Что такое кастинг менеджер
«У нас острый дефицит профессионального образования»: все, что нужно знать о работе кастинг-директора
интервью >>
Куратор интенсива Московской школы кино «Кастинг-директор» Елизавета Шмакова известна своей работой над многими узнаваемыми фильмами отечественного кинематографа, среди которых «Измена» Кирилла Серебренникова , «Оптимисты» Алексея Попогребского , «Русалка» Анны Меликян и многие другие. В интервью для Кино-Театр.Ру она рассказывает о том, с чего нужно начинать, где учиться и где черпать вдохновение.
Кем вы хотели стать в детстве? Как стать кастинг-директором?
В детстве я точно не мечтала стать кастинг-директором! Моей страстью был балет, и все мечты и устремления были связаны с классическим танцем. Поскольку родилась я в театральной семье – мама актриса, папа режиссер – все свое детство провела за кулисами да еще переиграла кучу детских ролей в разных театрах. За актерской кухней я наблюдала с детства и уже тогда пыталась анализировать почему та или иная роль досталась тому или другому актеру.
Как ни странно, кастинг-директором я стала благодаря своему любимому балету. К тому моменту я уже переехала из Петербурга в Москву и работала в Большом театре. Мои друзья киношники обратились ко мне с просьбой сделать кастинг главных героев для сериала о балете. Так все началось. Но все годы работы я думала о том, что в деле, которым я занимаюсь, существует острый дефицит профессионального образования.
Чем занимается кастинг-директор?
Кастинг-директор занимается подбором актеров к картине. Но я настолько придирчива к словам, что слово «подбор» мне страшно не нравится. Я бы сформулировала иначе. Кастинг-директор работает над созданием актерского ансамбля картины. В это понятие входит как работа над художественным решением, так и вопросы коммуникации.
Как проходит процесс? Сколько времени он занимает?
Продолжительность кастинга зависит от многих обстоятельств. Иногда кастинг-директор приглашается на работу, когда создание сценария еще не окончено, но режиссеру и сценаристу необходимо понимать, какие актеры существуют сейчас в пространстве. Ведь часто сценарист для создания образа отталкивается от конкретного актера. Бывает, сценарий уже утвержден продюсерами, и остается только «населить» историю персонажами.
И в том, и в другом случае кастинг-директор читает сценарий, представляет режиссеру и продюсеру свое видение картины, свой дрим-каст. Если видение материала совпадает, работа продолжается, если нет – расставание. Идет процесс проб. Иногда пробы проводит режиссер. Бывают случаи, когда режиссер доверяет кастинг-директору и смотрит уже отснятый материл, проводит только финальный этап проб. Часто второй план и эпизодические роли утверждаются таким способом.
Расскажите о работе на площадке. Как происходит ваша магия?
Как кастинг-директор я площадку не люблю. Но когда снимала кино как режиссер – лучшего места на свете представить не могла. Для меня пыльный павильон студии Горького был лучше Мальдивского пляжа. И я не вру. Но для меня как для кастинг-директора самое любимое место работы – кастинг-студия, где я провожу пробы. Тут действительно происходят чудеса. В комнату с серыми стенами приходят артисты в джинсах и футболках, но на экране монитора передо мной предстают герои совсем другой эпохи. И, замечу, без помощи грима, костюма и реквизита.
В чем особенность кастинга для рекламы?
Как изменилась работа кастинг-директора за последние годы? Повлияла ли всемирная цифровизация на вашу отрасль?
С приходом интернета жизнь кастинг-директора однозначно изменилась в лучшую сторону. Да и не только кастинг-директора. Интернет позволяет экономить время и стирает границы. Это особенно показательно, когда работаешь с зарубежными актерами. Они уверенные пользователи интернет-платформ, которые десятилетиями существуют за рубежом. Иностранные актеры дисциплинированы, быстро и грамотно реагируют на письма кастиг-директоров, не боятся онлайн или самопроб.
Какое кино вас вдохновляет? На что ориентироваться на начальном этапе? Можете дать топ-3 своих любимых фильмов с профессиональной точки зрения и объяснить почему?
Мне кажется, что человеку, который хочет посвятить себя кинематографу, не стоит ограничивать себя только кино. Вдохновение и опыт я получаю от живописи, архитектуры, природы… От жизни во всех ее проявлениях.
Но если говорить о пристрастиях в кино, то я очень люблю фильмы Терренса Малика , Чарли Чаплина , Квентина Тарантино , Фрэнсиса Форда Копполы . Могу пересматривать советскую классику: «Летят журавли», «Романс о влюбленных», фильмы Михаила Калика и раннего Михалкова . Люблю картины Алексея Попогребского «Простые вещи» и «Как я провел этим летом».
Что читать, чтобы набраться опыта? Как разделить чтение книг для себя и для работы? Можете дать топ-3 профессиональных книг, которые помогут начинающим?
Я не разделяю книги на «для работы» и «для отдыха». Наверное, потому что внутри работа никогда не останавливается. Может показаться странным, но одним из «учителей» для меня стал Чарльз Диккенс. Его уникальная способность «рождать» персонажей – точных, выпуклых, уникальных по своей природе и при этом узнаваемых – это то, что вдохновляет меня. Хочется в кино достигнуть такой же выразительности. Я очень люблю Томаса Манна, его «Волшебную гору» и «Будденброков». Поскольку приходится читать довольно много «средних» текстов, то «восстанавливаюсь» поэзией. Есть книги, которые тебя не оставляют и всегда рядом. Для меня это «Лавр» Евгения Водолазкина.
Где вы учились? Что изменилось с тех пор? Где лучше всего учиться сейчас?
Я окончила балетмейстерское отделение Санкт-Петербургской консерватории. То, что мне повезло с педагогами, я знала всегда. Мастера дали мне крепкий фундамент не только культурного багажа, но и привили нам радости узнавания и любопытство ко всему новому.
Когда я приняла окончательное решение остаться в кино, я окончила режиссерские курсы, которые систематизировали полученные мной на практике знания. Но я уверена, что без крепкого высшего образования и знаний, полученных в консерватории, мне было бы много сложнее.
Какие советы можете дать начинающим? Где искать силы, если не получается?
В балете есть замечательная пословица: «Если ты проснулся, и у тебя ничего не болит, значит ты умер». Трудности и несовпадения – составляющие нашей жизни. Но не сама жизнь! Не стоит опускать руки, обвинять себя в проигрыше или несостоятельности. Хочешь жить – двигайся дальше, поднимайся, если упал, не бойся перевести дух после падения, главное – не спи, художник.
Подробнее об интенсиве Елизаветы Шмаковой « Кастинг-директор » читайте на сайте Московской школы кино.
Получите преимущество, благодаря крутому кастинг-менеджменту
Мы уже писали о процессе проведения актерских кастингов и о их важной роли в съемочном процессе. Теперь поговорим о кастинг-менеджерах, людях, которые занимаются организацией кастингов.
Кастинг-менеджмент начинается на этапе пред-продакшена, когда режиссер выбирает кастинг-менеджера или специальное агентство и формирует бриф.
Под брифом подразумевается инструмент, который оптимизирует процесс поиска актеров. Это подробная информация об актере, который нужен режиссеру: его внешние данные, данные о росте, весе и т.п., актерский опыт, образование, знание языков и другое. Подробное описание характеристик актера помогает отобрать только тех кандидатов, в которых действительно заинтересован режиссер. Это уменьшает время проведения кастинга и ускорит процесс съемок.
Как подбираются актеры
После того как бриф сформирован, начинается подбор актеров. Процесс подбора актеров редко начинается с чистого листа. Это связано с тем, что большинство агентств и кастинг-менеджеров имеют собственную базу актеров, внутри которых и ведется поиск. Такие базы формируются благодаря уже выполненным проектам и актерам, которые могли не подойти под одни требования, но вполне могут подойти под новые. Если актеры в базе удовлетворяют требованиям режиссера, то кастинг-менеджер выбирает 5-10 наиболее подходящих актеров на каждую роль и высылает списки продюсеру.
Иногда запрос режиссера или заказчика может оказаться специфическим. Например, в нашем опыте были специфические запросы на спортсменов и пожилых-спортивных людей. В таком случае кастинг-менеджер размещает объявления о поиске актеров или самостоятельно занимается поиском необходимых кандидатур.
Когда необходимые актеры найдены, а их кандидатуры на роль утверждены, кастинг-менеджер обзванивает каждого такого актера и приглашает его на кастинг.
Подробнее о процессе проведения кастинга мы рассказали в нашей статье.
Далее кастинг-менеджер структурирует информацию по всем утвержденным кандидатурам, составляя таблицу со всей информацией об актерах, которая помогает режиссеру и заказчику ориентироваться в предлагаемых им кандидатурах. При этом заказчик и режиссер в своих суждениях отталкиваются от написанного ранее режиссерского сценария, о котором мы писали ранее.
Взаимодействие кастинг-менеджера с актерами
Юридическое взаимодействие с актером тоже лежит на плечах кастинг-менеджера. Он отвечает за составления договора о сотрудничестве с актером, составления соглашения об использовании изображения и выплату гонорара.
На съемочной площадке кастинг-менеджер играет важную роль, координируя актеров, сообщая им всю информацию о дате, месте и времени проведения съемок, отвечая на их вопросы и налаживая их взаимодействие с режиссером.Также важно понимать, что кастинг-менеджер отвечает за набор актеров как на главные роли, так и на массовые сцены.
Как стать кастинг-менеджером
Специально для «Где учиться и работать» кастинг-менеджер, а сейчас уже кастинг-директор Карина Морозова рассказала о своей профессии, о том, что нужно делать, чтобы работать в сфере, а также дала несколько советов начинающим специалистам.
Про образование
Всё началось с далекого 2013 года, когда я училась на втором курсе института по специальности «Реклама и связи с общественностью в системе государственного и муниципального управления». Со школы я мечтала связать свою жизнь с творчеством и сферой кино, но мне не хватало уверенности в себе и своих возможностях. Поэтому я пошла по пути наименьшего сопротивления и отправилась на другую специальность, привлеченная интересным и манящим словом «реклама».
В первый же год я столкнулась с реальностью и поняла, что вряд ли свяжу свою жизнь с этой сферой. Я искренне пыталась проходить стажировки, связанные с пиаром, и даже около года после окончания института работала ассистентом PR-директора. Но уже со второго курса решила не терять времени зря и начала активно просматривать соцсети на предмет каких-нибудь стажировок, кастингов и других возможностей поработать в креативной сфере. И спустя примерно две недели монотонного прокручивания ленты «Вконтакте» я все-таки нашла то, что искала.
Про стажировки
Это была стажировка в компании Zodiak Media, на позицию кастинг-менеджера.
На тот момент кастинг-отделу нужна была помощь в наборе участников на такие проекты, как «Каникулы в Мексике», «Американский жених».
Стажировка длилась 5 недель, с графиком 5/2, без оплаты. Не покрывались расходы ни на питание, ни на проезд. 5 недель рая для альтруиста.
Уже тогда я поняла, что все не так модно и круто, как представлялось изначально. Мне приходилось пачками «отсматривать» людей, постоянно кого-то обзванивать… И, конечно, размещать и размещать бесконечные объявления о кастингах. Но примерно через 3 недели, когда кого-то из моих людей утвердили в проект, я поняла, насколько это прекрасное ощущение, когда ты знаешь, что скоро увидишь своих ребят на экране. Я чувствовала гордость и за себя, и за приведенных мной участников, которые успешно прошли кастинг.
И все же эти 5 недель прошли в стрессовом режиме. Было много монотонной работы, и даже командировка не сильно приукрасила эту стажировку. Мы отправились в Нижний Новгород, где нам пришлось ходить по различным заведениям и лично предлагать красивым гостям на следующий день прийти на кастинг… Стажировка закончилась, мне сказали спасибо, и я ушла.
Спустя два года, весной, за несколько месяцев до написания и защиты диплома, я поняла, что хочу еще раз попробовать свои силы в этой сфере. В тот момент моя подруга как раз работала кастинг-менеджером в одном из крупнейших кастинговых агентств Москвы и посоветовала сходить на собеседование. На встрече мне вручили несколько тестов, предложили решить пару задач и ответить на несколько вопросов. В общей сложности собеседование заняло часа 2,5. Я успешно его прошла и приступила к работе в качестве стажера. То есть опять без оплаты.
Обязанности кастинг-менеджера (то есть меня) во время стажировки были такими:
1. Обзвон колоссального количества людей в день.
Мне приходилось вежливо и радостно сообщать одно и то же для 250 человек в день. Такие звонки отнимали около 6 часов. Ведь нужно было, чтобы на съемку доехало хотя бы 150 человек.
2. Координация всех, кто добрался до съемок.
После того как я рассказывала все подробности по телефону, нужно было дублировать самую важную информацию по СМС (место, время встречи на съемку и комментарии по внешнему виду).
3. Взаимодействие с кастинг-менеджерами.
Коллеги находились на съемочной площадке и в случае недобора сообщали мне. А я в срочном порядке искала и вызывала кого-то еще.
Быть на связи приходилось 24 часа в сутки. Позвонить могли в любой момент, и в моих же интересах было отвечать на эти звонки. Несмотря на адский ритм работы, приходилось быть всегда доброжелательной и лояльной. Ведь в будущем человек, с которым ты разговариваешь, может оказаться полезен: например, выручит, приехав на съемку вместо кого-то другого.
Я работала практически без выходных, приезжая в офис к 11 утра и уезжая в 3 ночи. Иногда на следующий день нужно было в 8 утра уже встречать людей на съемку. Если коротко, то нашу работу нужно очень любить, чтобы она любила тебя в ответ. 🙂
Затем меня стали отправлять уже на съемочную площадку. Там я работала с людьми, которых приглашал уже кто-то другой, а не я. Нужно было координировать 80–150 набранных человек одновременно. Именно такое количество необходимо для зрительской массовки на телепередаче. Перейдя на новый этап, я столкнулась с чем-то большим, чем просто 250 звонков. Люди не слушались меня. Прежде чем отправить зрителей на съемочную площадку, я должна была построить их в шеренгу по двое: так было удобнее считать.
Кастинг-менеджер сказал мне: «Ну давай, командуй! Построй их». Но пришедшие просто смотрели на меня и не реагировали. Тогда мои будущие коллеги прямо сказали мне, что эта работа не для меня. Мол, я слишком добрая и милая. Помню, как расплакалась в какой-то момент, осознав свою слабость и отсутствие напора. Но все же отвела три проекта, оказывая максимальную по мере своих сил помощь кастинг-менеджерам.
Затем приближались защита диплома, сдача госов, и мне пришлось уйти, так и не став полноценным кастинг-менеджером с зарплатой. На тот момент я получила колоссальный опыт поиска, общения и координации людей, поэтому была благодарна этому агентству, несмотря на то что в моих карманах гулял ветер. Ведь именно там я поработала на таких проектах, как Comedy Club, «Большой вопрос» на СТС, «Субботний вечер» на канале «Россия».
Про работу
Именно наличие опыта стажировок решило мою карьеру через год, когда мне позвонили и предложили поработать «на сериале». Я взяла на себя поиск всех актеров групповых и массовых сцен. Так как я тогда только уволилась с позиции ассистента PR-директора и немного подзабыла работу в кастинг-сфере, для меня это был довольно рискованный и смелый поступок: взять все под свой контроль. Сказать, что мне было тяжело, – не сказать ничего. Я была одна, и изо дня в день мне приходилось самостоятельно заниматься набором актеров.
На следующий день нужно было ехать с ними на съемочную площадку, откуда нужно было набирать людей уже на день предстоящий. Параллельно надо было выполнять команды режиссера, а в свободное время между моторами контролировать перемещение всех своих актеров, решать вопросы с питанием, переработкой, договорами, которые должен заполнить и подписать каждый из участников съемки. Ну и, конечно, я отвечала за финансы, рассчитывая всех после съемки, и занималась прочими нюансами на съемочной площадке.
Благодаря этому проекту я научилась быстро и качественно отбирать подходящих людей на разные типажи.
Модели-стендистки,
на выставки и другие мероприятия
100% гарантия конфиденциальности.
Заявка
на обратный звонок
Наш специалист свяжется с вами через 17 минут.
Немного о BTL агентстве “Mishka models”.
BTL агентство «Mishka models», появилось в 2014 году, выполнив на отлично свой первый и основополагающий заказ всероссийского масштаба.
Первым к нам обратился Антон Руданов (“Бритва”, тренер мужского проекта “Спарта”) и Максим Щербаков (“Кабан”, тренер мужского проекта “Спарта”) с просьбой провести конкурс по всей России среди девушек “Муза СПАРТАНЦА” (более подробно об этом крутом кейсе вы можете почитать на нашем сайте mishka-models.ru).
После такого феерического и сногсшибательного конкурса с нами стали сотрудничать такие компании как:
— Soho Rooms (VIP клуб)
— Del Mare Moscow (LUX ресторан-караоке)
— Buddha-Bar Moscow (LUX ресторан)
— Siberia Moscow (LUX ресторан)
— Хортица (производитель алкогольной продукции)
— Русский стандарт (производитель алкогольной продукции)
— ActionWay (агентство экстремальных путешествий)
— Future Technologies Media Group (лидер digital рынка РФ)
Наша история строится в верном направлении, шаг за шагом, основываясь на принципах внутри компании:
— Максимальная осознанность деятельности
— Гипер-ответственность к сотрудникам и заказчику
О себе, мы немного рассказали, но если у Вас есть желание узнать о нас все, то оно может исполниться!
Кого мы хотим видеть в роли нашего кастинг-менеджера?
Проведя огромное количество кастингов, мы поняли для себя основополагающие и фундаментальные качества, будущего кастинг-менеджера Mishka models.
Ответственность.
Это слово встречается практически во всех вакансиях, но у нас это качество не из-за этого. Вы должны быть гипер-ответственной, и понимать, что из – за малейшей ошибки или даже не точности (например: решили привести девушку на объект, не подходящую по требованиям заказчика, или привели 5-ть девушек вместо 6-ти и т.д.).
Организованность и организаторские способности.
Если вы сможете в течении трех дней:
1. Найти 40-50 “дорогих” девушек
2. Провести среди них 2 отборочных кастинга
3. Отобрать 12 самых “дорогих” девушек
4. Провести финальный полевой-кастинг на территории заказчика
И все это с нулевым бюджетом для моделей (т.е. что бы они потратили на нас 2 своих вечера на кастинги), то считайте, что вы отлично организованный человек.
Наличие “женского вкуса”.
Вы должны обладать суперспособностью в выборе девушек. Либо это чувство есть, либо его нет (этот момент мы увидим на тестовом периоде).
База девушек-моделей.
Бльшое количество красивых подружек, и опыт подобной работы – будет вашим преимуществом.
Желание обучаться по нашей системе, которую придумали мы.
Зона ответственности кастинг-менеджера!
Я надеюсь, ты очень ответственно подошла к прочтению того, что было написано выше, и вникла в каждое слово и прочувствовала ответственность и мощь кастинг-менеджера Mishka models.
Теперь я расскажу тебе, о том, что конкретно ты будешь делать и за что ты будешь отвечать:
1. Искать девушек (работа на тусовках для создания атмосферы)
Этапы развития супергероя или как из обычного кастинг-менеджера, стать кастинг-менеджером Mishka models.
С твоей зоной ответственностью мы разобрались! Ну что ж, если ты дочитала до этого момента, значит ты действительно горишь желанием сотрудничать с нами.
Давай теперь я максимально подробно пропишу этапы твоего восхождения вместе с Mishka models:
Этап №1 “Твой тестовый период” (1 неделя).
1. Провести 1-2 кастинга
2. Закрыть 1 объект согласно техническому заданию
Что значит закрыть объект согласно техническому заданию?
Это значит, что ваш руководитель дает вам заведение (в котором наши модели – должны создать атмосферы), инструкцию и наставление, вы должны действовать в соответствии с инструкцией и выполнить задание идеально.
Тестовый период нужен для проверки наличия основополагающих и фундаментальных качеств, будущего кастинг-менеджера Mishka models. Если мы увидим в вас эти качества (пусть даже в зачаточном состоянии), то мы возьмем Вас на испытательный срок. Тестовый период для вас оплачиваться не будет (оплату получат только девушки, которые отработали на объекте).
Этап №2 “Испытательный период” (2 недели).
1. Провести 3 кастинга
2. Закрыть 3 объект согласно техническому заданию
3. Оплата 500 руб. за каждую девушку, которая выходит на объект
Испытательный период нужен для того что бы мы поняли, к какому типу сотрудников вы относитесь:
За время испытательного срока, мы поймем кто вы и решим заключать с вами договор и брать к нам в команду, или же прощаться с вами. Если вы будете проявлять себя как “плохой исполнитель” или как “зомби”, то мы незамедлительно с вами распрощаемся, не дожидаясь конца испытательного срока. Но если вы окажетесь тем самым “победителем” или “хорошим исполнителем” – то договор и место ваше!
Этап №3 “Плодотворное сотрудничество с «Mishka models” (заключаем договор).
1. Проводить 2-3 кастинга в неделю
2. Закрывать 2-3 объекта в неделю (согласно техническому заданию)
3. Оклад 10 000 руб. / мес.
Потому что заказчики все разные, и они требуют разных девушек:
Пример расчета вашего вознаграждения за 1 месяц, в котором вы закрыли 10 объектов, в среднем по 6-ть “хорошеньких” девушек:
10000 (оклад) + 10 (объектов) * 6 (кол-во девушек на объекте) * 600 (стоимость одной девушки) = 46 000 руб. / мес.
Карьерный рост или прокачанный кастинг-менеджер.
Как и во всех корпорациях, мы даем безграничный рост для наших сотрудников!
Если вы проявляете себя как “победитель”, то в течении 3-6 месяцев, вы обязаны претендовать на должность управляющей кастинг-менеджеров, а далее все выше и выше (руководитель подразделения / директор по развитию / директор “отдельного направления”).