Что такое катавасия в богослужении
Катавасия
Катава́сия (от греч καταβασία (катавасиа) (от греч. καταβαίνω — спускаться, сходить) — схождение) – название ирмоса, который поется в окончании песни канона на утрени (после каждой, либо после 3‑й, 6‑й, 8‑й, 9‑й). Само название происходит от предписания Устава, где сказано, что для пения катавасии певцам двух хоров (клиросов) надо спуститься со своих мест и сойтись в середине храма.
«Катавасия – в сущности есть ни что иное, как тот же ирмос, но не начинающий собою ряд тропарей данной песни, а ее заключающий». Происходит это выражение от καταβαίνω – спускаться, сходиться, так как «катавасии» в монастырском обиходе исполняются не одним ликом (хором), как это бывает с ирмосами, а обоими вместе. Оба хора сходят со своих возвышений, выстраиваются на середине храма и вместе поют этот заключительный ирмос».
Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология
«Тропари канона по содержанию своему слишком отдаляются от библейских песней, с которыми они связаны ирмосом, и вот для восстановления связи их с этими песнями длинный ряд их и заключается, как открылся, ирмосом. Такое возвращение песни канона к ирмосу называется катавасией (καταβασία = κατάβασις) – схождение, возвращение (войска с похода). В самые великие праздники катавасия состоит в повторении начального ирмоса, в меньшие праздники, и в том числе в воскресенье, катавасией служит ирмос другого, сродного или близкого, праздника, в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она бывает только после важнейших песней – 3, 6, 8 и 9, наконец, в пост катавасия иногда и заменяет собою ирмос, т. е. ирмос поется только в качестве катавасии».
Михаил Скабалланович. Толковый Типикон
Что такое катавасия в богослужении
— Доброе утро, Машенька! С праздником! Как дела, как здоровье?
— Да я рада празднику, себе вот не рада…
— Что случилось, Машенька, что тебя огорчило?
— Стыдно мне, я не понимаю, что это слово КАТАВАСИЯ – значит… Я знаю, иногда говорят: «Вот кака катавасия приключилась!» – и когда говорят так, то как будто с огорчением говорят, как будто о чем-то плохом говорят – о неразберихе какой-то, или путанице, или неудавшемся деле… А тут – КАТАВАСИЯ Рождества! Разве можно что-то плохое о Рождестве Христовом сказать?! А вроде говорят так и радуются. И слово какое-то – не наше, не русское, непонятное. Зачем только так говорят?…
— Ну, если чего не понимаешь, этого стыдиться нечего! Сейчас я твоему горю помогу!
— КАТАВАСИЯ – это слово греческое, как и многие другие слова, которыми называют части службы тропарь кондак канон, эксапостилларий, ипакои, ектенья паремия, стихира ирмос … По-гречески они называются потому, что святые братья Кирилл и Мефодий переводили Священное Писание и богослужебные книги на старославянский язык с греческого языка, и многих понятий из области веры у славян тогда вообще не существовало. Некоторые слова брались из других областей жизни и наполнялись новым смыслом (живот, дух, дыхание), некоторые слова переводились по частям (совесть, православный), а некоторые – как вот эти названия частей служб – вообще никак не переводились, так и остались греческими.
Неодобрительный оттенок слова связан, конечно, с первым значением, потому что певчие, спускаясь и сходясь к центру храма, а потом еще возвращаясь обратно на клиросы, не всегда могли выполнить такой сложный маневр, не нарушая порядка и благочинности службы.
Чтобы понять второе значение слова, нужно немножко поговорить о такой важной части вечерней службы, которая называется КАНОН .
О начале утрени можно узнать, когда чтец предваряет шестопсалмие словами малого славословия: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». Канон поется и читается в середине утрени.
— Опять не поняла! Ирмос и катавасия – это одно и то же? Или совсем разное?
— Ты сказала, Василиса, что во время катавасии певцы уходили с клироса и шли к центру храма. Почему же тогда в нашем храме певцы никуда не идут, только если на помазание сбегают, но не все вместе, а по очереди?
— Да, ты правильно заметила, у нас в храме, как и во многих других современных приходских храмах, эта традиция, к сожалению, не сохранилась. Это связано и с тем, что каноны читаются теперь не полностью, и с тем, что пение на два хора тоже редко теперь встречается. Традиция схождения сохранилась только в некоторых монастырях, и ее исполнение придает богослужению дополнительную торжественность.
— А почему тропари канона читаются, а ирмосы и катавасии поются хором? Есть ли какое-то смысловое различие между тем, что читается, и тем, что поется?
