Что такое категория трудности
Категория трудности
Категория трудности — индекс, состоящий из цифры и буквы, характеризующий трудность альпинистского восхождения в целом.
Маршруты восхождений делятся в порядке возрастающей сложности на категории — от 1-й до 6-й. Категории от 2-й до 6-й включительно подразделяются на две полукатегории — А и Б. Согласуются с действующей Единой Всероссийской Спортивной Классификацией (Альпинизм, разрядные требования).
Предварительную оценку категории сложности маршрута производят сами альпинисты — первопроходцы маршрутов восхождений, уточняют наличие вершины, ее высоту и расположение, орографию района, ориентацию или наименование маршрута, его характер и новизну.
Все маршруты рассматриваются только классификационной комиссией Федерации Альпинизма России. Восхождения по маршрутам 6Б категории сложности после рекомендации комиссии (по новым маршрутам — совместно с заключением группы экспертов) утверждаются Правлением Федерации Альпинизма России.
В категорию сложности классифицируемого маршрута восхождения включается только путь подъема. Путь подхода к началу маршрута и спуск с вершины (при траверсе — спуск с последней вершины) в категорию сложности маршрута не включается, но должны быть отражены в отчете.
Категория сложности отражает общую сложность маршрута, при этом маршрут разбивается на отдельные характерные участки, сложность которых оценивается по отдельности.
Оценка сложности свободного лазания проводится по градациям:
Каждая градация имеет ступени: нижнюю (-) и верхнюю (+).
Оценка трудности передвижения с использованием искусственно созданных точек опоры проводится по следующим градациям:
Если требуется применение шлямбурных крючьев (или дырочек под скайхуки), то после обозначения градации сложности участка ставится буква «е». Например: V+, АЗе.
Общая оценка маршрута должна основываться при нормальных метеоусловиях и состоянии рельефа по совокупности всех участков.
Надо отметить, что вокруг современной российской системы классификации маршрутов ходит много споров. Дело в том, что из-за небольшого количества категорий, под одну и ту же категорию могут попасть очень разные маршруты. Достаточно сказать, что категория 6Б по сути присваивается любому маршруту, который сложнее чем 6А, а вот насколько тот или иной маршрут сложнее оценить невозможно. Кроме того, в результате роста уровня сложности проходимых маршрутов, многие старые маршруты были «раздеты», то есть их категория была снижена. Понятно что, например, на классической 4Б и на бывшей 5 альпинист может испытать довольно разные ощущения. Помимо этого, имеющиеся категории плохо, а точнее, никак не отражают характер маршрута (условия свободного лазанья, ИТО и так далее). Понять, что вас ждёт на маршруте можно только изучив его подробное описание. Возможно в скором времени будет открыта новая, седьмая категория маршрутов, чтобы хоть как-то решить имеющиеся проблемы.
Учебно-спортивная работа Горной школы «Категория трудности» в 2022 году
Работа Школы в 2022 г направлена на достижение двух целей:
— ближней: подготовка к основным летним восхождениям этого года
В летнем сезоне 2022 г предполагаются провести три альпмероприятия:
1. В ущелье Адылсу, УМЦ Эльбрус преимущественно для НП1-СП2
2. В Узунколе, альпбаза Узункол для любого этапа подготовки
3. В Безенги для СП и старших разрядников
Средства достижения – прохождение участниками подготовки по программам:
1. Школа ледолазания и лавинной безопасности.
Место: Кавказ, ущ.Адылсу, УМЦ Эльбрус: ледник Кашкаташ, замерзшие водопады
Сроки: 01– 09.01.22
— постановка разных современных техник лазания по льду 50-60 град с одним ледорубом
— постановка разных современных техник лазания по льду 60-90 град с двумя инструментами
— постановка современных техник лазания по нависающему льду
— микстовое лазание по скалам
— передвижение по снегу
— организация страховки на льду и снегу
— организация спусков (проушина,»самовыкрут», «гвоздь» и др.) по веревке
— подъем провалившегося в трещину
— лавинная безопасность и всякое прочее
— ночевка в снежной пещере.
