участника бюджетного процесса в казначействе.
Если коммерческие предприятия проводят открытие счета в казначействе для госконтракта 2020 года, то бюджетники обязаны иметь такой регистр для полноценной финансово-хозяйственной деятельности.
Лицевой счет в казначействе необходим контролирующим органам для отслеживания финансовых потоков в области бюджета. Специалисты казначейства не просто регулируют движение денег, но и контролируют расчеты по операциям. К примеру, если речь идет о государственном заказе по 44-ФЗ, где государственные и муниципальные заказчики рассчитываются с поставщиками деньгами из бюджета РФ, работники отделений Федерального казначейства проверяют:
Где открыть бюджетникам
Бюджетные и автономные учреждения открывают в территориальных отделениях Федерального казначейства (ТОФК). Бюджетники, относящиеся к субъектам РФ, вправе открывать не только в территориальных отделениях казначейства, но и в финансовых органах субъектного или муниципального назначения. В таких случаях порядок открытия платежных реквизитов регулируется самим федеральным или муниципальным финансовым органом (ч. 3 ст. 30 83-ФЗ от 08.05.2010).
Если же ТОФК подписал соглашение с высшим органом исполнительной власти конкретного субъекта, то бюджетники могут открывать счет в казначейском отделении. Для этого ТОФК должен получить подтверждение от местной администрации (ч. 4 ст. 30 83-ФЗ). Для автономных организаций вышестоящим органом является учредитель (ч. 3.1 ст. 2 174-ФЗ от 03.11.2006).
Если в субъекте ТОФК не заключил соглашение об особом порядке открытия, то документы нужно подавать по регламенту, предусмотренному для федеральных учреждений (п. 37 Порядка, утвержденного Приказом ФК № 21н от 17.10.2016).
Как открыть в казначействе
Все нормативы и правила, как открыть счет в казначействе юридическому лицу, установлены Приказом ФК № 21н от 17.10.2016. Вот пошаговая инструкция для участников бюджетного процесса:
Шаг 1. Формируем требуемый пакет документов. В приказе № 21н и на сайте Федерального казначейства представлен перечень документов, который должен быть сформирован и направлен в ТОФК для открытия. В писок входят:
Все документы копируются и заверяются руководителем. Каждый откопированный лист должен быть завизирован подписью руководителя и штампом «Копия верна».
Шаг 2. Заполняем заявление.
В приказе № 21н утверждена унифицированная форма заявления на открытие. Номер формы по КФД — 0531752. Нужно оформить три экземпляра: для бюджетной организации, ТОФК и вышестоящего распорядителя бюджетных средств.
Подписывают руководитель и главный бухгалтер.
Шаг 3. Заполняем карточку образцов подписей.
Унифицированный бланк также закреплен в Приказе 21н (форма № 0531753). Карточка заполняется в одном экземпляре и заверяется учредителем организации.
Шаг 4. Подаем документы в территориальное отделение Федерального казначейства.
Специалисты ТОФК проверяют правильность заполнения бланков и наличие всех необходимых копий правоустанавливающих документов. После открытия ЛС в организацию поступит уведомление о начале его функционирования.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Открытие счета в казначействе для работы по госконтрактам в 2021 году
БКС-Тендер / Статьи / Открытие счета в казначействе для работы по госконтрактам в 2021 году
Федеральное казначейство – это орган, контролирующий расходование бюджетных средств. Через федеральное казначейство проходят деньги из федерального бюджета. Федеральное казначейство взаимодействует с получателями бюджетных средств, ими, как правило, являются бюджетные учреждения, в т.ч. Заказчики, работающие по государственным контрактам. Для федеральных Заказчиков вообще все операции по поступлению и расходованию средств осуществляются через органы Федерального казначейства. При этом получателями средств федерального бюджета могут быть не только бюджетные учреждения, но и коммерческие компании, которые для проведения расчетов должны открыть лицевой счет в Федеральном казначействе. Рассмотрим этот вопрос поподробнее.
В каких случаях коммерческой компании нужно открыть счет в казначействе?
Какие лицевые счета открывает казначейство?
