Что такое каспийский монстр
«КМ»: КАСПИЙСКИЙ МОНСТР, мощнейший советский экраноплан.
На самом-то деле аббревиатура КМ обозначала «корабль-макет». Но удивительной разработке К. Б. Алексеева значительно больше подходила «народная» расшифровка.
Экраноплан КМ был в какой-то мере гонкой за рекордом, а не по-настоящему функциональной разработкой. Впоследствии на его базе был разработан тоже весьма эффектный, но более или менее реалистичный экраноплан «Лунь» (который после списания долго ржавел в Каспийские, а ныне и вовсе неизвестно где).
Проектирование и создание уникального, самого большого в мире летательного аппарата осуществлялось на протяжении 1963-1966 годов. Главным конструктором этого экраноплана был Р.Е. Алексеев, ведущим конструктором – В.П. Ефимов. Советские конструкторы назвали свое детище «Корабль-макет». В 1967 году сотрудники американских спецслужб, рассматривая сделанные спутником-шпионом снимки гигантского, непонятно откуда взявшегося, летательного аппарата, прозвали его «Каспийским монстром». Так они расшифровали буквы КМ на борту экраноплана.
КМ должен был стать самым большим экранопланом в мире. Его в КБ Алексеева разрабатывали в 1965—1966 годах в условиях строжайшей секретности. На воду его спустили в ночь на 26 июня 1966 года и в течение месяца, притопив, в полуразобранном состоянии и в основном по ночам буксировали по Волге — из Горького в Каспийск.
Испытания гигантской, 92-метровой машины велись вплоть до 1980 года. В одном из полётов его полная масса составила 544 тонны — рекорд, который побила через много лет «Мрия». 8 турбореактивных двигателей в ряд (и ещё 2 сверху) производили неизгладимое впечатление — в том числе и на западных наблюдателей, которые, конечно, о существовании машины узнали и как раз расшифровали КМ как «Каспийский монстр». Интересно, что первые публикации о советских экранопланах как таковых (не говоря о КМ) в советской прессе появились лишь в 1972 году.
КМ успешно летал на высоте 3−4 метров над водным экраном, развивал скорость до 450 км/ч. Хотя он выглядел как самолёт, его донная часть напоминала скорее корабельную.
Испытания проводились на специально созданной испытательно-сдаточной станции на Каспийском море в районе Каспийска (Дагестан) и продолжались 15 лет. В ходе испытаний КМ перестраивали несколько раз – последний был в 1979 году. Причиной тому служила необходимость опробовать новые двигатели для будущего боевого экраноплана «Лунь». А всего через год «Каспийский монстр» стал жертвой аварии, после которой операции по восстановлению или постройке нового экземпляра не проводились. Для полета экранопланы используют, так называемый, экранный эффект. А это значит, что принципы его полета не на законы работы самолетного крыла на большой высоте, ни на принципы движения аппарата на воздушной подушке. При полете на предельно низкой высоте, ниже 15 м, между поверхностью земли или воды и крылом самолета образуется воздушная подушка, которая и поддерживает дополнительно экраноплан, тем самым снижая расходы топлива. Создатель КМ, Ростислав Алексеев, с экранным эффектом был прекрасно знаком, и при создании свой машины смог выжать из него все возможное – экраноплан при всех своих габаритах потреблял в пять раз меньше топлива, чем транспортный самолет.
Но красивая была машина, правда?
Основные характеристики экраноплана КМ : Длина: 92 м Размах крыла: 37,6 м Максимальная взлётная масса: 544 т Двигатели: 10 турбореактивных ВД-7 Крейсерская скорость: 500 км/ч Максимальная скорость: 500 км/ч Практическая дальность: 1500 км Высота полета на экране: 4−14 м
В сети удалось найти немного фотографий «Лунь», одного «Каспийского монстра». Город Балтийск, Дагестан. Координаты : 42°52′54″ с. ш. 47°39′24″ в. д. / 42.881667° с. ш. 47.656667° в. д. По координатам на него можно в гугл earth посмотреть.
Лунь располагается на доке, специально сконструированном для него, грузоподъемностью 500тонн. Этот док буксирами выводится в залив, потом погружается на несколько метров( возможно погружение до 10 метров)и далее подвсплывший экраноплан идет своим ходом.
Общее впечатление от экраноплана: самолет, сделанный на судостроительном заводе по тем технологиям, которые они имели.Тем и уникальнее его способности.
Лунь оснащен восемью двигателями кб Кузнецова.Такие же ставили на ИЛ-62 если я не ошибаюсь, правда здесь их морской вариант, плюс поворотные сопла.
Тип двигателя 8 ТРД НК-87, Тяга: кгс 8 х 13000.
Почему только один двигатель закрыт такой решеткой?
Вид со стороны крыла.
По сути, экранный эффект — это та же воздушная подушка, только образуемая путём нагнетания воздуха не специальными устройствами, а набегающим потоком. То есть «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт разреженного давления над верхней плоскостью (как у «нормальных» самолётов), а дополнительно за счёт повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на очень небольших высотах (от нескольких сантиметров до нескольких метров) Эта высота соизмерима с длиной средней аэродинамической хорды (САХ)крыла. Поэтому крыло у экраноплана стараются выполнить с небольшим удлинением.
Эффект экрана связан с тем, что возмущения (рост давления) от крыла достигают земли (воды), отражаются и успевают дойти до крыла. Таким образом, рост давления под крылом получается большим. Скорость распространения волны давления, конечно, равна скорости звука. Соответственно, проявление экранного эффекта начинается с
h
Эти штучки настолько массивны и сделаны по корабельному, что диву даешься.
Устройство поворота и блокировки закрылков
( экранолет отличается от экраноплана тем, что может отрываться от экрана и подниматься на большие высоты)
— Высокая живучесть
— достаточно высокая скорость
— у экранопланов высокая экономичность и более высокая грузоподъёмность по сравнению с самолётами, так как подъемная сила складывается с силой, образующейся от экранного эффекта.
— экранопланы по скоростным, боевым и грузоподъёмным характеристикам превосходят суда на воздушной подушке и суда на подводных крыльях
— для военных немаловажна малозаметность экраноплана на радарах вследствие полёта на высоте нескольких метров, быстроходность, невосприимчивость к противокорабельным минам
— для экранопланов не важен тип поверхности, создающей эффект экрана — они могут перемещаться над замёрзшей водной гладью, снежной равниной, над бездорожьем и т. д.; как следствие, они могут перемещаться по «прямым» маршрутам, им не нужна наземная инфраструктура: мосты, дороги и т. д.
— современные экранолёты гораздо безопаснее обычных самолётов: в случае обнаружения неисправности в полёте амфибия может сесть на воду даже при сильном волнении. Причём это не требует совершения каких-либо предпосадочных манёвров и может быть осуществлено просто сбросом газа (например в случае неисправности двигателей). Также и сама неисправность двигателя зачастую не столь опасна для крупных экранопланов ввиду того, что они имеют несколько двигателей, разделённых на стартовую и маршевую группу, и неисправность двигателя маршевой группы может быть компенсирована запуском одного из двигателей стартовой группы.
— экранолёты относятся к безаэродромной авиации — для взлёта и посадки им нужна не специально подготовленная взлётная полоса, а лишь достаточная по размерам акватория или ровный участок суши
— одним из серьёзных препятствий регулярной эксплуатации экранопланов является то, что место их предполагаемых полётов (вдоль рек) очень точно совпадает с зонами максимальной концентрации птиц
— управление экранопланом отличается от управления самолётом и требует специфических навыков
— экраноплан «привязан» к поверхности и не может лететь над неровной поверхностью; этого недостатка лишён экранолёт
— хоть полет «на экране» и связан с меньшими энергетически затратами, нежели у самолета, однако процедура старта требует большей тяговооруженности, сравнимой с таковой у транспортного самолета, и соответственно применению дополнительных стартовых двигателей, незадействованных на маршевом режиме (для крупных экранопланов), либо особых стартовых режимов для основных двигателей, что ведет к дополнительному расходу топлива
В последнее время история с экранопланами получила совершенно неожиданный поворот. Проанализировав перспективность этого вида техники и придя к выводу о значительном, мягко говоря, отставании работ (за фактическим отсутствием таковых) в области экранопланостроения, конгресс США создал специальную комиссию, призванную разработать план действия по ликвидации русского прорыва. Члены комиссии предложили обратиться за помощью… к русским и вышли напрямую в ЦКБ по СПК. Руководство последнего
поставило в известность Москву и получило разрешение от Госкомоборонпрома и министерства обороны на проведение переговоров с американцами под патронажем Комиссии по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО РФ. А дабы не привлекать лишнего внимания к предмету переговоров, американцы предложили воспользоваться услугами американской фирмы под нейтральным названием «Российско-американская наука» (РАН), и при ее посредничестве делегация заокеанских специалистов получила возможность побывать в ЦКБ по СПК, встретиться с конструкторами экранопланов, выяснить, по возможности, интересующие детали. Затем российская сторона любезно согласилась организовать посещение
американскими исследователями базы в Каспийске, где они смогли без ограничений детально отснять на фото- и видеопленку подготовленный к вылету специально для этого визита «Орленок».