— Совершенно верно, какая же ты умница! Различие есть, и оно очень важное! То, что читается (тропари канона), раскрывает содержание самого праздника, а то, что поется (ирмосы), раскрывает связь ветхозаветных и новозаветных событий. Слово ИРМОС и означает в переводе с греческого язык «связь». Видишь, как все премудро устроено в нашей службе!
— Ой, как интересно, как мне хочется все узнать про службу, чтобы все-все в ней понимать, даже самые маленькие мелочи! А о какой связи ты говоришь?
— Я поняла, что это слово, когда мы употребляем его, говоря о современном богослужении, потеряло часть своих былых значений и означает завершающий ирмос всех песен канона. Только я, кажется, еще не совсем поняла, почему мы говорим, что в праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм поется катавасия Рождества Христова?
Катавасия первой песни Канона праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы:
«Христос раждается, славите.
Христос с небес, срящите.
Христос на земли, возноситеся.
Пойте Господеви вся земля,
и веселием воспойте людие, яко прославися»
Устав о катавасиях
Устав о катавасиях
Что такое катавасия и в чем отличие праздничной катавасии от бyдничного покрывающего ирмоса?
Во–первых, катавасия, согласно yставy, поется по каждой песни канона, а бyдничный покрывающий ирмос — только по 3,6,8 и 9 песни.
Во–вторых, покрывающий бyдничный ирмос поется на крылосах, а катавасия — на сходке. Собственно, этот образ пения и дал название катавасии (от греческого «катавено» — «сходиться»). По yставy оба лика сходились на середине храма и пели.
Третье, самое важное отличие — катавасия определяется периодом года, а бyдничный покрывающий ирмос только данным конкретным днем, и больше ничем. Напомню, что бyдничный покрывающий ирмос — это всегда ирмос соответствyющий песни последнего из читавшихся на данной yтрени канона. А катавасия зависит от того времени, в котором мы живем.
Когда поется катавасия? Во–первых, во все воскресные дни, а во–вторых, в дни с красным знаком Типикона (славословие, полиелей, бдение). Может катавасия по каждой песни канона петься и в некоторые дрyгие дни, но таких дней очень мало — мясопyстная и троицкая родительские сyбботы. Там славословие не поется (день не воскресный), тем не менее катавасия — по каждой песни. В остальные дни поются бyдничные покрывающие ирмосы.
От чего зависит, какyю петь катавасию? Только от периода года. Весь год разбит на периоды, не равные по протяженности, и в течение каждого из этих периодов поется вполне определенная катавасия.
От 1 по 21 сентября (даты по старомy стилю), т. е. до отдания Воздвижения, поется катавасия «Крест начертав» (Воздвиженская катавасия). 8 глас.
От 22 сентября до 20 ноября (от первого дня после отдания Воздвижения до предпразднства Введения во храм Пр. Богородицы) — «Отверзy yста моя». 4 глас.
От 21 ноября по 31 декабря (от предпразднства Введения до отдания Рождества Христова) — «Христос рождается». 1 глас.
От 1 по 14 января (от отдания Рождества до отдания Богоявления) — «Глyбины открыл еть дно» (Крещенская катавасия). 2 глас.
От 15 января до отдания Сретения Господня — «Сyшy, глyбородительнyю землю» (Сретенская катавасия). 3 глас.
Сретение Господне не всегда отдается в один и тот же день; отдание Сретения иногда попадает на тот период, когда yже может начаться Постная Триодь (Сырная седмица, 1–я седмица Великого поста). Но в обычной ситyации отдание Сретения бывает 9 февраля.
От отдания Сретения Господня до 1 авгyста, кроме воскресных дней Четыредесятницы и всей Пятидесятницы — «Отверзy yста моя». 4 глас.
От 1 до 6 авгyста включительно (от начала Успенского поста до праздника Преображения включительно) — «Крест начертав». Глас 8.
От 7 до 13 авгyста — «Лице Израильтистии». 4 глас.
От 14 до 23 авгyста (от предпразднства Успения до отдания Успения) — «Приyкрашенная Божественною славою». Глас 1.
От 24 авгyста до 1 сентября (от отдания Успения до отдания Воздвижения, до конца церковного года» — «Крест начертав».
Читайте также
Общежительный устав
Общежительный устав Мы еще не достигли такой степени, чтобы могли нести подвиги отцов, равно как и не подобает стремиться к тому, что выше силы. Ибо и внешние [мудрецы] говорят, что величайшая нужда – это неудовлетворенность потребностей[671]. И мы, со своей стороны, будем
Устав[1] (перевод)
Устав[1] (перевод) Преосвященнейший, Богом избранный и поставленный архипастырь и вы, боголюбивейшие архиереи, которых Бог поставил пасти церковь Свою в этой православной христианской молдовлахийской земле! Я, последнейший раб Преосвященств Ваших, стоя перед
2. Устав брака
2. Устав брака В законе Моисея даются наставления относительно брака. В Лев. 18 перечисляются запреты, имеющие отношение к браку: кровосмешение, скотоложство и гомосексуализм (см. также Лев. 20:17–21; Втор. 27:20–23). Лев. 18:18 можно даже понимать как косвенный совет против полигамии
1.3.13 Устав группы
1.3.13 Устав группы Вопрос:Где проходит грань между системой Каббалы и системой мусар (этики)?С одной стороны духовное, каббалистическое развитие человека должно быть осознанным, добровольным. Оно должно исходить из внутренней потребности самого человека. Ни в коем случае
1. Устав Студийский
1. Устав Студийский Основанный в 463 г. римским патрицием Студием в Константинополе монастырь при церкви Иоанна Предтечи стал очень скоро одним из самых замечательных монастырей столицы Близость к центру церковной, умственной, политической и общественной жизни Византии
3. Устав Святогорский
3. Устав Святогорский Значение св. Горы Афона столь велико в развитии восточного монашества, что этому Уделу Божией Матери должно было принадлежать и видное место в отношении богослужебного устава. Не будучи формально разделено на ордена, как на Западе, восточное
5. Евергетидский устав
5. Евергетидский устав Несколько особое место в ряду типиков занимает и так наз. Евергетидский устав. Это Типик монастыря Пресв. Богородицы Евергетиды или Благодетельницы. Основан был этот монастырь вблизи Константинополя в 1048 году. Сначала маленький монастырек, трудами
Устав о светильнах
Устав о светильнах В современном словоyпотреблении «экзапостиларий» и «светилен» — синонимы. Однако здесь есть некоторое разграничение: обычно экзапостиларием называется соответствyющее песнопение, относящееся к Октоихy, а светильном — относящееся к Минее. Давайте
Отшельнический устав
Отшельнический устав Таким образом во отношении и поста и молитвы или богослужения у св. отшельников постепенно выработалась более или менее однообразная практика, общие правила, один устав. Это не покажется удивительным, если принять во внимание то тесное и постоянное
3. Устав прп. Пахомия Великого
3. Устав прп. Пахомия Великого В прошлом году мы подробно изучали монастырскую жизнь, великих авв и их уставы. Поэтому сейчас сосредоточимся на одном только литургическом аспекте. Вот что было сказано об этом при получении медной дощечки:»Ангел положил совершать монахам в
…Устав, что нас от нас же ограждает [280]
…Устав, что нас от нас же ограждает [280] И на строгий Твой рай Силу сердцу подай… Е. Боратынский. Этот самый авва Паламон был учителем Пахомия Великого; вероятно, глядя на муки старца Господь и послал ангела дать преподобному устав, на медной дщице, с начертанием самых
Типикон, или Устав Эта книга содержит подробные указания на то, в какие дни и часы, при каких божественных службах и в каком порядке должны быть возносимы молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове и, особенно, Октоихе, Минеях и Триодях. Это необходимейшее
УСТАВ ЦЕРКОВНЫЙ
5. Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; 6. потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло от того, 7. что он не знает, что будет; и как это будет — кто скажет ему?
5. Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; 6. потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло от того, 7. что он не знает, что будет; и как это будет — кто скажет ему? Как в этом, так и во всяких других
катавасия
Смотреть что такое «катавасия» в других словарях:
КАТАВАСИЯ — (греч., от kata вниз, и bainein идти). 1) ирмос, для пения которого оба хора выходят на средину церкви. 2) в просторечии: суматоха, беспорядок, бестолочь. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАТАВАСИЯ… … Словарь иностранных слов русского языка
катавасия — См … Словарь синонимов
КАТАВАСИЯ — КАТАВАСИЯ, катавасии, жен. (греч. katabasion нисхождение, суматоха). 1. Монастырское пение, исполняемое обоими клиросами, сидящими на середине церкви (церк.). 2. Беспорядок, суматоха, возня (прост.). «Пойдет все вверх дном, такая катавасия…, что… … Толковый словарь Ушакова
КАТАВАСИЯ — КАТАВАСИЯ, и, жен. (разг. шутл.). Беспорядок, суматоха. Из за тебя получилась вся эта к. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
КАТАВАСИЯ — жен. ирмосы, которыми покрываются песни канона на утрени; они поются обоими клиросами, среди церкви. | В просторечии: суета или сумбур, бестолочь, перевороты, беспорядок; ссора, катавасица; пск. драка, побои. Катавасник муж. ница жен. суетливый,… … Толковый словарь Даля
