Что такое катехизис православной церкви

Православный катехизис

Что такое катехизис православной церкви. Смотреть фото Что такое катехизис православной церкви. Смотреть картинку Что такое катехизис православной церкви. Картинка про Что такое катехизис православной церкви. Фото Что такое катехизис православной церкви
Православный катехизис. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 80 с. — (Серия «Таинства и обряды»)

В наше время многие люди открывают для себя православную веру, ее неоценимое значение для жизни и спасения каждого человека. Между тем, чтобы начать жить в этой истине, необходимо узнать о ней из достоверных источников, и потому православный катехизис является насущной потребностью для тех, кто только вступает на путь веры.

В наше время многие люди открывают для себя православную веру, ее неоценимое значение для жизни и спасения каждого человека. Между тем чтобы начать жить в этой истине, необходимо узнать о ней из достоверных источников, и потому православный катехизис является насущной потребностью для тех, кто только вступает на путь веры.

Первоначально книга была задумана как «Катехизис для подростков». У детей, растущих в современных непростых условиях, часто возникают самые серьезные и мучительные вопросы, в том числе и по проблемам, связанным с христианским вероучением. Дети хотят знать, что такое вера, душа, совесть, для чего Бог сотворил человека, любит ли Бог человека, несмотря на все его грехи и слабости, зачем нужны страдания и болезни, что есть рай и что есть ад, и чем православная религия отличается от иных христианских верований. И это всего лишь малая толика того, что жаждет понять душа юного человека. И здесь ни в коем случае нельзя отделаться от ребенка извечным взрослым ответом: «Вот подрастешь, тогда узнаешь». Он хочет знать сейчас, и мы должны помочь ему разобраться, понять, почувствовать ту вечную истину, что несет в себе любовь Божия.

Впрочем, несмотря на то что эта книга вначале рассчитывалась на детей и подростков, она несомненно будет интересна и полезна всем, делающим свои первые шаги в храме. Написанная простым и понятным языком, эта небольшая книга фактически является ответом на многие горячие вопросы, которые возникают далеко не только у подростков.

Основанием при составлении нашей скромной работы послужил «Сокращенный православный катехизис» прот. Николая Вознесенского (впоследствии епископа Димитрия). Кроме того, были использованы следующие труды: «Катехизис» свт. Филарета Московского, «Основы православной веры» Н.Е.Пестова, «Катехизис» еп. Александра (Семенова-Тянь-Шанского), «Катехизис» иер. Олега Давыденкова и др. православная литература. Некоторые источники указаны в самом тексте учебника.

Да, мы не оговорились, в определенной степени эта книга именно учебник. Как известно, слово «катехизис» означает начальное, основное учение о христианской вере. Приобщение к нему, как и любое обучение, требует усилий. Но только тогда будет достигнут тот результат, который принесет человеку радость — радость познания, радость соприкосновения с живой, ясной верой, дарующей нам спасение и силу.

Источник

Катехизис

Катехи́зис (греч. κατήχησις; лат. catechismus, catechesis – устное поуче­ние, настав­ле­ние) — крат­кое настав­ле­ние в вере ново­на­чаль­ным хри­сти­а­нам или тем, кто желает при­нять Кре­ще­ние; руко­вод­ство, содер­жа­щее основ­ные поло­же­ния хри­сти­ан­ского веро­уче­ния; жанр хри­сти­ан­ской веро­учи­тель­ной лите­ра­туры.

Что такое катехизис православной церкви. Смотреть фото Что такое катехизис православной церкви. Смотреть картинку Что такое катехизис православной церкви. Картинка про Что такое катехизис православной церкви. Фото Что такое катехизис православной церкви

В раннем хри­сти­ан­стве кате­хи­зи­сом назы­вали устное настав­ле­ние тем, кто гото­вился при­нять Кре­ще­ние. Именно в таком зна­че­нии это слово упо­треб­ля­ется в Новом Завете. Таким обра­зом, «кате­хи­зис» пре­вра­тился в жанр хри­сти­ан­ской лите­ра­туры, рас­кры­ва­ю­щий незыб­ле­мые веро­учи­тель­ные прин­ципы хри­сти­ан­ства.

В совре­мен­ном пони­ма­нии кате­хи­зис можно назвать спра­воч­ни­ком по основ­ным дог­ма­ти­че­ским поня­тиям Пра­во­сла­вия. Это книга, содер­жа­щая в сжатой форме квинт­эс­сен­цию хри­сти­ан­ства, притом в такой форме, кото­рая не должна вызы­вать недо­уме­ний или неод­но­знач­ных тол­ко­ва­ний. Это кон­цен­три­ро­ван­ное выра­же­ние того, что Цер­ковь пола­гает необ­хо­ди­мым осно­ва­нием веры каж­дого чело­века.

В этой тра­ди­ци­он­ной для нас форме кате­хи­зис впер­вые сфор­ми­ро­вался на Западе. Первой книгой, полу­чив­шей назва­ние «Кате­хи­зис», стал труд Андре­аса Альт­ха­мера, состав­лен­ный в форме вопро­сов и отве­тов в начале XVI века.

Однако еще в ран­не­хри­сти­ан­скую эпоху свт. Кириллу Иеру­са­лим­скому, свт. Иоанну Зла­то­усту, блж. Авгу­стину при­над­ле­жали целые циклы огла­си­тель­ных поуче­ний или гомилий (омилий), послу­жив­ших образ­цом для позд­ней­ших сред­не­ве­ко­вых и ново­ев­ро­пей­ских кате­хи­зи­сов. Гото­вя­щимся при­нять Кре­ще­ние необ­хо­димо было полу­чить пред­став­ле­ние о смысле цер­ков­ных Таинств, а также озна­ко­миться с Сим­во­лом веры как важ­ней­шим изло­же­нием основ хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, с молит­вой Гос­под­ней («Отче наш») как выра­же­нием сути хри­сти­ан­ской духов­но­сти и с деся­тью запо­ве­дями как основ­ным нрав­ствен­ным руко­вод­ством для хри­стиан. В раннем хри­сти­ан­стве жан­ро­вая форма кате­хи­зиса, как и его содер­жа­ние, была доста­точно сво­бод­ной — необя­за­тельно вопрос-ответ. Да и в эпоху Сред­не­ве­ко­вья в Запад­ной Церкви были созданы мно­го­чис­лен­ные док­три­наль­ные руко­вод­ства для свя­щен­но­слу­жи­те­лей и мирян, дале­кие от жан­ро­вого свое­об­ра­зия совре­мен­ных кате­хи­зи­сов.

В совре­мен­ном тер­ми­но­ло­ги­че­ском зна­че­нии кате­хи­зис (как дог­ма­ти­че­ски точное изло­же­ние основ веры в вопро­сах и отве­тах) появился в Запад­ной Европе в эпоху Рефор­ма­ции.

В рус­ской цер­ков­ной тра­ди­ции под­го­товка к кре­ще­нию назы­ва­лась «огла­ше­нием», а те, кто про­хо­дил такую под­го­товку, име­но­ва­лись «огла­шен­ными». Было также слово «огла­шен­ник», кото­рым обо­зна­ча­лась книга поуче­ний для гото­вя­щихся при­нять хри­сти­ан­ство, и выра­же­ние «огла­шен­ные сло­веса», то есть поуче­ния для огла­шен­ных. Вплоть до XVII сто­ле­тия на Руси пере­чис­ле­ния основ­ных кате­го­рий хри­сти­ан­ства вместе с Сим­во­лом веры и кате­хи­зи­сом, как пра­вило, поме­ща­лись в бук­ва­рях, тол­ко­вых молит­вен­ни­ках и других учебно-бого­слу­жеб­ных сбор­ни­ках или сводах.

Первый пра­во­слав­ный кате­хи­зис у восточ­ных славян раз­ра­бо­тал учи­тель Львов­ской брат­ской школы Лав­рен­тий Зиза­ний. Однако из-за пло­хого пере­вода на сла­вян­ский его кате­хи­зис ока­зался во многом не точен. В итоге тираж был кон­фис­ко­ван и почти пол­но­стью уни­что­жен. С именем Лав­рен­тия Зиза­ния и его брата Сте­фана иссле­до­ва­тели свя­зы­вают еще несколько, к сожа­ле­нию, не сохра­нив­шихся кате­хи­зи­сов конца XVI — первой трети XVII века.

После Зиза­ния у Рус­ской Церкви вплоть до XX века было два офи­ци­аль­ных пра­во­слав­ных кате­хи­зиса. Первый — это «Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние кафо­ли­че­ской и апо­столь­ской церкви Восточ­ной» зна­ме­ни­того рек­тора Киев­ской ака­де­мии, киев­ского мит­ро­по­лита Петра Могилы, и второй — «Кате­хи­зис про­стран­ный хри­сти­ан­ский» мос­ков­ского мит­ро­по­лита Фила­рета (Дроз­дова). Эти кате­хи­зисы в основ­ном удер­жи­вают тра­ди­ци­он­ную схему: разъ­яс­не­ние молитвы Гос­под­ней, Сим­вола веры и десяти запо­ве­дей, а также хри­сти­ан­ских таинств.

В тече­ние почти трех веков исто­рии рус­ской бого­слов­ской науки в Рус­ской Церкви исполь­зо­вался кате­хи­зис Мос­ков­ского свя­ти­теля Фила­рета (Дроз­дова). Еще в первой трети XIX века он был реко­мен­до­ван к исполь­зо­ва­нию Свя­тей­шим сино­дом. Именно этот кате­хи­зис, щедро пере­из­да­ва­е­мый пра­во­слав­ными кни­го­из­да­те­лями, зача­стую ста­но­вится первым «спра­воч­ни­ком» в обла­сти пра­во­слав­ного бого­сло­вия для многих нео­фи­тов.

В XX веке появи­лось боль­шое коли­че­ство автор­ских кате­хи­зи­сов: митр. Анто­ния (Хра­по­виц­кого), еп. Алек­сандра (Семе­нова-Тян-Шан­ского), свт. Нико­лая Серб­ского и др.

В насто­я­щее время опре­де­ле­нием Архи­ерей­ского Собора РПЦ от 27 июня 2008 года «О вопро­сах внут­рен­ней жизни и внеш­ней дея­тель­но­сти Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви» «при­знано важным начать работу по созда­нию совре­мен­ного кате­хи­зиса Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви» (п. 21). На засе­да­нии Свя­щен­ного Синода 27 июля 2009 года поста­но­вили «начать под­го­товку совре­мен­ного кате­хи­зиса Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви» (журнал 62).

Источник

Катехизис: история слова, которое стало книгой

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Катехизисом называют руководство, которое содержит основные положения христианского вероучения. То есть, это своего рода элементарный учебник веры, где изложены самые основы догматики и христианской нравственности. Но часто с этим словом, как правило, ассоциируется что-то совершенно сухое и скучное, оторванное от жизни. Катехизис представляется набором по большому счету ничего не говорящих правил и формул, и тогда к нему более чем к чему-либо еще, казалось бы, применимы слова Гете «суха, мой друг, теория везде, а древо жизни пышно зеленеет».

Действительно, слово κατήχησις (katēhēsis) в переводе с древнегреческого означает «поучение», «назидание», «наставление». А современному человеку не особенно нравится, когда его поучают. Тем более, когда поучают чему-то такому, что ему представляется очень далеким от нужд и потребностей собственной жизни. Ведь в катехизисе вопрос и ответ представляют собой настолько нерасторжимое целое, что они выступают под единым названием «вопросоответ». Что же это за вопрос, если на него заранее известен ответ? Неинтересно как-то получается.

Впрочем, если катехизис – это действительно учебник веры, то почему же он все-таки воспринимается как что-то предельно скучное? Ведь никто же не считает скучным, скажем, букварь. Однако в этом древнегреческом слове есть еще одно его значение, которое может помочь понять, почему и при каких условиях катехизис начинают ассоциировать с чем-то занудным и ненужным.

Ведь κατήχησις образовано от глагола κατηχέω (katēheō) – (устно) поучать, наставлять, оглашать. И этот оттенок значения слова как именно устного поучения, оглашения (когда человека словно затронули и объяли звучащим словом), важен для понимания смысла катехизиса как учебника веры, для понимания того, что он предполагает еще в качестве дополнения к нему, чтобы не быть только грузом мертвящей буквы.

Вспомним, что та часть литургии, которая предваряет литургию верных, называется литургией оглашенных. Оглашенными в древней Церкви называли тех людей, которые еще не являются собственно христианами, кто еще только готовится принять Крещение. Поэтому оглашенные не имели права присутствовать на литургии верных и должны были перед ее началом покинуть храм, в котором идет богослужение.

Тогда получается, что катехизис как первоначальное введение в христианское вероучение, в самые его азы сам по себе хоть и необходим, но недостаточен для правильной, настоящей веры. Святитель Филарет Московский в «Пространном катехизисе» говорит, что «Православный катехизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души». Но для этого благоугождения, говорит далее Филарет, «нужны, во-первых, познание Истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела». Таким образом, изучение самых основ веры и наставление в ней необходимо предполагают живую веру самого человека и совершение добрых дел, потому что вера без дел мертва (Иак 2:20).

Таким образом, чтение катехизиса и наставление в нем является лишь оглашением, которое предполагает дальнейшее движение человека в вере, так же, как за оглашением должно следовать Крещение. Чтобы с охотой читать и изучать катехизис, нужно иметь настоящий интерес к христианскому вероучению и пытаться жить по вере, чтобы в душе был огонь, этот интерес подпитывающий. И тогда катехизис станет для своего читателя настоящей живой книгой.

Источник

Введение

Мир православного богословия можно уподобить огромному, премудро устроенному и богато украшенному зданию. Курс «Катихизиса» имеет целью изучить главные «несущие конструкции» и «соединительные узлы» этого здания, понять основные принципы его устройства и, таким образом, получить возможность более или менее свободно ориентироваться в мире богословского знания.

1. Понятие о православном «катихизисе»

1.1. Значение слова «катихизис»

Слово «катихизис» происходит от греческого глагола katecheo, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете.

Достопочтенный Феофил, к которому евангелист Лука обращается в начале своего Евангелия, был наставлен (κατηχήθης) ( Лк. 1:4 ) в учении христианской веры.

Александрийский иудей Аполлос, пришедший с проповедью в Ефес, был наставлен (ἦν κατηχημένος) в начатках пути Господня ( Деян. 18:25 ).

Первоначально «катихизисом» называлось устное научение основам христианской веры. Со временем это наименование распространилось также и на записанные наставления. Таким образом «катихизис» превратился в жанр христианской вероучительной литературы.

1.2. Что такое вера?

а) Прежде всего под верой понимают состояние психологической уверенности в истинности некоторых положений, которые не могут быть логически доказаны и опытно проверены.

Применительно к христианской религии вера означает уверенность в бытии Бога и духовного мира, а также в исполнении Божественных обетований. Апостол Павел определяет веру как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11:1 ).

б) Верой называется также и самый предмет уверенности, то есть некоторое учение, в истинности которого человек убежден. В таком значении использует слово «вера» ап. Павел, когда говорит о людях, которые отвергли прежнюю веру ( 1Тим. 5:12 ), о невеждах в вере ( 2Тим. 3:8 ). В таком смысле можно говорить о христианской, мусульманской, иудейской и другой вере.

С субъективной стороны такая вера раскрывается, прежде всего, как доверие – доверие тому, что Бог открывает нам в Своем слове, доверие Промыслу Божию.

«Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» ( Рим. 4:3 ).

Акт веры, совершенный Авраамом, заключался не в том, что патриарх признал бытие Божие – в этом он не сомневался и ранее, – а в том, что он доверился Богу, всецело предал себя воле Божией.

Доверие Богу, Его повелениям и обетованиям порождает в человеке желание хранить верность Богу. На низких степенях духовного развития стремление быть верным Богу может быть обусловлено страхом наказания или желанием получить награду. Однако ни страх, ни корыстный расчет не могут сообщить верности положительного нравственного основания и потому несовместимы с христианским совершенством. Таким основанием может быть только любовь как совокупность совершенства ( Кол. 3:14 ).

«Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:8, 16 ), и вера в Бога – Любовь по мере своего роста срастворяется любовью, любовь же побуждает хранить верность тому, кого любишь:

«Если любите Меня, соблюдите мои заповеди» ( Ин. 14:15 );

«кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» ( Ин. 14:23 ).

В этом смысле ап. Павел говорит о вере, действующей любовью ( Гал. 5:6 ).

г) Таким образом, христианская вера не может быть сведена ни к простой уверенности в истинности христианского учения, ни к состоянию души, ни даже к личному отношению человека к Богу. Можно сказать, что вера есть, прежде всего, определенный образ жизни. С одной стороны, его содержание – стремление к богообщению, к соединению с Богом. С другой стороны, этот образ жизни непременно включает в себя твердую решимость исполнять волю Божию, привести свою жизнь в соответствие с Божественным замыслом о человеке.

1.3. Предмет настоящего курса

Когда мы определяем катихизис как наставление в вере, то понимаем под этим обзор основных истин христианского учения. Истины веры можно разделить на три группы:

а) истины вероучительные, заключающие в себе знание о Боге и о Его отношении к миру и к человеку;

6) истины нравоучительные, устанавливающие круг нравственных обязанностей человека по отношению к Богу, к самому себе и к себе подобным;

в) истины, которые можно назвать мистическими, относящиеся к практике богообщения.

Настоящий курс «Катихизиса» ограничен рассмотрением только основных вероучительных истин, содержащихся в Никео-Цареградском Символе веры.

2. Необходимость знания основ христианского вероучения для всякого христианина

2.1. Значение разума в религиозной жизни

Почему знание основ христианского вероучения необходимо «всякому христианину»? Разве для нормального протекания духовной жизни не достаточно ограничиться только областью личного благочестия: молитвой, соблюдением заповедей, посещением храма и тому подобное? Как показывает опыт, ограничение духовной жизни только областью чувств не дает христианину возможности построить свою жизнь как разумное служение Богу ( Рим. 12:1 ). Такой христианин не в состоянии исполнить во всей полноте заповедь о любви к Богу.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением [!] твоим ( Мф. 22:37 ), – такой ответ дал Господь Иисус Христос на вопрос о наибольшей заповеди в законе.

Служение Богу требует участия всего человека, включая и душу с ее естественными силами (разум, чувства и воля), и тело. Православию чуждо противопоставление веры и разума, которые неразрывно связаны между собой и предполагают друг друга. Не может быть веры без разума, потому что

1) человек не может верить в то, о чем он совершенно ничего не знает;

2) сама вера должна быть разумной, осмысленной.

В то же время и разум нуждается в вере. Скептицизм не ведет к знанию, напротив, подрывает его основы. Само познание мира основывается на двух предпосылках, принимаемых на веру:

1) вере в то, что окружающий мир реально существует;

Исключение разума из религиозной сферы неизбежно негативно отразится на всем строе духовной жизни человека. Например, такие печальные явления религиозной жизни, как фанатизм, нездоровый мистицизм, обрядоверие, часто имеют своей причиной невежество в вопросах вероучения.

2.2. Что необходимо для спасения

Целью жизни падшего человека является достижение спасения. «Пространный Катихизис» учит, что «для благоугождения Богу и для спасения души» необходимы 5 :

а) «познание истинного Бога».

Но что значит «познать Бога»? Ведь Бог не есть объект познания в общепринятом смысле слова! Поскольку Бог есть Личность, познание Его возможно только через личностное отношение, то есть в опыте богообщения. Поэтому истинное богопознание есть не образ мысли, а, прежде всего, образ жизни, жизнь в непосредственном единстве с Богом.

б) «правая вера в Него».

То есть наличие у человека правильных представлений о Боге, о Его отношении к миру, так как ложная вера, суеверия, сочетая душу человека с неправдой, объективно отделяют его от Бога. При этом веру как знание о Боге следует четко отличать от непосредственного знания Бога, которое приобретается только на путях личностного богообщения.

в) «жизнь по вере и добрые дела».

Иными словами, приведение всей жизни человека в соответствие с волей Божией.

Необходимость в духовной жизни богообщения и исполнения воли Божией не вызывает сомнения. Через личностное общение с Богом, выражающееся, прежде всего, в молитве и в участии в церковных таинствах, мы получаем освящающую нас благодать, необходимые для праведной жизни силы, а через упражнение в добродетели достигаем духовно-нравственного совершенства. Каково же место и назначение в духовной жизни теоретического знания?

2.3. Понятие о богословии, догматическое сознание

Богопознание, жизнь с Богом – опытный процесс, но духовный опыт по мере накопления становится знанием, а знание, в свою очередь, требует систематизации. Таким образом возникает наука – богословие.

Вероучение, усвоенное человеком и составляющее предмет его веры, называется догматическим сознанием. Наличие у человека догматического сознания, знание хотя бы основ вероучения необходимо

а) для обобщения и систематизации духовного опыта, для сообщения опыта тем, кто его не имеет. Архим. Софроний (Сахаров), ученик прп. Силуана Афонского, передает следующие слова своего преподобного учителя:

Лишенный догматического сознания, человек в духовной жизни оказывается совершенно дезориентированным, он подобен слепцу, который вынужден прокладывать себе путь ощупью. Например, он в принципе не способен понять, какое значение в духовной жизни имеет Церковь с ее таинствами, какое место в деле спасения принадлежит собственно человеческой активности.

б) для проверки доброкачественности нашего духовного опыта. Ложное, искаженное догматическое сознание не менее опасно для духовной жизни, чем полное его отсутствие.

2.4. Догматическое сознание и ересь

Искажение вероучения в христианском богословии получило наименование «ереси». По своей сущности ересь (от греч. – выбор, предпочтение) представляет собой предпочтение части истины целому, в результате чего одна из граней духовного опыта вырывается из общего контекста и возводится в абсолют. Обычно ересь связана с рационализацией вероучения, стремлением изгнать из богословия момент тайны, подменить опытное знание Бога знанием о Боге, сделать истину веры вполне доступной для человеческого рассудка.

Всякое погрешение в вопросах вероучения есть ересь, поэтому с точки зрения канонического права еретиками являются все вообще неправославные.

Ересь не есть результат чисто теоретического заблуждения, практически всегда ересь является внешним выражением повреждения в самом строе духовной жизни. Однако будучи выражением ложного духовного опыта, еретическое учение обладает и обратным действием: усвоенное человеческим сознанием, оно неизбежно искажает и саму духовную жизнь, в большей или меньшей степени препятствует соединению человека с Богом. Прп. Силуан предупреждает:

Например, повреждение учения о Христе неизбежно приводит к искаженному представлению об образе совершения Богом нашего спасения, а следовательно и о путях достижения спасения человеком.

Примером того, как незначительные, на первый взгляд, повреждения вероучения способны деформировать духовную жизнь огромных церковных сообществ, могут служить римо-католичество и особенно многочисленные направления современного протестантизма.

В первые века исторического бытия Церкви вероучительные истины, являясь непосредственным обобщением живого духовного опыта, не имели умозрительных формулировок. Однако, когда начали появляться ереси, Церковь, движимая заботой о духовном здоровье своих чад, вынуждена была установить пределы истины, определить границы религиозного опыта, указать ту черту, которая отделяет истинное церковное учение от ереси. Таким образом появились догматы.

2.5. Значение вероучительных истин в жизни христианина

3. Православная катихизическая литература

Приобретению человеком четкого догматического сознания служит катихизическая литература.

Первоначально научение истинам веры осуществлялось изустно, основанием для такого научения служили достаточно краткие Символы и Исповедания веры. Позднее стали появляться более пространные изложения вероучения, катихизисы в современном значении слова. Среди авторов «катехизисов» были известные отцы и учители Церкви. В Православной Церкви большим авторитетом пользуются «Огласительные слова» свт. Кирилла Иерусалимского (387), «Большое огласительное слово» свт. Григория Нисского (ок. 394), Enchridition ad Laurentium. (Руководство для Лаврентия. ) блж. Августина (430), «Катехизис» прп. Феодора Студита (820) и др.

а) «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», составленное в 1640 г. при активном участии митрополита Киевского Петра (Могилы). Исповедание было утверждено Восточными Патриархами (Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским) в 1643 г. В Русской Церкви «Православное исповедание» было принято в 1685 г. при патриархе Иоакиме. В 1696 г. при патриархе Адриане это решение было подтверждено, а «Исповедание» было рекомендовано в качестве учебного пособия.

б) «Изложение Православной Веры Восточной Церкви» (в Русской Церкви известно под названием «Послание Патриархов Православно-кафолической Церкви о православной вере»). Оно было составлено Иерусалимским патриархом Досифеем и в 1672 г. одобрено архиерейским совещанием в Иерусалиме. В 1725 г. «Изложение» было одобрено четырьмя Восточными Патриархами. Тогда же к нему присоединилась и Русская Церковь.

Каково должно быть наше отношение к этим вероизложениям? Несомненно, в целом они православны, однако их авторы сами были не вполне свободны от влияния западного, латинского богословия, что и проявилось в некоторых частных положениях. Очевидно, что «Исповедание» и «Послание» не могут иметь общецерковного непреходящего значения, как, например, догматические определения Вселенских Соборов. Несмотря на то что они сохраняют для нас значительный авторитет, это не более чем исторические памятники догматического характера.

Для Русской Православной Церкви особое значение имеет «Пространный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви», основную часть которого составил свт. Филарет (Дроздов). Однако этот «Катихизис» нельзя рассматривать как авторский. Во-первых, он подвергался редактированию. Во-вторых, «Пространный Катихизис» был единогласно принят Святейшим Синодом Русской Православной Церкви и утвержден императором. Эти решения до сих пор никем не были отменены.

Фактически «Пространный Катихизис» выражает позицию всей Русской Церкви XIX в. «Катихизис» издавался в трех редакциях: в 1823–1824, в 1827–1828, в 1839 гг. и в последней, третьей, редакции подвергся переработке в духе латинского богословия. По своему богословскому уровню «Пространный Катихизис» выше, чем «Православное Исповедание» и «Послание Восточных Патриархов».

В XX столетии появилось большое количество авторских катихизисов: «Катихизис» епископа Александра (Семенова-Тянь-Шанского), «Катихизис» прот. Владимира Глиндского, семейный катихизис «Жив Бог», составленный группой православных христиан из Франции, «Основы Православия» прот. Фомы Хопко и др., однако ни один из них по степени своей авторитетности не может быть сопоставлен с «Пространным Катихизисом».

Пространный Христианский Катихизис Православныя Кафолическия Восточный Церкве. Белосток, 1990 (репринт), с. 3.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *