Что такое каскадное обучение

«Каскадная» технология обучения персонала

В статье рассматривается метод совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров на основе применения «каскадной» технологии обучения персонала. Реализация данной технологии обучения рассмотрена в отделах обособленного структурного подразделения ОАО «Белагропромбанк» – Центрального аппарата.

Кадры, подготовка, повышение квалификации, технологии обучения.

Одним из системообразующих факторов, воздействующих на конкурентоспособность организации, является образование, повышающее производительные способности человека и формирующее те качества, которые сегодня являются незаменимыми во всех сферах жизнедеятельности человека, а именно: умение поддерживать деловые отношения, устанавливать новые контакты, соблюдать морально-этические принципы, законопослушание, уровень культуры и т.д.[1, с.5].

Одним из методов повышения квалификации является применение «каскадной» технологии обучения персонала. Ее суть состоит в том, что специалисты более высокого должностного ранга, прошедшие курс переобучения или повышения квалификации, передают накопленный опыт и знания, полученные в ходе обучения, стоящим ниже на одну ступень должностной «лестницы» сотрудникам, затем эти сотрудники передают полученный опыт звеньям ниже, и так, пока не будут обучены все звенья «должностной лестницы». Обучение в специализированных центрах повышения квалификации и переподготовки проходят руководители, далее они обучают нижестоящий персонал.

Каскадная технология обучения персонала предполагает сочетание двух этих форм: руководители обучаются с отрывом от производства (проходят обучение в специализированных центрах), а сотрудники нижестоящих звеньев – на рабочем месте.

Обучение на рабочем месте осуществляется в форме наставничества, под которым понимается процесс передачи знаний и навыков от более опытного и компетентного человека менее опытному в процессе их общения. В его рамках руководители или уже обученные сотрудники обучают «новичков», втягивают их в процесс принятия решений, что предполагает предоставление обучаемым некоторых текущих полномочий. Также формой обучения может быть инструктаж – разъяснение и демонстрация приемов работы опытным сотрудником. Он непродолжителен и направлен на изучение какой-то конкретной операции или процедуры, входящей в круг обязанностей обучаемого. Инструктаж не требует высоких затрат и эффективен для простых видов деятельности.

— заместитель главного бухгалтера;

— начальник отдела развития организационной структуры и нормирования труда;

— начальник отдела кадров.

Эта группа сотрудников Центрального аппарата банка в рамках данной модели проходит обучение в специализированных центрах или ведущих ВУЗах страны, например, на курсах повышения квалификации БГЭУ[2].

Затем уже обученные руководители этих отделов готовят аналогичные семинары и проводят их для своих подчиненных (главных и ведущих специалистов). Семинары руководителей будут проведены дважды относительно данных отделов, так как одновременно присутствовать на семинарах все главные и ведущие специалисты не могут, потому что при такой ситуации работа отдела будет практически остановлена.

Заканчивается каскадная система реализацией третьего этапа: ведущие и главные специалисты обучают специалистов 1 категории в форме наставничества.

В настоящее время банком реализуется метод индивидуального обучения персонала, он является наиболее затратным. Применение «каскадной» технологии обучения позволило бы снизить затраты на обучение сотрудников ЦА ОАО «Белагромпромбанк» в плановом периоде в соответствии со стратегическими целями на период с июля по сентябрь 2016 года на 6 741 000 белорусских рублей или на 43,8 %[3, с.63].

Список использованной литературы:

Источник

Каскадный принцип обучения персонала.

Одними из главных задач, которые, как правило, ставятся перед курсами корпоративного обучения, являются проведение его в предельно короткие сроки и максимальное количество специалистов, которое можно подготовить с помощью одного курса. Как показывается практика, наиболее эффективно решить эти задачи позволяет организация обучения персонала по каскадному принципу, в соответствии с которым обучение производится на нескольких уровнях (ступенях) компетенции.

Пример организации обучения на предприятии по каскадному принципу.

Вне зависимости от масштаба организации командно-сетевой каскад будет включать в себя, как минимум, 3 ступени, однако, как правило, их количество достигает 5-6. Рассмотрим, как работает каскадный принцип обучения персонала на примере компании крупного бизнеса с количеством сотрудников от нескольких сотен до нескольких тысяч человек:

· Первый уровень каскада формируют топ-менеджеры компании – президент, вице-президент, их заместители.

· Второй уровень – руководители соответствующих департаментов и управлений, начальники филиалов и дочерних компаний.

· Третий уровень – это заместители руководителей соответствующих структурных подразделений организации.

· Четвертый уровень – мастера, главные инженеры, инженеры по охране труда соответствующих подразделений компании.

