Что такое карманный линкор

Рейдеры для Фатерлянда

Что такое карманный линкор. Смотреть фото Что такое карманный линкор. Смотреть картинку Что такое карманный линкор. Картинка про Что такое карманный линкор. Фото Что такое карманный линкор

Мнение большинства специалистов о «карманном линкоре» Deutschland единодушно: «Удачное сочетание очень мощной для сравнительно небольшого водоизмещения артиллерии с достаточно высокой скоростью и неплохой защитой делали его весьма опасным противником для любого крейсера того времени»

По условиям Версальского мирного договора, подписанного 28 июня 1919 года, Германия была низведена до статуса второразрядной морской державы без каких-либо надежд на возрождение былой мощи. Побежденной стране разрешили иметь военный флот общим водоизмещением не более 108000 т и численностью личного состава не более 15000 человек (в том числе, не более 1500 офицеров), состоящий из 6 броненосцев, 8 крейсеров, 12 эсминцев и миноносцев. Замена старых кораблей на новые разрешалась не ранее чем через 20 лет для броненосцев и крейсеров, и не менее чем через 15 лет для эсминцев и миноносцев (время отсчитывалось с даты спуска кораблей на воду). Водоизмещение новых кораблей не должно было превышать 10000 т для броненосцев, 6000 – для крейсеров, 800 – для эсминцев, 200 – для миноносцев. Максимальный калибр артиллерийских орудий не мог превышать 280 мм. Отдельные статьи Версальского договора запрещали Германии иметь подводные лодки и авиацию. Строгость вышеперечисленных условий показалась чрезмерной даже самим союзникам, и в 1920 году Верховный совет послов разрешил Германии дополнительно держать в резерве боевые корабли общим водоизмещением 32400 т. В итоге материальная часть нового германского флота, получившего 1 января 1921 года новое название («Рейхсмарине»), увеличилась до 8 броненосцев (включая броненосцы Lothringen и Preussen, переоборудованные в плавбазы катеров-тральщиков), 8 крейсеров, 13 эсминцев, 16 (по другим данным – 17) миноносцев, 2 орудийных тендеров и 5 прочих кораблей.

Новая доктрина «крейсерской войны»

Неудовлетворительное состояние материальной базы, доставшейся Рейхсмарине от кайзеровского флота (в частности, все броненосцы были спущены на воду в 1902-06 годах), заставила германское командование задуматься об обновлении ВМС уже в начале 20-х годов. При разработке кораблестроительной программы Германии учитывались следующие оперативно-стратегические соображения:

Основную пользу крейсеров Редер усматривал не в прямом ущербе судоходству, а в отвлечении на борьбу с ними значительного количества крупных кораблей противника, включая линкоры и авианосцы. Такая постановка задачи требовала наличия в составе Рейхсмарине крупного рейдера, который должен был быть «сильнее любого крейсера противника и быстроходнее любого линкора», а потому в середине 20-х годов немцы приняли окончательное решение отказаться от постройки хорошо защищенного монитора или броненосца береговой обороны в пользу строительства корабля для ведения «крейсерской войны». Поскольку версальские ограничения запрещали строительство крейсеров водоизмещением более 6000 т, новый корабль, по сути, представлявший собой тяжелый крейсер с пониженной скоростью и запредельным для своего класса вооружением, было решено строить по квоте броненосцев и именовать «panzerschiffe» (броненосец). В историю новые корабли вошли под английским именем «pocket battleships» («карманные линкоры»).

Строительство «карманных линкоров» типа Deutschland

Перед проектировщиками нового «броненосца» была поставлена непростая задача – создать корабль, вооруженный не менее чем шестью 280-мм орудиями и развивающий скорость не менее 23 узлов, с дальностью плавания в 9000 миль при скорости 19 узлов и стандартным водоизмещением не более 10000 т. Вопреки расхожему мнению, при строительстве головного «карманного линкора» немцы пунктуально отнеслись к соблюдению ограничений по водоизмещению – по мнению многих специалистов, даже широкое применение электросварки изначально было вызвано желанием сэкономить на весе заклепок. Историк военно-морской разведки Дональд Маклахан в своей книге «Тайны британской разведки» утверждает, что англичане не имели серьезных претензий к водоизмещению головного корабля. Справиться с задачей по созданию нового корабля удалось группе инженеров под руководством Пауля Прессе за счет принятия нескольких новаторских, но, в то же время, спорных решений:

Проект Пауля Прессе утвердили 11 апреля 1928 года (официальный заказ на строительство корабля, впоследствии получившего имя Deutschland, был выдан 17 августа 1928 года). На сегодняшний день неизвестно, сколько кораблей типа Deutschland планировали построить (в различных источниках фигурируют цифры от 5 до 10). Головной корабль заложили по программе 1928 года (на тот момент у немцев еще не существовало перспективных многолетних программ и они утверждались ежегодно). Принятая в 1931 году первая многолетняя программа «План строительства кораблей для замены устаревших» предусматривала строительство четырех кораблей, а «План строительства ВМС на период до 1950 года», принятый в марте 1934 года (уже после закладки пяти линкоров типа Deutschland), упоминает о строительстве еще пяти боевых единиц. Этот документ трактуется историками неоднозначно: по одной версии, он предусматривал строительство еще пяти кораблей, по другой – в нем указано общее запланированное количество кораблей.

Источник

«Карманные линкоры»: неудачник и счастливчик гитлеровского флота

Что такое карманный линкор. Смотреть фото Что такое карманный линкор. Смотреть картинку Что такое карманный линкор. Картинка про Что такое карманный линкор. Фото Что такое карманный линкор

В довоенной Германии тяжёлые крейсера четко разделялись на два подтипа. «Карманные линкоры» строились исключительно для рейдерских операций, а «классические» тяжёлые крейсера – для эскадренных действий, но с учётом возможного рейдерства. В итоге и те, и другие занимались почти исключительно операциями против торговли, а в конце Второй мировой войны – артиллерийской поддержкой сухопутных войск.

Что такое карманный линкор. Смотреть фото Что такое карманный линкор. Смотреть картинку Что такое карманный линкор. Картинка про Что такое карманный линкор. Фото Что такое карманный линкор

Начнём обзор с «карманных линкоров» – удивительных кораблей, по сути, представлявших собой «мини-дредноуты». По условиям Версальского договора Веймарская республика не могла строить корабли стандартным водоизмещением более 10 000 т для замены старых броненосцев додредноутной эпохи. Поэтому перед немецкими конструкторами 20-х годов была поставлена нетривиальная задача – вписать в эти рамки корабль, который бы был мощнее любого тогдашнего крейсера и, в то же время, мог ускользнуть от линкора. При этом его предполагалось использовать и в качестве рейдера для борьбы с вражеской торговлей (а значит, он должен был иметь большую дальность хода).

Все три качества удалось совместить благодаря использованию дизельной силовой установки, а также тому, что союзники не ограничили немцам главный калибр. Поэтому новые корабли получили по шесть 280-мм орудий в трёхорудийных башнях, что заведомо превосходило вооружение самых мощных «вашингтонских» крейсеров того времени (шесть или восемь 203-мм стволов). Правда, по скорости новые корабли заметно уступали крейсерам, но даже 28 узлов делали безопасной встречу с большинством тогдашних дредноутов.

Первоначальный проект кораблей, официально именовавшихся «броненосцами», но получивших у журналистов прозвище «карманных линкоров», был создан в 1926 году. Бюджет на их постройку обсуждался в Рейхстаге уже с конца 1927 года, а строительство головного «Дойчланда» началось в 1929 году. «Дойчланд» вступил в строй весной 1933 года, «Адмирал Шеер» – в 1934 году, «Адмирал граф Шпее» – в 1936 году.

