Что такое катавасия в богослужении

Катавасия

Катава́сия (от греч καταβασία (ката­ва­сиа) (от греч. καταβαίνω — спус­каться, схо­дить) — схож­де­ние) – назва­ние ирмоса, кото­рый поется в окон­ча­нии песни канона на утрени (после каждой, либо после 3‑й, 6‑й, 8‑й, 9‑й). Само назва­ние про­ис­хо­дит от пред­пи­са­ния Устава, где ска­зано, что для пения ката­ва­сии певцам двух хоров (кли­ро­сов) надо спу­ститься со своих мест и сой­тись в сере­дине храма.

«Ката­ва­сия – в сущ­но­сти есть ни что иное, как тот же ирмос, но не начи­на­ю­щий собою ряд тро­па­рей данной песни, а ее заклю­ча­ю­щий». Про­ис­хо­дит это выра­же­ние от καταβαίνω – спус­каться, схо­диться, так как «ката­ва­сии» в мона­стыр­ском оби­ходе испол­ня­ются не одним ликом (хором), как это бывает с ирмо­сами, а обоими вместе. Оба хора сходят со своих возвы­шений, выстра­и­ва­ются на сере­дине храма и вместе поют этот заклю­чи­тель­ный ирмос».
Киприан Керн. Литур­гика. Гим­но­гра­фия и эор­то­ло­гия

«Тро­пари канона по содер­жа­нию своему слиш­ком отда­ля­ются от биб­лей­ских песней, с кото­рыми они свя­заны ирмо­сом, и вот для вос­ста­нов­ле­ния связи их с этими пес­нями длин­ный ряд их и заклю­ча­ется, как открылся, ирмо­сом. Такое воз­вра­ще­ние песни канона к ирмосу назы­ва­ется ката­ва­сией (καταβασία = κατάβασις) – схож­де­ние, воз­вра­ще­ние (войска с похода). В самые вели­кие празд­ники ката­ва­сия состоит в повто­ре­нии началь­ного ирмоса, в мень­шие празд­ники, и в том числе в вос­кре­се­нье, ката­васией служит ирмос дру­гого, срод­ного или близ­кого, празд­ника, в будни ката­ва­сией служит ирмос послед­него канона, и она бывает только после важ­ней­ших песней – 3, 6, 8 и 9, нако­нец, в пост ката­ва­сия иногда и заме­няет собою ирмос, т. е. ирмос поется только в каче­стве ката­ва­сии».
Михаил Ска­бал­ла­но­вич. Тол­ко­вый Типи­кон

Источник

Что такое катавасия в богослужении

— Доброе утро, Машенька! С праздником! Как дела, как здоровье?

— Да я рада празднику, себе вот не рада…

— Что случилось, Машенька, что тебя огорчило?

— Стыдно мне, я не понимаю, что это слово КАТАВАСИЯ – значит… Я знаю, иногда говорят: «Вот кака катавасия приключилась!» – и когда говорят так, то как будто с огорчением говорят, как будто о чем-то плохом говорят – о неразберихе какой-то, или путанице, или неудавшемся деле… А тут – КАТАВАСИЯ Рождества! Разве можно что-то плохое о Рождестве Христовом сказать?! А вроде говорят так и радуются. И слово какое-то – не наше, не русское, непонятное. Зачем только так говорят?…

— Ну, если чего не понимаешь, этого стыдиться нечего! Сейчас я твоему горю помогу!

— КАТАВАСИЯ – это слово греческое, как и многие другие слова, которыми называют части службы тропарь кондак канон, эксапостилларий, ипакои, ектенья паремия, стихира ирмос … По-гречески они называются потому, что святые братья Кирилл и Мефодий переводили Священное Писание и богослужебные книги на старославянский язык с греческого языка, и многих понятий из области веры у славян тогда вообще не существовало. Некоторые слова брались из других областей жизни и наполнялись новым смыслом (живот, дух, дыхание), некоторые слова переводились по частям (совесть, православный), а некоторые – как вот эти названия частей служб – вообще никак не переводились, так и остались греческими.