Рекомендовано: Для квалификационных уровней НП, СП, СС и СМ
2. Школа скалолазания.
09.04 – 29.05.22 (смена 6 дней, заезды и разъезды по субботам)
03.09 – 13.11.22 (смена 6 дней, заезды и разъезды по субботам)
Постановка и корректировка техники лазания по скалам:
— Обоснование предлагаемых техник и стиля лазания. Физика лазания.
— Работа рук, корпуса, ног.
— Основные технические приемы: распоры, упоры, контрупоры, скрутки, подворот ноги и др.
— Особенности техники лазания в трэде.
— Приемы поддержания равновесия при перехватах: перетанцовки, поддержки, зацепы ногою («третья рука»), флаги.
— Приемы поддержания равновесия при перестановке ног: «третья нога», контрзахват рукою, разворот с подворотом ноги.
— Щелевое лазание (ознакомление).
— Страховка на спортивных маршрутах: работа с оттяжками, работа на топе, страховка.
— Лазание по скалам F 4-7а кс с верхней и нижней страховкой.
Рекомендовано: Для всех, кто этот курс не проходил или плохо усвоил.
Обязательно ознакомление с циклом статей «Безопасность в трэде»
3. Школа щелевого лазания и трэда
— происхождение щелей и их классификация
— особенности техник лазания по щели в зависимости от типа щели
— щелевые хваты руками, работа корпуса, работа ног
— специальные приемы щелевого лазания (от щелей «под первую фалангу кисти до каминов)
— прохождение щелей различных типов различными техниками
— работа с точками страховки (стоппера, гексы, трикамы, бол-наты, френды, камалоты и пр.): расположение на скале для установки, установка, оценка надежности.
— тактика прохождения маршрутов традом. Безопасность в траде.
— прохождение трад-маршрутов F 4-6 кс
Рекомендовано: Для квалификационных уровней СП, СС и СМ
Обязательно ознакомление с циклом статей «Безопасность в трэде»
Особенность Школы: ознакомление со ВСЕМ спектром средств создания ИТО, позиционирования и передвижения, ночевки на стене БЕЗ ПЛАТФОРМЫ
— средства для создания ИТО (крючья, якоря, топорики, флажки, фифы, закладки, френды и камалоты, скайхуки, камхуки, копперхеды и пр), развеска снаряжения, работа.
— средства для позиционирования (зальцуг, дейзи-чейн, клифа, крюкопуз), отработка навыков
-средства для передвижения (лесенки простые и кольчатые, клифы, дейзичейн)
— тактика движения на ИТО
— вытаскивание груза (рюкзаки, баулы) разными способами
— перилинг, работа по извлечению точек.
— организация ночевки на стене без платформы (у нас современный fast-n-light, а не давно состарившийся биг-вольный капсульный стиль)
Рекомендовано: Для квалификационных уровней СП, СС и СМ
Обязательно ознакомление с циклом статей: «Передвижение на ИТО»
5. Подготовка к самостоятельным скальным восхождениям 3Б-5Б к.с. и восхождения
— меры снижение уровня опасности скальных восхождений
— корректировка техники лазания по скалам.
— щелевое лазание: особенности, хваты щелевые руками, работа корпуса и ног, специальные приемы щелевого лазания.
— работа с точками страховки (закладными элементами, крючьями, якорями и фифами): развеска, расположение на скале для установки, установка, оценка надежности.
— Ито на маршрутах 3А-5Б кс. Простое ИТО (зальцуг, клифа, дейзик, лесенки из ст.петли) на маршрутах 3-5Б кс. Передвижение на ИТО.
— тактика прохождения маршрутов 3А-5Б кс
— самостоятельные тренировочные и спортивные восхождения 2А-5Б кс
— Ежедневные тренировки и восхождения без дней отдыха, много теории по технике и тактике.
Входные требования: опыт восхождений в Крыму лидером на маршрутах не менее 3А кс, лазание спорт fr 6а-6b)
Выпуск на восхождения- по правилам проведения альпмероприятий с выдачей выписок из Протокола.
Рекомендовано: Для квалификационных уровней СС и СМ
Обязательно ознакомление с циклом статей «Безопасность в трэде»
6. Школа альпинизма (Крым). Подготовка к восхождениям 1-5 к.с. в Крыму и восхождения в рамках Всероссийских квалификационных соревнований по альпинизму. Восхождения с инструктором.
Место проведения: Крым
09.04 – 29.05.22 (смена 6 дней, заезды по субботам)
03.09 – 13.11.22 (смена 6 дней, заезды по субботам)
Подготовка и восхождения:
1Б-2А кс (входные требования: лазание с верхней страховкой Fr 5а)
2А-2Б кс (входные требования: зн и 3 разряд, лазание с верхней страховкой 5b)
2Б-3А кс (входные требования: 3 и 3+ разряды, лазание с верхней страховкой 5с)
3А-3Б кс (входные требования: 3 и 3+ разряды, лазание с верхней страховкой 5с+)
3Б-4А кс (входные требования: 3+ и 2+ разряды, лазание с верхней страховкой 6а)
4А-4Б кс (входные требования: 2+ и 1 разряды, лазание с верхней страховкой 6b)
Примечание: Входной тест по лазанию сдается в первый день в конце тренировки. Не прошедшие тест переводятся в группу, соответствующую уровню лазания.
Обязательно ознакомление с циклом статей «Безопасность в трэде»
7. Курс предсезонный ледолазный
Постановка и корректировка техник передвижение по льду круизной 60-95 град различными способами и страховка при передвижении по льду, Для квалификационных уровней НП, СП, СС и СМ
Место: Кавказ УМЦ Эльбрус, ущ. Адылсу, ледник Кашкаташ
Сроки:
8.Школа альпинизма (Кавказ).
Подготовка и восхождения на Кавказе в рамках Всероссийских квалификационных соревнований по альпинизму для этапов НП1, НП2, СП1-2, СС и СМ:
В летнем сезоне 2022 г предлагаются провести три альпмероприятия:
1. В ущелье Адылсу, УМЦ Эльбрус преимущественно для НП1-СП2
2. В Узунколе, альпбаза Узункол для любого этапа подготовки
3. В Безенги для СП и старших разрядников
8.1 Начальная подготовка 1 этап (выполнение норматива на знак «Альпинист»- занятия по программе и восхождение 1Б кс) 10 дней:
Адылсу, УМЦ Эльбрус
1 смена 14.06 – 25.06
2 смена 28.06 – 09.07
3 смена 12.06 – 23.07
4 смена 26.07 – 06.08
Узункол, альпбаза
1 смена 19.07 – 30.07
2 смена 02.08 – 13.08
3 смена 16.08 – 27.08
8.2 Начальная подготовка 2 этап, спортивная подготовка 14 дней:
Адылсу, УМЦ Эльбрус
1 смена 11.06 – 25.06
2 смена 25.06– 09.07
3 смена 09.07– 23.07
4 смена 23.07– 06.08
Узункол, альпбаза1 смена 16.07 – 30.07
2 смена 30.07– 13.08
3 смена 13.08 – 27.08
8.3 Спортивная подготовка, спортивное совершенствование и спортивное мастерство (скальные и комбинированные восхождения до 6А кс):
Узункол, альпбаза
1 смена 16.07 – 30.07
2 смена 30.07– 13.08
3 смена 13.08 – 27.08
Примечание: для спортивных групп срок пребывания не ограничен
8.4 Спортивная подготовка, спортивное совершенствование и спортивное мастерство
Безенги с 03.09 по 24.09 (снежно-ледовые и комбинированные восхождения до 6А кс):
Руководит Школой мастер спорта международного класса, инструктор первой категории Ситник М.А.
Горная школа «Категория трудности». Программы Школы.
Горная школа «Категория трудности» была создана в 2009 г с желанием оздоровления нашего постсоветского альпинизма после длительной болезни – периода упадка, вызванного развалом СССР. Откуда у нас взялось такое желание? Да так сложилось, что всю свою сознательную жизнь мы отдали альпинизму, и было больно и обидно наблюдать его постепенную деградацию.
Вы – не клиенты, а мы – не турфирма, продающая Вам турпродукт. Наши взаимоотношения строятся как отношения старших и опытных членов альпинистского сообщества с новыми его членами, стремящимися влиться в сообщество и согласными подчиняться законам и традициям сообщества. Не согласных с этим постулатом просим к нам не обращаться.
Создавая нашу Школу, мы взяли за основу лучшее из Советской Школы альпинизма: традиции, богатую методологическую базу, опыт преподавания и обучения в альпинизме, отношение к безопасности, постепенность и последовательность в подготовке. Но объединили с лучшими традициями, существующими в современном мировом альпинизме: пониманию приоритета стиля прохождения маршрута, приоритета духа приключения в альпинизме, следование этике прохождения спортивных и традиционных маршрутов на скалах, уважительного отношения ко всем многочисленным видам и направлениям спортивного и любительского альпинизма и скалолазания.
К коммерческому альпинизму относимся отрицательно: он есть, с этим надо жить, но в нашем понимании это не альпинизм. Поэтому занимаемся только с теми, кто хочет научиться ходить в горах самостоятельно.
В лагере Школы в Крыму мы постарались создать максимум комфорта: вода, газовые плиты и возможность заправки газом баллонов, столовая- каюткомпания, вечером электричество (бензогенератор), туалеты, души, учебный класс, тренажеры. Школа имеет достаточное количество и ассортимент современного альпинистского снаряжения, используемого в обучении. Для сокращения времени подходов под скалы и маршруты мы используем наш микроавтобус.
За четыре года существования мы создали дружный коллектив инструкторов- единомышленников. Мы часто подолгу живем в горах большой и дружной семьей, обустраивая лагерь Школы в Крыму, подготавливая места проведения занятий, готовя трассы соревнований, проводя непрерывную учебную работу с курсантами- учениками, просто лазая по скалам и совершая восхождения. К членам этой семьи относятся и волонтеры: альпинисты и скалолазы, помогающие в работе Школы. Постоянно у нас останавливаются альпинисты, самостоятельно совершающие восхождения. Фактически лагерь Школы стал клубом: местом общения, обмена опытом, взаимопомощи.
Мы работаем непрерывно по всем основным программам подготовки. Вы заявляетесь на выбранный Вами курс в удобный для Вас период времени. Но мы оставляем за собою право проверить Вашу готовность к прохождению курса (входной контроль) и, если Вы не готовы, рекомендовать прохождение другого курса.
Наши основные программы:
Скалолазание. Базовый курс.
Курс рассчитан на скалолазов и альпинистов любого уровня подготовки, от новичков до мастера спорта. Мы (то есть Вы) часто считаем, что умеем лазать по скалам, нам только нужно еще поработать над физухой, и полезем более сложное. Но даже у мастеров наблюдаются недостатки и ошибки в технике лазания. Поэтому этот курс – действительно база для любого направления скалолазания или альпинизма.
Мы «не стоим» на скале на ногах – не чувствуем трения и не верим, что скальники «держат». Чаще всего – из-за не умения найти правильное положения корпуса и (или) стопы. Часто при этом икры ног у нас напряжены, быстро устают и начинают вибрировать. Нагрузка на руки при этом возрастает. Существуют «правильные» и «неправильные» положения корпуса, рук и ног, помогающие нам или затрудняющие лазание.
У нас быстро «забиваются» руки. Часто это происходит не из-за малой выносливости мышц предплечий и кистей, а из-за неправильного положения корпуса (см выше), самих рук и использования зацепов руками. Обычно мы не знаем медико-биологических причин этого явления и допускаем ошибки.. Руки часто держим слишком высоко поднятыми (тянемся к высоко расположенным зацепам вместо того, чтобы вначале сделать подшаг ногами и использовать зацепки на уровне головы и ниже). При этом вытягиваясь вынужденно «ложимся» на скалу, снижая трение ног по скале (и увеличивая нагрузку на руки), ухудшая обзор, забивая икры ног и пр. Или лезем за счет подтягиваний, не используя боковой разворот («скрутку»). Изучив причины образования в мышце молочной кислоты, мы поймем, какие технические приемы лазания сохраняют наши силы и дают возможность отдыха и восстановления, а какие вредят этому.
Мы быстро устаем, чрезмерно напрягая во время лазания все мышцы тела, а не только те, которые необходимы для данного движения. Не умеем правильно расслабляться и отдыхать во время лазания, не умеем правильно «расположиться» для прохождения ключа, вщелкивания в оттяжку или для отдыха.
Мы делаем слишком большие шаги, и, не «выкатив» на ногу, начинаем «подтягивать» нижнюю ногу, шкребя носком скальника по скале. Результат – перегрузка мышц ноги и коленного сустава, протирание носка скальника, повышенная нагрузка на руки, неустойчивое равновесие.
Мы не переносим вес тела с ноги, которую хотим переместить, на противоположную ногу, и делаем отталкивание нагруженной ногою.
Мы теряем равновесие на скале и срываемся, не сделав перетанцовку или одну из существующих поддержек равновесия ногою или рукою.
Мы мало или вообще не используем упоры рыками («отталкивания» от скалы) для поддержания равновесия, снижения нагрузки на другую руку, разгрузки ноги при высоком шаге и более экономичного лазания.
Мы мало используем распоры ногами, поэтому плохо передвигаемся на трении по гладким внутренним углам, «корытам». А распоры важно и нужно употреблять даже на крутых плитах.
Мы не умеем правильно дышать, обеспечивая аэробный процесс, или правильно задерживать дыхание для выполнения сложного движения в анаэробном режиме.
Мы много чего не умеем или делаем неправильно, и поэтому должны учиться.
Кроме постановки техники лазания в этом курсе преодолевается естественное чувство боязни срыва (часто не правильно толкуемое как страх перед высотою), изучаются приемы, обеспечивающие безопасность во время лазания.
Для обучения технике лазания, приемам удержания равновесия и пр.используется спецтренажер (искусственная скала), позволяющая тренеру быть непосредственно рядом с обучаемым и исправлять ошибки. Затем занятия переносятся на специально подобранные маршруты на скалах, где для исключения психологического влияния боязни глубокого срыва и сосредоточения на правильном выполнении приемов лазание осуществляется с верхней страховкой. Подробная программа курса см. здесь
Этот курс позволяет выявить недостатки и ошибки Вашей техники (или поставить правильную технику «с ноля», что лучше!).
Скалолазание. Короткие спортивные маршруты.
Цель курса: научить скалолаза безопасно лазать с нижней веревочной страховкой по маршрутам со стационарными точками страховки до Fr 6а к. сл. и страховать (нижняя страховка).
— не правильный выбор страхующим места страховки (опасный как для лезущего, так и для страхующего);
— не правильная (и поэтому – опасная) работа рук на страховочном устройстве;
— не правильные действия страхующего при «вщелкивании» веревки в оттяжку лезущим;
-отсутствие динамической страховки при срыве лезущего;
— опасный «захлест» веревки ногою лезущего, приводящий при срыве к перевороту вниз головою;
— опасное «вщелкивание» веревки в оттяжку;
— опасные действия на топовой точке при организации спуска;
— не умение безопасно уйти с середины маршрута при анкерах различных типов без оставления карабина.
Иногда наблюдаю последствия этих неправильных действий (в т.ч. тяжелые). Поэтому считаю, что необходим такой спецкурс для обучения правильным действиям на спортивных маршрутах.
Кроме обучения приемам безопасной страховки проводится корректировка техники лазания, преодолевается естественное чувство боязни срыва с нижней страховкой. Для обучения используется спецтренажер (искусственная скала), позволяющий тренеру быть непосредственно рядом с обучаемым и исправлять ошибки. Затем занятия переносятся на специально подобранные маршруты на скалах. Подробная программа курса см. здесь
Скалолазание. Короткие традиционные маршруты.
Основная цель курса: научить скалолаза безопасно лазать с нижней веревочной страховкой и самостоятельной организацией промежуточной страховки временными точками по скалам. Корректировка техники передвижения по скале.
Процесс обучения идет постепенно усложняясь: вначале с дополнительной верхней подстраховкой (провис веревки постепенно возрастает) и опробыванием надежности установленных Вами точек страховки срывами. Затем на специальных учебных маршрутах, оборудованных стационарными точками для подстраховки при срыве с вырывом своих точек. Затем – по взрослому, только со своими точками.
Для обучения нами созданы или подобраны из существующих трад-маршруты от 5 до 7 к.сл.
Средства страховки (закладки, френды, камалоты и пр.) предоставляются Школой.
Подробная программа курса см. здесь
Лазание на ИТО (искусственных точках опоры)
Курс разделен на две части.
Первая – обучение передвижению на уже существующих ИТО (анкерах спортивных дорожек) с применением различных средств передвижения (жестких и мягких лесенок, крюконог) и техник подтягивания к ИТО (партнером, самоподтягивание клифой или дейзиком и др.). Дается возможность самому оценить и сделать выбор средства и техники передвижения на ИТО.
Вторая – обучение созданию «своих» ИТО на крючьях (включая якорные и топорики), скальных фифах, закладках, пломбах, скайхуках. Средства создания ИТО предоставляются Школой.
Обучение работе на своих точках ведется с верхней подстраховкой. В конце курса – самостоятельное прохождение сложного ИТО-маршрута.
Подробная программа курса см. здесь
К драйтулингу мы относимся как к надежному и быстрому способу передвижения в альпинизме по заснеженным, обледенелым, просто холодным (зимою или на высоте) скалам. Соревновательный и спортивный драйтулинг нас не интересует, т.к. в нем для выполнения красивых акробатических трюков трассы готовятся специально: зацепки поддалбливаются, подсверливаются и пр.
В этом курсе закладывается базовая техника драйтулинга. Лазание по маршрутам М4- М6 (с верхней и нижней веревочной страховкой). Инструменты и кошки предоставляются Школой. Подробная программа здесь.
К спортивным мультипитчам мы относимся как к хорошему средству подготовки к прохождению многоверевочных традиционных маршрутов (трэд-мультипитчей): обучение работе с веревкой, организации страховки и самостраховки на «длинном» маршруте.
Осваиваются: организация станции (пункта) страховки на стационарных точках, «висячая» страховка. Вынужденный спуск с маршрута по маршруту (в т.ч. при усложняющих условиях: большие нависания, непогода, камнепады, ночь, мокрый или обледенелый маршрут и пр.) Спуск пострадавшего с маршрута силами напарника.
Организация, техника и тактика прохождения маршрута, вынужденного спуска с маршрута, спасработ силами напарника по связке. Подготовка и прохождение традиционных мультипитчей при участии и под наблюдением инструктора. Данный курс позволяет иначе отнестись к скальным альпинистским маршрутам, рассматривая их как традиционные мультипитчи (но соблюдая при этом этику их прохождения: лазанием, без нагружения точек страховки). Подробная программа здесь.
Обучение технике лазания по щелям: особенности работы рук, ног, корпуса. Различные техники передвижения по щелям. Для обучения используется щелевой спецтренажер. Прохождение на скалах разнообразных щелевых маршрутов: отколов, расколов, нашлепок, трещин во внутренних углах и пр. Так как на одной скале не более 1-3 щелевых маршрута, то перемещение от скалы к скале микроавтобусом Школы.
Самоспасение и спасработы на скалах, в т.ч. малой группой.
Отдельный курс, посвященный обучению действиям в чрезвычайных ситуациях. Рассматриваются различные возможные ситуации и варианты действий при их возникновении. Что делать, если Вы остались на маршруте без страховки (в т.ч. без напарника по связке). Действия при срыве партнера на сложном и простом рельефе. Элементы этого курса даются в предыдущих программах как вспомогательные (курсы мультипитчей). Но возможно прохождение этой темы и как отдельного, самостоятельного курса.
Горовосхождения в Крыму (Малые горы)
Разносторонняя подготовка и совершение восхождений с инструктором 1-6 к.сл, соответствующих Вашему уровню. Подготовка к самостоятельным восхождениям нового для Вас уровня. Тестирование Вашей готовности к восхождениям выбранного Вами уровня сложности. В чем то перекликается с программой «Традиционные мультипитчи».
Ледолазание.
Ледолазание – это не только хорошие инструменты и кошки. Это еще и определенные технические приемы, зависящие от крутизны льда, его состояния, происхождения (глетчерный, водопадный, натечный). И эти приемы надо разучивать, как и в скалолазании.
Заканчивается курс (если позволит погода и состояние маршрутов) восхождением по ледовому маршруту 2-4 к.сл.
Горовосхождения в Больших горах.
Летом мы проводим двадцатидневный сбор на Кавказе, все как обычно, только учебная программа выполняется тщательнее и в полном объеме. Стараемся ежегодно менять место проведения.
Автор фильма, тренер курса Алексей Шелхаков.
Горная школа. Немного подробнее.
Что объединяет нас в Школу? Общее для нас отношение к альпинизму, выраженное в следующих тезисах:
Альпинизм – общественное явление, выражающееся в стремлении части членов общества к подъему на горные вершины (горовосхождения – mountaineering), или к преодолению различных форм горного рельефа: скалолазание (rock-climbing), ледолазание (ice-climbing).
«Горовосхождения», «Скалолазание» и «Ледолазание» мы понимаем не только как виды спорта (соревновательную деятельность, ограниченную Правилами для данного вида спорта), но и как виды человеческой активности в горах и на скалах, как общественное явление, а именно:
Скалолазание – передвижение человека по скале любой протяженности и абсолютной высоты. Без страховки или со страховкой, с установленными предварительно точками страховки (спортивные маршруты) или устанавливаемыми в процессе преодоления скалы (традиционное лазание). Без технических средств на преодоление («чистое лазание») или с их использованием («искусственные точки опоры», «драйтулинг»).
Ледолазание – преодоление человеком с помощью специального снаряжения крутых ледовых стен и склонов: на ледниках, горных склонах, замерзших водопадах и пр.
Скалолазание и ледолазание могут быть элементами (составными частями) горовосхождений, но могут быть и самостоятельными дисциплинами для самосовершенствования и (или) соревнований.
Альпинизм – искусство, творчество. Мы принимаем за аксиому слова Д.Ханта «Пока альпинист приспосабливается к горе, это альпинизм. Когда он начинает приспосабливать гору для своих целей, это строительные работы». Поэтому очень важно честное и красивое достижение цели. Не любыми средствами. Ценен не сам маршрут, а стиль его прохождения. Поэтому мы поддерживаем и принимаем принятые мировым альпинистским сообществом документы: «Тирольскую Декларацию», «Этическую Декларацию», «Политика УИАА по Сохранению Натуральных Скал для Приключенческого Лазания».
Альпинизм – не развлечение, не игра и не разновидность отдыха. Альпинизм – это наша жизнь, её цель и её смысл. И те, кому такая жизнь подходит – присоединяйтесь!