· Пятый уровень – сотрудники, обеспечивающие реализацию и контроль за осуществлением принципов каскадного обучения непосредственно на рабочих местах.

В предприятиях среднего и малого бизнеса количество уровней обычно составляет 3-4, однако принцип построения обучения остается тем же: сотрудники, относящиеся к более высокому уровню, выступают в качестве тьюторов (учителей) для сотрудников нижестоящей ступени.

Преимущества каскадного принципа обучения.

Помимо вовлеченности в процесс обучения практически всех сотрудников, использование в организации каскадного принципа обучения позволяет получить наиболее цельное представление о степени эффективности работы сотрудников различных уровней. Еще одной важной особенностью каскадного обучения является возможность корректировать результаты оценки, данной сотрудником более высокого уровня сотруднику менее высокого, с учетом той оценки, которую получил сам сотрудник более высокого уровня от вышестоящего руководителя.

Реализация каскадного принципа обучения позволяет обеспечить консолидацию менеджмента предприятия, выработать общее видение и понимание ключевых для развития компании вопросов у представителей различных структурных подразделений и уровней, переориентировать их на системную работу, основанную на активном взаимодействии, а также повысить ответственность сотрудников за результаты своей работы.

Источник

EduNeo

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Каскадный метод контроля знаний в вузе

Что такое каскадное обучение. Смотреть фото Что такое каскадное обучение. Смотреть картинку Что такое каскадное обучение. Картинка про Что такое каскадное обучение. Фото Что такое каскадное обучение

Что такое каскадное обучение. Смотреть фото Что такое каскадное обучение. Смотреть картинку Что такое каскадное обучение. Картинка про Что такое каскадное обучение. Фото Что такое каскадное обучение

Каскадный метод (технология) контроля знаний широко применяется при обучении персонала. Однако, элементы этого метода возможно использовать и в вузе.

Каскадное обучение

Каскадное обучение предполагает передачу знаний и осуществление контроля за их усвоением по цепочке сверху вниз: от преподавателя к магистрам, слушателям, курсантам, студентам; от магистров к слушателям, курсантам, студентам; от слушателей к курсантам и студентам; от студентов к студентам.

Центром этого каскада является преподаватель, который контролирует всю цепочку от магистра до студента.

Что такое каскадное обучение. Смотреть фото Что такое каскадное обучение. Смотреть картинку Что такое каскадное обучение. Картинка про Что такое каскадное обучение. Фото Что такое каскадное обучение преподаватель объясняет каскадный метод

Именно каскадное осуществление контроля позволяет, во-первых, закрепить знания обучающей верхушки и проверить знания и практическое применение этих знаний всеми участниками каскада, во-вторых, осуществить обучение большого количества обучающихся за достаточно короткий срок, в-третьих, данный метод организации контроля базируется на деятельностном подходе, в-четвертых, происходит объединение для решения одной задачи обучающихся различных специальностей, различного опыта.

Пример организации каскадного контроля

Данный вид контроля применялся в Академии ГПС МЧС при изучении дисциплин “Русский язык и культура речи”, “Русский язык в деловой документации”, “Риторика”. Языковая подготовка в вузе ведется на всех направлениях обучения слушателей (курсанты, магистры, студенты – очная и заочная форма обучения). Основная задача курсов на основе преемственности и дополнительности сформировать средствами лингвистических дисциплин основу для успешной письменной и устной коммуникации в сфере профессионального общения, и создать предпосылки для продолжения образования.

Первая ступень каскада

В качестве организационной формы обучения на первой ступени был выбран семинар-тренинг, который представляет образец, матрицу для организации контроля на нижеследующих ступенях каскада.

Каждый семинар-тренинг строился по следующий схеме:

На первом этапе отрабатывались языковые нормы, правила, приемы.

На втором – организовывалось проектирование конкретных методических и педагогических продуктов. Объяснялось где и как применяется тот или иной языковой материал: например, тема, посвященная склонению имен и фамилий в русском языке, отрабатывается при заполнении деловой документации. Давалось задание по подбору методического материала (рапортов, заявлений, приказов, доверенностей, писем, анкет и т.д.) из практики работы в системе МЧС.

На третьем этапе продукты методического проектирования предъявлялись для экспертизы, выявления лучших образцов и их последующего применения, объяснялись методы и приемы оценивания, проведения тестирований и т.д.

Вторая ступень каскада

В качестве организационной формы обучения был избран практикум. Самым распространенным среди практических методов является упражнение.

Упражнения бывают: общенаучные; интеллектуальные; творческие; производственные; профессиональные.