Кто же входил в состав американского «десанта»? Руководитель делегации — полковник ВВС США Фрэнсис, возглавляющий программу создания перспективного тактического истребителя. Под его началом были видные специалисты из научно-исследовательских центров, в том числе из НАСА, а также представители авиастроительных компаний Америки. Среди них наиболее известной личностью был Берт Рутан, спроектировавший самолет нетрадиционной аэродинамической схемы «Вояжер», на котором несколько лет назад его брат совершил беспосадочный кругосветный перелет. Кроме того, в состав делегации, по словам присутствующих на показе представителей российских компетентных органов, входили лица, по долгу службы годами собиравшие всеми возможными способами сведения о советских экранопланах и впервые неожиданно получившие возможность увидеть своими глазами — и даже потрогать — объект своего пристального внимания.
В результате этих визитов, обошедшихся американским налогоплательщикам всего в 200 тысяч долларов, новые друзья смогут сэкономить несколько миллиардов и существенно, на 5 — 6 лет, сократить сроки разработки проектов собственных экранопланов. Представители США ставят вопрос об организации совместной деятельности для ликвидации своего отставания в данной области. Конечная цель — создание транспортно-десантного экраноплана взлетным весом до 5000 тонн для американских сил быстрого реагирования. На всю программу может потребоваться 15 млрд.долларов. Какая часть этой суммы может быть инвестирована в российскую науку и промышленность — и будет ли инвестирована вообще — пока неясно При такой организации переговоров, когда полученные 200 тысяч долларов не покрывают затрат ЦКБ и опытного завода в размере 300 млн. рублей на доведение до летного состояния «Орленка», рассчитывать на взаимовыгодность сотрудничества не приходится
На сомнения о пользе такого рода контактов для государственных интересов России наводит и реакция ответственного чиновника Комиссии по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО
РФ Андрея Логвиненко на неожиданное для него появление в Каспийске (одновременно с американцами) представителей прессы. Официально сославшись на соображения секретности, он пытался запретить
журналистам вход на базу, а в последовавшей затем приватной беседе пояснил, что в его задачу входит недопущение утечки информации в печать о российско-американских контактах по поводу экранопланов и
добавил, что после отъезда американцев мы можем снимать и писать что угодно, но ни словом не упоминая об американском визите на бывший секретный объект.
Исходя из этого можно считать, что вещей неизвестных нашему вероятному противнику в этой парадоксальной технике уже нет. Посмотрим на эти красивые обводы, как у быстроходного катера.
В конструкциях экранопланов можно выделить две школы: советскую (Ростислав Алексеев) с прямым крылом и западную (Александра Липпиша) с треугольным крылом (углом назад, то есть с обратной стреловидностью) с выраженным обратным поперечным V. Схема Р. Е. Алексеева требует большей работы по стабилизации, но позволяет двигаться с большими скоростями и в самолётном режиме.
Схема Липпиша включает средства снижения избыточной устойчивости (крыло с обратной стреловидностью и обратное поперечное V), что позволяет снизить недостатки балансировки экраноплана в условиях небольших размеров и скоростей.
Третьей предложенной схемой стала тандемная схема Г.Йорга (ФРГ) [1], однако несмотря на ряд преимуществ (автоматическая стабилизация) последователей пока не имеет.
Также идею экранного эффекта используют суда с динамической воздушной подушкой. В отличие от экранопланов высота их полета ещё ниже, но по сравнению с судами на подводных крыльях и на воздушной подушке они могут иметь большую скорость при меньших затратах энергии.
Вид на хвостовое оперение
Буду всем очень признателен за поправки, добавления. Очень бы хотелось найти рассказы людей, которые ходили или летали на этой технике. Может кто нить кратко перескажет РЛЭ?
«Каспийский Монстр»
Всем доброго времени суток, попробую рассказать вам о прототипе проекта 903: «Лунь»
Летом 1967 года группа аналитиков разведки США собралась в так называемой зеленой комнате для расшифровки необычных фотоснимков, сделанных спутником-шпионом. На фотографиях был виден самолет, размеры значительно превышали любой бомбардировщик или гражданский лайнер. Самолет стоял в огороженной зоне в районе Каспийска — небольшого городка на побережье Каспийского моря.
По этой причине разведчики стали именовать гигантскую машину «Каспийским монстром». Последующие немалые усилия американской разведки позволили собрать лишь некоторые сведения. Все прояснилось только после окончания холодной войны.
Немного о принципе экрана
Тут следует упомянуть о другом классе судов, способных парить над поверхностью воды, — так называемые суда на воздушной подушке. Они нашли применение в военном деле и производились как в СССР, так и в зарубежных странах. Здесь используется эффект экрана, но возникает он за счет нагнетания воздуха под днище, имеющее специальную форму. Такие суда способны развивать скорость до 120 километров в час и легко преодолевать небольшие мели, заросли камыша и тому подобные препятствия. Одним из таких судов являлась советская «Рысь», снабженная тремя двигателями: два из них приводили в движение пропеллеры, а третий нагнетал воздух под днище.
В экранопланах же используется экранный эффект – изменение несущих свойств крыла на малых высотах полета – открытый авиаторами еще в 1920-х годах. Поскольку летные данные самолета, и частности, его устойчивость, не были рассчитаны на этот эффект, он в ряде случаев приводил к авариям и катастрофам самолетов на взлётно-посадочных режимах движения. По-видимому, одной из первых отечественных работ, посвященных влиянию земли на аэродинамические свойства крыла, была экспериментальная работа Б.Н.Юрьева (1923 г.). В период 1935 – 1937 гг. комплекс экспериментальных и теоретических исследований в этом направлении провели Я.М.Серебрийский и Ш.А.Биячуев в ЦАГИ. Примерно в этот же период проведен ряд теоретических исследований видными зарубежными учеными: А.Бетцем, К.Визельсбергом, С.Хаггетом, Д.Баглея, М.Финном. Результаты этих исследований позволили дать качественную оценку влияния экранного эффекта на аэродинамические характеристики низколетящего крыла. В частности, было показано, что подъемная сила крыла растет, причем тем больше, чем ближе крыло к земле; сопротивление уменьшается, изменяется продольный момент. Это позволило разработать соответствующие рекомендации для управления самолетом, у которого проявляется влияние экрана на аэродинамические характеристики на взлетно-посадочных режимах.
Тем не менее, для авиации этот эффект продолжает оставаться «вредным».
Эта здоровая хреновина «Каспийский монстр» был построен в 1966 году и имел 10 турбовинтовых двигателей — восемь на крыльях и два на хвосте. Длина самолета составляла около ста метров, а вес — 540 тонн.
КМ, или корабль-макет, как его назвали в ЦКБ, имел длину 92 м, высоту 22 м, размах крыла 37 м. Днище корпуса было устроено по-корабельному, хотя внешне КМ походил на самолет. На переднем пилоне размещалось 8 турбореактивных двигателей тягой по 10 т каждый — их мощность использовалась в основном при старте. На киле стояли еще два таких же двигателя, достаточных для поддержания крейсерского режима. В рекордном полете его масса достигала 544 т, что было в то время неофициальным мировым рекордом для летательных аппаратов того времени. Он был побит только с созданием самолета Ан-225 «Мрия».
Достижения «Каспийского монстра»:
1. Впервые в мире был спроектирован и построен тяжелый гидроплан, рассчитанный на продолжительный крейсерский полет в режиме “экрана”
2. Впервые в мире, на тяжелом ЛА был осуществлен принцип взлета на воздушной подушке с помощью поддува газа от маршевых турбореактивных двигателей под центроплан;
3. Впервые в мире, при сборке тяжелого гидросамолета широко использовалась сварка алюминиевых сплавов.
Испытания, в которых лично участвовал Р.Алексеев, показали, что для взлета с воды необходимо разогнать экраноплан до скорости 350 км/час. Первый полет над Каспийским морем продолжался 50 минут и происходил на высоте четырех метров.
Следует отметить еще одно ценное свойство военных экранопланов. Обычные радары ПВО имеют очень малую дальность действия по низколетящим целям. Поэтому экранопланы, летящие на высоте нескольких метров, практически не видны на экранах локаторов. Планировалось запустить «Орленок» в серию, но этого не произошло — военное руководство не проявило должной заинтересованности к новому виду военной техники.
Испытания КМ проходили на Каспии в течении в течении 15 лет и закончились очень печально. 9 февраля 1980 года умер Алексеев. В тот же году погиб КМ. Пилот, давно не сидевший за штурвалом «монстра», слишком резко задрал при взлете нос машины, она быстро и почти вертикально пошла вверх, растерявшийся летчик резко сбросил тягу и не по инструкции сработал рулем высоты — корабль, завалившись на левое крыло, ударился о воду. Жертв не было. Все, кто знал «Каспийского монстра», до сих пор уверяют — нужно было сделать нечто из ряда вон выходящее, чтобы угробить его.
«Каспийский монстр» и «Убийца авианосцев»: Как создавалась легенда, напугавшая западную разведку
Тогда еще летчики, управлявшие самолетами, у которых были широкие крылья, заметили такую особенность: при взлете или посадке самолет, летящий с небольшой скоростью, вдруг начинает вести себя странно.
И именно этот эффект мог приводить даже к катастрофам во время полетов или во время испытаний. Летчики просто не понимали, как управлять машиной при встрече с так называемым экранным эффектом. Так было до тех пор, пока ученые не принялись исследовать данное аэродинамическое явление.
«Корабль-амфибия», но только в теории
Одним из первых исследователей, заговорившим неожиданно о пользе «экранного эффекта», стал ученый Борис Юрьев. В 1922 году он выпустил статью на эту тему. Позже на ее теоретические обоснования опирались уже и другие ученые. Например, изобретатель Павел Гроховский, который попытался использовать «воздушную подушку».
Понадобилось несколько десятков лет, чтобы перейти от теории к практике. Фото: globallookpress.com
Однако в то время развитие техники все же было невысоко, и годы вплотную заняться созданием машины-амфибии не представлялось возможным. Тогда дело ограничилось лишь несколькими экспериментальными моделями.
И хотя прототипы, которые были созданы конструкторами Павлом Гроховским и финном Тоомасом Каарио, доказали возможность движения за счет экранного эффекта, все же они не тянули на серийное производство. До настоящих экранопланов было еще несколько десятков лет.
Десять лет на подготовку к созданию «СМ-1»
К 1960-м годам у нас появились новые термостойкие и влагостойкие материалы для плоскостей и обшивки такого рода аппаратов, а также реактивные двигатели, способные разгонять их до таких скоростей, при которых аэродинамический экран становился по-настоящему эффективным.
А все началось с того, что, когда Алексеев занимался совершенствованием своих творений, он понял одну простую вещь: какими бы быстрыми они ни были, двигаться быстрее 120 км/час все же не могли. Виновато было здесь прямое взаимодействие машины с водой: последняя резко тормозила движение.
После 1962 года началась масштабная разработка серийных образцов. Фото: globallookpress.com
Именно тогда Алексееву и пришла в голову идея устранить главный источник проблем, а именно контакт судна с водой. Он вернулся к довоенным попыткам разработки экранопланов, изучил все материалы на эту тему. И на все это ему понадобилось около десяти лет. И лишь после теории он принялся за практику.
От самоходных машин к «Каспийскому монстру» и «Убийце авианосцев»
Экраноплан СМ-1 отправился в свой первый полет 22 июля 1961 года. Убедившись в том, что теория верна, а машина идет уверенно и точно над водой, Алексеев начал демонстрировать ее потенциальным заказчикам.
В 1962 году второй экраноплан СМ-2 получил новые носовые двигатели поддува, которые помогали нагнетать воздух под крыло. После этого началась разработка серийных образцов.
И хотя в самом начале этого пути было несколько проектов, в итоге в серию вошла только одна модель десантного экраноплана. Три такие модели были приняты на вооружение советским ВМФ и вошли в состав 11-й отдельной авиагруппы Главного штаба морской авиации.
Эти машины могли перевозить 200 морских пехотинцев или две единицы бронетехники, причем на скорости до 350 км/час. Экранопланы преодолевали расстояние до 1500 км.
После «СМ» приступили к созданию десятидвигательного экраноплана КМ-1. Западная разведка расшифровала аббревиатуру как «Каспийский монстр». Хотя на самом деле она расшифровывалась как «корабль-макет».
Все потому, что он был оснащен ракетами, которые выпускал на ходу на скорости 500 км/ч. И при этом «Лунь» был совершенно неуловим для локаторов, поскольку перемещался на высоте над водой.