Для неучастников бюджетного процесса (для частных компаний и ИП) Федеральное казначейство открывает два лицевых счета: с кодом 41 и с кодом 71. Порядок действий и список документов, предоставляемых для открытия казначейского счета, зависит от того какой лицевой счет требуется открыть: 41-й или 71-й. По нашей практике, по абсолютному большинству заключаемых контрактов с казначейским сопровождением требуется открывать 71-й счет.
41-й счет открывается только в 2-х случаях:
Во всех остальных случаях Федеральное казначейство открывает лицевой счет с кодом 71. Совет с нашей стороны: чтобы не ошибиться уточняйте требуемый лицевой счет у бухгалтерии заказчика, с которым вы заключаете контракт. У них такая информация точно есть т.к. они все свои расчеты проводят через казначейство.
Как открыть счет в казначействе?
Порядок открытия лицевых счетов в Федеральном казначействе для неучастников бюджетного процесса (коммерческих компаний) с 2020 года регулируется приказом Федерального казначейства № 1н от 09.01.2020 О порядке открытия лицевых счетов юрлицам и ИП при казначейском сопровождении целевых средств.
Чтобы открыть счет в казначействе требуется подготовить следующие документы:
Если клиенту уже открыт лицевой счет, представление Карточки образцов подписей для открытия нового лицевого счета не требуется, при условии, что лица, имеющие право подписи, не поменялись.
3. Копия контракта или иного документа, на основании которого возникла потребность в открытии казначейского счета.
Особенности оформления следующие:
а) Если государственный контракт заключен на бумажном носителе и размещен в реестре контрактов Единой информационной системы, то заверения его копии не требуется. В остальных случаях необходимо заверение нотариусом, либо заказчиком.
б) Если государственный контракт заключен в электронном виде и размещен в реестре контрактов Единой информационной системы, то заверения его копии не требуется. В противном случае государственный контракт, соглашение (договор), контракт распечатывается с электронной площадки и представляется с приложением, содержащим сведения об электронных подписях лиц, его подписавших. Важно доказать казначейству факт подписания контракта электронными подписями на электронной площадке.
в) Если государственный контракт с пометкой «Для служебного пользования», то он представляется в Казначейство с сопроводительным письмом с пометкой «Для служебного пользования» в произвольной форме. Копия контракта заверяется нотариусом, либо заказчиком.
г) Если государственный контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, то вместо государственного контракта представляются выписка из контракта по форме казначейства.
Важный момент. В предоставляемых контрактах, соглашениях (договорах) необходимо указывать идентификатор, который необходимо найти в выкладываемых заказчиком сведениях о контракте. Без него казначейский счет вам не откроют.
4. Если казначейский счет планируется открыть для обособленного подразделения компании, то помимо обязательных документов, требуется подготовить ходатайство от головной организации об открытии счета для обособленного подразделения. Такое ходатайство составляется в произвольном виде, заверяется руководителем и главным бухгалтером головной организации.
Указанные документы направляются в территориальное отделение Федерального казначейства по местонахождению компании, открывающей счет.
Срок проверки документов для открытия счета в казначействе
Срок проверки документов для открытия лицевого счета, осуществляется в течение двух рабочих дней после дня поступления документов. Не позднее следующего рабочего дня после дня завершения проверки осуществляется открытие клиенту лицевого счета. В случае выявленных нарушений в оформлении документов или если предоставлены не все документы – Федеральное казначейство вправе приостановить открытие лицевого счета или отказать в его открытии.
После подачи документов на открытие казначейского счета необходимо дождаться включения организации или индивидуального предпринимателя в Сводный реестр. Проверить наличие юридического лица в Сводном реестре и определить код можно на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
После открытия лицевого счета в казначействе работать по нему вы не сможете – это только первый шаг, который требуется пройти для начала работы по контракту с казначейским сопровождением. Дальнейшие шаги зависят от того какой счет вы открыли: 71-й или 41-й. Тема большая, поэтому по ним у нас расписаны отдельные статьи:
Переход на казначейское обслуживание и систему казначейских платежей в 2021 году
Автор: Анастасия Хахулина, методист бюджетных проектов компании «ГЭНДАЛЬФ»
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, январь 2021 г.