На этом этапе в конце семестра проводится одно-два занятия-семинара, которые организуют представители первой ступени каскада, апробируя методические продукты, подготовленные ими самостоятельно (возможно и в дистанционном формате), тренируются в оценивании, а также дают рекомендации по взаимному оцениванию студентов и курсантов: индивидуальные лист оценивания, листы взаимооценивания.

Третья ступень каскада: организация зачета, экзамена

Главное условие — материал для трансляции в рамках зачетов и экзаменов должен быть сугубо практически ориентированными на лингвистическое сопровождение деловой документации и деловой коммуникации системы МЧС.
Контроль осуществляется с помощью оценочных листов с заданиями. Если задание выполнено неудовлетворительно, то происходит возврат к материалам, в которых были допущены ошибки, дается консультация наставника, проводившего прием зачета/экзамена. Оценочный лист меняется и студент-курсант проходит систему контроля повторно.

Что такое каскадное обучение. Смотреть фото Что такое каскадное обучение. Смотреть картинку Что такое каскадное обучение. Картинка про Что такое каскадное обучение. Фото Что такое каскадное обучение организация контроля

Каскадный метод контроля знаний положительно влияет на качество усвоения материала всеми участниками образовательного процесса. Повышает ответственность со стороны потенциальных руководителей перед потенциальными сотрудниками. Запускается процесс самообучения среди студентов-курсантов-слушателей-магистров.

Источник

Что такое каскадное обучение

Что такое каскадное обучение. Смотреть фото Что такое каскадное обучение. Смотреть картинку Что такое каскадное обучение. Картинка про Что такое каскадное обучение. Фото Что такое каскадное обучение

Учебный центр ООО «ЛУКОЙЛ-Нижне­волжск­­нефтепродукт» в 2015 году реализовал новый проект по обучению персонала.
Сегодня можно констатировать, что благодаря каскадному методу усилилась функция контроля на АЗС и выросли показатели соблюдения корпоративных стандартов.

Эффективная вертикаль: контроль и обучение
—Концепция каскадного обучения — это передача знаний и осуществление контроля по цепочке сверху вниз от тренера Учебного центра к территориальному менеджеру, от территориального менеджера — к менеджеру АЗС, а от менеджера АЗС — к оператору ЗС. Верхушка такой пирамиды — тренер. Он проводит сквозное обучение и контроль всей вертикали от территориального менеджера до оператора ЗС, — рассказывает руководитель Учебного центра ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжск­нефте­продукт» Владимир Сотников.
Обучение территориальных менеджеров, менеджеров АЗС и операторов ЗС начинается с тренинга «Клиентоориентированный сервис на АЗС» в Учебном центре, в ходе которого операторы ЗС приобретают навыки по обслуживанию клиентов, а их руководители осваивают методики обучения сервису. Далее идет «полевое» обучение — применение персоналом полученных знаний и навыков в реальных условиях взаимодействия с клиентами на АЗС под «наставничеством» тренеров Учебного центра.
«Каскад» работает по принципу «Делай, как я», позволяя территориальным менеджерам и менеджерам АЗС задействовать наставническую функцию и своим примером направлять операторов ЗС, передавать профессиональные навыки и знания.

Пакет нужен!
— Первый этап каскадного обучения и контроля — работа менеджеров АЗС с операторами ЗС на местах. Для ее оценки используется контрольный лист по обслуживанию на АЗС, в котором менеджер АЗС ежедневно оценивает внешний вид оператора ЗС, выполнение им процедуры кассового обслуживания клиентов, а также его поведение во время обслуживания клиентов. По результатам оценки менеджером проводится обсуждение, а при необходимости — индивидуальное обучение и корректировка действий оператора ЗС, — добавляет ведущий специалист Учебного центра ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» Татьяна Гумбатова.
Учебным центром разработан пакет документов с рекомендациями для менеджеров АЗС и операторов ЗС. Он выдается на каждую станцию для того, чтобы сотрудники АЗС могли обращаться к материалам, освежать в памяти стандарты работы и благодаря этому влиять на улучшение качественных характеристик работы, а не просто фиксировать сильные и слабые стороны (моменты).
— Второй этап каскадного обучения и контроля осуществляет территориальный менеджер. Приезжая на АЗС, он оценивает работу операторов ЗС, заносит результаты в контрольный лист по обслуживанию на АЗС и сравнивает свои наблюдения с контрольным листом менеджера АЗС этой станции, — поясняет ведущий специалист Учебного центра ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» Алиса Титова. — В зависимости от полученных результатов территориальный менеджер дает рекомендации и ставит задачи по улучшению сервиса.
Третий, завершающий, этап — контроль и обу­чение со стороны Учебного центра. Контроль за работой менеджеров АЗС и операторов ЗС работниками Учебного центра осуществляется с использованием оценочного листа «Соблюдение корпоративных стандартов обслуживания на АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт». Его показатели сравнивают с замечаниями в контрольных листах территориальных менеджеров и менеджеров АЗС. Вся информация поступает в Учебный центр, собирается и анализируется, после чего делается вывод об уровне эффективности применения каскадного метода обучения и контроля на той или иной АЗС.

Очевидные преимущества
Принцип каскадного обучения положительно влияет на качество усваиваемых сотрудниками АЗС знаний. В отличие от обычных лекционных курсов, которые не откладываются в памяти слушающих в полном объеме («скажите мне — и я забуду»), визуализированная информация и демонстрация действием («делай, как я») имеет куда больший эффект: «покажи мне — и я запомню». А вовлечение в процесс (обсуждения, обмен мнениями, практические советы и рекомендации от опытного сотрудника, «привлеките меня — и я пойму») и возможность, освоив знания и умения, передавать их другим («позвольте мне учить этому — и это мое навсегда»), закрепляют изученный материал прочно и надолго. Такой метод обучения является вовлекающим и мотивирующим, способствует профессиональному развитию сотрудников АЗС и помогает сделать их труд более интересным и эффективным.
Преимущества такой системы обучения оценены и Учебным центром ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», ведь благодаря ее внедрению сократились временные и материальные затраты на обучение, появилась возможность одномоментно проводить обучение большого числа работников.
Каскадный метод обучения уже на первых этапах показал свою эффективность, запустил процесс самообучения внутри подразделений. Как в каскадных водоемах вода перетекает из чаши в чашу, так и при каскадном методе со ступени на ступень идет поток знаний, питающий «озеро» клиентоориентированного сервиса.

Источник

КАСКАДНЫЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ

Каскадный принцип обучения СЛР предусматривает два уровня инструкторов: инструктор-учитель и просто инструктор. Инструктор-учитель — это хорошо подготовленный врач, в совершенстве владеющий приемами СЛР.

Высокая оценка каскадного принципа обучения в том, что происходит быстрый рост числа обученных при минимальной затрате времени. Каждый инструктор работает менее 20 ч в год. Важно, чтобы программы были стандартными и ими можно было бы пользоваться длительное время.

Цель програм мы — обучение технике СЛР большого числа людей. Для лиц с медицинским образованием и студентов существует дополнительная программа. Необходимо широко пропагандировать программу СЛР среди организованного населения (школы, МВД, предприятия).

Подготовка к курсу по СЛР. В идеальном случае должна быть специ-ально оборудованная учебная комната. Для обучения необходимы:

видеофильм, таблицы, плакаты;

руководство по СЛР;

руководство для самообучения (Лаердал);

полный комплект оборудования первой помощи;

учебный манекен (муляж) — 1 на 2 курсанта;

маска для вентиляции;

карты (объясняющие этапы оказания первой помощи), слайды;

сертификаты, заполненные и подписанные инструктором.

Структура курса. У каждого инструктора (как и у преподавателя медицинского вуза) не должно быть на курсе более 6 учеников.

Рекомендуемое время для всех элементов обучения:

• введение (5 мин). Инструктор должен представиться и ознакомить курсантов с целью обучения. Желательно оценить общий уровень знаний у курсантов;

• показ видеофильма по основам СЛР (20 мин). Остальное время отводится на практическое усвоение материала;

• инструктор демонстрирует каждый этап СЛР и после этого каждый обучающийся повторяет эти приемы. Инструктор контролирует каждый элемент практических занятий, от правильности выполнения приемов зависит конечный результат;

• указание на ошибки. В случае неусвоения материала назначают до-полнительные занятия;

• оценка теоретических и практических знаний. Теоретические знания оцениваются письменно. Проводится проверка практических навыков на манекенах и муляжах. Для этого курсанту или группе курсантов даются задания (например, произошла автокатастрофа, у водителя остановка сердца, у одного пассажира признаки асфиксии, у другого — потеря сознания. Быстро сориентируйтесь в обстановке и окажите соответствующую помощь). Большое значение придается диагностике нарушений витальных функций: сознания, дыхания и кровообращения. Каждый курсант должен выполнить все элементы практической подготовки; 4 цикла СЛР. Сертификат (удостоверение) получают курсанты, окончившие курс;

• окончание курса — подведение итогов. Необходимо еще раз подчеркнуть, что полученные знания и практические навыки помогут окончившим курс СЛР оказать помощь любому пострадавшему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *