Что такое кавайные украшения
Акварель, линеры и вектор
Вспоминаю и учусь рисовать заново. Мечтаю покорить акварель и графику. Пытаюсь побороть в себе неуверенность в результатах и слишком сильную задумчивость.
Kawaii — в тренде или история?
Привет!
Хочу сегодня поболтать о стиле «kawaii» =)
Каваий (яп. 可愛い каваий, рус. жарг. кава́й) — японское слово, означающее «милый», «прелестный», «хорошенький»[1], «славный», «маленький» (ранее — «вызывающий жалость, желание пожалеть, приголубить»[3]). В японской культуре это субъективное определение может описывать любой объект, который индивидуум сочтёт прелестным. Например, слово может использоваться для описания взрослых, демонстрирующих ребяческое или наивное поведение. (см. wikipedia)
Ну а обычным языком — это те самые милашные непонятные существа с глазками в белых бликах, розовыми щечками и упрощенной анатомией. У меня было несколько попыток рисовать в этом стиле, но не сказать, что прям кавай-кавай (ну разве что пончик потянет))
А тут я серфила инстаграм и попала на страничку israseyd Товарищ из Барселоны, если я верно поняла из его профиля. И еще есть прикольный магазин со всякими няшными штуками по его иллюстрациям. Я так то вообще ценитель и любитель аниме, а уж тут мои глаза разбежались и мозг сказал: «Ня!» А дальше как в тумане. 10 минут на эскиз и пару часов на отрисовку и готова первая кавайная кратинка на шаттерсток (приняли на шаттер за пару минут)).
Ну как? Достаточно кавайно? ))
И собственно вытек из меня вопрос: как вы считаете, есть ли сейчас спрос на такие картинки? Или это уже мохом поросшая история? Рисовали ли вы нечто подобное? А еще у меня в голове дикая идея сочетать все это со стилем «мемфис» и посмотреть, что выйдет… ну представьте пакмена жрущего кавайного кролика
Мило и жутко: почему японские подростки обожают «больной кавай»
Ями Кавай, он же «больной кавай» — необычный стиль, в котором гармонично смешаны элементы невинного и мрачного. Давай посмотрим, как такой образ повторить 💀✨
Как тебе сочетание розового рюшевого платья и сережек в виде бритвенных лезвий? Или нежного костюма пастельных оттенков с принтом «Убейте меня»? Кажется, что такое не сочетают, но в Японии это самый горячий тренд. И да, стиль похож на эмо, но не совсем: в глубине его философии довольно жизнеутверждающий посыл.
Что это за стиль
Откуда он взялся
Появилось движение не с целью оскорбить или посмеяться над ментальными заболеваниями, а наоборот — вознестись над ними и сделать их частью себя. Существует стереотип, что японцы — закрытые люди, которые не жалуются на жизнь и не распространяются о проблемах, что отравляет им жизнь.
Из-за напряженного ритма жизни, высокой конкуренции и большой плотности населения японцы страдают от депрессии, тревожных расстройств и бессонницы. Пойти к психологу не позволяет убеждение, что за помощью обращаются только «больные» и «психи». А потому вариантов не остается: либо публично признавай себя неполноценным, либо медленно сгорай изнутри.
Представители ями-кавай считают, что в ментальных расстройствах нет ничего позорного и ужасного. Да, они есть у многих, а потому мы должны не скрывать их, а с гордостью их демонстрировать.
Когда люди видят, что болезнь может быть не только страшной, а милой и очаровательной, с ней легче бороться. Согласись, это довольно вдохновляющий шаг: всем видом показывать, что хочешь умереть, но выбирать жизнь.
Мило-жуткий стиль может пугать, но он не изначальная проблема, а лишь симптом того, что люди не обращают внимания на тех, кому плохо. Яркий образ, с другой стороны, бросается в лицо, его сложно игнорировать.
Кавай с двойным дном: почему природа и культура заставляют нас умиляться
Что такое неотения и педоморфоз
Любовь к милым и трогательным существам глубоко заложена в наши психические структуры и присуща не только человеку, но и многим животным.
Некоторые виды застревают на стадии развития организма, которая прежде считалась личиночной. Так устроены, например, аксолотли, личинки хвостатого земноводного амбистомы, которые так и не вырастают, проживая всю жизнь «детьми». Это никак не мешает им размножаться, просто внешние признаки такого животного не соответствуют взрослой амбистоме. Подобное отсутствие внешнего взросления называют неотенией, а «младенческие» признаки — педоморфными.
Неотения свойственна домашним животным, которые имеют менее грубые морды, меньшие клыки и более безобидный нрав, чем дикие родственники. Это потому, что люди, одомашнивая зверей, выбирали максимально покладистых и безопасных для себя.
Некоторые ученые предполагают, что спокойный характер и послушность этих особей были связаны с генетическими мутациями, вызывающими дефект нервного гребня. Благодаря тем же мутациям у одомашненных животных разных видов проявляются похожие признаки, такие как пятнистый окрас, вислые уши и закрученные хвосты.
Своеобразную неотению, то есть проявление детских черт у взрослых особей, демонстрирует и человеческий вид. У наших ближайших родственников, человекообразных обезьян, куда более обширный и грубый волосяной покров, меньше глаза, больше и грубее челюсти, а также раньше происходит окостенение черепа. Со временем ювенильные признаки проявляются всё сильнее — люди становятся нежнее и грацильнее. И, возможно, в будущем мы все станем выглядеть, как эльфы-подростки.
Яркий пример торжествующей неотении описан в романе Герберта Уэллса «Машина времени». Правда, там она соседствует с обратным процессом, огрублением и морфологической бестиализацией в другой ветви — человеческая раса разделяется на крупных шерстистых морлоков и изящных невысоких элоев.
Для защиты эволюция наградила детенышей практически всех развитых видов характерными чертами, которые ассоциируются у нас с детскостью. Все новорожденные существа слабы физически и не умеют быстро бегать. Силовых методов, чтобы защитить свои интересы, у них нет, поэтому в дело идут психологические: нужно вызвать симпатию и умиление. По сути, внешность детенышей — это способ защититься от инфантицида, а также получить поддержку.
По этим же причинам людям (по крайней мере, многим) кажутся милыми младенцы и дети.
В целом же чем более педоморфен вид, тем сильнее он нас умиляет. Именно с педоморфными чертами связана особая привлекательность кошек — большие глаза, большая голова, не слишком длинные лапы и мягкие формы.
Или панды: чем больше жировой прослойки, придающей округлость, тем очаровательнее (и приятнее на ощупь). То же касается пород собак, умилительные черты которых закрепили с помощью селекции: вы только посмотрите на пухленькие тела и короткие лапки мопсов и корги.
Как животные играют в слабость
Педоморфным может быть не только внешний вид, но и поведение. Животные демонстрируют его, чтобы проявить дружелюбие. Этот прием используется для блокировки агрессии других представителей своего вида.
Этолог Конрад Лоренц выделял несколько видов умиротворяющего поведения, один из которых — «жесты покорности», симулирующие инфантильность.
В особенности они развиты у псовых и восходят к тем же жестам, которые щенок использует в общении с матерью, когда просит накормить: животное тычется мордой, теребит лапой, пытается лизнуть в область рта. Собаки схожим образом проявляют симпатию к людям, как бы говоря этим: «я твой друг, а еще я чертовски мил, дай что-нибудь вкусное».
«Точно так же, как учтивые люди могут выражать друг другу взаимную покорность, хотя в действительности между ними существуют вполне однозначные отношения иерархии, так и две взаимно дружелюбные собаки исполняют друг для друга инфантильные жесты смирения, особенно при дружеском приветствии после долгой разлуки».
— Конрад Лоренц, «Агрессия»
Элементы детскости демонстрируют в рамках умиротворяющего поведения и птицы, изображая птенца, который просит корм. Таким образом, детское поведение используется в качестве защиты и жеста доброй воли. Запрет на причинение вреда детенышам переходит на тех, кто использует определенные жесты в ходе ритуального поведения.
Схожие виды демонстрации встречаются в брачных играх, когда партнеры дают понять, что не намерены причинять друг другу вред и настроены на любовь, а не на войну. В ритуалы ухаживания включены те же элементы, что и в детско-родительские отношения тех же видов.