Позднее проект «карманных линкоров» стали критиковать как попытку создать универсальные боевые единицы для выполнения сразу всех задач. Однако в начале 30-х годов новые корабли вызвали настоящий переполох у соседей Германии. В 1931 году французы «ответили» немцам заказом 23 000-тонных линейных крейсеров типа «Дюнкерк», после чего обеспокоились и итальянцы, начавшие модернизацию своих старых дредноутов до стандарта быстроходных линкоров. Разработав новый проект, немцы запустили «линкорную гонку» в континентальной Европе.

По итогам строительства стандартное водоизмещение «карманных линкоров» вышло за лимит в 10 000 т и составило порядка 10 770 т у «Дойчланда» (строившегося ещё при соблюдении ограничений) и 12 540 т у «Адмирала графа Шпее». Заметим, что превышение лимита на 5–10% было типично для всех «вашингтонских» крейсеров, кроме самых первых.

Бронирование новых немецких кораблей оказалось весьма сильным. «Дойчланд» был защищён полным наклонным (12°) наружным поясом по цитадели (толщиной 80 мм в верхней половине и до 50 мм у нижней кромки). На концах цитадели, около погребов, толщина верхней части пояса несколько снижалась (до 60 мм), зато более лёгкое бронирование продолжалось за 60-мм траверзами (18 мм в нос до форштевня и 50–30 мм в корму до рулевой машины). Вертикальное бронирование дополнялось 45-мм внутренним наклонным поясом, шедшим параллельно внешнему, так что суммарная толщина двух поясов составляла до 125 мм – больше, чем у любого другого крейсера межвоенного периода.

Горизонтальная броня состояла из двух палуб: верхней (на протяжении всей цитадели, но выше кромки пояса и никак с ним конструктивно не связанной) и нижней, лежавшей поверх внутреннего пояса, но чуть ниже его верхней кромки. Толщина нижней палубы составляла 30–45 мм, причём промежутка между поясами бронирования не было вообще. Таким образом, толщина горизонтальной брони составляла 48–63 мм. Башни главного калибра имели лобовое бронирование толщиной 140 мм, стенки толщиной 80 мм и крышу толщиной от 85 до 105 мм.

Качество этой брони принято оценивать низко, так как она делалась по технологии начала Первой мировой войны. Но на последующих кораблях серии бронирование было несколько усилено: наружный пояс достиг 100 мм по всей высоте за счёт снижения толщины внутреннего пояса до 40 мм. Нижняя броневая палуба также претерпела изменения – продолжилась до внешнего пояса, но при этом её толщина уменьшилась до 20–40 мм на разных участках. Наконец, толщина так называемых верхних продольных броневых переборок, расположенных в глубине корпуса между броневыми палубами, увеличилась с 10 до 40 мм. Броневая защита дополнялась бортовыми булями, которых не было на большинстве крейсеров того времени.

«Дойчланд» («Лютцов»)

Следующие повреждения корабль, уже переименованный в «Лютцов», получил рано утром 9 апреля 1940 года в Осло-фьорде, когда вместе с тяжёлым крейсером «Блюхер» попал под кинжальный огонь норвежских береговых батарей. «Лютцов» получил три 150-мм снаряда с батареи «Копос» (располагалась на восточном берегу Осло-фьорда), выпущенных почти в упор, с расстояния не более десятка кабельтовых. Судя по всему, все три снаряда были фугасными или полубронебойными.

Затем последовали два поражения торпедами. Первое из них произошло 10 апреля – на следующую ночь после высадки немецкого десанта в Осло, когда «Лютцов» возвращался на базу. Из шести 533-мм торпед, выпущенных английской подводной лодкой «Спирфиш» с расстояния в 30 кб, цели достигла одна, угодившая в рулевой отсек. Корма на протяжении трёх последних отсеков была надломлена и не оторвалась только благодаря силовой бронепалубе. Три кормовых отсека заполнились водой, находившиеся здесь 15 человек погибли, а руль оказался заклинен в положении 20° на правый борт. Корабль принял около 1300 т воды и заметно осел кормой. Однако валы уцелели, силовая установка повреждений не получила, а переборка между 3 и 4 отсеками была спешно укреплена. К вечеру 14 апреля буксирам удалось дотащить корабль до верфи «Дойче Верке» в Киле. Ремонт, совмещённый с модернизацией, занял более года, и крейсер вступил в строй только к июню 1941 года.