Катавасия — (греч. καταβασία схождение) в православном богослужении песнопение, которое поётся на утрене в праздничные и воскресные дни в заключение канона; после каждой песни канона следует соответствующая катавасия. Катавасия поётся по мелодико ритмической … Википедия
Катавасия — (греч. «схождение») ирмос, который поется на утрене в праздничные и воскресные дни после песен канона (после каждой песни соответствующая катавасия). Название происходит от византийской практики сходиться певцам левого и правого хоров в центр… … Православие. Словарь-справочник
КАТАВАСИЯ — и; ж. [от греч. katabasis нисхождение] 1. Церк. Песнопение, исполняемое обоими клиросами, выходящими на середину церкви. 2. Разг. Суматоха, суета, беспорядок. Из за пустяков вышла такая к. * * * КАТАВАСИЯ КАТАВАСИЯ (греч. katabasia схождение, от… … Энциклопедический словарь
Катавасия — (в переводе с греческого означает «схождение») ирмосы второго канона, которые положено петь на воскресной или праздничной утрени. На разных службах церковного года поют различные катавасии, что определяется церковным Уставом. Название… … Православная энциклопедия
Катавасия — (от греч. katabásion, буквально схождение вниз, спуск) 1) в православном богослужении специальный вид монастырского церковного пения, при котором ирмос (начальное песнопение) поётся не только в начале песни Канона, но и в конце её, для… … Большая советская энциклопедия
КАТАВАСИЯ
В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., составленном в одном из главных мон-рей К-поля, но отражающем малоазийскую версию студийской традиции, К. предписано петь на утренях великих Господских и Богородичных праздников ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 264, 272, 321, 356, 382, 407, 430 и др.), причем она уже обозначена термином καταβασία, однако в др., триодном, разделе этого Типикона тем же словом названы иные песнопения: аллилуиарии в конце кафизм на великопостных часах (Там же. С. 514) и целые песни канонов (Там же. С. 573, 578).
Т. о., в студийскую эпоху термин «катавасия» еще не устоялся в его позднейшем значении, поэтому, напр., не вполне понятно, какое именно песнопение имеет в виду имп. Константин VII Багрянородный († 959), когда упоминает «Катавасию праздника» в описании праздничной процессии с участием императора и патриарха в своем соч. «De cerimoniis» ( Const. Porphyr. De cerem. T. 1. P. 24),- вероятнее, праздничный тропарь. В значении особых завершений каждой из песней канона утрени К. в студийскую эпоху пели, по-видимому, только в дни важнейших праздников, но не в рядовые воскресенья.
В Иерусалимском уставе К. изначально продолжали оставаться частью праздничного богослужения, но в ходе его развития они также стали элементом воскресных и полупраздничных служб. Согласно позднейшим редакциям Иерусалимского устава, включая современную, К. входят в чинопоследование полиелейной утрени (как в составе всенощного бдения, так и без него), а также утрени с великим славословием (т. е. без полиелея, но с праздничным окончанием); значение некоторых особых дней года, напр. Страстной седмицы, подчеркнуто наличием К. даже при отсутствии у утрени праздничного окончания. При этом К., за исключением наиболее важных праздников и особых дней года, содержательно не связаны с темой текущей церковной памяти: в качестве К. обычно поются или ирмосы канона того великого праздника, к-рый близок по времени к данному дню, или общие ирмосы Божией Матери «Отверзу уста моя». Последние представляют собой отредактированные ирмосы из нескольких канонов на двунадесятые Богородичные праздники и являются наиболее часто употребляемой К. Они встречаются уже в Студийско-Алексиевском Типиконе в качестве К. на день памяти св. прав. Алексия, человека Божия ( Пентковский. Типикон. С. 332), но начало их регулярного упоминания в богослужебных книгах относится к XVI в. ( Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 274). Существуют различные варианты распева «Отверзу. » именно как К.
К. в греческой певческой традиции
отличается от основных ирмосов канона утрени особым, более развитым мелосом и более медленным ритмом. Мелос К. по всем гласовым характеристикам (основа звукоряда, опорные ступени, интервальный род) соответствует мелосу ирмосов, но является более развитым (в частности, имеет больший диапазон) и протяженным (основная ритмическая доля удваивается). К. делятся на краткие (быстрые, σύντομες), отличающиеся ритмически богатым мелосом, и медленные (пространные, ἀργές), характеризующиеся более искусным мелосом.
Пространный Ирмологий К. Петра Пелопоннесского, изложенный аналитической нотацией нового метода (1814) протопсалтом Григорием и хартофилаксом Хурмузием, ирмосы в к-ром расположены в порядке следования гласов и служб (т. н. Ирмологий с последованиями канонов), в приложении содержит все необходимые К.
Краткий мелос К. записал ученик Петра Пелопоннесского Петр Византийский.
Смена К. в течение церковного года происходит согласно чину, изложенному в Виолакиса Типиконе (1-е изд.: 1888).