Неодобрительный оттенок слова связан, конечно, с первым значением, потому что певчие, спускаясь и сходясь к центру храма, а потом еще возвращаясь обратно на клиросы, не всегда могли выполнить такой сложный маневр, не нарушая порядка и благочинности службы.

Чтобы понять второе значение слова, нужно немножко поговорить о такой важной части вечерней службы, которая называется КАНОН .

О начале утрени можно узнать, когда чтец предваряет шестопсалмие словами малого славословия: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». Канон поется и читается в середине утрени.

— Опять не поняла! Ирмос и катавасия – это одно и то же? Или совсем разное?

— Ты сказала, Василиса, что во время катавасии певцы уходили с клироса и шли к центру храма. Почему же тогда в нашем храме певцы никуда не идут, только если на помазание сбегают, но не все вместе, а по очереди?

— Да, ты правильно заметила, у нас в храме, как и во многих других современных приходских храмах, эта традиция, к сожалению, не сохранилась. Это связано и с тем, что каноны читаются теперь не полностью, и с тем, что пение на два хора тоже редко теперь встречается. Традиция схождения сохранилась только в некоторых монастырях, и ее исполнение придает богослужению дополнительную торжественность.

— А почему тропари канона читаются, а ирмосы и катавасии поются хором? Есть ли какое-то смысловое различие между тем, что читается, и тем, что поется?

— Совершенно верно, какая же ты умница! Различие есть, и оно очень важное! То, что читается (тропари канона), раскрывает содержание самого праздника, а то, что поется (ирмосы), раскрывает связь ветхозаветных и новозаветных событий. Слово ИРМОС и означает в переводе с греческого язык «связь». Видишь, как все премудро устроено в нашей службе!

— Ой, как интересно, как мне хочется все узнать про службу, чтобы все-все в ней понимать, даже самые маленькие мелочи! А о какой связи ты говоришь?

— Я поняла, что это слово, когда мы употребляем его, говоря о современном богослужении, потеряло часть своих былых значений и означает завершающий ирмос всех песен канона. Только я, кажется, еще не совсем поняла, почему мы говорим, что в праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм поется катавасия Рождества Христова?

Катавасия первой песни Канона праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы:

«Христос раждается, славите.
Христос с небес, срящите.
Христос на земли, возноситеся.
Пойте Господеви вся земля,
и веселием воспойте людие, яко прославися»

Источник

Устав о катавасиях

Устав о катавасиях

Что такое катавасия и в чем отличие праздничной катавасии от бyдничного покрывающего ирмоса?

Во–первых, катавасия, согласно yставy, поется по каждой песни канона, а бyдничный покрывающий ирмос — только по 3,6,8 и 9 песни.

Во–вторых, покрывающий бyдничный ирмос поется на крылосах, а катавасия — на сходке. Собственно, этот образ пения и дал название катавасии (от греческого «катавено» — «сходиться»). По yставy оба лика сходились на середине храма и пели.

Третье, самое важное отличие — катавасия определяется периодом года, а бyдничный покрывающий ирмос только данным конкретным днем, и больше ничем. Напомню, что бyдничный покрывающий ирмос — это всегда ирмос соответствyющий песни последнего из читавшихся на данной yтрени канона. А катавасия зависит от того времени, в котором мы живем.

Когда поется катавасия? Во–первых, во все воскресные дни, а во–вторых, в дни с красным знаком Типикона (славословие, полиелей, бдение). Может катавасия по каждой песни канона петься и в некоторые дрyгие дни, но таких дней очень мало — мясопyстная и троицкая родительские сyбботы. Там славословие не поется (день не воскресный), тем не менее катавасия — по каждой песни. В остальные дни поются бyдничные покрывающие ирмосы.

От чего зависит, какyю петь катавасию? Только от периода года. Весь год разбит на периоды, не равные по протяженности, и в течение каждого из этих периодов поется вполне определенная катавасия.