Новый год несет с собой новые изменения в законодательстве для учреждений бюджетной сферы. Самое глобальное и масштабное из них – переход на казначейское обслуживание.
Кто участвует в системе казначейских платежей
1 января 2021 г. вступил в силу Федеральный закон №479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части казначейского обслуживания и системы казначейский платежей», согласно которому Бюджетный кодекс был пополнен новыми главами, такими как «Система казначейских платежей» и «Казначейское обслуживание». Бухгалтерам бюджетной сферы придется привыкать к новым понятиям: казначейское обслуживание, система казначейских платежей, единый казначейских счет, временно свободные средства и казначейский счет. Такое понятия как «Кассовое обслуживание» теперь замещено новым «Казначейское обслуживание». И как следствие таких многочисленных изменений, вступает в силу ряд нормативно-правовых актов, регулирующих порядок работы.
Разберем новое понятие «система казначейских платежей». Бюджетный кодекс определяет ее как совокупность взаимодействий участников и операторов по установленным правилам, которые утверждены приказом федерального казначейства № 20н от 13.05.2020. В данной системе будут ежедневно осуществляться операции по переводу денежных средств среди ее участников. Федеральное казначейство в этой системе выступает в роли оператора, а остальные участники деляться на две группы: прямые и косвенные.
К прямым участникам относятся ФК, Финансовые органы субъектов РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами, администраторы доходов бюджетов, федеральные бюджетные и автономные учреждения и юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, лицевые счета которых открыты в ФК.
К косвенным участникам относятся получатели средств бюджета субъектов РФ, бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ и юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, лицевые счета которых открыты в финансовом органе субъектов РФ.
Таким образом, казенные учреждения могут быть как прямыми участниками системы казначейских платежей, так и косвенными. Статус будет зависеть от уровня бюджета, из которого учреждение получает финансирование. Финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований) будут относиться к категории прямых участков системы казначейских платежей.
П. 5 Порядка №21н гласит, что учет операций участников системы казначейских платежей ведется на лицевых счетах, которые открыты прямыми участниками системы казначейских платежей в территориальных органах Федерального казначейства.
Если обратиться к ст. 242.14 Бюджетного кодекса РФ, в которой описаны Основы казначейского обслуживания и что именно должно учитываться на казначейском счете (денежные средства бюджетов, денежные средства во временном распоряжении получателей бюджетных средств, денежные средства бюджетных и автономных учреждений и денежные средства иных юридических лиц, лицевые счета которых открыты в ФК), а также к письмам Минфина РФ № 09-01-10/6674, Банка России № 04-45-7/5526 и Казначейства России № 07-04-05/05-14880 от 29.07.2020 «О закрытии банковских счетов в связи с переходом на казначейское обслуживание», то все операции финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований теперь будут вестись на казначейских счетах.
Как работает казначейский счет
Казначейских счет – это счет, который открыт в Федеральном Казначействе отдельному участнику системы казначейских платежей для того, чтобы он мог осуществлять и отражать хозяйственные операции, связанные с денежными средствами. Таким образом, можно провести аналогию с банковским счетом. Отличаются они структурой счета и главное отличие заключается в том, что казначейский счет всегда начинается с цифры «0».
Казначейство России представило на своем официальном сайте таблицу соответствий банковских счетов казначейским.
Казначейский счет федерального бюджета и счет для учета распределений поступлений открывается Федеральным казначейством, а вот все остальные казначейские счета открываются финансовым органом субъекта РФ.
Казначейские счета открываются в следующих целых обслуживания:
исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектом РФ, местных и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
поступления средств в бюджеты бюджетной системы РФ и их распределения;
совершения операций со средствами во временном распоряжении;
совершение операций со средствами бюджетных и автономных учреждений;
совершение операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями.
А единый казначейских счет открывается:
территориальному органу Федерального казначейства – для осуществления и отражения операций по исполнению федерального бюджета;
финансовому органу субъекта РФ (муниципального образования) – для осуществления и отражения операций по исполнению бюджета субъекта РФ (местного бюджета);
органу управления государственным внебюджетным фондом – для осуществления и отражения операций по исполнению бюджета государственного внебюджетного фонда.
Процедура открытия казначейского счета описана в разделе 2 Порядка № 15н.
Согласно вышеуказанным письмам, финансовые органы должны еще также провести работу по закрытию счетов, ранее открытых в подразделениях ЦБ или кредитных организациях, так как с 01.01.2021 использование таких счетов не допускается. Исключением из этого правила являются операции по ежедневному переводу остатков денежных средств на банковские счета, для этого необходимо было до 01.01.2021 г. заключить дополнительные соглашения к договорам банковского счета. А вот закрыть счета рекомендуется до 01.04.2021.
Автономным учреждениям
А относятся ли данные требования к автономным учреждениям? Если вспомнить ч.3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», в которой описывается право автономных учреждений открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства и финансовых органах, которая не претерпела никаких изменений, то логично предположить, что банковские счета автономным учреждениям закрывать не требуется. Более того, в новой редакции пункта 6 статьи 220.1 БК РФ указано: операции по средствам автономных учреждений должны осуществляться на лицевых счетах, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно приказу Федерального казначейства №21н «О порядке казначейского обслуживания» все операции в системе казначейских платежей теперь ведутся на лицевых счетах, которые были открыты прямым участникам в территориальных органах Федерального казначейства, и как следствие этого, казенные и муниципальные учреждения должны вести свои расчеты через финансовые органы субъектов РФ, т.е. через прямых участников системы казначейских платежей.
Для того чтобы совершить платеж, необходимо распоряжение о перечислении средств, составленное либо на бумажном носителе, либо в электронном виде от прямых или косвенных участников системы. Форма данного распоряжения для прямого участника устанавливается Федеральным казначейством, а для косвенного – прямым участником.
Обмен данными между прямыми участниками и территориальным органом Федерального казначейства осуществляется в электронном виде с применением усиленной электронной подписи уполномоченного лица.
При обмене данными, содержащих государственную тайну либо при отсутствии электронного документооборота, передача осуществляется на бумажном носителе с одновременным предоставлением документов на машинном носителе.
При казначейском обслуживании исполнения федерального бюджета территориальный ОФК проверяет распоряжения о совершении казначейских платежей, представленные получателями средств (администраторами источников финансирования дефицита) федерального бюджета, на соответствие (п. 15 Порядка № 21н):
документам, необходимым для санкционирования оплаты денежных обязательств
положениям порядка санкционирования оплаты денежных обязательств, установленного Минфином в соответствии со ст. 219 и 219.2 БК РФ.
В случае, если распоряжение о совершении казначейских платежей соответствует положениям, установленным данным порядком, то территориальный ОФК принимает его к исполнению. Такие распоряжения исполняются при наличии на казначейском счете, к которому они были представлены, остатка средств, достаточного для их исполнения.
Как открыть счет в казначействе юрлицу для госконтрактов
При работе организаций с бюджетными учреждениями нередко появляется необходимость в открытии лицевого счета в казначействе. В данной статье расскажем о том, что такое лицевой счет коммерческой организации в казначействе, в каких случаях его необходимо открыть, а также рассмотрим порядок его открытия, ведения и закрытия. Обо всём по порядку.
01. Что такое лицевой счет в казначействе
Лицевой счет организации в казначействе – это отдельный счет, который открывается в территориальном органе Федерального казначейства для осуществления расчетов и получения бюджетных денежных средств при исполнении государственного контракта. С его помощью происходит распределение бюджетных средств при исполнении государственного контракта. Одновременно счет является средством государственного контроля за их целевым использованием со стороны государства.
Лицевой счет в казначействе коммерческая организация открывает для расчетов по любому государственному контракту, за исключением расчетов по специальным счетам в уполномоченных банках при исполнении гособоронзаказа, когда заказчиками являются Министерство обороны РФ, органы внешней разведки, государственная корпорация «Росатом» (ст. 15 44-ФЗ).
02. Порядок открытия лицевого счета в казначействе
Порядок открытия и ведения лицевых счетов в территориальном органе Федерального казначейства регулирует Приказом ФК РФ № 21н.
Важно! Лицевой счет открывается отдельно по каждому государственному контракту, документы для его открытия следует подавать в территориальный орган казначейства по месту нахождения организации (обособленного подразделения).
Для открытия лицевого счета в казначействе подается следующий пакет документов:
На практике нередко возникают ситуации, при которых территориальные органы казначейства после проверки приостанавливают открытие лицевого счета, а иногда и вовсе отказывают в его открытии по формальной причине – в связи с несоответствием представленных документов сведениям государственных реестров и публичных источников данных.
Поэтому до подачи документов в казначейство рекомендуем осуществить в отношении своей организации Проверку контрагента, т.е. убедиться в достоверности сведений в подаваемых документах информации из ЕГРЮЛ, отсутствии записей о недостоверности адреса компании и иных оснований для отказа в открытии лицевого счета.
03. Срок открытия лицевого счета
На проверку представленных документов казначейству отводится 5 (пять) рабочих дней, по истечении данного срока в течение 1 (одного) рабочего дня при отсутствии оснований для приостановления/отказа в открытии лицевого счета производится его открытие.
Лицевой счет считается открытым с момента внесения записи в Книгу регистрации лицевых счетов казначейства, по факту открытия организации направляется Выписка из лицевого счета, в которой указаны его реквизиты.
04. Условия и принципы использования лицевого счета в казначействе
Денежные средства по лицевому счету в казначействе организация может использовать исключительно на цели, предусмотренные государственным контрактом. Не допускается их внесение в уставный капитал, депозит или иные финансовые инструменты.
Произвести расчеты денежными средствами на лицевом счете в казначействе возможно только по итогам согласования структуры расходов с заказчиком, а также получения разрешения органа казначейства. Головной исполнитель представляет госзаказчику сведения об источниках поступления и направлениях расходования средств. Госзаказчик не позднее 20-го рабочего дня со дня поступления сведений утверждает их. Разрешение на утверждение сведений оформляется в произвольной письменной форме на официальном бланке госзаказчика. Подробный порядок «санкционирования» расходов предусмотрен Приказом Минфина России от 11.12.2018 г. № 259н.
После согласования расходов головной исполнитель направляет в казначейство платежное поручение. Казначейство может отказать в расходовании средств с лицевого счета в случае, если заявленные сведения не соответствуют установленным требованиям. В таком случае платежное поручение вернут с протоколом, в котором будут изложены причины отказа в проведении расходной операции по лицевому счету. Ответ казначейства последует не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи платежного поручения и подтверждающих документов.
В отдельных случаях орган казначейства вправе провести дополнительную проверку (казначейская проверка) в течение 5 (пяти) рабочих дней от даты представления платежного поручения на предмет соответствия расходной операции данным раздельного учета организации и условиям государственного контракта.
Первой Особенностью использования средств с лицевого счета в казначействе является возможность их перечисления только на другие лицевые счета контрагентов в казначействе и запрет на перечисление непосредственно на расчетные счета (организации и ее контрагентов) в обслуживающих банковских организациях, за исключением следующих операций:
Второй особенностью использования лицевого казначейского счета для организации станет обязанность ведения раздельного учета государственного контракта в структуре общего бухгалтерского/налогового учета компании, поскольку при выполнении контракта действуют дополнительные требования к первичной документации, отличаются состав (номенклатура) затрат и механизм учета (распределения) расходов, определения финансового результата (величины прибыли) и т.д.
05. Порядок закрытия лицевого счета в казначействе
Лицевой счет организации в казначействе может быть закрыт в случае реорганизации (ликвидации) самой организации или территориального органа казначейства, в котором открыт счет, перевода организации в другой территориальный орган казначейства, а чаще всего – в связи с исполнением (расторжением) государственного контракта (подобный перечень предусмотрен п. п. 29-33, п. 131, п. 135 Порядка).
Для закрытия лицевого счета по итогам выполнения госконтракта в орган казначейства подаются:
Процедура открытия и закрытия лицевого счета в казначействе не предусматривает обязанности организации по уведомлению налоговых органов – соответствующие сведения казначейство сообщит в налоговую самостоятельно.
Итоги
Фирммейкер, апрель 2020 (следим за актуальностью)
Валерия Булавкина (Яренкова)
При использовании материала ссылка обязательна