В следующий раз «Лютцов» был повреждён буквально сразу же после выхода на новую операцию – «Зоммеррайзе», осуществлявшуюся с целью прорыва через Датские проливы. Рано утром 12 июня 1941 года он был атакован британскими торпедоносцами «Бофорт» из 42-й эскадрильи Берегового командования и с шестисот метров получил одну 450-мм авиаторпеду. Она попала почти в центр корпуса – в район 7 отсека на 82 шпангоуте. Противоторпедная защита от повреждений не спасла, были затоплены два моторных отсека и отсек с соединительными муфтами, корабль принял 1000 т воды, получил крен в 20° и потерял ход. Лишь к следующему утру немецким морякам удалось дать 12 узлов на одном валу. Крейсер добрался до Киля, где опять встал на ремонт – на этот раз он занял полгода.

Далее «карманный линкор» из-за плохого состояния дизелей был отправлен на Балтику, где служил в качестве классического броненосца береговой обороны. В октябре 1944 года он активно использовался для обстрела берега в Прибалтике – как правило, без корректировки с береговых постов. В морских боях корабль более не участвовал; 14 октября он был атакован подводной лодкой Щ-407, но обе торпеды в цель не попали. 8 февраля 1945 года «Лютцов» использовался для стрельбы по береговым целям у Эльбинга, 25 марта – у Данцига.

«Адмирал Шеер»

Следующее боевое столкновение произошло более года спустя. Вечером 5 ноября 1940 года, находясь в Северной Атлантике, «Адмирал Шеер» наткнулся на конвой HX-84 – 37 транспортов, охраняемых единственным вспомогательным крейсером «Джервис-Бэй». Открыв по нему огонь главным калибром, «Шеер» добился попаданий лишь с четвёртого залпа, зато британские 152-мм орудия не попали в немецкий корабль ни разу. Одновременно «Шеер» вёл огонь средним калибром и добился нескольких попаданий в транспортные суда, поэтому можно сказать, что утверждение о полной бесполезности 150-мм артиллерии на «карманных линкорах» является некоторым преувеличением.

На потопление «Джервис-Бэй» 283-мм снарядами ушло двадцать минут, но и этого хватило, чтобы начало темнеть и конвой успел рассеяться. Немцам удалось утопить только пять транспортов, а ещё несколько были повреждены, но не добиты в наступившей темноте. Стоит отметить, что против крупных небронированных судов 283-мм снаряды оказались намного эффективнее 203-мм снарядов, в то время как 150-мм снаряды показали себя не слишком эффективными (одного-двух попаданий ими не хватало, чтобы вывести транспорт из строя). В следующий раз «Шеер» применил главный калибр в том же рейде – 22 февраля 1941 года он потопил голландский транспорт «Рантау Паджанг», который пытался скрыться в дождевом шквале. В целом же почти полугодовое рейдерство «карманного линкора» оказалось исключительно успешным – «Шеер» потопил или захватил 17 вражеских судов, в основном, используя 105-мм зенитную артиллерию. Даже традиционные проблемы с дизелями не оказались непреодолимыми, хотя сразу после рейда кораблю пришлось встать на 2,5-месячный ремонт силовой установки.

Однако экипаж «Сибирякова» сделал главное – успел сообщить о бое и немецком «вспомогательном крейсере» по радио, чем сорвал секретность всей операции. Поэтому командир «Шеера» капитан-цур-зее Вильгельм Меендсен-Болькен решил её прекратить, а в качестве завершения – разгромить порт Диксон, высадив туда десант.

Момент для нападения был выбран исключительно удачный: обе защищавшие Диксон береговые батареи (130-мм №226 и 152-мм №569) были сняты с позиций и погружены на суда для перевозки на Новую Землю. Однако после радиограммы с «Сибирякова» командование Беломорской флотилии отдало приказ срочно развернуть батареи и готовиться к появлению противника. За сутки с небольшим две 152-мм пушки-гаубицы образца 1910/30 годов были установлены прямо на деревянном настиле причала.

27 августа в час ночи «Шеер» с юга приблизился к внутреннему рейду Диксона и в 1:37 с расстояния 35 кб открыл огонь по порту и стоявшим в нём судам. С третьего залпа несколько 283-мм снарядов попали во вспомогательный сторожевик «Дежнёв» (СКР-19), однако по ошибке немцы использовали бронебойные либо полубронебойные снаряды, которые пробивали корпус парохода насквозь, не взрываясь. «Дежнёв» получил как минимум четыре попадания, были выведены из строя две 45-мм зенитки, убито и ранено 27 человек.

В следующий раз артиллерия «Адмирала Шеера» вступила в действие два с лишним года спустя, уже на Балтике. 22 ноября 1944 года он сменил расстрелявший весь боезапас тяжёлый крейсер «Принц Ойген», с большой дистанции открыв огонь по советским войскам, штурмовавшим последние немецкие позиции на полуострова Сырве (остров Сааремаа). За двое суток корабль расстрелял практически весь боезапас главного калибра. Эффективность его огня определить трудно, но следует констатировать, что эти почти непрерывные обстрелы смогли обеспечить относительно спокойную эвакуацию немецких войск с полуострова в Курляндию. При этом во время налёта советской авиации днём 23 ноября (тройка «бостонов» и несколько групп Ил-2) «Шеер» получил попадание в палубы одной лёгкой бомбы (или реактивного снаряда), а также повреждения от разрывов у борта. Серьёзного ущерба эти атаки не нанесли, но вынудили немецкий корабль отойти от берега и прекратить огонь до наступления темноты.

В годы Второй мировой войны «карманные линкоры» проявили себя как универсальные корабли, пригодные как для рейдерских действий, так и для боя с крейсерами противника. Их броня, несмотря на недостаточно высокое качество стали, надёжно защищала от 152-мм снарядов на всех дистанциях и курсовых углах и чаще всего выдерживала попадания 203-мм снарядов. В то же время, даже одно попадание из 280-мм орудия могло нанести серьёзный ущерб любому «вашингтонскому» крейсеру – это наглядно показал бой у Ла-Платы 13 декабря 1939 года, в ходе которого был тяжело повреждён «Адмирал граф Шпее» (систершип «Дойчланда» и «Адмирала Шеера»). Главной же проблемой «карманных линкоров» оказалось не вооружение, не защита, а управление в бою, то есть, пресловутый «человеческий фактор»…

Источник

Deutschland (1931)

Что такое карманный линкор. Смотреть фото Что такое карманный линкор. Смотреть картинку Что такое карманный линкор. Картинка про Что такое карманный линкор. Фото Что такое карманный линкор

9 февраля 1928 г. Заложен
19 мая 1931 г. Спущен на воду
1 апреля 1933 г. Введен в строй
22 июля 1947 г. Гибель
11700 / 15200 т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
182,0 / 21,7 / 5,6 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
4×2 MAN M-9Zu42/58 / 7100 л.с Главная ЭУ
(тип/мощность)
5Z42/58 / 1450 л.с Вспомогательная ЭУ
(тип/мощность)
27 / 19 узл. Скорость хода
(полная/экономичная)
/ 18000 миль Дальность плавания
(полным/экономичным ходом)

2 четырехтрубных 533 мм торпедных аппарата G7a

1 катапульта 2 гидросамолёта Arado Ar 196

Что такое карманный линкор. Смотреть фото Что такое карманный линкор. Смотреть картинку Что такое карманный линкор. Картинка про Что такое карманный линкор. Фото Что такое карманный линкор

Содержание

Что такое карманный линкор. Смотреть фото Что такое карманный линкор. Смотреть картинку Что такое карманный линкор. Картинка про Что такое карманный линкор. Фото Что такое карманный линкор

Что такое карманный линкор. Смотреть фото Что такое карманный линкор. Смотреть картинку Что такое карманный линкор. Картинка про Что такое карманный линкор. Фото Что такое карманный линкор

Конструкция

Недостатки

Среди недостатков Deutschland:невысокая скорость,слабое зенитное вооружение. По скорости Deutschland уступал на 4-5 узла британским крейсерам и данный факт сильно влиял на рейдерские качества данного корабля.Также было слабо зенитное вооружение,которое состояло из трёх 88-мм орудий 1914 года. Противоторпедная защита оказалась слабой.Она сводилась к двойному дну по всей длине кораблей, булям и броневым переборкам толщиной 45 (на головном крейсере) или 40 мм (на остальных). Несмотря на все усилия конструкторов, мореходность крейсера была достаточной, но не выдающейся. На полном ходу против волны носовую оконечность заливало водой. Тем не менее, из всех кораблей Кригсмарине умеренного размера «Дойчланды» имели наилучшие морские качества.

Технические детали

Силовая установка

Энергетическая установка состояла из 4 групп двигателей, в каждой группе по два 9-цилиндровых двухтактных дизеля MAN M-9Zu42/58 двойного действия, максимальной мощностью по 7100 л.с. при 450 об/мин (максимальная продолжительная мощность 6655 л.с.), и из четырех вспомогательных 5-цилиндровых дизеля M-5Z42/58 максимальной мощностью 1450 л.с. при 425 об/мин. Суммарная мощность всех восьми главных двигателей на гребных валах (с учетом потерь) – 54000 л.с., что обеспечивало скорость хода около 27 узлов При скорости хода 25 узлов необходимая мощность составляла 33000 л.с., при скорости 19 уз. – 11 000 л.с. Дальность плавания со скоростью 20 узлов – 10000 миль, а с экономической скоростью – около 18000 миль.

Электрическая сеть корабля питалась от 8 дизель-генераторов мощностью каждый 250 кВт. Двигатели этих агрегатов четырехтактные простого действия, мощностью каждый 375 л.с. при 1000 об/мин. Наибольшая мощность 400 л.с. Изготовлены фирмой Link-Hofmann-Busch Werke, г. Бреслау.

Основное вооружение

Главный калибр

Что такое карманный линкор. Смотреть фото Что такое карманный линкор. Смотреть картинку Что такое карманный линкор. Картинка про Что такое карманный линкор. Фото Что такое карманный линкор

Что такое карманный линкор. Смотреть фото Что такое карманный линкор. Смотреть картинку Что такое карманный линкор. Картинка про Что такое карманный линкор. Фото Что такое карманный линкор

Что такое карманный линкор. Смотреть фото Что такое карманный линкор. Смотреть картинку Что такое карманный линкор. Картинка про Что такое карманный линкор. Фото Что такое карманный линкор

Что такое карманный линкор. Смотреть фото Что такое карманный линкор. Смотреть картинку Что такое карманный линкор. Картинка про Что такое карманный линкор. Фото Что такое карманный линкор

Вспомогательный калибр

Зенитное вооружение

Авиационная группа

2 гидросамолёта «Arado Ar 196».

Бронирование

Что такое карманный линкор. Смотреть фото Что такое карманный линкор. Смотреть картинку Что такое карманный линкор. Картинка про Что такое карманный линкор. Фото Что такое карманный линкор

Что такое карманный линкор. Смотреть фото Что такое карманный линкор. Смотреть картинку Что такое карманный линкор. Картинка про Что такое карманный линкор. Фото Что такое карманный линкор

Модернизации

В 1933 замена торпедных аппаратов 500-мм на 533-мм;

В 1934 установка командно-дальномерного поста для 88-мм зенитной артиллерии,замена одиночных орудий на спаренные 88-мм орудия;

В 1939 г. установлен радиолокатор FuMo-22 с антенной на дымовой трубе;

В конце 1939 года зенитное вооружение дополнено четырьмя 20-мм автоматами MG C/30.

В апреле 1940 г., при исправлении последствий торпедного попадания, 88-мм зенитки заменены на 105-мм. Тогда же бывший Deutschland, теперь Lützow, получил наклонный «атлантический» нос, а общая длина его корпуса увеличилась тем самым примерно на 2 м. Установлено размагничивающее устройство. Усилена легкая зенитная артиллерия (установлены четыре 37-мм спаренных и несколько 20-мм автоматов);

В 1942 г. установлен новый радиолокатор наблюдения FuMB-4 позади фор-марса; радиолокатор FuMo-22 заменен на FuMo-26 с двумя антеннами;

В 1942 г. козырек на трубе заменен на более высокий и большой, на крыше носовой башни появился счетверенный 20-мм автомат армейского образца, «фирлинг»;

В 1942 или 1943 г. установлен второй «фирлинг»; тогда же прожектор на мачте-надстройке заменен на одиночный 20-мм автомат;

В 1944 г. две антенны радиолокатора FuMo-26 заменены одной;

В 1944 г. армейские зенитные автоматы сняты в ожидании аналогичных флотских на стабилизированных лафетах, которые, однако, попали на Lützow не скоро.

В последний год войны зенитное вооружение неоднократно менялось и усиливалось. Если в марте 1944 года оно состояло из исходных восьми 37-мм и одиннадцати одиночных 20-мм автоматов, то уже с августа того же года началась постепенная замена пушек обоих типов на одиночные 4 cm Flak 28. Часть одиночных 20-миллиметровок уступила место спаренным установкам LM 44 того же калибра, в дополнение появилось три мощных «фирлинга» морской модели со стабилизацией в трех плоскостях. Общее число 20-мм стволов достигло 28: 3 счетверенных, 6 спарок и 4 одиночных. Но и это вооружение не стало окончательным. В соответствии с программой единого перевооружения ПВО в 1945 году на Lützow должно было быть десять 37-мм автоматов новой модели с высокими характеристиками, которыми предполагалось заменить «бофорсы» и уцелевшие 37-мм спарки, но, как и на большинстве других уцелевших крупных кораблей Кригсмарине, работы велись медленно и завершены не были.

История

В мае 1933 г. участвовал в военно-морском параде в Киле, однако испытания продолжались до 10 декабря 1933 г. С 1933 г. – флагманский корабль ВМС Германии. В начале 1934 г. провел артиллерийские стрельбы в Атлантике, осенью совершил визиты в Шотландию и Скандинавию, в ноябре встал на первый ремонт и переоборудование. С 14 марта 1935 г. совершил трансатлантический переход в Южную Америку и за 32 дня прошел 12 286 миль, после чего участвовал в маневрах германского флота. Вместе с Admiral Scheer крейсировал в Северной и Центральной Атлантике. Поход завершился визитом в Стокгольм, где на борт корабля поднялся шведский король. В мае 1936 – на параде в Киле, после чего посетил Копенгаген.

В конце июля 1936 г. готовившийся к маневрам Deutschland вместе с Admiral Scheer получил приказ принять топливо и провиант для похода в Испанию. На Deutschland поднял флаг вице-адмирал Карлс, корабль оснастили гидросамолетом He-60, и через день после получения приказа германская эскадра отбыла в Испанию. C июля 1936 г. по август 1938 г. Deutschland неоднократно заходил в испанские воды.

29 мая 1937 г. на рейде острова Ивиса атакован двумя республиканскими самолетами, получил два бомбовых попадания 50-килограммовыми бомбами. Уничтожен гидросамолет, убито 19 человек, ранено 81, из которых четверо умерли позже.

В 1938 г. прошел модернизацию.

В марте 1939 г. принимал участие в оккупации Мемеля (Клайпеды), причем на его борту находился Адольф Гитлер.

24 августа 1939 г. вышел для рейдерства в Атлантику, на позиции южнее Гренландии. Разрешение начать боевые действия получил только 26 сентября 1939 г. Потопил только два судна, общей вместимостью около 7000 тонн, и в ноябре 1939 г. вернулся в Германию.

15 ноября переименован в Lützow.

24-25 ноября 1939 г. выходил в Скагеррак на перехват торговых судов, но безрезультатно.

Во время вторжения в Норвегию 9 апреля 1940 г. действовал в составе группы, предназначенной для оккупации Осло вместе с тяжелым крейсером Blücher, легким крейсером Emden, 3 миноносцами и несколькими малыми кораблями. В ходе операции Blücher был потоплен; Deutschland/Lützow получил три попадания 280-мм снарядами (один в носовую башню и два в надстройки). Было выведено из строя центральное орудие носовой башни главного калибра, около 20 человек экипажа, на корабле возник пожар. После захвата Осло поврежденный «карманный линкор» получил приказ срочно возвращаться в Германию.

Что такое карманный линкор. Смотреть фото Что такое карманный линкор. Смотреть картинку Что такое карманный линкор. Картинка про Что такое карманный линкор. Фото Что такое карманный линкор

Что такое карманный линкор. Смотреть фото Что такое карманный линкор. Смотреть картинку Что такое карманный линкор. Картинка про Что такое карманный линкор. Фото Что такое карманный линкор

13 июня атакован британскими торпедоносцами «Бофорт», получил попадание в середину корпуса. Были затоплены два моторных отсека и один из отсеков с соединительными муфтами. Lützow лишился хода, принял 1000 т воды и получил угрожающий крен – около 20°. Однако поврежденный корабль смог добраться до Киля, где встал на ремонт – до января 1942 г.

В начале 1942 г. Гитлер приказал перебросить значительные морские и воздушные силы в полярные моря для действий против северных конвоев, и во второй половине мая Lützow перешел в Нарвик. В ходе операции «Ход конем» («Россельшпрунг») в июле 1942 г. он должен был действовать против знаменитого конвоя PQ-17, но напоролся на не обозначенную на карте скалу еще до выхода из залива Боген, и вынужден был вернуться в Нарвик. Запланированный на лето рейд в Атлантику был вновь отменен.

В конце декабря 1942 г. принимал участие в операции «Радуга» («Регенбоген») против конвоя JW-51B вместе с тяжелым крейсером Admiral Hipper и 6 эсминцами под командованием адмирала Кюмметца. Бой представлял собой ряд коротких схваток. Admiral Hipper был поврежден английскими крейсерами Sheffield и Jamaika, потоплены германские эсминцы Friedrich Eckoldt и Beitzen, у англичан потоплены эсминец «Эшейтес» и тральщик; конвой практически не пострадал. Результатом операции явился приказ Гитлера, запрещавший дальнейшее активное использование крупных боевых кораблей. Командующий военно-морскими силами адмирал Редер был вынужден подать в отставку, его место занял Дениц. Эта операция получила название «новогоднего боя», или «новогоднего позора».

В дальнейшем Lützow формально оставался в строю, находясь в Нарвике – с уменьшенным экипажем.

В марте 1943 г. наиболее крупные корабли Кригсмарине, в том числе и Lützow, переместились в Альтен-фиорд. В конце сентября 1943 г. корабль перешел в Германию и был поставлен на ремонт и модернизацию, которые проходил до марта 1944 года в Лиепае (Либаве). Предполагалось, что после модернизации он станет чисто учебным судном.

По завершении работ весной 1944 года Lützow участвовал в походе флота к устью Финского залива для демонстрации своей мощи собиравшейся выйти из войны Финляндии (операция «Ротбухе»).

Летом 1944 г. корабль был перевооружен, усилена зенитная артиллерия. Работы проводились в Либаве и заняли около месяца.

С осени 1944 года «карманный линкор» Lützow использовался для поддержки немецких сухопутных войск на побережье Рижского залива. С 11 октября до 22 ноября немецкие войска при поддержке артиллерии главного калибра «карманных линкоров» Lützow и Admiral Scheer удерживали полуостров Сворбе на южной оконечности острова Эзель (Сааремаа). На «Лютцове» было израсходовано свыше 300 11-дюймовых снарядов.

В конце года Lützow и Admiral Scheer переведены из базы в Готенхафене в Пиллау из-за угрозы с воздуха со стороны авиации союзников.

В январе 1945 г. оба «карманных линкора» вновь поддерживали сухопутные войска – в Восточной Пруссии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *