Что такое катехизация в католицизме

Что такое катехизация? И кто такие оглашенные?

Что такое катехизация в католицизме. Смотреть фото Что такое катехизация в католицизме. Смотреть картинку Что такое катехизация в католицизме. Картинка про Что такое катехизация в католицизме. Фото Что такое катехизация в католицизме

Можно рассматривать этот вопрос в узкоисторическом смысле. Много уже было сказано о нем в богословской литературе. Многое еще можно и нужно исследовать, так как это одна из важнейших церковных тем.

Если же говорить в конкретном современном смысле о данных вопросах, то тема эта чрезвычайно болезненна, ведь часто перед совершением Таинства Крещения сталкивается в страшной духовной битве мир христианский и мир языческий, их мировоззрения и образы жизни. И самым страшным является то, что язычество старается пролезть в христианство, получить от него сатисфакцию и право на жизнь, взять от него форму христианскую, во многом не изменяя себя.

Это пронзительная священническая боль, потому что каждый батюшка в своем служении сталкивался с формальным восприятием Таинства Крещения много раз. И как трудно вести эту битву с закоренелым языческим сознанием, знает каждый священник. Каждое крещение – как бой. Каждое крещение – как битва. Конечно, можно сдаться, можно отнестись к этому равнодушно. Полчаса – и вот ваш младенец, до свиданья. Делайте что хотите! Но вправе ли я, иерей Божий, так поступить? Нужно пахать сердечную ниву людей. А это часто такое же тяжкое дело, как вгрызаться киркою в гранит. Почему же так?

К сожалению, часто современный человек постсоветского пространства относится к крещению лишь как к доброй традиции. Мол, все крестят, и я должен ребенка покрестить. Или в лучшем случае, чтобы защита у ребеночка была. Но глубинное осознание Таинства Крещения не происходит. Человек не хочет его понять.

Итак, что же такое Таинство Крещения? Православный катехизис дает следующий ответ: «Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую». То есть крещение – это не только красивая старинная традиция или просто защита для дитя. Это – шаг в небо. Это – шаг в распахнутые настежь двери Церкви земной и Церкви небесной. Это взятие на себя и на ребенка обязательства жить в Церкви, приближаясь ко Христу. Жить жизнью Церкви.

Но часто ли это происходит?

Креститься и не жить церковной жизнью – это примерно то же, как купить красивую икону, а потом выкопать яму и положить образ в нее. А далее на протяжении десятилетий засыпать ее всяким житейским мусором, пока святыня, наконец, не окажется полностью погребена под завалами.

Спросит ли Господь нас после смерти или на Страшном суде о том таланте, о том даре Духа Святаго, который мы получили в Таинстве Крещения? Конечно, спросит. Сможет ли ответить человек, почему святыня была зарыта в землю? Наверное, нет. И потом плач и скрежет зубов.

Таинство Крещения – это то горчичное зерно, которое брошено в нашу сердечную почву. Для того чтобы оно проросло и развилось в прекрасное дерево, нужно его взращивать молитвой, постом, Таинствами, жизнью в Церкви, делами милосердия. И тогда птицы небесные (благодать Святого Духа) совьют гнезда на этом дереве. И оно дорастет до райских высот.

Поэтому, говоря современным языком и для современного человека, Таинство Крещения – это некий кредит доверия к человеку, который дан ему для того, чтобы тот начал свое личное приближение к Богу. Это, если хотите, обязанность и обещание трудиться для стяжания Духа Святого и для своего личного спасения.

И это особенно видно из того, как относились к Таинству Крещения древние христиане…

Это слова-синонимы. Катехизация в переводе с греческого языка обозначает «оглашение». Оглашение – это изучение человеком основ христианской веры перед тем, как принять крещение. Т. е. мы видим, что труд по изменению себя ради принятия святыни крещальной начинался человеком задолго до участия в данном Таинстве. Он мог длиться от сорока дней и до трех лет. Оглашенный (так называли того, кто желал креститься и проходил для этого оглашение (обучение)) имел наставника, часто священника, который наставлял его в основах христианской веры. Для подготовки к крещению и воспитанию людей на основах православной веры существовали целые учебные заведения. Так, например, знаменитое Александрийское училище зарождалось как огласительное. Главной задачей этой школы являлась подготовка оглашенных к крещению.

Фактически и одна из самых известных православных молитв – Символ Веры – является катехизисом в краткой форме, т. е. изложением основ православной веры. Обучение в огласительном периоде имело, как правило, три степени, или, выражаясь современным языком, три класса. В первом «классе» оглашенные стояли на Литургии в притворе, слушая молитвы и чтение Священного Писания. Во втором «классе» они уже стояли в храме среди верных до евхаристического канона, а потом, опустившись на колени и приняв благословение от Предстоятеля, на словах «Елицы оглашенные изыдите» выходили из храма. Третий «класс» уже готовился ко Крещению. Массовые крещения оглашенных, как правило, производились на Пасху, Пятидесятницу, Святое Богоявление.

Из этого всего мы видим, как древние христиане серьезно относились к Таинству Крещения.

Сегодня ситуация изменилась. Историческая ситуация. Но не суть Таинства. Она осталась та же. И ответственность за принятие Таинства Крещения та же.

Из Крещальной купели Сам Бог воспринимает человека. Так имею ли я право отвернуться от Него? Святитель Иоанн Златоуст в беседе на Евангелие от Иоанна писал: «Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого – на небесах. У этого царь – Христос; у того – грех и дьявол. У этого пища – Христос; у того – гниль и тление. Да и одежда у этого – Владыка ангелов; у того – дело червей. У этого город – небо; у того – земля».

В Таинстве Крещения мы уже вошли в небо. Осталось только на протяжении жизни духовно закрепиться с Божьей помощью в нем. Так неужели захотим упасть с него и снова вернуться к червям, к смерти и тлению, когда милосердный и любящий Бог раскрывает нам свои объятия? Неужели мы отвернемся от него?

Источник

Длительность катехизации в современной католической и протестантской практике — Ольга Сушкова

Дан­ные, кото­рые будут при­ве­дены в этом сооб­ще­нии, полу­чены в основ­ном в резуль­тате про­смотра дей­ству­ю­щих като­ли­че­ских и про­те­стант­ских сай­тов США и Канады. На основе этих све­де­ний поста­ра­емся про­ана­ли­зи­ро­вать, какова дли­тель­ность кате­хи­за­ции в совре­мен­ной непра­во­слав­ной практике.

Доклад на международной богословско-практической конференции “Традиции святоотеческой катехизации: Пути возрождения” (Москва, 17–19 мая 2010 г.).*

Дан­ные, кото­рые будут при­ве­дены в этом сооб­ще­нии, полу­чены в основ­ном в резуль­тате про­смотра дей­ству­ю­щих като­ли­че­ских и про­те­стант­ских сай­тов США и Канады. На основе этих све­де­ний поста­ра­емся про­ана­ли­зи­ро­вать, какова дли­тель­ность кате­хи­за­ции в совре­мен­ной непра­во­слав­ной прак­тике – у като­ли­ков и неко­то­рых тра­ди­ци­он­ных про­те­стант­ских кон­фес­сий (люте­ран, пре­сви­те­риан и рефор­ма­тов). Дан­ный выбор, однако, не озна­чает, что кате­хи­зи­че­ская прак­тика отсут­ствует у аме­ри­кан­ских пра­во­слав­ных, прежде всего, в Пра­во­слав­ной церкви Аме­рики (ОСА). Но эта тема оста­лась за рам­ками доклада.

Поста­вим сна­чала вопрос в целом: почему те, кто зани­ма­ется рас­смат­ри­ва­е­мой кате­хи­зи­че­ской прак­ти­кой, счи­тают, что кате­хи­за­ция все­гда дли­тельна, т.е. зани­мает зна­чи­тель­ное по своей про­дол­жи­тель­но­сти время?

На общем сайте Еван­ге­ли­че­ской люте­ран­ской церкви в Канаде мы обна­ру­жили инте­рес­ный раз­дел под назва­нием «Воз­не­сем сердца», посвя­щен­ный кате­хи­за­ции [1]. В нем содер­жатся крат­кие живые сви­де­тель­ства людей, непо­сред­ственно заня­тых в кате­хи­за­ции или в кон­фир­ма­ции (при­ня­той в этой кон­фес­сии), между кото­рыми авто­рам видится много парал­ле­лей. В числе этих сви­де­тельств – рас­сказ пас­тора Эндрю Хар­тера. Он срав­ни­вает кате­хи­за­цию с англи­кан­ским мис­си­о­нер­ским кур­сом «Альфа», кото­рый ему также дово­ди­лось вести в годы слу­же­ния в Вели­ко­бри­та­нии. Основ­ной вывод сле­ду­ю­щий: кате­хи­за­ция неиз­бежно ока­зы­ва­ется гораздо дли­тель­нее! «Хотя внешне они похожи и в рав­ной мере осно­ваны на Биб­лии, акценты совер­шенно раз­ные: клю­че­вой момент на кате­хи­за­ции – не столько гово­ре­ние, сколько слу­ша­ние… В то время как курс “Альфа” может завер­шиться за 6 недель, за это время огла­си­тель­ная группа едва фор­ми­ру­ется. Огла­ше­ние – не только более мед­лен­ный про­цесс; оно по опре­де­ле­нию гораздо менее пред­ска­зу­емо». На кате­хи­за­ции ста­вят вопросы огла­ша­е­мые, а не веду­щие, про­дол­жает Э. Хар­тер, а сле­до­ва­тельно, невоз­можно под­го­то­виться зара­нее к раз­вер­ну­тому рас­сказу о том, чего пока не спро­сили. Кроме того, с мало­зна­ко­мыми людьми не ста­нут делиться такими сокро­вен­ными вещами, как внут­рен­няя рели­ги­оз­ная жизнь. Поэтому все пер­вые шесть недель могут уйти на зна­ком­ство и обсуж­де­ние «тем, не пред­став­ля­ю­щих риска». Веду­щие в даль­ней­шем ока­зы­ва­ются столь же внут­ренне обна­жены, как и спра­ши­ва­ю­щие, и это рож­дает сми­ре­ние и про­стран­ство для дей­ствия Свя­того Духа, рож­дает любовь, «кото­рая про­дол­жа­ется в чле­нах группы и после кре­ще­ния и кон­фир­ма­ции». Таково сви­де­тель­ство прак­тика – канад­ского лютеранина.

Конец минув­шего ХХ сто­ле­тия и начало XXI в. дает нам при­меры насто­я­щего воз­рож­де­ния катеху­ме­ната [2]. В целом необ­хо­ди­мость кате­хи­за­ции уже не ста­вится под сомне­ние. Даже в изда­ниях спра­воч­ного харак­тера, типа «Окс­форд­ского сло­варя хри­сти­ан­ской церкви», гово­рится, что «вос­ста­нов­лен­ный катеху­ме­нат стал необ­хо­ди­мой пре­лю­дией ко всем взрос­лым кре­ще­ниям», при­чем он «может быть дли­тель­ным» [3].

Как обстоят дела у аме­ри­кан­ских като­ли­ков?

В интер­нете можно обна­ру­жить много сай­тов, стра­ни­чек, фору­мов на тему кате­хи­за­ции в като­ли­че­ских при­хо­дах США, например:

Кате­хи­за­ция на аме­ри­кан­ском кон­ти­ненте суще­ствует давно, и като­ли­че­ская цер­ковь явля­ется тут пио­не­ром. Рим­ско-като­ли­че­ская цер­ковь тща­тельно раз­ра­бо­тала свою систему под назва­нием «De Initiatione Christiana Adultorum» [5] (1972 г.), с вос­ста­нов­ле­нием литур­ги­че­ского оформ­ле­ния катеху­ме­ната и его сту­пе­ней. У като­ли­ков, согласно этому доку­менту, катеху­ме­нат имеет сле­ду­ю­щие пять этапов:

1. пре­ка­теху­ме­нат (пре­до­гла­ше­ние): от несколь­ких меся­цев до несколь­ких лет, при необходимости;

2. катеху­ме­нат (соб­ственно огла­ше­ние): также от несколь­ких меся­цев до несколь­ких лет; для некре­ще­ного – в нор­маль­ном слу­чае не менее 12 месяцев;

3. очи­ще­ние и про­све­ще­ние – 6 недель, в тече­ние Вели­кого поста;

4. «таин­ства посвя­ще­ния», т.е. чины Вели­кой Суб­боты, кре­ще­ние, миро­по­ма­за­ние и Евха­ри­стия – на вечерне Вели­кой Суб­боты и в Пас­халь­ное воскресенье;

5. мис­та­го­гия (от пас­халь­ного вос­кре­се­нья до вос­кре­се­нья Пяти­де­сят­ницы); но счи­та­ется, что на самом деле она «длится всю жизнь» [6].

Однако в реаль­ной жизни бывает не все так гладко. Тут воз­ни­кают про­блемы, выявив­ши­еся в усто­яв­шейся уже прак­тике като­ли­че­ской церкви более отчет­ливо, чем у тех, кто отно­си­тельно недавно начал воз­рож­дать кате­хи­за­цию. Неко­то­рые из этих про­блем пере­чис­лены ниже.

1. Дли­тель­ность пре­до­гла­ше­ния четко не опре­де­лена. Пре­ка­теху­ме­нат может быть бес­си­стемно сокра­щен, его может не быть совсем.

2. Соб­ственно кате­хи­за­ция имеет в основе набор тем, кото­рые нужно «пройти», и слиш­ком часто пре­вра­ща­ется в оче­ред­ную обра­зо­ва­тель­ную программу.

3. Очи­ще­ние и про­све­ще­ние не при­во­дят к глу­бо­кому пере­смотру всей жизни.

4. Реду­ци­ро­ван­ный чин кре­ще­ния в виде кроп­ле­ния лба кре­ща­е­мого неболь­шим коли­че­ством воды менее всего ощу­ща­ется как «уми­ра­ние со Хри­стом», как раз­де­ле­ние с Ним пас­халь­ной тайны Смерти и Воскресения.

5. Мис­та­го­гия по дли­тель­но­сти также четко не опре­де­лена, не имеет про­ду­ман­ной про­граммы. Огла­ша­е­мые далеко не все­гда вхо­дят в глу­бину опыта цер­ков­ных таинств. Отсут­ствие необ­хо­ди­мого зна­ния о литур­ги­че­ском и эккле­зио­ло­ги­че­ском обнов­ле­нии, при­не­сен­ном II Вати­кан­ским собо­ром, огра­ни­чен­ность соб­ствен­ного опыта хри­стиан, кре­щен­ных в мла­ден­че­стве и, по сути, не знав­ших лич­ного обра­ще­ния, при­во­дит к тому, что кате­хи­за­то­рам тол­ком нечего ска­зать о той новой жизни, в кото­рую они ввели новокрещенных.

Осо­бенно много вопро­сов вызы­вает период мис­та­го­гии. В боль­шин­стве като­ли­че­ских при­хо­дов США, гово­рит Билл Хьюбш в той же беседе, после­кре­щаль­ной мис­та­го­гии нет. Однако «Наци­о­наль­ный устав катеху­ме­ната» (п. 24) пред­пи­сы­вает «допол­ни­тель­ные собра­ния» катеху­ме­нов в период Пасхи и затем «их про­дол­же­ние в тече­ние года после хри­сти­ан­ской ини­ци­а­ции», по край­ней мере, с еже­ме­сяч­ными собра­ни­ями нео­фи­тов для их более глу­бо­кого хри­сти­ан­ского про­све­ще­ния и вклю­че­ния в пол­ноту жизни хри­сти­ан­ского сооб­ще­ства. И все равно чет­кого пони­ма­ния содер­жа­ния пери­ода мис­та­го­гии, в отли­чие от дру­гих эта­пов кате­хи­за­ции, не дает ни доку­мент, ни суще­ству­ю­щая прак­тика. Пред­по­ла­га­ется посе­ще­ние вос­крес­ной литур­гии в период Пасхи и месса с пред­сто­я­тель­ством епи­скопа, но у нео­фи­тов нет тут своей ясной роли, и после «интен­сив­ных чинов Вели­кого поста и Страст­ной сед­мицы это может вос­при­ни­маться как спад». Мис­та­го­гия мно­гими ощу­ща­ется как нечто не столь уж важ­ное, потому что целью кате­хи­за­ции видится пер­вое при­ня­тие свя­тых таинств на Пасху.

По самым опти­ми­стич­ным под­сче­там, не менее поло­вины нео­фи­тов в тече­ние двух лет после своей Вечерни Вели­кой суб­боты пере­стают ходить на вос­крес­ные литур­гии. Одна из пред­по­ла­га­е­мых при­чин – то, что «цер­ковь, кото­рую они пере­жили на опыте во время своей ини­ци­а­ции, цер­ковь малых групп, собран­ных вокруг Писа­ния, деля­щихся своей верой, пере­стает для них суще­ство­вать». Между тем, по мне­нию Б. Хьюбша, эта цер­ковь нужна им – и в период мис­та­го­гии, и в даль­ней­шем – для воз­рас­та­ния в вере и жизни, для про­ти­во­сто­я­ния цен­но­стям секу­ля­ри­зо­ван­ной Аме­рики, кото­рые слиш­ком часто идут враз­рез с еван­гель­скими ценностями.

Насколько можно судить, на прак­тике полу­ча­ется, что все пять эта­пов като­ли­че­ской кате­хи­за­ции мно­гие кате­хи­за­торы пыта­ются втис­нуть в 9 меся­цев, сво­его рода один учеб­ный год – с осени до Пасхи. Сей­час интер­нет напол­нен дис­кус­си­ями на эту тему. Боль­шую роль тут сыг­рала вышед­шая в 2001 году и впо­след­ствии пере­из­да­вав­ша­яся книга Мэри Бир­мин­гем «Круг­ло­го­дич­ный катеху­ме­нат» [9]. Суть книги [10] состоит в сле­ду­ю­щем. Катеху­ме­нат – не набор лек­ци­он­ных тем, кото­рые надо пройти в уста­нов­лен­ные сроки, а «посте­пен­ный про­цесс, совер­ша­ю­щийся внутри общины вер­ных». Этот про­цесс «соот­вет­ствует духов­ному пути взрос­лых людей, кото­рый ока­зы­ва­ется раз­ным – в соот­вет­ствии с мно­го­об­ра­зием про­яв­ле­ний Божьей бла­го­дати». В основе катеху­ме­ната – четыре изме­ре­ния: литур­гия, слово, общин­ность и жизнь как слу­же­ние. Чтобы войти в это про­стран­ство, огла­ша­е­мый дол­жен не менее одного кален­дар­ного года про­жить вме­сте с цер­ко­вью. Девя­ти­ме­сяч­ной про­граммы, сильно сма­хи­ва­ю­щей на школь­ную, для этого недо­ста­точно. Тем более что огла­ша­е­мые бывают раз­ные – некре­ще­ные и ничего о церкви и вере не зна­ю­щие; или кре­ще­ные, но не прак­ти­ку­ю­щие като­лики; или кре­ще­ные и в про­шлом прак­ти­ко­вав­шие, но не като­лики, и т.д. Воз­можно много дру­гих вари­ан­тов. На прак­тике некре­ще­ные катеху­мены будут огла­шаться больше года: начав в октябре, они ни в коем слу­чае не могут быть кре­щены на Пасху.

Поэтому нужен круг­ло­го­дич­ный катеху­ме­нат. Каж­дый новый ищу­щий не дол­жен ждать в тече­ние полу­года, а то и больше, до начала осени: он может при­со­еди­ниться к посто­янно иду­щим бесе­дам на хри­сти­ан­ские темы (пре­ка­теху­ме­нат, не име­ю­щий жест­кой про­граммы). Затем он нач­нет кате­хи­за­цию, кото­рая не обя­за­тельно должна стар­то­вать в пер­вое вос­кре­се­нье Адвента и фини­ши­ро­вать в Вели­кую суб­боту. Каж­дый катеху­мен или кан­ди­дат (так, в отли­чие от некре­ще­ных, назы­ва­ются кре­ще­ные като­лики или хри­сти­ане дру­гих кон­фес­сий), в зави­си­мо­сти от сво­его духов­ного состо­я­ния, сле­дует своей инди­ви­ду­аль­ной про­грамме. По мере его готов­но­сти его пере­во­дят на сле­ду­ю­щий этап [11].

Сле­дует отме­тить оче­вид­ные поло­жи­тель­ные моменты круг­ло­го­дич­ной кате­хи­за­ции. Во-пер­вых, при­ход имеет сти­мул про­яв­лять мис­си­о­нер­скую актив­ность не раз в году, а посто­янно. Во-вто­рых, ищу­щий может начать свой путь к хри­сти­ан­ству сразу, как только его при­зо­вет Дух Свя­той (тот же прин­цип дей­ствует при пере­ходе на сле­ду­ю­щий уро­вень). Реко­мен­ду­ется даже выде­лить спе­ци­аль­ного ambassador of welcome [12]– того, кто не позд­нее чем через два–три дня встре­тится с появив­шимся на гори­зонте новым ищу­щим и в даль­ней­шем будет с ним и с дру­гими новень­кими регу­лярно общаться не менее 45 минут в месяц, вплоть до начала кате­хи­за­ции [13]. В‑третьих, круг­ло­го­дич­ный катеху­ме­нат тре­бует вклю­чен­но­сти не одного только кате­хи­за­тора (один он не спра­вится), а боль­шой команды.

Полу­ча­ется, образно говоря, «кастрюля с пель­ме­нями», или даже система «кастрюль»: гото­вые, всплыв­шие «пель­мени» – немед­ленно вылав­ли­ва­ются и пере­кла­ды­ва­ются в дру­гую «кастрюлю», а недо­ва­рен­ные оста­ются, и к ним добав­ля­ются новые, сырые. Но воз­ни­кает вопрос: как быть с той общ­но­стью, с той груп­пой, кото­рая фор­ми­ру­ется в про­цессе кате­хи­за­ции? Ведь такая инди­ви­ду­а­ли­за­ция огла­ше­ния неиз­бежно раз­ру­шит зарож­да­ю­щу­юся хри­сти­ан­скую общ­ность. Невоз­можно не зада­ваться вопро­сом и о кри­те­риях инди­ви­ду­аль­ной готов­но­сти каж­дого огла­ша­е­мого к пере­ходу на новый этап.

Теперь обра­тимся к опыту кате­хи­за­ции в про­те­стант­ских дено­ми­на­циях США и Канады. В основ­ном най­ден­ные мате­ри­алы каса­ются канад­ских и аме­ри­кан­ских люте­ран, рефор­мат­ской церкви в Аме­рике и пресвитериан.

Суще­ствует общий сайт, посвя­щен­ный кате­хи­за­ции, при­над­ле­жа­щий Севе­ро­аме­ри­кан­ской ассо­ци­а­ции катеху­ме­ната (NAAC, North American Assiciation of Catechumenate) [14], объ­еди­ня­ю­щей раз­ные кон­фес­сии. Есть и спе­ци­аль­ные сайты раз­ных церквей.

1. Рефор­мат­ская цер­ковь в Аме­рике (РЦА) посвя­щает взрос­лому катеху­ме­нату спе­ци­аль­ную стра­ницу на своем сайте [15]. Кон­гре­га­циям, заин­те­ре­со­вав­шимся кате­хи­за­цией, пред­ла­га­ются семи­нары по орга­ни­за­ции катеху­ме­ната для неболь­ших команд буду­щих кате­хи­за­то­ров и даже сред­ства для покры­тия транс­порт­ных рас­хо­дов на поездку на семинар.

Клю­че­вое слово здесь – «уче­ни­че­ство». Объ­яс­ня­ется, что катеху­ме­нат имеет древ­нюю тра­ди­цию, что РЦА при­спо­со­била ее к совре­мен­ным усло­виям, что это «не столько пере­дача инфор­ма­ции, сколько помощь чело­веку в нахож­де­нии пути, с целью под­дер­жать его лич­ное путешествие».

Каж­дый ищу­щий полу­чает спут­ника-сопро­вож­да­ю­щего на своем пути (ана­лог пору­чи­теля? – О.С.) из числа прак­ти­ку­ю­щих чле­нов конгрегации.

Про­цесс кате­хи­за­ции длится 6 меся­цев. Начав­шись с пери­ода вопро­ша­ния, он ведет к жизни во Хри­сте. Или, как ска­зано в дру­гом месте, катеху­ме­нат дает ищу­щим место для вопро­сов и вовле­кает в общину.

Ищу­щие и их спут­ники встре­ча­ются в неболь­ших груп­пах для «духов­ного раз­ли­че­ния», изу­че­ния Писа­ния, молитвы и раз­мыш­ле­ния. Это под­го­тав­ли­вает ищу­щих к испо­ве­да­нию веры и кре­ще­нию, кото­рое совер­ша­ется на все­нощ­ном бде­нии в Вели­кую суб­боту, нака­нуне Пасхи. «После этого ищу­щие готовы к тому, чтобы быть посланы как хри­сти­ане на слу­же­ние в своей повсе­днев­ной жизни».

Инте­ре­сен этот акцент на немед­лен­ной готов­но­сти к хри­сти­ан­скому слу­же­нию в повсе­днев­ной жизни.

Кате­хи­за­ция рас­счи­тана как на некре­ще­ных, так и на кре­ще­ных взрос­лых, «воз­вра­ща­ю­щихся к прак­тике веры».

2. Еван­ге­ли­че­ская люте­ран­ская цер­ковь в Аме­рике [16]

Кате­хи­за­ция имеет четыре стадии:

1. ста­дия вопро­сов («ищу­щие»);

3. кре­щаль­ная подготовка;

4. жизнь в кре­ще­нии (т. е. мистагогия).

Кате­хи­за­ция длится 9 месяцев.

3. Пре­сви­те­ри­ан­ская цер­ковь в Аме­рике [17]

На сайте аме­ри­кан­ских пре­сви­те­риан есть мате­ри­алы, посвя­щен­ные кате­хи­за­ции. Авторы ссы­ла­ются на то, что их кон­фе­рен­ция 1999 г. объ­явила США мис­си­о­нер­ской тер­ри­то­рией. Взяв на воору­же­ние опыт като­ли­ков, пре­сви­те­ри­ане ведут – по их модели и в соот­вет­ствии с прак­ти­кой древ­него катеху­ме­ната – кате­хи­за­цию в проб­ных кон­гре­га­циях. Кате­го­рии огла­ша­е­мых следующие:

О дли­тель­но­сти кате­хи­за­ции не гово­рится. Она, веро­ятно, соот­вет­ствует като­ли­че­ской практике.

4. Еван­ге­ли­че­ская Люте­ран­ская цер­ковь в Канаде [18]

На сайте канад­ских люте­ран рас­ска­зы­ва­ется о кон­фир­ма­ции под­рост­ков и под­го­товке роди­те­лей, при­шед­ших кре­стить ребенка. Далее речь идет о соб­ственно катехуменате.

Кли­мент Мель­ман пола­гает, что начи­нать кате­хи­за­цию сле­дует с под­го­товки к ней самого при­хода, на что потре­бу­ется один–два года: тот, кто сам не про­шел кате­хи­за­ции, не смо­жет кате­хи­зи­ро­вать. Самим вер­ным сле­дует задать себе сле­ду­ю­щие вопросы, пред­ше­ству­ю­щие началу кате­хи­за­ции: в чем состоит наше путе­ше­ствие веры? в какой точке нашего пути мы сей­час нахо­димся? и куда он нас ведет дальше? кто мы такие – как христиане?

В тече­ние обыч­ного срока огла­ше­ния (но пока без огла­ша­е­мых) члены этого при­хода изу­чали веро­уче­ние и давали свои жиз­нен­ные ответы на вопросы, свя­зан­ные с ним, сами совер­шали чины, зна­ме­ну­ю­щие этапы обнов­ле­ния своей веры. Вели­кий пост был посвя­щен «обра­ще­нию». Таким обра­зом, при­хо­жане позна­ко­ми­лись с систе­мой огла­ше­ния, пройдя и про­жив его вна­чале сами.

Мона Джон­сон, в кате­хи­за­ции участ­во­вала впервые:

По ее сло­вам, кате­хи­за­ция у них пред­ла­га­лась трем категориям:

Группа встре­ча­лась каж­дое вос­крес­ное утро с 9.45 до 10.45 и состо­яла из огла­ша­е­мых, каж­дый – со своим пору­чи­те­лем (sponsor), кото­рого он выбрал сам или, если у него не было зна­ко­мых в кон­гре­га­ции, ему пред­ло­жили кого-то из числа посто­ян­ных чле­нов, плюс два кате­хи­за­тора (может быть, по оче­реди). Закон­чив огла­ше­ние, группа про­дол­жала встре­чаться по вос­кре­се­ньям для изу­че­ния Биб­лии. Кроме того, когда в их неболь­шом при­ходе на сле­ду­ю­щее огла­ше­ние запи­сался только один новый чело­век, закон­чив­шие огла­ше­ние тоже стали туда приходить.

Джен­ни­фер Хар­рис, из Монреаля:

Встречи огла­си­тель­ной группы нача­лись осе­нью. Состав группы – три чело­века, все кре­ще­ные, из них один люте­ра­нин, двое из дру­гих конфессий.

Кате­хи­за­ция про­хо­дила в виде встреч огла­ша­е­мых, пору­чи­те­лей и кате­хи­за­то­ров по обсуж­де­нию еже­вос­крес­ного лек­ци­о­на­рия, с акцен­том на вопро­сах из жизни. Было сов­мест­ное молит­вен­ное чте­ние Писа­ния (collatio), уча­стие в бого­слу­же­нии, со спе­ци­аль­ными чинами, зна­ме­ну­ю­щими пере­ход на каж­дый новый этап кате­хи­за­ции. Эти бого­слу­жеб­ные чины «слу­жили пуб­лич­ным сви­де­тель­ством о про­хож­де­нии в осталь­ном сокро­вен­ного духов­ного пути» кате­хи­за­ции. На вечер­ней службе Вели­кой суб­боты они «под­твер­дили свое кре­ще­ние и были при­няты в члены Свято-Иоан­нов­ской церкви». Спе­ци­аль­ной программы–продолжения не было, но огла­ша­е­мые стали активно участ­во­вать в цер­ков­ной жизни, а для кон­гре­га­ции в целом огла­ше­ние и при­ход новых чле­нов стали насто­я­щим вдохновением.

Харак­терна оза­бо­чен­ность по поводу воз­вра­ще­ния в Цер­ковь тех, кто по каким-либо при­чи­нам в свое время из нее ушел.

Хиль­де­горд Томп­сон пола­гает, что слу­же­ние этим людям тоже можно рас­смат­ри­вать как сво­его рода катеху­ме­нат. По-англий­ски полу­ча­ется игра слов: «Re-Membering Church» озна­чает: 1) «воз­вра­ще­ние в члены церкви»; 2) «цер­ковь пом­ня­щая». Так назы­вался четы­рех­днев­ный «инсти­тут», орга­ни­зо­ван­ный като­ли­ками, на кото­ром, в явном мень­шин­стве, ока­за­лись и два люте­ра­нина, в том числе и сам автор ста­тьи на сайте.

У людей, ото­шед­ших от церкви, гово­рится в ста­тье, – свои вопросы, свои пре­тен­зии, отлич­ные от вопро­сов обыч­ных катеху­ме­нов Однако и им нужна атмо­сфера при­вет­ли­во­сти, нужны вни­ма­тель­ные слу­ша­тели и спут­ники в их пути, веру­ю­щие кате­хи­за­торы и хоро­шие пред­сто­я­тели за бого­слу­же­нием. Как и при нор­маль­ном огла­ше­нии некре­ще­ных взрос­лых, этих людей на пути их воз­вра­ще­ния в Цер­ковь должны сопро­вож­дать спе­ци­аль­ные общие молитвы, отме­ча­ю­щие клю­че­вые этапы и пере­ходы с этапа на этап. Их кате­хи­за­ция также длится в тече­ние литур­ги­че­ского года, к Пасхе дости­гая своей куль­ми­на­ции в чине нового под­твер­жде­ния сво­его кре­ще­ния (можно было бы назвать это, поль­зу­ясь биб­лей­ской тер­ми­но­ло­гией, обнов­ле­нием Завета). За этим сле­дует этап мис­та­го­гии – до Пяти­де­сят­ницы, «гото­вя­щий к слу­же­нию миссии».

Как пишет автор, про­цесс такой кате­хи­за­ции осо­бого рода свя­зан с избав­ле­нием от боли разо­ча­ро­ва­ний, с рас­кры­тием сер­дец и увра­че­ва­нием ран через слово Божие, с воз­вра­ще­нием и новым обре­те­нием сво­его места в общине народа Божьего. На про­тя­же­нии встречи участ­ники делятся своей жиз­нен­ной исто­рией. Кате­хи­за­тор активно слу­шает, но не выно­сит сво­его суж­де­ния. Он и сам рас­ска­зы­вает свою исто­рию, делясь пере­жи­тым опы­том момен­тов отчуж­де­ния и охла­жде­ния по отно­ше­нию к церкви. Кате­хи­за­тор может пред­ло­жить также духов­ное руко­вод­ство или напра­вить за про­фес­си­о­наль­ным сове­том к пси­хо­логу или пси­хи­атру. Дол­жен быть опре­де­лен­ный час, опре­де­лен­ный день недели, когда кто-то все­гда ждет, – даже если никто не при­хо­дит, счи­тает автор.

Несколько авто­ров под­ни­мают – как и в дру­гих прак­ти­ках, по-види­мому, слабо раз­ра­бо­тан­ный – вопрос о мистагогии.

Кли­мент Мель­ман назы­вает мис­та­го­гию вре­ме­нем «про­жи­ва­ния хри­сти­ан­ской тайны и нахож­де­ния сво­его при­зва­ния – нашего свя­щен­ства – в мире. Это время, начи­на­ясь с Пасхи, течет, уходя за пре­делы Пяти­де­сят­ницы, в будущее».

Роб Хоф­стад в своей опуб­ли­ко­ван­ной на сайте лек­ции гово­рит о мис­та­го­гии как о пяти­де­ся­ти­днев­ном (от Пасхи до Пяти­де­сят­ницы) этапе после кре­ще­ния огла­ша­е­мого, когда таин­ства для него рас­кры­ва­ются во всей пол­ноте. После­кре­щаль­ное время пред­на­зна­чено не для того, чтобы пич­кать ново­кре­ще­ного исклю­чи­тельно «пищей для моз­гов» – его орга­низм все равно ее не при­ни­мает. Нет, в это время ново­во­цер­ко­в­лен­ный не только ста­ра­ется выявить свое кон­крет­ное при­зва­ние в церкви, но и раз­де­ляет общее со всеми хри­сти­а­нами слу­же­ние любви к Богу и слу­же­ния ближнему.

Таким обра­зом, насколько можно судить по сви­де­тель­ствам, при­во­ди­мым на сайте Еван­ге­ли­че­ской люте­ран­ской церкви в Канаде, кате­хи­за­ция у них длится в тече­ние года и завер­ша­ется на вечерне Вели­кой суб­боты, далее сле­дует мис­та­го­гия, до Пятидесятницы.

Почему катеху­ме­нат воз­вра­ща­ется именно сегодня?

Боб Уайт, пас­тор неболь­шого люте­ран­ского при­хода неда­леко от гра­ницы США и Канады, очень хорошо и ярко пишет на том же сайте о необ­хо­ди­мо­сти катеху­ме­ната. Сего­дняш­ние дети – ате­и­сты уже в чет­вер­том поко­ле­нии. Если раньше можно было наде­яться на само­сто­я­тель­ное воз­вра­ще­ние чело­века к его дет­ской вере, но уже на дру­гом, взрос­лом уровне, то теперь мир и цер­ковь раз­де­ляет почти глу­хая стена. Поэтому всем: как некре­ще­ным, так и кре­ще­ным, – тре­бу­ется обра­ще­ние. А зна­чит, надо отне­стись все­рьез к «вели­кому пору­че­нию» «сде­лать уче­ни­ками» все народы.

Цер­ковь, счи­тает этот люте­ран­ский пас­тор, дол­гое время вся­че­ски ста­ра­лась поменьше тре­бо­вать от своих чле­нов, пред­ла­гая им раз­но­об­раз­ные послаб­ле­ния и льготы – 45-минут­ные службы и няню для детей на это время, «дру­же­люб­ный при­ход», «весе­лую бого­слу­жеб­ную музыку» и т.д. «Я же, – пишет автор, – пред­ла­гаю взять свой крест, отдать себя, посвя­тить – вовсе не 45 минут в неделю, а много больше – воз­рас­та­нию в уче­ни­че­стве у Хри­ста, Кото­рый ради нас отдал все». Самое уди­ви­тель­ное, что в кро­хот­ном при­ходе нахо­дятся люди, гото­вые не только пройти годич­ную кате­хи­за­цию, но и тер­пе­ливо ждать ее начала. Сил на огла­ше­ние в при­ходе явно недо­ста­точно, но, как заклю­чает автор ста­тьи, «может быть, настало время пове­рить, что Бог в силах умно­жить то скуд­ное коли­че­ство хле­бов и рыбок, кото­рое может при­не­сти мой при­ход. Может быть, пора пове­рить Богу».

Ему вто­рит и Дон Джон­сон, кото­рый пишет о необ­хо­ди­мо­сти обра­ще­ния – поня­тия, редко исполь­зу­ю­ще­гося в люте­ран­ской церкви, как и в дру­гих доми­ни­ру­ю­щих тра­ди­ци­он­ных кон­фес­сиях. «Мы – вос­пи­та­тели и учи­теля. Мы пред­по­ла­гаем, что люди и так уже в церкви, и что им в основ­ном нужно только рас­ши­рить свои зна­ния о хри­сти­ан­ской вере. Но сей­час, когда мы столк­ну­лись с пост­хри­сти­ан­ской эрой, мы при­званы вос­ста­но­вить обра­ще­ние как центр бого­слов­ской и пас­тор­ской прак­тики». Автор пишет, что в боль­шом городе, в рай­оне, где он живет, – только 20% насе­ле­ния кре­ще­ные, т.е. осталь­ные 1,200,000 – некре­ще­ные. Можно ли здесь, спра­ши­вает он, огра­ни­читься функ­цией учи­теля? Можно ли все надежды воз­ло­жить на «удоб­ные для поль­зо­ва­теля» новые бого­слу­жеб­ные чины, рас­счи­тан­ные на зама­ни­ва­ние обратно в цер­ковь отпав­ших ее чле­нов? Кате­хи­за­ция – это дру­гое, она «при­гла­шает, уже посмот­рев на иных богов века сего, обра­титься к Богу живому». Она свя­зана с уче­ни­че­ством и дис­ци­пли­ной [19] – крайне непо­пу­ляр­ным сего­дня, едва ли «удоб­ным для поль­зо­ва­теля» сло­вом. Катеху­ме­нат «при­гла­шает всту­пить в дис­ци­пли­ни­ро­ван­ную хри­сти­ан­скую жизнь: еже­дневно молиться, регу­лярно при­хо­дить для слу­ша­ния слова Божия, на встречи – для раз­го­вора лицом к лицу о своей вере, зада­вая важ­ные для себя вопросы, а также пред­ло­жить себя в жертву, служа Богу и дру­гим людям».

Джеф­фри Сил­лек, люте­ран­ский пас­тор из аме­ри­кан­ского штата Огайо, также отме­чает, что сего­дняш­ний мир пере­стал быть хри­сти­ан­ским. «Образ Церкви фор­ми­ру­ется ско­рее Гол­ли­ву­дом и мас­сме­диа, нежели роди­те­лями и лич­ным опы­том. Сочув­ствен­ное пони­ма­ние и про­ник­но­ве­ние в собы­тия, свя­зан­ные со Хри­стом, сего­дня встре­ча­ются реже, чем можно было бы поду­мать. Хоро­шие люди. При­ят­ные люди. Однако неве­же­ствен­ные, лишен­ные хри­сти­ан­ского пони­ма­ния». «Этому язы­че­скому миру Цер­ковь может отве­тить только катеху­ме­на­том. В такое время и в таком месте, когда хри­сти­ан­ство стал­ки­ва­ется с куль­ту­рой иной, чем оно само, гово­ря­щей об авто­ри­те­тах, нача­лах и конеч­ных целях иных, чем живой Бог, нужда в мощ­ном и систе­ма­ти­че­ском пред­став­ле­нии аль­тер­на­тив­ного образа жизни (Culture of Life‑2) реани­ми­ро­вала древ­нюю форму катеху­ме­ната. Если бы для этой попытки инкуль­ту­ра­ции языч­ника… име­лись иные, луч­шие сред­ства, они были бы нам даны. Вновь настало время для катеху­ме­ната. Исполь­зуйте все, что он может дать».

Как видно из мате­ри­а­лов, выло­жен­ных на сайте канад­ских люте­ран, кате­хи­за­ция нужна всем – некре­ще­ным и кре­ще­ным; детям и взрос­лым; в церк­вах, тра­ди­ци­онно при­дер­жи­ва­ю­щихся прак­тики мла­ден­че­ского и дет­ского кре­ще­ния, и в тех дено­ми­на­циях, в кото­рых кре­стят только взрос­лых верующих.

Лоуренс Денеф фор­му­ли­рует сход­ную мысль так: «В слу­чае детей, науче­ние (усво­е­ние) сле­дует за кре­ще­нием и про­дол­жа­ется всю жизнь. В слу­чае взрос­лых, науче­ние пред­ше­ствует кре­ще­нию и про­дол­жа­ется всю жизнь».

Неко­то­рые итоги:

1. В като­ли­че­ской церкви, а также во мно­гих про­те­стант­ских дено­ми­на­циях Канады и Аме­рики (не без вли­я­ния като­ли­ков, но не только) сего­дня наблю­да­ется явное воз­рож­де­ние катеху­ме­ната. Он видится как един­ствен­ная аль­тер­на­тива пост­хри­сти­ан­ской ситу­а­ции, новому язы­че­ству и секуляризму.

2. Обыч­ная дли­тель­ность кате­хи­за­ции – с осени по Пасху. Однако в като­ли­че­ской прак­тике есть тен­ден­ция пере­хода на более дли­тель­ное огла­ше­ние (не менее одного кален­дар­ного года), со сколь­зя­щим круг­ло­го­дич­ным его нача­лом. Вхож­де­ние в члены дан­ной кон­крет­ной церкви про­ис­хо­дит, пред­по­чти­тельно, на вечерне Вели­кой суб­боты (но у като­ли­ков здесь также сей­час про­ис­хо­дят изме­не­ния). Период кате­хи­за­ции состоит из регу­ляр­ных, обычно еже­вос­крес­ных встреч огла­ша­е­мых с кате­хи­за­то­рами и пору­чи­те­лями – для ответа на вопросы, чте­ния Писа­ния, молитвы, а также совер­ше­ния раз­ного рода «чинов», зна­ме­ну­ю­щих этапы кате­хи­за­ции, в при­сут­ствии всего при­хода («церкви»). Чис­лен­ность кате­хи­зи­че­ских групп в неболь­ших про­те­стант­ских при­хо­дах, по-види­мому, совсем неве­лика, что поз­во­ляет при­сут­ство­вать на встре­чах и пору­чи­те­лям (у каж­дого катеху­мена име­ется свой пору­чи­тель; если же его нет, он под­би­ра­ется из числа вер­ных). Внутри такой группы воз­ни­кает тес­ное лич­ное общение.

3. Во мно­гих слу­чаях на кате­хи­за­цию при­хо­дят уже кре­ще­ные люди. Это могут быть пред­ста­ви­тели дру­гих кон­фес­сий, а также «оби­жен­ные», ото­шед­шие от дан­ного при­хода, или те, кто нико­гда «прак­ти­ку­ю­щим хри­сти­а­ни­ном» не был. Кате­хи­за­ция пред­ла­га­ется также роди­те­лям, при­шед­шим кре­стить сво­его мла­денца. Как кате­хи­за­цию можно рас­смат­ри­вать и кон­фир­ма­цию кре­ще­ных в мла­ден­че­стве или в дет­стве под­рост­ков. Прин­ци­пи­аль­ной раз­ницы между «насто­я­щими», некре­ще­ными катеху­ме­нами, и подоб­ными огла­ша­е­мыми, назы­ва­е­мыми ино­гда «кан­ди­да­тами», насколько можно судить, не дела­ется. Дли­тель­ность при­мерно та же – шесть меся­цев, год. Като­лики, правда, наста­и­вают на том, что кате­хи­за­ция не может длиться менее литур­ги­че­ского года, осо­бенно если речь идет о некре­ще­ных, и во всех слу­чаях должна опре­де­ляться инди­ви­ду­ально. Кате­хи­за­ция роди­те­лей кре­ща­е­мых мла­ден­цев, видимо, менее продолжительна.

4. Как осо­бый период катеху­ме­ната выде­ля­ется мис­та­го­гия (с Пасхи по Пяти­де­сят­ницу). Но на прак­тике нередко ее вообще нет – может быть, потому, что это наи­бо­лее слож­ный этап как для ново­во­цер­ко­в­лен­ных, так и для кате­хи­за­то­ров, и тео­ре­ти­че­ски наи­ме­нее раз­ра­бо­тан­ный. Ее цели – вве­де­ние в таин­ства и нахож­де­ние сво­его кон­крет­ного слу­же­ния – порой под­ме­ня­ются зада­чами сугубо учеб­ного харак­тера. Кроме того, поскольку чело­век уже вве­ден в цер­ков­ную жизнь, он нередко оста­ется без помощи кате­хи­за­тора и хри­сти­ан­ского сооб­ще­ства, а сло­жив­ша­яся ранее регу­лярно встре­чав­ша­яся «огла­си­тель­ная группа» из огла­ша­е­мых, пору­чи­те­лей и кате­хи­за­то­ров фор­мально пере­стает суще­ство­вать. Раз­ру­ше­ние этого заро­дыша общины, по-види­мому, наи­бо­лее пагубно отра­жа­ется на даль­ней­шей судьбе ново­во­цер­ко­в­лен­ных, и они нередко ухо­дят. Ино­гда они вли­ва­ются в новую огла­си­тель­ную группу, но это вряд ли может рас­смат­ри­ваться как реше­ние про­блемы. Ряд кате­хи­за­то­ров одно­значно сви­де­тель­ствуют, что сфор­ми­ро­вав­ша­яся в ходе кате­хи­за­ции группа не должна упразд­няться. Более того, для насто­я­щей мис­та­го­гии нужна насто­я­щая хри­сти­ан­ская жизнь насто­я­щей хри­сти­ан­ской общности.

5. С точки зре­ния как содер­жа­ния кате­хи­за­ции, так и ее дли­тель­но­сти для като­ли­че­ской и про­те­стант­ских церк­вей пред­став­ля­ется не слиш­ком суще­ствен­ным, имеет ли место кате­хи­за­ция до или после кре­ще­ния, так как таин­ство Кре­ще­ния все чаще рас­смат­ри­ва­ется в широ­ком смысле слова как таин­ство Про­све­ще­ния, т.е. как цело­жиз­нен­ный про­цесс воз­рас­та­ния во Христе.

Примечания

* В автор­ской редак­ции для пор­тала “Идите, научите все народы”

[1] Lift Up Your Hearts. Worship & Spirituality Site of the Evangelical Lutheran Church in Canada [Элек­трон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.worship.ca. — Май 2010 г.

[2] У като­ли­ков и про­те­стан­тов при­нято назы­вать суще­ству­ю­щую прак­тику катеху­ме­на­том; видимо, они ясно осо­знают свое воз­вра­ще­ние к инсти­туту катеху­ме­ната, суще­ство­вав­шего в кафо­ли­че­ской тра­ди­ции при­мерно до V в. Выяс­не­ние вопроса, насколько бого­слов­ское осно­ва­ние и прак­ти­че­ское содер­жа­ние этих систем кате­хи­за­ции во всей пол­ноте соот­вет­ствует тер­мину катеху­ме­нат, не вхо­дит в задачи дан­ного иссле­до­ва­ния. Два дру­гих поня­тия – кате­хи­за­ция и огла­ше­ние – также рас­смат­ри­ва­ются здесь как синонимичные.

[3] Oxford Dictionary of the Christian Church. Ed. Cross F. D. andLivingstoneE.A.OxfordUniversity Press, 1997.

[4] «Готовь­тесь начать посвя­ще­ние. Ресурсы для начала и под­дер­жа­ния катеху­ме­ната» (англ.).

[5] «Поря­док хри­сти­ан­ского посвя­ще­ния взрос­лых» (лат.).

[6] Режим доступа: www.catholic-church.org/holyname/rcia.htm.

[7] «Кате­хи­за­ция всей общи­ной, изло­жен­ная на про­стом англий­ском» (англ.)

[8] Nelson M. Becoming ‘a catechizing community of faith’ [Элек­трон. Ресурс] Режим доступа: www.the-tidings.com/2005/0218/huebsch_text.htm. Май 2010.

[9] Birmingam M. The Year-Round Catechumenate.Chicago: Liturgy Training Publications, 2002.

[10] См., напри­мер, мне­ния ее сто­рон­ни­ков: Режим доступа: www.dioceseoflansing.org/worship/reflections.pdf.

[12] «Посол для при­вет­ствия новых чле­нов» (англ.).

[13] Режим доступа: wiki.answers.com/Q/User:TeamRCIA.com.

[14] Режим доступа: catechumenate.org.

[15] Режим доступа: www.rca.org.

[16] Режим доступа: http://www.elca.org/worship/catechumenate.

[17] Режим доступа: www.pcusa.org/theologyandworship.

[18] Режим доступа: www.worship.ca.

[19] Disciplinae – лат.: «уче­ни­че­ство». Апо­столы в еван­ге­лиях названы «дис­ци­плами» – Прим. ред.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *