Что такое кассовый разрыв ндс
Что делать, если появился разрыв по НДС
Как налоговая проверяет корректность НДС
Прежде чем пояснить, что значит разрыв по НДС, расскажем, как налоговики проверяют корректность исчисления НДС.
Российские налоговики снабжены современным программным обеспечением, которое из года в год совершенствуется.
В 2021 году они работают с помощью автоматизированной информационной системы «Налог-3» (АИС «Налог-3»). В ближайших планах — разработка концепции следующего поколения этой системы «Налог-4».
Нашумевшая АСК НДС (ныне «Контроль НДС») — это программный комплекс, входящий в состав АИС «Налог-3».
А теперь расскажем, как проверяют разрывы по НДС. Разрыв по НДС выявляют с помощью АСК НДС.
В декларацию по НДС помимо общих цифр входят разделы 8–12, которые, по сути, являются книгами продаж, покупок и журналами учета счетов-фактур. То есть у налоговиков есть данные счетов-фактур, которые были выставлены и по которым налог был принят к вычету.
О порядке расчета НДС в 2021 году мы сделали подборку статей «Порядок расчета НДС в 2020–2021 годах».
Какие бывают разрывы по НДС
Разрывы по НДС можно условно разделить на прямой разрыв по НДС и сложный разрыв по НДС.
Снова обратимся к декларации по НДС. Итак, налоговики с помощью программного обеспечения сопоставляют данные книг покупок и книг продаж. Любой счет-фактура, отраженный в книге покупок одного хозсубъекта, должен быть отражен в книге продаж другого хозсубъекта. Если этого не происходит, то можно говорить о прямом разрыве по НДС.
Однако не всё так просто, и на прямом сравнении дело не заканчивается. АСК НДС сопоставляет данные не только в паре продавец/покупатель, программа отслеживает всю цепочку по поставщикам, анализируя заявленные вычеты и фактическую уплату НДС в бюджет. Такой глубокий анализ и выявление несоответствий на втором, третьем и так далее уровнях принято называть сложным разрывом по НДС.
Какие именно несоответствия относятся к разрывам:
Также разрывы можно охарактеризовать как технические и разрывы по схеме.
Технический разрыв может быть вызван технической ошибкой. Например, неверно указаны значимые реквизиты счетов-фактур, случайно не отражены счета-фактуры в книге продаж.
Схемные разрывы по НДС — это неправомерное применение налогоплательщиком вычетов, использование незаконных схем оптимизации налогообложения. Однако и добросовестный налогоплательщик может быть уличен в разрыве по НДС.
Обнаружен разрыв: действия налоговиков
Если разрыв технический и прямой, то вопрос, как убрать разрыв по НДС в этом случае, не стоит остро. В ответ на требование налоговой компания просто исправляет свою ошибку, подав уточненную декларацию.
А что предпринимается для устранения разрывов по НДС более сложного характера?
При выявлении разрыва налоговики начинают досконально проверять всю цепочку поставщиков/покупателей. Налог должен быть уплачен в бюджет в любом случае. Раз обнаружен разрыв, значит, налог не уплачен. Налоговики усматривают в этом схему уклонения от уплаты налогов и ищут выгодоприобретателя. А при разрыве по НДС как узнать выгодоприобретателя?
Налоговики делают это начислением баллов, проверяя данные за два года, предшествующие проверке:
Анализу подвергаются следующие параметры:
Из приведенной схемы видно, что почти любую активно функционирующую компанию можно назначить выгодоприобретателем по разрыву в налоговой декларации по НДС.
Затем с выгодоприобретателем начинают работать.
Обнаружен разрыв: действия налогоплательщика
Что делать при разрыве по НДС, зависит от того, как действуют налоговики.
Они могут прислать требование о даче пояснений по налоговому разрыву по НДС или внесении исправлений в декларацию.
Как ответить на требование о разрыве НДС, зависит от того, в чём выявлена ошибка. Повторимся, если ошибка носит технический характер, то надо подать уточненную декларацию или представить пояснения налоговой.
Как проверить корректность декларации по НДС по контрольным соотношениям, мы писали в статье.
Если проблема со стороны контрагента (не указан искомый счет-фактура, не уплачен налог в бюджет и пр.), то дальнейшие действия налогоплательщика зависят от того, насколько он уверен в своей правоте и способности защищать свои права.
Как видим, претензии со стороны налоговиков в части разрывов по НДС могут прилетать не только после камералки собственной декларации по НДС, но и после проверок деклараций контрагентов даже не первого уровня.
Как отбиться от налоговой по разрыву по НДС? Проще всего выполнить требование налоговиков, убрать спорный вычет и доплатить налог. Это можно сделать даже в том случае, если сделка реальная и налогоплательщик ни в чём не виноват. Многие поступают именно так, опасаясь более глубоких проверок.
Но если цена вопроса высока и никаких нарушений налогоплательщик не совершал, то надо, конечно, бороться за свои права в виде вычета.
В ответе на требование можно указать следующее:
Грамотно составленный ответ на требование о даче пояснения по разрывам поможет не развиться ситуации дальше. Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» — там вы найдете пример ответа, составленный экспертами.
Далее может последовать вызов в налоговую по разрыву НДС, если требования налоговиков по доплате налога не были удовлетворены.
Основные советы тому, кого вызывают по разрыву НДС в налоговую на комиссию. Обращаем внимание, что комиссия и допрос — это разные понятия, и проводятся они на разных основаниях. Комиссия представляет собой скорее беседу, чем четкий допросный алгоритм «вопрос-ответ». Итог комиссии — предложение вам добровольно доплатить НДС.
Подводим итоги
Требования по разрывам в цепочке НДС могут прийти налогоплательщику не только после камеральной проверки его собственной декларации, но и после проверок деклараций контрагентов второго, третьего и так далее уровней. При выявлении разрыва — несоответствия в декларациях по НДС — налоговики ищут выгодоприобретателя. Как правило, таковым становится компания, способная доплатить налог в бюджет. Налогоплательщик может доплатить налог, даже если не согласен с претензиями. Но может и добиваться права на вычет, если имеет железные доказательства своей правоты и ресурсы на спор с налоговой.
Разрыв НДС
Читатель Илья А. спрашивает:
Налоговая прислала требование объяснить разрыв НДС, или придется доплатить налог. Откуда он вообще мог взяться и как мне доказать, что в декларации я всё указал правильно?
Еще статьи о налоговой:
Разрыв возникает, если у покупателя и поставщика разные налоги
Чтобы произвести какой-то товар, компания покупает материалы у поставщика, а поставщики обычно платят НДС. Поэтому, когда компания делает закупку, в стоимость материалов уже входит НДС.
Потом компания производит свой товар и продает его. После продажи она считает НДС и платит его в налоговую. Получается, что она платит НДС дважды. Чтобы такого не было, налоговая разрешает вычитать один НДС из другого.
Компания «Ванилька» производит мороженое. Она купила молоко и заплатила 30 000 рублей, в том числе НДС 5000 рублей.
«Ванилька» сделала и продала пломбир на 90 000 рублей, НДС — 15 000 рублей.
Чтобы не платить всю сумму целиком, «Ванилька» уменьшает налог — из 15 000 рублей вычитает 5000 рублей и платит НДС 10 000 рублей.
Чтобы всё получилось, в налоговых декларациях «Ванильки» и поставщика молока должно быть написано: «Продал молоко на 30 000 рублей» и «Купил молоко на 30 000 рублей». Если сделка указана в двух декларациях, сходятся суммы и размер НДС, номера и даты счетов-фактур — значит, всё хорошо.
А вот если «Ванилька» подаст декларацию и заплатит НДС меньше, а поставщик не укажет продажу в своих документах, возникнет разрыв. Налоговая пришлет письмо с требованием объяснить, почему так. Получается, разрыв НДС — это расхождение налогов у компаний.
Сложные разрывы — не ваша боль
Разрыв НДС может быть простым и сложным — это зависит от числа партнеров, которые причастны к сделке.
Простой — когда есть один продавец и один покупатель, как в случае с «Ванилькой» и поставщиком молока. Сложный разрыв происходит, если поставщик молока не сам доил корову, а купил молоко у крестьянского подворья, а те — у другой фермы по соседству. Кто-то один не указал сделку в декларации, и вот уже разрыв НДС в цепочке.
По опыту, «Ванильку» сложный разрыв не должен волновать, налоговая вряд ли придет к ним. Главное, чтобы сам поставщик молока указал сделку в своей декларации. В этом случае «Ванилька» уменьшит НДС, а там уже налоговая будет разбираться между теми участниками цепочки, у которых возник разрыв.
О разрыве НДС узнает робот
В законе нет понятия разрыва НДС — его придумали в налоговой, когда писали внутреннюю инструкцию. В ней описан механизм поиска разрыва, но сейчас этим занимается компьютерная программа, которая называется АСК НДС-2 или АСК НДС-3. Это одна и та же программа, но АСК НДС-3 новее.
Алгоритм автоматически строит цепочки между компаниями и людьми и смотрит, кто заплатил НДС, а кто забыл или скрыл сделку. Налоговые инспекторы не разбираются во всех разрывах — если система нашла, они сразу отправляют запрос. Вот как он выглядит:
У компании есть пять дней, чтобы письменно ответить на запрос. Советую не избегать налоговую: если не разобраться в ситуации, придется платить недостающий налог.
Налоговая может попросить приехать — это называют допросом. Они спросят, что за товар вы покупали и зачем, кто поставщик и как это было. Налоговой важно увидеть, что это настоящая компания с действующим директором, а не однодневка с номинальным.
Как пройти допрос в налоговой
Ошибку придется искать самому. Или платить
Если возник разрыв, есть два пути его закрыть: разобраться, почему у налоговой возникли вопросы, или заплатить налог. Если платить не хочется, важно выяснить, почему возник разрыв. Для этого нужно связаться с поставщиком и попросить у него документы:
Если компания не обманывает налоговую и сделка была, она записана в книге продаж и отражена в декларации поставщика. Эти документы нужно передать в налоговую. Еще бывает, что поставщик сделал ошибки в учете:
Но это простые ситуации. Теперь посложнее: например, сотрудник нас обманул.
«Ванилька» купила молоко у «Молочных берегов». Сделку закрыли, но возник разрыв НДС. «Ванилька» стала разбираться: оказалось, сотрудник купил молоко у одной компании, а документы принес от другой. По документам он потратил 50 000 рублей, а на самом деле 30 000 рублей.
А может быть, что обманул не сотрудник, а посредник — сам взял молоко на одном заводе, а документы принес от другого. В этом случае нужно искать реального продавца, обновлять свою книгу закупок и просить его внести сделку в книгу продаж. Затем две стороны отправляют уточненную декларацию в налоговую. Но придется заплатить разницу в НДС: у реального поставщика НДС будет меньше, потому что товар стоит дешевле.
Разрыв может возникнуть непонятно откуда
В этом году стали происходить и более запутанные ситуации с разрывом НДС. Представим, налоговая присылает письмо, мы идем к поставщику, а тот говорит: «Бро, ты что, я всё сдавал — вот, смотри в документах». И правда, в журнале продаж сделка записана. Остается вопрос, почему налоговая считает, что возник разрыв НДС. Может быть, поставщик не отправил декларацию или произошел сбой в компьютерной программе.
Чтобы выяснить, смотрим в реестре сданных деклараций, какие документы получила налоговая. Обычно для этого делают запрос в сервисе или программе, через которую поставщик отправлял документы. Например, в «Контуре» или «Сбисе».
По опыту, чаще оказывается, что в основной декларации продажа отражена, но следом сдана уточненная декларация непонятно от кого, в которой этой продажи нет. И так происходит из раза в раз. Компании обращаются в полицию и прокуратуру, но сказать, откуда берутся уточненные декларации, никто пока не может.
Проблемы можно предупредить
Самое неприятное в разрыве НДС — когда выясняется, что поставщик участвует в длинных цепочках. Чтобы не переживать за разрывы, советую проверять контрагентов.
Это можно сделать с помощью услуг и сервисов проверки у контрагентов — такие есть у банков и интернет-бухгалтерий. Еще помогает фиксировать первую покупку: фотографировать или снимать на видео склад, машину с товаром.
Белый бизнес для контроля рисков. Проверяем надежность партнеров, объем переводов и количество налогов, даем рекомендации, как уберечься от вопросов налоговой.
Откуда берется разрыв НДС и что с ним делать
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Где тонко, там и рвется
Разрывом такое расхождение называется, потому что может возникнуть на любом из этапов торгово-производственного партнерства, то есть в любом из звеньев цепочки поставщиков и производителей. Но обнаруживается оно чаще там, где принимается к вычету сложный НДС и где он декларируется.
И даже если все сделки были легальными и прошли без нарушений, ФНС не может принять такую (рваную) цепочку. Налоговая видит в этом попытку уклониться от уплаты части налога. Она сразу реагирует на простое уменьшение НДС на стороне покупателя по сравнению с налоговыми суммами на стороне продавца, которые явно указаны в налоговых декларациях сторон. В наиболее скверной ситуации возникает подозрение на сговор между участниками цепочки.
Как правило, чем архаичнее организован бухгалтерский процесс на предприятии, тем больше вероятность случайного появления «белых пятен» при оформлении документации (злой умысел мы в этом разборе исключаем). У поставщиков материалов и сырья, как правило, ниже уровень общей бизнес-культуры, чем у организаторов сложных производств. С другой стороны, сама отчетность у них, конечно же, проще. Но если ваш поставщик допустил случайный «прокол», то «отдуваться» перед налоговыми органами будете сначала вы. Поэтому ваша задача — грамотное и однозначное оформление ответа на письмо из ФНС.
Капиталистический феодализм
Уследить за всей цепочкой сложно, хотя для этого есть программы по сверке НДС партнеров. Но вам это делать не обязательно: если налоговая заинтересуется вами, значит проблема возникла между вами и вашим непосредственным партнером. И ее можно решить.
Отчасти это напоминает средневековый феодальный принцип «вассал моего вассала не мой вассал»: если вы производите мебель из фанеры, а виноват поставщик леса, продающий сырье лесопилке и неправильно указавший параметры сделки (не указавший сам факт продажи или занизивший ее денежный объем), то вы здесь ни при чем.
Поясним на упрощенном примере: ваша фирма «Граф» в отчетный период произвела и продала шкафы-купе на сумму 430 000 рублей. Сумма НДС по ставке 20% с продажи этих шкафов составляет 71 667 руб. Но для изготовления шкафов «Граф» сперва закупил фанеру у оптово-розничной компании ООО «Барон» на полную сумму 30 000 рублей, в которую теоретически уже входит НДС по той же ставке 20% в размере 5 000 рублей.
Но сделка по продаже вам этой фанеры в налоговой отчетности ООО «Барон» может не отражаться или отражаться с другими параметрами, чем у вас. Тогда как только вы решили оформить вычет НДС (71 667 — 5 000 = 66 667 руб.), проблема ООО «Барон» автоматически становится и вашей проблемой. Если же между вами и ООО «Барон» все в порядке, зато у самого ООО «Барон» проблемы того же рода с лесопилкой ИП М.У. Жиков, то это только их проблемы, а не ваши: ваш вычет будет зачтен.
На цепи
Если вы не совсем разобрались в написанном выше, вам не должно быть стыдно — не ваше это графское дело, да и вообще, люди анализом цепочек давно не занимаются. Эта миссия возложена на алгоритмы, которые отслеживают малейшее несоответствие, а человек-инспектор лишь составляет «Требование о предоставлении пояснений» по соответствующей форме и направляет его письмом вам. Если ваш ответ не удовлетворит ФНС или не поступит в срок до 5 рабочих дней, вы рискуете оказаться на допросе, а право на вычет потеряете.
К сожалению, алгоритмы пока только устанавливают факт наличия разрыва, но не его причину. Поэтому терзать вашего «вассала» вам придется самостоятельно. Да, это довольно архаичная система ответственности, которая напоминает проблемы с взыманием дани в темные века, поэтому остается лишь надеяться на понимание и наличие конструктивных установок у вашего партнера. Если ваш партнер не хочет показывать вам копию налоговой декларации (а у него могут быть для этого свои причины), хватит с него и выписки из книги продаж.
Сверив выписку с налоговой декларацией вашего партнера, вы или ФНС (но лучше сперва вы) сможете установить причину расхождения. Чаще всего это банальная ошибка или описка в сумме или учетном периоде. В таком случае ваш партнер должен приложить к вашему пояснению в ФНС уточнение к своей декларации.
Но возможность отправлять уточнения может сыграть и злую шутку: бывает так, что основная декларация как раз в полном порядке, но к ней в отчетный период уже было приложено некое уточнение, изменяющее параметры сделки «задним числом». Такая ситуация довольно распространена и часто необъяснима. Все прочее относится к сфере злоупотреблений (умышленного обмана), которую мы обещали здесь не рассматривать.
Рыцарям бухгалтерского стола
Возможна ли профилактика разрыва в НДС? Практика показывает, что да, хотя это и сопряжено со значительной «головной болью». В этом случае вам придется действительно вести дела, целенаправленно повышая прозрачность работы всех своих контрагентов, контролировать всю цепочку от начала и до конца, чтобы исключить появление в ней «левых» поставщиков и самоуправство посредников.
Если ваши партнеры не имеют никакой серьезной альтернативы кроме как сотрудничать с вами, смело переходите к настоящим «вассальным отношениям». В противном случае сперва оцените риски разбегания «баронов» и то, как изменится ваша бизнес-среда, если вы начнете «править». И помните: власть это всегда большая ответственность. А иногда в ней кроме ответственности ничего больше и нет. И похоже, это как раз такой случай.
Чтобы контролировать расчет НДС и вычеты, рекомендуем вам веб-сервис Контур.Бухгалтерия. Система рассчитывает предварительную сумму налога, показывает его состав, дает подсказки по легальному снижению НДС и недостающим документам, а еще помогает исправить ошибки в учете, которые влияют на налог. В сервисе удобны учет, зарплата, отчетность, финансовый контроль и другие инструменты. Первые 14 дней бесплатны для всех новичков.
Три вида разрывов по НДС. Что выявляет АСК НДС-2
АСК НДС-2 хорошо выявляет налоговые разрывы в автоматическом режиме и в «полуавтоматическом» и ищет их выгодоприобретателя. При этом не важно, насколько далеко в цепочке контрагентов от него находится налоговый разрыв.
Что такое разрыв
Наличие разрыва устанавливает ФНС или территориальный налоговый орган, если он отражен в данных системы АСК НДС-2.
Как объясняют сами налоговики, разрыв — это отсутствие в бюджете сформированного источника для применения правомерной налоговой выгоды в виде вычета НДС налогоплательщиком.
У налоговиков он делится на подгруппы:
· «технический»,
· «методологический»,
Разрывом признается отсутствие источника для вычета НДС не только в отношении прямой сделки налогоплательщика с продавцом (подрядчиком, исполнителем), но и в ситуации, когда продавец (подрядчик, исполнитель) или его контрагенты не обеспечили наличие источника для применения вычета по сделкам в связанной цепочке (цепочке движения товаров, работ, услуг).
Под налогоплательщиком — продавцом (исполнителем, подрядчиком) понимается не только прямой контрагент налогоплательщика — покупателя (заказчика), но и контрагенты по всей цепочке движения товаров (работ, услуг).
«Налоговые разрывы и их автоматическое выявление в рамках АСК НДС-2» — одна из тем двухдневного семинара, который состоится 13 −14 ноября.
Приходите, будет интересно.
Технический разрыв
«Техническое» расхождение — это расхождение, не приводящее к неуплате налога в бюджет, причиной которого является не соответствие в номере или дате счета-фактуры, номере или дате заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на территорию РФ с территории Таможенного союза, в номере ДТ, в ИНН «сущностного» контрагента Продавца (или Покупателя), в декларации которого корректно отражена операция с контрагентом Покупателем (или Продавцом) при установлении в его декларации расхождения и направлении требования.
«Техническое» расхождение устраняется представлением формализованного пояснения или уточненной налоговой декларации по НДС.
Методологический разрыв
«Методологическое» расхождение — это расхождение, не приводящее к неуплате налога в бюджет, причиной которого является нарушение порядка заполнения налоговых декларации по НДС, в том числе нарушены законодательные нормы (НК, Постановление Правительства РФ № 1137 от 26.12.2011 о счетах-фактурах и книгах покупок/продаж, Приказ ФНС № ММВ-7-3/136@ 6 от 14.03.2016 о кодах операций, Приказ ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ о декларации по НДС).
Как избежать налоговой проверки и «побуждения к самостоятельному пересмотру налоговых обязательств», а также уменьшать НДС без налоговых разрывов, расскажут на семинаре.
Записывайтесь на мероприятие со скидкой.
Схемный разрыв
«Схемное» расхождение — когда ни налогоплательщик Покупатель, ни налогоплательщик Продавец, в декларациях, в которых установлены расхождения, не являются выгодоприобретателями, что определяет необходимость проведения контрольно-аналитических (поисково-исследовательских мероприятий) по установлению налогоплательщика потенциального «выгодоприобретателя», под которым понимается ближайший к операции со «схемным» расхождением налогоплательщик, не обладающий признаком «транзитной» организации.
Контрольно-аналитические и поисково-исследовательские мероприятия поводятся с применением аналитических отчетов ПК «Контроль НДС», сведений (информации) открытых и федеральных информационных ресурсов ФНС вне зависимости от факта, способа и даты формального устранения «схемного» расхождения.
Практика налоговиков показывает, что чаще всего используются схемы в два — три уровня. То есть когда конечный выгодоприобретатель в схеме от «разрывника» по продаже стоит вторым либо третьим в цепи.
То есть создаются несколько организаций, чаще всего без трудовых и иных ресурсов, для создания вычетов и минимизации налогов для конкретного выгодоприобретателя.
Сам потенциальный выгодоприобретатель напрямую «приобретает» ТМЦ у фирм однодневок, тем самым формируя у себя сомнительные вычеты, минимизируя сумму, подлежащую уплате в бюджет.
При установлении схемных операций налоговыми органами проводятся мероприятия налогового контроля (в соответствии со ст. 86, 88, 90, 92 93 93.1 НК), формирует «цепочки» «взаимосвязанных» схемных операций с указанием «ролей» участников «цепочки» посредством сведений, содержащихся в ПК «АСК НДС-2» и иных информационных ресурсах для сбора доказательственной базы и установления потенциальных выгодоприобретателей.
Между тем существует альтернатива серым схемам, дающая тот же результат, но без однодневок. Об этом расскажут на семинаре. Приходите!
Цель семинара — помочь компаниям, применяющим серые и черные схемы оптимизации налогов, уйти от них, и при этом не разориться, не уступить конкурентам,
Кассовый разрыв и средства его прогнозирования
Автор: Юрий Мартынов Руководитель проектов 1С-WiseAdvice
Кассовый разрыв и средства его прогнозирования
Автор: Юрий Мартынов
Руководитель проектов 1С-WiseAdvice
Бизнес зачастую связан с преодолением различных трудностей:
Часть этих рисков можно предсказать, часть нет.
Многие предприниматели сталкиваются со следующей ситуацией: компания прибыльна, а денег на счетах нет. Такое временное отсутствие денег называется кассовый разрыв.
Кассовый разрыв – это состояние временное и проходит, когда компании поступают денежные средства по уже подписанным актам. Риск наступления кассового разрыва прогнозируется и его можно избежать. Кассовые разрывы могут возникать абсолютно в любом бизнесе по различным причинам. Важно выявить проблемы, предугадать наступление кассового разрыва и оперативно найти средства для его покрытия.
Однако, если на счетах не остается денежных средств, потому что компания генерирует убытки – это не кассовый разрыв, а дефицит денежных средств. Такая компания находится на грани банкротства, и для выхода из такой ситуации необходимо полностью пересмотреть существующие бизнес-процессы.
Кассовый разрыв – что это значит?
Кассовый разрыв предприятия – это временное отсутствие денежных средств для покрытия текущей кредиторской задолженности. Такая ситуация может приводить к различным негативным последствиям:
Компания при этом прибыльна, может работать по нескольким контрактам, но, если не следить за финансами и не планировать платежи, в определенный момент можно понять, что денег в наличии не хватит, чтобы рассчитаться по текущим обязательствам. При этом причин возникновения кассовых разрывов и способов их покрытия может быть несколько.
Причины возникновения кассового разрыва предприятия
Основная причина возникновения кассового разрыва заключается в отсутствии планирования и балансирования денежных потоков. Планирование движения денежных средств заключается в расчете остатка денег с учетом будущих поступлений и выплат на несколько недель, месяцев вперед.
Например, фирма заключила договор, в котором прописан аванс и поэтапная оплата за выполненные работы. Для выполнения этих работ компания планирует привлекать помимо собственных сотрудников еще сторонних поставщиков. Планирование в этом случае заключается в распределении в платежном календаре поступлений от клиента, в соответствии с графиком выполнения работ. Так же необходимо указать в какие даты и в каком размере будут произведены выплаты поставщикам, в соответствии с заключенными договорами, зарплата сотрудникам и остальные постоянные платежи.
Балансирование денежного потока состоит в равномерном распределении выплат и поступлений в течении прогнозного периода. Балансирование необходимо для устойчивого развития компания и финансового положения.
Например, в компании выплата зарплаты производится два раза в месяц: 20 и 10 числа. Крайне нежелательно прописывать эти даты в договорах аренды, лизинга и других крупных платежей, так как денег может не хватить. Желательно распределить крупные платежи в течении всего месяца.
Следующая по значимости причина возникновения кассовых разрывов – неплатежи заказчиков. Ситуация может быть точечная, когда один какой покупатель не платит по счету. Предупреждение таких рисков основывается в первую очередь на первоначальной оценке платежеспособности клиента.
Перед заключением договора, особенно с постоплатой, необходимо убедиться в финансовой устойчивости контрагента:
Если происходят массовые задержки платежей, то скорее всего причиной являются общеотраслевые проблемы или макроэкономические изменения – кризис или санкции. Предугадать наступление кризиса – задача не тривиальная, поэтому в этом случае на первый план выходит оперативное управление дебиторской и кредиторской задолженностями.
Помимо перечисленных причин источником возникновения кассового разрыва предприятия могут стать непредвиденные расходы, например, вследствие поломки основного оборудования.
Как спрогнозировать кассовый разрыв?
Формула расчета кассового разрыва
Формула расчета кассового разрыва может изменяться в зависимости от размера и специфики конкретного предприятия, но в большинстве случаев используется следующая формула:
Если получившаяся сумма меньше нуля – наступает кассовый разрыв. Рассмотрим возникновение кассового разрыва предприятия на примере: Ваша компания занимается проектами по проектированию. Вы получили крупный заказ на 1,5 млн. руб. без НДС, в договоре предусмотрено 3 этапа, срок проекта 6 мес., оплата по договору в течении 14 дней после акта.
Таблица актирования и оплат по договору:
Этап
Сумма акта, тыс. руб. без НДС (% от общей суммы)
Сумма оплаты, тыс. руб. с НДС (% от общей суммы)
Ежемесячные затраты в компании.
Расходы
Сумма, тыс. руб. с НДС
Рассчитав, что за 6 месяцев Ваши затраты будут
175 т.р. * 6 мес = 1 050 тыс. руб.,
таким образом вы получите 750 т.р. по итогам проекта.
Рассмотрим подробнее каким образом будет меняться остаток денежных средств по итогам каждого месяца проекта.
Месяц 1 – У Вас на счету 200 т.р, Вы только заключили договор и в течении 14 дней Заказчик заплатил аванс в размере 360 т.р. Ваши затраты составили 175 т.р.
Остаток к концу месяца на счету можно посчитать так:
Остаток на начало 200 т.р.
+ Поступление аванса 360 т.р.
— Оплата расходов 175 т.р.
Остаток денег на конец месяца 385 т.р.
Месяц 2 – Вы выполняете работу по договору по первому этапу, но пока его не сдали.
Остаток на начало 385 т.р.
+ Поступление денег 0 т.р.
— Оплата расходов 175 т.р.
Остаток денег на конец месяца 210 т.р.
Месяц 3 – Вы сдали первый этап, получили за него деньги и приступили к следующему. И снова выдаете зарплаты и платите за офис.
Остаток на начало 210 т.р.
+ Поступление денег 288 т.р.
— Оплата расходов 175 т.р.
Остаток денег на конец месяца 323 т.р.
Месяц 4 – Вы додели концепцию проекта, согласовали с заказчиком и уже начали работать над основным проектом.
Остаток на начало 323 т.р.
+ Поступление денег 288 т.р.
— Оплата расходов 175 т.р.
Остаток денег на конец месяца 436 т.р.
Месяцы 5, 6 – Вы работали над разработкой проекта и к концу 6 месяца закончили проектирование. Однако, заказчик не хочет принимать работу и просит устранить замечания. Срок Проекта увеличивается, наступает срок оплаты зарплаты и арендных платежей.
Остаток на начало 436 т.р.
+ Поступление денег 0 т.р.
— Оплата расходов (за 2 месяца) 350 т.р.
Остаток денег на конец месяца 86 т.р.
Месяц 7 – Исправление ошибок и согласование заняло полмесяца, и к середине месяца акт с заказчиком подписан. Однако, в соответствии с договором заказчик может оплатить счет в течении 14 дней. При этом вам необходимо заплатить сотрудникам и аренду.
Остаток на начало 86 т.р.
+ Поступление денег 0 т.р.
— Оплата расходов 175 т.р.
Остаток денег на конец месяца -89 т.р.
Если не удаться договориться с заказчиком об ускорении оплаты денег на счете не хватит и случится кассовый разрыв. Вы откладываете какие-то оплаты, прибегаете к дополнительному финансированию компании или используете другие способы выхода из кассового разрыва.
Месяц 8 – Заказчик полностью оплачивает Ваши услуги, вы выплачиваете остатки задолженности по зарплате и аренде или погашаете кредит, оплачиваете расходы за очередной месяц.
Остаток на начало -89 т.р.
+ Поступление денег 864 т.р.
— Оплата расходов (за 2 месяца) 175 т.р.
Остаток денег на конец месяца 600 т.р.
Проект окончен – на счету 600 т.р., чистый денежный поток составил +400 т.р. Динамику изменения остатка денежных средств можно посмотреть на графике.
Рис.1 График остатков денежных средств
Чтобы избежать кассовых разрывов в проектном бизнесе необходимо тщательно балансировать денежный поток и внимательно следить за сроками выполнения работ. Для балансировки платежей в договоре необходимо предусмотреть большее количество этапов, чтобы поступление денег было сопоставимо с затратами. Увеличение сроков проекта может резко сказаться на его рентабельности – например, в нашем примере первоначально планировался денежный поток от проекта в размере 750 т.р., а по факту составил 400 т.р.
Рис.2 График платежей в сервисе «Управленка»
Платежный календарь в сервисе позволяет контролировать текущие оплаты и поступления. Сервис работает в связке с бухгалтерией – из нее загружаются в автоматическом режиме:
Дополнительно, Вы можете завести проекты и предстоящие платежи по договорам с заказчиками и поставщиками. В результате, Вы получите платежный календарь, с помощью которого можно управлять денежным потоком компании.
Что делать, если кассовый разрыв уже случился?
Если кассовый разрыв наступил и денег нет, то разбираться почему так случилось уже нет времени. Необходимо срочно закрыть кассовый разрыв. Понять причины возникновения можно после выхода из него, и то при условии, что в компании ведется управленческий учет и данных будет достаточно. Ниже мы опишем необходимые меры по предотвращению и планированию источников покрытия кассовых разрывов.
Путь выхода из сложившейся ситуации можно представить в виде последовательности шагов.
1. Исключение низкоприоритеных платежей
В первую очередь необходимо распределить, какие платежи являются обязательными, а какие можно заплатить позже без существенных штрафов. Счета с наибольшим приоритетом оплачиваются в первую очередь – налоги, кредиты, аренда и другие платежи с определенной датой, нарушение которой может повлечь такие санкции, как пени, штрафы или другие взыскания. Так же к первой группе можно отнести оплату сырья, без которого компания не может продолжать выполнять текущие обязательства.
Оплата персонала, выплаты поставщикам и некоторые обязательные офисные платежи не имеют определенных сроков выплат – такие платежи возможно сдвинуть на несколько дней.
В третью группу попадают все необязательные платежи, от которых можно отказаться – затраты на обучение, представительские расходы и другие. Платежи из этой группы можно не осуществлять вообще.
2. Получить оплату раньше
Проведите работу с дебиторской задолженностью – обзвоните всех клиентов, должников. Если клиент просрочил платеж, можно разослать письма с претензиями, приостановить работы или задержать отгрузку, обратиться в суд.
Если выплата только предстоит, то можно договорится об оплате сейчас под гарантийные обязательства доделать все в срок или раздробить платеж в соответствии с уже проделанной и принятой работой.
3. Увеличить сроки оплаты поставщикам
Если компании необходимо оплатить в ближайшее время крупную сумму поставщикам – договоритесь об отсрочке или постарайтесь разбить платеж на более мелкие суммы. При этом желательно, несмотря на нехватку денег, платить своим поставщикам постоянно, хоть и меньшими суммами. Таким образом, Вы покажете свою заинтересованность в продолжении партнерских отношений и покажите, что прикладываете все силы для погашения задолженности. В противном случае, кредиторы могут обратиться в суд и тогда по решению суда со счетов компании могут списать полную сумму задолженности.
4. Стимулирование продаж
В ситуации, когда деньги в бизнесе не на расчетном счету, а в запасах на складах, может помочь проведение маркетинговых акций, предоставление скидок на сезонные товары, распродажи. Затоваривание одна из основных причин выпадения денежных средств из оборота торговых компаний. Чтобы деньги возвращались быстро обратно необходимо контролировать закупки и вовремя избавляться от лишнего товара.
5. Использование собственных средств
Финансирование деятельности компании за счет собственных средств компании, например, собственники направляют дивиденды на финансирование бизнеса.
Кроме чистой прибыли компания может продать или сдать в аренду неиспользуемое оборудование, автомобили и другое имуществу. Рассмотреть возможность сдачи в аренду помещений, которые принадлежат компании или собственнику.
Для выхода из кассового разрыва собственники могут внести собственные средства на расчетный счет компании, это поможет оперативно закрыть кассовый разрыв в случае его возникновения.
6. Использование заемных средств
Помимо кредита можно воспользоваться и другими финансовыми инструментами: овердрафтом и факторингом. Факторинг позволяет получать деньги сразу после подписания акта за вычетом комиссии фактора. А овердрафт к расчетному счету позволяет уходить в минус при нехватке средств на согласованный лимит. При этом в счет погашения овердрафта будут списываться все последующие поступления на расчетный счет.
Как избежать кассовых разрывов в будущем?
В деятельности предприятия основная причина наступления кассового разрыва – это некачественное планирование денежных потоков.
Существенно уменьшить риск наступления кассового разрыва можно с помощью внедрения систем планирования и контроля ДДС. Одним из таких средств является платежный календарь – инструмент для балансирования денежных потоков таким образом, чтобы предстоящие поступления от контрагентов гарантировали оплату будущих расходов.
Создать простой платёжный календарь можно в Excel, но такой подходит имеет ряд серьезных ограничений, с которыми компания столкнется по мере развития бизнеса или даже начальном этапе, например, в Excel нет возможности быстрой смены аналитики для группировки платежей.
Например, в проектных организациях удобно смотреть кэш фло по каждому проекту отдельно, и уже потом анализировать аналитические статьи. Но при этом условие наличия положительного денежного потока в рамках каждого проекта не обязательно должно соблюдаться, и тогда необходимо провести анализ уже в рамках всей компании.
В качестве удобной замены Excel можно использовать специализированный веб-сервис по управлению денежными средствами «Управленка», в котором наглядно на графике виден результирующий денежный поток с учетом предстоящий платежей.
Рис.3 График движения денежных средств
Помимо планирования Платежный календарь позволяет сбалансировать условия договоров в рамках одного проекта, контролировать платежную дисциплину, оценить степень влияния проектов (сегментов бизнеса) на приток и отток денег.
В качестве профилактики кассовых разрывов, кроме оперативного управления денежными средствами с помощью платежного календаря, необходимо:
При выполнении всех рекомендаций вы сможете предотвратить кассовые разрывы, так как информация об их возникновении будет у вас не по факту отсутствия денег, а заблаговременно.