От 1 по 21 сентября (даты по старомy стилю), т. е. до отдания Воздвижения, поется катавасия «Крест начертав» (Воздвиженская катавасия). 8 глас.

От 22 сентября до 20 ноября (от первого дня после отдания Воздвижения до предпразднства Введения во храм Пр. Богородицы) — «Отверзy yста моя». 4 глас.

От 21 ноября по 31 декабря (от предпразднства Введения до отдания Рождества Христова) — «Христос рождается». 1 глас.

От 1 по 14 января (от отдания Рождества до отдания Богоявления) — «Глyбины открыл еть дно» (Крещенская катавасия). 2 глас.

От 15 января до отдания Сретения Господня — «Сyшy, глyбородительнyю землю» (Сретенская катавасия). 3 глас.

Сретение Господне не всегда отдается в один и тот же день; отдание Сретения иногда попадает на тот период, когда yже может начаться Постная Триодь (Сырная седмица, 1–я седмица Великого поста). Но в обычной ситyации отдание Сретения бывает 9 февраля.

От отдания Сретения Господня до 1 авгyста, кроме воскресных дней Четыредесятницы и всей Пятидесятницы — «Отверзy yста моя». 4 глас.

От 1 до 6 авгyста включительно (от начала Успенского поста до праздника Преображения включительно) — «Крест начертав». Глас 8.

От 7 до 13 авгyста — «Лице Израильтистии». 4 глас.

От 14 до 23 авгyста (от предпразднства Успения до отдания Успения) — «Приyкрашенная Божественною славою». Глас 1.

От 24 авгyста до 1 сентября (от отдания Успения до отдания Воздвижения, до конца церковного года» — «Крест начертав».

Читайте также

Общежительный устав

Общежительный устав Мы еще не достигли такой степени, чтобы могли нести подвиги отцов, равно как и не подобает стремиться к тому, что выше силы. Ибо и внешние [мудрецы] говорят, что величайшая нужда – это неудовлетворенность потребностей[671]. И мы, со своей стороны, будем

Устав[1] (перевод)

Устав[1] (перевод) Преосвященнейший, Богом избранный и поставленный архипастырь и вы, боголюбивейшие архиереи, которых Бог поставил пасти церковь Свою в этой православной христианской молдовлахийской земле! Я, последнейший раб Преосвященств Ваших, стоя перед

2. Устав брака

2. Устав брака В законе Моисея даются наставления относительно брака. В Лев. 18 перечисляются запреты, имеющие отношение к браку: кровосмешение, скотоложство и гомосексуализм (см. также Лев. 20:17–21; Втор. 27:20–23). Лев. 18:18 можно даже понимать как косвенный совет против полигамии

1.3.13 Устав группы

1.3.13 Устав группы Вопрос:Где проходит грань между системой Каббалы и системой мусар (этики)?С одной стороны духовное, каббалистическое развитие человека должно быть осознанным, добровольным. Оно должно исходить из внутренней потребности самого человека. Ни в коем случае

1. Устав Студийский

1. Устав Студийский Основанный в 463 г. римским патрицием Студием в Константинополе монастырь при церкви Иоанна Предтечи стал очень скоро одним из самых замечательных монастырей столицы Близость к центру церковной, умственной, политической и общественной жизни Византии

3. Устав Святогорский

3. Устав Святогорский Значение св. Горы Афона столь велико в развитии восточного монашества, что этому Уделу Божией Матери должно было принадлежать и видное место в отношении богослужебного устава. Не будучи формально разделено на ордена, как на Западе, восточное

5. Евергетидский устав

5. Евергетидский устав Несколько особое место в ряду типиков занимает и так наз. Евергетидский устав. Это Типик монастыря Пресв. Богородицы Евергетиды или Благодетельницы. Основан был этот монастырь вблизи Константинополя в 1048 году. Сначала маленький монастырек, трудами