У серых сорокопутов в момент сближения пары ювенильное поведение демонстрируют оба участника процесса. Условным знаком служит многократное трепетание крыльями и особые «птенцовые» голосовые сигналы. Этими знаками и самец, и самка не только предваряют копуляцию, но и сопровождают строительство гнезда — очевидно, чтобы не забыть о том, что строят новую ячейку птичьего общества.
Как правило, если уровень агрессии самцов и самок примерно одинаков, а половой диморфизм (анатомическое различие между ними) не слишком сильно проявлен, умиротворяющие жесты показывают оба партнера. Однако самцы многих видов во время сезона размножения весьма агрессивны, и тогда самкам требуется проявлять умиротворяющее поведение, чтобы те на них не напали. Например, кошачьи катаются по полу, как котята, демонстрируя отсутствие агрессии и подчинение.
Слабость — звучит на редкость бесполезно с точки зрения эволюции, ведь беспомощная самка не сумеет позаботиться о потомстве. Да и нашим далеким предкам, охотникам и собирателям, было куда выгоднее, чтобы все члены племени вне зависимости от пола были сильными и здоровыми. На деле каким бы выраженным ни был половой диморфизм, самки достаточно приспособлены, чтобы благополучно справляться со всеми задачами, которые встречаются в природе, и чувствовать себя не хуже самцов. А иногда проявляют превосходящую выносливость, пусть и при меньшей силе, как показывают некоторые эксперименты на людях.
Однако нужно учитывать, что, привлекая внимание противоположного пола, самки разных животных именно демонстрируют слабость, а не в самом деле ее проявляют. Таким образом показная беззащитность, включающая в себя педоморфное поведение, — это своего рода ролевая игра в доминирование и подчинение.
Кстати, любовь к играм — это тоже ювенильный признак. У взрослых диких животных эта практика по свободному исследованию окружающей среды обычно сходит на нет после появления реакций опасности и страха. Тогда как, например, домашние кошки играют всю жизнь (как доказал Йохан Хейзинга, люди — тоже).
Эстетика и этика кавайного
Явления, которые способны обезоружить и вызвать слезы умиления, встречаются и в культуре, в особенности массовой. Правда, изучение таких ощущений пока не слишком развито. Классические категории эстетики — прекрасное, возвышенное, иногда безобразное или ужасное. А вот милое, умилительное и трогательное редко становится предметом изучения эстетики или искусствоведения.
Возможно, дело в том, что с умилительным мы чаще сталкиваемся в низких жанрах, которые не относят к высокому искусству и куда реже рассматривают в серьезных работах.
Однако чувство умиления определенно связано с эстетическими переживаниями, а «милое» по свой сути — выразительная форма, то есть предмет изучения эстетики.
Также можно предположить, что умиление как тип переживания распространилось не так уж давно. В классических произведениях обнаружить его достаточно трудно. Однако в ХХ столетии традиционное разделение на высокое и низкое в искусстве дрогнуло. Травматический опыт глобальных катастроф века заставил и философию, и искусство обратиться к переживаниям субъекта. И чем более частные, личные ощущения оказывались в фокусе, тем больше возрастала вероятность, что внимание обратят на то, что прежде казалось незначительным или недостойным.
Симпатичные кошечки на шкатулках, открытки с ангелочками и изображения пухлых младенцев долго считались предметом дурного вкуса: люди из общества таким не увлекались. Однако сегодня мемы и стикеры со смешными животными наводняют соцсети, проникая даже в рабочие чаты.
«Новая искренность» кидалтов позволяет вполне взрослым людям открыто обожать своих домашних животных, носить футболки с большеглазыми персонажами и признаваться в любви персонажам мультфильма «Дружба — это чудо».
Вплотную теоретическим осмыслением милого занялись японские исследователи, в частности исследователь культуры Инухико Ёмота. Что неудивительно, ведь Япония — страна победившего кавая. Сегодня термином «каваий» там обозначают не просто что-то миленькое, а всё подряд, что кажется говорящему хорошим и прелестным, заслуживающим восхищения. То есть полудетское слово за несколько десятилетий мутировало чуть ли не в главную категорию культуры, не только эстетическую, но и этическую.
Кавайное поведение — трепетное, предупредительное, направленное на заботу о ближнем и демонстративную безопасность. После столетий самурайской культуры и милитаризма середины ХХ века Япония вошла в новую эру, где уровень брутальности (и в первую очередь это касается мужского самоощущения) резко снизился. В нулевых в обиход вошел термин soshoku danshi, «травоядные мужчины». Так называют молодых японских мужчин, которые отказываются от какой-либо завоевательной позиции в отношениях с женщинами, да и в целом от традиционной гендерной роли.
Популярность в японской культуре всего, что можно обозначить словами «каваий» или cute, некоторые художественные критики связывают с подавленными завоевательными амбициями, замешанными на кризисе идентичности.
На смену глобальным амбициям пришли чудеса «экономики мыльного пузыря», активно производящей симпатичные маленькие вещицы, украшенные изображениями милых животных. Тем не менее местные исследователи отмечают, что этика и эстетика кавайного — это своего рода тонкая пленка, за которой скрывается национальная драма, связанная с поражением во Второй мировой войне.
Между нежностью и страхом
Таким же образом, как и в японской культуре кавайное скрывает мрачные глубины, само по себе чувство умиления содержит внутренний конфликт. Даже природный импульс защищать детенышей имеет мрачный подтекст, ведь это механизм, направленный на то, чтобы помешать животным бросить или съесть собственный приплод.
В умилении есть и уничижительный элемент, обусловленный взглядом сверху вниз. Милое связано с инфантильностью, детскими чертами. А чувства взрослого по отношению к ребенку часто содержат подтекст «несмышленый глупыш» («не то, что я»). Что уж и говорить о щенках, которые попадают в забавные ситуации.
Это вызывает вопрос: как можно считать что-то очаровательным и в то же время смотреть на него сверху вниз? Ощущение умиления вступает в противоречие с уважением. В самом деле, ну как можно уважать, скажем, детеныша панды, когда его хочется затискать?
Иногда культурные нормы предписывают считать умилительным даже взрослого человека. Именно поэтому многие японки сегодня отвергают эпитет «кавайная», считая его оскорбительным и не желая казаться беспомощными. Инфантильность, безыскусность, некоторая недалекость и бестолковость, пусть даже при внешней симпатичности — вряд ли подходящие для полноценной личности качества.
Также умиление граничит со страхом. Объявляя что-то милым, мы символически делаем это безопасным, ведь трогательное не может нести угрозы. Если принять гипотезу о том, что таким образом происходит снижение уровня агрессии, станет понятно, почему существует отдельный вид переживания, связанный с опасными существами, которые выглядят и ведут себя мило.
В массовой культуре существует, например, типаж «добрый гигант» — существо огромное, сильное и потенциально жуткое, но с добрым сердцем и внутренней инфантильностью. К «добрым гигантам» можно отнести Хагрида из «Гарри Поттера», Ходора из «Игры престолов» или Джеймса Салливана из мультфильма «Корпорация монстров». Умиление от добрых, детских поступков (к детскости порой относится и слабость ума) резко контрастирует с большой физической силой и пониманием, что персонаж может раздавить почти кого угодно голыми руками.
Таким же образом, как Эрос в каких-то моментах способен смыкаться с Танатосом, умиление, ключевой элемент которого безопасность, парадоксальным образом тяготеет к чувству опасности.
Даже кошки, которые почти официально признаны милейшими из животных и представлены в популярной культуре целым кавайным иконостасом (туда входят, например, Hello Kitty и Pusheen), не так просты. Крупные кошачьи никогда не были безопасными, а ягуар и вовсе по своей биологической специализации профессиональный убийца обезьян, в том числе голых. От собачьих приматы всегда могли укрыться на деревьях. Но ягуар выбрал удачную нишу, научившись преследовать их на ветвях. Возможно, мы сможем взглянуть другими глазами на кота, вспомнив, что это окаваенная, уменьшенная и укрощенная версия людоеда, который наводил страх на поколения наших предков.
Мода с японским привкусом: что такое стиль «кавай»
Автор: jauhenija
Любителям пощеголять современными сленговыми словечками в разговоре наверняка знакомо понятие «кавай», что означает очаровательный, милый. Сие определение не возникло ниоткуда. Оно подразумевает под собой целую идеологию родом из Японии, и проникло во все виды искусств, завладев человеческими умами и сердцами на всех континентах. Глубже всего кавайный стиль проявил себя в моде, о чем свидетельствует засилье фотографий молодых людей в соответствующей манере одеваться. Поговорим сегодня об особенностях кавая и его философии в нашем сегодняшнем рассказе.
Многие источники информации утверждают, что подобный стиль как модное течение возник в 70-х гг.прошлого столетия. На самом деле, это не совсем так: современный кавай в равной степени взял свои характерные черты и из эпохи 60-х, 80-х и 90-х, «заполировав» их началом нового века. Характерными кавайными чертами являются инфантильность, душевная ранимость, трогательность, а сам стиль из Японии, где он занимает лидирующее положение среди различных субкультур, перекочевал в Западную Европу, США и уже достиг российских земель. Где черпают вдохновение поклонники кавая? Из любимых мультфильмов, подражая анимационным героям. Кстати, не обязательно они должны быть персонажами аниме: даже наш отечественный Чебурашка воспринимается японцами на «ура». Кавайный стиль не подразумевает строгих рамок и ограничений, а пальма первенства отдана фантазии поклонников «детской» манеры одеваться и уникальности образов.
Проще всего доказать свою причастность необычному стилю при помощи одежды, что и демонстрирует нам сегодняшняя уличная мода. Стоит заметить, из местечкового кавай нынче превратился в настоящую многомиллионную индустрию, а его элементы частенько мелькают на показах дизайнеров с мировым именем.
Чтобы понять, по пути ли вам с огромной армией поклонников стиля, определяющими понятиями которого являются слова «милый», «очаровательный», нужно ознакомиться с его основными закономерностями.
Например, основной гаммой гардероба являются традиционные «трогательные» оттенки: розовый, нежно-зеленый, желтый, голубой. В качестве принтов часто используются изображения любимых мультгероев, игрушек. Здесь нет место грубости и жестокости, поэтому активно сочетаются мягкие вещи, например, толстовки с плюшевыми брюками, искусственный мех, а в качестве украшений часто выступает яркий пластик.
Арсенал настоящей кавайки немыслим без удлиненных свитеров или толстовок длиной до колена, пары коротких юбок самых разнообразных расцветок, узорчатых чулок или колготок.
В качестве декора приветствуются всевозможные банты, кружева, оборки, которыми так любили снабжать в детстве своих принцесс мамы.
Истинно японским считается дополнение одежды яркими деталями, будь то гетры, шарф, повязка на голову, ободок, съемные рукава, украшение телефона, многочисленные браслеты или «фенечки», мягкая сумка в виде мягкой игрушки, кошачьи ушки или хвостик и т.п. Преимущества кавая в том, что совсем не обязательно ломать голову над целостностью единого ансамбля: вы можете позволить себе любые сочетания образа, и это не будет считаться моветоном.
Что касается обуви, то в кавайный стиль идеально впишется необычная пара обуви, будь то кроссовки на танкетке или платформе, сапоги на утолщенном каблуке, ярки кеды или балетки, классике же здесь не место.
А как обстоят дела с прической и макияжем? Приверженцы стиля отдают предпочтение ассиметричным стрижкам, которые отличаются остротой углов, разной длиной прядей, самыми разнообразными оттенками шевелюры. Здесь работает принцип: чем необычнее, тем лучше. При накладывании макияжа склоняйтесь в сторону темных драматических оттенков теней, а в маникюре используйте разнообразные цвета, в которые можно красить каждый палец в отдельности.
Думаете, стиль кавай – прерогатива только тех, кто заигрался в детство? А вот и нет! Элементы национального стиля на его родине присутствуют во множестве муниципальных и государственных учреждений. Так, изображение известного всему миру Покемона Пикачу «облюбовало» несколько местных пассажирских бортов самолетов, любое отделение японской полиции имеет свой мультяшный персонаж-талисман, крупнейший банк на своих пластиковых картах изображает популярного тут героя сказок и т.п.
Но всем ли по душе беззаботная манера одеваться, в которую предпочитают нынче наряжаться не только подростки, но и взрослые? Противников кавая тоже достаточно, но их несравненно меньше, нежели его поклонников. Свое основное недовольство они выражают в поддерживании инфантилизма, нежелания брать на себя ответственность и иметь собственную точку зрения. С другой стороны – это настоящее искусство: оставаться ребенком в современных сумасшедших реалиях жизни. На чьей стороне вы – решайте сами.