Устав о светильнах

Устав о светильнах В современном словоyпотреблении «экзапостиларий» и «светилен» — синонимы. Однако здесь есть некоторое разграничение: обычно экзапостиларием называется соответствyющее песнопение, относящееся к Октоихy, а светильном — относящееся к Минее. Давайте

Отшельнический устав

Отшельнический устав Таким образом во отношении и поста и молитвы или богослужения у св. отшельников постепенно выработалась более или менее однообразная практика, общие правила, один устав. Это не покажется удивительным, если принять во внимание то тесное и постоянное

3. Устав прп. Пахомия Великого

3. Устав прп. Пахомия Великого В прошлом году мы подробно изучали монастырскую жизнь, великих авв и их уставы. Поэтому сейчас сосредоточимся на одном только литургическом аспекте. Вот что было сказано об этом при получении медной дощечки:»Ангел положил совершать монахам в

…Устав, что нас от нас же ограждает [280]

…Устав, что нас от нас же ограждает [280] И на строгий Твой рай Силу сердцу подай… Е. Боратынский. Этот самый авва Паламон был учителем Пахомия Великого; вероятно, глядя на муки старца Господь и послал ангела дать преподобному устав, на медной дщице, с начертанием самых

Типикон, или Устав Эта книга содержит подробные указания на то, в какие дни и часы, при каких божественных службах и в каком порядке должны быть возносимы молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове и, особенно, Октоихе, Минеях и Триодях. Это необходимейшее

УСТАВ ЦЕРКОВНЫЙ

5. Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; 6. потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло от того, 7. что он не знает, что будет; и как это будет — кто скажет ему?

5. Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; 6. потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло от того, 7. что он не знает, что будет; и как это будет — кто скажет ему? Как в этом, так и во всяких других

Источник

катавасия

Смотреть что такое «катавасия» в других словарях:

КАТАВАСИЯ — (греч., от kata вниз, и bainein идти). 1) ирмос, для пения которого оба хора выходят на средину церкви. 2) в просторечии: суматоха, беспорядок, бестолочь. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАТАВАСИЯ… … Словарь иностранных слов русского языка

катавасия — См … Словарь синонимов

КАТАВАСИЯ — КАТАВАСИЯ, катавасии, жен. (греч. katabasion нисхождение, суматоха). 1. Монастырское пение, исполняемое обоими клиросами, сидящими на середине церкви (церк.). 2. Беспорядок, суматоха, возня (прост.). «Пойдет все вверх дном, такая катавасия…, что… … Толковый словарь Ушакова

КАТАВАСИЯ — КАТАВАСИЯ, и, жен. (разг. шутл.). Беспорядок, суматоха. Из за тебя получилась вся эта к. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

КАТАВАСИЯ — жен. ирмосы, которыми покрываются песни канона на утрени; они поются обоими клиросами, среди церкви. | В просторечии: суета или сумбур, бестолочь, перевороты, беспорядок; ссора, катавасица; пск. драка, побои. Катавасник муж. ница жен. суетливый,… … Толковый словарь Даля

Катавасия — (греч. καταβασία схождение) в православном богослужении песнопение, которое поётся на утрене в праздничные и воскресные дни в заключение канона; после каждой песни канона следует соответствующая катавасия. Катавасия поётся по мелодико ритмической … Википедия

Катавасия — (греч. «схождение») ирмос, который поется на утрене в праздничные и воскресные дни после песен канона (после каждой песни соответствующая катавасия). Название происходит от византийской практики сходиться певцам левого и правого хоров в центр… … Православие. Словарь-справочник

КАТАВАСИЯ — и; ж. [от греч. katabasis нисхождение] 1. Церк. Песнопение, исполняемое обоими клиросами, выходящими на середину церкви. 2. Разг. Суматоха, суета, беспорядок. Из за пустяков вышла такая к. * * * КАТАВАСИЯ КАТАВАСИЯ (греч. katabasia схождение, от… … Энциклопедический словарь

Катавасия — (в переводе с греческого означает «схождение») ирмосы второго канона, которые положено петь на воскресной или праздничной утрени. На разных службах церковного года поют различные катавасии, что определяется церковным Уставом. Название… … Православная энциклопедия

Катавасия — (от греч. katabásion, буквально схождение вниз, спуск) 1) в православном богослужении специальный вид монастырского церковного пения, при котором ирмос (начальное песнопение) поётся не только в начале песни Канона, но и в конце её, для… … Большая советская энциклопедия

Источник

КАТАВАСИЯ

В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., составленном в одном из главных мон-рей К-поля, но отражающем малоазийскую версию студийской традиции, К. предписано петь на утренях великих Господских и Богородичных праздников ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 264, 272, 321, 356, 382, 407, 430 и др.), причем она уже обозначена термином καταβασία, однако в др., триодном, разделе этого Типикона тем же словом названы иные песнопения: аллилуиарии в конце кафизм на великопостных часах (Там же. С. 514) и целые песни канонов (Там же. С. 573, 578).

Т. о., в студийскую эпоху термин «катавасия» еще не устоялся в его позднейшем значении, поэтому, напр., не вполне понятно, какое именно песнопение имеет в виду имп. Константин VII Багрянородный († 959), когда упоминает «Катавасию праздника» в описании праздничной процессии с участием императора и патриарха в своем соч. «De cerimoniis» ( Const. Porphyr. De cerem. T. 1. P. 24),- вероятнее, праздничный тропарь. В значении особых завершений каждой из песней канона утрени К. в студийскую эпоху пели, по-видимому, только в дни важнейших праздников, но не в рядовые воскресенья.

В Иерусалимском уставе К. изначально продолжали оставаться частью праздничного богослужения, но в ходе его развития они также стали элементом воскресных и полупраздничных служб. Согласно позднейшим редакциям Иерусалимского устава, включая современную, К. входят в чинопоследование полиелейной утрени (как в составе всенощного бдения, так и без него), а также утрени с великим славословием (т. е. без полиелея, но с праздничным окончанием); значение некоторых особых дней года, напр. Страстной седмицы, подчеркнуто наличием К. даже при отсутствии у утрени праздничного окончания. При этом К., за исключением наиболее важных праздников и особых дней года, содержательно не связаны с темой текущей церковной памяти: в качестве К. обычно поются или ирмосы канона того великого праздника, к-рый близок по времени к данному дню, или общие ирмосы Божией Матери «Отверзу уста моя». Последние представляют собой отредактированные ирмосы из нескольких канонов на двунадесятые Богородичные праздники и являются наиболее часто употребляемой К. Они встречаются уже в Студийско-Алексиевском Типиконе в качестве К. на день памяти св. прав. Алексия, человека Божия ( Пентковский. Типикон. С. 332), но начало их регулярного упоминания в богослужебных книгах относится к XVI в. ( Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 274). Существуют различные варианты распева «Отверзу. » именно как К.

К. в греческой певческой традиции

отличается от основных ирмосов канона утрени особым, более развитым мелосом и более медленным ритмом. Мелос К. по всем гласовым характеристикам (основа звукоряда, опорные ступени, интервальный род) соответствует мелосу ирмосов, но является более развитым (в частности, имеет больший диапазон) и протяженным (основная ритмическая доля удваивается). К. делятся на краткие (быстрые, σύντομες), отличающиеся ритмически богатым мелосом, и медленные (пространные, ἀργές), характеризующиеся более искусным мелосом.

Пространный Ирмологий К. Петра Пелопоннесского, изложенный аналитической нотацией нового метода (1814) протопсалтом Григорием и хартофилаксом Хурмузием, ирмосы в к-ром расположены в порядке следования гласов и служб (т. н. Ирмологий с последованиями канонов), в приложении содержит все необходимые К.

Краткий мелос К. записал ученик Петра Пелопоннесского Петр Византийский.

Смена К. в течение церковного года происходит согласно чину, изложенному в Виолакиса Типиконе (1-е изд.: 1888).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *